Сущность личностно – ориентированного подхода в воспитании — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Сущность личностно – ориентированного подхода в воспитании

2019-11-28 702
Сущность личностно – ориентированного подхода в воспитании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

В современном мире в двадцать первом веке происходят коренные перемены в понимании человеком целей образования и путей их реализации. Передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику заключается в развитии способностей ученика самостоятельно определять цели, находить способы их реализации, оценивать свои достижения. В поисках решений к данной задаче значимое место отводится формированию основных методов обучения с применением личностно-ориентированного подхода.

В последние годы исследователи обращают внимание на осуществление личностно-ориентированного подхода в процессе воспитания. Причем начальной школе здесь принадлежит ведущая, фундаментальная роль, поскольку главной задачей школы и, прежде всего, начальной является организация особого образовательного пространства, содействующего формированию индивидуального стиля жизни, создающего условия для развития удетей нравственных чувств, эмоций и соответствующего поведения.

Эти положения нашли отражение в государственных документах об образовании: Законе РФ «Об образовании РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт НОО и др.

Так, в законе РФ «Об образовании» статья 2 первым принципом государственной политики в области образования называет «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности…». Пункт 1 статьи 14 определяет, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. В этой же статье (пункт 5) говорится, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации прав обучающихся на свободный выбор мнений и суждений. [26]

ФГОС НОО определил цели образования на современном этапе российского образования. В нём говорится о необходимости «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но в первую очередь на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В соответствии с ФГОС, учитель должен заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией, что и составляет основу личностно-ориентированного воспитания. [27]

Проблемой личностно-ориентированного подхода активно рассматривается отечественными педагогами: Н.А. Бердяев, Е.В. Бондаревская,  А.В. Вильвовская,  Л.В Занковым, В.В.Сериков, К.Д Ушинский, С.Л. Франк, П.Ф. Флоренский. И.С. Якиманская и др. И сегодня этой проблемой активно занимаются педагоги: Ш. А. Амонашвили, Н. Г. Невоструева,   В. В. Танская и др.

Цель работы: охарактеризовать личностно - ориентированный подход в воспитании младших школьников

Задачи курсовой работы:

¾ изучить сущность личностно-ориентированного подхода в воспитании;

¾ раскрыть методы и принципы личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников

¾ проанализировать опыт использования личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников.

Объект исследования: личностно-ориентированный подход в воспитании.

Предмет исследования:  методы личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы;

обобщение; систематизация; формулировка выводов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы курсовой работы могут быть использованы студентами при подготовке к практическим и семинарским занятиям по педагогике, а также при написании рефератов, курсовых и ВКР.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников в количестве 25.

 


Заключение

 

Основа личностно-ориентированного подхода в воспитании положена в теории личности, в соответствии с которой сущность личности может проявляться в способности занимать определенную позицию. Воспитание, которое ориентировано на личность, достигает своей цели тогда, когда создает условия для конкретного проявления и развития личностных функций субъектов воспитания.

Сущность и личностно-ориентированного воспитания имеет своей целью удовлетворить потребности и интересы ребенка, нежели находящихся во взаимодействии с ним государственных и общественных институтов. Предусматривает отношение воспитателя к воспитаннику как к личности, помощь воспитаннику в самосознании себя личностью, в выявлении, раскрытии возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждении. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого.

Педагогу следует стремиться учитывать личные качества младших школьников, использовать индивидуальный подход к каждому ученику с конкретными  проблемами, такой метод будет наиболее действенным и эффективным в процессе воспитания, так как будет вызывать неподдельный интерес младших школьников к процессу обучения.

Воспитателю надоцелостно воспринимать ребенка, а не отдельные его особенности, обращать внимание на качества личности, их проявление в ее поведении и деятельности, отношении к себе, направленность потребностей и мотивов. Не следует применять жесткие эталоны, делать далеко идущие выводы из малозначимых деталей. Сущность ее в том, что ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса, основанного на принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания. Воспитатель должен приспосабливаться к развитию ребенка, не всегда вмешиваясь напрямую в этот процесс. Детей не принуждают выполнять те или иные требования, а создают такие условия, чтобы они сами пришли к пониманию данного требования, признали его, захотели выполнить и выполнили.

На основе личностно-ориентированного подхода воспитания учеников начальных классов будет сформировано пространственное представление и воображение, будет развиваться речь и мышление учащихся, будет организована целенаправленная работа по формированию важных практических навыков. Содержание урока должно подбираться с учетом того, чтобы каждый ученик мог понять материал, проявить себя, раскрыть свою индивидуальность.

Очень важно использовать личностно-ориентированный подход и подбирать такие задания, с которыми учащиеся данной категории могли справляться без сильных затруднений, а только потом переходить к более сложным упражнениям. Современная образовательная практика требует личностно ориентированного подхода и дает возможность рассмотреть диагностику образования в качестве неотъемлемой части педагогического процесса.

Итак, современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

 

 

Введение

 

В современном мире в двадцать первом веке происходят коренные перемены в понимании человеком целей образования и путей их реализации. Передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику заключается в развитии способностей ученика самостоятельно определять цели, находить способы их реализации, оценивать свои достижения. В поисках решений к данной задаче значимое место отводится формированию основных методов обучения с применением личностно-ориентированного подхода.

В последние годы исследователи обращают внимание на осуществление личностно-ориентированного подхода в процессе воспитания. Причем начальной школе здесь принадлежит ведущая, фундаментальная роль, поскольку главной задачей школы и, прежде всего, начальной является организация особого образовательного пространства, содействующего формированию индивидуального стиля жизни, создающего условия для развития удетей нравственных чувств, эмоций и соответствующего поведения.

Эти положения нашли отражение в государственных документах об образовании: Законе РФ «Об образовании РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт НОО и др.

Так, в законе РФ «Об образовании» статья 2 первым принципом государственной политики в области образования называет «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности…». Пункт 1 статьи 14 определяет, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. В этой же статье (пункт 5) говорится, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации прав обучающихся на свободный выбор мнений и суждений. [26]

ФГОС НОО определил цели образования на современном этапе российского образования. В нём говорится о необходимости «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но в первую очередь на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В соответствии с ФГОС, учитель должен заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией, что и составляет основу личностно-ориентированного воспитания. [27]

Проблемой личностно-ориентированного подхода активно рассматривается отечественными педагогами: Н.А. Бердяев, Е.В. Бондаревская,  А.В. Вильвовская,  Л.В Занковым, В.В.Сериков, К.Д Ушинский, С.Л. Франк, П.Ф. Флоренский. И.С. Якиманская и др. И сегодня этой проблемой активно занимаются педагоги: Ш. А. Амонашвили, Н. Г. Невоструева,   В. В. Танская и др.

Цель работы: охарактеризовать личностно - ориентированный подход в воспитании младших школьников

Задачи курсовой работы:

¾ изучить сущность личностно-ориентированного подхода в воспитании;

¾ раскрыть методы и принципы личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников

¾ проанализировать опыт использования личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников.

Объект исследования: личностно-ориентированный подход в воспитании.

Предмет исследования:  методы личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы;

обобщение; систематизация; формулировка выводов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы курсовой работы могут быть использованы студентами при подготовке к практическим и семинарским занятиям по педагогике, а также при написании рефератов, курсовых и ВКР.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников в количестве 25.

 


Сущность личностно – ориентированного подхода в воспитании

 

Развитие идей личностно-ориентированного воспитания берет свое начало уже со времен деятельности классика русской педагогики К. Д. Ушинского, который разработал обширную методику педагогических приемов индивидуального подхода к детям, основу профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В своем труде «Человек как предмет воспитания» он писал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. [25]

Однако идеи личностно-ориентированного подхода в воспитании стали по-настоящему востребованы и получили свое распространение в 90-е годы XX века. Это стало возможным благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. В новых социально-экономических условиях чрезвычайно значимой становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно осуществлять свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартами требований, осознанно и адекватно оценивать свою деятельность. Исходя из этого, можно выделить несколько трактовок определения понятия личностно ориентированного подхода в воспитании.

Е.Н. Степанов даёт такое определение понятию л ичностно-ориентированный подход:  

а) это методологическая ориентация в педагогической деятельности, выработанная на основе гуманистического мировоззрения, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей гуманистической педагогики, гуманных способов педагогических действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности;

б) последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия;

в) индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

г) индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.[8]

Сластенин В.А. дает такую характеристику: «Личностный подход не исчерпывается ориентацией на формирование личностных смыслов. Тем не менее, именно в них мир предстает перед человеком в свете тех мотивов, ради достижения которых он действует, борется и живет. В личностных смыслах человека открывается значение мира, а не равнодушное знание о действительности. В них рождаются ориентиры жизненного самоопределения, они определяют направленность личности, которая выделяется практически во всех подходах к структурированию личности как ее важнейший компонент.

Личностный подход вне зависимости от дискуссии относительно структуры личности означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий». [22]

В.В. Сериков выделяет три главных направления в разнообразии трактовок личностно-ориентированного подхода [20]:

1. Личностно-ориентированный подход - общегуманистический феномен, основанный на уважении прав, достоинств ребенка при выборе им образовательного маршрута, учебного плана, учебного учреждения и т.д.

2. Личностно-ориентированный подход - цель, программа педагогической деятельности, базирующаяся на стремлении воспитать личность.

3. Личностно-ориентированный подход - специальный вид образования, в основе которого - создание определенной образовательной системы, которая «запускала «бы механизмы функционирования и развития личности.

Личностно-ориентированное воспитание – основа гуманистической педагогики.

Личностно ориентированный подход основывается на принципе гуманизации воспитания. Гуманизация – реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником, принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к человеку, забота о нем; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.

Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение имеют не столько знание воспитателем индивидуальных особенностей воспитанников, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников [17].

Личностный подход понимается как опора на личностные качества воспитанника, обучающегося, выражающие очень важные для воспитания характеристики: направленность личности; ценностные ориентации; жизненные планы; сформировавшиеся установки; доминирующие мотивы деятельности; мир потребностей личности; уровень духовного развития.

Только опора на обозначенные ведущие качества может обеспечить продуктивное и высоко результативное личностно ориентированное воспитание.

Самое главное – строить свою работу с учетом базовых потребностей личности и внимательно следить за изменением главных личностных качеств: направленности ценностных ориентаций; жизненных планов, деятельности и поведения, и своевременно корректировать процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется особый подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с её позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно-ориентированное воспитание. Оно создаёт новые механизмы моральной саморегуляции, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики. Воспитание, ориентированное на личность, её жизнь, деятельность, является перспективным только тогда, когда между воспитателями и воспитанниками взаимодействуют такие формы, которые активизируют процесс воспитательной инициативы у детей. От состояния «Я должен» к состоянию «Я хочу» ребёнка приводит его личное отношение к тому, что он делает. Чтобы это произошло, нужно отказаться от многих устоявшихся педагогических привычек. [17]

Личностно-ориентированный подход в воспитании означает опору на личностные качества. Личностно-ориентированное воспитание означает такой способ организации воспитательного процесса, когда обеспечивается всемерный учет возможностей, способностей и субъектного опыта воспитанников и создаются необходимые условия для их развития. Цель личностно-ориентированного воспитания – создание условий для развития субъектности ребенка.

Личностно ориентированное воспитание – это такая воспитательная система, где ребёнок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Вокруг личности воспитанника концентрируются все остальные приоритеты. Личностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания, добро и ласка как основное средство. Иными словами, личностно ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёта особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как сознательному полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающеё своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей. Таким образом, личностно ориентированное воспитание – конкретная технология гуманистической педагогики.

Е. В. Бондаревская даёт такую трактовку: «Личностно-ориентированный подход - стратегия воспитания с учетом субъектной позиции ребенка в процессе воспитания; создание условий для самораскрытия и саморазвития личности младших школьников» [4].

Среди основных условий осуществления личностно-ориентированного подхода в воспитании Е.В. Бондаревская различает такие, как: самореализация, жизнетворчество, культурная идентификация, индивидуализация, личностно-смысловая направленность, культурологическое содержание обучения и воспитания, диалогичность и творческий характер учебной деятельности [4].

Личностный подход в воспитании – предусматривает отношение воспитателя к воспитаннику как к личности, помощь воспитаннику в самосознании себя личностью, в выявлении, раскрытии возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждении.

Именно этот подход выдвигает в центр воспитательной системы личность, сосредоточивая внимание на необходимости создания комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации природных потенциалов [9].

В современных условиях в формировании нравственных качеств подрастающих поколений решающее значение принадлежит педагогическому процессу, осуществляемому различными видами и типами учреждений образования. Именно благодаря их деятельности решение морально-нравственных проблем приобретает серьезное общественное значение.

Однако надо признать, что существующее в современной начальной школе обучение недостаточно формирует у младших школьников качества, которые соответствовали бы социальному заказу общества. В связи с этим возникает необходимость переустройства образовательной системы начальной школы, которая нуждается в разработке единых подходов к процессу обучения и воспитания младшего школьника, что обеспечит развитие его интеллектуально-психических потенциалов, творческих способностей и морально-нравственных качеств.

Основа личностно-ориентированного подхода в воспитании положена так же В.В. Сериковым в теории личности, в соответствии с которой сущность личности может проявляться в способности занимать определенную позицию. Обучение, которое ориентировано на личность, достигает своей цели тогда, когда создает условия для конкретного проявления и развития личностных функций субъектов обучения [20].

Главное условие проявления личностных способностей заключается в создании личностно-ориентированной ситуации (учебная, познавательная, жизненная), в которой будет востребовано проявление личностных функций учеников.

Таким образом, личностно-ориентированный подход в воспитании - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Цель личностно-ориентированного подхода в воспитании - создание условий для развития субъектности ребенка.

 


 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.