Методы и принципы личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Методы и принципы личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников

2019-11-28 772
Методы и принципы личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы воспитания,  является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. [21]

В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика.

Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс.

Специальных методов, организационных форм для личностно ориентированного воспитания  нет. Воспитатель-гуманист пользуется всеми известными воспитательными средствами классической педагогики. Но они трансформированы, преобразованы в соответствии с новыми целями и задачами воспитания. Главное, что изменяется в методах и формах воспитательного процесса, — направленность. Взять хотя бы такие общие методы воспитания, как убеждение или приучение. Как по-разному используют их педагоги различной ориентации. Тяготеющие к жесткому управлению авторитаристы направляют убеждение прямолинейно, заботясь лишь о ясности и достаточной категоричности его предъявления. В гуманистической педагогике то же самое убеждение будет выражено много мягче в зависимости от особенностей воспитанников и ситуации. Оно примет новые формы. Главное — удовлетворить запросы, потребности, интересы воспитанника [16].

Организация личностно-ориентированного воспитания для педагога – это не просто создание благожелательной атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьника как опыту собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно-ориентированного воспитания состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта каждого ребенка, согласовать его с текущими задачами воспитательной работы и на этой основе инициировать процесс самообразования воспитанника.

 Реализация личностно-ориентированного воспитания предполагает соблюдение воспитателем следующих требований:

1) использовать разнообразные методы, приемы, формы, способы, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся, выявить их черты характера, вкусы, взгляды;

2) максимально опираться на собственную активность личности, т.е. не столько руководил, сколько организовывал и направлял детскую активность;

3) привлекать детей к самостоятельной или совместной постановке целей воспитания, планированию деятельности;

4) стимулировать детей к самостоятельному выбору и использованию социально одобряемых способов поведения;

5) создавать педагогические ситуации общения, в которых каждый ученик может проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах поведения;

6) предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика;

7) стимулировать учеников к высказываниям, анализу мотивов и способов собственного поведения и поступков других учеников, вынесению оценочных суждений на доступном возрасту уровне;

8) стараться обеспечивать поощрение и оценку не только поступков, но и потребностей, мотивов, способов деятельности, направленности деятельности, степени самостоятельности;

9) вовлекать каждого ребенка в процесс обсуждения целей и результатов воспитания, успешных шагов, причин успехов и неудач, отношения к деятельности (что хотелось повторить, а что сделать по-другому)[15].

Коротко концепция личностно-ориентированного воспитания выражается: понимать, признавать, принимать ребёнка.

Понимание ребенка означает проникновение в его внутренний душевный мир. Понимание основано на диагностике личности и изучении опыта ребенка и заключается в создании на этой основе целостного восприятия личности ребенка воспитателем.

Признание ребенка – право ребенка быть самим собой, право ребенка на уважение со стороны взрослого. Признание ребенка означает соблюдение педагогом баланса между свободой поступков, мыслей и целеполагания ребенка и разумной требовательностью к ребенку со стороны педагога и общества.

Принятие ребенка – это положительное отношение к нему без условий со стороны родителей и воспитателей. Принятие ребенка не означает отказ от воспитательных требований, а предполагает такую постановку воспитательных задач и выбора воспитательной технологии, которые в наибольшей степени обеспечивают развитие этого конкретного ребенка.

Взаимодействуя с детьми, воспитатель должен изучать, знать и поддерживать каждого ребенка, учитывать его субъектный опыт и обеспечить каждому включение в активную воспитывающую деятельность.

Методами личностно-ориентированного воспитания являются следующие:

1. Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

3. Метод стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

 

Личностно-ориентированный характер воспитания заключается в том что, в заимодействуя с детьми, воспитатель должен изучать, знать и поддерживать каждого ребенка, учитывать его субъектный опыт и обеспечить каждому включение в активную воспитывающую деятельность.

Этот полностью соответствует концепции личностно-ориентированного воспитания[12].

Выделяют следующие принципы личностно-ориентированного подхода в воспитании:

1. Принцип общественной направленности воспитания.

Реализация данного принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан; уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности.

2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.

Проявление данного принципа является широкое ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности

3. Принцип гуманизации воспитания.

Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

4. Принцип личностного подхода в воспитании.

Данный принцип  требует, чтобы воспитатель постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников.

5. Принцип единства воспитательных воздействий.

Это принцип, координации усилий школы, семьи и общественности и подразумевает собой совместную деятельность учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающего поколения.

6. Принцип опоры на положительное в воспитаннике.

Личностно-ориентированный подход предполагает формирование у ребенка положительной концепции. Для этого необходимо видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать; создавать личности ситуацию успеха, поддержки, доброжелательности; предоставлять возможности реализовывать себя в положительной деятельности

Так же важно в воспитании ребёнка опираться на положительные качества воспитанника. Задачи воспитателя – выявлять в каждом ребенке положительные качества и свойства, способствовать их развитию и, опираясь на них, сглаживать негативные.

Принцип опоры на положительные качества воспитанника продолжает и развивает законы воспитания, такие как закон положительного подкрепления и внимания к внутреннему состоянию воспитанника. Философской же основой является положение о "противоречивости" природы человека, в котором всегда присутствует как положительное, так и отрицательное. Причем нередко недостатки человека являются продолжением его достоинств.

Принцип предполагает работу воспитателя, главным образом, с положительными качествами личности школьника: их выявление, развитие, усиление, создание положительного воспитательного фона. На этой основе воспитатель выявляет отрицательные свойства, качества, вредные привычки и, используя положительные, корректирует их.

Принцип осуществляется при соблюдении следующих правил:

• недопустимость акцептирования внимания детей только на промахах и отрицательных качествах;

• нежелательность "ярлыков" в работе с детьми, как положительных, так и отрицательных;

• использование "Я-высказываний" взамен "Ты-высказываний".[16]

Воспитатель-гуманист пользуется всеми известными воспитательными средствами классической педагогики. Но они трансформированы, преобразованы в соответствии с новыми целями и задачами воспитания. Главное, что изменяется в методах и формах воспитательного процесса, — направленность. Взять хотя бы такие общие методы воспитания, как убеждение или приучение. Как по-разному используют их педагоги различной ориентации. Тяготеющие к жесткому управлению авторитаристы направляют убеждение прямолинейно, заботясь лишь о ясности и достаточной категоричности его предъявления. В гуманистической педагогике то же самое убеждение будет выражено много мягче в зависимости от особенностей воспитанников и ситуации. Оно примет новые формы. Главное — удовлетворить запросы, потребности, интересы воспитанника.

Таким образом, мы выяснили, что основными принципами личностно-ориентированного подхода в воспитании являются: принцип доверия и поддержки; принцип самоактуализации; принцип индивидуальности; принцип субъектности; принцип выбора; принцип творчества и успеха. Также мы можем сделать вывод, что методы личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников должны соответствовать таким требованиям, как диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального раз­вития ребенка, предоставление учащемуся необходимого простран­ства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и пове­дения.


 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.