Анализ практики личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Анализ практики личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников

2019-11-28 292
Анализ практики личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Воспитание ребенка в школьной среде является динамическим, противоречивым, творческим процессом, при котором не может быть каких-либо застывших или одинаковых рекомендаций. Только индивидуальное обращение к личности ребенка, его интересам и увлечениям, принятие во внимание особенностей его развития поможет педагогам найти подход к «трудным» детям. «Всегда легче предупредить, чем исправлять», – говорил известный педагог А.С. Макаренко. Лучшим же способом предупреждения является оказание помощи в реализации основных потребностей «трудного» ребёнка: любви, безопасности, внимания, удовлетворения, самоутверждения – ведь именно их утрата приводит к девиантному поведению. Важно также содействие формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость человека. Самоопределившийся индивид с собственным жизненным стержнем вряд ли попадёт под влияние негативных норм и образцов поведения [19].

Этапы индивидуальной работы в процессе личностно-ориентированного подхода:

I этап изучение научно-методических основ личностно-ориентированного воспитания, организация совместной коллективной деятельности, проведение диагностирования личности каждого ребенка с проблемами в поведении.

II этап наблюдение и изучение учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой.

III этап на основе установленного уровня воспитанности учащегося проектируется развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств ученика. Проектирование развития личности основывается на сравнении личного уровня воспитанности учащегося с его идеалом и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребенка.

 IV этап происходит дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях. Для данного этапа характерно использование общих методов обучения и воспитания, вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требования, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание.

 V этап корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются позитивные или преодолеваются негативные качества[12].

Организуя работу с классным коллективом, с семьями своих учеников, каждый педагог должен задать себе вопросы: «Кого и как я хочу воспитать? К чему готовить в жизни? На чём воспитывать? Какие качества стали наиболее важными?». Известно, что в настоящее время у молодёжи ценности сместились в сторону потребления, а это приводит к обнищанию личности. Спасение молодёжи от нравственного и духовного оскудения требует перехода к гуманистическим системам воспитания, в основе которых лежит личностный подход к каждому ученику.

Безусловно, зная особенности формирования человеческой личности, мы хотим вырастить человека, способного быть личностью, способного решать свою жизнь «лично». И именно в этом состоит великая сила педагогической помощи. Педагог должен не проживать жизнь ребенка, а построить процесс воспитания таким образом, чтобы его воспитанник был способен принимать самостоятельные решения в своей жизни в любых обстоятельствах и брать за них ответственность на себя, а не перекладывать ее на других. При этом он должен знать, что, принимая свое собственное решение, он не должен ущемлять интересы и жизнь других людей. Планируя работу с классом, надо брать за основу такие общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля.

Не случайно на первое место выведена ценность личности человека. На уважении к ней, на учёте её индивидуального развития базируется личностно-ориентированное воспитание, способствующее формированию свободного человека, осознающего своё достоинство и уважающего достоинства и свободу других людей. И именно с формирования этой общечеловеческой ценности должен начинать свою работу учитель.

Педагогу предоставляется прекрасная возможность вникнуть до мельчайших деталей в жизнь каждого ученика, включить всех детей в многообразную деятельность по интересам, увлечь их любимым делом. Развитие и раскрытие индивидуальности ребёнка, умеющего жить в коллективе и строить отношения на основах дружбы и взаимопомощи, воспитание личности, способной выстраивать свою жизнь, достойную человека, – вот главная задача учителя.

Внедрение личностно-ориентированного подхода в воспитание позволит создать условия для самореализации учащихся, развития способности адаптироваться к условиям новой жизни.

Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма [14].

В современном обществе соревнование по конкретным показателям успеваемости учащихся не устраивают и не проводят. Хотя полностью исключить соревнование из одной из важных областей жизни и деятельности школьников неправильно.

Индивидуальное соревнование может быть рассчитано как на длительный срок, так и эпизодическим. Индивидуальное соревнование имеет выраженный личностно-ориентированный характер. В ходе его организации и проведения важно соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.

За последние годы появилось множество противников разного рода соревнований, которые вроде как противоречат основным принципам гуманистической педагогики. Они считают, что разрешено сравнивать только темпы личного продвижения, т.е. сравнивать ребенка сегодня с самим собой, каким он был вчера[7].

В переживании ситуаций успеха определенно нуждаются ученики, которые испытывают различные затруднения в учении. По этой причине очень важно использовать личностно-ориентированный подход и подбирать такие задания, с которыми учащиеся данной категории могли справляться без сильных затруднений, а только потом переходить к более сложным упражнениям.

Надежным путем создания ситуаций успеха является личностно-ориентированный подход к определению содержания деятельности и помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривание детей, которые вызывают у них уверенность в своих действиях, стремление соответствовать оценке воспитателя. Огромную роль в создании ситуаций успеха играет общая морально-психологическая атмосфера выполнения различных заданий, потому что это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль может быть определена тем, что в него входит общественное признание того образа действия, который был избран и претворяется учеником в жизнь. Пережив чувство удовлетворения, школьник будет испытывать подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.

Конечно же, нельзя сказать, что поощрение может полезно всегда и везде. Воспитательное значение поощрения увеличивается, если оно включает в себя оценку, как результата, так и мотива, а также способов деятельности. Важно приучить ребенка ценить сам факт одобрения, а не его престижный вес: нельзя допускать, чтобы ученик ждал награды за малейший успех.

Поощрение больше всего необходимо детям несмелым, неуверенным. К поощрениям прибегают педагоги, используя личностно-ориентированный подход, в работе с младшими школьниками и подростками, которые наиболее чувствительны к оценке их поступков и поведения. Сила воспитательного влияния поощрения будет зависеть от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении всего школьного класса [3].

Наказание - это такой вид воздействия на личность школьника, который может выражать осуждение действий и поступков, не соответствующих нормам общественного поведения, принуждать учащихся безоговорочно соблюдать их. Наказание необходимо для корректировки поведения ребенка, дает ему понимание того, где и в чем он ошибся, а также может вызывать вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда.

Важным моментом в учебно-воспитательном процессе с часто болеющими детьми в начальной школе это физическое воспитание, является реализация педагогической поддержки, которая помогает детям чувствовать себя комфортно на занятиях. Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь осознать причины трудностей и найти способ решения своих проблем. Таким образом, педагогическая поддержка саморазвития личности младших школьников в учебной деятельности способствует развитию творческой самостоятельности, самоопределения в коллективе, ответственности, инициативности.

Таким образом, можно сделать вывод на основе личностно-ориентированного подхода воспитания учеников начальных классов будет сформировано пространственное представление и воображение, будет развиваться речь и мышление воспитанников, будет организована целенаправленная работа по формированию важных практических навыков.

А это возможно в том случае, если воспитывать у детей такие качества как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, самодисциплины, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития. Содержание личностно - ориентированного воспитательного мероприятия должно подбираться с учетом того, чтобы каждый воспитанник мог проявить себя, раскрыть свою индивидуальность.

 

Заключение

 

Основа личностно-ориентированного подхода в воспитании положена в теории личности, в соответствии с которой сущность личности может проявляться в способности занимать определенную позицию. Воспитание, которое ориентировано на личность, достигает своей цели тогда, когда создает условия для конкретного проявления и развития личностных функций субъектов воспитания.

Сущность и личностно-ориентированного воспитания имеет своей целью удовлетворить потребности и интересы ребенка, нежели находящихся во взаимодействии с ним государственных и общественных институтов. Предусматривает отношение воспитателя к воспитаннику как к личности, помощь воспитаннику в самосознании себя личностью, в выявлении, раскрытии возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждении. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого.

Педагогу следует стремиться учитывать личные качества младших школьников, использовать индивидуальный подход к каждому ученику с конкретными  проблемами, такой метод будет наиболее действенным и эффективным в процессе воспитания, так как будет вызывать неподдельный интерес младших школьников к процессу обучения.

Воспитателю надоцелостно воспринимать ребенка, а не отдельные его особенности, обращать внимание на качества личности, их проявление в ее поведении и деятельности, отношении к себе, направленность потребностей и мотивов. Не следует применять жесткие эталоны, делать далеко идущие выводы из малозначимых деталей. Сущность ее в том, что ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса, основанного на принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания. Воспитатель должен приспосабливаться к развитию ребенка, не всегда вмешиваясь напрямую в этот процесс. Детей не принуждают выполнять те или иные требования, а создают такие условия, чтобы они сами пришли к пониманию данного требования, признали его, захотели выполнить и выполнили.

На основе личностно-ориентированного подхода воспитания учеников начальных классов будет сформировано пространственное представление и воображение, будет развиваться речь и мышление учащихся, будет организована целенаправленная работа по формированию важных практических навыков. Содержание урока должно подбираться с учетом того, чтобы каждый ученик мог понять материал, проявить себя, раскрыть свою индивидуальность.

Очень важно использовать личностно-ориентированный подход и подбирать такие задания, с которыми учащиеся данной категории могли справляться без сильных затруднений, а только потом переходить к более сложным упражнениям. Современная образовательная практика требует личностно ориентированного подхода и дает возможность рассмотреть диагностику образования в качестве неотъемлемой части педагогического процесса.

Итак, современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.