Египет к времени вторжения арабов. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Египет к времени вторжения арабов.

2019-11-19 180
Египет к времени вторжения арабов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема арабского присутствия в Египте очень интересна. В Египте арабы находились дольше, чем в других странах; здесь они создали сильнейшую империю, и нигде влияние их не было столь значительным. Не удивительно, что потомки древних египтян, сумевшие оказать сопротивление греческому и римскому влиянию, приняли цивилизацию, религию и язык завоевателей и полностью ассимилировались с арабами. Если в Персии и в Индии арабская цивилизация смешалась с цивилизацией первоначальной, не уничтожая ее, то в Египте как античная цивилизация фараонов, так и более поздние цивилизации греков и римлян, существовавшие в некоторых городах, совершенно исчезли, уступив место новой цивилизации, созданной последователями пророка.
Исследование архитектуры Египта арабского периода показывает, насколько полным было это вытеснение. Арабы не заимствовали ничего из египетской архитектуры, хотя к моменту их появления в Египте было множество монументальных сооружений.
Большой интерес представляет изучение арабского присутствия в Египте с точки зрения этнографии. Как мы уже говорили в одной из предыдущих глав, результатом смешения арабов и египтян не стало появление новой расы. Став арабами по языку, религии, по всем элементам цивилизации, египтяне все же не стали арабами по крови. Необычайное сходство между современниками феллахами берегов Нила и изображениями их предков на памятников времен фараонов доказывает, что кровь старинной расы сохранила всю свою силу.
Прибыв в Египет, арабы обнаружили, что все условия жизни здесь сильно отличаются от тех, к которым они привыкли в Аравии и Сирии. И цивилизация, и население, и климат, и сама земля, - все для них здесь было новым.
Чтобы понять, почему арабам удалось так быстро завоевать Египет, надо заглянуть в историю этой страны, рассмотреть ее отличительные особенности.
Согласно доказательствам современной науки возраст некоторых монументов, находящихся на территории Египта, достигает семи - восьми тысяч лет. Следовательно, египетский народ очень давно обладал уже высоко развитой цивилизацией. Как она возникла - остается тайной, ясно лишь, что это древнейшая из цивилизаций, которые когда-либо процветали на берегах Средиземного моря. Цивилизация эта существовала на берегах Нила задолго до прихода греков, внедривших здесь свою веру и свое искусство.
При поверхностном знакомстве с современными научными исследованиями по древнему Египту может показаться, что жизнь в этой стране не изменялась веками. Однако при более внимательном изучении памятников различных эпох можно увидеть, что и цивилизация египтян, хотя и очень медленно, но все же претерпевала эволюцию. Когда созерцаешь египетские храмы, над которыми не властно время, с их гигантскими пилонами, пирамиды, мумии, создается впечатление, что находишься во владениях вечности и постоянства. К тому же и социальные институты Египта весьма консервативны; всякие преобразования запрещены.
Понятно, что народ, обладающий подобной цивилизацией, не должен легко поддаваться чужеродному влиянию. Завоеватели менялись, Египет оставался неизменным, наблюдая приход и уход новых хозяев. Страна была захвачена и греками, и римлянами, но цивилизация в ней оставалась прежней. Завоеватели сами отказались от навязывания египтянам своей культуры. Монументы, строительство которых было начато еще до захвата Египта и завершено уже при Птоломее и Цезаре, причем завершено в первоначальном стиле, доказывает насколько живой оставалась старая цивилизация на протяжении веков.
Когда арабы вышли на мировую арену, Египет уже много столетий являлся добычей разных завоевателей. В 332-м году до нашей эры он был захвачен Александром, который прогнал персов и основал город Александрию. В 306-м году до нашей эры королем Египта был объявлен один из генералов - завоевателей Птоломей Сотер. Основанная им династия просуществовала 274 года. Последней ее представительницей была знаменитая царица Клеопатра. В 30-м году до нашей эры после поражения Клеопатры и Антония Октавом в сражении Актиума Египет стал римской провинцией. После смерти Теодоса в 395-м году и распада римской империи Египет стал частью империи Востока и оставался ею до 640-го года, до эпохи арабских завоеваний.
При Птоломеях Египет оставался процветающей страной, причем все старые традиции были сохранены. Александрия стала крупнейшим интеллектуальным и коммерческим центром. Архитекторы создавали величественные монументы в стиле фараонов. Некоторые из них существуют и поныне, например острова Филае (Philae). Это подтверждает, что все завоеватели Египта принимали его культуру. Вне греко-римских городов, таких как Александрия, чужеземное влияние очень слабо.
В 389-м году, когда христианство стало официальной религией Константинополя, император Теодос приказал уничтожить все храмы и статуи древних богов Египта, а также все, что могло напомнить о них. В монументах, построенных слишком прочно, чтобы их можно было разрушить, были разбиты все статуи и стерты все надписи. До сих пор многочисленные руины еще напоминают об этом чудовищном преступлении. Это был один из самых печальных актов вандализма, известных истории. Справедливости ради приходится признать, что первым, что сделали проводники новой религии, было разрушение монументов, почитаемых всеми завоевателями в течение пяти тысяч лет.
Результатом катастрофы явилось исчезновением египетской цивилизации. Наука иероглифов была предана забвению, и лишь в наши дни был найден ключ к пониманию древних текстов. Начался упадок Египта, продолжавшийся вплоть до прихода арабов.
Во время попытки завоевания Египта лейтенантом второго преемника Мухаммеда владыкой страны был император Константинополя Гераклиус. Христианство переживало тогда трудные времена: многочисленные враждующие между собой секты буквально кишели кишмя, и Египет стал полем их битвы.
Обескровленная постоянными религиозными распрями, ограбленная бесконечными поборами, страна изнывала под игом завоевателей и была готова встретить как освободителей тех, кто вырвет ее из рук владык Константинополя. Эта роль была уготована арабам.
В таком состоянии находился Египет к моменту появления на сцене истории последователей пророка. Рассмотрим теперь подробнее некоторые особенности этой древней земли, - земли, расположенной на берегах Нила, где жизнь тысячелетиями казалась застывшей.
Как известно, Египет расположен в узкой долине, которая возникла в пустыне благодаря водам Нила. От первого водопада, находящегося на границе Нубии, до морского побережья эта полоса имеет длину двести лье, если измерять напрямую, и более трехсот лье, если следовать всем изгибам реки. Узкая в верхней своей части, - всего пять километров шириной, долина эта к середине достигает уже ширины в 20-25 километров и еще сильнее расширяется при приближении к устью Нила. Здесь река раздваивается наподобие буквы ‘V’. Долина, находящаяся между этими двумя рукавами, называется дельтой реки, так как она имеет треугольную форму, или греческой буквы ‘дельта’. Основание этого треугольника, (то есть его сторона, граничащая с морем) равна приблизительно шестьдесят лье, высота же его составляет около сорока лье.
Наносная земля Египта исключительно плодородна; она нуждается только лишь в орошении, да и эту задачу решает здесь сама природа, - с помощью разлива вод Нила. Территории, до которых воды реки не доходят, орошают при помощи ирригационных систем, построенных, по всей видимости, еще во времена фараонов.
Плодородие этих земель позволяет получать по три урожая в год, причем почти без всякой дополнительной обработки. Нередко перед посевом вообще не проводится никакой подготовки почвы. Урожай при этом получается много обильнее, чем где -*****. Если в наших французских провинциях получают четырех-десяти кратный урожай пшеницы, то здесь - пятнадцатикратный.*

*По сведениям, полученным мною в верховьях Нила у торговцев, земля дает в среднем 12%****. Однако низкие цены на злаковые культуры делают невыгодным их поставку в Англию. К тому же транспортные расходы подчас составляют 30 и более процентов от стоимости транспортировки. При столь жарком климате египтяне не нуждаются в теплой одежде, капитальных жилищах и обильной пище.**

**В верхнем Египте дождей почти не бывает, и температура воздуха даже зимой очень высока. В ноябре и декабре 1882-го года я ежедневно измеряя температуру воздуха в полдень между Сиутом (Siout) и Тебесом (Thebes). В тени минимальная температура составила 19.4, максимальная -27.3. Такой климат сильно облегчает жизнь.***

Жизнь египтян была довольно легкой, по крайней мере, до тех пор, пока турки, а позднее европейцы не обрушились на феллахов. Вначале завоеватели оставляли крестьянам часть урожая - тот минимум, который позволял им не умереть с голоду, затем начали отбирать и его; сегодня большинство крестьян питается лишь зеленью. Такова их плата за пользование благами цивилизации, а именно - за то, что они знают: где-то очень, очень далеко есть большой город, называемый Кипром, и там есть красивые улицы и очень богатые люди. Люди, испокон веков населявшие берега Нила, необычайно кротки и покорны судьбе; однако, и они оказались способными на вооруженные выступления против иностранцев. По вине последних феллахи вынуждены трудиться день и ночь, обогащая турецких и европейских финансовых спекулянтов, которым неведомо понятие «честность». Индусы, впавшие благодаря новым хозяевам Индии в самую черную нищету, говорят, что в современном цивилизованном мире искусство эксплуатации порабощенных народов развито до такой степени, какой позавидовали бы самые жестокие тираны старых времен.
Рацион феллахов состоит из нескольких лепешек, изготовленных из муки и воды, и нескольких фруктов и овощей. Дом его - это жалкая лачуга, построенная из смешанной с соломой речной тины. Вся его одежда состоит из длинной белой рубашки. Детская одежда еще проще - до 14-15-ти лет дети в Египте ходят голыми. Нередко можно увидеть и взрослого полуголого человека - особенно в верхнем Египте, - на границе с Нубией мне как-то попались на глаза пахари, единственной одеждой которых был матерчатый пояс шириной в несколько сантиметров. В наши дни, когда жизнь так сильно подорожала, египетский крестьянин в год расходует на все нужды, в том числе и на одежду, от 70 до 120-ти франков. В редкий день он позволяет себе потратить более пятидесяти сантимов. В Ауксоре мой гид Ахмет уверял меня, что его семья (он сам, жена и четверо детей) живет достаточно хорошо при годовом доходе в 400 франков.
Земля в Египте обрабатывается и используется точно так же, как и во времена фараонов и, по-видимому, никаких изменений здесь пока не предвидится. Воды Нила и солнечные лучи заменяют здесь все новейшие достижения агротехники.
Единственное, что можно и нужно улучшить здесь - это использование речной воды в сельском хозяйстве. С помощью продуманной системы орошения можно отнять у пустыни и превратить в плодородные еще немало земель.
Ясно, что столь щедрая природа Египта не могла не произвести очень сильного впечатления на народы, пришедшие сюда из засушливых пустынь Аравии. О том, как завоеватели оценивали свое приобретение, можно судить по двум письмам, которыми обменялись Омар и его лейтенант Амру:

«Хашор Омар, преемник Абубекра, Амру, его лейтенанту и Амру, я желаю, чтобы ты тотчас по получении моего послания так точно обрисовал мне картину Египта, что я смог бы представить эту прекрасную страну, словно увиденную собственными глазами. Салют.»

Ответ от Амру:

«О владыка всех верующих! Представь себе засушливую пустыню и великолепную равнину между двумя горами, - одна из этих гор словно песчаный бархан, другая же - словно живот поджарой лошади или спина верблюда.
Таков Египет: все его богатства от Изоара до Манша (от Ассуана до границ Газа) происходят от благословенной реки, которая величественно несет свои воды через всю страну; подъемы и спады уровня воды в ней столь же регулярны, как движение солнца.
В назначенный срок все источники Вселенной стекаются сюда, чтобы заплатить дань королю рек. Вода прибывает настолько, что Нил выходит из своего ложа и орошает землю, покрывая ее своей плодородной тиной.
Из одной деревни в другую можно добраться лишь на легкой лодке; и не счесть числа этих лодок, как не счесть всех листьев на пальме.
Через какое-то время покорная река вновь возвращается в свое русло, чтобы вновь собирать сокровища, спрятанные в недрах земли. Народ, защищенный самим небом, но, подобно пчелам, работающий без устали на благо других, засевает благодатную почву. Теперь лишь от воли Бога зависит, разовьется ли из любого семени росток, вырастет ли стебель, образуется ли колос, падет ли на землю живительная влага росы и дождя и напоит ли ее своим питательным соком, будет ли урожай богатым или пропадет совсем.
За обильным урожаем вдруг следует неурожай. Это так, о владыка верующих, Египет представляет одну за другой то картину бесплодной песчаной пустыни, то серебристой от росы равнины, то болота, покрытого черной густой тиной, то прерий, чей зеленый покров колышется от ветра, то цветочной поляны, пестрящей самыми разными красками, то бескрайней желтеющей нивой. Да благословенно будь имя Создателя всех этих чудес!
Для процветания Египта и счастья его народа должны быть выполнены три условия: во-первых, никоим образом нельзя увеличивать размер налогов; во-вторых, одна треть всех доходов должна использоваться для расширения строительства каналов, плотин и мостов; и в-третьих, необходимо поднять только лишь натуральный налог на фрукты, которые в изобилии родит здесь земля. Салют.»

Реке народ Египта обязан всем своим богатством, но река же иногда обрекает его на нищету. Когда во времена разлива Нила вода не достигает определенной высоты, в стране наступает жестокий голод. Случается, что засуха свирепствует несколько лет подряд, и тогда земледельцы, не имеющие никаких других ресурсов, обречены на голодную смерть. Арабские историки сохранили для нас рассказ о страшном голоде, охватившем Египет в 462-ой год Хежира (1069), во времена правления арабов. Разлив Нила был недостаточным в течение пяти лет, импорт зерна был невозможен из-за различных военных конфликтов. Голод был страшным; продукты стоили невообразимо дорого: одно яйцо можно было купить за пятнадцать франков, кошку - за 45 франков. Было съедено десять тысяч лошадей и верблюдов халифа. Визирь однажды отправился в мечеть верхом на муле. Его сбросили с седла, а мула съели тут же на его глазах; преступников казнили, а их трупы также были съедены. Голод был столь сильным, что людоедство стало постоянным, - женщине или ребенку нельзя было выйти из дома, они рисковали быть тут же схваченными и безжалостно съеденными. Одну женщину чуть было не съели заживо, она чудом осталась в живых, и еще много лет на нее смотрели, как на диковину.

Завоевание Египта арабами.

В 180-м году Хежира (639) Амру, лейтенант халифа Омара, проник в Египет. Мы уже говорили, сколь деликатным было отношение его к побежденному народу. Египтянам были оставлены их законы, обычаи, религия; Амру гарантировал им мир и покровительство, в обмен на которые потребовал лишь уплаты годового налога по 15 франков с человека. Условия его были приняты с готовностью. Лишь часть населения, состоящая из греков, то есть солдат-функционеров и духовенства, отказалась подчиняться завоевателям. Укрывшись в Александрии, они выдержали четырнадцатимесячную осаду, стоившую жизни двадцати трем тысячам арабов.
Несмотря на такие большие потери, Амру повел себя очень снисходительно по отношению к жителям большого города; он не стал прибегать к насилию, наоборот, старался успокоить людей, принимал все их жалобы и пытался рассудить их. Он ремонтировал плотины и каналы; для проведения общественных работ была выделена весьма значительная сумма. Что же касается пожара, якобы устроенного арабами в библиотеке Александрии, то это в такой степени противоречит традициям арабов, что остается только недоумевать, почему серьезные писатели так долго поддерживали эту легенду. В наше время эта версия была опровергнута, и нет необходимости возвращаться к ней. Легко доказать, что еще задолго до арабов все языческие книги, хранящиеся в Александрии, а также памятники и статьи, были уничтожены хранителями, так что сжигать арабам было уже нечего.
Взятие Александрии для арабов имело такое же значение, что и взятие Иерусалима. Это означало окончательное завоевание Египта. Арабы не только получили огромные богатства, но и захватили плацдарм для дальнейших завоеваний.
Чтобы понять всю важность взятия арабами Александрии, чтобы представить себе какой резонанс имела эта победа в Европе, необходимо знать, каким был этот город до и во время правления арабов.
С момента основания Александрии (332 год до нашей эры) и вплоть до завоевания Амру, то есть в течение тысячи лет, Александрия являлась одним из крупнейших городов мира. Будучи торговым центром Средиземноморья, она была вторым после Константинополя городом во всей империи Востока. При Птоломеях в Александрию стекалось много самых известных ученых и философов со всего мира; в городе была самая знаменитая библиотека, славились и его школы. Однако процветание наук здесь длилось недолго. Когда римляне, ведомые Цезарем, высадились здесь в 48-м году до нашей эры, Александрия давно уже переживала не лучшие времена.
Под владычеством римлян город стал возрождаться и вскоре уже считался вторым по значению в римской империи. Однако и этот расцвет продолжался недолго. Александрию охватили религиозные распри, а начиная с третьего века беспрестанные кровопролитные бунты и мятежи, подавлявшиеся императорами. Как уже говорилось, когда христианство стало официальной религией, христианский император Теодос (Tedose) (а вовсе не халиф Омар), повелел уничтожить все храмы, статуи и книги язычников.
Под императорами Константинополя Александрия не разрасталась, оставаясь, однако, важным коммерческим центром. В городе сохранялись еще остатки прежнего великолепия, так очаровавшие лейтенанта Омара.
Арабы не видели раньше столь правильного города. Мы не располагаем точными данными о состоянии его в то время, но нам хорошо известно, что он представляет собой в двадцатом веке нашей эры. Первоначальный план города и сейчас, несмотря на то, что монументы значительно разрушены. Александрия в плане представляла прямоугольник длиной 5000 метров и шириной 1800 метров; улицы города примыкали под прямым углом. Одна из улиц делила город на две части. Среди монументов, заслуживающих внимания, стоить огромный арсенал, великолепные дворцы, храм Нептуна, колонны которого издали притягивали к себе взгляды моряков; Тимониум, где Антоний после поражения от Актиума укрывался до конца своих дней; Цезариум, где находился Цезарь во время осады, Два обелиска и другие памятники. Вдоль набережной тянется Емпориум (Emporium), где продаются товары, привезенные сюда со всего мира. В Музеуме находится крупнейшая в мире библиотека. В эпоху упадка интересы ученых Александрии ограничивались грамматикой, этимологией, наукой о чудотворцах и религиозными тонкостями. На холме, где сегодня возвышаются колонны Помпея, находился Серапиум (Serapeum) -храм, украшенный массивными пилонами и огромными гранитными статуями.
Напротив Александрии расположен остров Фарос, известный своим маяком. Маяк этот, выстроенный из белого мрамора, некогда считался одним из чудес света, - его огни были видны с расстояния в десять лье. Остров соединятся с материком дамбой длиной в 1200 метров.
Тотчас же после взятия Александрии Амру вывел из города большую часть своей армии, оставив там лишь один гарнизон. Основные войска расположились в лагерях на внутренней территории Египта. На берегу Нила, в том месте, где прежде находилась палатка Амру, для воинов были построены временные жилища - хижины; позднее их заменили дома для солдат и дворцы для генералов. Это поселение стало началом Каира, будущего соперника Багдада. О происхождении города говорит и первое его название, Фостатт, то есть палатка.
Найдя, что Фостатт имеет превосходное местоположение, Амру укрепил стены города и создал там свою резиденцию. С этого времени, то есть вот уже двенадцать веков Каир остается столицей Египта.
То, как Амру сумел организовать управление только что завоеванной им страной, свидетельствует о его мудрости. Обращение с крестьянами было очень справедливым, - они давно не знали такого. Были созданы постоянно действующие суды, в том числе аппеляционные, хотя в них рассматривались только дела мусульман. Если одну из сторон представляли египтяне, то другая могла быть коптской. Амру уважал веру, законы и обычаи местных жителей. Лишь один из обычаев был запрещен по его указу - каждый год одну красивую юную девственницу силой отрывали от родителей и бросали в воды Нила; этим египтяне пытались умилостивить речного бога, чтобы тот дал им достаточно воды во времена разлива. Церемония эта жива и поныне, только вместо девушки в реку бросают чучело, называя его невестой. Этот старинный обычай, насчитывающий шестьдесят веков, а может и того более, показывает, что в ранней египетской религии существовало жертвоприношение людей.
Как Омар, захвативший Иерусалим, так и Амру, покорив Египет, выказывал самое доброжелательное отношение к христианской религии. Он согласился на требование коптского населения иметь своего патриарха, как это был раньше. Терпимость Амру была столь высока, что он даже разрешил строительство христианских церквей в основанном им мусульманском городе.
Хотя число христиан, принявших ислам, увеличивалось с каждым днем, у последователей Мохаммеда еще не было своего храма. Амру решил построить великолепную мечеть, подобную мечети Мекки. Знаменитый монумент этот можно увидеть и сегодня. Но из-за бесконечности египетской администрации он постепенно разрушился.
Амру не ограничился завоеванием нижнего Египта, он ввел свои войска вплоть до Нубии, то есть Эфиопии, принадлежавшей тогда римлянам. Эта операция, в которой участвовало двадцать тысяч человек, не была успешной. Арабы не укрепились в Нубии, лишь время от времени они снаряжали туда военные экспедиции. Тем не менее нубийцы, как и египтяне, в конце концов, приняли и религию, и язык арабов. Сегодня население страны выглядит весьма пестро; здесь можно встретить людей всех оттенков кожи, от чисто белого, (который, похоже, принадлежит потомкам арабов из Хеджаза), до совершенно черного. Среди них есть и очень красивые индивиды, что видно из фотопортретов, которые я имел случай сделать там. Среди снимков немало портретов нубийских женщин, они по своему типу напоминают египтянок времен фараонов.
Так же за несколько приемов арабы завоевали Абиссинию, точнее - лишь часть ее территории: побережье Красного моря. Но здесь влияние их было еще слабее, чем в Нубии, - население, будучи христианским еще с четвертого века, сохранило свою религию. Однако, арабский язык получил достаточно широкое распространение, местное население смешалось с арабским.
С момента завоевания Египта арабами в 639-м году до вторжения туда турков в 1517-м прошло около девятисот лет. За это время девять династий сменили друг друга. Бывшие вначале подчиненными халифам Востока (639-870), правители Египта добились затем независимости и образовали династию Тулонидов (870-905 гг). Однако халифам Багдада удалось вернуть свое влияние, хотя и на небольшой срок (905-934). Годы правления династии Екшидитов (934-972) сменились эпохой правления халифов Фатимидов (972-1171). Их империя охватывала север Африки, Сардинию, Сицилию, острова Средиземного моря и Сирию. При этой династии Египет достиг своего наивысшего расцвета.
Халифам Египта так же, как и халифам Багдада, суждено было попасть под влияние военных мамелюков, составлявших вначале их охрану. Халифам в обоих случаях была оставлена лишь формальная власть, да и то лишь на некоторое время. В 1250-м году мамелюки окончательно взяли в свои руки бразды правления и основали сначала одну, а затем вторую династии, просуществовавшие в общей сложности 267 лет.
Первая (1250-1381) династия мамелюков-туркмен, как и в Багдаде, состояла из людей тюркского происхождения, плененных во времена войн в Каспийском и Кавказском районах и проданных затем в рабство. Это были красивые, крепкие мужчины. Казалось, они самой природой предназначены для охраны халифов. Одетые в блестящие костюмы с прекрасными доспехами, на которых были инкрустированы знаки различия (подражая им, рыцари-крестоносцы создали свой герб), они были великолепны. Пользуясь привилегиями, старшие из них постепенно занимали все более высокие посты в государственном аппарате и, в конце концов, прибрали к рукам и само государство.
Вторую династию мамелюков (1382-1516) составили мамелюки-черкесы, как их называют историки. Это были выходцы из Черкесии, они принадлежали к турецкой нации, населявшей верхнюю Азию. Последние султаны-мамелюки турецкого происхождения надеялись найти в них противовес влиянию туркмен, такому же опасному для них, как и для их предшественников-арабов. Однако владение просуществовало недолго; новые силы вскоре взяли верх, и власть полностью перешла в их руки.
Мамелюки-черкесы правили до тех пор, пока не были в 1516-м году свергнуты султаном Селиман первым. Последний превратил Египет в турецкую провинцию. С этого времени начинается период упадка цивилизации Египта. В настоящее время находясь под слегка завуалированной властью европейцев, страна переживает далеко не лучшие времена.
Когда Египет стал турецкой колонией, мамелюки вынуждены были покориться завоевателям; однако со временем они воспряли и сумели вернуть себе реальную власть, став при этом воителями, еще более грозными, чем Наполеон. Страна была освобождена от деспотизма мамелюков лишь тогда, когда грозный, но очень умный Мехмет-Али вырезал их до последнего.
Численность мамелюков увеличивалась только за счет иммиграции. Климат Египта, губительный для пришельцев, не позволял им иметь наследников, и они пополняли свои ряды только за счет покупки рабов в Черкесии. Рабы эти представали взору нескольких беев, для которых было вопросом престижа набрать войска из самых красивых людей.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.