ГлаваIII.Арабы в Персии и в Индии. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

ГлаваIII.Арабы в Персии и в Индии.

2019-11-19 224
ГлаваIII.Арабы в Персии и в Индии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Арабы в Персии.

Наследие, оставленное арабами в разных странах, некогда занимаемых ими, различно. Поэтому различны и подходы к изучению арабской цивилизации путем исследования научных и литературных трудов, образцов промышленной и художественной продукции. Мы убедимся в этом в следующих главах нашей книги. К примеру, говоря о Сирии, мы выбрали главным объектом исследования старинные скульптуры; говоря о Багдаде, где скульптурных памятников почти нет, мы подвергли детальному рассмотрению политическую организацию, финансы, управление и т.п. Эти материалы, дополняя друг друга, позволяют нам с разных точек зрения взглянуть на эпоху, портрет которой мы хотим нарисовать.
К сожалению, имеется очень мало сведений относительно эпохи арабского правления в некоторых странах, особенно в Персии. Мы вынуждены ограничиться здесь лишь общими замечаниями. Их, впрочем, достаточно для того, чтобы показать, что взаимное влияние арабской и персидской культур было очень сильным.
Придя в Персию и свергнув правящую там династию Сасанидов, арабы оказались в центре могучей цивилизации. Многое из нее, особенно в области искусства, было вскоре принято арабской культурой.
Завоевание Персии, как и завоевание Сирии, относится к начальному периоду распространения ислама. Исфахам был завоеван в 645-м году, во времена халифа Омара. Три века оставался он правителем халифов Востока, и история его несколько схожа с историей Багдада. Потом он попал под правление так называемых непримерных династий, на смену которым пришли турки Селдмусиды. Монголы, вытеснившие их в тринадцатом веке, в свою очередь, вынуждены были уступить власть туркменам в 1403-м году.
В результате этих последовательных захватов все старинные памятники, созданные как в эпоху Сасанидов, так и в эпоху арабского правления, были уничтожены. Все богатства Исфахана исчезли. То, что мы видим здесь сегодня, относится ко временам великого шаха Аббаса, персидского принца, сделавшего Исфахан столицей Персии в 998-м году Хежира (1589) и отвоевавшего у турков большую часть Персии. В течение веков казалось, что страна вернулась во времена своего былого процветания. В 1739-м году была одержана победа над великим монголом Индии, и к Персии перешло множество западных индийских провинций. Однако стране все же суждено было прийти к анархии и упадку. Расположенная ныне между Россией, стремится расширить свои владения в сторону Индии, и Англией, противоречащей ей, Персия служит полем битвы между этими двумя соперниками, и должна, попасть в руки более сильного. Видимо, роль центра, ратующая за мировое господство, фатально уготована Персии самой судьбой - так было в прошлом, так, похоже, будет и в дальнейшем.
Влияние арабов на персов появилось в том, что последние приняли их религию и их язык. Хотя арабский и не стал основным языком в Персии, он все же очень распространен там - играет ту же роль, что латынь в Европе во времена средневековья. Персы изучали технологию, историю и другие науки по трудам арабских ученых.
Остатки памятников архитектуры и скульптуры арабского периода в Персии слишком немногочисленны, чтобы делать выводы о взаимном влиянии двух культур. Нам неизвестно, что представляла собой архитектура персов до ислама, и какой она была в арабский период. Старинные монументы, которые исследовали разные ученые, разрушены так сильно, что невозможно определить, как они выглядели раньше. Ясно лишь, что во времена Сасанидов это были богатые дворцы (что подтверждают и сведения историков), украшенные куполами, покрытые эмалевыми плитами. Мы уже говорили о том, что в начале своих завоеваний арабы перенимали, лишь немного совершенствуя, архитектуру завоеванных народов. Среди монументов, относящихся к первым временам ислама, можно выделить те, в архитектуре которых заметно влияние персов. Это, прежде всего, выражается в декорации деталей, с использованием эмалированного фаянса, заимствованного арабами у персидских художников. Общая форма ансамблей вначале (по крайней мере, в Сирии и в Египте) была заимствована из византийской архитектуры. Позднее, арабская культура сама начала оказывать влияние на персов; последние переняли у арабов формы соборов, орнаменты и некоторые мотивы декораций, в частности, надписи. В главах, посвященных искусству арабов, мы рассмотрим эти вопросы более подробно.
В настоящее время в Персии лишь очень немногочисленные руины некогда величественных монументов напоминают нам об эпохе первых халифов. Одним из таких памятников являются руины мечети Хамидан. Некоторые из развалин Мемеды, возможно, относятся к этой же эпохе. Как сказал господин Хаников, "здесь мы видим тесное сплетение элементов арабской и персидской архитектуры." Аркада, конические минареты с галереями, расположенными вблизи долины, фаянсовые украшения - персидские; буквы же, используемые для орнаментации, легкая колоннада, колонны - сталактиты - арабские.
Насколько можно судить по дошедшим до нас фрагментам, сходство между монументами - современных халифов в Персии и теми, которые были позднее построены Аббасом в Исфахане, очевидно. Это говорит о том, что арабы придерживались старых традиций в архитектуре. В одной из последующих глав мы внимательнее рассмотрим наиболее значительные творения арабских зодчих и увидим, как совершенствуется со временем их искусство, особенно в части общей формы сооружений. Соборы, построенные арабами, вначале имели низкие своды, затем - форму полусферы, и окончательно, за счет сильного сужения основания, - характерную шишкообразную форму.
Как бы то ни было, персидский стиль имеет и свою самобытность. Его характеризуют конические минареты, монументальные стрельчатые двери, орнаментация стен фаянсовыми плитами с цветными рисунками; встречая эти элементы в архитектурных памятниках Индии, мы без восклицания рассматриваем их как доказательство персидкого влияния.
Монголы, свергнув династию арабов, приняли религию и цивилизацию побежденных; однако и в Персии, и в Индии используя индусскую и персидскую архитектуру, они смешали различные стили. Вскоре мы убедимся в этом. Руины Самарканда, завоеванного Тамерланом в 1404-м году, показывают, что персидские мотивы в архитектуре того времени были преобладающими. В Индии же влияние арабов было более ощутимым. Считается, что монголы не принесли в архитектуру ничего нового. Однако, их стиль, впитавший в себя стили разных народов, имеет и свои характерные особенности. Наши гравюры - лучшее тому доказательство.

Если бы нас попросили в двух словах резюмировать все сказанное о влиянии арабов на цивилизацию Персии, мы бы сказали, что оно было большим в религии, в области науки, в языке, но относительно слабым в архитектуре и в обычаях. Персы были далеки от радикальных изменений своей древней цивилизации, от полного приятия цивилизации победителей. В общих словах персидская культура была сохранена.

Арабы в Индии.

В Индии влияние арабов на политическую жизнь было не столь значительным, как в Персии, но в религиозной и просветительской деятельности арабы были очень активны. Сегодня в Индии около пятидесяти миллионов человек живут по законам пророка.
Арабы появились в Индии уже в первые годы Хежира (637): флот из Омана и Бахрейна доходил до устья реки Инд. В 664-м году король Кабула стал платить арабам дань. В 711-м году армия арабов покорила королевство Синд (Sind), которое простиралось до Кашмира на востоке и до Инда и морского побережья на западе.
Впрочем, арабы не слишком прочно обосновались в Индии,- они пробыли там лишь до 750-го года. Они были вытеснены династией индусов, которых позднее сменили турки, а потом - монголы, принявшие ислам. Самой старой и самой значительной из этих династий была династия Газнавидов, названная так по имени ее основателя.
Завоевание Индии Газнавидами началось около 1000-го года и продолжалось двадцать пять лет, в течение которых было проведено одиннадцать кампаний. Восточный берег Инда, Кашмир, Пенджаб, королевства Лахор и Аймир были полностью завоеваны. Газнавиды везде проявили себя как проповедники религии и цивилизации арабов, и приняли от халифа Багдада титул защитников истинных верующих. Впервые после Александра Индия оказалась завоеванной инностранцами. Здесь была создана сильная политическая и религиозная власть ислама, которая просуществовала под управлением различных династий в течение восьми веков. Ныне политическая власть арабов в Индии утрачена, религиозная же не только существует, но и усиливается.
Проникнув в Индию, арабы увидели старинную цивилизацию, во многом превосходившую их собственную. Они сумели приспособиться: смогли за очень короткое время распространить свою веру на большей части этой огромной страны.
Победители были поражены великолепием монументов, созданных побежденными. Вот что Махмуд Газнавид сообщает в письме одному из своих генералов о городе Муттра, известном еще в шестнадцатом веке до нашей эры:

"Этот чудесный город,- говорит он,- состоит более, чем из тысячи строений, большей частью мраморных; построены они так крепко, как крепка вера истинно верующего; число же храмов неверных здесь так велико, что я сбился со счета. Не будет преувеличением сказать, что на строительство всех этих монументов ушло несколько миллионов динар. Город, подобный этому, не выстроить и за два века. В языческом храме мои солдаты обнаружили пять идолов, сделанных из чистого золота, глазами их были рубины стоимостью пять тысяч динар; у одного из идолов имелось украшение из сапфира весом четыреста мискалей; лицо же его было отлито из девяноста восьми мискалей чистого золота. Кроме того, мы нашли сотни серебряных идолов, общий вес которых был равен весу верблюда."

На смену Газнавидам пришли новые династии, их, в свою очередь, заменили монголы. Что характерно: не имея ничего общего с арабами по крови, эти династии активно способствовали распространению цивилизации и веры арабов.
Рассматривая влияние арабов на разные народы, с которыми они были в контакте, можно видеть следующее: или цивилизация арабов полностью вытесняет цивилизацию побежденных (так было, например, в Египте), или она смешивается с нею (как в Персии и в Индии). В последнем случае переплетение двух культур было столь тесным, что это касалось даже религиозных основ; позднее проявилось также и влияние персов.
Исследование древних монументов Индии, к которому мы вскоре приступим, позволит нам увидеть, как в разные эпохи происходило изменение архитектурного стиля цивилизации этой страны. В архитектуре монументов первых времен, таких как ворота Аладина, преобладают арабские мотивы, влияние персов ощущается слабо, индусский стиль проявляется лишь в деталях. Старинные пагоды же были использованы последователями пророка лишь частично,- они не удовлетворяли духу новой цивилизации.
Несколькими веками позже влияние арабов на мировую культуру еще сохранилось, но было уже не столь значительным. Арабская и индусская цивилизации все больше уступали место персидской.
Как показывают исследования памятников постисламкого периода в Индии, процесс становления новой цивилизации был довольно длительным. Первые монументы, создание которых было вдохновлено арабским гением, появились довольно поздно. Новые проповедники, последователи пророка, не были арабами,- вначале это были турки, затем - монголы, т.е. варвары. Так же как и варвары, разрушившие римскую империю, они, в конце концов, ассимилировались с цивилизацией побежденных, хотя на это ушло немало времени.
Тот факт, что адаптация завоевателей была столь длинной, объясняется существованием фундаментального различия между способностью к эволюции у различных народов: если арабы продемонстрировали способность к быстрой эволюции, то варвары средневековья или азиатские орды, наводнившие империю Мохаммеда, оказались менее подверженными развитию. На основе цивилизации греков, римлян и персов арабы сумели очень скоро построить новое общество, превосходящее то, что существовало до них. Для варваров же та культура, которая была создана завоеванными ими народами, была столь непостижима, что потребовалось длительное время, за которое мозг этих дикарей мог приспособиться к ней. На протяжении веков накапливая механизмы наследственности, происходило превращение варвара в цивилизованного человека. Лишь столетия спустя орды, завоевавшие римскую империю, сумели построить новый мир на развалинах старого.
Династия Газнавидов просуществовала до 1186-го года. На смену ей пришла династия Гуридов, туркмен по происхождению. Самым замечательным ее представителем был Куббутдин, скончавшийся в 1210-м году. За время его правления в Индии было построено несколько замечательных монументов, в чем мы вскоре убедимся. В 1250-м году Дели стал столицей великой империи. Иностранные ученые и художники, приглашенные в Индию, встречали здесь такой же радушный прием, как ранее - в Багдаде. Однако монголы в это время уже начали новые завоевания. В 1?27-м году Аллаудин дал им бой в окрестностях Дели, где участвовало пятьсот тысяч человек. Враг был вынужден отступить.
В 1378-м году Тамерлан овладел Дели, но власть его была недолгой. Анархия, возникшая в результате завоевания, привела к тому, что образовались не примерные, но долговечные династии. В 1517-м году Дели овладел король Кабула, потомок Тамерлана. Он основал здесь династию Великих Монголов, просуществовавшую три века и павшую лишь от ударов англичан.
Остановимся теперь на рассмотрении основных памятников арабского искусства (или близкого к нему по стилю), сохранившихся в Индии. Эта старинная каменная летопись скажет читателю больше, чем толстая диссертация.

Башня Кутаба.

Это один из двух наиболее старых из датируемых двенадцатым веком арабских памятников Индии. Близ Дели есть также мечеть Кутаба, выстроенная в 1190-м году.
Башня Кутаба своей конусообразной формой и коричневым цветом напоминает длинный ствол. Ее украшает множество высеченных балконов, пояса из надписей и арабесок. Собственно, арабский стиль здесь имеют только орнаменты и галереи. Башня была построена Кутбуддином (по крайней мере, он завершил ее строительство), откуда происходит и название ее монумента,- Кутбминар, или сокращенно,- Кутаб. Под этим именем башня и известна в Европе.
Особенность формы монумента указывает на то, что проектировалась она индусским архитектором. В Индии эта башня считается чудом. Господин Гарсин де Гаси цитирует один из важнейших манускриптов, принадлежащих Саиду Ахмад Хану: недалеко от Кутаба можно увидеть руины мечети. Некогда она была индусским храмом. Строительство ее датируется 587-м годом Хежира (1191).

Ворота Аладина.

В ограде, окружающей башню Кутаба и одноименную мечеть, есть еще несколько интересных памятников. Среди них, пагода короля Питора. Самым же значительным из сооружений являются знаменитые монументальные ворота, воздвигнутые в 1310-м году Аладином (Алауддином). Они не только интересны своей великолепной архитектурой, но имеют и историческое значение, как памятник мусульманского искусства. Это один из самых значительных памятников искусства арабов - сравниться с ним могли бы, пожалуй, лишь ворота Алхамбра (Alhambra), но те имеют гораздо меньшие размеры. Рядом с монументальными воротами Аладина ворота Алхамбра смотрелись бы как киоск рядом с собором.
Читатель, внимательно рассмотревший гравюру, которую мы помещаем здесь, конечно же, был восхищен чудесным талантом архитектора, сумевшего сочетая элементы таких различных стилей, создать столь гармоничное и, в то же время, столь оригинальное произведение. Колоннада, вокруг ворот -индусская, форма аркад и большая часть украшений - арабские. Весь ансамбль несколько напоминает монументальные ворота персов.
Ворота Алхамбра достаточно просты, особенно если учесть их огромные размеры. Они выстроены из кирпича, такого же, что использован при строительстве арабских дворцов Испании; каменные скульптуры заменены простыми лепными орнаментами из Алхамбра.

Мавзолей Альтамша.

Рядом с мечетью Кутаба находится мавзолей императора Альтамша (Altamsch), воздвигнутый в 633-ем году Хежира (1235). Это сооружение выполнено в том же стиле,что и мечеть, и относится к древнейшим арабским памятникам Индии.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.