Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-09-26 | 590 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Мир, в котором живет человек, сложен, многообразен и изменчив. Люди – часть этого мира. Они открывают для себя все новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. Каждый человек составляет для себя свой образ мира и у каждого ребенка свой взгляд на мир, который формируется с помощью взрослых. От того, какие приоритеты в окружающем мире ценны для взрослых, то и будет ценным для малышей. Очень важно в дошкольном возрасте сформировать культурный мир у дошкольника.
Образ мира (окружающий мир) – это сложная система знаний и представлений человека о мире вообще, о живой и неживой природе, о предметах, созданных руками человека, явлениях общественной и собственной жизни и деятельности, культурном наследии человечества, о себе, о своей деятельности о других. Это не застывшая система знаний. В процессе жизни каждого человека, она постоянно меняется, наполняется новым содержанием.
Ознакомление с окружающим миром – это процесс формирования образа мира. Это очень длительный процесс, который начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь. Любой ребенок, психофизическое развитие которого соответствует норме, появляется на свет уже с врожденной познавательной активностью, помогающей ему адаптироваться к новому миру и организовывать свою жизнедеятельность.
Познавательная активность – стремление ребенка познать новое, состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, которое проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на выяснение непонятного о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, нахождение между ними связей и отношений, получение новых впечатлений об окружающем мире.
|
С ростом и развитием ребенка познавательная активность переходит в познавательную деятельность, которая имеет свою структуру:
1. мотивационно-побудительная часть (мотивы, цели, потребности, интерес);
2. предмет деятельности (соответствие мотива и предмета, а также действия и операции, с помощью которых осуществляется деятельность).
Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира, благодаря познавательной активности ребенка, которая имеет свою специфику на каждом возрастном этапе.
Образ окружающего мира формируется в ходе развития и функционирования познавательной сферы.
Познавательная сфера – сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и способствующее развитию личности в целом.
В нее входят следующие компоненты:
1) познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь). Мышление представлено тремя основными видами. Для детей раннего возраста характерно наглядно-действенное мышление. Зрелое мышление – наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Мышление оперирует следующими мыслительными операциями: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация.
2) информация. Она включает в себя знания об опыте и достижениях, накопленных человечеством на протяжении всего пути познания мира. Источники информации, в которых человечество отражает, собирает, фиксирует и сохраняет опыт и достижения своего исторического развития (книги, документы, произведения искусства, аудио и видео материалы, достижения научно-технического процесса – компьютеры, техника).
3) отношение – то, что представляет собой чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события окружающего мира.
|
Все компоненты теснейшим образом взаимосвязаны между собой, дополняют и определяют друг друга. Итак, уровень сформированности познавательных процессов определяет возможности ребенка в познании окружающего мира, т.е. определить способы получения информации об окружающем мире и, естественно, путем переработки информации.
3) информация, дойдя до человека становиться его достоянием, оставляет в душе определенный чувственно-эмоциональный след (отношение), который мы называем отношение к окружающему миру.
Взрослый человек познает окружающий мир разумом (умом), а дети эмоциями. В связи с этим, насколько эмоционально будет окрашен коррекционный процесс и учебные занятия в ДОУ, настолько психофизическое развитие дошкольников будет соответствовать возрастной норме и превосходить ее.
Для взрослых людей информация – это первичное, а отношение – вторично. У детей все наоборот: отношение – первично, а информация – вторично. Поэтому весь образовательный процесс у дошкольников должен сопровождаться дидактическими пособиями, которые соответствуют эстетическим требованиям.
Колоссальная роль в процессе познания принадлежит взрослым: родителям, родственникам, педагогам.
Отношению к миру дети учатся у взрослых, часто принимая все за веру и не требуя доказательств. В работе с дошкольником каждому взрослому человеку необходимо помнить: чем бы мы не занимались с дошкольником, о чем бы им не рассказывали, параллельно идет процесс формирования отношения ребенка к окружающему миру. И в конечном итоге, именно то отношение, которое было сформировано в дошкольном возрасте, будет определять все будущее отношение ребенка к окружающему миру.
Оно должно быть:
1) познавательным (Мир полон тайн и загадок. «Я» их должен разгадать и узнать.);
2) бережным (Мир хрупок и нежен, требует к себе разумного отношения, охраны. «Я» должен защитить его.);
3) созидательным (Мир прекрасен. «Я» хочу сохранить его таким.).
Таким образом, учитывая особенности познавательной и речевой деятельности детей с проблемами в развитии, основными задачами для педагога-дефектолога в процессе ознакомления с окружающим миром является формирование познавательной активности, развитие познавательной и речевой деятельности, познавательной сферы, положительного личностного отношения к миру у данной категории детей.
Вопросы для контроля
1. Раскройте понятия: «образ мира», «ознакомление с окружающим миром».
2. Раскройте понятия: «познавательная активность», «познавательная сфера», «познавательная деятельность».
3. Какова роль взрослых в процессе ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста?
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!