Ознакомление с окружающим миром детей с умственной отсталостью. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Ознакомление с окружающим миром детей с умственной отсталостью.

2019-09-26 1111
Ознакомление с окружающим миром детей с умственной отсталостью. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коррекционно-педагогическую работу по ознакомлению с окружающим миром в группе для детей с умственной отсталостью проводит педагог-дефектолог (олигофренопедагог), так как он обладает системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, знает психологические особенности и возможности данной категории детей, владеет приемами и методами их обучения и воспитания, коррекции и развития у них высших корковых функций.

Содержание образовательного процесса в группе для детей с умственной отсталостью определяется специальной (коррекционной) программой с учетом индивидуальных особенностей детей (возраста, структуры нарушения, уровня интеллектуального и психофизического развития и т.п.).

У детей с интеллектуальной недостаточностью развитие познавательных интересов ставится в центр коррекционно-развивающей работы по ознакомлению с окружающим миром.

В процессе формирования представлений об окружающем мире дети овладевают познавательными установками «Что это такое?», «Что с ним можно делать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой?». На основе выделения функциональных, пространственных и качественных признаков объектов ребенок сравнивает их, классифицирует, делает элементарные обобщения.

Занятия по ознакомлению детей с окружающим проводит педагог-дефектолог один раз в неделю по подгруппам. Однако задачи этого направления работы решаются и в повседневной жизни, в ходе общения детей со взрослыми, на других занятиях.

В процессе ознакомления детей с миром людей, миром предметов и миром природы широко используются разнообразные методы и приемы обучения в различном их сочетании. Прежде всего это элементарные опыты, упражнения, практические ориентировочно-исследовательские действия с предметами, наблюдения, показ натуральных предметов и их моделей, показ видеоматериалов, кинофильмов, диафильмов, фотографий, иллюстраций, картин и картинок, которые сочетаются со словесными объяснениями, рассказом педагога или беседой, чтением художественной литературы.

Большое значение в организации этой работы имеют экскурсии, которые проводят как педагоги дошкольного учреждения, так и родители. Они расширяют возможности познания детьми объектов и явлений социальной и природной действительности в естественных условиях их существования.

Большую ценность для закрепления представлений об окружающем имеет труд в уголке природы и на участке (например, подготовка грядки к посеву семян, выращивание и посадка рассады овощных культур и цветов, полив растений, уборка урожая и т. п.). Содержание раздела на третьем этапе также непосредственно связано с игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой деятельностью детей, работой по формированию элементарных математических представлений и развитию речи детей с и интеллектуальной недостаточностью.

Дети совместно со взрослыми учатся планировать свою деятельность в течение дня, с этой целью используется стенд «Календарь наших дел».

Педагогический замысел:

— развивать познавательный интерес к окружа­ющему социальному, предметному и природному миру и познавательную активность;

— пробуждать элементарную любознательность, желание наблюдать за изменениями, происходя­щими в окружающем;

— продолжать формировать познавательную установку «Почему это происходит? Почему он такой (по цвету, форме, размеру и т. д.)?»;

— знакомить с занятиями и трудом взрослых;

— укреплять образ Я, расширять представления о собственных возможностях и умениях и успехах других детей;

— привлекать внимание детей к различным видам социальных отношений, передавать их в ролевых и театрализованных играх;

— развивать способность выражать свое настроение, потребности с помощью пантомимических, мимических и других средств;

— развивать стремление передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений;

— расширять и углублять представления о разных местах обитания и образе жизни, способах питания животных и растений;

— формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в жи­вом и растительном мире и др.;

— продолжать знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

— расширять и закреплять представления о предметах быта, необходимых в жизни человека (одежда, обувь, мебель, посуда и др.);

— расширять и закреплять представления о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятель­ность людей, транспорт и др.);

— углублять и расширять представления о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь), сезонных и суточных изменениях (лето–зима, весна — осень, день — ночь, утро — вечер); связывать их с изменениями в жизни людей, животных, растений;

— продолжать формировать экологические представления, знакомить с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, восстановительной);

— продолжать развивать сенсорно-перцептивную способность: выделение знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

— знакомить с праздниками (Новый год, День рождения, Рождество, Пасха, Масленица, проводы осени, спортивный праздник);

— знакомить с художественными промыслами (расписная матрешка, деревянные ложки и т. п.);

— развивать восприятие, внимание, память, мышление (аналитико-синтетическую деятельность, операции сравнения, классификации, обобщения).

Оборудование и материалы:

— фотографии каждого ребенка группы, сотруд­ников, родителей, любимых животных; фотогра­фии, сделанные во время режимных моментов, праздников, экскурсий, игр и т. п.;

— картинный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей;

— «Календарь наших дел». В групповой комнате или раздевалке, то есть в месте, удобном для свободного подхода детей, размещается стенд в виде плоскостного изображения дома с окнами, или корабля с иллюминаторами, или дерева с гнездами, или самолета с иллюминаторами, или другое изображение, доступное для понимания детей. Внутри каждого окна, иллюминатора, гнезда располагаются фотографии детей в полный рост в нарядной одежде с любимой игрушкой в руках. Размеры фо­тографий 9x13 или 10x15 см. Окошечки для фотографий закрываются ставнями, на внутренней стороне которых имеется специальное приспособление для крепления необходимых символов. Эти стенды становятся предметом ежедневного наблюдения, ориентировки детей в режимных моментах, в занятиях, то есть наполняются тем содержанием, которое составляет основу жизнедеятельности детей в группе. Каждое утро педагоги проводят с детьми беседу, открывают окошечки и уточняют, кто из детей и чем будет заниматься. К одним окошечкам прикрепляются символы, обозначающие занятия и в уголке природы, уборку тех или иных уголков группы (помощники по занятиям, по накрыванию столов для приема пищи и т. п.). В нижней части стенда располагаются символы, обозначающие наиболее значимые виды деятельности, которые дети будут осуществлять с различными педагогами, — музыкальное занятие, физкультура, театрализованные игры и т. п. Беседа по содержанию стендов проводится утром, по мере того как дети приходят в группу, и вечером, перед уходом домой. Если дети живут в детском доме, то такая беседа проводится после утреннего туалета и перед вечерним сном;

— природный уголок — маленький садик или уголок леса, в котором представлена обстановка, ситуация мира природы. В таком уголке должны созда­ваться ситуации, которые характерны для реального растительного и животного мира, поэтому он, периодически изменяясь, составляется на сюжетной основе. В этом уголке присутствуют реальные растения, аквариум, природный материал, игрушки — аналоги животных, искусственные цветы и деревья. Ситуация в природном уголке может быть дополнена коллективными работами детей, выпол­ненными совместно со взрослыми;

— муляжи овощей и фруктов, продуктов питания (булочки, батоны и др.);

— мольберт или специальная доска для рисования;

— подставки для ног с шершавой поверхностью;

— специальный стол с углублениями для поддонов, в которые в соответствии с целями и задачами обучения наливается вода, насыпается песок, фасоль, ракушки, камешки и другие сыпучие материалы;

— фланелеграф;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

— ковролинограф;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

— магнитная доска;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

— макеты времен года (диорамы в нишах шкафов, стеллажей);

— водонепроницаемые деревянные (пластмассовые) ящики (средний размер 60 X 80 х 10 см) для совместных игр детей;

— разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы различных размеров (большие, средние, маленькие);

— прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых хранятся сыпучие материалы (манка, песок, фасоль, рис, ракушки, камешки и т. п.);

— емкость по типу аквариума;

— прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых хранятся бросовые материалы (скорлупа орехов, яиц, баночки из-под различных продуктов питания, коробки, пакеты и т. п.).

Контрольные вопросы

1. Раскройте специфику коррекционно-педагогической работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.