Ознакомление с окружающим миром детей с нарушениями зрения. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Ознакомление с окружающим миром детей с нарушениями зрения.

2019-09-26 1091
Ознакомление с окружающим миром детей с нарушениями зрения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коррекционно-педагогическую работу по ознакомлению с окружающим миром в группе для детей с нарушениями зрения проводит педагог-дефектолог (тифлопедагог), так как он обладает системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, знает психологические особенности и возможности данной категории детей, владеет приемами и методами их обучения и воспитания, коррекции и развития у них высших корковых функций.

Содержание образовательного процесса в группе для детей с нарушениями зрения определяется специальной (коррекционной) программой с учетом индивидуальных особенностей детей (возраста, структуры нарушения, уровня нарушения зрения и психофизического развития и т.п.).

Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства.

Ознакомление с окружающим миром способствует формированию у детей реальных представлений об окружающем мире и жизни человека.

Дети должны представлять и конкретно действовать с различными предметами, знать назначение, способы действия и применения их, понимать условия жизни, деятельности человека, его связи с окружающим миром.

Тематикой ознакомления в первую очередь становиться близкое окружение ребенка в детском саду и дома. Процесс ознакомления протекает по принципу детального изучения предметов с их свойствами и взаимосвязями. В ходе изучения дети должны научиться последова­тельному зрительному выделению, анализу основных опознавательных зрительно фиксированных признаков. Там, где невозможно получить зрительную информацию, необходимо активно включать в процесс об­следования сохранные анализаторы. Дополнительная информация по­лучается за счет полисенсорных взаимосвязей (слухо-двигательных, тактильно-двигательных, осязательных и др.) и обеспечивает детям с нарушением зрения более полную и точную информацию.

На 1-м и 2-м годах обучения занятия по ознакомлению с окру­жающим миром более тесно связаны с развитием речи, так как наряду с формированием чувственного опыта детей осуществляется работа по овладению детьми словом, что обеспечивает формирование умений соотносить конкретный признак со словесным его обозначением и создание адекватных образов предметов реального мира.

На 3-м и 4-м годах обучения наряду с этой задачей осуществляется работа по расширению и систематизации представлений в определенных связях общественноведческих, природоведческих, математических и эстетических знаний. Основными методами и средствами являются наблюдения, обследование, экскурсии, дидактические игры, упражнения с натуральными объектами или их изображениями, просмотр диафильмов, рассматривание различных видов наглядности (картинки, игрушки, муляжи, чучела животных и др.), слушание грамзаписей, применение магнитофонных записей и т.п.

На более поздних периодах обучения начинают применяться беседы об увиденном, но ведущим остается использование конкретного материала, активно воспринимаемого детьми.

Значительная часть программного материала по развитию зри­тельного восприятия ведется учителем-дефектологом (тифлопедагогом), так как он формирует у детей способы чувственного познания, учит их правильно обследовать предметы с помощью зрения и сохранных анализаторов. При этом он решает данные задачи с учетом индивидуальных особенностей состояния зрения каждого слабовидящего ребенка. Воспитатель проводит только те занятия, на которых идет закрепление пройденного материала.

На начальных этапах формирования способов зрительного обсле­дования у детей с нарушением зрения тифлопедагог, кромке фронтально-групповых занятий, проводит индивидуальные замятия с детьми, где учит их не только способам обследования предметов, но и ведет работу по социальной адаптации детей.

Важное место в программе отводится развитию зрительно-пространственной адаптации детей с нарушением зрения в окружающей обстановке. Дети с нарушением зрения испытывают определенные сложности при ориентировке в пространстве, поэтому им необходим определенный уровень пространственных представлений, навыков и умений, при наличии которых они смогут свободно передвигаться в пространстве и общаться с окружающим миром.

В программе в зависимости от возраста и уровня психического раз­вития детей определены требования к формированию пространственных представлений на уровне зрительного и других видов восприятия. При этом важно сочетать ориентировку на зрение с опорой на слуховую, тактильно-двигательную и другие виды ориентировок. При формировании пространственной ориентировки важно научить слабовидящих детей опираться на сенсорные эталоны пространственных признаков: формы, цвета, величины и места положения предметов. Важная роль отводится речи как регулятору практических действий детей.

В помещениях детского сада, особенно в групповых комнатах, следует соблюдать заведенный порядок хранения игрушек, посуды и других предметов быта, с тем чтобы, дети с нарушением зрения ориентировались по памяти, что облегчает им процесс пространственной ориентировки.

Важным условием работы по ознакомлению с окружающим миром является взаимосвязь коррекционной работы с лечебно-восстановительным процессом. Педагоги учитывают рекомендации врача-окулиста по организации нагрузки и охранительного режима для зрения детей, проводят специальные упражнения по активизации и тренировке зрения детей.

В программе заложены большие возможности для осуществления межпредметных связей уроков по ознакомлению с окружающим миром и природоведения с уроками чтения, трудового обучения, физического воспитания и других предметов. Реализации этих возможностей поможет учителю добиться более осознанного и прочного усвоения учащимися изучаемого материала.

Педагогическим коллективам предоставляется право интегрировать данный курс с коррекционными занятиями по социально-бытовой ориентировке или ориентировке в пространстве, что фиксируется в учебном плане, в распределении учебного времени и отражается в оригинальной программе по интегрированному курсу.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте специфику коррекционно-педагогической работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

 

 

Практические задания

1. Определите темы занятий по ознакомлению с окружающим миром в соответствии с тематическими циклами: «Мир природы», «Мир людей», «Мир предметов», «Мой родной край».

2. Разработайте методические рекомендации по распределению изучаемого материала об окружающем мире в соответствии с возрастной группой.

3. Разработайте тематическое планирование изучаемого материала по ознакомлению с окружающим миромдетей дошкольного возраста с проблемами в развитии в соответствии с возрастом.

4. Разработайте конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей дошкольного возраста на определенную тему.

5.Проанализируйте фронтальное занятие по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста.

6. Продумайте набор оборудования для оформления предметной коррекционо-развивающей среды в группе для детей с проблемами в развитии.

7. Разработайте конспект прогулки для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.

8. Разработайте дидактические игры для ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста с проблемами в развитии в соответствии с тематическими циклами: «Мир природы», «Мир людей», «Мир предметов», «Мой родной край».

9. Подберите комплексы пальчиковой гимнастики, которые сопровождаются стихами о предметах и явлениях окружающего мира.

10. Подберите оригами, изготовление которых способствует обогащению знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

11. Разработайте методические рекомендации по изготовлению поделок из природного материала как средства ознакомления с окружающим миром.

 

 

Литература

 

1. Акимова, Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром / Ю. А. Акимова.– М.: Творческий центр «Сфера», 2007.

2. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина [и др.]. – С.Пб.: Издательство «Союз», 2001.

3. Боровцова, Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении:. учебное пособие для студ. дефектологических факультетов высш. учеб. заведений / Л.А. Боровцова. –

Тамбов: ОАО Тамбовская типография «Пролетарский светоч»», 2007.

4. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / В.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – 5 изд., испр., доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2007.

5. Головчец, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Головчец. – М.: Издательство «Просвещение», 2001.

6. Головчец, Л.А. Воспитание и обучение дошкольников с нарушенным слухом: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Головчец. – Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.

7. Доронова, Т.Н. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 6 года жизни / Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева [и др.]. – М., Издательство «Просвещение», 2003.

8. Дыбина, О.В. Что было до…: игры-путешествия в прошлое предметов / О.В. Дыбина. – М.: Сфера, 2004.

9. Дыбина, О.В. Из чего сделаны предметы / О.В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

10. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Издательство «Просвещение», 2005.

11. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Издательство «Просвещение», 1998.

12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. уч. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

13. Комратова, Н.Г. Мир, в котором я живу/ Н.Г. Комарова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

14. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика / Е.М. Мастюкова. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997.

15. Носкова, Л.П. Программа обучения и воспитания глухих детей дошкольного возраста / Л.П. Носкова, Л.А. Головчец, Н.Д. Шматко [и др]. – М.: Издательство «Просвещение», 1991.

16. Плаксина, Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения): программы детского сада / Л.И. Плаксина, В.А. Бельмер, Л.П. Григорьева [и др.]. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

17. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селиверстов. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1994.

18. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

19. Стребелева, Е.А.Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.

20. Теплюк, С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста / С.Н. Теплюк. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.

21. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Издательство «Альфа», 1993.

22. Чиркина, Г.В. Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева [и др.]. – М.: «Просвещение», 2008.

23. Шевченко, С.Г. Ознакомление с окружающим и развитие речи: программа (первая и вторая подготовительная группы) / Под ред. С.Г.Шевченко. – М.: ИКП РАО, лаборатория содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении, 2001.

24. Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей c задержкой психического развития: программа по подготовке к школе детей c задержкой психического развития / С.Г. Шевченко, P.Д. Тригер, Г.M. Канустина, И.K. Вoлкoва [и др.]. – М.: «Школьная пресса», 2005.

Приложение

Приложение 1

Методические рекомендации


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.