Движение джихада: первая отличительная черта — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Движение джихада: первая отличительная черта

2019-11-11 325
Движение джихада: первая отличительная черта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Саид Кутб

Джихад на пути Аллаха

Ступени джихада

Выдающийся ученый Ибн Кайим[1] включил в свою книгу "Зад-аль-Маад" раздел под названием "Как пророк обращался с неверными и лицемерами от начала своего Посланничества до смерти своей". В действительности этот великий знаток ислама свел воедино и сформулировал в этой главе концепцию джихада. Он пишет:

Первым откровением Пророку было: "Поминай имя Господа твоего"[2].

Таким было начало Посланничества. Аллах Высочайший велел ему повторять эту заповедь в своем сердце, но не открывать ее другим. Затем Аллах заповедал:

О, завернувшийся, встань и увещевай![3]

Заповедью "Поминай" ему был ниспослан дар Пророчества, а заповедью "Встань и увещевай!" он был призван к Посланничеству. Как следствие, он должен был обратиться с увещевающим словом ко всем, кто был ему близок: сначала к своему народу, затем к соседним арабам, далее ко всем арабам, населявшим Аравию, и наконец -- ко всем живущим на Земле. И потому с начала Посланничества в течение почти 13 лет он продолжал проповедовать, предостерегая людей и внушая им страх Господень. За все это время он ни разу не вел войны и не взимал джизьи. Напротив, ему было велено сдерживаться, проявлять спокойствие и терпимость и считать прощение своим главным прибежищем. Но затем ему приказано было идти дальше и разрешено взяться за оружие. Потом ему уже было велено сражаться с выступившими против него, но удерживаться от войны с теми, кто не поднял на него оружия. А позже приказано было биться с многобожниками, дабы религия Аллаха утвердилась во всей своей полноте. После того как прозвучало веление джихада, неверные разделены были на три категории. С одними мусульмане жили в мире, с другими воевали, а третьими были зимми (немусульмане, жившие на территории мусульманских государств). Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) было предписано блюсти условия союза, заключенного им с теми неверными, с кем он был в мире, и договор этот должен был оставаться нерушимым, пока сами неверные его придерживались. За любое нарушение условий договора следовало платить той же монетой, однако нельзя было начинать войну с неверными, не уведомив их о расторжении союза. Ему было приказано сражаться с теми, кто нарушит условия договора. Когда была ниспослана сура, названная "Бараа" ("Покаяние")[4], в ней было подробно описано, как следует поступать с каждой из трех упомянутых разновидностей язычников. В ней прямо сказано, что следует идти войной на тех "людей Книги", кто враждебен Аллаху и Пророку Его, пока они не согласятся заплатить джизью (налог, который должны были платить вместо несения военной службы немусульмане, жившие на территории мусульманского государства) или принять ислам. О неверных и лицемерах в этой суре сказано, что им также должен быть объявлен джихад и обращаться с ними нужно жестоко. Потому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) вел джихад с многобожниками мечом, а с лицемерами -- убеждением и проповедью. В той же суре объявлено, что всем союзам с многобожниками следует положить конец и обязательства по этим договорам впредь мусульман не связывают. В этом отношении они были разделены на три категории. В первом случае речь шла о нарушивших договор и не соблюдавших его условий. С ними ему велено было сражаться, и он пошел на них войной и победил. Во втором -- о тех, с кем союз был заключен на определенное время и кто не нарушал его условий и не оказывал помощи врагам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). С ними Аллах повелел придерживаться договора до его окончания. И третий случай -- те народы, кто не был в союзе, но и не воевал с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) или с кем договор был заключен на неопределенное время и никакие границы не оговаривались. Было велено дать им всем сроку четыре месяца, а по истечении этого времени идти на них войной. Итак, те, кто нарушил клятву, обрекался мечу, но тем, с кем не было договора или он был заключен на неопределенное время, давалась четырехмесячная отсрочка. Также приказано было соблюсти до конца условия договоров, которые скоро должны были истечь. Все многобожники приняли ислам еще до истечения предоставленного срока, а зимми стали платить джизью.

Вкратце, следуя откровению суры "Покаяние", Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) и верующие должны были определенным образом вести себя с тремя разными категориями людей:

1. военными противниками;
2. союзниками по договору;
3. зимми.

В конце концов те, с кем ранее был заключен договор, сами приняли ислам. Остались только две категории: 1) противники и 2) зимми.

Итак, в мире остались: мусульмане, которые заявили о своей вере и преданности Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!), затем те, кто жил с ним в мире и пользовался его защитой, и наконец те, кто противостоял ему и не складывал оружия. Что до лицемеров, ему было сказано довольствоваться их внешним поведением, оставив Богу судить об их внутренних настроениях и намерениях, и вести с ними джихад силой разума и убеждения, остерегаться их, быть с ними суровым и воздействовать на души их проникновенным словом Господним. Запрещено ему было молиться на их могилах и просить за них после смерти, ибо сказано было, что Аллах не помилует их, даже если он будет испрашивать для них прощения. Так поступал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) со своими противниками из числа неверных и лицемеров. В данном описании сжато представлены все ступени исламского джихада, но и в этом кратком своде мы можем различить самые существенные черты, характерные для динамичного развития истинной религии. Эти черты заслуживают глубокого и внимательного исследования, мы же сейчас способны сделать только ряд беглых замечаний.

Вторая отличительная черта

Второй отличительной чертой является то, что в своем поэтапном практическом развитии ислам на каждой стадии использует подходящие и адекватные способы достижения своих конкретных целей и задач. Каждая ступень становится основой перехода на следующую. Действительно, эта религия не пытается искать ответа на практические запросы в абстрактных теориях, но и не прибегает в разных жизненных ситуациях к одним и тем же, неизменным приемам. Те, кто рассуждает о системе религиозного джихада, ссылаясь на строки Священного Корана, не учитывают этой особенности. Они не отдают себе отчета в том, что разные ступени развития джихада имели разную природу и суть, и не осознают, что и различные стихи Корана относятся к разным стадиям этого движения. Потому подобные знатоки рассуждают о системе исламского джихада весьма неуклюже, смешивая разные уровни его развития и тем самым искажая самую сущность понятия "джихад". Корень их заблуждений в том, что для них каждый стих Корана -- непреложная истина в последней инстанции, отражающая окончательную и неизменную форму религиозного устройства. Фактически же мрачная действительность, под гнетом которой приходится существовать нынешнему поколению мусульман, заставляет таких мыслителей выхолащивать самую суть ислама, оставляя от него только внешние ярлыки. Они просто разоружились -- умственно и духовно. Это и привело их к пораженческой идеологии с ее лозунгом: "Ислам допускает только оборонительную войну". Более того, они ошибочно полагают, что такое открытие служит на пользу религии, хотя на поверку своими ложными выводами они пытаются заставить религию отбросить одну из главных своих отличительных черт. Если послушать их, религия должна отказаться от своего идеала: стереть с лица земли все сатанинские силы и заставить людей склониться перед единым Богом, освободив их от служения слугам, но призвав их к служению Господу и Создателю слуг Его. Однако ислам, стремясь воплотить в жизнь этот идеал, не заставляет людей принимать веру насильно, а создает ту атмосферу свободы, в которой можно воспользоваться правом выбора. Он либо разрушает до основания господствующие политические образования, либо, подчинив их себе, приводит к повиновению и принятию джизьи. Тем самым он расчищает путь к обретению веры: иначе говоря, дает людям полную свободу выбора -- уверовать или нет.

Третья отличительная черта

Третьей отличительной чертой этой религии является то, что, отыскивая все новые и новые средства для своего настойчивого поступательного развития, она не отрывалась от своих истоков, но скорее просто продвигалась вперед и обращалась ко все большему кругу людей -- были ли они теми, кто окружал Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), или курайшитами, или арабами, или всем населением Земли, -- основываясь лишь на одном фундаментальном принципе: все они могут объединиться в служении Единому Богу, лишь отказавшись от служения человеку. Применительно к этому принципу недопустимы компромиссы, здесь нельзя проявлять гибкость или терпимость. Ислам твердо следует заданному плану по достижению и воплощению в жизнь своей единственной цели. В этом плане предусмотрены четкие и последовательные стадии, на каждой из которых используются соответствующие новые средства, о чем мы уже говорили выше.

Истинная природа поклонения

Наша религия призвана освободить не только арабов, и ее учение обращено не к ним одним. Она адресована Человеку, всему человеческому роду, а сфера ее действия -- вся Земля как таковая. Аллах, Всевышний -- Господь не только арабов, и промысел Его не ограничен исключительно теми, кто принял ислам. Аллах Высочайший -- Вседержитель народов Земли. Эта религия призвана возвратить всех людей в лоно их Создателя и Подателя благ. Она стремится освободить их от поклонения кому-либо кроме Бога. Согласно исламу, истинное служение состоит в том, что человек должен следовать законам, установленным такими же людьми, как и он, но то, что религия именует "поклонением", оставлять исключительно для Бога. Всякий, кто "поклонится" кому-то иному кроме Бога, как бы он ни кичился и ни трубил повсюду о своих религиозных чувствах, по сути становится вероотступником. Когда евреи и христиане отказывались поклоняться Единому Богу, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) ясно сказал, что повиновение существующим законам и властям тождественно "поклонению". В соответствии с этим значением "поклонения" они и были приравнены к "многобожникам".

Тирмизи[5], ссылаясь на авторитет Ади бин Хатима[6] (да будет Аллах им доволен!), рассказывал, что когда того достигла весть о приближении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), он бежал в Сирию, так как принял христианство до прихода ислама. Но его сестра и несколько других людей его племени были взяты в плен. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) изъявил великодушие и милосердие (отпустив ее без выкупа) и вернул ее семье, наделив к тому же дарами. Она пришла к брату и убедила его принять ислам, посоветовав ему отправиться к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!). Ади стал готовиться в дорогу, а в Медине пошли разговоры о его приезде. Когда он предстал перед лицом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), на шее у него болтался серебряный крест. В это время Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) читал строки из Священного Корана:

Они [люди Книги] взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Аллаха (сура 9, 31).

Ади сообщает: "Я заметил: "Они не поклоняются священникам своим". На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) возразил: "Они считают разрешенным то, что разрешают им священники и раввины, и что те называют запретным, от того воздерживаются, а это и есть поклонение"". Из этого объяснения данного стиха Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) окончательно и непреложно следует, что повиновение чему-то помимо Божественного закона и права тождественно поклонению, и если мусульманин так поступает, то ставит себя вне религии. Еще один вывод: поклонение чему-то кроме Бога означает признание других людей своими владыками, и подлинная религия призвана отвергнуть и устранить эту порочную практику.

Первая причина

Причина, по которой мусульмане воздерживались от вооруженной борьбы во время пребывания в Мекке, вполне понятна любому здравомыслящему человеку. В Мекке существовала свобода проповеди. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!) был под защитой рода Бану Хашим[10], а значит, мог открыто излагать свое учение. Он мог заставить людей прислушаться к нему, мог воззвать к их душам и умам, мог обращаться к ним вместе и порознь. Никакая организованная политическая сила не стояла на пути распространения этого учения, не старалась перекрыть людям всякий доступ к нему. И потому у исламского движения не было нужды прибегать к насилию. Кроме того, были и другие причины, делавшие необходимым в этот период ограничиваться исключительно мирной проповедью. Я кратко изложил все эти причины в моем комментарии "Фи-зилаль аль-Куран" ("В тени Корана"), разъясняя стих: "Разве ты не видел тех, которым сказали: Удержите ваши руки и простаивайте молитву и давайте очищение" (сура 4, 79(77)). Пожалуй, стоит повторить некоторые из этих соображений и сейчас.

Третья причина

Еще одной причиной запрета на джихад меча в этот период было курайшитское окружение, преисполненное гордыни и упивавшееся ощущением своего родового превосходства. В таких условиях мирные способы распространения мусульманской идеи могли оказаться более эффективными. Применение силы в тот момент могло обернуться жаждой возмездия и распалить недобрые чувства. Новые раздоры развязали бы кровную вражду. Клановые войны, основанные на кровной мести, были тогда обычным делом для арабов. Таковы были войны из-за Дахиса и Габры[11] или из-за верблюдицы старухи Басус[12], длившиеся годы и годы и истреблявшие род за родом. Если бы в связи с исламом в умах и сердцах арабов пробудилась новая жажда кровной мести, их уже нельзя было бы смягчить и укротить. Вместо призыва к истинной вере ислам обернулся бы нескончаемой чередой кровных убийств, и суть его учения забылась бы, не успев раскрыться и без надежды возродиться в будущем.

Четвертая причина

Причиной могли быть и опасения развязать широкомасштабную гражданскую войну. В то время не существовало организованной власти, которая могла бы преследовать и терзать верующих; право взыскивать и наказывать принадлежало родственникам и покровителям. Применить силу в такой ситуации означало бы превратить всякое семейство в поле брани, что привело бы к долгой и нескончаемой войне. Люди могли бы сказать: "Вот каков ваш ислам". Впрочем, так и говорили, даже когда насилие было запрещено. Во время хаджжа курайшиты приходили в лагеря прибывших издалека арабских паломников или торговцев и рассказывали: "Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) не только вносит раздор в свой народ и свое племя; он заставляет сына идти против отца". Курайшиты бросались такими обвинениями, хотя Верующим и не было разрешено прибегать к насилию. А если бы линия фронта пролегла посреди каждого дома и каждой деревни, если бы сыновьям действительно было бы позволено рубить головы отцам, -- что недруги сказали бы тогда и чем бы все это обернулось?

Пятая причина

Еще одной причиной могло быть предвидение Аллаха Высочайшего, Который знал, что противники ислама -- те, кто поначалу устраивал над мусульманами многочисленные религиозные процессы, кто подвергал их душераздирающим истязаниям, кто зверски их подавлял, -- в большинстве своем превратятся в искренних и преданных воинов ислама, а один из них даже станет великим вождем мусульман! Разве не таков был сперва Омар ибн Хаттаб? Вряд ли стоит объяснять, кем он стал после принятия ислама.

Шестая причина

В числе причин можно назвать и чувство врожденной гордости арабов, особенно живущих своим кланом. Следуя этому чувству, они всегда скорее поддержат преследуемого, мучимого и угнетаемого, но не сдающегося и стоящего на своем. Оно будет тем более уязвлено, если притесняется и подавляется человек, принадлежащий к верхушке клана или к родовой знати. В доказательство можно привести множество событий, происходивших в Мекке. Скажем, когда Абу Бакр, известный своим великодушием и мягким нравом, покинул Мекку, намереваясь перебраться в другое место, Ибн ад-Дагна[13] не мог этого стерпеть, считая его уход позором для арабов, и уговорил его остаться, предложив Абу Бакру свое покровительство. А самым ярким примером является история расторжения договора, согласно которому жизненное пространство клана Бану Хашим было ограничено долиной Абу Талиба[14]. Когда бесконечные и бессмысленные лишения и голод довели их до самого края, арабская молодежь порвала этот договор в клочья. Арабы отличались особым благородством, а в других цивилизациях древности, где унижение людей было делом привычным, мы сталкиваемся с совершенно иной картиной: мучеников и гонимых презирали и осмеивали, а тиранов и угнетателей превозносили.

Седьмая причина

Причиной могло быть и то, что мусульман в это время было довольно мало и находились они только в Мекке. Идея ислама еще не достигла иных частей Аравийского полуострова, а если о ней где-то и знали, то только понаслышке. Другие племена рассматривали происходящее как внутреннее дело курайшитов и просто выжидали, чем кончится эта борьба, до времени соблюдая нейтралитет. Если мусульмане были бы обязаны в этой ситуации сражаться, то такая ограниченная война привела бы к полному уничтожению их небольшой общины. Даже если бы мусульмане уничтожили во много раз больше противников, чем насчитывали их собственные ряды, все равно в конце концов они были бы истреблены до последнего человека. Идолопоклонство и многобожество процветали бы, как и прежде, а заря ислама так никогда бы и не занялась, и он никогда бы не смог реализовать на практике несомую им благую весть, а ведь она была ниспослана именно для того, чтобы жизнь человека была наконец устроена так, как предписывает ислам.

Саид Кутб

Джихад на пути Аллаха

Ступени джихада

Выдающийся ученый Ибн Кайим[1] включил в свою книгу "Зад-аль-Маад" раздел под названием "Как пророк обращался с неверными и лицемерами от начала своего Посланничества до смерти своей". В действительности этот великий знаток ислама свел воедино и сформулировал в этой главе концепцию джихада. Он пишет:

Первым откровением Пророку было: "Поминай имя Господа твоего"[2].

Таким было начало Посланничества. Аллах Высочайший велел ему повторять эту заповедь в своем сердце, но не открывать ее другим. Затем Аллах заповедал:

О, завернувшийся, встань и увещевай![3]

Заповедью "Поминай" ему был ниспослан дар Пророчества, а заповедью "Встань и увещевай!" он был призван к Посланничеству. Как следствие, он должен был обратиться с увещевающим словом ко всем, кто был ему близок: сначала к своему народу, затем к соседним арабам, далее ко всем арабам, населявшим Аравию, и наконец -- ко всем живущим на Земле. И потому с начала Посланничества в течение почти 13 лет он продолжал проповедовать, предостерегая людей и внушая им страх Господень. За все это время он ни разу не вел войны и не взимал джизьи. Напротив, ему было велено сдерживаться, проявлять спокойствие и терпимость и считать прощение своим главным прибежищем. Но затем ему приказано было идти дальше и разрешено взяться за оружие. Потом ему уже было велено сражаться с выступившими против него, но удерживаться от войны с теми, кто не поднял на него оружия. А позже приказано было биться с многобожниками, дабы религия Аллаха утвердилась во всей своей полноте. После того как прозвучало веление джихада, неверные разделены были на три категории. С одними мусульмане жили в мире, с другими воевали, а третьими были зимми (немусульмане, жившие на территории мусульманских государств). Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) было предписано блюсти условия союза, заключенного им с теми неверными, с кем он был в мире, и договор этот должен был оставаться нерушимым, пока сами неверные его придерживались. За любое нарушение условий договора следовало платить той же монетой, однако нельзя было начинать войну с неверными, не уведомив их о расторжении союза. Ему было приказано сражаться с теми, кто нарушит условия договора. Когда была ниспослана сура, названная "Бараа" ("Покаяние")[4], в ней было подробно описано, как следует поступать с каждой из трех упомянутых разновидностей язычников. В ней прямо сказано, что следует идти войной на тех "людей Книги", кто враждебен Аллаху и Пророку Его, пока они не согласятся заплатить джизью (налог, который должны были платить вместо несения военной службы немусульмане, жившие на территории мусульманского государства) или принять ислам. О неверных и лицемерах в этой суре сказано, что им также должен быть объявлен джихад и обращаться с ними нужно жестоко. Потому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) вел джихад с многобожниками мечом, а с лицемерами -- убеждением и проповедью. В той же суре объявлено, что всем союзам с многобожниками следует положить конец и обязательства по этим договорам впредь мусульман не связывают. В этом отношении они были разделены на три категории. В первом случае речь шла о нарушивших договор и не соблюдавших его условий. С ними ему велено было сражаться, и он пошел на них войной и победил. Во втором -- о тех, с кем союз был заключен на определенное время и кто не нарушал его условий и не оказывал помощи врагам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). С ними Аллах повелел придерживаться договора до его окончания. И третий случай -- те народы, кто не был в союзе, но и не воевал с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) или с кем договор был заключен на неопределенное время и никакие границы не оговаривались. Было велено дать им всем сроку четыре месяца, а по истечении этого времени идти на них войной. Итак, те, кто нарушил клятву, обрекался мечу, но тем, с кем не было договора или он был заключен на неопределенное время, давалась четырехмесячная отсрочка. Также приказано было соблюсти до конца условия договоров, которые скоро должны были истечь. Все многобожники приняли ислам еще до истечения предоставленного срока, а зимми стали платить джизью.

Вкратце, следуя откровению суры "Покаяние", Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) и верующие должны были определенным образом вести себя с тремя разными категориями людей:

1. военными противниками;
2. союзниками по договору;
3. зимми.

В конце концов те, с кем ранее был заключен договор, сами приняли ислам. Остались только две категории: 1) противники и 2) зимми.

Итак, в мире остались: мусульмане, которые заявили о своей вере и преданности Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!), затем те, кто жил с ним в мире и пользовался его защитой, и наконец те, кто противостоял ему и не складывал оружия. Что до лицемеров, ему было сказано довольствоваться их внешним поведением, оставив Богу судить об их внутренних настроениях и намерениях, и вести с ними джихад силой разума и убеждения, остерегаться их, быть с ними суровым и воздействовать на души их проникновенным словом Господним. Запрещено ему было молиться на их могилах и просить за них после смерти, ибо сказано было, что Аллах не помилует их, даже если он будет испрашивать для них прощения. Так поступал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) со своими противниками из числа неверных и лицемеров. В данном описании сжато представлены все ступени исламского джихада, но и в этом кратком своде мы можем различить самые существенные черты, характерные для динамичного развития истинной религии. Эти черты заслуживают глубокого и внимательного исследования, мы же сейчас способны сделать только ряд беглых замечаний.

Движение джихада: первая отличительная черта

Для истинной религии прежде всего характерно то, что ее практическое воплощение предельно реалистично. В своем развитии она обращена к людям, которые живут здесь и сейчас, она использует методы и инструменты, отвечающие реальным условиям их существования. Ислам в своем продвижении неизбежно сталкивается с джахилийей, "невежеством", царящим в мыслях и верованиях и формирующим весь строй повседневной жизни, который в должной мере подкреплен политическими и материальными ресурсами и авторитетом. Потому исламу необходимо выработать адекватные методы противостояния миру джахилийи. Изменению умонастроения и убеждений людей служит исключительно увещевание и проповедь. Но ислам использует и материальную силу, прибегая к джихаду как к средству уничтожения царства невежд и той власти, на которой зиждется джахилийа, ибо вместе они препятствуют исправлению нравов и веры человечества в целом. Силой или хитростью они заставляют людей подчиниться и склониться перед земными владыками вместо Господа Всемогущего. Сталкиваясь на своем пути с физическим противодействием, ислам не может ограничиваться только проповедью и убеждением, но и не считает возможным опираться лишь на силу и принуждение, дабы изменить убеждения и образ мыслей простых обывателей. Оба подхода одинаково важны для воплощения принципов этой религии. Ее главная цель -- освободить человека от рабского ига и дать ему возможность служить Одному и Единственному Богу.

Вторая отличительная черта

Второй отличительной чертой является то, что в своем поэтапном практическом развитии ислам на каждой стадии использует подходящие и адекватные способы достижения своих конкретных целей и задач. Каждая ступень становится основой перехода на следующую. Действительно, эта религия не пытается искать ответа на практические запросы в абстрактных теориях, но и не прибегает в разных жизненных ситуациях к одним и тем же, неизменным приемам. Те, кто рассуждает о системе религиозного джихада, ссылаясь на строки Священного Корана, не учитывают этой особенности. Они не отдают себе отчета в том, что разные ступени развития джихада имели разную природу и суть, и не осознают, что и различные стихи Корана относятся к разным стадиям этого движения. Потому подобные знатоки рассуждают о системе исламского джихада весьма неуклюже, смешивая разные уровни его развития и тем самым искажая самую сущность понятия "джихад". Корень их заблуждений в том, что для них каждый стих Корана -- непреложная истина в последней инстанции, отражающая окончательную и неизменную форму религиозного устройства. Фактически же мрачная действительность, под гнетом которой приходится существовать нынешнему поколению мусульман, заставляет таких мыслителей выхолащивать самую суть ислама, оставляя от него только внешние ярлыки. Они просто разоружились -- умственно и духовно. Это и привело их к пораженческой идеологии с ее лозунгом: "Ислам допускает только оборонительную войну". Более того, они ошибочно полагают, что такое открытие служит на пользу религии, хотя на поверку своими ложными выводами они пытаются заставить религию отбросить одну из главных своих отличительных черт. Если послушать их, религия должна отказаться от своего идеала: стереть с лица земли все сатанинские силы и заставить людей склониться перед единым Богом, освободив их от служения слугам, но призвав их к служению Господу и Создателю слуг Его. Однако ислам, стремясь воплотить в жизнь этот идеал, не заставляет людей принимать веру насильно, а создает ту атмосферу свободы, в которой можно воспользоваться правом выбора. Он либо разрушает до основания господствующие политические образования, либо, подчинив их себе, приводит к повиновению и принятию джизьи. Тем самым он расчищает путь к обретению веры: иначе говоря, дает людям полную свободу выбора -- уверовать или нет.

Третья отличительная черта

Третьей отличительной чертой этой религии является то, что, отыскивая все новые и новые средства для своего настойчивого поступательного развития, она не отрывалась от своих истоков, но скорее просто продвигалась вперед и обращалась ко все большему кругу людей -- были ли они теми, кто окружал Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), или курайшитами, или арабами, или всем населением Земли, -- основываясь лишь на одном фундаментальном принципе: все они могут объединиться в служении Единому Богу, лишь отказавшись от служения человеку. Применительно к этому принципу недопустимы компромиссы, здесь нельзя проявлять гибкость или терпимость. Ислам твердо следует заданному плану по достижению и воплощению в жизнь своей единственной цели. В этом плане предусмотрены четкие и последовательные стадии, на каждой из которых используются соответствующие новые средства, о чем мы уже говорили выше.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.