Две концепции ислама и их различие — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Две концепции ислама и их различие

2019-11-11 162
Две концепции ислама и их различие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Полностью оценить различие двух представлений об исламе с первого взгляда невозможно. Одно из них состоит в том, что ислам был вынужден начать борьбу с джахилийей. Само его существование неизбежно вело к тому, что общество джахилийи нападет на него и ислам по необходимости встанет на свою защиту. Вторая точка зрения дает исламу право самому брать в руки инициативу и самому начинать вооруженную борьбу. Сначала трудно различить, в чем, собственно, кроется разница (ведь в обоих случаях исламу приходится выйти на поле брани), -- но если довести наши рассуждения до конца, мы увидим, что между двумя этими концепциями лежит пропасть. Чувства и эмоции, мысли и соображения, стоящие за каждой из них, различаются тонким, но весьма существенным образом.

Концепции ислама как Божественного образа жизни и как некоей региональной системы принципиально отличны друг от друга. Согласно первой точке зрения, ислам низошел в мир, дабы возвестить правление Божье на Божьей земле и призвать всех людей к служению Одному Господу. Он должен дать несомому им посланию и призыву практическое воплощение, приступив к построению общества, в котором люди освобождаются от служения себе подобным и обращаются к служению Единому Богу. Руководствоваться они должны лишь Божественным законом, выражающим верховную власть Господа. Только так понятый ислам вправе устранять со своего пути все преграды и помехи, чтобы, разрушив глухие стены систем политического управления и доморощенных обычаев, получить возможность свободно воззвать к уму и совести людей. Вторая же точка зрения делает ислам системой только для одной страны, и в этом случае у него есть всего лишь право обороняться -- при условии, что некая внешняя сила вторгается на его территорию.

Итак, эти две теории перед вами. Несомненно, ислам поднимает знамя джихада и в той, и в другой. Но две конкретные картины, порожденные этими теориями, равно как стоящие за ними побудительные мотивы, цели и следствия кардинально различаются. В этих теориях различно все -- от замысла до воплощения.

Безусловно, ислам вправе брать инициативу на себя. Ислам -- это не достояние одной нации или страны. Это религия Господа, предназначенная для всего мира. Она должна обладать правом сметать на своем пути все преграды в виде систем или традиций, затрудняющих людям свободу выбора. Ислам не вторгается в душу человека и не навязывает ему свое учение насильно. Он занят только изменением обстоятельств и представлений, с тем чтобы избавить человечество от мерзостных и вредоносных влияний, которые извратили его природу и попрали свободу выбора.

Ислам ни за что не отречется от этого своего права. Ислам призывает человека к служению Единому Богу, избавляя его от власти других людей, и венцом его поступательного движения должно стать повсеместное владычество Господа и полная свобода человека. При таком понимании ислама служение Господу может достичь наивысшего расцвета только под сенью воцарившегося исламского порядка -- да это и на самом деле так. Только исламская система устанавливает такой порядок вещей, при котором для всех людей -- будь то правитель или подданный, черный или белый, бедный или богатый, ближний или дальний -- Единственным Законодателем является Бог Всевышний, и все они равны перед Его законами, и все в одинаковой мере покорны Ему. При всех других формах жизнеустройства люди проводят свой век в услужении себе подобным и следуя законам, выдуманным другими людьми. Создание законов -- одна из прерогатив верховной власти. Тот, кто берет на себя право самостоятельно писать законы для других, в действительности заявляет о своих претензиях на господство, вне зависимости от того, произносит ли он это открыто или нет. Тот же, кто признает за таким самозванцем право устанавливать законы по своей прихоти, фактически признает его право на господство, вне зависимости от того, называет ли он вещи своими именами или изобретает какие-нибудь другие специальные термины.

Ислам не сводится только к вере или идее и не может ограничиваться тем, чтобы нести свое послание людям только посредством проповедей или утверждений. Ислам -- это способ существования, направленный на практическое осуществление идеала свободы человека и принимающий форму организованного движения. Антиисламское общество и антиисламский образ жизни не дают этой религии возможность устроить существование своих приверженцев по ее собственным предписаниям. Как следствие, для ислама становится необходимым положить конец всем социальным системам, служащим препятствием на пути к полному освобождению человечества. Только так религия Господа может воцариться во всей своей полноте. Тогда власть и авторитет не будут больше сопутствовать ни одному человеку, и нельзя будет помыслить о служении себе подобному, ведь исчезнет то, на чем основано процветание прочих систем жизнеустройства: господство людей и услужение им.

 

Литература

[*] Sayyid Qutb. “Jihad in the Cause of Allah”, in Milestones, 2nd ed., translated by S. Badruh Hasan, M. A. (Karachi, Pakistan: International Islamic Publishers Ltd., 1988), 107–142. Глава из книги Modernist and Fundamentalist Debates in Islam: A Reader, ed. Moaddel, Mansoor and Kamran Talattof. Palgrave Macmillan, 2000. ї Mansoor Moaddel and Kamran Talattof, 2000. Перевод с английского Николая Кербера.

[1] Арабский ученый и теолог Ибн Кайим аль-Джаузийя (1292-1350).

[2] Коран, сура 73, 8. Здесь и далее текст Корана дается в переводе И. Ю. Крачковского по изданию: Коран. М.: Наука, 1986.

[3] Коран, сура 74, 1-2.

[4] Эта сура чаще называется "Ат-Тауба", что и значит "Покаяние". См.: Коран, сура 6. -- Примеч. ред. "Отечественных записок".

[5] Ат-Тирмизи, ал-Хаким Абу Абдалах Мухаммад бин Али - крупнейший представитель восточноиранского суфизма.

[6] Один из сподвижников пророка Мухаммада.

[7] Сподвижники Мухаммада, три "праведных халифа", последовательно правившие после смерти пророка в 632 году. Абу Бакр умер в 634 году, Омар убит в 644 году, а Осман в 656 году. Могилы всех троих ныне являются святынями Медины.

[8] Нечестивых властителей (на языке Корана; ср.: сура 5, 65).

[9] Переселения из Мекки в Медину.

[10] Клан, из которого был родом Мухаммад.

[11] Имеется в виду война двух племен из-за ссоры их вождей на скачках, в которых участвовали две лошади с этими именами.

[12] Вождь племени Таглиб ранил эту верблюдицу, принадлежавшую женщине из племени Бакр, что также стало причиной кровопролитной войны, продолжавшейся около 40 лет.

[13] Старейшина племени Карра и группы племен Ахабиш.

[14] Старейшина племени Карра и группы племен Ахабиш.

[15] Дядя Мухаммада.

[16] Двоюродный брат и шурин Мухаммада.

[17] Битва, произошедшая в марте 624 года между войском Мухаммада и курайшитами, в которой мусульмане одержали свою первую победу.

[18] Эти люди были посланы полководцем халифа Омара Саидом ибн Ваккасом на переговоры в лагерь персов перед битвой при Аль Кадисии осенью 636 года. В этом сражении, продолжавшемся четыре дня, мусульмане разгромили персов, а предводитель персидской армии Рустам (Рустум) был убит.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.