Шри гаудия-вайшнава-сампрадая и санньяса — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Шри гаудия-вайшнава-сампрадая и санньяса

2019-10-30 292
Шри гаудия-вайшнава-сампрадая и санньяса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Недавно Шри Шьямалал Хаким из Шри Дхамы Вриндавана опубликовал сборник под названием «Махапрабху Шри Гауранга», посвященный пятисотлетней годовщине явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Он включил в него замечательные, глубокие с точки зрения сиддханты статьи почтенных ученых, госвами и вайшнава-ачарьев Вриндавана. Однако некоторые статьи редактора и новых авторов содержат высказывания, противоречащие шастрам и продиктованные бессмысленной враждебностью и желанием разрушить дружеские связи между чистыми сампрадаями. В своих статьях они постарались блеснуть эрудицией, утверждая «истинную», «ничем не обусловленную» концепцию сампрадаи, но за этим стоит желание привлечь последователей, которые признали бы в них ачарьев. Их ошибочные и совершенно необоснованные суждения являются лишь злонамеренной попыткой «сокрыть солнце». Такого рода статьи служат источником беспокойства для вайшнавов чистой традиции Шри Гаудия.

Обсуждаемая публикация содержит ряд необоснованных утверждений, например: «В Кали-югу принимать отреченный уклад жизни, санньясу, неправильно; это противоречит указаниям Вед»; «Гаудия- вайшнавы не

должны носить одежды цвета гайрик (шафрановый цвет)»; «Санньяса Шри Шанкарачарьи, Шри Рамануджачарьи, Шри Мадхвачарьи и других не является ведической»; «Те, кто следуют варнашрама-дхарме, не могут войти в бхаджан-пранали Гаудия- вайшнавов, пока не отрекутся от своего социального положения»; «Шри Гаудия- вайшнава - сампрадая не имеет связи со Шри Мадхва- сампрадаей»; «Существует разница между концепциями Шри Дживы Госвами и Шри Баладевы Видьябхушаны»; «Получив милость Шримана Махапрабху, Пракашананда Сарасвати стал известен под именем Шри Прабодхананда Сарасвати».

Услышав такие ошибочные суждения, почтенные вайшнавы вдохновили этого несчастного и недостойного слугу представить контраргументы. Возложив их волю себе на голову, я приступаю к исполнению этой священной миссии. Храня в своем сердце крупицу пыли с лотосных стоп защитника Шри Брахма-Мадхва-Гаудия-сапмрадаи, моего Парамарадхьятама Гурудева Ачарьи Кешари Нитья-лила Правишта Ом Вишнупад Аштоттарашата Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, который пришел в десятом поколении духовной преемственности от Шри Чайтаньи Махапрабху, я прежде всего хочу представить читателям первую статью, озаглавленную «Шри Гаудия- вайшнава - сампрадая и санньяса».

Социальная система варнашрамы является позвоночником индийского санскрити, или санатана-дхармы, а бхагавата-према — это ее сердце. Отношения между системой варнашрамы и бхагавата-премой подобны отношениям между телом и атмой. Хотя атма представляет собой предмет первостепенной важности, в обусловленном состоянии нельзя полностью пренебрегать потребностями тела, а значит, и варнашрама-дхармой. Когда человек утвердился в атма-дхарме (то есть бхагавата-севе), — цель варнашрама-дхармы достигнута и дальше ею можно пренебречь, чтобы целиком погрузиться в чистый бхагавад-бхаджан. Там, где нет варнашрама-дхармы, очевиден недостаток атма-дхармы, или чистой бхагавад-бхакти. В лучшем случае можно видеть подобие или искаженное отражение бхакти. Поэтому все дхарма-сампрадаи в Индии питают уважение к дайви-варнашраме. Тот, кто практикует бхакти, может оставаться в том ашраме, который наиболее благоприятен для его садхана-бхаджана, и, достигнув необходимой квалификации, полностью отречься от него. Особо отметим, что правила и предписания варнашрамы не распространяются на тех, кто превзошел стадию анартха-нивритти и в ком проявилась бхава. Однако тем Шри Гаудия- вайшнавам в преемственности Шримана Махапрабху, которые еще не достигли этого уровня, рекомендуется сохранять свое положение в варнашраме, внутренне оставаясь непривязанными к этому положению и не отождествляя себя с ним. Таким образом, замечательная новая концепция почтенного Шри Хакимджи не выдержала проверки на пробном камне сиддханты.

Теперь приведем основные аргументы почтенного Хакимджи относительно санньясы и шафрановой одежды у Шри Гаудия-вайшнавов:

Аргумент 1: В Ведах санньяса считается четвертым ашрамом, в который можно вступить, пройдя три предыдущих, а именно: ашрам брахмачарьи, грихастхи и ванапрастхи. В ведических шастрах нет упоминаний ни о каком другом виде санньясы. Буддадев, который отвергал Веды, ввел новый метод санньясы. Шрипад Шанкарачарья, скрытый буддист, в подражание Будде принял санньясу в возрасте восьми лет, не пройдя первые три ашрама. Таким образом, его санньяса не была ведической. В дальнейшем некоторые ачарьи приняли такой же метод санньясы в своих сампрадаях, хотя он не соответствует предписаниям Вед.

Аргумент 2: В Кали-югу запрещается принимать санньясу:

ашвамедхам гаваламбхам саннйасам палапайтркам

деварена сутотпатти калау панча виварджайет

«В Кали-югу запрещается совершать следующие пять действий: приносить в жертву коня, корову, принимать санньясу, подносить плоть предкам и зачинать ребенка в лоне жены старшего брата» («Шри Брахма-вайварта-пурана», Кришна-джанма-кханда, 185.180).

Аргумент 3: В сампрадае, основанной Шриманом Махапрабху, нет традиции принимать санньясу. Среди вайшнавов, нашедших прибежище у лотосных стоп Махапрабху, как, например, Шри Рупа и Шри Санатана, никто не принимал санньясу. До последних дней оба они сохраняли имена, которые носили до отречения.

Аргумент 4: Обратив Шри Сарвабхауму Бхаттачарью, Шриман Махапрабху в беседе с ним сделал вывод, что в санньясе нет необходимости, что она не только пагубна, но и противоречит бхакти-дхарме («Шри Чайтанья-бхагавата», 3.3.30).

Аргумент 5: Шриман Махапрабху никому не давал наставления принимать санньясу, более того – советовал вообще отказаться от варнашрамы: эта саба чхади’ ара варнашрама-дхарма, акиuчана хойа лойа кршнаика-шарана, «Безо всяких колебаний нужно с полной верой принять исключительное прибежище у Шри Кришны и отказаться от дурного общения иот правил и предписаний варнашрама-дхармы» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.93).

Аргумент 6: Шри Санатана Госвами сказал, что Шри Гаудия-вайшнавамзапрещается носить шафрановую одежду: ракта-вастра “вайшнавера” порите на джуйай («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья, 13.61).

Аргумент 7: О принятии санньясы не упоминается среди 64-х анг (составляющих) бхакти.

Аргумент 8: В своем комментарии на «Шримад-Бхагаватам» (11.18.22) Шри Вишванатх Чакраварти Тхакур установил факт, что преданные не являются членами системы ашрамов: бхактасйанашрамитванча.

Почтенный Шри Хакимджи не знаком с чистыми принципами нашей сампрадаи и элементарным этикетом в духовных вопросах, потому напрасно становится причиной противоречий и раскола в Шри Гаудия- сампрадае.

Он подражает авторам, искушенным в мирском знании и сухой логике, но лишенным истинного духовного осознания, которые представляют свои концепции апасиддханты, не боясь совершить серьезные вайшнава-апарадхи. Кроме того, Хакимджи, не колеблясь, дает ложные толкования такого писания, как «Шри Чайтанья-чаритамрита», и скрывает упомянутые в нем факты, которые противоречат его суждениям. Он осмеливается называть ачарьев истинных бхакти-сампрадай — Шри Рамануджа Ачарью и Шри Мадхва Ачарью — мукти-вади (стремящимися к освобождению) и неведическими санньяси. Вдобавок ко всему, он не боится заявлять, что Шри Мадхавендра Пури и другие ачарьи являются адвайта-вади-санньяси! Теперь мы последовательно разберем вышеуказанные утверждения, показав их оскорбительность и несоответствие шастрам.

Аргумент 1: В Ведах санньяса считается четвертым ашрамом, в который можно вступить, пройдя три предыдущих, а именно: ашрам брахмачарьи, грихастхи и ванапрастхи. В ведических шастрах нет упоминаний ни о каком другом виде санньясы. Буддадев, который отвергал Веды, ввел новый метод санньясы. Шрипад Шанкарачарья, скрытый буддист, в подражание Будде принял санньясу в возрасте восьми лет, не пройдя первые три ашрама. Таким образом, его санньяса не была ведической. В дальнейшем некоторые ачарьи приняли такой же метод санньясы в своих сампрадаях, хотя он не соответствует предписаниям Вед.

Опровержение: Судя по выводам Шри Хакимджи, он почерпнул своё понимание Вед из дополнений к «Шри Чайтанья-чаритамрите», которые принадлежат Шрийукта Радха-говинданатху. Если бы Хакимджи сам изучал Веды, Упанишады, Пураны, смрити и другие шастры, он не стал бы делать подобные утверждения, не подкрепленные писаниями. Скорее всего, его скудные познания в санскрите не позволяют ему читать шрути и смрити, но не изучив шастры лично, абсолютно неправомерно писать о них. Нетрудно представить, что, публикуя нечто противоречащее писаниям, можно стать посмешищем среди знатоков шастр. Принимать санньясу — это ведическая традиция, действительная во все эпохи. В доказательство мы приведем несколько примеров санньясы из шрути, смрити и Пуран. Вывод шрути состоит в следующем:

(а) са ховача йагйавалкйах / брахмачарйам самапта грхи бхавет / грихи бхeтва

вани бхавет / вани бхeтва правраджет / йади ветаратха брахмачарйадева

правраджет грихад ва ванад ва / атха пунараврати ва врати ва снатако ва

’снатако ва утсаннагниранагнико ва йадахарева вираджет тадахарева правраджет.

Эту мантру с вариациями одного-двух слов можно найти в (i) «Джавалопанишад» (4.1), (ii) «Ягьявалкьопанишад» (санкхья 1) и в (iii) «Парамахамса Паривраджакопанишад» (санкхья 2). Она означает:

Святой царь Джанака Махарадж спросил великого мудреца Ягьявалкью: «О святейший! Пожалуйста, объясни мне, какие качества нужно развивать и каким правилам следовать, чтобы принять санньясу». Ягьявалкья ответил ему: «Прежде всего необходимо строго следовать обету брахмачарьи и изучать Веды в доме своего гуру. Затем, вступив в грихастха-ашрам и должным образом исполнив все обязанности грихастхи, нужно принять ванапрастху. После ванапрастхи можно принять санньясу. Если брахмачари развивает в себе глубокое отречение от материальной жизни, он может принять санньясу, минуя грихастха-ашрам. В противном случае он должен подождать, пока его вайрагья не станет достаточно зрелой в ашраме грихастхи или ванапрастхи, и принять санньясу, пройдя через эти ашрамы. Суть состоит в том, что принять санньясу можно в любом ашраме, главное — это развить истинное отречение. Неважно, изучил ли человек шесть разделов Вед, завершил ли изучение Вед, совершил ли все предписанные Ведами омовения, разводил ли жертвенный огонь и должным ли образом завершил жертвоприношение, женат ли он или вдовец – в каком бы положении человек ни находился, если в нем настойчиво проявляется стремление к вайрагье, он может принять санньясу».

Дальнейшее описание санньясы приводится в «Джавалопанишад», в разделе шукла «Яджурведы»:

(iv) атха париврад виварнаваса мундо ’париграхах шучирадрохи бхаикшано брахмабхуйайа бхаватити / йадйатурах сйанманаса вача ва саннйасет (15)

«Те, кто принимают паривраджью (санньясу), должны носить одежду шафранового цвета, покрашенную геру (красным камнем). Они бреют голову и полностью отрекаются от общения со своей женой, сыновьями и другими родственниками. Сразу после принятия санньясы они приступают к строгому выполнению садханы, чтобы очиститься внешне и внутренне. Отказавшись от всяких враждебных чувств по отношению к другим, они совершают поклонение (упасана) Абсолютной Истине (брахма) в чистом уединенном месте. Те, кто чувствуют себя несчастными, могут принимать санньясу только на словах и в уме».

Теперь может возникнуть вопрос: традиция санньясы является истинной или это чья-то выдумка? В ответ на это говорится:

(v) эша пантха брахмана ханувитастенаиваити саннйаси

 брахма видитйевамеваиша бхагаваннити ваи йагйавалкйах (16)

«Начало традиции санньясы положил Господь Брахма, праотец всех миров. Санньяси, вступившие на путь отречения, достигают сат-чид-ананда брахмы (Абсолютной Истины) и становятся достойными познать все.

Таким образом, путь санньясы не является вымыслом, он реален». Выслушав это наставление Ягьявалкьи, Атри Риши одобрительно воскликнул: «О святейший Ягьявалкья!».

(vi) тридандам камандалу шакйам джалапавитрам патрам шикха йагйопавитам ча итйетат сарва бхусвахетйапсу паритйаджйатманам-анвиччхет (18)

«Когда санньяси достигает уровня парамахамсы, он отказывается от таких атрибутов, как триданда, камандалу, шикха, васан, кантха, каупина, дхоти и уттария».

Теперь, пожалуйста, обратите внимание на следующие утверждения смрити:

(vii) вирактах сарвакамешу паривраджйам сабхашрайет

экаки вичареннитйам тйактва сарвапариграхам

«Вишну Смрити», 4.2

экаданди бхаведвапи триданди вапи ва бхавет

«Вишну Смрити», 4.10

тридандам кундика чаива бхикшадхарам татхаива ча

«Вишну Смрити», 4.12

сутрам татхаива грхнийан нитйам ева бахудака

ишат крта кашайасйа линга машритйа тишnхата

«Вишну Смрити», 4.18

«Тот, кто отказался от всех мирских желаний, должен принять санньясу и странствовать в одиночку, поддерживая жизнь тем, что подают, и непросить милостыни. Ему следует носить экаданду (одинарный посох) или триданду (тройной посох). Бахудака-триданди-санньяси должен носить ссобой чашу для пожертвований и камандалу. На нем должны быть священный шнур и светло-шафрановая одежда. Кроме того, в сердце он дол-

жен всегда медитировать на Бхагавана».

В «Харита-смрити» (6.6.7–8) также утверждается:

(viii) тридандам вайшнавам самйак сантатам самапарвакам

вештитам кршна-го бала раджджумач чатур-ангулам

саучартхамасанартхам ча мунибхих самудахртам

каупинач чхаданам васах кантха шитанивариним

падуке чапи грхнийат курйаннантхасйа санграхам

этани тасйа лингани йатех проктани сарвада

«Санньяси должен носить триданду из бамбуковых палок, в которых насчитывается одинаковое число фаланг. Эти палки должны быть перевязаны куском ткани в четыре пальца шириной и веревкой из волос черной

коровы. Для поддержания чистоты и должного внутреннего состояния санньяси носит каупину, которую дают ему муни. От холода санньяси спасается, пользуясь изношенной одеждой и деревянными сандалиями. Больше

у санньяси ничего нет. Таковы символы санньяси во все эпохи (четыре юги)».

В «Маханирвана-тантре» говорится, что даже в Кали-югу представители всех четырех варн, а также простые люди вне кастового уклада имеют право принимать санньясу:

(ix) авадхаташрамо деви калау саннйаса учйате

видхина йена карттавйас там сарвам шрну сампратам

брахма-гйане самутпанне вирате сарва кармани

адхйатма-видйа нипунах саннйасашрама машрайет

брахма кшатрийо ваишйах шудрах саманйа эва ча

кулавадхута самскаре панчанамадхикарита

випранамитарешам ча варнанам прабале калау

убхайатрашраме деви! сарвешамадхикарита

«Маханирвана-тантра», 8-я улласа

«О Деви! В Кали-югу авадхута-ашрам называется санньяса. Теперь послушай о правилах, касающихся этого ашрама. Тот, кто сведущ в трансцендентной науке бхагават-таттвы, кто не привязан ко всякого рода кармической деятельности и в ком пробудилась брахма-гьяна, должен принять отреченный уклад жизни, санньясу. Принять санньяса-самскару достойны люди пяти варн: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, а также обычные люди вне кастовой системы. Более того, випры (брахманы) и представители других социальных укладов имеют право принимать санньясу, даже в период сильного влияния Кали».

В «Ману-смрити» утверждается:

(x) вагдандо ’тха манодандах кайадандастатхаива ча

йасйаите нихита буддхау тридандити са учйате

«Ману-смрити» 12.20

«Того, кто подчиняет контролю (данда) свои слова, тело и ум, называют санньяси».

В «Шримад-Бхагаватам», безупречной Пуране, Шри Кришна рассказывает Уддхаве о происхождении четырех ашрамов:

(xi) грхашрамо джагханато брахмачарйам хрдо мама

вакшах стхалад ване васах саннйасах шираси стхитах

«Грихастха-ашрам происходит из Моих бедер, брахмачари-ашрам — из Моего сердца, а ванапрастха-ашрам — из Моей груди. Однако санньяса-ашрам находится на Моей голове» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.14).

И далее:

(xii) этам са астхайа паратма-ништхам

адхйаситам пурва тамаир махаршибхих

ахам таришйами дуранта-парам

тамо мукундангхри-нишевайаива

«Аванти Бхикшу сказал: Великие риши и муни прошлого нашли прибежище в санньяса-ашраме в форме паратмаништхи (стойкой преданности Бхагавану). Приняв прибежище в этом ашраме, я тоже с легкостью пе-

ресеку непреодолимый океан невежества благодаря служению лотосным стопам Шри Мукунды» («Шримад-Бхагаватам», 11.23.57).

В «Сканда-пуране» говорится:

(xiii) шикхи йагйопавити сйат триданди сакамандалух

са павитраш ча кашайи гайатрим ча джапет сада

«Триданди-санньяси носит шикху, священный шнур и камандалу. Он всегда надевает шафрановую одежду, поддерживает должный стандарт чистоты и регулярно повторяет гаятри-мантру».

«Падма-пурана» гласит:

(xiv) экаваса двиваса ва шикхи йагйопавитаван

камандалукаро видванс тридандо йати тат парам

«Сведущий триданди-санньяси носит дхоти и уттарию, шикху, священный шнур и камандалу. Вместе с тем он всегда погружен в бхагавад-бхаву (трансцендентное настроение)» («Падма-пурана», Сварга-кханда, Ади, гл.31).

(xv) В «Самскара-дипике», дополнении к «Хари-Бхакти-Вилас» Шри Гопала Бхатты Госвами, хорошо описаны самскары для триданди-санньяси и правила ношения дор-каупины и шафрановой одежды. Древний манускрипт этого текста хранится в Королевской Библиотеке в Джайпуре. Эту книгу издал Шрила Бхактивинода Тхакур, и она упоминается также в «Шри Гаудия-вайшнава-абхидхане».

В былые времена большинство ведических санньяси по традиции принимали триданда-санньясу. Некоторые принимали также экаданда-санньясу, но реже. Правила, касающиеся триданда-санньясы, повсюду упоминаются в шрути, смрити, Пуранах и агама - шастрах, тогда как правила, касающиеся экаданда-санньясы, встречаются гораздо реже. На стадии бахудака-санньясы к трем дандам, символизирующим контроль речи, ума и тела, сверху добавляется еще одна — прадешаматра-данда *(Прадешаматра — максимальное расстояние между кончиками большого и указательного пальцев), олицетворяющая дживу, душу. Таким образом, триданда состоит из четырех данд. Традиция триданда-санньясы принята в сампрадаях Шри Рамануджи и Шри Вишнусвами. Традиция экаданда-санньясы, принятая в сампрадае Шри Шанкарачарьи, также является ведической. У буддистов вообще этой традиции нет, поскольку они отвергают Веды. Они становятся странствующими монахами, не совершая очистительных обрядов, таких, как получение данды и т.д. Таким образом, заявление Хакимджи о том, что Шрипад Шанкарачарья подражал санньясе буддистов, ложно и надуманно. Еще большим заблуждением является идея о том, что традиция санньясы в сампрадаях Ачарьи Шри Рамануджи и Шри Вишнусвами возникла как подражание санньясе в сампрадае Шри Шанкарачарьи. Мы уже показали, что, согласно ведическим писаниям, тот, кто развил в себе глубокое отречение от мира, всегда может принять санньясу, в каком бы ашраме или варне ни находился и какого бы возраста ни был, — это одобряется во всех отношениях. Таким образом, принятие санньясы Ачарьей Шанкарой в возрасте восьми лет непосредственно из брахмачари-ашрама полностью соответствует Ведам.

Вайшнава - ачарья Шри Мадхва принял экаданда-санньясу, продолжая поклоняться Господу как вайшнав и придерживаясь той же чистой сиддханты (которая предполагает пять различий: 1) между дживой и ишварой су-

ществует разница даже на стадии освобождения; 2) джива — вечный слуга Господа Хари, и т.д.). Это не было имитацией санньясы Шанкары, поскольку Ачарья Шанкара не является основоположником традиции эка-данда-санньясы. Экаданда- и триданда-санньяса существовали в ведические времена, задолго до Шанкары. Согласно «Ягьявалкьопанишад», основоположником санньяса-ашрама является Шри Брахмаджи, и в древности такие великие риши, как Самвартака, Аруни, Шветакету, Дурваса, Рибху, Нидагха, Даттатрея, Шука, Вамадев и Харита, получив санньясу, сразу достигли уровня парамахамсы. Что касается более поздних времен, то сохранились записи о 700 триданди-санньяси в Шри Вишнусвами- сампрадае, которые были чистыми вайшнавами, преданными служению Бхагавану.

Согласно «Шри Валлабха-Дигвиджае», книге на санскрите, Шри Валлабхачарья стал известен под именем Пурнананда Яти после того, как в преклонном возрасте получил триданда-санньясу у Шри Мадхавендры Яти

на Хануман Гхате в Каши. Всем известно, что Шри Валлабхачарья поклонялся Господу в чистой ватсалья-расе. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» говорится, что он получил мантру для поклонения Шри Шри Радха-Кришне от Шри Гоура-шакти Гададхара Пандита в Джаганнатха Пури, и это вдохновило его перейти от ватсалья-расы к поклонению Кишор-Гопалу.

валлабха-бхаттер хой ватсалья-упасан

бала-гопала-мантре тинхо корена севан

«Шри Валлабха Бхатта поклонялся Кришне в образе ребенка. Он получил посвящение в Бала-Гопала- мантру и служил Ему соответствующим образом».

пандитера сане тар мон пхири гело

кишор-гопал-упасанайа мон дило

«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья, 7.148–149

«Благодаря общению с Гададхаром Пандитом его настроение изменилось, и он всем сердцем отдался поклонению Кишор-Гопалу».

Таким образом, утверждение Шри Хакимджи, что только кевала-муктивади (имперсоналисты) принимают санньясу, а остальные ачарьи подражают санньясе Шанкара- сампрадаи, беспочвенно и ошибочно. Что касается санньясы Шри Вишнусвами и Шри Валлабхачарьи — мы показали, что они были чистыми вайшнава-санньяси, преданными пути бхакти. Теперь рассмотрим санньясу Шри Рамануджи и Шри Мадхвачарьи.

Сначала Шри Хакимджи назвал санньясу этих ачарьев неведической, а затем отказался от своего утверждения с оговоркой, что они были муктивади, поскольку приняли санньясу в варнашрама-дхарме. Мукти можно достичь, следуя нишкама-варнашрама-дхарме и выполняя предписанные обязанности без привязанности к результатам своей деятельности. Таким образом, санньяса считается частью садханы, позволяющей достичь мукти. Шри Хакимджи, возражая против санньясы в Гаудия- сампрадае, говорит, что поскольку Гаудия- вайшнавы стремятся обрести према-севу во Врадже, в их сампрадае не может быть традиции санньясы. Это утверждение также оскорбительно и невежественно. Только тот, кто не знаком с произведениями Шри Рамануджи и Шри Мадхвачарьи, допускает подобную оплошность. Согласно подлиным текстам Шри- сампрадаи, таким, как «Шри Бхашья», «Ведартха-санграха», «Прапаннамрита» и «Гадьятрая», джива является слугой Бхагавана согласно своему изначальному положению.

Следовательно, джива не может слиться воедино с Брахманом. Вершина мукти — это служение Бхагавану на Вайкунтхе. Шри Мадхва Ачарья также считает, что джива является вечным слугой Шри Хари, и что мукти означает обрести служение лотосным стопам Вишну ((а) шри мадхвамате харих паратамах сатам джагат-таттвато бхадо джива-ганахарер анучара ничоч ча бхавам гатах (из произведений Шри Джаятиртхи и Шри Тривикрамачарьи); (б) “мокшам вишtаваyгхри-лабхам” (из «Прамея-ратнавали»)).

Итак, мукти в виде бхагават-севы, которое проповедуют эти две сампрадаи, в корне отличается от нирвишеша-мукти Шри Шанкарачарьи, которое приводит к слиянию дживы с Брахманом. Если показать Хакимджи шлоку из «Шримад-Бхагаватам», в которой говорится каивальяика прайоджанам, стал бы он утверждать, что «Шримад-Бхагаватам» — это писание муктивади, которое противоречит концепции Шри Гаудия? Зачем горячиться, увидев такие слова, как мукти и каивалья? Прежде всего, нужно понять внутренний смысл этих слов. Представляя неопровержимые аргументы на основе множества цитат из писаний, такие комментаторы, какШрила Джива Госвами, толкуют слово каивалья в значении вишуддха-према.

В своей «Прити Сандарбхе» Шрила Джива Госвами пишет, что према-сева является истинным значением слова мукти. Поэтому две вышеназванные сампрадаи с философской точки зрения не противоречат Шри Гаудия-сампрадае. Все вайшнава-сампрадаи единодушно признают, что объектом поклонения является вишну-таттва, что взаимоотношения дживы и Брахмана — это взаимоотношения слуги и господина, что бхакти является садханой, а бхагават-сева (према) — целью (прайоджана). Сваям Бхагаван Шри Кришна и Паравьомапати Шриман Нараяна не отличны друг от друга с точки зрения таттвы (философского принципа). Различия между сампрадаями определяются особыми отношениями, складывающимися между поклоняющимся и объектом поклонения. Таким образом, традиция санньясы, принятая в сампрадаях Шри Рамануджи, Шри Мадхвы и Шри Вишнусвами, полностью соответствует шастрам и приемлема для последователей Шри Мадхвы в Шри Гаудия- сампрадае. Единственной целью таких санньяси, как Шри Мадхавендра Пури, Шри Вишну Пури, Шри Ишвара Пури, Шри Ранга Пури и Шри Парамананда Пури, была кришна-према. Шри Хакимджи (или кто бы то ни было еще) не могут отрицать этот факт. Все упомянутые вайшнавы сначала приняли путь бхакти, а потом надели одежду нишкинчана-санньяси, поскольку это способствовало аикантика-бхакти, развитию исключительной преданности. Итак, следуя по стопамвыдающихся освобожденных душ в Шри Гаудия- вайшнава - сампрадае согласно принципу махаджано йена гатах са пантха, мы утверждаем, что традиция санньясы в нашей сампрадае полностью обоснованна.

Аргумент 2: В Кали-югу запрещается принимать санньясу:

ашвамедхам гаваламбхаv саннйасам пала-пайтркам

деварена сутотпаттим калау панча виварджайет

 

«В Кали-югу запрещается совершать следующие пять действий: приносить в жертву коня, корову, принимать санньясу, подносить плоть предкам и зачинать ребенка в лоне жены старшего брата» («Шри Брахма-вайварта-пурана», Кришна-джанма-кханда, 185.180).

Опровержение: Здесь важно отметить, что наставления Вед, Упанишад, Пуран и смрити актуальны во все времена (сарвакалика). Один стих из «Брахма-вайварта-пураны» говорит о том, что санньяса запрещена в Кали-югу, в то время как остальные вышеуказанные подлинные писания одобряют санньясу и шафрановую одежду для достойных кандидатов в любую югу. Таким образом, очевидно, что этот запрет касается только определенных обстоятельств или относится к определенному виду санньясы, поскольку в той же «Брахма-вайварта-пуране» говорится о необходимости принимать санньясу и носить шафрановую одежду:

дандам камандалум ракта-вастрам матраv ча дхарайет

нитйам праваси наикатра са саннйасити кирттитах

«Брахма-ваиварта-пурана», 2.36.9

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шри Чайтанья Махапрабху приводит Чанду Кази вышеуказанный стих: ашвамедхам гаваламбхам саннйасам пала-пайтркам — в качестве аргумента против убийства коров, а не в связи с санньясой.

В «Падма-пуране» упоминается три типа санньясы: гьяна-санньяса, веда-санньяса (видват-, или бхакти-санньяса) и карма-санньяса.

гйана-саннйасинах кечид-веда-саннйасино ’паре

карма-саннйаси-нас-тванйе три-видхах парикирттитах

«Падма-пурана», Ади 31

Из этих трех типов в Кали-югу запрещена карма-санньяса. Карма-санньяси – это люди, не обладающие атма-гьяной и не преследующие своейцелью бхагавад-бхакти. Они принимают санньясу, потому что их чувстваослабели и они более не в состоянии наслаждаться счастьем, приносимымобъектами чувств (такими, как звук, осязание, форма, вкус и запах). Преданный Бхагавана – не карми, поэтому в данном случае не может быть и речи о карма-санньясе. Что касается гьяна-санньяси, то их цель — саюджья-мукти. В «Шримад-Бхагаватам» (10.2.32) говорится:

арухйа крччхрена парам падам татах

патантй адхо ’надрта-йушмад-ангхрайах

«Те, кто поднимаются на трансцендентный уровень ценой суровых аскез, падают снова, поскольку пренебрегают служением Твоим лотосным стопам».

Таким образом, преданные не принимают и гьяна-санньясу, ибо не желают упасть. Бхагавад-бхакты признают только веда-санньясу, которая известна также как видват-санньяса. Если они принимают видват-санньясу, это свидетельствует об их паратмаништхе, преданности лотосным стопам Бхагавана. Став санньяси, Шри Чайтанья Махапрабху в духовном блаженстве снова и снова повторял стих из «Шримад-Бхагаватам»:

етам са астхайа паратма-ништхам

адхйаситам пeрватамаир махаршибхих

ахам таришйами дуранта-парам

тамо мукундангхри-нишевайаива

«Шримад-Бхагаватам», 11.23.57

Затем Шри Чайтанья Махапрабху сказал:

паратма-ништха-матра веша-дхаран

мукунда-севайа хой самсара-таран

«Санньясу принимают лишь для того, чтобы посвятить себя служению Мукунде. Служа Мукунде, человек может освободиться от оков материального бытия».

 

сэи веша коило, эбе бриндабоне гийа

кришна-нишевана кори нибхрите босийа

«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 3.8–9

«Приняв санньясу, Шри Чайтанья Махапрабху решил идти во Вриндаван, чтобы там в полном уединении полностью посвятить Себя служению Мукунде».

Правила, касающиеся нароттама-санньясы (видват-санньясы), описаны в «Шримад-Бхагаватам»:

йах свакат парато веха джата-нирведа атмаван

хрди кртва харим гехат правраджет са нароттамах

«Шримад-Бхагаватам», 1.13.27

«Люди, достигшие самоосознания, самостоятельно или по совету других развившие отречение от материальной жизни, поскольку в ней нет ничего, кроме страданий, и хранящие в своем сердце Шри Хари, принимают санньясу и носят имя нароттама».

Рассмотрев этот вопрос со всех сторон, можно прийти к выводу, что с точки зрения шастр принимать видват-санньясу, или нароттама-санньясу (не карма-санньясу) оправдано для того, кто не привязан к жалкой материальной жизни и целиком отрекся от всех материальных привязанностей ради чистого служения Бхагавану Шри Мукунде. Если преданному дозволено совершать бхаджан, оставаясь в грихастха-ашраме, возможно ли запретить это тем, кто находится в самом высшем положении варнашрамысанньяса-ашраме? В каком бы положении человек ни находился, он должен совершать бхаджан и оставаться в том ашраме, который более всегоэтому благоприятствует. Нужно оставить все неблагоприятное, всякую привязанность к внешнему положению в варнашраме и отождествление с ним и целеустремленно совершать хари-бхаджан. Таково заключение шастр. Шри Чайтанья Махапрабху говорил:

киба випра, киба нйаси, шудра кене ной

джеи кршна-таттва-ветта, сэи “гуру” хой

«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 8.128

«Неважно, брахман, санньяси или шудра, — если человек знает кришна-таттву, его следует считать гуру».

Данное высказывание Шримана Махапрабху свидетельствует об истинности санньяса-ашрама в контексте концепции бхаджана Гаудиев и о том, что санньясу можно принимать в этот век Кали. Санньяси, постигшего кришна-таттву, почитают как ачарью и гуру. Таким образом, санньяса не запрещается и не отвергается.

Аргумент 3а: «В Гаудия-вайшнава-сампрадае, основанной Шриманом Махапрабху, нет традиции принимать санньясу».

Опровержение: Те, кто сведущ в сампрадая-таттве, говорят, что шастрам не противоречит следующее утверждение: Шри Кришначандра и Его аватары, такие, как Шри Рамачандра, не основывают сампрадай, и поэтому Шри Чайтанью Махапрабху, в образе которого пришел в Кали-югуСам Сваям Бхагаван Враджендра-нандан Шри Кришна, нельзя считать основателем сампрадаи. Основывать сампрадаю не входит в обязанности Бхагавана, Он делает это через Своих слуг: Шри Брахмаджи, Шри Лакшмиджи, Шри Рудру и Шри Санат Кумара. Согласиться с тем, что Шриман Махапрабху основал сампрадаю, означает усомниться в Его положении источника всех воплощений (бхагавад-аватари), подтвержденном всеми писаниями, поскольку не существует свидетельств того, что Бхагаван или Его аватары когда-либо основывали новую сампрадаю. Таким образом, Шри Чайтанья Махапрабху, который является Сваям Бхагаваном, не основывал новой сампрадаи. Скорее, действуя в соответствии со Своей нара-лилой (играми, подобными человеческим), Он выступил как хранитель вайшнава-гуру-парампары, когда принял дикшу в Шри Брахма-Мадхва-сампрадае. Тем самым Он сделал эту сампрадаю наиболее выдающейся в том, что касается цели (садхья) и метода достижения цели (садхана), даровав ей самый сладостный и несравненный метод поклонения (упасья-таттва) Кришне в Его самом возвышенном и удивительном аспекте. В действительности Шриют Сундарананда Видьявинод, Шри Радха-говинданатх и Шри Хакимджи хотят подорвать основы древней сампрадаи, утверждая, что Шри Чайтанья Махапрабху положил начало новой сампрадае, однако они не могут подкрепить свое заявление убедительной сиддхантой (См. первое издание «Шри Чайтанья-чаритамриты», выпущенное Шри Хакимджи. В «Чайтанья Чараначумбини», своем комментарии к «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 9. 249), Хакимджи писал, что Шри Чайтанья Махапрабху не является сампрадая-ачарьей, т. е. обратное тому, что он утверждает сейчас.). Эти люди, так же как и современные политики, весьма переменчивы во мнениях. Завтра они будут говорить противоположное «сиддханте», провозглашенной сегодня. Суждения тех, кто постоянно меняет свои взгляды, не вызывают доверия. Шри Сундарананда Видьявинода прославился тем, что отверг своего Гурудева [Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Прабхупаду] и постоянно искажал сиддханту. Шри Радха-говинданатх в своих трех первых изданиях «Шри Чайтанья-чаритамриты» утверждал, что Шри Гаудия-вайшнава-сампрадаяпринадлежит к преемственности Шри Мадхва-сампрадаи, а в четвертом издании отказался от своих убеждений, согласившись с беспочвенными, вымышленными и ошибочными утверждениями относительно независимости Шри Гаудия- сампрадаи. Почтенный Шри Радха-говинданатх не является чистым вайшнавом, он не имеет посвящения ни в одной из вайшнавских сампрадай. Может ли тот, кто не имеет связи с чистой гуру-парампарой, познать

сокровенные истины сампрадаика-сиддханты? Вслед за своим шикша-гуру Шри Хакимджи в комментарии к своему пер


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.