Первоначальная семиотика: Пирс и Моррис — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Первоначальная семиотика: Пирс и Моррис

2019-10-25 521
Первоначальная семиотика: Пирс и Моррис 5.00 из 5.00 1 оценка
Заказать работу

 

Наиболее известным ученым, разрабатывавшим семиотические концепции, несомненно, является Ч. Пирс. Считается основателем современной семиотики. Во многом основываясь на средневековой логике, Пирс первым разработал целостную систему понятий теории знаков. Влияние древних авторов прослеживается даже в названиях книг Пирса: «Спекулятивная грамматика» 1867 г. и «О новом списке категорий» того же года. Главным трудом по семиотике является «Система логики с точки зрения семиотики».

Выше уже говорилось о семиозисе с точки зрения Пирса. Рассмотрим это явление подробнее.

Семиозис у Пирса служит характеристикой знакового отношения «объект—знак—интерпретанта». Согласно Пирсу, знака как символа не существует до тех пор, пока не появляется воспринимающая сторона. Иначе говоря, знаки должны быть интерпретированы, чтобы являться таковыми.

Знак формирует вокруг себя триадическое отношение а) знаковая единица, ᴛ.ᴇ. некий объект, имеющий физическую природу; б) производимый этим знаком другой знак, локализуемый в сознании интерпретатора и определяемый как интерпретанта первого знака; в) объект, представляемый знаком. На основе этого отношение Пирс выделил три измерения семиозиса, а именно: семантика — отношение знака к объекту, синтактика — отношения знаков друг к другу и прагматика — отношения между знаками и интерпретаторами.

Согласно Пирсу, исчерпывающими видами связи означающего и означаемого для знаков будет 1) мотивированная и 2) немотивированная. Он поясняет: в знаках-индексах эта связь будет мотивирована их естественной смежностью. «Индекс физически связан со своим объектом»; «Индекс есть знак, отсылающий к Объекту, который он денотирует, находясь под реальным влиянием этого Объекта»[42]. Связь между означаемым и означающем в знака-иконах мотивированна сходством между ними и является метафорической. В знаках-символах мотивированная связь между денотатом и сигнификатом отсутствует в силу необъяснимости их связи. Указанные типы соответствуют тем ступеням семиозиса, то есть постепенное увеличение т.н. «знаковости», где индексы имеют наименьшую условность, а символы — наибольшую. Пирс выделял также переходные случаи между типами знаков и различал несколько видов знаков-икон: образы, основанные на непосредственном сходстве, «те, что причастны к простым качествам»[43], схемы, которые отражаюсь строение предмета «через аналогичные отношения»[44] и метафоры, которые демонстрируют содержание «через параллелизм в чем-то другом»[45].

    Однако, наиболее подробно в трудах Пирса был описаны три трихотомии и десять категорий знаков соответственно. Понимание трихотомий является довольно важным, так как каждая группирует знаки по какому-либо признаку[46].

    Первая трихотомия рассматривает знак сам по себе. Она включает в себя следующие понятия. Квалисигнум — непроявленное качество, которое, тем не менее, является знаком. Например, способность предмета быть красным (то есть, поглощать большую часть спектра, но отражать «красные» волны), когда мы определяем это свойство как Знак, будет квалисигнумом. Синсигнум — по сути, реально существующий объект, являющийся Знаком, состоящий из одного или нескольких квалисигнумов. Например, машина. Легисигнум — в общих словах, это Знак, установленный законом, некий общий тип, согласно договору имеющий значимость. В пример можно привести такой общий тип как «красная пожарная машина». В обществе сложилось определенное согласие, что, например, машина марки ЗиЛ, красного цвета, оборудованная пожарным рукавом, является «красной пожарной машиной». Таким образом, каждая новая «красная пожарная машина» будет являться Репликой для общего легисигнума, состоящая, в свою очередь, из синсигнумов.

Вторая трихотомия оценивает знак с точки зрения своего объекта. Туда относятся знаки-индексы, знаки-иконы, знаки-символы. Терминология данного типа знаков используется и по сей день. Рассмотрим подробнее. Икона — «Знак, отсылающий к Объекту, который он денотирует просто посредством присущих ему характеров, которыми он обладает вне зависимости от того, существует таковой Объект в действительности или нет»[47]. Другими словами, знаки-иконы это отражение объекта, воспринимаемое нами как Знак. В пример можно привести фотографию. Знаки-индексы есть «знаки, отсылающие к Объекту, который они денотируют, находясь под реальным влиянием этого Объекта»[48]. При этом, индексы не есть квалисигнумы, ибо качество существует независимо от того, считаем мы их знаками или нет. Далее, Пирс пишет: «Индекс не характеризуется простым подобием со своим Объектом даже в тех отношениях, которые делают подобие знаком. Он представляет из себя действительное изменение этого подобия, производимое Объектом[49]». Например, стрелка-указатель является типичным Индексом. Наконец, Символы это знаки, которые денотируют посредством правила. «Символ непрямо, через ассоциацию или другой закон, испытывает влияние случаев того, что денотирует Символ, а следовательно, включает в себя особого рода Индекс»[50]. То есть, примером в этом случает будет запретительный дорожный знак, который конвенционально считается обозначением отсутствия проезда.

Третья же трихотомия рассматривает знак в зависимости от того, как Интерпретант представляет его. Рема суть Знак качественной возможности, иными словами репрезентирующий какого-либо рода Объект. В общем случае Ремой является любой Знак, как термин суждения. В сущности, это «любой знак, который не является ни истинным, ни ложным, как почти любое слово, кроме ‘да’ и ‘нет’»[51]. Примером может служит термин «собака» в отрыве от контекста. Дицисигнум это «Знак, который для своего Интерпретанта есть Знак действительного существования»[52]. Иначе говоря, знак в отношении к объекту, но открытый в отношении интерпретанты. Согласно Пирсу это «информационный знак», который «ничего не утверждает», но «способен утверждать». В форме предложения суждение может быть логически истинным или ложным. Любой предикат явялется потенциальным децисигнумом. И последний вид знака — Аргумент. Пирс отмечает, что аргумент «это Знак, который для своего Интерпретанта есть Знак закона. Можно сказать, что Рема это знак, понимаемый как репрезентация своего Объекта исключительно в собственных характерах; что Дицисигнум это знак, понимаемый как репрезентация своего объекта с точки зрения его действительного существования; и что Аргумент это Знак, понимаемый как репрезентация своего Объекта в качестве Знака»[53]. Проще говоря, Аргументом будет являться сложная визуальная конструкция, содержащая в себе Знаки различных типов, например «покрытие скользкое, скорость не выше 60 км».

Разные знаки могут взаимодействовать друг с другом, формировать различные комбинации. На основе данных трихотомий Пирс выделяет десять категорий знаков:

1. Квалисигнум, например, переживание «красного цвета», т. е. «всякое качество постольку, поскольку оно является знаком»[54];

2. Иконический Синсигнум «любой объект опытного знания при том условии, что какое-либо его качество делает его способным к определению идеи объекта»[55]. Например, модели на показах мод;

3. Индексальный Рема-Синсигнум — «объект прямого опытного знания при том условии, что он направляет внимание на Объект, которым вызвано его наличие»[56]. Например, предупреждающий окрик;

4. Дици-Синсигнум например, флюгер, т. е. «объект прямого опытного знания при том условии, что он является знаком и в качестве такового доставляет информацию о своем Объекте»[57];

5. Иконический Легисигнум например, схема чего-либо, т.е. «общее правило или вид при том условии, что он требует конкретного примера для актуализации того или иного определенного качества, с помощью которого он вызывает в уме идею подобия»[58];

6. Индексальный Рема-Легисигнум например, маскоты футбольных команд, т. е. «любой общий тип или закон, …каждый конкретный пример которого должен иметь свой Объект, влияющий на этот пример путем привлечения внимания к его Объекту»[59];

7. Индексальный Дици-Легисигнум например, известный актер в рекламе чая, т. е. «любой общий тип или закон, …каждый конкретный пример которого должен иметь свой Объект, влияющий на этот пример таким образом, чтобы передать об этом Объекте конкретную информацию»[60];

8. Восьмая: Рема-Символ, или Символическая Рема например, имя человека, т. е. «знак, связанный со своим Объектом через ассоциацию общих идей таким образом, что его Реплика вызывает в уме образ, который, благодаря определенным привычкам и склонностям этого ума, способствует образованию общего понятия»[61];

9. Дици-Символ, или обычная Пропозиция. Например, предложение в тексте. «Знак, связанный со своим Объектом через ассоциацию общих идей. Действует подобно Рема-Символу»[62].

10.  Аргумент, например, силлогизм т. е. «знак, чей интерпретант репрезентирует его объект в качестве будущего знака благодаря закону, в соответствии с которым такие-то и такие-то умозаключения, следуя за такими-то и такими-то предпосылками, оказываются истинными»[63];

 

Таким образом, Пирс, будучи логиком и прагматиком, исходил в своем понимании семиотики от логических конструкций.

В свою очередь расширил и углубил пирсовскую теорию знаков профессор философии Ч. Моррис. В 1937 году он написал свою книгу «Основы теории знаков», которая принесла ему известность как семиологу. Работу над данным вопросом он продолжил в труде "Знаки, язык и поведение" (1946). В дальнейшем, он интересовался взаимодействием культурной сферы и лингвистической в работах «Пути жизни» (1942), «Открытое Я» (1948), «Разнообразие человеческих ценностей» (1958), «Обозначение и смысл. Изучение отношений знаков и ценностей» (1964).

Он вводит несколько новых понятий, например «метазнак» — знак выступающий денотатом другого знака. Например, термины лингвистики являются метазнаками и формируют метаязык. Их обозначениями будут морфемы, слова и предложения языка естественного.

Понятие знака у Морриса претерпело изменения и звучит, как «…знаковое средство есть знак десигната для интерпретанты интерпретатора в той степени, в какой интерпретатор учитывает десигнат благодаря наличию знака»[64]. На основе разных способов обозначения он выделяет пять типов знаков[65]:

1) знаки-идентификаторы (т. е. те, которые отвечают на вопрос "где?");

2) знаки-десигнаторы (знаки, отвечающие на вопрос "что такое?");

3) оценочные (связанные с предпочтением, отвечающие на вопрос "почему?";

4) прескиптивные (отвечающие на вопрос "как?");

5) формирующие, или знаки систематизации (направляющие поведение интерпретатора в отношении других знаков)

 

Важным вкладом Морриса в семиотику является определение проблем и возможностей семиотики. Как он пишет: «В настоящее время достижения таких наук, как логика, математика, лингвистика, могут быть переосмыслены с семиотических позиций»[66]. Большой спектр научных проблем может обсуждаться с помощью теории знаков. Семиотика, по мнению Морриса — это современная компиляция древнего «тривия» (trivium) — логики, грамматики и риторики.

    Моррис также выделяет семиотике место всеобщего инструмента: «Именно к семиотике должны обращаться науки за понятиями и общими принципами, существенными для решения их собственных проблем знакового анализа, потому что семиотика — это не просто наука среди других наук, а органон, или инструмент, всех наук»[67].

Согласно Моррису, с помощью семиотики мы получаем основу для «понимания важнейших форм человеческой деятельности и связи этих форм друг с другом, поскольку все эти виды деятельности и все отношения находят отражение в знаках»[68].

Таким образом, мы рассмотрели труды и основные положение двух прагматиков, считающихся крупными теоретиками семиотики, чьи концепции оказали большое влияние на дальнейшее развитие семиотических идей.



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.