Кафедра истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кафедра истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры

2019-10-25 147
Кафедра истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СЕМИОТИКА МЕДИА: ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ

Курсовая работа студента

1 курса

Лавренова И. В.

 

Научный руководитель

кандидат философских наук

Гудова М. Ю.

 

Екатеринбург

2018

Содержание

 

Содержание. 2

Введение. 3

Глава 1 Становление семиотики как науки. 6

1.1   Понятие семиотики. 6

1.2   Предпосылки семиотических рассуждений. 12

1.3   Первоначальная семиотика: Пирс и Моррис. 18

Глава 2 Современные семиотические концепции. 26

2.1 Юрий Лотман. 26

2.2 Умберто Эко. 31

2.3. Семиотика медиа. 37

Заключение. 41

Список использованной литературы.. 43

 


Введение

 

Данная курсовая работа посвящена исследованиям, лежащим в области семиотики, и касается изучения языка и текста средств массовой коммуникации в семиотическом аспекте.

Актуальность темы заключается в том, что современное общество невозможно представить себе без массовой коммуникации — процесса распространения и обмена информацией с помощью технических средств[1].

Однако, современные медиа ушли далеко вперед от традиционной схемы «текст+изображение». С увеличивающимся проникновением интернета, текст перестал быть «организованным на основе языковых связей и отношений отрезком речи, содержательно объединяющим синтаксические единицы в некое целое»[2], а превратился, по мнению Сыроваткина в «многоаспектный феномен, создаваемый единицами и отношениями разных планов и уровней»[3]. Что это значит? Для современного медиа текст публикации выступает в роли «объединенной смысловой связью последовательности знаковых единиц»[4]. Стоит отметить, что эти знаковые комплексы представлены в двух системах: вербальной и аудиовизуальной. Хороший пример приводит в своей статье «Мультимедийная история в аспекте современной текстологии» Прасолова Е.В.: «информация органично распределена между вербальным текстом и изображениями в фото- и видеоформате, причем текст, начинающийся с изображения, обладает cильным эффектом воздействия за счет яркой, содержательной картинки, привлекающей внимание читателя»[5].

И здесь мы подходим непосредственно к семиотической теории знака. Взаимодействие между автором и читателем на уровне текста с помощью знаков, принадлежащим к разным знаковым системам демонстрирует, что невербальные части способны вступать во взаимодействие с лингвистическим знаком, дополнять его — организовывать текстуальное взаимодействие.

В случае, если рассматривать текст как семиотическое явление, а именно как связный знаковый комплекс, то необходимо упомянуть существование таких невербальных текстов, которые обращаются напрямую к зрению (карты, инфографики), слуху (подкасты, музыкальные записи), а так же и к зрению, и к слуху одновременно (театр и кино). Таким образом, современный медиатекст наиболее близок к третьей категории, в которой вербальные и невербальные части становится равнозначными компонентами.

Исследователи текстов медиа считают, что изучения разных частей медиатекста уже недостаточны, исследования языка и текстов массовой коммуникации переросли в отдельную область исследований. Добросклонская в своей работе «Медиалингвистика» говорит, что к концу ХХ века сложились все необходимые условия для оформления накопленных знаний и опыта в области изучения языка СМИ в самостоятельное научное направление, в рамках которого предлагается системный комплексный подход к изучению языков СМИ. Отсюда и важность семиотики как одного из инструментов анализа текстовой и визуальной составляющей массмедиа.

Целью данной курсовой работы является анализ семиотических концепций и выявление их влияния на развитие медиа.

Достижению поставленной цели служат следующие задачи:

1. Изучение литературы по теме исследования;

2. Формулировка основных понятий, касающихся семиотики медиа;

3. Исследование теории знака в трудах античных и западных средневековых авторов

4. Рассмотрение истории формирования представлений о науке, изучающей знаки;

5. Изучение истории формирования философской теории знака;

6. Анализ семиотических концепций, связанных с медиа;

Над данной проблемой работали в разное время такие мыслители как: Джон Пуансо в «Трактате о знаках», а Джон Локк в своей работе «Опыт о человеческом разумении» вывел понятие «семиотики». В более поздний период появилась целая плеяда ученых-семиологов. В первую очередь это Ч. Пирс, а так же Готлоб Фреге с его статьями «О смысле и значении», «Мысль: логическое исследование», посвящённых семиотике, которые являются каноническими. Последователем Пирса был Чальз У. Моррис, разделивший семиотику на синтактику, семантику и прагматику в труде «Знаки, язык и поведение». Также важным идеологом «науки о знаках» является Фердинанд де Соссюр, создававший концепцию семиологии в книге «Курс общей лингвистики».

В советский период развивалась так называемая «московско-тартуская школа» во главе с Ю. Лотманом. В данную школу входили такие ученые как: А. М. Пятигорский, Б. М. Гаспаров, Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров и другие.

Следует упомянуть также и французскую школу семиотики. Представителями данной школы были Р. Барт, Р. Якобсон, Э. Бенвенист и К. Леви-Стросс.

Однако, на сегодняшний день семиотика является динамично развивающейся наукой, а, следовательно, появляются новые, актуальные исследования, на которых и будет основан данный курсовой проект.

Объект исследования: семиотика медиа

Предмет исследования: становление семиотики медиа в истории философской мысли.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.