Встреча со Шрилой Джаганнатхой дасом Бабаджи — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Встреча со Шрилой Джаганнатхой дасом Бабаджи

2019-10-25 131
Встреча со Шрилой Джаганнатхой дасом Бабаджи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 1881 году, ближе к концу своего пребывания в Нараиле, Бхактивинода Тхакур решил снова посетить Вриндаван, где он последний раз был в 1866 году. В паломничестве, которое про­длилось три месяца, Шрилу Бхактивиноду сопровождала жена, сын Лалита Прасад, который тогда был еще грудным младенцем, и двое слуг. Приехав во Вриндаван, Бхактивинодэ Тхакур забо­лел лихорадкой и стал молиться Господу, чтобы Он избавил его от мучений до отъезда из дхамы. Лихорадка вскоре прошла. Во Вриндаване Бхактивинода Тхакур познакомился с разными садху, в частности, со Шрилой Джаганнатхой дасом Бабаджи Махараджей, который дал ему много духовных советов. Впо­следствии Бабаджи стал наставляющим (шикша) гуру Тхакура и даже помог ему найти место рождения Чайтаньи Махапрабху. Бабаджи, который одну половину года проводил во Вриндаване, а другую в Майяпуре, был предводителем Гаудия - вайшнавов Навадвипы и душой, в совершенстве постигшей свою истинную природу. В жизни Бхактивиноды Тхакура он играл очень важ­ную роль духовного наставника и вдохновителя, поэтому в пе­речне ачарьев нашей ученической преемственности Шрила Бхактисидцханта Сарасвати упоминает его вместо Випинави­хари Госвами. Это говорит о том, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати придавал большее значение наставлениям, которые его отец получал от Джаганнатхи даса Бабаджи, нежели духов­ному посвящению (дикше), полученному от Випинавихари Гос­вами. Вначале Бхактивинода Тхакур поддерживал с Випинави­хари Госвами очень близкие отношения, но потом расстался с ним из-за разногласий в оценке Рагхунатхи даса Госвами (он критиковал его и считал не квалифицированным вайшнавом). Випинавихари Госвами помогал Бхактивиноде Тхакуру в пропо­веди, однако он не был так духовно продвинут, как Шрила Джа­ганнатха дас Бабаджи, которого Тхакур величал "главнокоман­дующим всех вайшнавов".

Во время поездки к Радха-кунде и Говардхану Бхактивинода Тхакур столкнулся с орудующей в тех краях бандой разбойни­ков, именуемых Канджхарами. Один из биографов Тхакура пи­шет: "Эти разбойники устраивали засады на дорогах, ведущих в святое место, и грабили беззащитных паломников, отбирая у них последние деньги. Точное число погибших от рук этих негодяев покрыто мраком неизвестности, так как конкретные имена и цифры никогда не оглашались. Известно лишь, что за спиной разбойников стояли люди, облеченные властью и занимающие высокое положение в обществе. Благодаря несгибаемой воле и неутомимости Бхактивиноды Тхакура о происходящем стало из­вестно правительству, которое назначило специального уполно­моченного и поручило ему уничтожить банду. Результат пре­взошел все ожидания, и само воспоминание о Канджхарах было уничтожено раз и навсегда".

В автобиографии Шрила Бхактивинода упоминает об этом происшествии очень кратко, не вдаваясь в подробности: "Отпра­вившись на паланкине к Радха-кунде и Говардхану, я стал сви­детелем бесчинства, творимого Канджхарами. Тогда я принял необходимые меры, чтобы положить этому конец".

 

Бхакти Бхаван

Во время своего паломничества во Вриндаван Бхактивинода Тхакур также посетил Лакхнау, Айодхью и Каши. Затем он вер­нулся в Калькутту, где в арендованном им доме его ждала семья. Тхакур хотел купить жилье в Калькутте и уже присмотрел под­ходящий дом, но неожиданно получил назначение в Джессор.

"Это было ужасное место. По приезде в Джессор, у меня [как я и просил во Вриндаване] возобновились приступы лихорадки и одновременно началась болезнь глаз. От рождения я близорук. Левый глаз у меня видит хорошо, а правый почти не видит. В Джессоре моя близорукость прошла, но зрение утратило ясность, а глаза начали болеть".

Бхактивиноде Тхакуру не помогали никакие лекарства. Он попросил отпуск по болезни, и его просьба была удовлетворена. Жена и дети уговаривали Тхакура поехать в Ранагхат, но он решил подготовить себе в Калькутте место для проповеди. Наконец Шрила Бхактивинода нашел подходящее помещение-дом 181 по Маникатал Стрит (теперь Рамеш Датта Стрит), который он назвал Бхакти Бхаван. Впоследствии Тхакур выступал там перед ученой публикой, встречался с известными людьми, писал свои многочисленные статьи и книга и поклонялся гиридхари-шиле - Божеству, полученному от Джаганнатхи даса Бабаджи. Прежде чем справить новоселье, Бхактивинода сделал в доме ремонт и совершил гриха-ягъю, или церемонию освящения жилища. После этого семья Тхакура, поначалу испытывающая к новому дому некоторое недоверие, охотно переехала туда.

Комиссар Пикок, симпатизировавший Бхактивиноде Тхакуру, добился его назначения в Барасат, находящийся недалеко от Калькутты. Пытаясь вылечить глаза, Тхакур прошел курс аллопатического лечения. Здоровье Шрилы Бхактивиноды улучшилось. Врачи настоятельно рекомендовали ему каждый день есть рыбьи головы, чтобы окончательно восстановить зрение. Но поскольку такая диета была для Тхакура неприемлема, он сделал выбор в пользу гомеопатии и вскоре выздоровел.

В Барасате с Бхактивинодой Тхакуром жили двое его сыновей - Радхика и Камала. Жена Тхакура жила в Калькутте и приезжала к мужу, только когда он был нездоров и нуждался в уходе. В своей жизни Шрила Бхактивинода часто болел лихорадкой и страдал другими недугами, однако это ничуть не пошатнуло его решимости служить Кришне.

Два года Бхактивинода Тхакур исполнял обязанности судьи в Барасате и соседнем городке Найхати. Все это время он мечтал поскорее уехать оттуда из-за происков местных жителей и угрозы малярии - распространенной болезни в этом районе.

Банкимачандра и лавина книг

В Барасате Бхактивинода Тхакур познакомился с известным бенгальским романистом Банкимачандрой, который только что завершил книгу о Кришне под названием "Кришнача-рита". Банкимачандра находился под сильным влиянием английских и французских философов, хотя уважительно относился к традициям вайшнавов. Поскольку Тхакур слыл знатоком в вопросах о Кришне и был известен как хороший писатель, Банкимачандра решил показать ему свое произведение. В первоначальном варианте книга изобиловала всевозможными домыслами и материалистическими рассуждениями, стилизованными под западную философию. Кришна представал в ней обычным человеком, хотя и обладающим многими добродетелями. После четырехдневного обсуждения, во время которого Шрила Бхактивинода, отказавшись от еды и сна, цитировал Банкимачандре священные писания, провозглашающие Кришну Верховной Личностью Бога, автор исправил многие недочеты в своей книге и привел ее в соответствие с трансцендентным учением Шри Чайтаньи Махапрабху. Впоследствии некоторые литературоведы критиковали Банкимачандру за то, что он представил содержащиеся в Пуранах повествования о Кришне как исторические события, а не мифы и предания. В каком-то смысле подобная критика свидетельствует об успехе Тхакура, который хотел убедить Банкимачандру в том, что Кришна - это Высшая Абсолютная Истина (пара-таттва), и Его трансцендентные развлечения вполне реальны.

Ближе к концу своего пребывания в Барасате Бхактивинода Тхакур получил несколько важных книг, среди которых был комментарий Шрилы Вишванатхи Чакраварти к "Бхагавад-гите" и "Шримад-Бхагаватам". Тхакур решил опубликовать "Бхагавад-гиту" с комментарием Шрилы Вишванатхи Чакраварти и собственным комментарием. Предисловие к этому изданию написал Банкимачандра, который выразил Шриле Бхактивиноде признательность за его труд и поведал бенгальскому читателю о важности этого великого произведения. Тираж книги быстро раскупили.

В 1883 году Бхактивинода Тхакур нашел рукопись Пандита Упендры Мохана Госвами Ньяяратны, озаглавленную "Нитья-рупа-самстхапанам", в которой очень обстоятельно доказывалось существование у Бога нетленного облика. Ниже приводится несколько отрывков из обзора этой работы, который Тхакур написал для одного западного журнала.

"Цель настоящей книги - доказать, что Бог обладает нетленным духовным обликом (нитйа-виграха). Тема эта, безусловно, не нова. Однако сейчас, в конце девятнадцатого века, когда наука ведет ожесточенную борьбу с религией, этот предмет снова приобретает актуальность. Среди различных научных воззрений, принесенных в Индию британскими колонизаторами, самым большим достоянием философии считается метафизическое представление о бестелесности Бога. Малопонятная концепция безличного Брахмана владела умами индусов еще во времена Шанкарачарьи (воплощения Шивы). Но теперь, подкрепленная европейским представлением о бесформенности Бога, она получила такое широкое распространение, особенно среди индийской молодежи, что любая попытка сказать о существовании внешней формы Бога осмеивается как величайшая глупость".

Следует оговориться, что здесь под "внешней" формой Бога подразумевается не материальный, а вечный, духовный облик Господа (сат-рупа), который доступен взору лишь чистой души. Бхактивинода Тхакур продолжает: "Помимо того, что это произведение содержит разумную аргументацию и беспристрастный анализ шастр, оно проникнуто высоким чувством, называемым любовью к Богу. Санскритские стихи, перевод которых дан ниже, привели мое сердце в волнение, которое я не способен выразить словами.

И пусть мои грехи придут на Божий суд

и проведут меня дорогой долгой, скорбной.

Но страха нет во мне. В пути меня ведут

Благословенье и Любовь Господня.

Во Вриндаване ждет Любовь святая

о жизни суете забудешь ты.

Усталая душа твоя оттает

найдя покой в том мире красоты.

В этой книге есть и другие подобные душевные излияния, которые вряд ли понятны материалистам и так называемым позитивистам. Мы опасаемся, однако, что индийская молодежь и европейские мыслители не смогут по достоинству оценить это произведение. Скорее всего, они спрячут его подальше как собрание давно исчерпавших себя аргументов в защиту идолопоклонства. Такая реакция, которая может последовать даже со стороны мыслящих людей объясняется тем, что фразеология, аргументация и методы доказательства с течением времени претерпевают изменения, а рассматриваемый нами труд написан в древнем санскритском стиле, который сейчас не в моде. По нашему убеждению, это вызвано не бездарностью автора, а, скорее, его неприятием канонов современной литературы. Как бы там ни было, мы решили сделать обзор этой книги, изложив аргументы автора более понятным языком. Пусть читатель не сомневается, что мы просто воспроизвели доводы Прабху Упендры Мохана Госвами в современном стиле".

Затем Бхактивинода Тхакур убедительно доказывает существование у Бога духовного облика, попутно опровергая возможные возражения рационалистов.

"Рационалисты задают резонный вопрос: может ли Сверхъестественный образ проявиться в этом мире? Из священных писаний индусов и жизни таких святых, как Прахлада и Дхрува, известно, что Господь нисходит в этот мир в Своем духовном облике и заводит дружбу с людьми. Объем настоящей статьи не позволяет нам доказать историческую достоверность этого утверждения шастр, но мы продемонстрируем, что лежащий в его основе принцип безупречен с философской точки зрения. Бог духовен и всемогущ и потому властвует над материей, пространством и временем. Несомненно, Он может и имеет право оставаться в стороне от материи в Своем образе Шри Виграхи [Божества в храме] и в то же время быть душой вселенной. Поскольку Бог ни от кого не зависит и обладает верховной властью над материей и пространством, нетрудно представить себе, что время от времени или даже постоянно Он по собственной воле нисходит в этот мир, иногда подчиняясь законам природы, а иногда нарушая их. Следовательно, ни человек, ни вся вселенная не в силах заставить Прекраснейшего явиться их взору. В то же время Бог может по Своему усмотрению появиться перед ними вопреки законам природы и доказать Свое господство надо всем Своим творением. Лишь обретя свою изначальную духовную природу, человек получает право видеть Бога, однако Бог предстает взору человека, только когда пожелает этого Сам.

Святые, которым Бог явил Свой духовный облик, нередко пытались воспроизвести его для своих собратьев. Хотя подобные изображения, написанные на бумаге или высеченные из мрамора, созданы из материи и потому всегда несут печать несовершенства, к такому символическому отображению духовных видений неприменимо обвинение в идолопоклонстве. Но этого нельзя сказать о рационалистах, которые создают образ Бога в своем воображении. В основе этого важного философского вопроса лежит одна непреложная истина: материя тесно связана с духом. Какова же эта связь? Насколько мы знаем от Наставника в сердце, дух - это совершенный прототип, а материя - его искаженное подобие. Сколько бы вы ни пытались перенести на Бога материальные представления, они так и останутся приблизительными и несовершенными. Но спроецируйте дух сначала на ум, а потом на тело, и вы тем самым одухотворите их. Это объясняет, как Бог проявляется в материи. Таким образом, прототип может быть представлен в материальном мире своим отражением. Трансцендентный облик Бога также имеет соответствующее отображение в этом мире, а именно, в поклонении Божеству с чистой любовью и в сценах вриндаванской жизни, которые являются отражением происходящего в мире духовном. Здесь нет места игре воображения. Все это видит и описывает сама душа. Духовная форма, воспринимаемая таким образом, представляет собой ни что иное, как вечный облик Господа. "Материальность" этого видения чисто кажущаяся, и все связанные с ним поступки и их следствия полностью духовны. Тот, кто, видя духовным зрением красоту Бога, рыдает и самозабвенно танцует, несомненно, на время переносится в духовную обитель, и его поведение - лишь следствие прохождения через тело духовного заряда. Итак, мы видим, что абсолютное присутствует в относительном, позитивное - в негативном, а духовное - в материальном. Следовательно, духовный облик Бога есть вечная истина, и со всем его внутренним разнообразием он представляет собой Единое Целое. То, что кажется противоречащим здравому смыслу, в действительности является непреложной духовной истиной. Нам лишь остается восхищаться тем, в какой гармонии пребывают все эти противоречия".

Это всего лишь один из многих доводов, которые Тхакур приводит в своем очерке. В нем он логически доказывает, что если бы Бог не был личностью, слово "теизм" не имело бы никакого смысла.

В 1884 году, пока Бхактивинода Тхакур жил в Барасате, его жена родила в Калькутте дочь, которую назвали Кришна-винодини. В том же году Тхакура перевели в Шрирампур, где он вместе с сыновьями Радхикой, Камалой и Бималой поселился недалеко от здания суда. Когда в октябре скончалась мать Тхакура, он взял отпуск и поехал в Гаю, чтобы совершить поминальный обряд. Пока Шрила Бхактивинода находился в Шрирампуре, он посетил место, где некогда жил выдающийся последователь Господа Нитьянанды, Уддхарана Датта. Он также побывал в Кханакуле, откуда родом Абхирам Тхакур, и в Кулинаграме, где жил великий преданный Господа Чайтаньи, по имени Васу Рамананда.

В 1885 году Бхактивинода Тхакур основал в Бхакти Бхаване типографию. Там он печатал журнал "Саджджана-тошани", который с 1892 года стал выходить регулярно.

В 1886 году литературное творчество Шрилы Бхактивиноды стало бурно развиваться. Он издал "Бхагавад-гиту" с коммента­риями (о ней уже рассказывалось выше) и "Шри Чайтанья-шик­шамриту" - философский труд, основанный на наставлениях Господа Чайтаньи Рупе и Санатане Госвами. Эти наставления, которые сравнивают с ливнями нектара, делятся на восемь пото­ков, каждый из которых, в свою очередь, разбивается на не­сколько струек. В своей работе Тхакур подробно описывает раз­ные препятствия на пути преданного служения, объясняет важ­ность варнашрама-дхармы для практики садхана-бхакти, обсу­ждает распространенные в то время отклонения от учения вайш­навов и многие другие темы. Эта книга была благосклонно встречена читателями.

Бхактивинода Тхакур опубликовал комментарий к "Шикшаш­таке" Чайтаньи Махапрабху, "Санмодана-бхашью", а также комментарий и перевод поэмы "Манах-шикша" Рагхунатхи даса Госвами под названием "Бхаджана-дарпана-бхашья". Кроме того, Тхакур написал произведение о десяти главных Упаниша­дах, "Дашопанишад-чурнику", и издал сборник стихов о расе, сочиненных разными ачарьями Гаудия - вайшнавов. Помимо сти­хов на санскрите Тхакур включил в сборник их перевод на бен­гали. Из-под пера Шрилы Бхактивиноды также вышла философ­ская повесть "Према-прадипа" и "Шри Вишну-сахасра-нама-сто­тра" из "Махабхараты" с комментарием Шрилы Баладевы Видь­ябхушаны.

В том же году Бхактивинода Тхакур учредил в Калькутте "Шри Вишва Вайшнава Раджа Сабху" - духовное общество, в которое вступило много просвещенных людей. В рамках обще­ства Тхакур создал несколько комитетов и распределил между ними обязанности, связанные с проповедью сознания Кришны. Чтобы познакомить публику с целями и задачами общества, он издал брошюру "Вишва-вайшнава-калпатави". Шрила Бхактиви­нода регулярно выступал в Бхакти Бхаване с лекциями и устраи­вал чтения работ шести Госвами. Его сын Бимала Прасад часто присутствовал при этом, с детских лет учась у отца философии сознания Кришны и печатному делу.

Бхактивинода Тхакур начал писать "Амрита-праваха-бхашью", собственный комментарий к "Чайтанья-чаритамрите". Эта ра­бота требовала большого умственного труда, и от перенапряже­ния у Тхакура началась сильная мигрень. Некоторое время он даже не мог нормально работать. Тогда знакомые вайшнавы по­советовали ему втирать в голову топленое масло. Тхакур увидел в этом волю Дживы Госвами, книги которого получил незадолго до болезни. Он пишет: "Я молил Шрилу Дживу Госвами изба­вить меня от недуга. Благодаря молитве и лечению болезнь прошла, и я возобновил работу".

В 1887 году Бхактивинода Тхакур совершил поездку по Бенга­лии в поисках "Чайтаньйопанишада". О существовании этого редкого произведения, которое представляет собой часть "Ат­харва-Веды" и содержит неоспоримые доказательства того, что Чайтанья Махапрабху является Верховной Личностью Бога и воплощением Господа в Кали-югу, знали немногие. Услышав о проводимых Тхакуром поисках, пандит Мадхусудана дас выслал ему старинную рукопись "Атхарва-Веды" из своей библиотеки. Вайшнавы попросили Шрилу Бхактивиноду написать коммента­рий к "Чайтаньйопанишаду", и он согласился. Эта работа полу­чила название "Шри Чайтанья-чаранамрита". Затем Мадхусу­дана дас перевел "Чайтаньйопанишад" на бенгали. Этот перевод называется "Амрита-бинду". В том же году Бхактивинода Тха­кур начал издавать вайшнавский альманах "Чайтанья Панд­жика". Он также опубликовал подробный рассказ о жизни Гос­пода Чайтаньи в "Хинду Геральд", популярном периодическом издании на английском языке. Эта статья вызвала у читателей большой интерес.

За выдающиеся достижения в проповеди и издании духовной литературы Тхакур был удостоен титула Бхактивинода, что в переводе означает "тот, кто черпает удовольствие в преданном служении Богу". Тхакур получил письмо от Випинавихари Гос­вами и других ачарьев, в котором сообщалось об этом. В авто­биографии он пишет: "Наставники присвоили мне титул Бхакти­винода. Несомненно, это было угодно Махапрабху". Заметим, что Шрила Бхактивинода никогда не просил ачарьев о призна­нии своих заслуг. Они сделали это сами, направляемые изнутри. Так к уже имевшемуся у Тхакура титулу Саччидананда, полу­ченному после издания "Саччидананда-премаланкары", доба­вился еще один - Бхактивинода. С тех пор его обладатель стал известен среди вайшнавов как Саччидананда Бхактивинода Тха­кур.

Бхактивинод Тхакур

Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 20–30-е годы XX столетия

(из первого номера XXVI тома за июнь 1928 года)

(часть 1)

 

Невозможно понять Тхакура Бхактивинода, рассматривая его отдельно от Шри Чайтаньи и Его выдающихся последователей и спутников. Его не обожествляли как воплощение Бога. Внешне он вел обычную мирскую жизнь домохозяина. В своих трудах он не претендовал на гениальность и не основывал новых учений или практик. Он просто искренне следовал тому пути, по которому шли все преданные прошлого и на который указывают священные писания, чье значение стало явным для всех благодаря учению и практике Шри Чайтаньи и Его спутников. Поэтому его жизненный путь одновременно совершенен и прост. Тхакур Бхактивинод сам описал, как он жил. В своих книгах он пытался донести всем, что согласно Шри Чайтанье подлинный смысл вечной религии, представленной в священных писаниях, можно постичь лишь через непрерывную цепь ученической преемственности. Не было бы такой необходимости в пришествии Шри Чайтаньи, если бы суть писаний не была столь сильно искажена. Не было бы такой необходимости в трудах Бхактивинода Тхакура, если бы не было столько заблуждений и неверной трактовки жизни и учения Шри Чайтаньи и Его спутников.

Любому читателю, который не питает вражды к нашим древним писаниям, следует обратить свое пристальное внимание на положение Шри Чайтаньи и Его спутников, а также на положение Тхакура Бхактивинода, как их верного последователя. Тхакур Бхактивинод обращался ко всем мыслящим людям, обладающим ясным разумом и свободным от неоднозначного представления о методе и цели духовной практики. Работы Тхакура Бхактивинода могут глубоко понять лишь те, кто заранее признает верность его основных положений. Здесь не поможет научный критический подход и изучение материала на основе прежних убеждений и предвзятого мнения. Поэтому мы просим тех, кто желает изучать работы Тхакура Бхактивинода в подлиннике, не формировать поспешных заключений относительно этой колоссальной и незнакомой пока еще темы, а начать с терпеливого слушания, свободного от любых предубеждений. На страницах журнала «Harmonist» мы попытаемся представить в новом свете то, о чем говорил нам Тхакур Бхактивинод в своих бесчисленных работах, и сделаем это на основе метода сравнительного анализа и принимая во внимание весь его опыт и положение как чистого преданного Бога.

Доброе сердце Тхакура Бхактивинода сострадало страдающим человеческим существам, и, подобно опытному доктору, он направил все свои силы на поиск истинной причины болезни, которая охватила всех людей этого мира. Установив природу этой болезни и тот метод, с помощью которого можно полностью и навсегда от нее избавиться, он принял исключительный путь помощи другим, проповедуя духовные принципы и практику, которым он сам скрупулезно следовал ради обретения личного опыта Высшей Истины.

В результате беспристрастного изучения работ спутников и последователей Шри Чайтаньи, а также древних священных писаний, согласующихся с этой духовной практикой, Тхакур Бхактивинод обрел непоколебимую уверенность в том, что слова Шри Чайтаньи полностью тождественны голосу Самого Господа, всегда звучавшему в его собственном сердце. Он ясно и недвусмысленно заявил об этом в своих книгах, утверждая, что Шри Чайтанья — это тот Учитель, который постоянно присутствует в сердце каждого и направляет его изнутри. С проникновенной искренностью он обращался ко всем, призывая их безоговорочно принять эту истину, открывшуюся ему на основании его личного опыта и находящую свое подтверждение во всех писаниях, которые он изучал. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, он верил в то, что однажды все станут единодушны с ним в том, что единственный метод достижения подлинной гармонии в этом мире — совместное воспевание святых имен Бога, как учил этому Шри Чайтанья Махапрабху. Его любовь к людям не была ограничена принадлежностью к какой-либо секте, вероисповеданию или стране. Его сострадание распространялось как на всю живую, так и, казалось бы, безжизненную природу. Он был уверен в том, что обязательно наступит день, когда все религии примут величайшую необходимость воспевания святых имен Бога и встанут под знамя Шри Чайтаньи.

Обращаясь к своим соотечественникам, он просил их обрести веру в варнашраму, древнюю общественную систему, и восстановить ее в чистой форме. Он говорил, что варнашрама идеально подходит для практики духовной жизни и является высочайшей из всех систем общественного порядка, известных в мире. Но ее смысл был утрачен, когда она выродилась, превратившись в наследственную кастовую систему, что не должно ослепить нас, скрыв подлинную ценность этого божественного устройства. Лишь варнашрама способна очистить сердца всех людей в целом, и все ее истинные патриоты должны думать о непосредственной и настоятельной необходимости подобного восстановления. Все проблемы этой страны, а также всего человечества в целом могут быть разрешены здесь, на земле Индии, благодаря возвращению былого величия этой древней системы божественного общественного устройства — варнашрамы. Все мы можем почерпнуть глубочайшие знания на эту тему из учения Шри Чайтаньи Махапрабху и Его спутников и последователей, доступных нам благодаря обстоятельным работам Тхакура Бхактивинода.

Невозможно переоценить труд и знания Тхакура Бхактивинода. Он настоятельно предостерегает нас от труда и знания, что уводят нас от преданности Богу, и научным образом осуждает их, объясняя, как это может повредить сути подлинной жизни. Он также выступает в защиту тех труда и знания (в какой бы форме это не было представлено), что помогают возродить наши подлинные взаимоотношения с Богом ради последующего служения Ему. Шри Чайтанья Махапрабху — единственный, кто способен просветить нас об отношениях дживы с Богом. Поэтому нам следует жадно внимать тому, что Господь говорит на эту тему. Мы не должны поспешно давать собственных определений киртану Святого Имени Бога, не услышав сначала об этом из уст святых преданных, подлинных авторитетов в этом. Лишь они способны беспристрастно поведать нам о величии киртана Господа Хари, который Шри Чайтанья проповедовал в качестве высшего религиозного метода для века Кали. В действительности, лишь благодаря воспеванию Святого Имени тем методом, которому учил Шри Чайтанья в соответствии со священными писаниями, мы можем возродить истинное знание о наших взаимоотношениях с Богом, без которого невозможно поддерживать осмысленную жизнь в этом мире, поскольку оно напрямую затрагивает высочайшую цель существования самой души — служение Богу.

…………………………….

Автор неизвестен
Переводчик: Вриндаван Чандра дас.
Редактор: Традиш дас.

Бхактивинод Тхакур

Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 20–30-е годы XX столетия

(из первого номера XXVI тома за июнь 1928 года)

(часть 2)

 

Противникам сект в любых их проявлениях Тхакур Бхактивинод говорил, что так называемый религиозный либерализм, отрицающий свою связь с какой-либо конкретной религией, — это тоже секта сама по себе. Необходимо следовать и повиноваться преданным Бога. Без присоединения к какому-либо сообществу преданных это просто невозможно. Духовная организация предлагает всем людям постоянную возможность духовной практики и выступает как альтернатива общению с теми, кто не преследует подобной цели. Без общества преданных духовная жизнь становится невозможной. Те же, кто выступает против этого, хотя на первый взгляд выглядят либеральными и признающими все религии, однако, по сути, идут на поводу у беспорядочных, разрушительных и эгоистичных чувств. Если бы мы могли объединить свои искренние усилия для того, чтобы очистить наше общество и согласовать его с подлинными духовными принципами, вместо того чтобы выступать против этого принципа святого общения, без которого жизнь в этом мире станет просто невозможной, то смогли бы обрести высочайшее благо. Следует осознать, что сампрадая, или духовное сообщество, — это то, что нужно оберегать и поддерживать, а не разрушать.

Чистота этого сообщества будет обеспечена пониманием всеми его членами важного духовного принципа: «Нельзя выступать учителем религии без прохождения предварительного духовного обучения под руководством истинного святого, опытного в служении Богу». Никто не должен проповедовать религиозные истины, если он не осознал их на собственной практике. Те же, кто подражает примеру великих преданных Бога, поспешно пытаясь начать уединенную практику преданности, гораздо менее полезны для общества, чем те, кто проповедует духовные истины, которые они услышали от садху и реализовали в своей духовной жизни.

Тхакур Бхактивинод обратил наше пристальное внимание на те тексты священных писаний, в которых осуждается торгашество под именем религии. Ни при каких обстоятельствах человек не должен пытаться заработать себе на жизнь, торгуя божественным посланием Господа. В писаниях можно найти более ста рекомендованных способов заработка для поддержания своей семьи, которые следует использовать таким людям. Но делать проповедь источником своего дохода — оскорбление против Самого Господа, осуждаемое в священных писаниях. Большинство величайших пороков всех современных религий можно проследить по этому источнику. Оплачиваемые чтецы «Бхагаватам» должны найти себе другой способ заработка. Недопустимое использование религиозных средств на мирские цели, включающие поддержание семьи проповедника, решительно осуждается нашими священными писаниями и должно быть запрещено законом, если это будет необходимо, в качестве первого шага в направлении восстановления подлинной религии в этой стране и во всем мире. Те влиятельные и заинтересованные люди, которые в прошлом были замешаны в религиозной коррупции, в настоящее время — ярые официальные противники каких-либо коренных изменений. Это же наблюдение применимо к оплачиваемым гуру и продавцам мантр. Подобные действия противоречат священным писаниям и не только не приносят блага таким религиозным торгашам и продавцам мантр, но и являются прямым оскорблением божественного мира, и поэтому крайне пагубны для этих гуру и их учеников.

Также есть и другие важные моменты, на которые нам следует обратить внимание, если мы хотим сохранить чистоту поклонения Богу в религиозных общинах. Те, кто занимает положение духовного наставника, не должны нарушать подлинные религиозные принципы или выдавать за истину собственные выдумки и необоснованные предположения. Никто не может выступать как религиозный проповедник, если он не свободен от честолюбия и стремления к всеобщему признанию.

Тхакур Бхактивинод предупреждал о той крайней осмотрительности, с которой следует выбирать духовного учителя. Учитель должен быть способен во всех отношениях наставить своего ученика в истинных религиозных принципах. Следует безоговорочно слушаться своего инициирующего духовного учителя и ни в коем случае не отвергать его, кроме следующих двух причин: 1) если во время выбора духовного учителя ученик по ошибке принял своим гуру того, кто невежественен в религиозных принципах и не является вайшнавом (то есть подлинным преданным Абсолюта), то такого гуру следует отвергнуть по причине того, что он просто не способен даровать духовную помощь и поддержку; 2) если духовный учитель действовал как вайшнав и глубоко понимал принципы религии на момент посвящения своего ученика, но затем стал последователем имперсональной доктрины майявади или же врагом вайшнавов, то такого гуру также следует отвергнуть.

Тхакур Бхактивинод делал особое ударение на уклонении от общения с порочными людьми. Эти безбожные люди делятся на два класса: 1) те, кто чрезмерно привязан к женщинам; 2) те, кто лишен преданности Кришне. Если такое дурное общение не будет оставлено, то духовный прогресс становится невозможен, даже несмотря на то, что выполняются все другие духовные практики, рекомендованные в священных писаниях.

Центральной темой учения Тхакура Бхактивинода, в строгом соответствии с наставлениями Шри Чайтаньи, является абсолютная необходимость поклонения Богу методом воспевания Его святых имен. Особый вклад Тхакура Бхактивинода в развитие этой важной темы состоит в подробном объяснении тех оскорблений, которые следует тщательно избегать для того, чтобы воспевание Святого Имени стало подлинным. Нынешний упадок всего сообщества вайшнавов он объяснял тем, что эта основополагающая тема учения Шри Чайтаньи Махапрабху воспринимается искаженно и неправильно. Воспевание Святого Имени Бога вместе с оскорблениями приводит к гибели. Все это было скрупулезно описано им простым и понятным языком в его книге «Шри Харинама-чинтамани», которая особо выделяется среди всех других книг и достойна, чтобы ее перевели на все языки этого мира.

Тхакур Бхактивинод был непримиримо против оскорбительной практики публичного пения сокровенных любовных гимнов преданности нечестивыми людьми, и, основываясь на авторитете писаний, порицал также и тех, кто ревностно пытается слушать подобные песни.

Тхакур Бхактивинод считал крайне важным, чтобы божественное общественное устройство, варнашрама, была восстановлена в этой стране и повсюду в мире для блага всех людей. При этом он особо выделял положение вайшнава, которое всегда выше варн и ашрамов, которые в свою очередь целиком отличны от кастовой системы, поскольку первое служит исключительно духовным целям, а второе — лишь продукт исторического и плотского разграничения человеческого общества на основе происхождения.

Тхакур Бхактивинод проводил различие между истинным смирением и его жалкой имитацией, зачастую выдаваемой под его именем. Смирение вайшнава состоит в исполнении заповедей его религии без каких-либо беспокойств по поводу мирских затруднений или непочтительного к нему отношения. Он всегда готов выказать мирское почтение каждому, не желая при этом уважения в собственный адрес. Однако он никогда не станет полагаться на религиозные суждения каких-либо мирских людей. И при этом он настолько же мягок, насколько тверд; однако это смогут увидеть лишь те, кто сам обладает чистосердечной преданностью Кришне. Он ходит от двери к двери, проповедуя божественное послание Господа, несмотря на все кажущиеся личные препятствия и невзгоды, с сердцем, исполненным безграничной доброты к страдающему человечеству, при этом не дискриминируя людей по их касте, вероисповеданию и цвету кожи. Для своих последователей Тхакур Бхактивинод стал идеалом истинного благожелателя всех людей, чья помощь не несет за собой отрицательных последствий.

…………………………

Автор неизвестен
Переводчик: Вриндаван Чандра дас.
Редактор: Традиш дас.

Тхакур Бхактивинод

Ниши Канта Саньял

(Магистр гуманитарных наук, старший профессор истории колледжа Равеншоу, Куттак, штат Орисса)

Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

Из третьего номера XXVII тома за август 1929 года

 

Приближается годовщина рождения Тхакура Бхактивинода, и мы спешим воздать нашу скромную дань почтительного уважения этому великому основателю движения за возрождение беспримесного служения Всевышнему в этот погруженный во мрак невежества век.

Благодаря многочисленным трудам Тхакура Бхактивинода священные писания Индии стали доступны и понятны значительной части людей этой страны, получивших современное западное образование. Люди этой категории отошли от вековых духовных традиций, описанных в шастрах. Возрождение обучения санскриту при покровительстве британского правительства сопровождалось значительными и объединенными усилиями с цель<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.