Шрила Бхактивинод Тхакур (1838-1914) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Шрила Бхактивинод Тхакур (1838-1914)

2019-10-25 201
Шрила Бхактивинод Тхакур (1838-1914) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Саччидананда Бхактивинод Тхакур, Кедарнатх Датта Бхактивинод)

 

Шри Кедарнатх Датта, впоследствии получивший известность под именем Шрилы Бхактивинода Тхакура, родился 2 сентября 1838 года в Уле, весьма богатом селении в районе Надии, в аристократической семье, владевшей Говиндапуром (в настоящее время – район Форт Вильямс в Калькутте). Детство его прошло в доме деда по матери. Он получил прекрасное образование. В возрасте четырнадцати лет он принялся за учебу под руководством одного из литературных светил того времени – Каши Прасад Гхоша, редактора газеты Hindu Intelligencer. Газета славилась уровнем публиковавшихся в ней литературных произведений, и редактор привлекал к себе внимание множества писателей, стремившихся научиться от него правильному английскому языку. Вскоре Кедарнатх уже сам писал статьи для Intelligencer и Literary Gazette, еще одной из газет того времени. К восемнадцати годам он написал две книги серии “Пориады”, которую он намеревался довести до двенадцати томов. Первую из этих книг можно найти в Британском музее, в Лондоне.

В период общения с Каши Прасадом он прославился своим необыкновенным искусством в дебатах и часто обменивался мнениями по духовным и литературным вопросам с Девендранатхом Тагором и другими видными людьми тех лет, весьма высоко ценившими его суждения.

В 1860 году, посетив все важнейшие матхи (храмы) штата Орисса, Кедарнатх опубликовал брошюру “Матхи Ориссы”. Он упомянул и об участке земли, оставленном ему его предками: “У меня есть небольшая деревня (Чотимангалпур) в области Каттак, владельцем которой я являюсь. В той деревне стоит храм, которому мои предки пожаловали право безвозмездного пользования землей. Глава этого учреждения совершенно прекратил предоставлять, к примеру, кров людям, ищущим убежища в дождливые ночи. Это стало мне известно, и я распорядился строго предупредить главу храма, указав ему, что без всякой жалости лишу его переданной ему земли, если в будущем до меня вновь дойдут жалобы на негостеприимство”.

Хотя Кедарнатх начал свою трудовую жизнь как школьный учитель, в 1866 году он занял административный пост судьи и представителя налоговых органов в Чапре. В марте 1868 года он был назначен судьёй в Динаджпур. Именно в Динаджпуре Кедар Натха впервые соприкоснулся с Вайшнава-дхармой, широко распространившейся под покровительством Рай Сахеба Камала Лочана. Этот великий заминдар (землевладелец) Динаджпура был потомком Рамананды Васу, ревностного последователя Шри Чайтаньи Махапрабху. Познакомившись там со множеством Вайшнавов, Кедарнатх получил экземпляр “Чайтаньи-чаритамриты” и бенгальский перевод “Шримад-Бхагаватам”.

После первого прочтения “Чайтанья-чаритамриты” Кедарнатх пришел к очень высокому мнению о личности Шри Чайтаньи Махапрабху, он начал почитать Его как Бога и вместе с Вайшнавами Динаджпура взялся за обстоятельное исследование Учения Махапрабху. Он предпринял сравнительное изучение Вайшнавизма по отношению к другим религиям, рассматривая индуистские, христианские и мусульманские письменные источники; но именно в Вайшнава-дхарме он нашёл полное выражение своих взглядов. Отныне Кедарнатха стал “полностью состоявшимся” Вайшнавом. Он с такой полнотой и так глубоко утвердился в принципах, обнаруженных им в “Бхагаватам”, что в 1869 году прочёл о них яркую, сильную речь на английском языке, привлекшую внимание тысяч образованных людей и впоследствии изданную в виде небольшой брошюры («The Bhagavat»).

Спустя несколько лет он получил распоряжение переехать по службе в город Чампаран. Там многие невежественные люди поклонялись брахма-даитье (брахма-даитья – вид злого духа), вселившемуся в огромное баньяновое дерево. В один из дней к Кедарнатхе пришел отец знаменитой ученой девушки, с просьбой о денежной помощи, и Кедарнатх тут же попросил его вслух читать священный “Бхагаватам” в тени баньянового дерева, служившего убежищем духу. Через месяц чтение “Бхагаватам” было завершено, и в этот момент дерево раскололось до самого корня, заставив духа покинуть его навсегда. Каждый испытывал благодарность к Бхактивиноду за это доброе дело – кроме нескольких малопорядочных людей, поклонявшихся злому духу.

Прожив в Чампаране всего несколько месяцев, Кедарнатх должен был переехать по назначению в Джаганнатха Пури, со своей семьей. С собой он захватил и две любимые книги – “Шри Чайтанья-чаритамриту” и “Шримад Бхагаватам”. Он был счастлив получить назначение в Пури, где много лет прожил Шри Чайтаньядэв, которому он с любовью поклонялся. Представитель правительства очень радовался его переходу в свой округ и попросил его наблюдать, от имени правительства, за делами управления в храме Господа Джаганнатхи. Благодаря усилиям Кедарнатха были прекращены многие злоупотребления, и время предложения пищи (бхоги) Божеству стало соблюдаться с высшей степенью точности.

На Кедарнатха было возложено еще одно особое поручение – подавить бунт, поднятый против правительства неким мошенником Бишикишаной, провозгласившим себя Маха-Вишну. В ходе своего расследования Кедарнатх признал того обманщиком и преступником, обвинив его в нарушении законов.

После проведенного Кедарнатхом судебного разбирательства этот человек был осужден на полтора года содержания под стражей, однако вскоре умер в тюрьме. Он обладал сверхъестественными способностями, но поскольку его силы были следствием бездуховных практик, оказался вынужден подчиниться Кедарнатху. Известно, что Бишикишана наводил ужас на обычных людей. Все предостерегали Кедарнатха, советуя не противодействовать Бишикишане даже во имя справедливости, ввиду тех тяжелых последствий, которые могло навлечь на него выступление против этого недобродетельного йога. Хотя Кедарнатха не любил действий напоказ и обычно не позволял людям узнать свои истинные качества и духовную силу, он с легкостью пресёк демоническую силу самозванца. С падением Бишикишаны в другой деревне появился еще один обманщик, по имени Баларама, и находились также иные «аватары» Бога, но их планам тоже не суждено было сбыться.

В период жизни в Джаганнатха Пури стремительно возрастала преданность Кедарнатха Шри Чайтанье Махапрабху. Он договорился с пандитом по имени Гопинатх, что тот будет помогать ему в изучении “Бхагаватам” с комментариями Шридхара Свами. Харихарадас и Маркандейя Махапатра, изучавшие нйайу и Веданту в Навадвипе и Бенаресе (двух знаменитых центрах образования), приступили к изучению “Бхагаватам” вместе с ним.

Ранее, в школьные годы в Калькутте, Кедарнатх изучал санскритскую грамматику и литературу под руководством великого Ишвары Чандры Видьясагара, Двиджендранатха Тагора и ряда других наставников; теперь он продолжил изучение санскрита. Значительная часть Вайшнавской литературы (к примеру, “Шримад-Бхагаватам”) изначально была написана на санскрите, и знание этого языка предоставляло Кедарнатхе непосредственный доступ к этим великим работам. По завершении “Бхагаватам” он перешёл к изучению работ Дживы Госвами и Рупы Госвами, полученных им из библиотеки раджи Пури.

Теперь он овладел философией Вайшнава-дхармы и завершил собственную книгу на санскрите, получившую название “Датта-каустубха”. Он также взялся за написание еще одной работы на санскрите, “Шри Кришна-самхиты”, ставшей впоследствии знаменитой. В течение этого периода он написал множество других работ и начал читать лекции по “Бхагаватам”. Он прожил в Пури еще пять лет, и все вайшнавские садху находились под сильным впечатлением его учености и Преданности наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху.

После Пури он получал служебные назначения в различные области Бенгалии, а в 1878 году получил назначение в Нарайл, в районе Джессора. Здесь он обрел весьма широкую известность в качестве «судьи-Вайшнава», и множество групп киртана приходило выступить перед ним со своими песнями. Здесь же, в 1889 году, он опубликовал “Шри Кришна-самхиту”, вскоре заслужившую весьма высокие отзывы по всей Индии. Сэр Рейнхольд Рэст из министерства по делам Индии в Лондоне выразил мнение, по-видимому, точно характеризующее работы Кедаранатха: “Описывая личность Кришны и поклонение Ему в более возвышенном и духовном свете, чем это делалось по отношению к Нему до сих пор, Вы оказали важнейшую услугу Вашим собратьям в вере”.

В период жизни в Нарайле Кедарнатх получил посвящение от Шри Бипин-бихари Госвами, и принял все вайшнавские обеты в их самой строгой форме. Решив заинтересовать образованную часть публики принципами Гоудия-Вайшнавизма (Вайшнавизма в форме, исповедуемой Шри Чайтаньей Махапрабху), он взялся за публикацию первого Вайшнавского журнала – ежемесячного “Садджон-тошани” (“Удовлетворение чистых Преданных”).

После трехлетней жизни в Нарайле он предпринял паломничество к святым местам. Во Вриндаване он столкнулся с бандой разбойников “канджхаров”. Наводя ужас на путников в окрестностях святого города, эти многочисленные бандиты постоянно нападали на простых паломников. Кедарнатх сообщил об этом правительству, и после через несколько месяцев борьбы искоренил бандитизм в тех местах.

Начиная с того времени, он много проповедовал на больших собраниях, излагая все заповеди Санкиртаны Чайтаньи Махапрабху. Признавая его безбрежную эрудицию и Преданность, госвами Вриндавана пожаловали Кедарнатху титул “Бхактивинод”.

Там же, во Вриндаване, он повстречался с духовным главой всех Гаудия-вайшнавов того времени, Шрилой Джаганнатхом Дасом Бабаджи, впоследствии ставшим духовным наставником Бхактивиноды Тхакура, и помогал ему в его проповеднической деятельности. В этот момент своей жизни Бхактивинода Тхакур решил самым решительным образом взяться за проповедь Вайшнава-дхармы, и основал издательство, известное как “Vaishnava Depository” (“Вайшнавская сокровищница”).

Получив во сне повеление Бога оказывать служение Шри Навадвипа-Дхаме, месту рождения Чайтаньи Махапрабху, Шрила Бхактивинод попросил о переводе его в Кришнагар (Кришнанагар), расположенный рядом с Навадвипой. В декабре 1887 года его просьба о переводе была удовлетворена.

Шрила Бхактивинод был очень рад переезду в Кришнагар и отправился туда с надеждой установить точное место Явления горячо любимого им Господа – Шри Чайтаньи Махапрабху. В период жизни в Пури он приобрел две книги, оказавшие ему помощь в его археологических исследованиях. Одной из книг была “Бхакти-ратнакар” Нарахари Чакраварти, а другой – книга Парамананды Даса.

В одну из ночей, на крыше своего дома в Навадвипе, погрузившись в глубокое размышление о месте Явления Чайтаньи Махапрабху, он пережил видение сияющего Храма, возвышающегося к северо-востоку.

На следующее утро он пошел в направлении, указанном ему накануне. В ходе исследований ему удалось узнать о месте, почитавшемся некоторыми местными жителями как истинное место рождения Чайтаньи Махапрабху. Показав обширную насыпь, скрытую растениями туласи, жители сказали ему, что она находится на действительном месте дома, где появился в мир Шри Чайтанья Махапрабху. Успешное завершение его поиска подарило ему великую радость. В тот же самый год Шрила Бхактивинод составил и опубликовал знаменитую “Навадвипа-Дхама-махатмью” во славу каждого из мест в Навадвипе.

В 1894 году Тхакур Бхактивинод основал “Шри Навадвипа Дхам Прачарини Сабху”; президентом ее стал князь-правитель Трипуры. Назначением Сабхи было наладить надлежащий уход за храмом и правильное поклонение установленным в нём Шримурти. Шрила Бхактивинод Тхакур был столь предан этому замыслу, что выражал желание в случае необходимости лично пойти от двери к двери просить пожертвований на его осуществление.

Крупнейшая газета «Амрита Базар Патрика” так откликнулась на это событие:

“Бабу Кедарнатх Датта, известный судья, только что оставивший службу, – один из самых активных членов общества. Так, комитет поручил Бабу Кедарнатху Датте собрать по подписке деньги в Калькутте и других областях, и он решил, если будет необходимо, самому пойти от дома к дому и просить по одной рупии у каждого индийского джентльмена на это прекрасное дело.

И если Бабу Кедарнатх Датта действительно будет верен своей решимости странствовать с сумой в руке, мы надеемся, что никакой джентльмен-индиец, чьему дому выпадет честь посещения такого преданного бхакты как Бабу Кедарнатх, не отпустит его, не внеся своей лепты, как бы, возможно, скромна она ни была”.

За свою жизнь Шри Бхактивинод Тхакур написал, отредактировал и издал более 100 книг на санскрите, бенгали, хинди, урду, персидском и английском языках. Вот некоторые из важнейших его работ: “Матхи Ориссы”, лекция “Бхагавата”, “Шри Кришна-самхита”, “Чайтанья-шикшамрита”, “Навадвипдхам-махатмья”, “Шри Бхагават-арка-маричимала”, и комментарии к “Бхагавад-Гите”, “Чайтаньопанишад”, “Ишопанишад” и “Шри Чайтанья-чаритамрите”. И особенно известны и ценны его многочисленные песни-молитвы (это сборники «Шаранагати», «Гитавали», «Кальяна-калпатару», «Гитамала» и др.).

Вплоть до времён Шрилы Бхактивинода Тхакура принципы Вайшнавизма почти не были известны за пределами Индии. Однако в 1896 году Бхактивинода Тхакур послал на Запад экземпляр “Щри Гоуранга-Лила-смарана-мангала-стотрам”, где это произведение нашло себе место в библиотеке канадского университета Мак’Гилла. В те самые годы, когда писатели Эмерсон и Торо страстно стремились к Ведической мудрости, Journal of the Royal Asiatic Society of London (“Журнал Лондонского Королевского Азиатского общества”), членом которого был Бхактивинода Тхакур, опубликовал следующую заметку:

“Широко известный Вайшнав Шри Кедарнатх Бхактивинод, член Королевского Азиатского общества, опубликовал на санскрите, под заглавием “Шри Гауранга-лила-смарана-мангала-стотрам”, поэму о жизни и учении Чайтаньи. Её сопровождает комментарий, тоже на санскрите, дополнительно разъясняющий тему произведения и предваряемый введением – 63-мя страницами на английском языке ["Шри Чайтанья Махапрабху: Его жизнь и наставления"], в котором достаточно полно изложено учение Чайтаньи. Подробно описана данная система взглядов, и, особенно, ее доводы против учения Шанкары и сторонников адвайта-веданты. Эта небольшая книга дополнит запас наших сведений о необыкновенном реформаторе (Шри Чайтанье), и мы выражаем нашу благодарность Бхактивиноду, представившему её нам на английском и санскрите, а не на бенгали, на котором работа оставалась бы недоступна европейским исследователям религиозной жизни Индии”.

Проповедь Святого Имени также велась с полным размахом, быстро распространяясь в отдалённые уголки земного шара. “Шри Гауранга-лила-смарана-мангала-стотрам”, с английским предисловием, описывающим жизнь и наставления Шри Чайтаньи, вышла из-под пера Бхактивинода вскоре после открытия места рождения Господа Чайтаньи и быстро нашла своё место в высших образовательных учреждениях обоих полушарий.

Чем дальше шла проповедь Имён Господа Чайтаньи и Господа Кришны, тем радостнее становился Тхакур Бхактивинод. Он написал примечания к “Шри Брахма-самхите” и “Шри Кришна-карнамрите”, он подарил миру свои бесценные и бессмертные работы “Шри Хари Нама Чинтамани” и “Бхаджана-рахасья”. Он подготовил к печати, с комментарием, работу “Шримад Бхагаватарка-маричи-мала”, содержащую все важнейшие шлоки “Шримад-Бхагаватам”, относящиеся к вайшнавской философии.

Никогда не устававшее перо Бхактивинода Тхакура создало множество других Вайшнавских философских работ. Он брался за писательский труд поздним вечером, по завершении административной работы, и до часу-двух ночи писал песни и литературные произведения. Многие его работы увидели свет в газете “Садджон-тошани”. Он в равной степени писал и проповедовал о Святом Имени во многих районах Бенгалии. Его личное появление в деревнях оказывало чудесное воздействие на людей. Для поддержания проповеди в Надии он построил дом в Шри Годрума-двипе, названный им “Шри Свананда-сукхада-кунджа”. Здесь, в этой обители, с полным размахом продолжалась проповедь Харинамы, Имени Господа.

В начале двадцатого столетия он выбрал местом своего жительства Пури, построив там, на побережье, дом. Многие достойные души искали его благословений и без труда обрели их. Хотя он вел жизнь отреченной души, он не желал отказывать в свидании самым разным, постоянно посещавшим его, людям. Все они погружались в океан духовного опыта, наставлений и благословений. В 1910 году он совершенно удалился от мира и жил в совершенном самадхи, полном сосредоточении на вечных играх Господа. В 1914 году он ушел в благословенное царство Голоки, в летний день, отмечаемый как день ухода Шри Гададхара.

Приведем здесь строки, начертанные на самадхи Харидаса Тхакура; Шрила Бхактивинод сложил их в 1871 году, объясняя, какое воздействие Вайшнав оказывает на мир даже после своего ухода:

Тот мыслит неверно, кто судит – ”Вайшнав умирает”

Ты вечно живешь, о Вайшнав, воплотившимся в звук!

Вайшнав умирает, чтоб жить, а при жизни старается

Священное Имя нести и нести всем вокруг!

Его Самадхи-мандир находится в Годрум-двипе, рядом с его домом (Бхаджан-кутиром), где он прожил много лет.

О Бхактивиноде Тхакуре

Проповедники ИСККОН

МОСКВА, 24 января 2000 года

 

Прежде, чем мы начнем говорить о Бхактивиноде Тхакуре, попытаемся еще раз понять, что духовная энергия, которая накапливается в цепи ученической преемственности, нуждается в постоянном обновлении. Точнее, не сама духовная энергия нуждается в обновлении (духовная энергия всегда свежа), а знание, передаваемое по парампаре. В материальном мире все осквернено, и даже самое чистое учение здесь рано или поздно оскверняется. Чтобы поддержать духовную среду в обществе Господь Кришна приходит либо Сам: паритранайа садхунам винашая ча душкритам, либо посылает Своих преданных, которые восстанавливают принципы религии: дхарма самстхапанартхая.

Бхактивинода Тхакур был одним из таких великих преданных. Все, что связано с ним, удивительно. Он не был человеком этого мира. Без преувеличения можно сказать, что он возродил учение Господа Чайтаньи и открыл его для мира. Он ввел отсчет времени с прихода Господа Чайтаньи, восстановил празднование Гаура-пурнимы, открыл место явления Господа Чайтаньи...

Когда Бхактивиноду Тхакуру исполнилось 49 лет, он решил уйти во Вриндаван, чтобы погрузиться в медитацию на игры Радхи и Кришны, но однажды к нему во сне явился Сам Господь Чайтанья и сказал: "Спасибо тебе большое за все, что ты сделал для Меня. Спасибо тебе большое за все, что ты хочешь для Меня сделать, однажды ты уйдешь во Вриндаван, но не теперь..." Бхактивинода Тхакур проснулся и сказал: "О мой Господь, я сделаю все, как Ты хочешь".

С этого момента все его мысли устремились в Навадвипу. Но с переездом возникли трудности. В то время он служил в другом штате, а потому стал обращаться к руководству, чтобы его перевели в Бенгалию, но долгое время ему отказывали. Ему не оставалось ничего другого, как подать в отставку. Только тогда руководство согласилось перевести в Бенгалию.

Как только Бхактивинода Тхакур получил разрешение на переезд, он сильно заболел. Поднялась высокая температура и переезд снова отложился. Сорок пять дней он постился, пил одно молоко, но оказавшись в Бенгалии снова слег. Так или иначе, он поселился в Кришна-нагари и каждую субботу отправлялся в Навадвипу. Цель его поездок заключалось в том, чтобы открыть место рождения Господа Чайтаньи. В "Чайтанья-Бхагавате" сказано, что Господь Чайтанья родился на восточном берегу Ганги, тогда как во времена Бхактивиноды Тхакура местом рождения Господа Чайтаньи принято было считать современную Навадвипу, которая располагается на ее западном берегу. Бхактивинода Тхакур не мог с этим согласиться. Он бродил и спрашивал у старожилов: "Где родился Господь Чайтанья?" Но никто не мог ему ответить, все забыли о Нем и о месте Его рождения.

Однажды вечером, в субботу, Бхактивинода Тхакур как обычно приехал в Кришна-нагари и остановился со своим сыном Камала-прасадом у своего друга. Вечером они вместе сидели на крыше его дома и беседовали, но вдруг на противоположном берегу Ганги Бхактивинода Тхакур увидел ослепительное сияние, невероятной красоты дворец, сотканный из света. Он очень удивился. "Ты видишь?" - спросил он у своего сына. "Вижу!" - ответил тот. "А ты видишь?" - спросил он у друга чиновника. "Нет, я ничего не вижу", - сказал чиновник. И Бхактивинода Тхакур понял, что это какой-то знак. Утром он отправился в то место, откуда вчера шел свет и стал бродить вокруг. Но он ничего не нашел кроме пальмы, большого пруда... однако старожилы сказали ему, что это место называется Майапур. Бхактивинода Тхакур тут же вспомнил место из "Чайтанья-Бхагаваты", где сказано, что Господь Чайтанья родился в Майапуре. Затем местные жители показали ему холм, заросший деревьями туласи и сказали, что на этом холме ничто кроме туласи не растет. Бхактивинода Тхакур стал изучать древние карты, и к своему величайшему удивлению обнаружил, что современная Навадвипа была построена всего за сто лет до его появления на свет. В конце концов, он полностью убедился в том, что это и есть настоящее место явления Господа Чайтаньи, и чтобы убедить в этом других, пригласил к себе домой 120-летнего Джаганнатху даса Бабаджи.
 Его принес в корзине слуга Бихари. К этому времени Джаганнатх дас Бабаджи был настолько стар, что не мог сам даже поднять веки. Но когда он узнал об открытии Бхактивиноды Тхакура, он выскочил из корзины и начал плясать.

Спустя несколько дней у Бхактивинды Тхакура тяжело заболел сын. Это была болезнь кожи. Джаганнатха дас Бабаджи посоветовал Бхактивиноде отвести мальчика в место рождения Господа Чайтаньи и заставить его кататься по этой священной земле. Таким образом, мальчик действительно избавился от своей болезни.

Однако сообщение о новом месте рождения Господа Чайтаньи вызвало сопротивление брахманов, живущих на противоположном берегу Ганги. Разгорелся большой спор, в результате которого победу одержал Бхактивинода Тхакур. Таким образом было утверждено и установлено место рождения Господа Чайтаньи. Там же в Йога-питхе, месте рождения Господа Чайтаньи, Бхактивинода Тхакур установил поклонение Вишну-прие - Его вечной супруге. Несколько лет спустя, в 1898 году он написал "Навадвипа-бхава-тарангху".

Восстановив все, что было связано с приходом Господа Чайтаньи, Бхактивинода Тхакур взялся за "уничтожение демонов". В данном случае речь идет об отклонившихся сектах. Именно Бхактивинода Тхакур выделил и классифицировал тринадцать типов апасампрадай.

Отклонившиеся секты стали появляться еще при Господе Чайтанье. Это закон, как только появляется истинное учение, тут же появляются ложные теории. Источник любой ереси, как мы уже говорили, оскверненное сердце человека. Осквернение в сердце человека бывает так велико, что к нему притягиваются другие оскверненные сердца. Так возникают ложные течения.

Среди тринадцати основных апасампрадай, выделенных Бхактивинодой Тхакуром: 1) сакхи-бекхи, (сакхи - друзья, бекхи - одежды). Это люди, которые одеваются, как сакхи, но при этом отвергают садхану; 2-3) аулы и баулы (баул - сумасшедший), эти люди имитируют сумасшествие, чтобы продемонстрировать чувства любви к Богу, аулы от баулов отличаются тем, что изображают женщин; 4) джати-гошаи (кастовые госвами). Если три предыдущих осквернения относят к сахаджие, то в данном случае речь идет об осквернении кармой. Они считают себя последователями Госвами Вриндавана. В свое время Госвами Вриндавана устанавливали храмы, и среди служителей храмов установилась, таким образом собственная семейная парампара. Звание духовного учителя в такой парампаре, передается по наследству. 5) Гауранга-нагари (нагари - герой), поклоняются Господу Чайтанье как Тому, кто пришел на Землю, чтобы наслаждаться. Они поклоняются Господу Чайтанье, как если бы гопи поклонялись Кришне. Они совершают непростительную ошибку, смешивая расы (раса-бхаса), и тем самым, внося полную неразбериху в изначально чистую философию Господа Чайтаньи. По сути это оскорбление Господа Чайтаньи, и если классифицировать эту апасампрадаю по типу осквернения, это смесь кармы и сахаджии. 6) Дервиши - результат проповеди мусульманам. В результате проповеди мусульманам возникла синкретическая секта девишей. 7) Существует еще одна апасампрадая, возникшая в результате смешивания учения Господа Чайтаньи и буддизма - неда, что в переводе - лысый. Все синкретические апасампрадаи, возникли в результате осквернения гьяной. Желание смешать ту или иную религиозную традицию - первый признак гьяны (все едино). 8) Атибати (ативари)...

Рассказывают историю о неком Джаганнатхе дасе, современнике Господа Чайтаньи, ученике Харидаса Тхакура. В течение какого-то времени вместе с Харидасом Тхакуром Джаганнатха дас повторял Святые Имена, но потом это ему, видимо, надоело. Он подумал: "Что я тут делаю?" Он ушел от своего духовного учителя и решил проповедовать сам. Стоит отдать ему должное, он был замечательным поэтом. До сих пор его стихотворный перевод "Шримад-Бхагаватам" считается классическим. Во всех школах Ариссы изучают "Шримад-Бхагаватам" именно в переводе Джаганнатхи даса.

В процессе работы над переводом "Шримад-Бхагаватам" бхава его выросла настолько, что он дописал пять лишних глав Десятой Песни. Когда он принес свой перевод Господу Чайтанье, Тот посмотрел на его работу и сказал, сложив руки: "Этот перевод слишком хорош для Меня, а Я слишком падший, чтобы оценить твою работу и даже, чтобы находиться рядом с Тобой". "Как падший? - удивился Джаганнатх, - ты же сам Господь Кришна! А я - Твоя Радха... Мы должны быть вместе". Но Господь Чайтанья сказал: "Нет. Я лучше буду держаться от тебя подальше, потому что ты, мой господин, стал слишком велик (ати - слишком, бати - великий).

Джаганнатха дас понял слова Господа Чайтаньи буквально, рассказал об этом людям, и таким образом возникла целая секта "слишком великих". Осквернение этой секты - сахаджия. 9) Картабаджи. Они утверждают, что достаточно поклоняться одному гуру, слепо следуя его наставлениям. Это смесь гьяны и сахаджии. 10) Сахаджии. Суть учения сахаджиев (естественных), которые так себя и называют, в том, что не нужно предпринимать никаких усилий, нужно просто полюбить Кришну. 11) Чудо-дхари. В отличие от сакхи-бекхи, которые одеваются как сакхи, подруги Кришны, чудо-дхари переодеваются в Кришну (чудо - корона); 12) смарта-брахманы (кастовые брахманы); 13) шани (свами), очень похожи на джата-госани. Каждый из этих типов Бхактивинода Тхакур выделил и классифицировал.

Как мы уже говорили, к тому времени, когда жил и проповедовал Бхактивинода Тхакур, наша сампрадая практически выродилась. Самые прогрессивные люди Бенгалии и Индии даже знать ничего не хотели о Господе Чайтанье. Все было скомпрометировано и осквернено настолько тонко, что никто и не заметил исчезновения такой могущественной сампрадаи, как Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая.

Подобная опасность грозит и нашему Движению. Одно время в ИСККОН, например, существовало "трансцендентное мошенничество". Некоторые преданные считают, что если они каким-то образом служат Кришне, то им позволено все. Тем, кто так считает, лучше сразу записаться в аулы или баулы.
       В "Чайтанья-шикшамрите" Бхактивинода Тхакур говорит о пяти вещах, которые разрушают мир. Первая - зависть. Зависть проявляется в том, что мы мешаем другим людям заниматься чем-то хорошим. Мы становимся препятствием на пути к добру. Это сказывается губительно как на нас самих, так и на всем мире. Вторая, крайне губительная вещь, ложное отречение. Когда человек отказывается от своих обязанностей, от своего долга. Они говорят: "Выполнять долг трудно, выполнять долг скучно... Иисус Христос говорил, что нужно отрекаться, Чайтанья Махапрабху говорил, что нужно отрекаться..." Однако Кришна в "Бхагавад-гите" сказал

шреян сва-дхармо вигунах пара-дхармат св-ануштхитат
сва-дхарме нидханам шреях пара-дхармо бхаявахах

"Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие - в совершенстве. Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно".

Отказ от собственного долга губит мир. Этот феномен особенно распространен в Индии. Под предлогом занятий духовной практикой люди бросают детей, семьи... Но ничего хорошего из этого не получается. Под вывеской религии проповедуется безбожие.

Третий момент - ложные религии и секты. И если атеизм, как таковой, легко выделить, легко понять, легко отделить от истины, то ложные религии и секты вводят в заблуждение людей, и это губит весь мир.
Две другие вещи - несправедливая война и напрасная трата времени.

В одном из мест Библии говорится, что в любом случае соблазн войдет в этот мир, но горе тому, через кого он войдет, и не дай Бог нам с вами стать инструментами этого соблазна.

Кроме прочего, Бхактивинода Тхакур утвердил учение Господа Чайтаньи. Он написал более ста книг на санскрите, на английском языке, на бенгали, стихотворных переводов, комментариев, стихов и прочего. Каждое из произведений Бхактивиноды Тхакура уникально. Однажды Бхактивинода Тхакур произнес замечательную фразу, которую я рекомендую запомнить вам наизусть: "Когда река древнего учения сливается с потоком логики, то от водоворотов иллюзии не остается никакого следа". Он взял древнее учение Господа Чайтаньи и влил в нее поток логики. Он с удивительной ясностью и систематичностью изложил учение Господа Чайтаньи. Когда читаешь книги Бхактивинода Тхакура, поражаешься силе и безупречности его логики.

Когда есть просто древнее учение, когда есть просто традиция то, традиция порождает водовороты иллюзии, проявляющиеся в виде апасампрадай. Но Бхактивинода Тхакур препарировал учение Господа Чайтаньи скальпелем логики. Он расклассифицировал его так, что любой человек, читающий его произведения, не может не поразиться. Каждая из ста его книг - шедевр. Бхактивинода Тхакур поставил перед собой задачу донести совершенное учение Господа Чайтаньи до разумных людей того времени, поставив его на фундамент логики.

Он начал писать книги еще до того, как получил инициацию. Его первая книга, написанная в 1880 году, "Кришна-самхита" обращается к интеллигентным индусам, которые под влиянием английской пропаганды, отвернулись от истории своей страны. В этой книге он описал древнюю историю Вед с точки зрения интеллигентного человека, человека логики. После этого было очень много других книг. Первое поэтическое произведение - "Кальяна-калпатару" было написано в 1881 году. Одной из наиболее фундаментальных книг Бхактивиноды Тхакура стала написанная им в 1886 году "Шри Чайтанья-шикшамрита".

В этой относительно небольшой по объему книге, он изложил учение Господа Чайтаньи с удивительной легкостью, последовательностью и логической завершенностью. Кроме этих его книг мы знаем о существовании "Харинама-чинтамани", "Навадвипа Дхама Махатмьи", о его философском романе "Джайва-дхарма". В то время жанр философского романа был глубоко популярен не только в Бенгалии, но и в Англии. По форме он немного напоминает английский роман в виде диалога, в данном случае диалога между Према дасом Бабаджи и йогом-санньяси. Это очень интересная книга, в которой тоже раскрывается суть учения Господа Чайтаньи.

Другая его книга - "Бхагавата(рка)-арчимала" (1901г) - была задумана как комментарий к "Шримад Бхагаватам", однако у Бхактивиноды Тхакура оставались сомнения, справится ли он с таким фундаментальным трудом. Спустя некоторое время сам спутник Господа Чайтаньи Сварупа Дамодар в лалита-сакхьях явился во сне к Бхактивиноде Тхакуру и сказал: "Я продиктую тебе эту книгу". Он так и сделал, выделил наиболее важные стихи "Шримад-Бхагаватам" и расклассифицировал их в соответствии с принципами самбандхи, абхидеи и прайоджаны, разделил "Шримад-Бхагаватам" на эти три категории и выделил эти три категории в стихах "Шримад-Бхагаватам". Ее название "Бхагавата(арка)-арчимала" буквально переводится как "Ожерелье света, брошенное на "Шримад-Бхагаватам". Помимо этого, он написал "Амная-сутру". "Амная-сутры" - это сутры на санскрите с комментариями Бхактивинода Тхакура.

Следующий вклад Бхактивиноды Тхакура - публикация классики. Он опубликовал "Чайтанья-Чаритамриту" и написал комментарий к ней. Шрила Прабхупада пользовался именно его комментариями. Практически все вступления к главам, которые писал Шрила Прабхупада, это переводы вступлений Бхактивинода Тхакура. Кроме того, Бхактивинода Тхакур написал и опубликовал "Бхагавад-гиту" и свои комментарии на нее - "Кришна-виджая гуна-раджа-тхама". Еще одна очень важная книга - "Чайтанья-Упанишад". Это одна из Упанишад, принадлежащая к Атхарва-Веде. В самой Атхарва-Веде древнем тексте, которому насчитывается много тысяч лет, упоминается Господь Чайтанья. В "Чайтанья-Упанишад" подробно рассказывается о Господе Чайтанье, о том, что рождается Он в Навадвипе, что Он - сын матери Шачи, но эта Упанишада была утрачена. Однако Бхактивинода Тхакур нашел несколько очень древних рукописей, на основании который восстановил "Чайтанья-Упанишаду". Он также опубликовал "Вишну-сахастра-наму" с комментариями Баладевы Видьябхушаны, "Мукунда-малу-стотру", "Кришна-Канамриту" Билвамангала Тхакура и "Брахма-Самхиту" со своими комментариями.

Итак, Бхактивинода Тхакур установил авторитет Господа Чайтаньи, подверг критическому анализу отклонившиеся секты, апасампрадаи, утвердил учение, посредством издания и написания вайшнавской литературы, и следующим шагом его миссии стала непосредственно проповедь.

В Джаганнатха Пури он организовал Бхагаватам-самсад, где стал давать лекции по священным писаниям. Множество людей стало приходить к нему. Иногда он давал лекции в садах Джаганнатха-Валлабхи (место поклонения Рамананда-Роя). Те, кто были в Джаганнатха Пури, знают, что на большой дороге, которая ведет от Храма Джаганнатхи к Гундичи, с левой стороны находятся удивительной красоты сады Джаганнатха-Валлабхи. В свое время там выращивались цветы и фрукты для Самого Господа Джаганнатхи. И в этих садах, недалеко от своего дома, Бхактивинода Тхакур давал удивительные лекции.

В то же время жил в Пури один сиддха-пуруша, великий бабаджи, которого звали Рагхунатха дас Бабаджи. Этого бабаджи страшно возмущало то, что Бхактивинода Тхакур носит бороду, но не носит кантхимал и тилаки... "Мошенник", - подумал он, и стал настраивать людей против Бхактивинода Тхакура: "Не ходите к нему, не слушайте, что он говорит". Так он возмущал спокойствие до тех пор, пока на него не напала страшная болезнь. Во сне к бабаджи пришел Господь Джаганнатха и сказал: "Это тебе за оскорбление великого вайшнава Бхактивинода Тхакура. Если не пойдешь к нему и не покаешься в своих грехах, не избавишься от болезни".

Чуть свет Рагхунатха дас Бабаджи побежал к Бхактивиноде, бросился к нему в ноги и стал молить о прощении. И Тогда Бхактивинода Тхакур сказал: "Ты, действительно, напрасно обвинял меня. У меня нет посвящения, поэтому я не могу надеть кантхималы, не могу носить тилаку..." В конце концов Бхактивинода Тхакур принял Рагхунатху даса Бабаджи одним из своих учителей, поскольку тот на самом деле был великим преданным Господа - сидха-пурушей.

Этот пример с Рагхунатхой дасом Бабаджи также иллюстрирует то, что даже великие преданные, сидха-пуруши, иногда ошибаются. Порой внешне мы можем не распознать великого преданного, а потому общаясь с


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.