Классификация и элементы налоговой системы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Классификация и элементы налоговой системы

2019-10-25 127
Классификация и элементы налоговой системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Налоги можно классифицировать по различным признакам. Наиболее распространенные варианты классификации приведены в таблице 2.

Законодательные акты определяют следующие элементы налоговой системы (ст. 17 НК РФ):

- налогоплательщики;

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и срок уплаты налога;

- налоговые льготы.

Налогоплательщики - это организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.

К организациям относятся:

♦ юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством;

♦ иностранные юридические лица, компании и прочие корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

♦ международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Физические лица - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Объект налогообложения - это то, что облагается налогом: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) и т. д.

Налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период - календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки бывают твердыми и процентными.

Порядок исчисления налога показывает, кто исчисляет сумму налога: сам налогоплательщик, налоговый орган, третье лицо - налоговый агент. Налог может начисляться по частям либо нарастающим итогом. Уплачивается налог либо по декларации, либо у источника дохода, либо по кадастру.

Порядок уплаты налога - это технические приемы внесения конкретного налога в бюджет соответствующего уровня. Это часто авансовые платежи в течение налогового периода с окончательным расчетом общей суммы налога по окончании налогового периода, либо разовая уплата полной суммы налога. Уплата налогов производится наличным или безналичным путем через кредитные организации в российской валюте. Днем уплаты налога считается день поступления налога на бюджетный счет, а при ввозе товаров на территорию Российской Федерации - день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому конкретному налогу и определяются календарной датой (число месяца) или периодом (месяц, квартал, год).

Налоговые льготы - возможности, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков при наличии соответствующих оснований, уплачивать налог в меньшем размере по сравнению с другими категориями налогоплательщиков (скидки, вычеты) или освобождение от уплаты налогов вообще.

По мере развития систем налогообложения постоянно изменялся характер классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие налоговую систему.

По методу установления налоги принято разделять на прямые и косвенные.

К прямым относят подоходно-поимущественные налоги, т. е. те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несет бремя этого налога.

Прямые налоги делятся на личные и реальные,

Личные налоги - которыми облагаются доход (прибыль), отдельные виды деятельности или операции, совершаемые юридическими или физическими лицами (подоходные налоги). К числу их относятся подоходный налог с физических лиц («индивидуальный/личный» подоходный налог) и налог на прибыль предприятий и организаций (налог на прибыль корпораций).

Реальные налоги - (связанные с владением, распоряжением, пользованием имущественными объектами); Фактически эти налоги предполагают обложение дохода того или иного человека (или предприятия), исходя из оценки стоимости его имущества, «недвижимостьи»).

Если прямое налогообложение в основном ориентируется на процесс получения дохода, то косвенное налогообложение более связано с процессом расходования полученных средств. Косвенные налоги - фактически налоги на потребление. Косвенными эти налоги называются в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т. е. конечным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене реализации товара, работ, услуг.

К косвенным относят налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и некоторые другие налоги на товары и услуги (на потребление).

В зависимости от наличия или отсутствия целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогов, принято различать общие и целевые налоги,

К общим относятся налоги, которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета. Подавляющее большинство действующих в России налогов (на прибыль предприятий и организаций, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на имущество предприятий, таможенные пошлины и многие другие) относится именно к этой группе.

Целевые налоги, в отличие от общих, вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет (общий фонд финансовых средств государства или муниципалитета), а во внебюджетные фонды или целевые бюджетные фонды. Такой режим позволяет контролировать целевое использование указанных средств.

В Российской Федерации к целевым относятся, в частности, налоги, вводимые для финансирования дорожного фонда.

К целевым, или специальным, налогам российской налоговой системы следует также отнести отчисления по единому социальному налогу, введенному с 1 января 2001 г. Поступления от него зачисляются в федеральный бюджет, Фонд социального страхования и фонды медицинского страхования (федеральный и территориальные).

По характеру властной компетенции налоги подразделяют на государственные и местные. Государственные налоги вводятся законодательными актами высшего представительного органа государства. Однако не все эти налоги поступают в государственный бюджет. Часть из них может зачисляться и в доход местных бюджетов.

В Российской Федерации можно выделить две составляющих государственного устройства — федеральную и субфедеральную (субъекты Федерации). Соответственно, к государственным налогам относятся как федеральные налоги, так и налоги субъектов Федерации.

Местные налоги устанавливаются на основании решений органов местного самоуправления и зачисляются, как правило, только в доход местных бюджетов.

В зависимости от характера определения ставок налоги могут распределяться на раскладочные и количественные.

Если в основе определения налоговой ставки лежит задача получения конкретной суммы средств для финансирования определенных расходов и далее эта сумма «раскладывается» на налогоплательщиков, то такие налоги принято называть раскладочными.

Количественными (долевыми) называются те налоги, которые в противоположность раскладочным исходят не из необходимости покрыть определенные расходы, а из необходимости сформировать некоторый фонд денежных средств. Предполагается, что эти налоги учитывают возможность налогоплательщика уплатить налог.

В Российской Федерации достаточно широко используется еще один критерий классификации имеющихся налогов и сборов — в зависимости от принципа, положенного в основу при определении адресата — получателя средств от данного налога (конкретного бюджета). Исходя из этого принципа налоги разделяются на собственные (закрепленные) и регулирующие.

Собственные(закрепленные) налоги - это те налоги, которые на длительный срок полностью или частично закрепляются за тем или иным бюджетом в качестве источников его финансирования. Так, налог на имущество предприятий является закрепленным налогом субъектов Федерации. Средства от данного налога закреплены за бюджетами субъектов РФ. Это их собственные налоги и собственные источники доходов. Субъекты РФ обязаны оставлять часть поступлений от данного налога в тех муниципалитетах, на территории которых расположены соответствующие имущественные объекты. Собственным налогом является и таможенная пошлина для федерального бюджета, поскольку поступления от данного налога формируют доход федерального бюджета.

Регулирующиеналоги - те налоги, отчисления от которых могут пересматриваться ежегодно в процессе формирования бюджета соответствующего уровня на будущий год. К числу регулирующих налогов относятся: НДС, по которому фактически ежегодно уста­навливается норматив зачисления средств в доход бюджетов субъектов Федерации; акцизы; налог на доходы физических лиц. Эти налоги являются регулирующими в отношениях между федеральными и субфедеральными (региональными) бюджетами.

Налоги также классифицируются по способу взимания. Налоги могут взиматься тремя способами:

1. Кадастровый способ. Размер взимаемого налога устанавливается на основе специального реестра - кадастра. Кадастр содержит классификацию объекта налога по каким-либо признакам. Для каждого класса объекта приводится индивидуальная ставка налога. На основе кадастра взимается земельный налог, налог с владельцев автотранспортных средств и другие налоги.

2. На основе деклараций составляется отчет налогоплательщика о полученном доходе, представляемом в налоговую службу. При этом способе налог взимается после получения дохода. В качестве примера этого способа взимания налога можно привести налог на прибыль предприятия.

3. У источника. При этом способе налог взимается до получения дохода. Он начисляется и выплачивается в бюджет тем предприятием, на котором образуется доход. Таким образом, взимается подоходный налог с физических лиц по месту их работы.

 

Основные виды налогов

Все предприятия обязаны уплачивать налоги, предусмотренные законодательством. Данная обязанность оказывает существенное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поскольку налоги увеличивают затраты предприятия, влияют на формирование цены, определяют сумму прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия. В то же время обязательства перед бюджетом по уплате налогов и сборов составляют значительную часть кредиторской задолженности предприятия, отражаемой. Несвоевременное исполнение данных обязательств, приводит к уплате пени, наложению на предприятие финансовых санкций (штрафов), еще более увеличивающих сумму обязательств и приводящих к необходимости значительного оттока денежных средств. В данном параграфе будут рассмотрены налоги, которые оказывают наибольшее значение на экономику предприятия.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налог на добавленную стоимость взимается в соответствии с главой 21 Налогового кодекса, части 2.

  Плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товара через таможенную границу РФ.

Объектом обложения НДС признаются следующие операции:

- реализация товаров, работ и услуг на территории РФ, включая передачу права собственности на товары, передачу результатов выполненных работ, а также оказание услуг на безвозмездной основе;

- передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в т. ч. через амортизированные отчисления;

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговый период по уплате НДС устанавливается календарный месяц (ст. 163).

Перечень операций, освобождаемых от уплаты НДС, установлен ст. 149-152. К ним, например, относятся:

- реализация важнейших и жизненно-необходимых медицинских товаров, по перечню, утвержденному Правительством РФ;

- ряд медицинских услуг оказываемых медицинскими организациями, учреждениями и врачами, занимающимися частной практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг;

- услуги по перевозке пассажиров;

- оказание ритуальных услуг;

- оказание услуг по страхованию и по негосударственному пенсионному обеспечению;

- выполнение НИОКР за счет бюджетных средств;

- выполнение НИОКР учебными и научными учреждениями по хозяйственным договорам;

- ввоз товаров по безвозмездной помощи;

- ввоз валюты РФ и иностранной валюты (в установленных размерах);

- и другие.

Налоговая база при реализации товаров, (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей Налогового Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС. При реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам, налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг).

Особенности определения налоговой базы изложены в статьях 164, 162 Налогового Кодекса, части 2.

Основная ставка НДС составляет 18 %. Для продовольственных товаров, продуктов детского питания, товаров для детей и школьных товаров ставка НДС составляет 10%. Для некоторых товаров, указанных в статье 164, ставка НДС – 0 % (например работ (услуг), выполняемых непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных технологически связанных с выполнением работ непосредственно в космическом пространстве; добыча налогоплательщиками драгоценных металлов для государственного фонда и драгоценных камней РФ Центральному Банку РФ и др.). 

Акциз - это косвенный налог, которым облагаются отдельные виды товаров по перечню и ставкам, утверждаемым Налоговым кодексом (часть 2, глава 22).

Акцизами облагаются следующие товары: спиртосодержащая продукция, табачные изделия, ювелирные изделия, нефтепродукты, легковые автомобили и другие.

 Налогоплательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Объектом обложения акцизов является реализация подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.

Налогооблагаемая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара и изложена в статьях 187-191 НК РФ части 2-ой.

Налог на прибыль

Плательщиками налога на прибыль являются:

- предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству России, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в России;

- банки и кредитные учреждения, имеющие лицензию Центрального банка;

- страховые организации, имеющие лицензию Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью;

- филиалы и подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Налогом не облагаются предприятия по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данном предприятии собственной сельскохозяйственной продукции (кроме сельскохозяйственных предприятий индустриального типа).

Налогом на прибыль также не облагается ЦБ России и его учреждения по прибыли от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения.

Объектом обложения налогом на прибыль является прибыль предприятия полученная налогоплательщиком.

При этом под прибылью понимается сумма полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, связанных с их получением.

Доходы и расходы признаются по методу начисления (за исключением налогоплательщиков, имеющих право применять кассовый метод признания доходов и расходов), т.е. в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления или перечисления денежных средств и иного имущества.

При расчете налога на прибыль предприятия могут использовать ряд льгот, связанных с исключением из облагаемой прибыли определенных элементов.

Льготы, связанные с определенными направлениями использования прибыли, могут быть ограничены по размеру. Их применение в совокупности не должно уменьшать фактическую сумму налога, исчисляемую без учета льгот, более чем на 50%.

Кроме льгот, предусмотренных законодательством по налогу на прибыль, органы государственной власти национально-государственных и администраривно-территориальных образований могут устанавливать дополнительные льготы в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты. Такие льготы устанавливаются для отдельных категорий плательщиков по видам деятельности или отраслевому признаку.

Предприятиям в соответствии с Законом «Об инвестиционном налоговом кредите» может быть предоставлена отсрочка уплаты налога на прибыль.

Ставки налога на прибыль составляет 24 %: Порядок распределения сумм налога между бюджетами различных уровней в 2005 году приведен в табл. 15.1.

Сумма налога на прибыль рассчитывается нарастающим итогом с начала года по окончании и первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей и вносится в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных бухгалтерских отчетов и в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.

Все предприятия - плательщики авансовых взносов налога на прибыль, имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога.

Таблица 15.1. Порядок распределения сумм налога между бюджетами различных уровней

Бюджет, в который зачисляется налог Ставка налога
Федеральный бюджет 6,5 %,
Бюджет субъектов РФ 17, 5% (но не менее 13 %)
Местный бюджет

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.