Глава 13 природа, наслаждающийся и сознание — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Глава 13 природа, наслаждающийся и сознание

2019-09-17 148
Глава 13 природа, наслаждающийся и сознание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А рджуна:  Философы часто говорят о природе и наслаждающемся, поле и знающем поле, а также о знании и объекте познания. Не мог бы Ты объяснить мне эти понятия, Кришна?

К ришна: Материальное тело, о сын Кунти, называют «полем», на котором произрастают счастье и горе живого существа, а того, кто знает это тело, поскольку находится в нем, называют «знающим поле». Я тоже «знающий поле», потому что Я присутствую во всех телах как Сверхдуша. Обыкновенное живое существо знает лишь свое тело, да и то не в совершенстве, тогда как Я знаю все тела, причем Мне и них известно все. Сказать, что человек обладает знанием, можно только в том случае, если он постиг природу и самого тела, и знающего тело. Таково Мое мнение.

К роме того, тело называют «полем» потому, что оно является полем деятельности. Сейчас Я вкратце расскажу тебе, откуда возникает, из чего состоит это поле, каким оно подвергается изменениям, кто является знающим поле и какими силами он обладает.

А рджуна: Ты говоришь, что собираешься рассказать об этом вкратце. Значит, существуют подробные изложения этой науки?

К ришна: Да, Парашара, Васиштха и другие мудрецы объяснили природу поля деятельности и знающего это поле в разных ведических трактатах. Особенно подробно, с описанием всевозможных причин и следствий, это знание изложено в «Веданта-сутре». Пять великих стихий, ложное эго, интеллект, непроявленное состояние гун природы, десять органов тела, ум, пять объектов чувств, желание, ненависть, счастье, горе, совокупность материальных элементов, признаки жизни, убежденность – все это, вместе взятое, составляет поле деятельности, а также результаты происходящих в нем взаимодействий. Чтобы вырваться из плена материи, человек должен встать на путь познания Истины. Тот, кто действительно идет этим путем, следует духовным принципам и приобретает духовные качества. Скромность; нелицемерность; отказ от насилия; терпение; прямота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство; самодисциплина; отрешенность от объектов чувственного наслаждения; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни сопряжены со страданиями; свобода от материальных привязанностей, от затягивающего влияния дома и семьи; спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий; бескорыстное и непрерывное преданное служение Мне; стремление жить в уединенном месте; отстраненность от мирских людей; признание важности духовной науки; философский поиск Абсолютной Истины – все это Я объявляю знанием, а все остальное невежеством.

А рджуна: А что является объектом познания?

К ришна: Есть два объекта познания, постичь которые – значит изведать вкус вечного. Первый из них – духовное существо, которое не имеет начала во времени и занимает по отношению ко Мне подчиненное положение. Это существо, индивидуальная душа, неподвластно закону причин и следствий, действующему в материальном мире. А второй объект познания – Верховная Душа, всепроникающий Владыка мироздания. Он – источник всех чувств, хотя Сам не обладает материальными чувствами. Он обеспечивает каждого всем необходимым, однако ни к чему не привязан. Он свободен от влияния гун материальной природы, и Он – их Повелитель. Высшая Истина, Сверхдуша, пребывает и внутри, и вне все живых существ. Она имеет тонкую, духовную природу, поэтому Ее невозможно воспринять материальными органами чувств. Она бесконечно далеко и вместе с тем очень близко. Хотя кажется, что Сверхдуша поделена между живыми существами, Она неделима и всегда остается единой. Бог, Верховная Душа, - Хранитель всех живых существ, и Он же поглощает и проявляет их. Он – источник света во всех светилах, однако Он скрыт от тех, кто находится во тьме этого мира. Он – само знание, и Он же – объект и цель познания. Он присутствует в сердце каждого.

И так, Я кратко объяснил тебе, что представляют собой поле деятельности, знание и объект познания. Только Мои преданные способны глубоко понять все это и прийти ко Мне.

А рджуна: О Господь, для Тебя нет ничего неведомого.

К ришна: Ты спрашивал еще о природе и наслаждающемся. Знай же, что материальная природа и живые существа никогда не возникали: они вечны. Источником материальных гун и причиной происходящих в этом мире изменений является материальная природа. В шастрах говорится, что причина всех материальных причин и следствий – это природа, однако причиной своих страданий и радостей является само живое существо. Находясь в материальной природе, оно пытается наслаждаться ее гунами. Так, из-за соприкосновения с материей, живое существо рождается в разных телах и встречает на своем пути добро и зло. Но есть в материальном теле и другой, трансцендентный наслаждающийся. Это Сам Господь, Верховный Владыка, который наблюдает за действиями живого существа и дает на них разрешение и которого называют Сверхдушой. Тот, кто действительно понял, что такое материальная природа, индивидуальная душа и Сверхдуша и в каких отношениях между собой они находятся, непременно обретет освобождение. Каким бы ни было нынешнее положение такого человека, он никогда больше не родится в материальном мире.

А рджуна: Кришна, Ты сказал, что глубоко понять эту науку и прийти к Тебе могут только преданные. Значит, карма-йогам, гьяна-йогам или аштанга-йогам это недоступно?

К ришна: Они тоже могут достичь этого, но только если в их деятельности присутствует бхакти, служение Всевышнему. Например, мистик, поклоняющийся Сверхдуше, способен посредством медитации увидеть Ее в своем сердце. Благочестивый философ, изучая двадцать четыре элемента, образующие материальный мир, приходит к выводу, что индивидуальная душа отлична от них и что Верховный Господь возвышается и над этими элементами, и над индивидуальными душами. Карма-йоги, посвящая свои действия Богу, постепенно очищаются и благодаря этому постигают Его. Но, каким бы путем не шел человек, обрести освобождение и вернуться ко Мне он сможет только после того, как станет чистым преданным.

А рджуна: А что, если человек не способен заниматься ни медитацией, ни философией, ни карма-йогой?

К ришна: Некоторые не обладают качествами, необходимыми для того, чтобы применять эти методы, и все же начинают поклоняться Господу, услышав о Нем от других. Просто благодаря своей готовности слушать авторитетных наставников они тоже вырываются из круговорота рождения и смерти.

П омни, Арджуна: любое существо в материальном мире, будь то движущееся или неподвижное, представляет собой сочетание поля деятельности и знающего поле. В момент рождения знающий поле деятельности соединяется с этим полем, а в момент смерти – отделяется от него. Тот, кто обладает совершенным зрением, видит в каждом теле не только индивидуальную душу, но и сопровождающую ее Сверхдушу, и понимает, что души никогда не гибнут, хотя тела, в которых они находятся, обречены на разрушение. Видя, что Сверхдуша в равной степени присутствует везде, в телах всех существ, он не поддается пагубному влиянию ума и благодаря этому постепенно достигает трансцендентной цели. Он видит, что все действия совершает тело, которое создано материальной природой, и что душа в этом не участвует. Если человек понял, что живые существа пребывают повсюду, и перестал проводить между ними различия, связанные с материальными телами, это значит, что он постиг природу Брахмана.

А рджуна: Разве может душа, находясь в теле, не иметь к нему никакого отношения?

К ришна: Те, чьему взору открылось вечное, видят, что душа нетленна и неподвластна гунам природы. Хотя душа оказалась в материальном теле, она не совершает никаких действий и не зависит от того, что происходит с телом. Эфир пронизывает все, но при этом ни с чем не смешивается, поскольку обладает более тонкой природой. Так и душа, находясь в теле, не смешивается с ним, и человек, который познал природу Брахмана, видит это.

А рджуна: Но ведь душа находится в сердце, а не пронизывает все тело.

К ришна: Тело пронизано сознанием, источником которого является душа. Поэтому душу еще сравнивают с солнцем, о потомок Бхараты. Подобно тому, как солнце озаряет своим светом весь мир, душа озаряет сознанием все тело. И так же, как солнце неподвержено влиянию того, что освещают его лучи, душа неподвержена влиянию тела. Те, кто смотрит на все глазами мудрости, кто видит разницу между телом и знающим тело и понимает, как освободиться из плена материальной природы, достигают высшей цели.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.