Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-09-04 | 156 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Характер отношений | Форма проявления отношений |
Эмоционально положительные отношения | 1. Солидарность 2. Ослабление напряжения 3. Одобрение |
Деловые, относящиеся к определенной задаче управления | 4. Предложение 5. Мнение 6. Информация 7. Просьба об информации 8. Просьба о мнении 9. Просьба об обращении |
Эмоциональные негативные отношения | 10. Отклонение 11. Напряженность 12. Антагонизм |
Общение представляет собой системное образование и может быть рассмотрено с этой позиции как взаимодействие равноправных субъектов. Важно подчеркнуть, что для общения как взаимодействия социальных субъектов с позиции диалогической методологии характерны следующие особенности: равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от социального статуса; равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга; равенство в психологической взаимоподдержке друг друга.
В исследованиях Е.М. Андреевой, В.П. Мясищева, Л.A. Петровской, Н.Н. Тренева, Е.В. Руденского и др., описывается несколько моделей общения, характеризующих взаимодействие людей. Базовая модель общения рассматривается ими как некая система, в которой выделены три подсистемы: в первой личность как субъект общения рассматривается в коммуникативной роли воздействующего; во второй - в коммуникативной роли воспринимающего; в третьей подсистеме роль личности представлена как коммуникативно-организационная (цели, содержание, процессы и формы общения).
Имея базовую модель общения, возможно составить типологию ее модификаций. Дли этого необходимо выделить критерий этой типологии. Таким критерием может стать психоэмоциональный статус личности как субъекта общения.
|
Е.В. Судейский указывает на зависимость психоэмоционального статуса личности от уровня самооценки. Он отмечает, что «самооценка - это наличие критической позиции человека по отношениию к тому, чем он обладает с точки зрения определенной системы общения. Самооценка детерминирует личностный комфорт или дискомфорт в общении и служит источником целей в общении».
По мнению Е.В. Руденского, на основе названных критериев можно выделить три группы моделей общения: комфортно-психологическое общение, дискомфортно-психологическое общение, гармоническое общение.
К первой группе моделей комфортно-психологического общения он относит:
- познавательную модель общения (процесс передачи информации, значимой для другого субъекта общения);
- экспрессивную модель общения (процесс передачи чувств, оценки, состояния друг другу);
- суггестивную модель общения (процесс оказания внушения, внушающего воздействия);
- убеждающую модель общения (взаимовлияние субъектов друг на друга через систему логических доказательств);
- ритуальную модель общения (формирование системы психологической поддержки норм отношений).
К группе моделей дискомфортно-психологического общения относятся:
- модель заискивающего общения;
- модель обвиняющего общения;
- модель расчетливого общения;
- модель отстраненного общения.
Обе группы моделей отличаются от базовой тем, что у них (в отличие от базовой) другие цели общения, и психотехнологии организации коммуникативных процессов в них различны. Первая группа моделей общения позволяет использовать общение как самореализацию, что определяет цели общения, имеющие активное начало (оказать, передать, поддержать, укрепить и т.д.). Вторая группа характеризуется переживанием ожидания опасности, а цели общения соответствуют названию моделей данной группы.
Третья группа моделей общения (переходная между первой и второй) - группа моделей гармонического общения, основой которых является состояние внутреннего равновесия, базирующееся на адекватных оценкам и самооценкам реалиях. Это модель общения демонстрирует психологическую готовность личности к самореализации в моделях общения. Профессиональная самореализация педагога возможна и в моделях, отнесенных к первой группе.
|
Значительный вклад в теорию взаимодействия субъектов образовательной системы внесли З.И. Васильева, В.В. Давыдов, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, В.В. Рубцов и др.
С позиций нашего исследования особое значение имеют разработанные В.В. Давыдовым и В.В. Рубцовым технологии реализации идеи Л.С. Выготского о трансформации интерпсихологического (межсубъектного) общения в интрапсихологическое новообразование. В основе этой технологии - феномены совместной деятельности. Совместная деятельность, по мнению В.В. Рубцова, «включает распределение... действий и операций, обмен действиями, а также взаимопонимание, коммуникацию, планирование и рефлексию».
Когда взаимоотношения субъекта с объектом опосредуются феноменом «совместности», стимулируется рефлексирующее внимание обучаемых на само действие, его строение, а не только на результат, который нужно получить любой ценой. В.В. Давыдов отмечает: «если мы намерены формировать личность, то сама учебная деятельность строится так, чтобы любое отношение к любому объекту оформляется через отношение к другому человеку... В центре педагогического процесса оказывается не отношение к объекту, а отношение людей друг к другу по поводу объекта их деятельности».
Рассмотрение различных моделей общения «человек-человек» позволяет нам сделать некоторые обобщения применительно к цели нашего исследования, где как особый аспект взаимодействия мы выделяем деловое общение.
При организации взаимодействия людей как социальных субъектов важно учитывать наличие следующих особенностей:
- независимость позиций в общении от социального статуса;
- активность коммуникативной роли друг друга;
- взаимоподдержка друг друга;
- а также включение в общение вербальных и невербальных каналов передачи информации.
При этом важно учитывать, что общение - двусторонний процесс, при котором восприятие чужих идей занимает в полтора раза больше времени, чем изложение своих.
|
По мнению H.Н. Тренева, деловое общение включает в себя фазы формирования идеи и облечения ее в слова, передачи и восприятия сообщения, обратной связи. На каждой стадии возможны ошибки, приводящие к потере взаимопонимания.
Значимой для нашего исследования является современная теория личностных конструктов Джорджа Келли. В данной теории человек рассматривается как ученый-исследователь, а «личностные конструкты» понимаются как модели интерпретации действительности, с помощью которых человек судит о своем окружении и о жизненных ситуациях. Д. Келли пришел к выводу, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны, т.е. они имеют полюс сходства (эмерджментный полюс) и полюс контраста (имплицитный полюс).
Большой интерес для делового общения имеет предложенная Д. Келли модель действий человека перед лицом новой или неопределенной ситуации, обозначенная как цикл О-В-И (ориентировка - выбор - исполнение). Сущность его состоит в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выборе того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации.
Важно не только определить концептуальные основы взаимодействия «субъект-субъект», но и взаимодействия человека и организации. Под организацией мы понимаем любое объединение людей, реализующее конкретную программу на основе совместно принятых определенных правил и процедур.
Проблема взаимодействия человека и организации исследовалась многими учеными (Т.П. Афанасьевой, Т.И. Буденко, О.С. Виханским, И.А. Елисеевой, Ю.А. Конаржевским, И.Д. Ладановым, B.C. Лазаревым и др.). Они отмечают, что основой любой организации, ее богатством являются люди, которые, вступая во взаимодействие с ней, интересуются различными аспектами, касающимися того, чем они должны жертвовать для интересов организации, что делать в ней, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать им организация и т.д.
|
Взаимодействие человека и организации не сводится только к ролевому взаимодействию. Оно гораздо шире, так как человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель роли в организации, но и член группы, в рамках которой он действует. При этом группа оказывает огромное влияние на поведение человека. А поведение человека, его действия вносят определенный вклад в жизнь группы.
Существуют два типа групп: формальные и неформальные. Оба типа имеют значение для организации и оказывают большое влияние на ее членов. Для нас важна формальная группа, которая выделяется как структурное подразделение в организации. Она имеет формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри групп, а также закрепленные за ними функции и задачи.
В данной модели организационное окружение включает те элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком. Стимулирующие воздействия охватывают весь спектр возможных стимулов, которые могут включать в себя речевые, письменные сигналы, действия других людей, световые сигналы и т.п. В модели человек предстает как биологическое и социальное существо с определенными физиологическими и другого рода потребностями, опытом, знанием, навыками, моралью, ценностями и т.п.
Реакция на стимулирующие воздействия охватывает восприятие этих воздействий человеком, их оценку и осознанное или неосознанное принятие решения об ответных действиях. Действия и поведение включают в себя мышление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты и т.п.
Результат работы состоит из двух частей. Первая - это то, чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы, вызванные стимулирующими воздействиями, он решил. Вторая - что он сделал для организационного окружения, для организации, в ответ на стимулирующее воздействие, которое организация применила по отношению к человеку.
Всякое взаимодействие людей определяется целью. Как бы ни было сложно устроено сообщество, в любом из них можно выделить два крайних случая: цели либо совпадают, либо противоположны. Все остальные случаи лежат между ними.
Схема 1
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!