Вторая «дхьяна удовольствия» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Вторая «дхьяна удовольствия»

2019-08-26 279
Вторая «дхьяна удовольствия» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как и в случае второй «дхьяны всего тела», чтобы войти во вторую «дхьяну удовольствия», необходимо поменять местами передний и задний планы сознания. На переднем плане находится внимание, главным образом сосредоточенное на приятном физическом ощущении (физическая sukha), но также переключающееся на энергетические вибрации, потоки и другие телесные ощущения, связанные с медитативной радостью. На фоне находится периферийное осознавание радости и счастья (ментальная sukha).

Чтобы произвести эту перестановку, выведите на первый план осознавание радости и счастья, а также осознавание физического удовольствия, чтобы они стали основными в вашем сознательном опыте. Внимание на телесных ощущениях потускнеет и отойдет на второй план. Некоторые следы внимания, сосредоточенного на ощущениях энергии, могут оставаться некоторое время, но вскоре полностью уйдут. Все поле сознательного опыта занимает периферийное осознавание, которое теперь полностью направлено на радость, ее побочный эффект — ощущение энергии, и на удовольствие/счастье.

Обратите внимание, что во второй «дхьяне удовольствия» есть только внутреннее осознавание радости и счастья и внешнее осознавание удовольствия и ощущений энергии, связанной с радостью. Привычное вам внимание (направленное и устойчивое), сосредоточенное на конкретном объекте медитации, отсутствует во второй, третьей и четвертой «дхьянах удовольствия». В этом плане данная практика отличается от практики «дхьян всего тела» и больше похожа на практику «дхьян света». После первой дхьяны мышление и анализ полностью прекращаются, хотя изредка в периферийном осознавании могут мелькать отдельные мысли. Обычно они связаны с ранее созданным намерением, например, с намерением выйти из дхьяны или перейти к следующей.

Третья «дхьяна удовольствия»

Физические ощущения и движения энергии, связанные с радостью, во второй дхьяне довольно сильны. Когда они станут утомительны, естественно, что вы захотите перейти в более спокойную третью дхьяну. Однако для того, чтобы выполнить этот переход, сперва необходимо ясно определить разницу между чувствами удовольствия и счастья (sukha-vedanā), с одной стороны, и ментальным состоянием радости (pīti-sankhāra), с другой стороны.

Помните, что удовольствие/счастье и радость — не одно и то же. Первое — это чувство, второе — состояние ума, из которого рождается это чувство. Проблема заключается в том, что радость также создает большое количество ментальной энергии. Именно эта энергия в определенных ситуациях вызывает у вас ощущение зуда, заставляет вас подпрыгивать на месте или даже проливать «слезы радости». В медитации из-за этой энергии вы ощущаете беспокоящие вибрации и потоки энергии. Во второй дхьяне вы переживаете это не потому, что ум радостен, а потому, что вы постоянно осознаете эту радость.

Решение проблемы состоит в том, чтобы настолько глубоко погрузиться в осознавание удовольствия и счастья, что осознавание радости совершенно исчезнет. Тогда ум по-прежнему будет в состоянии радости, но ее беспокоящие проявления уйдут из сознания. Так вы достигнете значительно более умиротворенной третьей дхьяны. Ощущение физического удовольствия будет сильным, но рассеянным по всему телу. Все остающееся осознавание энергии, связанной с радостью, будет сильно приглушено.

Четвертая «дхьяна удовольствия»

Со временем в третьей дхьяне у вас постепенно возникнет и усилится равностность. Появится парадоксальная неудовлетворенность главными чертами третьей дхьяны — удовольствием и счастьем.[27] Вы будете неудовлетворены удовлетворенностью! Эта тонкая нехватка равностности указывает на то, что вы готовы к четвертой дхьяне. Но вы сможете войти в нее, только в достаточной мере укрепив равностность. Путь равностности преграждает ваша привязанность к счастью и удовольствию. Таким образом, чтобы достичь четвертой дхьяны, нужно преднамеренно игнорировать чувства счастья и удовольствия в сосредоточении доступа, позволяя уму естественным образом выбрать глубинный покой равностности. Возможно, вы заметите некоторые следы энергии радости, но вскоре они исчезнут из поля осознавания.

Практика «дхьян света»

«Дхьяны света» — это разновидность глубоких дхьян, в которые можно войти из состояний, соответствующих восьмому и последующим этапам. Эти дхьяны называются глубокими, поскольку сосредоточение в них значительно глубже, а степень объединения ума значительно больше, чем во всех остальных рассмотренных нами дхьянах. В «дхьянах света» после первой дхьяны полностью прекращается сосредоточение на объекте медитации, и даже в первой дхьяне не происходит размышления и анализа. Как и в менее глубоких дхьянах, в «дхьянах света» вплоть до третьей дхьяны сохраняются некоторые приятные телесные ощущения, но в четвертой дхьяне они совершенно исчезают.

Эти дхьяны называют «дхьянами света», потому что для входа в первую из них практик сосредотачивается на феномене света, на «внутреннем свете», связанном с медитативной радостью. Характеристики сосредоточения доступа — высокое единство ума, хорошо развитые радость и удовольствие/счастье, а также присутствие света. Чтобы практиковать «дхьяны света», требуется продвинутый уровень сосредоточения, поэтому эту практику редко выполняют, не освоив полностью хотя бы семи этапов. В очень редких случаях эти характеристики сосредоточения доступа могут появиться у практика, еще не прошедшего седьмой этап, но находящегося в длительном интенсивном ретрите.

Внутренний свет, играющий роль объекта медитации, называется nimitta. Чтобы войти в «дхьяну света», необходимо отбросить ощущения дыхания и все прочие физические ощущения как объекты медитации и сосредоточиться на этом свете. Именно то, что свет порождается умом и не является физическим ощущением, особенно помогает практику отвлечься от чувственного восприятия.[28] Кроме того, сравнительная устойчивость объекта, созданного умом, делает погружение устойчивее, а следовательно, глубже. Подробные указания по развитию внутреннего света даны в главе, посвященной восьмому этапу практики.

У «дхьян света» много общего с девятым и десятым этапами практики, но главное отличие между ними заключается в том, что дхьяны — это погружения, а этапы практики — нет. Практикуя «дхьяны света», вы быстрее освоите эти этапы, кроме того, они помогут вам развить Постижение.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.