Девятиэтапная медитация на шаги — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Девятиэтапная медитация на шаги

2019-08-26 282
Девятиэтапная медитация на шаги 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шагая очень медленно, выделите в каждом из трех этапов шага — подъем ноги, перемещение и постановка — три меньших этапа, что даст в итоге девять этапов. Вам решать, где именно провести разделение: я лишь опишу, как это делаю я, чтобы вам было легче приступить. Поднимая ногу, я отрываю от земли, во-первых, пятку и среднюю часть стопы, во-вторых, плюсну, и в-третьих, пальцы. Перемещая ногу, сначала я поднимаю ее вертикально, затем переношу вперед горизонтально и, наконец, опускаю на землю. Когда я шагаю очень медленно, мне удобнее наступать на землю с носка, а не с пятки. Сначала земли касаются пальцы и плюсна, затем остальная часть стопы, и, наконец, я переношу вес на эту ногу. Когда вы определите, как выделить девять этапов у себя, тренируйтесь четко различать эти этапы в своем шаге.

Следование за ощущениями ходьбы

Когда вы сможете без труда различать все девять этапов в каждом шаге, вы будете готовы к тому, чтобы попробовать следить за определенными ощущениями на каждом из этих этапов. Для начала выберите одно четко определенное, повторяющееся ощущение на каждом этапе. Сложнее всего будет найти ощущения во второй тройке этапов, но все же постарайтесь найти их на каждом этапе. Когда у вас начнет хорошо получаться различать по одному определенному ощущению, ищите по два, затем по три ощущения. Поставьте цель научиться следить по крайней мере за тремя отдельными ощущениями на каждом из девяти этапов каждого шага. Делайте это, не теряя периферийного осознавания.

Разумеется, вам придется шагать крайне медленно. Выполняйте эту практику в каком-либо закрытом пространстве, где вы не привлечете к себе внимания. Такое пространство должно быть легко найти, поскольку для такой медленной ходьбы нужно совсем немного места.

Продолжайте тренироваться, пока не привыкнете ко всем двадцати семи ощущениям настолько, что будете мгновенно замечать любое их изменение. К этому времени вы разовьете метакогнитивное осознавание, довольно ясное и четкое восприятие ощущений, однонаправленное и при этом спонтанное сосредоточение.

 

Приложение D

Дхьяны

 

Что такое дхьяна?

Палийское слово дхьяна (jhāna) может означать либо медитацию в общем, либо особое состояние на высоком уровне медитации. Слово jhāna образовано от глагола jhāyati («медитировать»), и для обозначения практика медитации традиционно используется слово jhāyim. Иногда в шутку проводят параллель между словом jhāna и jhāpeti («сжигать»), так как в медитации практикующий «сжигает» умственные загрязнения.[1]

В широком смысле под дхьяной понимают любую медитацию, в которой сосредоточение практика довольно устойчиво, в отличие от медитации новичков, когда у них блуждает ум, возникают грубые отвлечения и притупленность. В этом смысле любую медитацию шестого уровня и выше можно назвать дхьяной.[2] В более узком смысле дхьяна — это особые состояния «погружения», происходящие в процессе медитации. Термин «ментальное погружение» говорит сам за себя: ум в таком состоянии полностью занят определенным объектом. Ментальное погружение также часто называют сосредоточением, совершенным вниманием, увлечением или поглощением внимания.

Все мы бывали глубоко погружены в какие-либо размышления и знаем, что такое сосредоточение может принимать много различных форм. Однако дхьяны отличаются от других видов погружений по трем важным параметрам: дхьяна — благотворное погружение, в ней присутствуют факторы дхьяны, и погружение происходит именно во время медитации.

Во-первых, отметим, что не все погружения одинаково полезны. Ваше внимание может полностью поглотить жадность, страсть, гнев, ненависть, притупленность, зависимость, стремление убежать от действительности, страх, беспокойство, чувство вины, циничное отношение к чему-либо, сомнения в себе, жалость к себе, ненависть к себе. Все это — проявления пяти препятствий, о которых шла речь в первом Дополнении. Чтобы погружение можно было отнести к благотворным дхьянам, в нем должны совершенно отсутствовать пять препятствий, пусть даже временно. Вот как разница между благотворными и неблаготворными погружениями объясняется в сутрах:

Брахман! Благословенный поощрял не все виды ментальных погружений, и критиковал он не каждое из них. Какие же ментальные погружения он не поощрял? Бывает, что чье-либо сознание обуревает чувственная страсть, поглощает чувственная страсть. Он не различает освобождения, действительно присутствующего в настоящем моменте, и чувственной страсти, когда она возникает. Он сосредотачивается на ней, погружается в сосредоточение…

Его сознание обуревает злонамеренность…

Его сознание обуревают лень и сонливость…

Его сознание обуревают тревога и беспокойство…

Его сознание обуревают сомнения, сомнения сковывают его… Такое ментальное погружение Благословенный не одобрял.

Какое ментальное погружение он одобрял? Такое погружение, когда монах, полностью отвернувшийся от чувственности, отказавшийся от неблагих качеств ума, входит в первую дхьяну и пребывает в ней…

Гопака Моггаллана Сутра, Мадджхима Никая 108.

Однако большинство благотворных погружений, например, когда вы увлеченно занимаетесь садоводством или живописью, тоже не являются дхьянами. Это связано со вторым отличием дхьян от прочих погружений: в уме должны присутствовать так называемые факторы дхьяны, или факторы медитации. К ним относятся: направленное внимание и устойчивое внимание (vitakka и vicara), медитативная радость (pīti), физическое удовольствие и счастье ума, или просто счастье или удовольствие (sukha), и невозмутимость (upekkhā). Иногда единство ума (cittas’ekagata)[3] также относят к факторам дхьяны.[4]

В каждой дхьяне ум в большей или меньшей степени объединен, но разные дхьяны отличаются тем, какие из остальных пяти факторов также присутствуют. Погружение является дхьяной, если при входе в это погружение у медитирующего были устойчивое и направленное внимание, радость и удовольствие/счастье.[5] Все эти четыре фактора присутствуют и первой дхьяне, но, как будет подробно объяснено ниже, в последующих дхьянах они исчезают один за другим. Равностность присутствует только в третьей и четвертой дхьянах.

Однако одного наличия факторов дхьяны недостаточно, чтобы благотворное погружение считалось дхьяной. В конце концов, у большинства из нас были состояния, когда мы были во что-то глубоко погружены вне медитации, и первые четыре фактора дхьяны присутствовали. Вспомните случай, когда вы были глубоко увлечены чем-то приятным, что приносило удовлетворение и требовало от вас определенного уровня навыков. Выполняя то действие, возможно, вы почувствовали, как внутри вас что-то «щелкнуло» и внезапно все стало получаться без усилий. Действие течет плавно, как по волшебству. Это состояние потока, известное, например, тем, кто профессионально занимается спортом. Если вы профессиональный пианист, состояние потока было у вас на том особом концерте, когда все прошло идеально. Термин «состояние потока»,[6] описывающий те самые случаи, когда у человека все получается наилучшим образом, взят из позитивной психологии. Один известный психолог так описывает состояние потока: «Как правило, в этом состоянии человек чувствует, что находится на пике своих способностей, что он силен, бодр, без усилий контролирует ситуацию и не смущается. У него пропадает ощущение времени, он забывает о своих эмоциональных трудностях и с восторгом ощущает, что выходит за собственные пределы».[7]

Вне медитации в состояние потока можно войти, занимаясь самыми разнообразными повседневными делами, но дхьяна — это состояние потока именно как часть процесса медитации. В разделе, посвященном шестому этапу практики, шла речь о том, как во время медитации можно испытать состояние потока. Когда вы войдете в состояние потока во время практики, это и будет дхьяна. Таково третье и последнее отличие между дхьяной и обычными погружениями.

Подведем итог. Отличительные особенности дхьяны таковы: дхьяна — это исключительно 1) благотворные погружения, 2) происходящие в состоянии потока, 3) происходящие во время медитации.

Глубина погружения

Насколько глубоко должно быть погружение, чтобы его можно было определить как дхьяну? Этот вопрос тысячелетиями вызывает бурные споры и путаницу. В некоторых буддийских комментариях дхьяной называется крайне глубокое погружение. Но в сутрах и во многих других буддийских текстах слово «дхьяна» (и его эквиваленты: dhyāna на санскрите, chán на китайском, Zen по-японски) используется как синоним «медитации», на основании чего можно предположить, что изначально дхьяной называли в том числе и сравнительно неглубокие погружения. Поэтому разумно будет сделать вывод, что все медитативные погружения, независимо от их глубины, являются дхьянами при условии, что они благотворны, устойчивы и сопровождаются факторами дхьяны.[8]

Состояние, из которого медитирующий вступает в дхьяну, называется сосредоточением доступа. [9] Переходя с одного этапа практики на другой, постепенно вы достигнете большего единства ума. Чем больше единства в уме, пребывающем в сосредоточении доступа, до самого погружения, тем глубже будет дхьяна, в которую вы водйете.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.