Медитация на ходьбу на разных этапах практики — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Медитация на ходьбу на разных этапах практики

2019-08-26 260
Медитация на ходьбу на разных этапах практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приложение А

Медитация на ходьбу

Практика медитации на ходьбу эффективна сама по себе, а также является незаменимым дополнением к сидящей практике. К сожалению, часто к медитации на ходьбу не относятся со всей серьезностью: медитирующий в нашем представлении — это человек, сидящий со скрещенными ногами и закрытыми глазами. Но чтобы развить устойчивое внимание и мощную осознанность, медитация на ходьбу эффективна в той же степени, что и сидячая медитация. Для определенных целей она даже более эффективна. Чтобы быстро добиться успехов в практике, лучше всего совмещать эти два вида медитации.

В сущности, практики сидячей медитации и медитации на ходьбу одинаковы: вы тренируете устойчивость внимания, одновременно поддерживая или даже повышая периферийное осознавание. Единственное значимое отличие заключается в том, на чем сосредоточено внимание. В данном случае нужно сосредоточиться на ощущениях в ступнях, а не в области носа. Как вариант, в качестве объекта медитации можно выбрать ощущения в мышцах, суставах и связках ног. Ходьба, как и дыхание, — это автоматическое действие, и с каждым шагом ваши ощущения будут меняться, служа постоянным якорем для внимания. В то же время периферийное осознавание должно быть открыто всему, что происходит во внешнем мире и в вашем внутреннем мире. Медитация на ходьбу предоставляет разнообразные возможности и способы работать с вниманием и с периферийным осознаванием.

Медитацию на ходьбу можно включить в свою ежедневную практику и выполнять ее первой, чтобы успокоить ум перед сидением. Либо можно выполнять медитацию на ходьбу после сидения, и тогда во время ходьбы у вас будет высокий уровень сосредоточения. Кроме того, можно медитировать на ходьбу отдельно от сидения, в любое удобное вам время. Когда будете в медитационном ретрите, или в те дни, которые вы специально отведете для более длительной практики, чередуйте практику сидя и практику при ходьбе. Так вы сможете размяться и отдохнуть от долгого сидения без движения, при этом не прерывая практику. Никогда не относитесь к медитации на ходьбу как к «отдыху» от практики. Если вам действительно нужен перерыв, займитесь чем-нибудь совершенно другим, например, сходите на прогулку или вздремните.

Лучше всего медитировать на ходьбу на свежем воздухе. Идеально подходит просторное место, где вас никто не потревожит, например, задний двор, сад или парк. Хорошо, если там будет красивая природа, но это необязательно, поскольку здесь смысл не в эстетическом удовольствии. Тихий городской тротуар тоже вполне подходит. Выберите нетрудный путь, чтобы во время практики вам не понадобилось принимать решений о том, куда поворачивать. Или просто спланируйте маршрут заранее и при необходимости меняйте его на месте. Конечно, можно также заняться медитацией в помещении. Выберите просторную комнату или коридор, где можно пройти около шести метров, не поворачивая. Можно также ходить кругами по маленькой комнате.

В первое время выполняйте эту практику в течение 15-30 минут за раз. В целом весьма вероятно, что вы сочтете полчаса подходящим временем. Потом, возможно, вы захотите ходить по часу или дольше. Медитация на ходьбу проста и помогает расслабиться, поэтому время, которое вы выделите на нее, зависит главным образом от ваших возможностей.

 

Медитация на ходьбу на разных этапах практики

Все техники, используемые в медитации на ходьбу, основаны на тех навыках, которые вы уже развили во время сидячей медитации. Поскольку при ходьбе вы тренируете те же самые навыки, то система используемых здесь техник объясняется в такой же последовательности. Это помогает упорядочить объяснение, но на самом деле вполне допустимо менять последовательность практик, подстраивая ее под ваши потребности. В любом случае, какую бы технику вы ни выбрали, обязательно всегда проявляйте к ней интерес, исследуйте ее, расслабляйтесь и получайте удовольствие. Чем больше медитация будет ассоциироваться у вас со счастьем и радостью, тем сильнее будет ваша мотивация и тем скорее вы достигнете результатов.

Исследование ходьбы

Прежде чем начать формальную практику ходьбы, для начала нужно попробовать разные скорости ходьбы, внимательно отмечая отличия. Начните с нормального неспешного шага. Обратите внимание, насколько движение доведено до автоматизма: вам почти не требуется специально сосредотачиваться на нем. Ум свободен делать все, что захочет. Сперва вы будете замечать вокруг себя разные вещи, но быстро переключитесь на мысли и воспоминания, которые отвлекут вас от настоящего момента. Поймав ум на блуждании, просто вернитесь в настоящее, сосредоточив внимание на ощущениях в ступнях. Следующие несколько шагов сосредотачивайтесь на ступнях: это поможет вам удержаться здесь и сейчас. Заметьте сходство с сидячей медитацией: вы можете осознавать все вокруг — вид, звуки, разные ощущения — но сосредотачиваетесь на ступнях. Теперь отпустите внимание, позвольте ему дальше исследовать настоящий момент и идите в обычном темпе.

Затем ускорьтесь, как будто вы куда-нибудь спешите. Обратите внимание, что сперва вам больше, чем раньше, понадобится следить за направлением, препятствиями и шагами, но в скором времени периферийное осознавание берет эту работу на себя. Довольно быстро вы заметите, что начали думать о чем-то совершенно никак не связанном с тем, где вы сейчас находитесь и что делаете; возможно, вы даже забудете, что должны были медитировать. Наблюдая за ощущениями в ступнях, намного сложнее оставаться в настоящем моменте: эти ощущения слишком слабые и изменчивые, чтобы быть надежным якорем. Однако все ваше движение — взмахи руками, шаги, вращение торса и т.д. — гораздо лучше подходит в качестве «якоря» при быстрой ходьбе. Нет необходимости медитировать на быструю ходьбу очень долго: занимайтесь ей ровно столько, сколько нужно, чтобы понять, как скорость отражается на сотрудничестве внимания и осознавания и на вашей способности оставаться в настоящем моменте.

Наконец, попробуйте ходить очень, очень медленно, словно крадучись. Обратите внимание, что плавность движений пропала и что почти каждая мелочь теперь требует внимания и специального контроля. Особенно отметьте тот факт, что крайне медленная ходьба не только помогает удерживаться в настоящем моменте, но также естественным образом направляет внимание на ступни; когда вы хотя бы на несколько секунд отвлекаетесь, вы начинаете шататься, теряете равновесие и устойчивость, что быстро возвращает вас в настоящий момент.

Как и прежде, вы просто экспериментируете, чтобы ознакомиться с тем, как скорость влияет на внимание, на осознавание и на вашу способность оставаться в настоящем. Это знание очень пригодится вам на разных этапах медитации на ходьбу, позволяя регулировать скорость в зависимости от ваших текущих целей. Большинству практиков достаточно одной-двух сессий, чтобы попробовать ходить с разной скоростью, но можно продолжать эти эксперименты сколько угодно, пока вы чувствуете, что чему-то учитесь в процессе.

Практика

Чтобы начать формальную практику, выберите, с какой скоростью вам удобно идти: достаточно медленно, чтобы без проблем следить за меняющимися ощущениями в ступнях, и притом достаточно быстро, чтобы ходьба была в основном автоматической. Можно назвать это обычной медленной походкой. Во время ходьбы уделяйте все больше времени наблюдению за ощущениями в ступнях. Впоследствии эти ощущения станут вашим основным объектом медитации, но пока не ограничивайтесь только ими. Сейчас ваша главная цель — просто оставаться здесь и сейчас в процессе ходьбы. Это значит, что можно переводить внимание со стоп на все происходящее в данный момент, что покажется вам интересным. Однако всегда переключайте внимание намеренно! Если вы медитируете на улице, там будут интересные и привлекательные предметы, звуки и запахи. Преднамеренно позволяйте уму наблюдать и исследовать их. Почувствуйте солнечное тепло, прохладу в тени, прикосновение ветра к коже. Исследуйте эти ощущения и обратите на них все внимание, впитывая каждую деталь. Когда какой-либо объект исчезает или теряет интерес, всегда возвращайтесь к сосредоточению на ступнях.

Повторю, что важно всегда оставаться в настоящем моменте. С помощью внимания и осознавания исследуйте и проживайте весь свой опыт, но не теряйтесь в размышлениях, отвлекающих от настоящего момента. Заметив, что вы отвлеклись на мысли, всегда возвращайтесь к наблюдению за ощущениями в ступнях или в ногах, чтобы держать мысли под контролем. Когда вы привыкнете ходить медленно, мыслей станет больше, и вам понадобится чаще возвращать внимание на место. Это совершенно нормально. Рано или поздно у вас получится удерживать более или менее непрерывное сосредоточение на ощущениях ходьбы.

Учась контролировать внимание, вы также узнаете, как наблюдать за мыслями, появляющимися в периферийном осознаваниями. Когда вы поймаете себя на размышлениях или воспоминаниях, возвращайтесь в настоящий момент, сосредотачивая внимание на ходьбе, но позволяйте мысли или воспоминанию отойти на второй план и продолжаться в периферийном осознавании. Когда внимание занято мыслями или воспоминаниями, вы находитесь не в настоящем моменте. Но периферийное осознавание мыслей и воспоминаний вполне допустимо, точно так же, как и периферийное осознавание образов, звуков и ощущений. Когда вы знаете, что вспоминаете о чем-либо, то есть осознаете возникновение воспоминания где-то на заднем плане, это тоже часть осознавания настоящего момента. Аналогично, осознавать фоновые размышления или даже осознавать то, что вы только что были ими заняты, — тоже часть присутствия здесь и сейчас. Со временем вы научитесь наблюдать за действиями размышления и воспоминания, позволять им продолжаться на заднем плане и самим собой уходить: все это вы сможете делать, оставаясь полностью в настоящем моменте.

Просто удерживаясь здесь и сейчас в процессе ходьбы, вы тренируете все те же самые умственные способности, как и при сидячей медитации на дыхание. Вы сознательно направляете внимание либо на возникающие интересные объекты, либо на ощущения в ступнях. Вы также непрерывно тренируете периферийное осознавание, оставаясь открытыми всему происходящему вокруг вас. Всякий раз, когда вы замечаете, что внимание ушло из настоящего момента, вы также развиваете внутреннее осознавание. Сознательно направляя и удерживая внимание в паре с периферийным осознаванием, во время ходьбы вы практикуете осознанность.

Вышеописанная медитация на ходьбу должна быть приятной, простой и расслабляющей. Во время сидячей медитации вы можете слишком беспокоиться о результате и перенапрячься, поэтому спокойная ходьба служит ценным противоядием от чрезмерного старания и уравновешивает вашу практику. Помните: чувствовать удовольствие и счастье крайне важно, чтобы долгое время сохранять мотивацию. Следовательно, лучший способ поддержать и подкрепить свою сидячую практику — совмещать ее с медитацией на ходьбу, выполняя ее хотя бы по полчаса в день.

Преднамеренные паузы

Сидя, вы работали с отвлечениями и риском забыть о практике, усиливая сосредоточение на дыхании. Метод работы с отвлечениями при ходьбе немного отличается. Когда вы идете, особенно если вы на улице, вы видите, слышите, осязаете и чуете много разных вещей. Внимательно замечайте то, как ум, в особенности внимание, реагирует на эти объекты. Когда что-то сильно отвлекает внимание, вместо того чтобы сразу же вернуться к сосредоточению на ступнях, уделите немного времени тому, чтобы исследовать это отвлечение. Что бы это ни было — звук, дуновение ветра или приятное тепло, когда вы шагаете из тени на солнце, — тут же остановитесь, даже на середине шага. Специально направьте внимание на то, что вас отвлекло. Сделайте это новым объектом своей медитации. Не спешите, исследуйте его полностью и получайте удовольствие. Когда интерес угаснет, верните внимание на ступню и продолжите идти. Смысл в том, чтобы сохранять сознательный контроль над движением внимания, воспринимая все происходящее. Если вы занимаетесь медитацией на ходьбу в относительно закрытом и однообразном месте, попробуйте выйти на улицу или подобрать более интересное пространство.

Таким образом следует изучать только отвлечения, связанные с органами чувств. Если вы отвлеклись на мысль, воспоминание или любой другой ментальный объект, сильнее сосредоточьтесь на ощущениях ходьбы. Вы вполне можете думать о чувственных объектах, которые видите, слышите или ощущаете, во время пауз, но делайте это очень мягко. Оставайтесь полностью в настоящем моменте и не увлекайтесь мыслями. Например, если откуда-то доносится собачий лай, вы можете остановиться, и пока вы его слушаете, у вас могут возникнуть мысли о том, где эта собака и почему она лает. Но не начинайте думать о хозяевах собаки, о ее породе или о любых других вопросах, отвлекающих вас от происходящего здесь и сейчас. Просто удерживайте внимание на звуке и осознавайте все тонкие фоновые мысли. Думая, постарайтесь осознавать, что вы думаете. В целом, во время медитации на ходьбу всегда следует относиться к происходящему с интересом и получать удовольствие. Если вам вдруг начнет казаться, что практика трудная или очень скучная, прервитесь, расслабьтесь, исследуйте состояние своего ума. Почти наверняка вы обнаружите, что вы не вполне присутствовали в настоящем моменте.

Проверка

Как вы уже поняли, на ранних этапах медитации на ходьбу нужно много раз останавливаться. Мы останавливаемся, когда ловим себя на том, что забыли о практике, или на блуждании ума. Мы также специально останавливаемся, чтобы обратить внимание на отвлечения. Нет ничего неправильного в том, чтобы то и дело останавливаться. На самом деле все так и должно быть. Как и во время сидячей медитации, вы все реже будете забывать о практике, ум все меньше будет блуждать. Кроме того, отвлечения, которые раньше занимали вас настолько, что требовали сделать целенаправленную остановку, теперь вполне достаточно обрабатывает периферийное осознавание. Вскоре вы будете останавливаться реже.

Когда сможете ходить по несколько минут без остановок, приступайте к практике проверки. В следующий раз, когда вы остановитесь, чтобы исследовать отвлечение, не продолжайте ходьбу сразу же после этого, а проверьте все поле чувственного восприятия, к которому принадлежит то отвлечение. Например, если вы остановились из-за пения птицы, исследуйте его, а затем переключитесь на изучение всех слышимых звуков, и только потом возобновляйте ходьбу.

Со временем количество объектов, способных отвлечь внимание, сократится; тогда не ждите их возникновения, чтобы сделать паузу на проверку. например, если вы несколько минут внимательно следили за ощущениями от ходьбы, специально остановитесь и проверьте все остальные телесные ощущения, присутствующие в данный момент. Медитируйте на них около минуты, а затем сосредоточьтесь на ступнях и продолжите идти. Повторив проверку телесных ощущений несколько раз, переключитесь на другие органы восприятия. Некоторое время помедитируйте на звуки в вашем окружении. Повторите это несколько раз и переключитесь на зрительные образы. Медитацию на ощущения ходьбы и остановки следует чередовать с медитацией на содержание этих трех полей чувственного восприятия; выполняйте такую практику так долго и так часто, как считаете нужным, чтобы это было приятно и полезно.

Во время проверки у вас могут возникнуть мысли относительно содержания этих полей восприятия. На самом деле, вероятно, окажется, что вы будете много разговаривать сами с собой о том, что происходит и как продвигается ваша практика. Такие разговоры могут в некоторой степени помочь вам придерживаться намеченного курса, но пройдя значительную часть третьего этапа, следует максимально сократить объем вербального мышления. Тренируйтесь находиться здесь и сейчас в молчании. Когда мысли начинают облекаться в слова, отпускайте эти слова. Конечно, иногда вы будете забывать о практике, из-за чего в уме будут начинаться вербальные рассуждения. Когда внутреннее осознавание оповестит ваш о таких мыслях, просто порадуйтесь, что заметили их. затем перенаправьте внимание на ощущения в ногах и позвольте словам остаться на фоне осознавания. Не пытайтесь изолировать себя от мыслей или останавливать их появление. Пусть слова приходят и уходят, как им захочется. Просто не уделяйте им внимания. Исследуйте, как это — наблюдать, исследовать и даже думать без слов. Наслаждайтесь своими открытиями!

Всегда помните, что самое важное на каждом этапе медитации на ходьбу — расслабляться и получать удовольствие. Считайте, что в этой практике вам нужно «насладиться здесь и сейчас». Эта случайная оговорка стала теперь моим любимым способом описывать медитацию на ходьбу.

Исследование и наблюдение

Исследование и наблюдение — новое упражнение, которое можно выполнять во время проверки. Оно позволяет усовершенствовать практику проверки и исследовать некоторые отличия между вниманием и осознаванием.

Для начала остановитесь и направьте внимание на поле зрительного восприятия. Переключитесь с близких объектов на те, что находятся дальше от вас. Постарайтесь не очень сильно двигать глазами, чтобы поле зрения не изменилось, — просто смените фокус. Обратите внимание, что некоторые объекты вы воспринимаете более ясно, а другие менее ясно, как бы в тумане, и это зависит от того, на чем вы сфокусировали взгляд. Переведите взгляд и обратите внимание, что объекты в центре поля зрения всегда видны более четко, чем объекты на периферии. Затем сосредоточьтесь на чем-то одном и обратите внимание, что, чем сильнее вы сосредоточены на этом объекте, тем менее ясно вы видите остальные объекты. Сравните также то, как вы видите дерево, ветвь и лист, палец и руку. Относитесь ко всем этим действиям непредвзято. Почувствуйте себя исследователем, который впервые видит этот мир.

Когда вы изучаете поле зрения, многое в нем обусловлено природой зрения и уникальным строением глаза: глаз представляет собой подвижный орган с хрусталиком — настраиваемой линзой. Иначе устроен орган слуха. Ухо не так сложно, как глаз. И хотя эти органы отличаются по своим качествам, внимание и осознавание используют в своей работе их обоих.

Повторите это упражнение со слухом. Это позволит вам понять, какие особенности восприятия связаны с разным строением органов, глаза или уха, а какие — с разницей между качествами внимания и периферийного осознавания. Заметьте, что, когда вы сосредотачиваетесь на каком-либо звуке, остальные звуки становятся менее отчетливы. Изучите, как меняется восприятие ближних звуков, когда вы прислушиваетесь к отдаленным звукам, и наоборот. Сосредоточьтесь на очень слабом звуке, затем на более громком. Также вероятно, что у вас будет звенеть, гудеть или жужжать в ушах: исследуйте, как меняется восприятие внешних звуков, когда вы слушаете внутренние звуки, и наоборот.

Затем прислушайтесь к различным звукам в своем окружении и постарайтесь установить разницу между тем, что значит слышать звук и распознавать его. Обратите внимание, что вы совершаете эти два действия почти одновременно. Ум незаметно анализирует источник и направление звука, а также ваши представления о том, что находится вокруг, и все это помогает вам идентифицировать звук через логические умозаключения и выводы. Однако есть звуки, или скорее шумы, распознать и назвать которые получается не так быстро. Потренируйтесь отделять слышание звука от его распознавания. Начните с шумов, затем переключитесь на более легко узнаваемые звуки. Установите взаимосвязь между непосредственным восприятием звука, который возникает при раздражении органа слуха, и наименованиями, концепциями, умозаключениями, которые затем создает ум.

Повторите это упражнение с телесными ощущениями. Это будет похоже на метод проверки тела, с которым вы познакомилась на пятом этапе сидячей медитации. Можно перемещать фокус внимания, сосредотачиваться на разных видах воспринимаемых объектов, таких как температура, давление, прикосновение, движение и вибрация, различать их и расширять поле восприятия. Вы также можете исследовать внутреннее ощущение собственного тела как имеющего пространственную протяженность, а также ощущения, связанные с формой, позой и местоположением разных частей тела.

Все эти наблюдения за разными ощущениями и их исследование делают очевидной разницу между вниманием и периферийным осознаванием, о которых шла речь в начале книги. Исследуя эту разницу, возможно, вы заинтересуетесь тем, что именно меняется, когда вы переключаете внимание с одного объекта на другой. Чтобы найти ответ на этот вопрос, займитесь медитацией на ходьбу «шаг за шагом», но в этот раз идите чуть быстрее, более автоматически. Заметьте, как изменилось ваше восприятие ощущений и как внимание само переключается с одного ощущения на другое, когда они приходят и уходят. Сравните это с тем, как во время ходьбы двигаются глаза, но не думайте о том, что именно меняется, не пытайтесь прийти к пониманию через концептуальные размышления. Вместо этого пусть у вас появится интуитивное понимание, основанное на непосредственном наблюдении и опыте. Это последнее упражнение поможет вам дополнительно усилить внутреннее осознавание и научиться управлять своим вниманием, а также разовьет в вас привычку исследовать, не анализируя.

Этапы с шестого по десятый

Идти, пребывая в настоящем моменте, — насыщенный опыт, который к тому же приятен и расслабляет. К вам быстро придет радость. Считайте ходьбу практикой «наслаждения здесь и сейчас». Если вы еще не чувствуете радости, сознательно откройтесь ей и даже побуждайте себя радоваться. Это очень важно. Чем больше вы развиваете это чувство, тем больше единства и силы будет в вашем уме. Если вы медитируете на природе, окруженные красотой, это особенно способствует возникновению радости.

Продолжая медитировать на ходьбу, используйте описанные ниже техники — девятиэтапную практику шагов и следование за ощущениями — чтобы сделать внимание еще устойчивее, придать восприятию четкости и ясности. Периферийное осознавание должно постепенно приобретать метакогнитивный характер. Во время сидячей медитации вы не занимаетесь внешним осознаванием, и метакогнитивное осознавание направляется главным образом вовнутрь. Однако в медитации на ходьбу внешнее осознавание всегда остается мощным. Это значит, что метакогнитивное осознавание занято наблюдением за умом, а ум одновременно с этим следит за ощущениями в ступнях и осознает окружающий мир. В моменты метакогнитивного внутреннего осознавания объектом выступает возникновение и исчезновение моментов внимания и моментов внешнего осознавания.

Выполняя две практики, описанные ниже, иногда вы будете интересоваться посторонними объектами и можете захотеть обратить на них внимание, чтобы исследовать их. Не поддавайтесь этому желанию. Вместо этого научитесь воспринимать эти объекты через повышенное периферийное осознавание. Когда в уме будет больше единства, информация об окружающем мире будет проецироваться в периферийное осознавание, но у вас не будет намерения обратить на нее внимание. Таким образом, вам будет требоваться все меньше усилий для поддержания однонаправленного сосредоточения. В то же время, снова и снова порождая намерение укреплять периферийное осознавание, постепенно вы увеличите число моментов периферийного осознавания и общую силу сознания. Рано или поздно у вас появится спонтанный метакогнитивный опыт устойчивого однонаправленного сосредоточения, которому сопутствует мощное периферийное осознавание.

Приложение D

Дхьяны

 

Что такое дхьяна?

Палийское слово дхьяна (jhāna) может означать либо медитацию в общем, либо особое состояние на высоком уровне медитации. Слово jhāna образовано от глагола jhāyati («медитировать»), и для обозначения практика медитации традиционно используется слово jhāyim. Иногда в шутку проводят параллель между словом jhāna и jhāpeti («сжигать»), так как в медитации практикующий «сжигает» умственные загрязнения.[1]

В широком смысле под дхьяной понимают любую медитацию, в которой сосредоточение практика довольно устойчиво, в отличие от медитации новичков, когда у них блуждает ум, возникают грубые отвлечения и притупленность. В этом смысле любую медитацию шестого уровня и выше можно назвать дхьяной.[2] В более узком смысле дхьяна — это особые состояния «погружения», происходящие в процессе медитации. Термин «ментальное погружение» говорит сам за себя: ум в таком состоянии полностью занят определенным объектом. Ментальное погружение также часто называют сосредоточением, совершенным вниманием, увлечением или поглощением внимания.

Все мы бывали глубоко погружены в какие-либо размышления и знаем, что такое сосредоточение может принимать много различных форм. Однако дхьяны отличаются от других видов погружений по трем важным параметрам: дхьяна — благотворное погружение, в ней присутствуют факторы дхьяны, и погружение происходит именно во время медитации.

Во-первых, отметим, что не все погружения одинаково полезны. Ваше внимание может полностью поглотить жадность, страсть, гнев, ненависть, притупленность, зависимость, стремление убежать от действительности, страх, беспокойство, чувство вины, циничное отношение к чему-либо, сомнения в себе, жалость к себе, ненависть к себе. Все это — проявления пяти препятствий, о которых шла речь в первом Дополнении. Чтобы погружение можно было отнести к благотворным дхьянам, в нем должны совершенно отсутствовать пять препятствий, пусть даже временно. Вот как разница между благотворными и неблаготворными погружениями объясняется в сутрах:

Брахман! Благословенный поощрял не все виды ментальных погружений, и критиковал он не каждое из них. Какие же ментальные погружения он не поощрял? Бывает, что чье-либо сознание обуревает чувственная страсть, поглощает чувственная страсть. Он не различает освобождения, действительно присутствующего в настоящем моменте, и чувственной страсти, когда она возникает. Он сосредотачивается на ней, погружается в сосредоточение…

Его сознание обуревает злонамеренность…

Его сознание обуревают лень и сонливость…

Его сознание обуревают тревога и беспокойство…

Его сознание обуревают сомнения, сомнения сковывают его… Такое ментальное погружение Благословенный не одобрял.

Какое ментальное погружение он одобрял? Такое погружение, когда монах, полностью отвернувшийся от чувственности, отказавшийся от неблагих качеств ума, входит в первую дхьяну и пребывает в ней…

Гопака Моггаллана Сутра, Мадджхима Никая 108.

Однако большинство благотворных погружений, например, когда вы увлеченно занимаетесь садоводством или живописью, тоже не являются дхьянами. Это связано со вторым отличием дхьян от прочих погружений: в уме должны присутствовать так называемые факторы дхьяны, или факторы медитации. К ним относятся: направленное внимание и устойчивое внимание (vitakka и vicara), медитативная радость (pīti), физическое удовольствие и счастье ума, или просто счастье или удовольствие (sukha), и невозмутимость (upekkhā). Иногда единство ума (cittas’ekagata)[3] также относят к факторам дхьяны.[4]

В каждой дхьяне ум в большей или меньшей степени объединен, но разные дхьяны отличаются тем, какие из остальных пяти факторов также присутствуют. Погружение является дхьяной, если при входе в это погружение у медитирующего были устойчивое и направленное внимание, радость и удовольствие/счастье.[5] Все эти четыре фактора присутствуют и первой дхьяне, но, как будет подробно объяснено ниже, в последующих дхьянах они исчезают один за другим. Равностность присутствует только в третьей и четвертой дхьянах.

Однако одного наличия факторов дхьяны недостаточно, чтобы благотворное погружение считалось дхьяной. В конце концов, у большинства из нас были состояния, когда мы были во что-то глубоко погружены вне медитации, и первые четыре фактора дхьяны присутствовали. Вспомните случай, когда вы были глубоко увлечены чем-то приятным, что приносило удовлетворение и требовало от вас определенного уровня навыков. Выполняя то действие, возможно, вы почувствовали, как внутри вас что-то «щелкнуло» и внезапно все стало получаться без усилий. Действие течет плавно, как по волшебству. Это состояние потока, известное, например, тем, кто профессионально занимается спортом. Если вы профессиональный пианист, состояние потока было у вас на том особом концерте, когда все прошло идеально. Термин «состояние потока»,[6] описывающий те самые случаи, когда у человека все получается наилучшим образом, взят из позитивной психологии. Один известный психолог так описывает состояние потока: «Как правило, в этом состоянии человек чувствует, что находится на пике своих способностей, что он силен, бодр, без усилий контролирует ситуацию и не смущается. У него пропадает ощущение времени, он забывает о своих эмоциональных трудностях и с восторгом ощущает, что выходит за собственные пределы».[7]

Вне медитации в состояние потока можно войти, занимаясь самыми разнообразными повседневными делами, но дхьяна — это состояние потока именно как часть процесса медитации. В разделе, посвященном шестому этапу практики, шла речь о том, как во время медитации можно испытать состояние потока. Когда вы войдете в состояние потока во время практики, это и будет дхьяна. Таково третье и последнее отличие между дхьяной и обычными погружениями.

Подведем итог. Отличительные особенности дхьяны таковы: дхьяна — это исключительно 1) благотворные погружения, 2) происходящие в состоянии потока, 3) происходящие во время медитации.

Глубина погружения

Насколько глубоко должно быть погружение, чтобы его можно было определить как дхьяну? Этот вопрос тысячелетиями вызывает бурные споры и путаницу. В некоторых буддийских комментариях дхьяной называется крайне глубокое погружение. Но в сутрах и во многих других буддийских текстах слово «дхьяна» (и его эквиваленты: dhyāna на санскрите, chán на китайском, Zen по-японски) используется как синоним «медитации», на основании чего можно предположить, что изначально дхьяной называли в том числе и сравнительно неглубокие погружения. Поэтому разумно будет сделать вывод, что все медитативные погружения, независимо от их глубины, являются дхьянами при условии, что они благотворны, устойчивы и сопровождаются факторами дхьяны.[8]

Состояние, из которого медитирующий вступает в дхьяну, называется сосредоточением доступа. [9] Переходя с одного этапа практики на другой, постепенно вы достигнете большего единства ума. Чем больше единства в уме, пребывающем в сосредоточении доступа, до самого погружения, тем глубже будет дхьяна, в которую вы водйете.

 

Первая дхьяна

a. Ум медитирующего прекратил гонку за чувственными удовольствиями и свободен ото всех неблагих состояний ума (т.е. от пяти препятствий).

b. Часть опыта погружения составляют четыре фактора дхьяны: направленное внимание (vitakka), устойчивое внимание (vicara), медитативная радость (pīti), физическое удовольствие и/или счастье (sukha). Внимание полностью поглощено объектом медитации: это значит, что в каждый новый момент внимания вы вновь направляете его на объект медитации и удерживаете его в последующие моменты. В моменты внутреннего осознавания объектом выступает «достоверное, но тонкое восприятие»[10] ментального состояния радости, а также удовольствие и счастье.

c. Медитативная радость и удовольствие/счастье первой дхьяны называются «рожденными из прекращения».[11] Это значит, что медитирующий вошел в состояние потока благодаря тому, что поддерживал однонаправленное сосредоточение. Под «прекращением» имеется в виду устранение из поля внимания всех отвлечений.

Вторая дхьяна

a. Медитирующий уверен в себе, его ум объединен (ekagata).

b. Кроме единства ума, присутствует еще два фактора дхьяны: медитативная радость (pīti), физическое удовольствие и/или счастье (sukha). Благодаря объединению ума устранены потенциальные отвлечения, поэтому направленное и устойчивое внимание (vitakka и vicara) больше не являются частью погружения. Иначе говоря, возможно, моментов внимания не будет вовсе, в частности, в особенно глубоких состояниях второй дхьяны. Моменты внутреннего осознавания продолжатся, и их объектом будут выступать радость, физическое удовольствие и/или счастье.

c. Во второй дхьяне медитативная радость и удовольствие/счастье называются «рожденными из сосредоточения», [12] а не из устранения отвлечений, как в первой дхьяне. Другими словами, радость и удовольствие/счастье возникают из объединения ума на глубинном бессознательном уровне, а не из того, что вы удерживаете однонаправленное сосредоточение.

Третья дхьяна

a. У медитирующего присутствует осознанность (sati) с ясным пониманием (sampajañña). Другими словами, сознанием управляет мощное метакогнитивное внутреннее осознавание.

b. Присутствуют два фактора дхьяны: физическое удовольствие и/или счастье (sukha) и равностность (upekkhā). Хотя в этом погружении ум по-прежнему пребывает в медитативной радости, внутреннее ощущение радости больше не является сознательным переживанием. Теперь осознается не радость, а все возрастающая равностность.

c. О медитирующем в третьей дхьяне в сутрах говорится: «тот, у кого есть равностность и осознанность, пребывает в приятной дхьяне».[13]

Четвертая дхьяна

a. Медитирующий находится в чистейшей форме осознанности (s ati - sampajañña) благодаря его глубокой равностности (upekkhā).

b. Единственный присутствующий фактор дхьяны — равностность. В поле внутреннего осознавания больше не возникает ощущений удовольствия и счастья.

c. Ум практика в четвертой дхьяне называется в сутрах «сосредоточенным, очищенным, ясным, незагрязненным, доведенным до совершенства, гибким, податливым, послушным, устойчивым, достигшим невозмутимости».[14] Сознательный опыт полностью занимает метакогнитивное внутреннее осознавание. Через него познается вся информация, поступающая в сознание из любой другой части ума. Таким образом, четвертая дхьяна подобна окну, через которое можно ясно увидеть глубинные бессознательные механизмы работы ума. Объектом медитации становится сам ум.

После первых четырех дхьян

Когда вы освоите четвертую дхьяну, вам станут доступны еще три практики. Здесь приведено лишь краткое их описание: подробное объяснение данной темы не входит в цели нашего Приложения.

Первая практика связана с развитием так называемых «высших мирских осознаний». К ним относятся:

1. «Высшие силы»,[15] с помощью которых, согласно текстам, йогин может творить чудеса, например, ходить по воде или проходить сквозь стены.

2. Божественный слух,[16] с помощью которого йогин через уши других живых существ слышит речь и прочие звуки из отдаленных мест.

3. Божественное зрение,[17] с помощью которого йогин через глаза других живых существ видит отдаленные места и знает, что там происходит сейчас и что произойдет в будущем.

4. Чтение чужих мыслей[18] — разновидность телепатии.

5. Память о прошлых жизнях.[19]

Во второй практике используется метакогнитивное внутреннее осознавание, чтобы исследовать природу ума и объектов, проецируемых в сознание бессознательными частями ума.[20] С помощью данной практики устраняются ментальные загрязнения, что ведет к высшим постижениям в виде надмирского Постижения и Пробуждения, которое заключается в осознании истинной природы реальности. Пять мирских осознаний, развиваемые в ходе первой практики, и


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.