Организационно-методическое построение курса — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организационно-методическое построение курса

2019-08-07 76
Организационно-методическое построение курса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА

образовательных программ высшего образования –

программ подготовки магистрантов

Филология

Направленность: Русская филология

Форма обучения: очная, заочная

 

 

Методические указания к аудиторным занятиям

 

Курган 2015

 

 

Кафедра общего языкознания

 

Дисциплина: «Когнитивная лингвистика»

 

образовательных программ высшего образования –

программ подготовки магистрантов

Филология

Направленность: Русская филология

Форма обучения: очная, заочная

 

Составила:

кандидат филологических наук, доцент И. А. Шушарина

 

Утверждены на заседании кафедры                             «___» __________ 2015 г.

 

Рекомендованы методическим советом университета «___» _________ 2015 г.

 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Когнитивная лингвистика» является обязательной дисциплиной, входит в вариативную часть профессионального цикла.

Базу для изучения курса «Когнитивная лингвистика» составляют компетенции, полученные при изучении бакалаврской программы. В частности, для успешного усвоения дисциплины магистранты, приступившие к занятиям по программе магистратуры, должны знать научные парадигмы филологии и принципы их развития, в том числе закономерности развития антропоцентрической научной парадигмы, знать основные направления развития современной филологии. Магистранты должны владеть навыками работы с основными объектами филологии (текстом, естественным языком, homo loquens), владеть нормами современного литературного языка, уметь проводить филологический анализ текста, анализ языкового знака, иметь представление о поликодовом и прецедентном тексте.

Предлагаемая образовательная программа для магистрантов основана на идее разработки комплексного когнитивного подхода, который позволил бы перевести на новый качественный уровень междисциплинарные исследования, включающие гуманитарные, естественные и точные науки.

Когнитивный подход оказывается сегодня ключом к решению тех вопросов, исследования которых ранее без обращения к анализу познавательных процессов оставались бесплодными. Это и когнитивная теория биологической эволюции, и когнитивная психология в двух вариантах: как исходящая из компьютерной метафоры, так и использующая коммуникационно-деятельностный подход. Это когнитивная наука в целом, включающая наряду с психологией определенные разделы лингвистики, логики, математики и философии. Это когнитивный подход в теории культуры, в социологии, философии культуры и философской антропологии.

Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе: 14 аудиторных часов и 94 часа самостоятельной работы в первом семестре. Изучение дисциплины завершается экзаменом.

Цель курса – ознакомить магистрантов с новым научным направлением – когнитивной лингвистикой, представить достижения когнитивной лингвистики.

Основные задачи курса:

- ознакомить магистрантов с широким спектром когнитивных исследований в языкознании, основными концепциями и фундаментальными научными трудами основоположников когнитивной лингвистики, ее современным состоянием и перспективами развития;

- сформировать у магистрантов представление о современном этапе развития лингвистических исследований и месте когнитивной лингвистики в истории языкознания, с одной стороны, и в комплексе когнитивных наук – с другой.

- подвести магистрантов к выводу о необходимости объединения точного, естественного и гуманитарного знания, что в рамках современной научной парадигмы является принципиальной ценностью.

МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

1. Когнитивная лингвистика как составная часть когнитологии:

1.1. Место когнитивной лингвистики в современной науке.

1.2. Цели и задачи когнитологии и когнитивной лингвистики.

1.3. Основной объект когнитивной лингвистики.

1.4. Методы и приёмы когнитивной лингвистики.

2. Фундаментальные положения когнитивной лингвистики

2.1. Холистический подход к изучению языка.

2.2. Язык как средство изучения когнитивных механизмов (мышления, памяти, познавательных процессов и т.п.).

2.3. Связь языкового знания с психической организацией человека.

2.4. Антропоцентрический принцип.

2.5. Субъективизация лингвистического исследования.

2.6. Проблема значения в трудах зарубежных и российских когнитологов.

2.7. Функционализм.

2.8. Мотивированность языковых форм тем, как человек понимает окружающий мир.

2.9. Готовность инкорпорировать сведения из различных областей знания.

3. Периодические издания по когнитивной лингвистике. 

4. Критическое осмысление основных постулатов когнитивной лингвистики в зарубежной и отечественной литературе.

5. Понятие концепта в когнитивной лингвистике.

5.1. Основные критерии для выделения культурных концептов.

5.2. Структура концепта.

5.3. Типы концептов по структуре представления знаний.

 

Вопросы и задания

1. Дайте определения терминам: когнитивный, когнитология / когнитивная наука, когнитивная лингвистика, когниция.

2. Какие области знания объединяет когнитология? Какие из них реализуются в когнитивной лингвистике?

3. Составьте схему пересечения интересов когнитологии, когнитивной лингвистики, психологии, социологии, этнографии, философии, информатики, семиотики.

4. В глоссарии найдите определения понятий биолингвистика, когнитивная лингвистика, компьютерная лингвистика, лингвистическая антропология, лингвогеография, политическая лингвистика, психолингвистика, социолингвистика, этнолингвистика, юрислингвистика. Составьте схему пересечения их интересов.

5. Какова цель когнитивной науки? Какова цель когнитивной лингвистики? Как он соотносятся друг с другом?

6. Определите основной объект когнитивной лингвистики. Как он соотносится с основными объектами филологии?

7. Сопоставьте холистический и атомистический подходы к изучению языка. Как они реализуются? В каких научных парадигмах реализуются? Назовите достоинства каждого подхода.

8. Дайте определения терминам концепт, понятие. Установите их сходства и различия.

9. Проанализируйте структуру концептов РОДИНА, ДОМ, СЕМЬЯ. Одинаково ли воспринимаются эти концепты в России и Великобритании (Германии, Франции и др.)? Изменялась ли сущность этих концептов в России, в мире?

10. Приведите примеры разных типов концептов: мыслительной картинки, концепта-схемы, концепта-фрейма, концепта-сценария, понятия, концепта-инсайта, гешатльта, калейдоскопического концепта.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНТЯИЕ № 4-5

КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ ДИСКУРСА

1. Дискурс как предмет когнитивной лингвистики.

1.1. Понятие дискурса.

1.2. Специфические черты дискурса.

1.3. Методы дискурсивного анализа. Принципы транскриборования устного дискурса.

1.4. Способы категоризации мира.

2. Когнитивный анализ дискурса: примеры практической реализации.

3. Когнитивные модели.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятий дискурс, дискурсивный анализ, дискурс-анализ, категоризация.

2. Какими принципами руководствуется человек, когда подводит вновь познаваемый предмет под ту или иную категорию?

3. Каковы механизмы языковой репрезентации когнитивных структур?

4. Каковы функции знаков вторичной номинации?

5. Проанализируйте метафоры в поэтическом дискурсе С.Есенина.

6. Проанализируйте разные системы оценивания усвоения знаний в учебном дискурсе.

7. Проанализируйте систему обращений в дискурсе «продавец / консультант – покупатель».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К КУРСУ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М.: Издательство: Эдиториал УРСС, 2000. – 352 с.

2. Кронгауз М.А. Семантика. М: Рос. гос. гуманит. ун-т 2001. – 400 с. 

3. Кубрякова Е.С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. – 245 с.

4. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. – 560 с.

5. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. М., 2004. – 792 с.

6. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие / 3-е изд. Минск, 2008. – 272 с.  

7. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2007. – 296 с.

8. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Изд.3. Воронеж, 2003. – 192 с.

9. Скребцова Т.Г. Американская школа когнитивной лингвистики. СПб, 2000. – 204 с.

10. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001. – 224 с.

11. Ченки А. Семантика в когнитивной лингвистике // Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления / Под ред. А.А. Кибрика, И.М. Кобозевой и И.А. Секериной. Изд. 2, испр. и доп. М., 2002. С. 340–369.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. Антология. М., 1997. С. 267-279.

2. Бабенко Л. Г. Денотативное пространство русского глагола: аспекты и перспективы изучения //Денотативное пространство русского глагола: Материалы IX Кузнецовских чтений. 5-7 февраля 1998 г. Екатеринбург, 1998. С. 3–11.

3. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику: Уч. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2003. – 368 с.

4. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Постулаты когнитивной семантики // Известия АН. Сер. лит. и яз. 1997. Т. 56, N 1. С. 11–21.

5. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Изд-е 2-е, стер. Тамбов, 2001. – 123 с.  

6. Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997. – 488 с.

7. Вежбицкая А. Язык. Познание. Культура. М., 1996. – 412 с.  

8. Воркачев С.Г. Концепт как «зонтиковый термин» //Язык, сознание, коммуникация. вып. 24. М., 2003. С. 5–12.

9. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М., 2004. – 192 с. 

10. Герасимов В. И., Петров В. В. На пути к когнитивной модели языка // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. М., 1988. – С. 5–11.

11. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. – 308 с.

12. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2001. – 477 с.

13. Касевич В. Б. О когнитивной лингвистике // Общее языкознание и теория грамматики. СПб, 1998. С. 14 – 21.

14. Лакофф Дж, Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры: Сборник. М., 1990. С. 387–415.

15. Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект. М., 1995. С. 143–184.  

16. Лангакер Р. В. Природа грамматической валентности // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 1998. № 5. С. 73–111.

17. Лангаккер Р. В. Модель, основанная на языковом употреблении // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 1997. № 4: с. 159–174; N 6: с. 101–123.

18. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII: Когнитивные аспекты языка. М., 1988. – 320 с.

19. Падучева Е. В. Динамические модели в семантике лексики. М., 2004. – 608 с.  

20. Рахилина Е. В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. М., 2000. – 416 с.

21. Рахилина Е.В. Когнитивная семантика: История. Персоналии. Идеи. Результаты. // Семиотика и информатика. М., 1998. Вып. 36. – С. 274-318.

22. Рудакова А. В. Когнитология и когнитивная лингвистика. Воронеж, 2002. С. 56–61  

23. Селиверстова О.Н. Когнитивная семантика на фоне общего развития лингвистической науки // Вопросы языкознания, № 6, 2002. С. 12–26.

24. Структуры представления знаний в языке. М., 1994.  

25. Ченки А. Современные когнитивные подходы к семантике: сходства и различия в теориях и целях // Вопросы языкознания. 1996. № 2. С. 68–78.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Журнал «Вопросы когнитивной лингвистики» [Электронный ресурс] /  http://vcl.ralk.info/

БАЗЫ ДАННЫХ, ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ

Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс] / http://www.ruscorpora.ru/

Образовательный портал Национального корпуса русского языка [Электронный ресурс] / http://studiorum.ruscorpora.ru/

Русский филологический портал Philology.ru [Электронный ресурс] / http://www.philology.ru/

Сайт Российской ассоциации лингвистов-когнитологов [Электронный ресурс] / http://ralk.info/

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех [Электронный ресурс] / http://www.gramota.ru/

Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор [Электронный ресурс] / http://feb-web.ru/

 

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА

образовательных программ высшего образования –

программ подготовки магистрантов

Филология

Направленность: Русская филология

Форма обучения: очная, заочная

 

 

Методические указания к аудиторным занятиям

 

Курган 2015

 

 

Кафедра общего языкознания

 

Дисциплина: «Когнитивная лингвистика»

 

образовательных программ высшего образования –

программ подготовки магистрантов

Филология

Направленность: Русская филология

Форма обучения: очная, заочная

 

Составила:

кандидат филологических наук, доцент И. А. Шушарина

 

Утверждены на заседании кафедры                             «___» __________ 2015 г.

 

Рекомендованы методическим советом университета «___» _________ 2015 г.

 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Когнитивная лингвистика» является обязательной дисциплиной, входит в вариативную часть профессионального цикла.

Базу для изучения курса «Когнитивная лингвистика» составляют компетенции, полученные при изучении бакалаврской программы. В частности, для успешного усвоения дисциплины магистранты, приступившие к занятиям по программе магистратуры, должны знать научные парадигмы филологии и принципы их развития, в том числе закономерности развития антропоцентрической научной парадигмы, знать основные направления развития современной филологии. Магистранты должны владеть навыками работы с основными объектами филологии (текстом, естественным языком, homo loquens), владеть нормами современного литературного языка, уметь проводить филологический анализ текста, анализ языкового знака, иметь представление о поликодовом и прецедентном тексте.

Предлагаемая образовательная программа для магистрантов основана на идее разработки комплексного когнитивного подхода, который позволил бы перевести на новый качественный уровень междисциплинарные исследования, включающие гуманитарные, естественные и точные науки.

Когнитивный подход оказывается сегодня ключом к решению тех вопросов, исследования которых ранее без обращения к анализу познавательных процессов оставались бесплодными. Это и когнитивная теория биологической эволюции, и когнитивная психология в двух вариантах: как исходящая из компьютерной метафоры, так и использующая коммуникационно-деятельностный подход. Это когнитивная наука в целом, включающая наряду с психологией определенные разделы лингвистики, логики, математики и философии. Это когнитивный подход в теории культуры, в социологии, философии культуры и философской антропологии.

Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе: 14 аудиторных часов и 94 часа самостоятельной работы в первом семестре. Изучение дисциплины завершается экзаменом.

Цель курса – ознакомить магистрантов с новым научным направлением – когнитивной лингвистикой, представить достижения когнитивной лингвистики.

Основные задачи курса:

- ознакомить магистрантов с широким спектром когнитивных исследований в языкознании, основными концепциями и фундаментальными научными трудами основоположников когнитивной лингвистики, ее современным состоянием и перспективами развития;

- сформировать у магистрантов представление о современном этапе развития лингвистических исследований и месте когнитивной лингвистики в истории языкознания, с одной стороны, и в комплексе когнитивных наук – с другой.

- подвести магистрантов к выводу о необходимости объединения точного, естественного и гуманитарного знания, что в рамках современной научной парадигмы является принципиальной ценностью.

Организационно-методическое построение курса

 При реализации учебной программы «Когнитивная лингвистика» выбор технологий обучения обусловлен опорой на современную антропоцентрическую научную парадигму исследования. По организационным формам для большинства практических занятий избирается классно-урочная или групповая система, даются индивидуальные задания. По типу управления познавательной деятельностью на занятиях используются классическо-лекционные формы, а также обучение с помощью ТСО. Самостоятельная работа организуется в форме «обучение по книге», система «консультант» и «компьютерное обучение». По преобладающему методу используются объяснительно-иллюстративные (лк), проблемно-поисковые формы (пр) и саморазвивающее обучение (сам.р.). В результате магистранты овладевают как теорией, так и практикой анализа текстов в рамках когнитивной лингвистики. 

СИСТЕМА БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Распределение баллов за семестр

Посещение практических занятий при наличии учебной активности –

5 баллов * 6 = 30 баллов

Рубежный контроль – 10 баллов (на 4-м практическом занятии)

Выполнение контрольной работы и её защита – 30 баллов. Если работа оценена меньше чем в 10 баллов, она не засчитывается.

Экзамен – 30 баллов

Для допуска к сдаче экзамена магистрант должен в ходе текущей аттестации набрать не менее 50 баллов, при этом обязательным является выполнение и защита домашней контрольной работы, которая основывается на знаниях, полученных им во время аудиторных занятий и при самостоятельной подготовке.

Для получения оценки «автоматом» магистранту необходимо набрать не менее 61 балла. Зачетный балл может быть повышен за счет бонусных баллов, начисляемых за активное участие в научной и методической работе, оригинальность принятых решений в ходе выполнения лабораторных работ, за участие в учебных и внеучебных мероприятиях кафедры (до 20 баллов).

Магистранту, набравшему более 50 баллов, могут быть добавлены дополнительные (бонусные) баллы за активное участие в научной и методической работе, оригинальность принятых решений в ходе выполнения практических заданий (до 20 баллов).

Если к промежуточной аттестации набрана сумма менее 50 баллов, магистранту необходимо набрать недостающее количество баллов за счет выполнения дополнительных заданий, до конца последней (зачетной) недели семестра. При этом необходимо проработать материал всех пропущенных занятий.

Формы дополнительных заданий (назначаются преподавателем):

- выполнение и защита отчетов по пропущенным практическим занятиям (1…5 баллов за занятие; возможно выполнение теста по пропущенной теме);

- НИР – до 15 баллов;

При этом выполнение и защита домашней контрольной работы для допуска к экзамену остаются обязательными.

Ликвидация академических задолженностей, возникших из-за разности в учебных планах при переводе или восстановлении, проводится путем выполнения дополнительных заданий, форма и объем которых определяется преподавателем.

Набранные баллы <50 51-60 61-67 68-84 85-93 94-100
Оценка неуд. неуд. уд. хор. хор. отл.
Оценки по шкале ECTS F Fx D C B A

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.