Типология ментальных моделей — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типология ментальных моделей

2019-08-07 137
Типология ментальных моделей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Понятие ментального пространства.

1.1. Ментальные пространства как объект когнитивной лингвистики.

1.2. Принципы построения ментальных пространств.

1.3. Типы связей между ментальными пространствами.

1.4. Роль языковых средств в построении ментальных пространств.

2. Типология ментальных моделей.

3. Основные свойства ментальных моделей.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятий ментальность, ментальное пространство, ментальная модель.

2. Приведите примеры ментальных пространств.

3. Опишите ментальное пространство ДОМ. Выделите языковые средства в построении данного ментального пространства.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНТЯИЕ № 4-5

КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ ДИСКУРСА

1. Дискурс как предмет когнитивной лингвистики.

1.1. Понятие дискурса.

1.2. Специфические черты дискурса.

1.3. Методы дискурсивного анализа. Принципы транскриборования устного дискурса.

1.4. Способы категоризации мира.

2. Когнитивный анализ дискурса: примеры практической реализации.

3. Когнитивные модели.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятий дискурс, дискурсивный анализ, дискурс-анализ, категоризация.

2. Какими принципами руководствуется человек, когда подводит вновь познаваемый предмет под ту или иную категорию?

3. Каковы механизмы языковой репрезентации когнитивных структур?

4. Каковы функции знаков вторичной номинации?

5. Проанализируйте метафоры в поэтическом дискурсе С.Есенина.

6. Проанализируйте разные системы оценивания усвоения знаний в учебном дискурсе.

7. Проанализируйте систему обращений в дискурсе «продавец / консультант – покупатель».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНА ПРАГМАТИКА

1. Коммуникативно-когнитивная прагматика.

2. Коммуникативная прагматика и когнитивные процессы.

3. Теория речевых актов Дж. Остина.

Вопросы и задания

1. Дайте определения понятиям иллокуционный акт, прагматика, языковая картина мира.

2. Как учитываются в коммуникативной прагматике когнитивные процессы?

3. Из художественной литературы приведите примеры успешных и неуспешных иллокуционных актов. Проанализируйте их структуру.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Выполнение контрольной работы предполагает знание магистрантом знание всего курса «Когнитивная лингвистика». Магистранту предлагается написать реферат (с последующей защитой) по одной из тем, актуальных для изучаемого лингвистического направления.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Асимметрия фигуры и фона как проявление базового когнитивного механизма (на примере разнообразных используемых в когнитивной лингвистике конструктов).

2. Дискурсный анализ как современное направление в лингвистике.

3. Значение межкультурных и типологических исследований для когнитологии.

4. История изучения метафоры от античности до наших дней.

5. История становления когнитивной парадигмы и роль когнитивной лингвистики в комплексе когнитивных наук.

6. Когнитивная модель понимания дискурса Т.А. Ван Дейка.

7. Когнитивные методы исследования при проведении лингвистической экспертизы.

8. Место когнитивной лингвистики в истории языкознания.

9. Полисемия языковых единиц и ее место в проблематике когнитивной лингвистики.

10. Проблема значения в когнитивной лингвистике.

11. Проблема языка и мышления в когнитивной лингвистике.

12.  Теория ментальных моделей Ф. Джонсона-Лэрда.

13. Теория прототипов и категориальная семантика Э.Рош.

14. Эволюция взглядов на природу и внутреннюю организацию категорий.

15. Язык и внешний мир в ракурсе когнитивных исследований.

16. Язык и политика: современные исследования политического дискурса.

17. Язык и пространство: принципы языковой концептуализации пространственных отношений.

18. Язык и человек в когнитивной лингвистике (антропоцентрический подход к языку).

19. Языковое значение как центральный предмет когнитивной лингвистики.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К КУРСУ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М.: Издательство: Эдиториал УРСС, 2000. – 352 с.

2. Кронгауз М.А. Семантика. М: Рос. гос. гуманит. ун-т 2001. – 400 с. 

3. Кубрякова Е.С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. – 245 с.

4. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. – 560 с.

5. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. М., 2004. – 792 с.

6. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие / 3-е изд. Минск, 2008. – 272 с.  

7. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2007. – 296 с.

8. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Изд.3. Воронеж, 2003. – 192 с.

9. Скребцова Т.Г. Американская школа когнитивной лингвистики. СПб, 2000. – 204 с.

10. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001. – 224 с.

11. Ченки А. Семантика в когнитивной лингвистике // Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления / Под ред. А.А. Кибрика, И.М. Кобозевой и И.А. Секериной. Изд. 2, испр. и доп. М., 2002. С. 340–369.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. Антология. М., 1997. С. 267-279.

2. Бабенко Л. Г. Денотативное пространство русского глагола: аспекты и перспективы изучения //Денотативное пространство русского глагола: Материалы IX Кузнецовских чтений. 5-7 февраля 1998 г. Екатеринбург, 1998. С. 3–11.

3. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику: Уч. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2003. – 368 с.

4. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Постулаты когнитивной семантики // Известия АН. Сер. лит. и яз. 1997. Т. 56, N 1. С. 11–21.

5. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Изд-е 2-е, стер. Тамбов, 2001. – 123 с.  

6. Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997. – 488 с.

7. Вежбицкая А. Язык. Познание. Культура. М., 1996. – 412 с.  

8. Воркачев С.Г. Концепт как «зонтиковый термин» //Язык, сознание, коммуникация. вып. 24. М., 2003. С. 5–12.

9. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М., 2004. – 192 с. 

10. Герасимов В. И., Петров В. В. На пути к когнитивной модели языка // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. М., 1988. – С. 5–11.

11. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. – 308 с.

12. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2001. – 477 с.

13. Касевич В. Б. О когнитивной лингвистике // Общее языкознание и теория грамматики. СПб, 1998. С. 14 – 21.

14. Лакофф Дж, Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры: Сборник. М., 1990. С. 387–415.

15. Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект. М., 1995. С. 143–184.  

16. Лангакер Р. В. Природа грамматической валентности // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 1998. № 5. С. 73–111.

17. Лангаккер Р. В. Модель, основанная на языковом употреблении // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 1997. № 4: с. 159–174; N 6: с. 101–123.

18. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII: Когнитивные аспекты языка. М., 1988. – 320 с.

19. Падучева Е. В. Динамические модели в семантике лексики. М., 2004. – 608 с.  

20. Рахилина Е. В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. М., 2000. – 416 с.

21. Рахилина Е.В. Когнитивная семантика: История. Персоналии. Идеи. Результаты. // Семиотика и информатика. М., 1998. Вып. 36. – С. 274-318.

22. Рудакова А. В. Когнитология и когнитивная лингвистика. Воронеж, 2002. С. 56–61  

23. Селиверстова О.Н. Когнитивная семантика на фоне общего развития лингвистической науки // Вопросы языкознания, № 6, 2002. С. 12–26.

24. Структуры представления знаний в языке. М., 1994.  

25. Ченки А. Современные когнитивные подходы к семантике: сходства и различия в теориях и целях // Вопросы языкознания. 1996. № 2. С. 68–78.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Журнал «Вопросы когнитивной лингвистики» [Электронный ресурс] /  http://vcl.ralk.info/

БАЗЫ ДАННЫХ, ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ

Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс] / http://www.ruscorpora.ru/

Образовательный портал Национального корпуса русского языка [Электронный ресурс] / http://studiorum.ruscorpora.ru/

Русский филологический портал Philology.ru [Электронный ресурс] / http://www.philology.ru/

Сайт Российской ассоциации лингвистов-когнитологов [Электронный ресурс] / http://ralk.info/

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех [Электронный ресурс] / http://www.gramota.ru/

Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор [Электронный ресурс] / http://feb-web.ru/

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.