Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2019-08-07 | 303 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
НАРУШЕНИЯ ФОНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
ДИСЛАЛИЯ
Речь — это устная форма языка. Другие две языковые формы — это письмо и жестикуляция. Жестикуляция включает как простые иконические движения (например, жест, изображающий питье), так и сложную «пальцевую» речь и системы знаков.
Фонология представляет собой ветвь лингвистики, изучающую звуковую систему языка. Цель фонологии — демонстрировать паттерны (образцы) звуков в языке и объяснять, каким образом организованы и представлены речевые звуки в мозге. Термин «фонология» используется также по отношению к индивидуальной речевой звуковой системе: например, «ее фонология», может означать «ее фонологическая система», или «ее фонологическое развитие».
Что такое фонологическое развитие? Это процесс постепенного приобретения «взрослых» речевых паттернов. Другими словами, фонологическим развитием называется появление у детей правильно организованной речевой системы.
Фонологическое развитие включает три аспекта: способ, с помощью которого звуки сохраняются в памяти ребенка; способ, посредством которого звуки произносятся; правила или процессы, которые управляют сохранением звуков в памяти и их произнесением.
К полутора годам жизни не менее четверти слов, произносимых ребенком, должны быть понятны родителям; к двум годам — 50-75% слов; к трем годам — свыше трех четвертей. Необходимо учитывать значительные индивидуальные различия между детьми. Если вы сомневаетесь, каково речевое развитие вашего ребенка, нужна оценка логопеда. Когда ребенок развивается правильно и имеет обычную для своего возраста комбинацию правильных звуков и ошибок, логопед выявляет это без труда.
|
Все дети в процессе овладения речью делают ошибки в произношении — это ненастоящие ошибки. Они вызваны развитием индивидуального фонологического кода ребенка и отклонениями в фонологическом развитии.
Вот наиболее типичные ошибки детей, осваивающих «взрослую» систему звуков:
- глухие согласные произносятся в начале слова как звонкие (тетя-детя) — до трех лет;
- звонкие согласные заменяются на глухие в конце слова (дед- дет) — обычно исчезает к трем годам;
- потеря конечной согласной (Коля-Коя) — исчезает к трем годам и трем месяцам;
- звук, правильно произносимый с помощью прижимания середины языка к твердому нёбу, производится кончиком языка (губа-дуба) — до трех лет шести месяцев;
- неспособность произносить шипящие звуки (щепка-сеп- ка) — проявляется до трех лет шести месяцев;
- присутствие конкретного звука влияет на произношение всего слова (рог-гог) — до трех лет девяти месяцев;
- ребенок «глотает» неударные, «слабые» слоги (телефон- теффон») — до четырех лет;
- ребенок «теряет» звуки (бант-бат) — до четырех лет;
- в некоторых случаях дети заменяют плавные согласные другими звуками (рука-лука) или заменяют взрывные согласные (флаг-слаг).
Фонологическое развитие обычно продолжается до пяти лет, хотя имеются индивидуальные отклонения. К трем годам
обычно заканчивается освоение взрывных звуков: [ф] и [с]. К трем годам шести месяцам «осваиваются» звуки [в] и [з], в четыре с половиной года — [ш] и [ч].
Артикуляция — это общий термин, используемый в фонетике для обозначения физиологических движений, изменяющих поток воздуха в голосовом пути выше гортани (изменений, необходимых для того, чтобы издавать различные речевые звуки). Эти звуки распределяются по месту их образования и способу артикуляции в голосовом аппарате.
Терминами «развитие артикуляции» и «фонетическое развитие» обозначают постепенное приобретение ребенком способности произносить отдельные звуки речи. Между фонологическим развитием и развитием артикуляции (фонетики) есть сложные взаимосвязи. Нормальное развитие речи включает освоение как артикуляции (фонетики), так и фонологических аспектов речи.
|
В последнее время проведено много исследований по развитию именно фонологических аспектов речи ребенка. Оказалось, что фонологическое развитие и приобретение навыков артикуляции часто
не совпадают по времени — фонологическое развитие происходит раньше, когда речевые двигательные механизмы еще незрелы.
При сравнении длительности сегментов речи детей и взрослых выяснилось, что дети говорят медленнее. У детей гораздо заметнее незрелость нейромоторных механизмов, необходимых для контроля речевых движений.
Нарушения фонологического развития — это группа нарушений, которые лишают ребенка способности легко понимать речевые паттерны (в возрасте приблизительно четырех лет). Нарушения фонологического развития впоследствии могут также затруднить обучение чтению по слогам. В прошлом такие нарушения назывались функциональными нарушениями артикуляции. Они выражаются, прежде всего, как неспособность произносить некоторые (или все) звуки, которые обычно используются в данном возрасте.
Фонологические нарушения иногда называют «артикуля- торными нарушениями», «нарушениями развития артикуляции», или «нарушениями произнесения звуков речи». Если неизвестна причина, говорят о «фонологическом нарушении развития». Если же причина известна, то используются названия «дизартрия» или «диспраксия».
Имеются различные уровни фонологических нарушений: от полностью непонятной даже членам семьи речи до речи, полностью понятной всем, но в которой некоторые звуки произносятся с легким искажением. Лечение и коррекция фонологических нарушений важны не только для формирования речевых звуков, но также и для того, чтобы в дальнейшем избежать проблем в школе при обучении чтению и письму. Кроме того, дети, которые говорят хуже, чем сверстники, могут стать объектом насмешек, что отразится на их социализации.
Фонологические нарушения, в зависимости от причин их появления, принято подразделять на четыре группы.
Первая — структурные дефекты и аномалии в речевых органах, такие как дефекты языка, твердого нёба и т. д., искажающие произношение некоторых звуков, а в некоторых случаях полностью разрушающие речь. Если эти дефекты исправляются лечением, то последующая коррекция речи бывает очень эффективной. В данной книге мы эти нарушения не рассматриваем, поскольку это не в компетенции неврологии.
|
Вторая — неврологические проблемы в управлении мышцами рта, из-за которых ребенок не в состоянии осуществлять достаточно сложный и тонкий двигательный контроль за мышцами, участвующих в произнесении речевых звуков. Это — дизартрия развития.
Третья — диспраксия (апраксия) развития.
Четвертая — нет явных причин, в таком случае обычно говорят о фонологических нарушениях развития, в России принят также термин «дислалия». По мнению Паулы Таллал, четвертую группу составляют те дети, которые не могут перерабатывать быстрый поток речевых звуков и поэтому не в состоянии осуществлять быстрые движения речевой мускулатуры для их произнесения.
Симптомы фонологических нарушений значительно различаются в зависимости от возраста ребенка. Диагностика часто затруднена, поскольку ребенок с фонологическими нарушениями осваивает речевые звуки медленнее, чем сверстники, но в той же самой последовательности. Таким образом, речь, нормальная для четырехлетнего ребенка, может быть признана фонологическим нарушением для шестилетнего.
Почти все дети осваивают речевые звуки сходным образом. Согласные звуки разнесены в три большие группы: «ранние» восемь звуков, «средние» восемь и «поздние» — тоже восемь.
«Ранние» восемь включают такие звуки, как [м], [б], [п]. «Средние» восемь включают звуки [т], [г], [ч]. К поздним относятся более сложные звуки [ш], [з].
Некоторые специалисты предлагают делить звуки на четыре группы: первая группа звуков (их осваивают в возрасте от двух до пяти лет) — [м], [н], [х], [п], [ф]; вторая группа (осваиваются в возрасте от двух до шести лет) — [к], [д], [в], [т], [г]; третья группа (осваиваются в возрасте от трех до семи лет) — [с], [р], [л], [т]; четвертая группа (осваиваются в возрасте от четырех до семи лет) — [ж], [ш], [з]. Многие дети не умеют правильно произносить сложные звуки даже к семи-восьми годам.
|
По мере нормального освоения речевых звуков все дети делают несколько общих ошибок. Это пропуски звуков (часто в конце слова), искажение звуков или замена одного звука на другой, который ребенку легче произнести. У детей с фонологическими нарушениями картина и порядок освоения звуков речи обычно такие же, как у нормально развивающихся детей, однако, речевые навыки приобретаются более медленно. Таким образом, возраст — важный фактор в постановке диагноза «фонологические нарушения».
Дети с фонологическими нарушениями могут делать те же самые ошибки в произносимых звуках, что и младшие, нормально развивающиеся дети. Но в некоторых случаях дети с фонологическими нарушениями допускают больше ошибок — пропускают звуки, искажают их и заменяют. Для постановки правильного диагноза нужно исключить другие возможные причины нарушения речи. Необходимо исследовать слух ребенка, поскольку звуки, которых человек не слышит, он не может и имитировать.
В школьном возрасте следует обратить внимание на освоение чтения, поскольку помимо речевых проблем у школьников могут обнаружится дислексия и дисграфия. Также должны быть исследованы любые общие задержки развития. Важно помнить, что у детей, обучающихся на неродном языке, проблемы со звуками речи могут быть результатом несовпадения звуков родного и изучаемого языков. В этом случае рекомендуется тестировать освоение звуков родного языка. Следует иметь в виду также, что в некоторых областях страны бытуют диалекты языка с иным произношением звуков.
Согласно Международной классификации, вынесение диагноза «фонологическое нарушение» возможно, если ребенок не осваивает речевые навыки, соответствующие его возрасту. Этот недостаток создает проблемы дома, в школе, в других важных для ребенка ситуациях. Если налицо задержка умственного развития, есть проблемы с речевой мускулатурой или слухом, диагноз «фонологические нарушения» все же может быть поставлен в том случае, когда недостаточность речевого развития значительно более выражена, чем другие проблемы ребенка.
Фонологические нарушения без явной причины распространены значительно шире, чем вызванные неврологическими проблемами или структурными аномалиями и дефектами. У 7-8% пятилетних детей имеются фонологические нарушения развития. Около 7,5% детей в возрасте от трех до одиннадцати лет также имеют фонологические нарушения. Фонологические нарушения чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек, — в два-четыре раза. Дети, у которых имеются фонологические нарушения, гораздо чаще демонстрируют и другие нарушения речевого развития. Дети, в семье у которых один или более родственников страдают расстройствами языка и речи, с большей вероятностью будут иметь фонологические нарушения.
|
Лечение и логопедическая коррекция обычно показаны детям с фонологическими нарушениями. Схема коррекции зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но обычно это та или иная форма постановки звуков. Иногда ребенку показывают, как эти звуки произносятся, как правильно располагать язык и губы. Повторение трудных звуков с логопедом — необходимая часть коррекции.
Прогноз для детей с фонологическими нарушениями обычно благоприятен. У многих детей эти проблемы разрешаются сами собой. Известно, что 75% детей с легкими и умеренными формами нарушений спонтанно осваивают правильную речь к шести годам.
Глава 11
ДИЗАРТРИЯ У ДЕТЕЙ
Дизартрия — это речевое нарушение, при котором артикуляция нарушена из-за слабости и неточности движений мышц, участвующих в речи. Речь медленная, слабая, неточная, неразборчивая.
Для того чтобы речь была ясной и четкой, ряд субсистем должны работать вместе. Слабость в любой из систем может давать в результате дизартрию. Но речь может нарушиться и в результате дискоординации между системами. Легкие (дыхательная субсистема) доставляют воздух, необходимый для речевой системы. Голосовая «коробка», или гортань (ларингиаль- ная субсистема), заставляет воздух вибрировать и создавать голос. Мягкое нёбо (велофарингиальная субсистема) действует как дверца между ротовой и носовой полостями и проводит воздух в одну или обе полости, давая в результате различное качество звука. Губы, язык, зубы и нижняя челюсть (артикуля- торная субсистема) двигаются и оформляют звуки в различные гласные и согласные.
Если слаба дыхательная субсистема, то речь слишком тихая и медленная. Если же ларингиальная субсистема слабая, речь — с «придыханием», но тоже тихая и медленная. Если не работает велофарингиальная субсистема, то речь может звучать «в нос» или, наоборот, носовые звуки не произносятся. В случае слабости артикуляторной субсистемы речь звучит неразборчиво, в ней много ошибок, человек говорит медленно и с усилием.
Работой всех субсистем, в том числе и дыхательной, руководит ствол мозга — структура нервной системы, располагающаяся в черепе. Ствол, как мы уже говорили, является, с одной стороны, продолжением шейного отдела спинного мозга, а с другой — ножкой «гриба», шляпку которого образуют полушария головного мозга. Ствол мозга состоит из продолговатого мозга, варолиева моста и среднего мозга. В стволе располагаются десять черепно-мозговых нервов (кроме зрительного и обонятельного), ретикулярная формация ствола, многочисленные ядра, проходят все нервные пути от головного мозга к организму. Это огромное скопление жизненноважных нервных структур на сравнительно небольшой площади (длина ствола 7-9 см) делает их чрезвычайно ранимыми при нарушениях кровоснабжения вследствие родовых травм и гипоксических состояний во время беременности и родов.
Ствол мозга имеет крайне важное значение в период новорожденное™ и грудного возраста, когда он является ведущим центром нервной системы. Ствол сохраняет чрезвычайное значение и на протяжении всей жизни как центр дыхания, кровообращения и артериального давления, пищевых безусловных рефлексов: ретикулярная формация среднего мозга является регулятором тонуса высшей нервной деятельности, регулятором сознания (переход от сна к бодрствованию); ретикулярная формация продолговатого мозга отвечает за поддержание мышечного тонуса.
С момента появления речи у ребенка вагусная система ствола мозга ответственна за артикуляцию и фонацию. Вагусная система включает в себя три основных черепно-мозговых нерва, расположенных в нижней части ствола — продолговатом мозге: блуждающий нерв, языкоглоточный и подъязычный. Поскольку блуждающий и языкоглоточный нервы имеют общие двигательное и чувствительное ядра, то многие их функции — совместны.
В другой структуре ствола мозга — варолиевом мосту — осуществляется регуляция внешнего дыхания, координация дыхания и кровообращения. В мосту проходят важные нервные пути, и даже при незначительном локальном нарушении кровоснабжения ствола может развиться синдром «дизартрия — неловкая кисть». Этот синдром включает дизартрию, нарушение глотания, слабость мимических мышц и легкую слабость и неловкость кисти на стороне нарушения кровоснабжения.
Функции продолговатого мозга и моста определяются физиологической ролью стволовых черепно-мозговых нервов. Здесь заложены центральные механизмы глотания, жевания, рвоты, регуляции дыхания, сердечной деятельности, кровообращения и пр. В мосту и продолговатом мозге находятся центры, регулирующие слезотечение, слюнотечение, голосообра- зование (совместная автоматическая деятельность лицевого, блуждающего и подъязычного нервов).
Выраженные нарушения в работе продолговатого мозга проявляются бульбарным параличом. Бульбарный паралич вызывает расстройство глотания, поперхивание, попадание жидкой пищи в нос; нарушение артикуляции; осиплость и снижение звучности голоса; говорение в нос; атрофию мышц языка; снижением глоточного и нёбного рефлексов; ограничением подвижности языка и свисанием мягкого нёба. Здесь описан яркий вариант бульбарного паралича. Однако по характеру нарушений речи у ребенка логопеды часто говорят о «стертой дизартрии». Невролог же, обследуя ребенка и не находя выраженной картины бульбарных нарушений, не может поставить диагноз «дизартрия». Попытаемся разобраться, что же представляют собой такие случаи.
Ядра стволовых нервов содержат большое количество двигательных клеток — мотонейронов. Мотонейрон соединен «проводником» — аксоном — со «своей» группой мышечных волокон в конкретной мышце. Все вместе это представляет собой одну двигательную единицу. Чем больше мотонейронов, тем сильнее и объемнее соответствующая мышца. Так, например, каждое ядро нерва, управляющего языком (подъязычного), содержит в норме от 4000 до 32 ООО мотонейронов. Если же количество мотонейронов в ядре нерва менее 4000, очевидно, что возникает слабость мышц языка, нарушение артикуляции и другие бульбарные симптомы. Разумеется, что пределы так называемой «нормы» слишком широки. Ясно, что различное количество мотонейронов обеспечивает различный уровень, силу и скорость работы мышц языка, а также различный уровень и качество артикуляции. Вот почему один человек может быть великолепным чтецом, диктором, артистом, а речь другого трудно слушать.
От чего зависит количество клеток в ядрах черепно-мозговых нервов? Мы уже не однажды говорили, что шейный отдел спинного мозга и ствол более всего страдают во время родов от травм, нарушения кровообращения, гипоксических состояний. Гипоксия (недостаток кислорода) вызывает изменения в нервных клетках. Если количество кислорода снижается до
50% от нормы, в нервных клетках имеют место изменения преходящие, кратковременные. Только при снижении количества кислорода ниже 50% некоторые нейроны перестают быть активными, теряют дееспособность. Однако эта ситуация обратима: нейронам можно вернуть работоспособность при соответствующем лечении.
Если же количество поступающего кислорода меньше 15- 20% нормы, то в нервных клетках начинается апоптоз: клетки разрушаются, разваливаясь на части — апоптозные тельца, которые поглощаются лимфоцитами. При этом у новорожденного ребенка нет признаков воспалительного процесса, высокой температуры, интоксикации, его состояние особых опасений не вызывает, что в большинстве случаев вводит в заблуждение и врачей, и родителей...
Избежать гипоксии во время родов практически невозможно, можно только минимизировать повреждения. Однако восстановительные способности новорожденного очень высоки. И чем быстрее будет оказана квалифицированная помощь, тем быстрее и в более полной степени произойдет восстановление функций нервной системы.
Кроме грубого нарушения, вызывающего снижение количества мотонейронов в ядрах стволовых нервов, несомненно, встречается значительное количество случаев задержанной миелинизации двигательных ядер и самих нервов, что также требует неврологического лечения.
Таким образом, дизартрия у детей — это неврологическое речевое нарушение, вызванное дисфункцией или нарушением иннервации речевой мускулатуры (язык, губы, мягкое нёбо, лицевые мышцы, гортань). Обычно при дизартрии мускулатура ротовой полости слаба или имеется значительно сниженный мышечный тонус. Дети с дизартрией обычно имеют проблемы в грудном возрасте с сосательным рефлексом, а позднее — с жеванием и глотанием. Они также пускают слюни, едят только очень мягкую пищу, часто давятся и поперхиваются.
При дизартричной речи наблюдаются трудности в силе и точности артикуляторных движений; неточные или слабые согласные; неточные или слабые гласные дифтонги, особенно те, которые вовлекают внутренние мышцы языка (ай, ей, ой).
Кроме того, говорящему недостает дыхательной поддержки, его речь или чересчур быстра, или замедленна; из-за недостатка дыхательной поддержки или мышечной слабости частота речи не согласуется с длиной высказываний, что напоминает апрак- сию речи из-за плохой координации. Наблюдаются слабые [р], [с], [л] и гласные. Речь обычно слабая, искаженная, неточная, ей также свойственна гипо- или гиперназальность.
Дизартрия у детей — это та область нарушений речи, где совместная работа логопеда и врача-невролога приносит очень хороший эффект. Таких детей очень много, но, к сожалению, они часто остаются без медищшской помощи, поскольку врачи нередко просто направляют этих детей к логопеду, не проводя необходимого лечения.
Глава 12
АПРАКСИН РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Апраксия (или диспраксия) речи у детей — это речевое расстройство, но не такое, как у взрослых, которое возникает у последних после инсульта или черепно-мозговой травмы. Дети с апраксией могут произносить речевые звуки, но им трудно управлять движениями, необходимыми для речи.
Апраксия бывает легкой, средней и тяжелой. При соответствующей терапии порой удается добиться, чтобы речевые звуки стали понятными, но встречаются такие случаи, когда апраксия остается на всю жизнь. Такой человек сможет говорить очень немного, и речь его будет трудной для понимания.
Апраксия у детей была известна под различными названиями: «апраксия», «апраксия речи», «апраксия развития речи», «детская апраксия речи», «вербальная диспраксия развития», «артикуляторная апраксия развития». Под каждым из этих терминов понимается такое состояние, при котором есть необходимые нейромышечные возможности произносить речевые звуки, но этому мешают проблемы с моторным планированием. Сигналы, поступающие от мозга к речевым механизмам (гортани, губам, языку, мягкому нёбу и жевательным мышцам), у детей с диспраксией фактически не выполняются. При этом затруднено как моторное планирование, так и попытки произвольно восстановить вновь звуки речи.
Речь каждого ребенка различается ритмическим рисунком, просодикой, или «мелодией», а также непоследовательными ошибками в речевых звуках. Для апраксии характерно то, что
налицо проблема с планированием и программированием при нормальном состоянии речевых механизмов.
Апраксия связана с трудностью правильно организовать последовательность движений, необходимых для речи, автоматизировать элементарные произвольные речевые движения.
Поскольку апраксия речи обычно является частью общей ап- раксии произвольных движений, это нарушение, по крайней мере у младших детей, связано с нарушением функций мозжечка, его влиянием на автоматизацию произвольных движений.
Каковы симптомы детской апраксии развития?
Дети с апраксией, если они способны говорить, обычно делают многочисленные артикуляционные ошибки, их речь замедленна, со стороны кажется, что ребенку очень трудно говорить, он по нескольку раз делает попытки произнести некоторые звуки. Ритм речи тоже кажется неправильным, кроме того, ребенок неверно ставит ударения.
На основании каких признаков возможен диагноз «апраксия»?
Ребенок ничего не говорит или говорит очень мало, имея в активном словаре от 100 до 200 слов, и даже не пытается строить предложения из двух слов.
Ребенок изо всех сил пытается говорить, делает пробы и ошибки, при этом очень переживая свою неспособность говорить.
Для того чтобы как-то выстроить общение, ребенок использует знаки и жесты, которые состоят из множества простых выразительных движений тела и лица.
Некоторые дети используют «подражательные», «имитирующие» звуки (например, шум машины), чтобы быть понятыми. Речь детей с апраксией имеет следующие характеристики:
87. большая часть слов произносится неясно, хотя встречаются исключения в виде очень ясных (и необходимых) — таких как «да»;
88. речевые ошибки поражают гласные так же, как и согласные;
89. одно и то же слово может произноситься несколькими различными способами;
90. согласные, произносимые в одних словах, пропускаются в других;
91. когда просят повторить какие-либо речевые звуки или слова, ребенок, кажется, не знает, с чего начать;
Многие из этих детей в состоянии понимать гораздо более сложную речь, чем та, что доступна им самим. Они используют много мимики и жестикуляции для общения, но с трудом копируют движения ртом, даже неречевые.
Глава 13
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!