Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2019-08-07 | 401 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Дискалькулия — специфическая неврологическая патология, в результате которой нарушается способность человека к счету. Термином «дискалькулия» обозначают невозможность совершать арифметические операции. Но некоторые специалисты полагают, что это более фундаментальное отклонение: человек не в состоянии понять идею числа как такового. Дискалькулия — менее известное нарушение, чем дислексия и диспраксия, но во многом похожее и потенциально связанное с расстройствами чтения и письма.
Дискалькулия встречается у людей с разным уровнем интеллекта, но у всех у них есть специфические проблемы, связанные с определением времени, вычислениями, измерениями и т. п. Дискалькулия встречается не так уж редко. Многие дети с диагнозом «дислексия» или «диспраксия», как уже отмечалось, имеют также дискалькулию.
Слово «дискалькулия» буквально переводится как «плохой счет». Но с нарушением счетных операций часто связано и нарушение ориентации в пространстве, отсутствие чувства времени, плохая память, орфографические проблемы, недостаток интуиции. Дискалькулия встречается как у детей, так и у взрослых.
Дискалькулию можно выявить в дошкольном возрасте и, таким образом, смягчить проблемы, возникшие у маленького ребенка.
Как научить счету ребенка с дискалькулией? Таким же образом, как при дислексии учат читать: слегка изменив подход, можно корректировать и дискалькулию. К сожалению, дискалькулия как менее известная патология не всегда вовремя выявляется. Ребенку бывает очень трудно смириться со своей неуспешностью в математике, особенно в тех случаях, когда он хорошо успевает по другим предметам.
|
Каковы симптомы дискалькулии? Страдающие этим нарушением часто испытывают трудности, обращаясь с числами, путают знаки «плюс» и «минус», «разделить» и «умножить»,
прямые и обратные дроби, переставляют цифры в числах и делают другие подобные ошибки. Но помимо собственно «числовых» трудностей, у многих из них возникают проблемы с определением правого и левого, ориентацией по сторонам света. Признаком дискалькулии служит также неспособность сравнивать числа.
Люди с дискалькулией часто используют счет на пальцах или на палочках вместо иных, более эффективных, арифметических стратегий. Им трудно читать и понимать разного рода расписания, вести подсчеты в уме, производить любые измерения.
Школьники, страдающие дискалькулией, успешны в обучении вплоть до того момента, когда становится необходимо считать. Кроме того, они с трудом следят за временем, часто опаздывают, путают часы. Дискалькулия создает трудности и взрослым — такие как неспособность оценивать собственное положение (в пространстве), планировать и распределять бюджет. Иногда люди с дискалькулией не могут даже подсчитать стоимость продуктов, положенных в корзину в универсаме. Тем более непреодолимыми оказываются математические теории, правила, формулы, последовательности действий. Наблюдая за игрой в футбол, теннис или баскетбол, они не могут следить за счетом! Проблемы возникают на пустом, казалось бы, месте: невозможно научиться танцевать, так как не получается считать шаги в танцах; не удается различать простейшие сигналы, если предусмотрен их определенный порядок; трудно вести подсчеты на калькуляторе. Такое состояние в крайнем своем проявлении может привести к числовой (арифметической) фобии.
Каковы причины дискалькулии? Однозначного ответа нет. Были исследованы несколько областей, подозрительных на потенциальный генезис подобной патологии. Гипотетическими причинами могут быть следующие.
Неврологические причины. Дискалькулия связана с повреждением коры головного мозга в области, расположенной между височной и теменной долями.
|
Недоразвитие оперативной памяти, которая задействована при совершении в уме арифметических операций. Поэтому можно предположить, что у тех, кто страдает от дискалькулии, есть и нарушения оперативной памяти.
Однако такие нарушения приводят к общим трудностям в обучении и не являются специфичными только для дискалькулии.
Исследование одаренных в математике детей выявило у них увеличение активности в правом полушарии во время занятий. В то же время имеются научные данные, свидетельствующие о нарушении функционирования правого полушария при дискалькулии.
Другими причинами дискалькулии могут быть следующие.
Низкий уровень интеллекта. Однако бывает, что дискалькулией страдают люди с нормальным и даже высоким уровнем интеллекта.
Проблемы обучения, связанные с работой мышления. Основные навыки сложения, вычитания, умножения и деления с трудом формируются у детей с дислексией: чтение математического задания само по себе уже вызывает трудности. Важно понять: распознает ли ребенок символы чисел? Понимает ли знаки «плюс», «минус», «равно»?
Проблемы преподавания. Возможно, учитель недостаточно хорошо излагает материал, дает мало времени для осмысления, выработки навыка.
Также возможны врожденные или наследственные проблемы, встречаются и разнообразные комбинации всех названных факторов.
Что делать, если у ребенка обнаружилась дискалькулия? Прежде всего, будьте внимательнее к ребенку, не ругайте и не жалейте его, похвалите, если он решил арифметический пример правильно. Важно не количество правильно выполненных заданий, а способ, с помощью которого ребенок добился результата. Детям, страдающим дискалькулией, нужно давать больше времени, чем другим, для решения арифметических примеров. Убедитесь, что ребенок действительно понял, чего от него хотят.
Обучая ребенка с дискалькулией, полезно выяснить, какой тип восприятия у него преобладает: зрительный, слуховой или кинестетический — и в зависимости от этого выбрать соответствующий стиль преподавания (методики обучения детей с такими особенностями подробно разработаны).
Попытайтесь научить ребенка представлять числа зрительно, оперируя различными предметами (например, счетными палочками, монетами и т. п.). Имейте в виду, что ребенок может использовать нестандартные методы решения задач и поощряйте его. Одновременно развивайте такие полезные навыки, как умение ориентироваться в пространстве, распознавание паттернов, визуализацию. Это можно сделать при помощи кубиков, паззлов, конструкторов типа «Лего» и т. п.
|
Обучите ребенка правильно пользоваться такими понятиями, как величина числа, последовательность фигур, символы игральных карт. При обучении счету используйте один определенный метод, следуйте единственной стратегии решения, чтобы ребенок освоил и запомнил ее. «Творческие» отклонения неуместны.
Просите ребенка читать задачи вслух и внимательно слушайте. Задавайте ему множество однотипных примеров и пытайтесь связать арифметические упражнения с реальной жизнью. Учите ребенка пользоваться калькулятором, если устный счет никак «не идет», одновременно предлагайте решать менее сложные примеры с небольшими подсказками. Сначала решите пример сами, затем вместе с ребенком и, наконец, дайте сделать задание самостоятельно.
Ребенку с дискалькулией нужно значительно больше времени для того, чтобы вспомнить необходимые правила и определения, поэтому очень важно повторение. Ритмичная музыка способствует процессу запоминания.
Дети с тяжелой дискалькулией, особенно если они страдают еще и дислексией, порой имеют очень плохую механическую память. В этом случае они должны вначале концентрироваться на освоении основных арифметических законов и затем использовать их как стратегии вычисления.
Дискалькулия создает большие проблемы у старших школьников, выбирающих профессию. Посоветуйте им пообщаться со студентами, имеющими аналогичные нарушения. Инженерные и естественные науки требуют хорошего знания математики, в то время как изучение наук социальных (за исключением статистики) позволяет минимизировать объем математических знаний.
Глава 20
АУТИЗМ У ДЕТЕЙ.
Раньше аутизм у детей встречался крайне редко. Когда мы в медицинском институте изучали это нарушение, на кафедре психиатрии нам даже не могли продемонстрировать ребенка с аутизмом. Сейчас аутизм встречается очень часто — один случай на 156 детей (статистика США). Появились даже статьи под названием «Эпидемия аутизма в США»! Причем речь идет о детях с официальным диагнозом, а сколько их с легкими недиагностированными формами.
|
Конечно, интерес широкой общественности к этому заболеванию привлек великолепный фильм «Человек дождя». Благодаря ему распространилось «просвещенное» мнение, что аутизм — это «иное» мышление, аутисты — дети, которых не понимают, погруженные в себя, в свои «высокие материи»...
Джейн Айрес, приводя доводы в пользу своей теории нарушения сенсорной интеграции, постоянно говорит о детях с аутизмом. Именно потому, что у них нервная система тяжело пострадала в родах с грубой асфиксией (полным отсутствием кислорода в течение нескольких минут). Клиническая картина нарушений у детей с аутизмом — это яркая модель поражений ствола мозга, мозжечка, лимбической системы и других структур мозга в результате длительной асфиксии в родах.
Конечно, аутизм у детей, то есть комплексное нарушение функционирования различных структур мозга, может развиться и под воздействием других вредных факторов. Это и инфекции (например, коревая краснуха) во время беременности матери, повреждающие мозг, прием матерью токсичных для плода лекарств, воздействие токсичных химических веществ, алкоголизм матери; причиной аутизма могут быть и генетические нарушения — синдром хрупкой Х-хромосомы.
Ядра ствола мозга созревают раньше других мозговых структур, имеют наибольшую скорость кровотока и поглощения кислорода и глюкозы. Поэтому именно они чаще всего поражаются при острой нехватке кислорода. Нарушение функций ядер ствола мозга «виновно» во многих симптомах аутизма. Из-за нарушения движения глаз у детей с аутизмом взгляд кажется «пустым», они даже мигают редко. Малоподвижность лицевой мускулатуры выглядит как отсутствующее выражение лица.
Нарушение развития речи и поражение слуха — наиболее часто встречающиеся расстройства при аутизме. Наиболее серьезные затруднения у таких детей вызывает овладение языком. Растройство речи у аутистов — результат вербальной слуховой агнозии, невозможность различать в быстром потоке речи звуки и слова. У них нарушена также способность выделять нужные звуки из шума, они не могут распознать начало нового слова в потоке речи.
Вербальная слуховая агнозия поражает всех людей в более позднем возрасте. Большинство взрослых с трудом обучаются иностранным языкам, и совсем немногие могут освоить фонетику нового языка без акцента. По мере созревания мозга мы теряем способность воспринимать акустические признаки, необходимые для восприятия языка на слух. Особенно трудно следить за потоком речи на иностранном языке. Это обычное препятствие для взрослых, осваивающих новый язык, и не стоит рассматривать его как нарушение слуховой функции. То, что мы не распознаем чужой язык, есть следствие утраченной остроты слухового восприятия.
|
У ребенка с аутизмом этот механизм сломан при рождении, что объясняет его неспособность овладеть родным языком. Потеря способности различать и распознавать звуки включает неспособность выделять речевые звуки из общего шума окружающей среды.
Здоровые маленькие дети выделяют основные единицы значения (морфемы) в речи, распознавая ударные слоги. Затем ребенок использует эти морфемные единицы, чтобы создавать свою оригинальную речь в другом контексте. Вначале речь нормально развивающегося ребенка кажется «телеграфной» и примитивной, но она обновляется в каждой новой ситуации.
Напротив, ребенок с аутизмом не понимает значения ударных слогов и не слышит акцентов на них. «Закрытый» эхола- личный ребенок с аутизмом начинает использовать морфемные единицы целиком, он берет предложения из речи других и не изменяет их, чтобы привести в соответствие с новым контекстом. Такая речь кажется «неуместной и метафоричной».
Нормально развивающийся ребенок отбирает из речи взрослого то, что ему необходимо, и конструирует выражения, которые отличаются от употребляемых взрослыми. Ребенок с аутизмом может утверждать: «это игрушка его», имея в виду себя, то есть использовать ту форму притяжательного местоимения, которой взрослый обозначает другого. Он делает это без какого-либо изменения интонации, а не меняет местоимение «его» на «мой».
Нарушение функции слуховой «тревожности» — это часть синдрома дефицита внимания у детей с аутизмом. Ребенок с аутизмом временами кажется глухим, не способен ориентироваться в звуках, которые обычно привлекают внимание. Ориентировочные и мигательные реакции (которые связаны с функцией нижних бугорков) у такого ребенка могут отсутствовать. Недостаток мимической выразительности и зрительного контакта также является результатом нарушения функции в наиболее активных ядрах ствола мозга.
Какие структурные аномалии мозга могут быть причиной аутизма?
Нижние бугорки слуховой системы среднего мозга миели- низируются и начинают полностью функционировать в человеческом мозге раньше других структур. Повреждение нижних бугорков во время беременности матери или при родах может вести к аномальному развитию и снижению метаболизма в воспринимающих речь областях в височных долях у ребенка.
Асфиксия в родах также может быть значимым фактором для возникновения аутизма. Короткий период полной асфиксии может легко пройти незамеченным, однако является фактором, предрасполагающим к аутизму.
Метаболически активные нижние бугорки четверохолмия наиболее часто поражаются во время асфиксии в родах. Мириады звуков окружающей среды проходят через нижние бугорки; это активный процессор — центр для определения начала звука и измерения его интенсивности между правым и левым сенсорными каналами — ушами.
Нижние бугорки — это также «тревожный» центр, он играет роль в общем осознании и поддержании уровня сознания. Это критический компонент слуховой системы, который поражен у детей с аутизмом, даже если повреждение сразу и незаметно.
Выраженные нарушения в мозжечке и в нижних оливах ствола мозга также были неоднократно описаны при исследовании мозга аутистов.
Из-за асфиксии во время длительных схваток или трудных родов может произойти поражение любых мозговых структур. Особенно если прохождение головки через кости таза затруднено неправильным предлежанием плода.
К сожалению, у врачей-психиатров в настоящее время доминирует точка зрения, что преобладают генетические причины этого нарушения, что лечение детей с аутизмом дает незначительный эффект. Такая позиция оставляет родителей детей с аутизмом один на один с этой тяжелой патологией.
Необходимо детально выяснить причины этой патологии в каждом конкретном случае и проводить массированную терапию в самом раннем возрасте, когда лечение наиболее эффективно. Конечно, нельзя ждать быстрого эффекта от лечения, но даже небольшие сдвиги в состоянии ребенка будут способствовать социализации и адаптации этих детей к условиям жизни и требованиям общества.
Глава 21
«НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ» НАРУШЕНИЯ СЛУХА
Когда говорят о нарушении слуховых способностей, большинство из нас, прежде всего, думает о процессах, которые происходят в ушах, то есть способности определять наличие звука. Однако способность определять наличие звуков — это только одна часть процесса, происходящего в слуховой системе. Есть много детей, не имеющих никаких проблем с определением наличия звука, но с другими типами слуховых нарушений (например, трудность понимания речи в окружающем шуме, проблемы понимания устных команд и инструкций, трудности обучения новым словам или иностранным языкам). Эти слуховые нарушения мешают детям развивать речь и речевые навыки, успешно учиться, эффективно общаться.
В Великобритании центральные нарушения слуха встречаются примерно у 7% детей (чаще чем у каждого 15-го ребенка). Вероятно, эта цифра была бы больше, если бы всех детей тщательно обследовали, — часто такие проблемы вообще не выявляются.
Центральные нарушения слуха отоларингологи не лечат — это патология неврологическая. Таких детей направляют к неврологу, но без обследования на специальных приборах невролог не может поставить верный диагноз. Поэтому ребенку могут быть поставлены такие диагнозы, как «задержка речевого развития», «минимальная мозговая дисфункция (ММД)», «синдром дефицита внимания». В результате ребенок остается без правильного лечения и коррекции
Это очень серьезная проблема, имеющая большое значение для будущего развития детей. К сожалению, в нашей стране ей уделяется мало внимания из-за недостатка необходимого оборудования, отсутствия методик лечения и коррекции и просто осознания того, что эта проблема существует. Кроме того, данная патология находится на «стыке» интересов отоларингологов, нейропсихологов, дефектологов, но ни один специалист не в состоянии решить проблему, поскольку требуются неврологическая диагностика и лечение.
В неврологической практике у взрослых пациентов центральные нарушения слуха также выявляются крайне редко, в основном при тяжелой патологии: инсульты, опухоли мозга, тяжелые огнестрельные раны. Но тогда на первый план выходит спасение жизни больного, и нарушениям слуха уделяется немного внимания.
Совсем другая ситуация в детской неврологии. Родовые травмы, гипоксия во время беременности и в родах, нарушение кровоснабжения мозга и другие патологические состояния в начале жизни ребенка часто и достаточно грубо нарушают работу центральной слуховой нервной системы. Ребенок попадает в зону риска: у него возможны центральные («неврологические») нарушения слуха.
Нарушения центральных слуховых процессов, если они не выявляются и не лечатся, влияют на развитие и обучение ребенка.
Наиболее важный период для освоения речи — от рождения до четырех лет. Каждый ребенок учится говорить, слушая. То есть для нормального развития речи ребенку необходим адекватный слух.
Одна из наиболее частых причин школьной неуспеваемости связана с нарушением слуха, поскольку проблемы с вниманием на самом деле зачастую имеют в основе недостаток слуха. Коммуникационные трудности нарушают отношения ребенка со взрослыми и с другими детьми.
Центральная потеря слуха возникает в результате повреждения слуховых центров мозга, которые воспринимают неправильные сигналы. Ребенок с таким повреждением слышит, но не все понимает в услышанной речи. Ему трудно следовать простым устным указаниям, особенно когда их одновременно больше одного.
Чем скорее будет выявлено нарушение слуха и начато лечение ребенка, тем менее выраженными окажутся вредные для развития ребенка последствия.
Итак, что должен слышать ребенок на разных этапах своего развития?
От рождения до 3 месяцев: ребенок пугается громких звуков, но успокаивается, услышав голос матери.
От 3 до 6 месяцев: реагирует на свое имя. Реагирует на звуки окружающей среды (такие как звонки телефона).
От 6 до 10 месяцев: понимает обычные слова («нет», «бай- бай» и т.д.). Лепечет в ответ на человеческий голос.
От 10 до 15 месяцев: может указывать по просьбе на знакомые предметы. Имитирует простые слова и звуки.
От 15 до 18 месяцев: использует несколько простых слов. Называет части тела, когда его просят. Выполняет простые речевые инструкции.
2года: выполняет простые команды без зрительного указания. Может повторять простые фразы.
3года: может локализовать источник звука. Демонстрирует понимание таких слов, как «иди», «мне», «в», «большой».
4года: в состоянии дать связный отчет о недавнем событии. Может выполнять простые указания с более чем одним элементом.
5лет: способен вести простую беседу. Речь ясная и легкая для понимания.
«Неврологические» нарушения слуха есть у 7% детей. Несмотря на это, диагностика и реабилитация таких нарушений появились только в последние тридцать лет как результат развития диагностической техники. В настоящее время акценты смещаются от диагностики этих нарушений к их лечению и устранению.
Центральная слуховая нервная система внутренне избыточна — сложные взаимодействия ее структур поддерживают устойчивость системы, чтобы компенсировать возможные дефициты. У детей миелинизация и созревание центральной слуховой системы продолжается вплоть до 10-12-летнего возраста. Молодой мозг имеет наследственную способность к пластичности: слуховое представительство в конечном мозге способно измениться в ответ на изменения в слуховых рецепторах (ушах), слуховую стимуляцию или специальное обучение.
Расстройство слуха, как уже говорилось, часто является следствием гипоксии или асфиксии во время родов, кроме того, одной из основных причин такой патологии может стать применение антибиотиков при лечении новорожденных и грудных детей.
Для понимания речи очень важны высокие частоты, при неврологической же патологии чаще всего нарушается восприятие именно этих частот. Так, ребенок слышит обычные звуки окружающей среды (например, хлопки в ладоши), но не воспринимает некоторые высокочастотные звуки речи.
Центральные слуховые процессы — это способность мозга (то есть центральной нервной системы) перерабатывать входящие слуховые сигналы. Мозг «узнает» звуки по их различительным параметрам — физическим характеристикам частоты, интенсивности и временным признакам. После того как мозг закончил анализ физических характеристик входящих слуховых сигналов или сообщений, он конструирует «образ» этого сигнала из его составных частей для сравнения с хранимыми в памяти «образами». Если «образы» совпадают, удается понять, что было сказано, или распознать звуки, которые имеют важное значение (сирену, звонок в дверь, звонок будильника).
Нарушения центральных слуховых процессов имеют несколько причин, но основная, как мы уже говорили, — это стволовая недостаточность в результате родовых травм или гипоксии во время беременности и родов. У многих детей это вызывает задержку миелинизации и развития важных стволовых слуховых центров в мозге. Нередко слуховые способности у этих детей затем развиваются по мере созревания центральной слуховой системы, в результате своевременной диагностики и адекватного лечения. У других детей эти дефициты могут сохранятся на всю жизнь. Порой нарушение центральных слуховых процессов связано с тяжелой неврологической патологией: травмой, дегенеративным заболеванием, вирусной инфекцией, отравлением свинцом и т. д.
Повторю: нарушению центральных слуховых процессов часто сопутствуют другие нарушения. Они включают задержку развития речи и расстройство речи, трудности в обучении или дислексию, дефицит внимания, часто с гиперактивностью, трудности в общении и эмоциональные проблемы.
Центральные слуховые процессы физиологически связаны с механизмами внимания. У детей с «неврологическими» нарушениями также отмечается дефицит внимания. У школьников сочетание этих двух важных факторов быстро приводит к тому, что исчезает интерес к учебе. Также в той или иной степени страдает когнитивная функция, развитие речи, память и способность к обучению.
Дети с «неврологическими нарушениями слуха» не уверены в том, что именно они слышат; им трудно слушать при наличии окружающего шума, они хуже слышат отраженную речь, плохо понимают речевую инструкцию, а также быструю и искаженную речь при нормальном периферическом слухе. Эти симптомы могут проявиться в первые школьные годы или на более поздней стадии обучения, когда повышаются
академические требования или изменяется акустическое окружение. В редких случаях это могут быть первые симптомы проявления неврологической патологии. Как следствие этих первичных трудностей дети с «неврологическими нарушениями слуха» часто имеют вторичные нарушения речи и чтения, они невнимательны и рассеянны. Эти вторичные нарушения требуют тщательной оценки и диагностики, чтобы исключить другие отклонения в развитии.
Перечислю некоторые из наиболее распространенных симптомов у детей с «неврологическими нарушениями слуха». Многие из них встречаются также у детей и с другими нарушениями (например, дефицит внимания, глухота, поведенческие проблемы, трудности в обучении или дислексия). Таким образом, необязательно наличие одного или нескольких этих симптомов указывает на то, что ребенок имеет именно «неврологическое нарушение слуха», но его следует направить на соответствующее тестирование. Диагноз «неврологическое нарушение слуха» не может быть поставлен, пока не проведено специализированное обследование и не исключены другие проблемы. Итак, симптомы:
ребенок плохо слышит в шумных помещениях;
ребенок не может долго поддерживать длинные беседы;
ребенку трудно слушать разговор по телефону;
у ребенка трудности с обучением иностранному языку или запоминанием сложных слов;
у ребенка трудности с запоминанием устной информации (дефицит слуховой памяти);
подросток плохо записывает лекции со слуха;
ребенку трудно поддерживать внимание, если их отвлекают другие звуки;
ребенку трудно выполнять речевую инструкцию, особенно если она состоит из нескольких пунктов;
у ребенка есть трудности с чтением;
ребенок плохо воспринимает невербальную информацию (например, музыку).
Этот список симптомов касается речевых, а также «школьных» проблем, которые характерны для детей с «неврологическими» нарушениями слуха. Поскольку речевые навыки развиваются на базе нормального слуха, у таких детей неизбежны речевые расстройства и трудности в обучении. Если ребенок испытывает трудности с переработкой короткой и с быстро изменяющейся акустикой разговорной речи, у него, вероятно, возникнут проблемы с распознаванием фонем родного языка, что, в свою очередь, породит проблемы при сопоставлении звуков речи с их буквенным написанием (умение, которое служит основой для развития чтения и письма). Это приведет к проблемам понимания и низкой академическим успеваемости.
Прежде всего, для постановки диагноза «неврологическое нарушение слуха» следует исключить простое периферическое нарушение слуха. Для этого ребенок должен пройти консультацию отоларинголога. Если отоларинголог не находит патологии, а также аудиометрическое исследование не выявляет снижения слуха, то проводится специальное исследование. Диагноз основывается на информации из анамнеза (медицинский, обучения, развития), тщательного неврологического исследования, электрофизиологических исследований, а также вспомогательных процедур (таких как допплеровское исследование кровотока мозга, электроэнцефалография, нейроизобра- жение и другие).
«Неврологические нарушения слуха» оцениваются с помощью специальных методик, разработанных чтобы оценить различные слуховые функции мозга.
Электрофизиологические исследования измеряют «ответ» мозга на звуки, для чего электроды, расположенные на голове ребенка, считывают электрические потенциалы, возникающие в центральной нервной системе в ответ на слуховые стимулы. Слуховые стимулы («щелчки», «тоны») подаются в ухо ребенка, а электродные ответы записываются. Некоторые электрофизиологические исследования используют, чтобы оценить процессы, происходящие в нижних структурах мозга (методика стволовых слуховых вызванных потенциалов), в то время как другие оценивают более высокие структуры мозга (методика слуховых когнитивных вызванных потенциалов, или П-300) и другие. Результаты, полученные при этих исследованиях, сравнивают с возрастными нормами, чтобы определить, есть ли какая-либо аномалия.
«Неврологические нарушения слуха» могут встречаться при неврологических заболеваниях, таких как судорожные состояния и эпилепсия, опухоли центральной слуховой нервной системы, наследственные болезни нервной системы. Однако наиболее распространенная причина таких нарушений — задержанное созревание центральных слуховых путей.
Конкретные процедуры назначаются в зависимости от ряда факторов, включая точную природу «неврологического нарушения слуха», возраст ребенка, другие сопутствующие трудности и проблемы. Подходы к коррекции и лечению по задаче можно разделить на три большие категории:
улучшение восприятия ребенком слуховой информации;
улучшение когнитивных и речевых навыков ребенка;
улучшение качества слухового сигнала.
Детям с «неврологическими нарушениями слуха» будут полезны тренирующие слух процедуры и тренинги фонематического слуха. Слуховой тренинг может включать компьютеризированные программы, такие как Раз!; РогШопр которые изменяют речь акустически и адаптируют ее скорость к скорости слуховых нервных процессов.
Для улучшения качества речевого сигнала ребенку можно дать прибор, помогающий слушать, усиливающий голос учи теля и уменьшающий шумовой фон в классе. В классе можно установить акустическое покрытие, акустические потолочные плитки, звукоизолировать окна, чтобы минимизировать вредные шумовые эффекты, мешающие воспринимать речь.
Наконец, учителя и родители помогут ребенку преодолеть его слуховой дефицит, если будут говорить медленно, четко произнося все звуки, упрощая сложные фразы, используя визуальную поддержку в дополнение к речевой информации ит. д.
ГЛАВА 22
НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
На приеме у врача разные родители задают похожие вопросы. Чаще всего спрашивают о причинах неврологических проблем у детей. Вот наиболее распространенные вопросы родителей с ответами на них.
? Почему сейчас так много родовых травм, случаев гипоксии, других осложнений?
Нарушений в процессе беременности и родов много было всегда. Но раньше работал естественный отбор. До революции было в порядке вещей рожать много детей — причем и в крестьянских, и в дворянских, и в купеческих семьях. Многие погибали в процессе родов, в раннем возрасте. Это считалось чуть ли не нормой.
В наше время другое отношение к детским болезням и детской смертности. За последнее время действительно наметилась тенденция к большему количеству осложнений во время
родов, и это вызывает тревогу. Мне кажется, главная причина — гиподинамия молодых женщин. Сейчас девочки мало занимаются спортом, много времени проводят за компьютером, у телевизора... Роды всегда были сложным процессом, требующим здорового организма, сильных мышц. Конечно, немалую лепту в родовые осложнения вносит экология, неправильное питание, вредные привычки, инфекции у матерей.
? Откуда берутся травмы и гипоксии при кесаревом сечении?
Кесарево сечение — фактор, увеличивающий травматизм. В отечественном акушерстве принята методика небольшого разреза. Извлечение плода через этот разрез не менее травматично, чем естественные роды. Кроме того, на ребенка действует «кессонный эффект» — резкое изменение давления при переходе в другую среду.
? Сейчас рекламируют роды в зарубежных клиниках, и некоторые состоятельные родители рожают детей за границей. Вероятно, там детский травматизм ниже?
Травматизм новорожденных в зарубежных клиниках вовсе не меньше. Просто стандарты требований к новорожденным, выработанные за многие годы в нашей стране, выше. В зарубежных клиниках на детей с задержками моторного, речевого и психического развития врачи долго не обращают внимания, а родители, особенно бывшие россияне, часто приезжают к нам, чтобы показать детей, которые вызывают у них оправданное беспокойство и желание начать своевременное лечение.
Конечно, большинство роддомов в нашей стране менее комфортны, чем зарубежные клиники, где и палаты лучше оборудованы, и персонал более вышколенный. Но качество медицинской помощи, квалификация российских врачей и акушерок намного выше, чем во многих странах мира.
? На что следует обращать внимание родителям новорожденного?
В первый месяц жизни беспокойство должно вызывать нарушение сна (ребенок часто просыпается, вздрагивает, вскрикивает, запрокидывает головку), нежелание брать грудь и «ленивое» сосание, поперхивание, срыгивание, икание. О неврологических проблемах свидетельствуют также недостаточная прибавка в весе, дрожание рук или подбородка при плаче, повышенный тонус (трудно разогнуть ручки или ножки) или, наоборот, низкий тонус (вялые конечности), плохая опора на ножки. Тревогу должны вызывать и так называемые «цыпочки» (когда ребенок не опирается всей стопой на плоскость, встает на носочки), и кривошея (малыш держит головку с наклоном в одну сторону).
? Что должно настораживать родителей на первом году жизни ребенка?
Даже небольшие задержки в развитии являются поводом для беспокойства. Если к двум месяцам ребенок не держит головку, не гулит в возрасте от двух до четырех месяцев, не садится к шести-семи месяцам, не ползает, не начинает произносить слоги с шести до восьми месяцев, а к одному году — около десяти слов, если годовалый ребенок не ходит без поддержки — необходимо обратиться к неврологу. К двум годам здоровый ребенок должен говорить фразы из двух-трех слов.
? На что следует обращать внимание родителям дошкольника?
В дошкольном возрасте наиболее распространенным поводом для обращения являются судороги на фоне высокой температуры или без нее, «закатывания» (когда ребенок плачет до потери сознания или судорог), кратковременные потери сознания («отключения» на несколько секунд, обмороки), нарушения поведения в виде агрессивности, повышенной возбудимости, чрезмерной подвижности, задержки развития речи (невнятная речь, неправильное построение фраз, неумение читать наизусть стихи, нежелание слушать книжки). Обследования требует также наличие энуреза (ночного недержания мочи) после двух лет.
? По каким причинам чаще всего обращаются к неврологу родители школьников?
В школьном возрасте наиболее частыми являются жалобы на плохую успеваемость (особенно по русскому языку), головные боли, раздражительность, плохое поведение, несобранность, невнимательность, снижение памяти, повышенную утомляемость, нежелание учиться, а также энурез, нарушение осанки, плоскостопие и косолапость.
? Как развивается ребенок, у которого была гипоксия в родах?
Нередко такие дети очень беспокойны, часто срыгивают, икают, плохо спят и днем, и ночью, слабо сосут грудь. Мать кормит такого ребенка по 40-60 минут. В некоторых случаях дети вследствие слабости мышц рта постоянно недоедают, так как не могут высосать необходимое, страдают гипотрофией (малый относительно роста вес) и даже нарушением сна из-за голода. Сосательный рефлекс жизненно важен для ребенка. Маленькие дети не бывают «ленивыми», они могут быть слабыми.
? Как проявляются у детей внешние признаки неврологических нарушений?
Часто у новорожденных и детей первых месяцев жизни имеется более или менее выраженная кривошея с наклоном головы к правому (что встречается чаще) или левому плечу, симптом «короткой шеи» (когда головка втянута в плечи), дрожание рук и подбородка, легкая косолапость, слабость мышц плечевого пояса. Все это свидетель
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!