Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2019-08-07 | 143 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Одним из наиболее таинственных и давно изучаемых неврологических нарушений является дислексия. Термин «дислексия» буквально можно перевести как «трудность с лексикой» (что выражает понятие «трудность чтения», как было указано выше). Это нарушение — одно из самых распространенных среди детей школьного возраста. По данным Департамента здоровья США, дислексия встречается у 17-20% детей, при этом мальчики и девочки страдают ею одинаково часто.
Дислексия выявляется, когда дети начинают учиться чтению. Она может протекать как легко, так и очень тяжело. Иногда ограничивается только рамками детства, но порой продолжается и всю взрослую жизнь.
Дислексия включает трудности называть буквы, читать слова и предложения, узнавать написанные слова, даже после того, как они были озвучены. Дислексия может, например, включать неожиданные ошибки в чтении по буквам или необычный синтаксис. Однако дислексические проблемы у ребенка нередко касаются не только чтения и письма, но также выражаются в плохой кратковременной памяти на серии чисел и математические действия (дискалькулия), трудностях в развитии мелкой моторики. У детей с дислексией часто замедлено развитие речи в раннем возрасте.
Проблемы с чтением у детей с дислексией нельзя объяснить низким уровнем интеллекта или плохим зрением. Поэтому при постановке диагноза «дислексия» необходимо сравнить способности ребенка к чтению и письму с общим уровнем инетеллекта.
Дислексические трудности являются результатом сниженной способности связывать зрительные символы с вербальными звуками. Около половины детей с дислексией также имеют дефицит внимания, иногда в сочетании с гиперактивностью.
|
Вот портрет школьника с дислексией. Станислав, 14 лет. Производит впечатление симпатичного, интеллигентного юноши с хорошо развитой речью. Однако он неспособен читать, писать, даже составлять слова по буквам на уровне, необходимом для обучения в школе. Мать вспоминает о небольшой гипоксии в родах, в остальном раннее развитие шло неплохо.
Станислав чуть позже нормы (в полтора года) заговорил, фразовая речь развилась в два с половиной года.
Некоторое время ребенок занимался с логопедом, но довольно быстро стал говорить четко. Показатели невербального интеллекта при обследовании у психолога — высокие, но вербальные тесты выполняются несколько хуже. Станислав — «аудиал», он гораздо легче воспринимает новую информацию, учебный материал на слух.
Имея хорошую долговременную память, Станислав в начальных классах запоминал со слуха то, что надо будет прочесть, но не мог читать отдельные слова или фразы. Ему трудно писать или копировать текст; он держит ручку или карандаш необычно; при этом почерк неразборчив и постоянно меняется. Мальчик часто путает левое-правое, верх-низ. Может писать «зеркально». Буквы и цифры он скорее «рисует», чем пишет, и ему потребовалось долгое время для автоматизации навыка письма.
В школе за Станиславом закрепилась репутация ленивого, небрежного ученика с «поведенческими проблемами». Сам он считает себя глупым, имеет низкую самооценку, прячет и скрывает свою слабость с помощью изощренных компенсаторных стратегий и очень переживает из-за того, что плохо умеет читать. Родители очень много занимаются с ним дома, используя разные методики обучения, в том числе компьютер.
Станислав весьма артистичен, музыкален, успешно занимался фигурным катанием. До школы он был гиперактивным ребенком, в школе учителя жаловались на низкий уровень внимания, «мечтательность на уроках».
Второй пример. Никита, 13 лет. Роды были трудными, и потом мальчик отставал от сверстников в моторном развитии. Он позднее обычного научился ползать, ходить, самостоятельно одеваться и т. п. Неуклюжий, с нарушенной координацией движений, он плохо играет в мяч и «командные» игры, испытывая трудности как с мелкой, так и с крупной моторикой. Речевое развитие тоже было задержано. Первые слова появились только после двух с половиной лет, фразы — после трех с половиной. Речь долго была очень невнятной, косноязычной. Мальчик несколько лет занимался с логопедом.
|
Никита с трудом определяет и контролирует время, ему сложно упорядочивать информацию, решать математические задачи. Он до сих пор считает на пальцах или на палочках, большая проблема — пересчитать предметы или деньги. Крайне импульсивен в поведении, в классе играет роль «клоуна», «возмутителя спокойствия». У него хорошая долговременная память на места и лица, но плохая память на слова,, факты, последовательности событий. У Никиты лучше развито образное мышление, слабо — вербально-логическое.
Кратковременная память, особенно на последовательность действий или фактов, ниже нормы. Внимание легко отвлекается посторонними звуками. Ему трудно выражать мысли в словах; говорит Никита, запинаясь, оставляет предложения незаконченными; неправильно произносит длинные слова или переставляет фразы, слова, слоги, заикается при стрессе. Мальчик заметно отстает от своих сверстников в эмоциональном и социальном развитии.
Это было описание двоих детей-дислексиков, значительно отличающихся друг от друга. На первый взгляд, у них очень мало общего, кроме того, что они не могут толком научиться читать. Однако исследование при помощи методики стволовых слуховых вызванных потенциалов выявило у обоих мальчиков поразительное сходство в характере нарушений: значительное замедление проводимости слуховых импульсов, причем больше с левой стороны.
Паула Таллал, о которой мы не раз упоминали в этой книге, связывает развитие письменного языка с устной речью. Она утверждает, что причины нарушений в обучении чтению и письму те же, что и нарушений в устной речи, — это низкая скорость переработки фонологического кода языка.
Выше уже приводилось образное сравнение способности мозга воспринимать речь с «аналого-цифровым преобразователем», в котором звуковой поток разрезается на «ломтики», на «цифровые кусочки». Если мозг не делает этого достаточно быстро, то ребенок не в состоянии овладеть чтением.
|
Быстрая переработка зрительной информации связана с орфографическими способностями, а слуховой — со способностями фонологического декодирования. И это нарушение прослеживается во всем спектре нарушений обучения чтению. Неврологическая проблема в обоих случаях представляет собой снижение скорости переработки информации и способности быстро выявлять различия в ней.
При При дислексии встречаются сопутствующие расстройства. Одно из наиболее частых — центральное нарушение переработки звуков — вызывает нарушения слуховой памяти и переработки быстрых серий слуховых сигналов. Имеются формы дислексии, при которых нарушается способность соединять слова с их значением на письме и в речи.
Среди большой части детей с дислексией распространена диспраксия — неврологическое нарушение, о котором уже говорилось выше и которое характеризуется заметными трудностями при удержании равновесия, контроле тонкой моторики и координации движений.
Что еще наиболее типично для детей с дислексией? Дефицит внимания. Как вариант диспраксии встречается вербальная диспраксия — проблемы в использовании звуков речи. Типична среди детей с дислексией и дисграфия — искаженное и неправильное письмо, а также дискалъкулия — невозможность обучиться основным арифметическим навыкам. Нередко люди с этим нарушением в состоянии овладеть очень сложными математическими понятиями, но не могут использовать формулы и даже основные арифметические действия сложения и вычитания.
Подробнее о дисграфии и дискалькулии поговорим в следующих главах.
Глава 18
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!