Жизненная позиция в процессе формирования образа жизни — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Жизненная позиция в процессе формирования образа жизни

2019-08-07 114
Жизненная позиция в процессе формирования образа жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процесс формирования образа жизни неразрывно связан с последующим формированием жизненной позиции. Связь эта обусловлена тем, что при рождении образа мира (кар­тины мира) человек подымается к субъектности, осознанию себя как автономного, эмансипированного мира, способного вырваться мысленно из действительности, щупальцами креп­ко держащей его в предметности мира, освобождается от этих связей и становится способным ощутить свою субъектность.

Рожденный, отделенный от конкретики, обобщенный образ мира содействует росту субъективности человека, представившего перед своим внутренним взором нечто противостоя­щее. Но, когда весь мир противостоит человеку, он невольно начинает ощущать свое отдельное «Я», отличное ото всех «Я», сущностное «Я» в отношении к сущности мира.

Можно сказать, что формирование образа мира и ста­новление жизненной позиции - почти одновременно протекающие процессы: первое обеспечивает эмансипацию \25\ человека от мира, в который он вмонтирован накрепко как биологическое существо и как социальное лицо; второе открывает возможность увидеть связь эмансипированного «Я» и мира вне «Я».

В этой связи двух процессов первенство принадлежит процессу формирования образа жизни: он исток будущей жизненной позиции; он условие существования жизненной позиции; он определяет характеристику жизненной позиции, а значит, выступает фактором ее.

В 70-е - 80-е годы педагоги интенсивно разрабатывали идею формирования социально активной жизненной позиции. Исписаны были горы бумаги, потрачена уйма времени, бро­шено много научных сил на решение этой проблемы. Но в процессе этих напряженных поисков была видна безрезультативность и тщетность исследовательских усилий. Лишь се­годня мы могли бы объяснить причину обреченности данных усилий на провал. Только сегодня, когда вырисовывалась роль образа жизни в становлении личности, стало понятно научно-педагогическое фиаско. Чтобы формировать пози­цию, следует обеспечить наличность объекта, по отношению к которому субъект занимает позицию. «Жизненная позиция» нуждается в «жизни», представшей перед субъектом как отдельный, обобщенный, абстрагированный образ - пред­ставление жизни и становится исходным для формирования позиции по отношению к жизни - жизненной позиции.

Но как только сложился образ жизни, так уже сложи­лась позиция субъекта по отношению к этому представленному перед субъектом, ибо формирование представления подразумевает знание субъекта функций, роли, содержания, специфики и места объекта, а также знание той связи, кото­рая существует между данным объектом и субъектом.

Позиция - это то положение, которое занимает человек перед выбором своего поведения. Положение обусловлено представлением об этом объекте. Отправляясь в гости к «очень хорошим людям», я уже избрал позицию тем, что определил этих людей как «очень хороших». Мое поведение уже избрано, мною: я расположен к доброму общению с ними, доверительности и открытости. Представив мир как рой хищников, я тоже занял невольно позицию, сделав вы­бор будущего хищнического поведения. Нарисовав созна­нием картину идиллической жизни, я стану занимать пози­цию наивного и постоянно обижаемого несчастного человека, обманываемого в своих ожиданиях, \26\

Можно ли обозначить предпочтительную позицию, то есть, соответствующую современным достижениям культу­ры? Чтобы ответить на этот вопрос, приходится затронуть стержневую проблему жизни.

Стержнем всех жизненных проблем при основательное анализе оказывается Соотношение материального и духовно­го. Оглядываясь на историю человечества, проходящую сквозь войны, кровь, преступления, отчаяния, подвиги. а вместе с этим, сквозь напряженные поиски выхода m сложнейших ситуаций, в которые вгоняет себя человек, как только оказывается перед столкновением духовных и мате­риальных ценностей и не может отдать явного предпочтения тому либо другому, мы не можем не видеть, что войны и революции, преступления и подвиги, крушение личностных судеб либо стремительный взлет счастливой звезды, раздо­ры и вражда - все истоком своим имеет столкновение материальных и духовные интересов. На жизнь миллионов людей, на коротком пребывании одной личности на земле, на характере семьи развитии любви, успешности дела, на красоте, на здоровье сказывается в итоге, как решится вопрос соотношения материального и духовного. И каждый миг нашей жизни - это выбор либо в пользу материального, либо в пользу духовного.

На первый взгляд, такое суждение кажется излишне смелым, значит и неосновательным. Остановимся же на самых разнообразных жизненных ситуациях, от случая до судьбы и, прежде чем отметать, рассмотрим их.

Ученый отвергает общепринятую научную концепцию высоких авторитетов, находя в ней ошибочные теоретические основания и некорректную методику экспериментальных доказательств. Его репутация среди научных кругов непроч­ная и, разумеется, слабое материальное положение. Однако время сдерживает ореол непогрешимости с ложной концеп­цией, и выявляется истинность позиции нашего ученого. Успех, признанный всеми, приносит ему материальные блага. И в том, и в другом случае наш герой находился в ситуации сплетения и противостояния материального и духовного. Откажись он от идеи, стоящей на пути к благополучию, он бы избежал материальных затруднений, но зато не обрел бы ни славы, ни завидной материальной свободы в дальней­шем. Люди, правда, склонны объяснять изменения в судьбе его удачей либо случаем, либо везеньем. \27\

Везеньем считает другой герой знакомство с женщиной, которая стала для него верной женой. Он имел привычку пропускать впереди себя детей, стариков и женщин, входя в автобус. За это приходилось часто расплачиваться отсут­ствием места для сидения. Но если бы не эта милая привыч­ка, не состоялась бы встреча глаз - миг, подаривший ему семейное счастье. Везет тому, кто везет.

Второе «везет» - утверждаем мы - касается духовных ценностей. Их «везти» нелегко, ибо они не даны природой и не проистекают из органических потребностей. «Везущий» духовное - станут нам возражать - не обретает богатство, как правило. Ответим: но оно его волнует так мало, в срав­нении с апологетом роскоши, что, когда ему все-таки «везет» (в дружбе, любви, успехе творчества, добром расположении духа), любитель роскоши в недоумении и зависти. Более того, мы смеем утверждать, что, в конечном итоге, выигры­вает тот, кто в момент противостояния, материального и духовного, избирает духовные ценности, предпочтя Добро, Истину и Красоту индивидуальному благоденствию. Подчерк­нем: в конечном итоге до конца не идут многие, поэтому, не сумев проверить данного тезиса на собственной судьбе, не ведают и конечной выгоды.

Э. Фромм в этико-психологическом исследовании жизни выявляет две общие жизненные позиции: позиция «быть» и позиция «иметь»[5].

«Иметь» - это выстраивать жизнь по принципу облада­ния ценностями. Человек, избравший такую позицию, мог бы сказать о себе «Я есть то, чем я владею» - весь ансамбль отношений к жизни подчиняется данному общему представ­лению о жизни как постоянном безудержном и тревожном приобретении того, что можно взять у жизни. А взять у сов­ременной цивилизации можно многое: удобства, уют, роскошь, звание, положение, власть, известность. Цивилизация пред­лагает безудержно растущий уровень благ, поэтому, чтобы «Я» нашло удовлетворение, человек должен беспрерывно приобретать открывающиеся перед ним блага.

Позиция «иметь» всегда завершается благополучно, то есть, человек, в итоге, получает то, чем хотел владеть. Дру­гое дело, что он не подозревал о гнетущем чувстве неудов­летворения и частых поисках острых ощущений, которые его \28\ ожидают очень скоро. И тогда он, сохраняя свою позицию, ищет, чем бы еще владеть, чтобы повысить свое отношение к самому себе. Мало красавицы-жены - заводит любовни­цу. Приелся отдых на море - планирует плавание по океану. Надоела русская кухня - заменяет семейные обеды ресто­ранными.

Обладание и перманентное присвоение требуют колос­сальных усилий, поэтому обойдены вниманием дети, рвутся дружеские связи, некогда сказать доброе слово соседу, за пределами внимания остаются закаты и восходы солнца; тонкий запах жасмина вытеснен резким дезодорантом; книги кажутся пресными в сравнении с кровавыми видео­фильмами... Круг замыкается - человек во власти мате­риальных ценностей, они им владеют. Его речь все более отчетливо свидетельствует об окончательно занятой жиз­ненной позиции: он не говорит «Мы с женой любим друг друга», он сообщает, что у него хорошая жена; он не выра­жает довольство по поводу калорийного и разнообразного питания семьи, он хвастает битком набитым холодильником; он выбирает не путь научного исследования, а карьеру науч­ного работника; он озабочен не знаниями учеников своих, а их отметками как свидетельство благополучной карьеры.

Позицию «быть» займет тот, кто в- противостоянии мате­риального и духовного избирает духовные ценности. «Быть» - это считать содержанием жизни все то, что происходит в душе и с душой. «Я есть то, что со мной происходит», - вот как мог бы выразить свою жизненную позицию человек, избравший позицию «быть». Материальные ценности не отвергаются и не выбрасываются из жизни - им отводится соответствующее место жизненных средств, обеспечивающих существование и облегчающих жизнедеятельность. Они - средство жизни, а содержание жизни - все то, что пережи­вает, продумывает, перечувствует, познает, созидает, оце­нивает человек. Именно он, избравший позицию «быть», говорит: «Я люблю Шекспира» вместо того, чтобы сказать: «У меня в шкафу стоит полное собрание сочинений Шекспи­ра». Позицию «быть» легко распознать по духовному пред­почтению, по тонкому чувствованию другого человека, по способности к сопереживанию, по интересу к разворачиваю­щейся жизни. И по тому, сколь мало внимания уделяется средствам жизни - впрочем, ровно столько, сколько того заслуживают средства. \29\

При своем положении этот человек не становится богатым, точнее: люди такого же, как он, положения, по позиции «иметь» всегда богаче того, кто в этом социальном положении избирает «быть».

Высокого класса парикмахеры делятся на богатых и небогатых. Известные писатели тоже бывают богатыми и небогатыми. Государственные чиновники (исключаем случая казнокрадства) самых высоких рангов тоже дифференцированы по материальному обставлению. Дело тут не в хваткости и изворотливости как качествах личности, а в жизненной позиции: именно она ориентирует личность на выбор. Но мы лишь констатируем выбор, принесший карьеру, и объяс­няем такого рода успехи изворотливостью, напористостью, ловкостью.

Э. Фромм говорит, что большинство из нас занимает по­зицию «быть».

Материальные блага столь притягательны, что происхо­дит часто смена позиции. Обычно это совершается в юности, а точнее, в период перехода из юности в зрелость. Тогда говорят о том, что человек, якобы, расстался с идеалами юности. Злой обыватель-мещанин утверждает, что произош­ло рассеивание розового романтизма. Романтиком и безум­цем он называет любого, кто предпочитает «быть». Но мы приглашаем читателя вглядеться в судьбу тою, кто избрал неромантическое, реальное, осязаемое «иметь»: они в вечной суете, зависти, погоне, обеспокоенные тем, как бы кто рядом не заимел то, чего у него нет.

Нет в мире совершенства, и та и другая позиции несут человеку что-то позитивное и что-то негативное. Когда он производит выбор, надо знать о последствиях.

Ошибкой педагогов 70-80-х годов была уверенность в том, что позицию можно воспитать. Позицию выбирает сам субъект. Педагог лишь раскрывает перед воспитанни­ками суть, содержание, достоинства и недостатки разных жизненных позиций, развертывая перед воспитанниками богатейшую палитру жизни во всем ее многоцветье и пере­ливах.

Еще раз подчеркнем: позиция - продукт складывающе­гося образа жизни, результат самостоятельного выбора личности, которую педагог научает воспринимать, сопере­живать, оценивать жизнь, размышлять о смысле ее и судьбе своей. \30\

Огрубляя, скажем так: жизненная позиция как объект воспитательного воздействия не интересует педагога. Его основным объектом всегда является отношение. В данном случае - отношение к жизни. И заботить должна характе­ристика этого отношения: как представляет себе подросток или юноша жизнь, достойную Человека. Тем не менее, вни­мание. к жизненной позиции не исключается вовсе. Она интересует педагога, как результат работы с детьми, как профессиональное достижение, как объект диагностики.

Методы такого рода педагогической диагностики самые разнообразные:

- альтернативный тезис («Жизнь - это наслаждение» и «Жизнь - это труд души»);

- недописанный тезис («Я хочу, чтобы моя жизнь всег­да...» или «Моя жизнь целиком зависит от...»);

- недописанный рассказ («Однажды мне показали на человека и сказали: «Вот достойная жизнь». И я понял, что этот человек...»);

- фантастический выбор («Я носитель сверхъестествен­ной силы, я могу в корне изменить эту жизнь. И я...»);

- рисунок-тест («Я рисую жизнь, которую считаю дос­тойной для себя»);

- и другие.

Диагностики предоставляют возможность прослеживать формирование жизненной позиции от года к году, тем самым контролировать эффективность педагогической работы по формированию у детей образа жизни. Но и самые тонкие диагностики не способны фиксировать то, что дает педаго­гическое наблюдение за детьми: их речь, эмоциональные реакции, пластику, жесты, позы, одежду, мимику, действия, поведение - все свидетельствует о производимом ежеми­нутно выборе. Вглядимся и вслушаемся:

- Уходи! Это мое место... Я не хочу за другим столом сидеть... - позиция «иметь» налицо.

- Какой же это мужчина, если он не пьет?! -

- образ Человека отражен вербальным способом.

- Чтобы стать красивой, мне надо меньше учиться и больше следить за собой! - а это явная недооценка ду­ховного элемента в понятии «красота».

- У нас сегодня экскурсионный день. Мы все-таки пришли на урок философии жизни. Но боимся опоздать в музей. Не можете ли вы закончить урок чуть раньше...? - \31\ свидетельство пробужденного интереса к духовной деятель­ности.

- Ах! Скорей бы стать взрослой, чтобы ни от кого lie зависеть! - это извращенное представление о свободе.

- Нам здесь, на последних рядах, удобнее!... Пусть, пер­вые столы будут незанятыми!... - а это прямая характерис­тика центрации на собственном «Я» и неумении включать в контекст собственной жизни «Другого».

 

ВОСПИТАНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ, ДОСТОЙНОЙ ЧЕЛОВЕКА [6]

 

Как ни парадоксально, процесс воспитания образа жиз­ни, достойной Человека, не существует в своей автономной реальности, то есть не может быть описан как некое отдель­ное явление, например, как воспитание опрятности, или воспитание уважения к старшим, или воспитание дисципли­нированности, потому что образ жизни - это всегда дви­жение к созданию некоего результата, которого никогда не будет, это всегда бесконечные переливы и смещения.

Педагог может только содействовать процессу рождения образа жизни, неуклонно и последовательно предоставляя ребенку материал для восприятия жизни, а значит, воспита­ние образа достойной Человека жизни - это неуклонное и беспрерывное разворачивание перед ребенком жизни в ее существенных, обобщенных характеристиках.

Чтобы осветить методическую сторону нашей основной проблемы, спросим себя в первую очередь о тех явлениях жизни, которые должны попасть в поле восприятия, чтобы служить основанием для выстраивания обобщенного пред­ставления. Это вопрос содержательной стороны работы педагога с детьми. А во вторую очередь следует решить вопрос о способах организации работы с детьми так, чтобы они содействовали формированию этого обобщенного пред­ставления. Это вопрос организационного плана.

Оба вопроса имеют не один вариант решения. Мы вполне допускаем, что вариативность решений свидетельствует о неразработанности проблемы, по нетрудно предположить и объективную наличность множества решении. \32\

На первый взгляд, ведущим в формировании образа жизни является фактор реальной действительности, ибо реаль­ность, окружающая школьника, - постоянный раздражи­тель и неисчезающий объект восприятия. Некоторые педагоги на этом основании предоставляют данному фактору сыграть его единственную и решающую роль, тем самым устраняясь от воспитательного процесса. Но достаточно за­метить, как по-разному одна и та же реальность восприни­мается и интерпретируется человеком, чтобы отказаться от подобной пассивной педагогической позиции.

Видя одно и то же, мы видим не одно и то же: восприятие, преломляясь через наш опыт, состояние, интеллект, духов­ный ракурс предоставляют каждому свой вариант текущей реальности. А значит, предоставляют каждому индивидуаль­ный материал для создания образа жизни.

Формирование образа мира как образа жизни на земле - огромная духовная работа человека по перерабатывайте бесконечного ряда впечатлении, падающих на субъекта в его взаимодействии с.действительностью. Поток впечатлений не иссякает, поэтому образ жизни в постоянной динамике. И, чем сильнее впечатление, тем основательнее коррекция складывающегося образа жизни. Сила впечатления не зависит напрямую от масштабности события: порой грандиозность происходящего не трогает душу, и мелочь обыденной повсед­невности потрясает. Здесь все зависит от психологической дистанции личности по отношению к событию. Быть вместе («событь») с кем-то можно с разных психологических позиций.

Образное представление личностной дистанции хорошо сделано Хосе Ортегой-и-Гассетом, испанским философом, на примере четырех лиц в сцене умирания человека: «... Для жены умирающего этой дистанции почти не существует, она минимальна... Врач отстоит несколько дальше. Для него это профессиональный случай... Встав теперь на точку зрения репортера, мы замечаем, что весьма удалились от скорбной ситуации... В лице художника мы имеем максимальную уда­ленность от события и минимальное участие в нем чувств»[7].

Событие - это то, что проживает «Я», находясь в пере­живании разворачивающегося бытия. Через призму прожи­того рассматривается и весь окружающий мир. Известно, \33\ как часто одно происшествие может кардинально изменить ход жизни человека, его мировоззрение, судьбу. (Вспомним знаменитое «После бала» Л. Толстого).

Духовная работа, проведенная субъектом, имеет своим результатом свободу субъекта. Он как бы оплачивает ду­ховными усилиями желанную свободу выбора: избранный образ жизни задает коридор свободному выбору, и в этом коридоре избранного бесчисленны вариации индивидуальных проявлений субъекта.

Иллюзорное представление о свободе как полной отдаче своего «Я» на откуп природе довольно скоро предъявляет плату в виде разрушенной судьбы, исковерканных отноше­ний, неожиданных поворотов жизни. Затраченная духовная энергия, обеспечивающая осознанный выбор и предвиденные результаты, сопряжена с дальнейшим свободным проявле­нием своего «Я» в системе желаемых, избранных, продуман­ных, оцененных и утверждаемых ежечасно отношений.

Но, коль скоро образ жизни стихийно складывается в сознании каждого человека, чем же обусловлена педаго­гическая надобность в целенаправленном профессионально грамотном влиянии на этот процесс? И не следует ли предо­ставить процессу развиваться в полной зависимости от обстоятельств?

Никак нельзя представлять дело таким образом, будто пе­дагогам желательно сформировать вполне определенный, социально санкционированный образ, иначе говоря, навя­зать некий общепринятый эталон. Дело тут совсем в другом. Непосредственное и прямое восприятие реальности, разу­меется, не лишено обобщения, но это обобщение первого порядка, не подымает человека над предметным миром и не открывает также перевод смысла в предметно-наглядный образ («Возьми зонт!» - это то же самое, что сказать «Я тебя люблю и о тебе беспокоюсь»), помимо функции обоб­щения, выполняет и другую - очерчивает разнообразие образа жизни, представляя как бы некий пестрый веер для выбора воспитанника: «Вот так живет человек... вот это он любит и ценит, но... и вот как иначе он может жить...».

Отсутствие педагогического вербального сопровождения процесса восприятия ребенком жизни лишает ребенка воз­можности, во-первых, подняться на уровень образа жизни в его обобщенном варианте, а во-вторых, снижает динамику преобразования ребенка в субъекта жизненного выбора. \34\

Назначение педагога, в таком случат будет заключаться в том, чтобы помочь обнаружить в реальном скрытое, в фор­ме сущность, в предметном его социальное значение. За вещью увидеть смысл, за формой сущность, за событием идею. Яблоко останется продуктом питания, роза воспринимается в качестве, цветка, семья видится как группа людей, живущих в одном доме, - не более того.

Вербальное сопровождение восприятия явлений жизни производит высокого уровня обобщение, наделяет смыслом предмет, обнаруживая в нем человеческую, социальную сущность. И тогда яблоко отражает красоту и плодонос­ность природы (Девочка-шестиклассница: «Для меня ябло­ко - это сама природа»), роза наделяется качеством сим­вола любви (Юноша десятого класса: «Если бы у меня была в руках роза, я не понес бы ее домой в вазу с водой - я про­тянул бы ее самому уважаемому педагогу»), а семья трактуется как близкие люди, идущие с человеком рядом по жизни (Девушка девятого класса: «Моя семья - это тоже «Я», это часть моего «Я»).

Философское вскрытие смысла предметного мира, предъявление его в его ценностном смысле и составляет первый и центральный элемент процесса формирования у ребенка образа жизни.

В организации данного педагогического влияния колос­сальную роль могут сыграть символы как средство духов­ного развития школьника.

Говорить о символе невозможно, не обозначив прежде понятия знака. Знак - это все материальное, что нас окру­жает, что мы воспринимаем своими органами чувств, содер­жание и функции чего нам известны.

С этой точки зрения яблоко - это Знак, потому что мы ЗНАЕМ название данного предмета, У-ЗНА-ЕМ его по при­знакам и показателям. ПО-ЗНА-ЕМ его назначение и, нако­нец, нам известно, каково его значение в жизни человека.

Это же яблоко мы кому-либо преподносим на открытой ладони. Другому субъекту поступила определенная инфор­мация. Данный знак тем самым становится ЯЗЫКОМ, средством общения.

Цветок, цветущий на лоне природы, - это, конечно же, знак, но сорванный и преподнесенный кому-либо - он уже ЯЗЫК. Даже растущий на клумбе, он может быть понят как язык, потому что кто-то его посадил ради того, чтобы глаз окружающих людей радовался. \35\

Предложим одному из мальчиков сделать так, чтобы обыкновенный стул стал «говорящим». После минутного размышления он пододвигает даме стул и жестом руки пригласит ее сесть.

Для чего нужны подобные упражнения? Прежде всего для того, чтобы в богатстве окружающих предметов дети умели видеть богатство человеческих взаимоотношений.

Важно, чтобы сам учитель мог слышать и видеть то, что для других остается незамеченным. Он может перейти к языку, а может и остаться на уровне ЗНАКА. Так, если для учителя перевернутые стулья на задних рядах, беспо­рядок в классе остаются незамеченными, то и само общение соответственно будет происходить на более низком уровне, чем могло бы быть.

Каков же механизм этого восхождения от ЗНАКА к ЯЗЫКУ?

- Как только за предметом мы начинаем видеть другого субъекта, его чувства, чаяния, проявлять определенное отношение к нему, мы совершаем подобное восхождение к ЯЗЫКУ:

 
ЯЗЫК


                                                        

     
 
СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТ
ЗНАК

 


Символ - это всегда обобщение, но не всякое, а лишь то, которое характеризуется высочайшей степенью абстрак­ции. Сначала человек воспринимал мир как совокупность знаков, затем начинал видеть связь между нами - рожда­лась система знаков. Видел много цветов - соединял в по­нятие красоты, много бедствий - в понятие зла. Способность к символическому языку развивалась на протяжении тыся­челетий.

Точно так же и ребенок в своем развитии постепенно учится умению обобщать. Посмотрим еще раз на картину «Владимирка» Левитана. Безусловно, важно видеть здесь образ той реальной дороги Владимирки, по которой тысячи осужденных шли в Сибирь, может в последний раз в жизни. Но «Владимирка» как художественный образ, благодаря восприятию высочайшего уровня, может приобрести и \36\ символическое значение. В этом случае за существующей Вла­димирской дорогой мы увидим тяжелую судьбу русского народа. Символическое мышление совершает восхождение от образа к символу.

Неотъемлемой и характерной чертой символа является его многозначность, многоликость, многоосмысленность. Французский семиотик Ролан Барт в связи с этим утверж­дает следующее: «Произведение содержит в себе одновре­менно несколько смыслов в силу самой своей структуры, а не в силу недостатков тех, кто его читает. Символ - это не образ, это сама множественность смыслов».

Посмотрим на свечу не просто как на знак, когда она является лишь источником освещения, а как на символ, и тогда огонь ее одновременно станет для нас источником жизни, разума, справедливости.

Обратим свои взоры на картину П. Пикассо «Девочка на шаре». С хрупкой невесомой фигуркой юной акробатки контрастирует мощное тело атлета, сидящего на огромном кубе. Спросим наших детей о том, что же они видят за внеш­ним изображением картины. У каждого видение картины будет свое.

Символ можно сравнить с клубком, при разматывании которого обнаруживается идейно-смысловая нагрузка и богатейшее содержание.

Попробуем вместе с детьми продолжить следующие фразы:

«Когда я вижу птицу...»

«Когда я смотрю на небо...»

«Когда я слышу море...»

Символ учит видеть в зримом запредельное, в тексте - подтекст. Символы будоражат мысль и открывают свободу ассоциациям.

Для символа совсем необязательно богатое внешнее оформление. Элементарные по своему выражению символы обладают большей культурной ценностью, чем сложные... Именно простые символы образуют символическое ядро культуры.

Символ - это особая духовная ценность. Как только мы выходим на символы, мы входим в мир смыслов и ценностей. II можно расширять палитру смыслов и ценностей.

Символ всегда экспрессивен, благодаря этому он наце­лен на вызов эмоций. Эмоции же способствуют созданию \37\ глубоких и долговременных впечатлений, иногда на всю жизнь.

Как же рождается символ?

Как только два предмета обнаруживают нечто общее и существенное свойство, которое в свою очередь соотносится с некоторыми всеобщими ценностями, так рождается символ.

Символом правосудия служит изображение богини Фемиды, элементами - весы в руке (взвешивание всех «за» и «против»), повязка на глазах («не вижу пристрастий»). Идея - объективное суждение.

Образ Геркулеса символизирует силу, изображение ске­лета с косой олицетворяет смерть, символом печали у евро­пейских народов служит черный цвет. Предметное тело сим­вола является необходимой основой для «заземления» символизируемого абстрактного содержания, другими сло­вами, необходимым средством его реализации, придания ему чувственно-наглядной формы.

Символы удобны для восприятия, их внешняя форма отнюдь не безразлична для восприятия, она не отличается внешней пышностью, неся в себе идею. Итак, символ невоз­можен, немыслим без идеи.

Кораблик - не просто игрушка, а знак, основной при­знак которого движение, благодаря чему рождается идея игры «Путешествие в страну Мира, Добра, Красоты», на уроке математики - в страну натуральных чисел, на уроках русского языка - в страну Грамматики и т. п.

С позиции социально-ценностной мы подразделяем сим­волы на две большие группы. Одни символы отражают цен­ности высокого порядка, которые являются достижением человечества. Так, например, голубь является символом мира, изображение богини Фемиды с весами в руках симво­лизирует правосудие,

Другая же часть символов, напротив, отражает лжецен­ности, антиценности. Возьмем, к примеру, знак свастики (первоначально он означал солнце). Идея, которую символи­зирует данный знак, страшна сама по себе, в силу чего этот знак становится социальным символом. Масштаб его репре­зентативного поля огромен. С этой точки зрения, он тоже является безупречным асоциальным символом.

Пользуясь символическим языком, педагог содействует обобщению реальности, выходу школьника на идею как отра­жение явлений жизни, характеристик жизни. \38\

Наряду с безупречными символами, понятными всем лю­дям на Земле, рождаются и существуют символы региональ­ные, индивидуальные. Для одной группы детей символична музыка Сен-Санса; для другой группы полон смысла игру­шечный медвежонок, которому во время занятий можно поведать свои состояния; в третьей группе символичным ста­новится какой-то день года. Приобщая детей к символичес­кому языку, педагог приобретает наибольшую возможность выводить их к восприятию жизни в ее обобщенном виде - жизни как таковой, с ее основами, утверждаемыми совре­менной культурой.

Итак, первый и общий фактор, определяющий характер складывающегося образа жизни, - это сама жизнь, педаго­гически интерпретированная.. Можно было бы сказать, что это и единственный фактор, потому что все то, что мы назо­вем ниже, является частью этой разворачивающейся перед ребенком жизни.

Выделим другого человека, который находится рядом с ребенком. Назовем его - Другой. Мы уже сказали, что через призму восприятия мира Другого ребенок восприни­мает разворачивающийся перед ним мир, и его первые отно­шения к жизни, в которую он входит, - это заимствованные им отношения и в силу инстинкта подражания, очень сильного у малыша, и в силу узости социальных эталонов, предо­ставляемых ему его камерной семейной жизнью, и в силу неопытности и узкого круга его знаний о явлениях жизни. Заимствуя у Другого отношения к миру, ребенок как бы со­здает себе опору для вхождения в мир. Ее он отбросит в подростковый и юношеский периоды, но лишь для того, чтобы поменять персону Другого: теперь не родители и не учительница, а кто-то из популярных, в блеске славы и ши­рокой известности, далекий от его собственной жизни, становится фактором формирования образа жизни. Другой никогда не исчезает как фактор, лишь мера его влияния подвижна.

Педагог как никто другой имеет колоссальное влияние на ребенка. Правда, такое влияние осуществляется лишь при одном чрезвычайно важном условии. Это условие касается одного элемента профессионализма, который части назы­вают актерским мастерством.

В старину актеров называли лицедеями. Умело перево­площаясь в своих персонажей, они вступали в сценическое \39\ действие - лицедейство. Сегодня смысловое содержание этих слов изменилось, и, называя человека лицедеем, имеют в виду, что он хороший притворщик, умеющий изменяться согласно обстоятельствам и личной выгоде.

Каждый раз, выходя на сцену, актер продумывает и при­нимает образ своего героя: внутренне настраивается, грими­руется, надевает соответствующий костюм, меняет походку и манеру говорит!) и многое другое. Все. это делается для того, чтобы передать зрителю внутренний мир своего персо­нажа - то мучительно страдающего, то безразличного, то счастливого, А мы, зрители, безошибочно определяем и состояния, и переживания действующих лиц, забывая при этом, что перед нами актеры, профессионально владеющие разнообразными приемами театрального -мастерства. Чем искуснее актер, тем доступнее для зрителя характер его героя, портрет которого рисуется порой еле уловимыми штрихами: поворотом головы, улыбкой, жестом и даже, как замечал С. Моэм, паузой тем большей, чем больше актер.

Аналогий работы актера и педагога проведено столько, что нет необходимости доказывать сходство этих двух про­фессий. Распространенным также является мнение, что на­стоящий педагог должен быть актером. Соглашаясь с этим, А. С. Макаренко выражал надежду, что наступит время, когда педагога будут готовить как актера: ставить ему голос, учить мимической и пластической выразительности, зани­маться с ним сценическим движением и т. д. В настоящее время в педагогических вузах такая работа уже ведется, хотя и не повсеместно.

Зачем же учителю основы актерского мастерства? Во-первых, такая потребность обнаруживается с точки зрения гигиенической: чтобы не садился голос, чтобы сохранялся. мышечный тонус, чтобы не перенапрягалась нервная систе­ма. А во-вторых, профессионально владея средствами выразительности, педагог получает возможность образно и эффективно транслировать детям достижения человеческой культуры через трансляцию своего «Я».

Почти все дети в начальной школе подражают своей пер­вой учительнице и мечтают в будущем стать педагогом. Проходят годы, и профессиональные пристрастия этих детей меняются. Одни хотят стать водителями, как папа их школь­ного товарища, другие выбирают профессию летчика из вчерашнего кинофильма, третьи связывают свое будущее со \40\ сценой и т. д. Эти профессиональные приоритеты школьни­ков изменяются неоднократно в зависимости от яркости образов окружающих их людей.

Внешняя выразительность человека, передаваемая, его обликом, речью, интонационными оттенками, своеобразной пластикой, совершаемыми поступками, определяет для ре­бенка желание перенять (или выработать в себе) ту или иную черту субъекта подражания. Поэтому для педагога одним из наиважнейших профессиональных качеств стано­вится способность очаровывать воспитанников социокультурными ценностями, которые несет в себе его «Я».

Сила педагогического влияния учителя зависит от внеш­ней выразительности представляемого им состояния и отно­шения к какому-либо человеку или явлению, образной и до­ступной для ребенка трансляции педагогом своего внутреннего мира, как если бы это делал актер на сцене. Л. С. Ма­каренко говорил: «Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе, а пото­му, что видит вас, слушает вас»[8].

Какие же умения помогают учителю выразить себя в организуемом педагогическом воздействии? Круг этих профессиональных качеств описывается педагогической тех­нологией, позволяющей сделать научно обоснованный выбор операционного воздействия на ребенка в контексте взаимо­действия его с миром, с целью формирования ценностною отношения, сочетающего свободу личностного проявления и социокультурную норму.

Однако, прежде чем воздействовать на ребенка, необхо­димо подготовить инструмент, с помощью которого оно будет осуществляться. Инструментом педагогического воздействия выступает организм самого учителя, психофизический ап­парат которого требует порой серьезной настройки. Если, к примеру, преподаватель «проглатывает» слова или окон­чания слов, говорит скороговоркой или стилистически без­грамотно строит предложения, то его влияние на учеников снижается из-за этих дефектов и ему никак не обойтись без упражнения в технике речи, с помощью которой отрабаты­ваются дыхание, дикция, темпо-ритм, тембральная окраска, интонационная выразительность, скорость речи, стилистика, постановка голоса. \41\

Педагогу, имеющему хорошие природные голосовые дан­ные, но чрезмерно жестикулирующему, или, наоборот, не знающему, куда деть свои руки, какую позу принять для убедительности своих слов, необходимо больше внимании уделить невербальным средствам общения. Кстати, отметим, что именно невербальные средства общения более всего вызывают интерес среди педагогов-практиков, а прочте­ние отдельных поз человека, таких, как «двойной замок» (перекрест рук и ног), «лев» (руки опираются на стол шире уровня плеч), «воинствующий петух» (руки заве


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.