Методические иллюстрации студийных занятии с детьми по развитию их представлений о достойной человека жизни — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Методические иллюстрации студийных занятии с детьми по развитию их представлений о достойной человека жизни

2019-08-07 127
Методические иллюстрации студийных занятии с детьми по развитию их представлений о достойной человека жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

СТУДИЯ [15]: «Взрослость - что это значит?»

Студийное занятие начинается с пролога. В этой части занятия происходит знакомство педагога с каждым участ­ником студии, установление личного контакта с каждым участником, дается установка на предмет обсуждения, соби­рается разброс мнений но данной теме и называется сама тема занятия.

Остановимся чуть подробнее на этой части занятия. Во время знакомства с участниками студии важно приветство­вать каждого. Этим мы с одной стороны устанавливаем личный контакт, а с другой стороны подчеркиваем призна­ние индивидуальность каждой присутствующей личности, что необходимо подростку (потребность «быть»). Для этого мы просим подростка в ответ на наше приветствие назвать свое имя и ответить на вопрос, например: «Зачем Вы здесь?» Важно услышать мнение, ответ каждого и поблагодарить за это. Таким образом, мы постепенно подготавливаем, вклю­чаем участников студии в нашу работу. Далее мы постепенно подводим ребят к теме занятия и называем ее. Дли этого можно использовать следующие фразы: «... хотелось бы се­годня порассуждать вместе с вами на одну тему», «она \54\ кажется необходимой потому, что все равно нас когда-ни­будь коснется», «,.. нам все равно придется становиться взрослыми...» и др.

Для сбора мнений но обсуждаемой теме участникам студии предлагается закончить одну из фраз на выбор. Фраза должна нести в себе момент рассуждения подростка, его личного мнения. Например: «Мне кажется, что взрослый человек....», «На мой взгляд, человек становится взрос­лым...» и т. д.

После сбора мнений важно подчеркнуть, что каждый из присутствующих имеет собственное представление об этой теме.

Следующим этапом занятия является этюд. Этюд иллюст­рирует тему занятия и ставит вопросы. Педагог предлагает вниманию участников студии этюд как необходимый для дальнейшей работы и просит помочь ему в этом (вызывается то количество человек, которое необходимо для этюда). Проигрываемая ситуация должна хорошо иллюстрировать тему. Хорошо, когда студня написана на карточках и распре­делена по ролям. Тогда каждый из «актеров» получает та­кую инструкцию и проигрывает этюд. Примером этюда занятия на тему «Взрослость» может быть такая ситуация. В карточке для одного из участников она выглядит так: «Вы ничего не хотите делать но дому. Устраиваете беспорядок в комнате, на кухне, повсюду и не собираетесь убирать за собой. Вы сейчас сидите в комнате. Вокруг Вас беспорядок. Вы ничего не собираетесь делать, но тут заходит родитель и...». Вторая карточка обращена к родителю, и текст ее со­ответственно несколько изменен. Карточка может быть и одна. После проигрывания этюда важно задать вопросы, касающиеся этой ситуации. Они могут быть общими, напри­мер, «Как вы считаете, кто здесь взрослый?» или личными тина: «Как вы себя чувствуете?» Вопросы могут быть адре­сованы участникам игры или аудитории. В этюде можно предложить проигрывание ситуации несколько раз для про­смотра различных вариантов. В студийном занятии эпод можно рассматривать как тест, в данном случае на диагностику взрослости. В начале занятия мы делаем срез взрослости участников студии проигрыванием и вопросами. Этюд дает мам возможность скрыть пашу диагностику и получит;, необходимую Информацию. После ответов на поставленные вопросы мы переходим к следующей части занятия - экспли­кации. \55\

Экспликация представляет собой теоретическое развер­тывание материала по обозначенной теме. Начать эту часть занятия можно с вопроса, например, «Что же такое взрослость?» Далее мы предлагаем участникам студии множество определений взрослости. Обычно их выписывают на доску. Можно попросить ребят поставить эту доску определений, подвинуть, повернуть и т. д. Можно использовать какие-то другие варианты. Это может выглядеть, например, так: «Есть ли здесь хоть один взрослый? Я попрошу помочь его мне. Необ­ходимо подвинуть доску. Я не могу попросить об этом де­тей.» Такой казалось бы простой просьбой мы учим подрост­ка способу поведения, взрослому отношению, мы поднимаем его мнение о себе в своих собственных глазах и глазах окру­жающих, мы показываем ему планку культуры взрослого человека, мы постепенно качественно и количественно фор­мируем у подростка взрослость. Далее мы предлагаем участникам студии посмотреть, ознакомиться со множеством определений, подчеркивая, что каждое из них имеет смысл, и просим ребят выбрать то определение, которое им больше правится. После выслушивания поправившихся определении мы еще раз подчеркиваем, что каждый вправе выбрать свое, пет правильных или неправильных определений, каждое правомерно, но из-за необходимости остановиться на каком-то мы предлагаем посмотреть, как выглядит взрослый в каком-либо из определений. Определения могут быть раз­ными, например: взрослость - это принятие человеком собственных самостоятельных решений. Далее мы раскры­ваем это определение, говорим, что необходимо для приня­тия самостоятельных решений, какие трудности встают на пути принятия собственных решений, даем иллюстрацию этому. Иллюстрация может быть образной и наглядной. Можно привести пример из жизни, а можно уронить листок бумаги и в качестве примера объяснить, почему его броси­лись или не бросились поднимать. Ведь поднять листок - тоже самостоятельное решение. Если излагаемую информацию можно свести в схему, то хорошо ее зафиксировать на доске. Далее следует объяснить, кто виноват в том, что мы не принимаем своп решения самостоятельно (S1 – S2) и по­чему так происходит. Здесь важно оправдать родителей, если о них идет речь, и объяснить страхи подростка.

После того, как изложение теоретического материала закончено, мы переходим к следующему этапу занятия - этапу коррекции. На этом этапе мы возвращаемся к нашему этюду, ситуации и пробуем ее изменить. Для этого мы еще раз обращаемся к определению, которое мы обсуждали и просим ребят проиграть ситуацию так, чтобы подросток в ней был все-таки взрослым. Проиграем несколько вариан­тов, в которых подростки пытаются действовать, пробуют вести себя по-новому, по-взрослому. Они пробуют приме­нить новые способы поведения, взамен старым, стереотипным. И это очень важно, т. к. если в семье существуют сложности взаимоотношений, например, родителя и подростка, то такое занятие является тренингом поведения для подростка, ока­занием ему самому необходимой помощи. После проигрыва­ния ситуации можно спросить аудиторию, какая из ситуаций соответствует качествам взрослости.

Следующая часть занятия - рефлексия. В этот момент занятия мы просим ребят закончить фразу, которая в себе несет свернутую информацию о самопознании и самоотно­шении подростка во время нашей работы. Фраза может быть такой: «Я считаю (не считаю) себя взрослым, потому что...». Это важный момент занятия, т. к. он демонстрирует резуль­тат, качество внутренней работы каждого участника студии.

Завершающим этапом работы на занятии становится де­монстрация слайдов в сопровождении музыки. Влияние искус­ства на формирование, самосознания подростка очень велико, именно поэтому мы используем работу со слайдами и музы­кой, кроме того это еще является яркой эмоциональной точкой в работе. В этой части занятия аудитории демонстри­руется под музыку слайд "с изображением подростка, а затем просят ответить на вопрос: «Что бы вы с позиции взрослого сказали этой девочке (мальчику), если бы реально ее встретили?» Отвечая, мы просим подойти участника сту­дии к экрану с изображением и поговорить с образом. Хорошо было бы, если это смог бы сделать каждый из при­сутствующих.

Наше студийное занятие подошло к концу. Мы благода­рим участников за работу и просим, уходя, попрощаться как взрослых. Для этого мы даем инструкцию: «В мире взрослых принято кивать, благодарить друг друга и обычно первыми идут мужчины, они прокладывают дорогу дамам». Таким образом, мы предлагаем участникам студии еще один способ поведения. \57\

Подводя итог студийного занятия, отметим, что, во-первых, оно учитывает- характерные черты подростка, включая их в работу; во-вторых, оно предлагает культурный коридор взрослого человека подростку; в третьих, занятие несет в се­бе элементы тренинга, обучение новым способам поведения, т. е. коррекцию; в четвертых; в студийном занятии 'исполь­зуется художественный материал произведений искусства, что является важным для формирования самосознания под­ростка.

СТУДИЯ: «Я и другие люди».

 

Занятие начинается с приветствия, педагог может позна­комить детей, со своим «помощником» (это может быть лю­бая игрушка: медвежонок, собачка, слоненок и т. д.). В ходе приветствия можно предложить детям продолжить фразу:

«Я думаю, что сегодня мы будем говорить...» (либо любую другую). Свое мнение должны высказать все дети. Затем называется тема занятия. Педагог узнает, согласны ли дети обсуждать данную тему. Свое согласие они могут выразить кивком головы, поднятием руки и т. п. После получения со­гласия детям предлагается начать работу.

В первую очередь, педагог выясняет мнение детей о нача­ле знакомства с человеком. Если дети говорят о том, что надо сначала увидеть человека, то педагог предлагает им поупражняться в умении видеть людей (если дети не говорят об этом, то ведущий сам предлагает им такое решение). Для этого детям предлагается поиграть в игру под назва­нием «Взгляд». Игра заключается в следующем: дети обра­зуют два круга - внешний и внутренний (см. рисунок). \58\

Во внутренний круг ставятся стулья по два: на одном стуле сидит ребенок, который находится во внутреннем кру­ге, другой предназначен для ребенка из внешнего круга.

Дети внешнего круга стоят спиной к внутреннему кругу. С началом музыки дети, стоящие во внутреннем круге, по сигналу педагога (например, - хлопку) поворачиваются в круг лицом и начинают двигаться по направлению к внутреннему кругу. Подойдя к внутреннему кругу, дети садятся на свободные стулья и 10-15 секунд смотрят в гла­за своему партнеру по игре. Затем, по сигналу педагога, все дети встают. Те, кто образовал внешний круг, начинают дви­жение к своим местам, а те, кто находился во внутреннем круге, смещаются на одну пару стульев влево (т. е. по часо­вой стрелке). Пока дети движутся, педагог просит их сохра­нить в памяти то, что нового они увидели -в своем предыду­щем партнере, и приготовиться к встрече с новым человеком. После того, как дети займут свои места, педагог вновь дает сигнал к движению и все повторяется сначала.

 

 

 - стулья, на которых сидят дети. образующие     внутренний круг;

 

     - направлена движения детей во внутреннем круге;

 

    - движение детей, образующих внешний круг

 

Игра продолжается до тех пор, пока ребята, образующие внутренний круг, не займут свои исходные места. Если не все дети по той или иной причине могут одновременно играть в игру, то она повторяется для тех, кто еще не играл. После игры проводится рефлексия. Педагог узнает, понравилась ли детям игра, что нового они узнали друг о друге, можно предложить детям посмотреть дома в глаза -родителям, а потом (при желании) поделиться впечатлениями с осталь­ными.

После этого педагог предлагает детям другую игру «Времена года». Ребятам предлагается проиграть ряд ситуа­ций. Для проигрывания ситуаций ведущий образует из детей четыре «семьи» (мама, папа, бабушка, дедушка, трое детей). Каждой «семье» дается ситуация, которую участники должны проиграть.

В то время, как одна «семья» проигрывает ситуацию, остальные дети наблюдают за проигрыванием ситуации. В конце проигрывания каждой ситуации «зрители» должны ответить на вопрос: «Кто, по их мнению, был взрослым в данной ситуации?»

Примеры предлагаемых ситуаций (по временам года).

1. Весна. У сестры день рождения. Вы всегда отмечали его всей семьей. Но сегодня у одного из детей \59\ «Вечер школьных друзей», второго пригласили в театр, а третьего ребенка друзья ждут на вечеринке.

2. Лето. Вы всей семьей пьете чай каждый вечер - это традиции. Стол на террасе уже накрыт. Но одного из детей друзья неожиданно зовут играть в волейбол, другого - на костер в лес, третьего - в кино.

3. Осень. Каждую осень в одни из выходных вы ездите на дачу всей семьей собирать урожай. День выезда назначен уже давно, и вы начали собираться. Но одного из детей при­гласили на ежегодную выставку собак, второго - на велоси­педную прогулку, третьего - на день рождения к другу.

4. Зима. Новый год. Уже 23 часа. Старшая сестра накры­вает на стол. Она достала из холодильника торт, который сама испекла для младшей сестры. Но вдруг он выскользнул у нее из рук и упал прямо на пол. Мама гладила младшей дочери платье. Она очень спешила и нечаянно сожгла его. А папа решил сделать подарок сыну - отремонтировать магнитофон и окончательно сломал его.

Педагог зачитывает ситуацию «семье» (роли уже рас­пределены) и просит сообщить членов семьи своим близким и той причине, по которой они не могут выполнить ранее за­планированное.

После проигрывания всех ситуаций подводятся итоги занятия. Рефлексию можно выявить с помощью игрушки, попросив детей рассказать о том впечатлении, которое про­извело на них занятие, о том, что нового и интересного они узнали. Для этого педагог предлагает детям продолжить какую-либо фразу. Например: «Знаешь, Мишка, сегодня на занятии я понял,.что...».

 

СТУДИЯ: «Я и мир»

 

Иллюстрацией очень кратковременного занятия с детьми по духовному их развитию, формированию личностной пози­ции «Я» по отношению к миру, а впрочем, к жизни как тако­вой служит ролевая игра «За пять минут до...». Содержа­тельное наполнение роли может быть самым неожиданным: «за пять минут до прихода гостя вдруг...»; «за пять минут до падения в лужу твоего врага...». Суть духовного усилия в том, чтобы «прожить» острый момент вместе с Другим, со­переживая ему и очень быстро анализируя разнообразные формы достойного поведения. \60\

-... Ты работаешь на радиостанции, в руках у тебя мик­рофон, и слышит тебя весь мир. Ты единственный владелец секретной информации об атомной бомбардировке, после которой угаснет жизнь на Земле. Осталось только пять ми­нут. Ты подходишь к микрофону и... - что ты сделаешь?

Поочередно старшеклассники выходят к экрану, на котором сменяются изображения городов мира. Звучит музыка. Резко наступает пауза. По условиям игры в наступившей тишине что-то должен сказать играющий.

Ученики предлагают увидеть и оценить несколько вариан­тов решения: «выключаю микрофон - никому не скажу», «включу веселую музыку - пусть порадуются жизни ещу», «предлагаю сказать друг другу добрые слова» и другое.

Этическое и психологическое на пряжей и с очень сильное как у тех, кто «работает у микрофона», так и у тех, кто сле­дит за его поведением. Любое решение, помимо жестокого и антигуманного, принимается с уважением: пет правильного и неправильного - есть индивидуальное решение, происте­кающее из особенностей личности.

Здесь главное - взгляд на жизнь Земли как на высочай­шую ценность и острое проживание чувства единства всех людей и своей сопричастности к человечеству.

Рефлексия не проводится. Дети обмениваются впечат­лениями избирательно, с теми, кто им духовно близок, но за пределами аудитории и тогда, когда психологическое напря­жение спадет.

«Игра «За пять минут до...» может принимать шутливый, веселый вариант. Дети сами предлагают ситуации, демокра­тическим путем решая, какую из них играть. Назовем неко­торые из тех, которые прошли практическую проверку.

-... У тебя в руках большая сумма денег (цифра не уточняется). Ты знаешь, что через пять минут раздастся дверной звонок, придет твой приятель и попросит дать ему взаймы точно такую же сумму...

-... Ты знаешь точно, что через пять минут в комнату, где ты сидишь с друзьями, вбежит собака и укусит одного из вас. Поэтому ты...

-... Через пять минут ты лицом к лицу встретишься с медведем в лесу...

-... Осталось пять минут до ссоры с твоим другом (по­другой)... \61\                          .

-... Осталось пять минут до того момента, когда учи­тель произнесет твое имя и попросит тебя выйти к доске и ответить- на вопрос...

Несмотря на простоту и методическую легкость, данные занятия с детьми сложны по психологическому напряжению, в котором находится педагог: каждый ребенок должен вы­сказаться; нельзя позволить обижать кого-либо неосто­рожным словом; надо предотвращать шутовство; необходимо вызвать интерес к речам каждого играющего; при любом варианте высказывания надо поднимать детей над ситуа­цией, выводя, на уровень жизненной позиции и при этом не давать оценок высказываниям, но, одновременно, не допус­кать циничных, шутовских или полушутливых решении.

Общедоступность методики открывает возможность де­тям самостоятельно играть в «пять минут до...» - поэтому педагог, проведя одну такую игру, долго не практикует эту форму.

Рекомендуемая литература

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М., 1991.

Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.

Введение в философию. Учебник для высших учебных заведении. В двух частях. Часть 2. - М., 1990.

Вулис А. Литературные зеркала. - М., 1991.

Духовная культура школы. - Петрозаводск, 1992.

Кудрявая Н. В. Лев Толстой о смысле жизни. - М., 1993.

Маленкова Л. И. Человековедение. Программа и методические мате­риалы. - М., 1993.

Освобождение духа. /Под ред. Л. А. Гусейнова, В. И. Толстых. - М., 1991.

Программа учебного курса «Человек в современном мире», - Сева­стополь, 1992.

Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. - М., 1991.

Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Экология и мир, - М., 1994.

Ильенков Э. Что же такое личность? - Сб. С чего начинается лич­ность, - М., 1979.

Толстой Л. Смерть Ивана Ильича.

Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. - М., 1989.

Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993.

Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993.

Щуркова Н. Е. «Философия жизни» в школе. - М., 1994.

Щуркова Н. Е. Собранье пестрых дел. - М., 1994.

\63\

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие                                                                                3

Образ жизни как педагогическая категория  . .            6

Психологический механизм формирования образа жизни. 11

Основания жизни, достойной Человека....             18

Жизненная позиция в процессе формирования образа жизни. 25

Воспитание образа жизни, достойной Человека. .       32

Методические иллюстрации студийных занятий с детьми. 54

Рекомендуемая литература   . . . .                      63

ЩУРКОВА Н. Е.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.