Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2019-08-07 | 127 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
СТУДИЯ [15]: «Взрослость - что это значит?»
Студийное занятие начинается с пролога. В этой части занятия происходит знакомство педагога с каждым участником студии, установление личного контакта с каждым участником, дается установка на предмет обсуждения, собирается разброс мнений но данной теме и называется сама тема занятия.
Остановимся чуть подробнее на этой части занятия. Во время знакомства с участниками студии важно приветствовать каждого. Этим мы с одной стороны устанавливаем личный контакт, а с другой стороны подчеркиваем признание индивидуальность каждой присутствующей личности, что необходимо подростку (потребность «быть»). Для этого мы просим подростка в ответ на наше приветствие назвать свое имя и ответить на вопрос, например: «Зачем Вы здесь?» Важно услышать мнение, ответ каждого и поблагодарить за это. Таким образом, мы постепенно подготавливаем, включаем участников студии в нашу работу. Далее мы постепенно подводим ребят к теме занятия и называем ее. Дли этого можно использовать следующие фразы: «... хотелось бы сегодня порассуждать вместе с вами на одну тему», «она \54\ кажется необходимой потому, что все равно нас когда-нибудь коснется», «,.. нам все равно придется становиться взрослыми...» и др.
Для сбора мнений но обсуждаемой теме участникам студии предлагается закончить одну из фраз на выбор. Фраза должна нести в себе момент рассуждения подростка, его личного мнения. Например: «Мне кажется, что взрослый человек....», «На мой взгляд, человек становится взрослым...» и т. д.
После сбора мнений важно подчеркнуть, что каждый из присутствующих имеет собственное представление об этой теме.
Следующим этапом занятия является этюд. Этюд иллюстрирует тему занятия и ставит вопросы. Педагог предлагает вниманию участников студии этюд как необходимый для дальнейшей работы и просит помочь ему в этом (вызывается то количество человек, которое необходимо для этюда). Проигрываемая ситуация должна хорошо иллюстрировать тему. Хорошо, когда студня написана на карточках и распределена по ролям. Тогда каждый из «актеров» получает такую инструкцию и проигрывает этюд. Примером этюда занятия на тему «Взрослость» может быть такая ситуация. В карточке для одного из участников она выглядит так: «Вы ничего не хотите делать но дому. Устраиваете беспорядок в комнате, на кухне, повсюду и не собираетесь убирать за собой. Вы сейчас сидите в комнате. Вокруг Вас беспорядок. Вы ничего не собираетесь делать, но тут заходит родитель и...». Вторая карточка обращена к родителю, и текст ее соответственно несколько изменен. Карточка может быть и одна. После проигрывания этюда важно задать вопросы, касающиеся этой ситуации. Они могут быть общими, например, «Как вы считаете, кто здесь взрослый?» или личными тина: «Как вы себя чувствуете?» Вопросы могут быть адресованы участникам игры или аудитории. В этюде можно предложить проигрывание ситуации несколько раз для просмотра различных вариантов. В студийном занятии эпод можно рассматривать как тест, в данном случае на диагностику взрослости. В начале занятия мы делаем срез взрослости участников студии проигрыванием и вопросами. Этюд дает мам возможность скрыть пашу диагностику и получит;, необходимую Информацию. После ответов на поставленные вопросы мы переходим к следующей части занятия - экспликации. \55\
|
Экспликация представляет собой теоретическое развертывание материала по обозначенной теме. Начать эту часть занятия можно с вопроса, например, «Что же такое взрослость?» Далее мы предлагаем участникам студии множество определений взрослости. Обычно их выписывают на доску. Можно попросить ребят поставить эту доску определений, подвинуть, повернуть и т. д. Можно использовать какие-то другие варианты. Это может выглядеть, например, так: «Есть ли здесь хоть один взрослый? Я попрошу помочь его мне. Необходимо подвинуть доску. Я не могу попросить об этом детей.» Такой казалось бы простой просьбой мы учим подростка способу поведения, взрослому отношению, мы поднимаем его мнение о себе в своих собственных глазах и глазах окружающих, мы показываем ему планку культуры взрослого человека, мы постепенно качественно и количественно формируем у подростка взрослость. Далее мы предлагаем участникам студии посмотреть, ознакомиться со множеством определений, подчеркивая, что каждое из них имеет смысл, и просим ребят выбрать то определение, которое им больше правится. После выслушивания поправившихся определении мы еще раз подчеркиваем, что каждый вправе выбрать свое, пет правильных или неправильных определений, каждое правомерно, но из-за необходимости остановиться на каком-то мы предлагаем посмотреть, как выглядит взрослый в каком-либо из определений. Определения могут быть разными, например: взрослость - это принятие человеком собственных самостоятельных решений. Далее мы раскрываем это определение, говорим, что необходимо для принятия самостоятельных решений, какие трудности встают на пути принятия собственных решений, даем иллюстрацию этому. Иллюстрация может быть образной и наглядной. Можно привести пример из жизни, а можно уронить листок бумаги и в качестве примера объяснить, почему его бросились или не бросились поднимать. Ведь поднять листок - тоже самостоятельное решение. Если излагаемую информацию можно свести в схему, то хорошо ее зафиксировать на доске. Далее следует объяснить, кто виноват в том, что мы не принимаем своп решения самостоятельно (S1 – S2) и почему так происходит. Здесь важно оправдать родителей, если о них идет речь, и объяснить страхи подростка.
|
После того, как изложение теоретического материала закончено, мы переходим к следующему этапу занятия - этапу коррекции. На этом этапе мы возвращаемся к нашему этюду, ситуации и пробуем ее изменить. Для этого мы еще раз обращаемся к определению, которое мы обсуждали и просим ребят проиграть ситуацию так, чтобы подросток в ней был все-таки взрослым. Проиграем несколько вариантов, в которых подростки пытаются действовать, пробуют вести себя по-новому, по-взрослому. Они пробуют применить новые способы поведения, взамен старым, стереотипным. И это очень важно, т. к. если в семье существуют сложности взаимоотношений, например, родителя и подростка, то такое занятие является тренингом поведения для подростка, оказанием ему самому необходимой помощи. После проигрывания ситуации можно спросить аудиторию, какая из ситуаций соответствует качествам взрослости.
|
Следующая часть занятия - рефлексия. В этот момент занятия мы просим ребят закончить фразу, которая в себе несет свернутую информацию о самопознании и самоотношении подростка во время нашей работы. Фраза может быть такой: «Я считаю (не считаю) себя взрослым, потому что...». Это важный момент занятия, т. к. он демонстрирует результат, качество внутренней работы каждого участника студии.
Завершающим этапом работы на занятии становится демонстрация слайдов в сопровождении музыки. Влияние искусства на формирование, самосознания подростка очень велико, именно поэтому мы используем работу со слайдами и музыкой, кроме того это еще является яркой эмоциональной точкой в работе. В этой части занятия аудитории демонстрируется под музыку слайд "с изображением подростка, а затем просят ответить на вопрос: «Что бы вы с позиции взрослого сказали этой девочке (мальчику), если бы реально ее встретили?» Отвечая, мы просим подойти участника студии к экрану с изображением и поговорить с образом. Хорошо было бы, если это смог бы сделать каждый из присутствующих.
Наше студийное занятие подошло к концу. Мы благодарим участников за работу и просим, уходя, попрощаться как взрослых. Для этого мы даем инструкцию: «В мире взрослых принято кивать, благодарить друг друга и обычно первыми идут мужчины, они прокладывают дорогу дамам». Таким образом, мы предлагаем участникам студии еще один способ поведения. \57\
Подводя итог студийного занятия, отметим, что, во-первых, оно учитывает- характерные черты подростка, включая их в работу; во-вторых, оно предлагает культурный коридор взрослого человека подростку; в третьих, занятие несет в себе элементы тренинга, обучение новым способам поведения, т. е. коррекцию; в четвертых; в студийном занятии 'используется художественный материал произведений искусства, что является важным для формирования самосознания подростка.
|
СТУДИЯ: «Я и другие люди».
Занятие начинается с приветствия, педагог может познакомить детей, со своим «помощником» (это может быть любая игрушка: медвежонок, собачка, слоненок и т. д.). В ходе приветствия можно предложить детям продолжить фразу:
«Я думаю, что сегодня мы будем говорить...» (либо любую другую). Свое мнение должны высказать все дети. Затем называется тема занятия. Педагог узнает, согласны ли дети обсуждать данную тему. Свое согласие они могут выразить кивком головы, поднятием руки и т. п. После получения согласия детям предлагается начать работу.
В первую очередь, педагог выясняет мнение детей о начале знакомства с человеком. Если дети говорят о том, что надо сначала увидеть человека, то педагог предлагает им поупражняться в умении видеть людей (если дети не говорят об этом, то ведущий сам предлагает им такое решение). Для этого детям предлагается поиграть в игру под названием «Взгляд». Игра заключается в следующем: дети образуют два круга - внешний и внутренний (см. рисунок). \58\
Во внутренний круг ставятся стулья по два: на одном стуле сидит ребенок, который находится во внутреннем круге, другой предназначен для ребенка из внешнего круга.
Дети внешнего круга стоят спиной к внутреннему кругу. С началом музыки дети, стоящие во внутреннем круге, по сигналу педагога (например, - хлопку) поворачиваются в круг лицом и начинают двигаться по направлению к внутреннему кругу. Подойдя к внутреннему кругу, дети садятся на свободные стулья и 10-15 секунд смотрят в глаза своему партнеру по игре. Затем, по сигналу педагога, все дети встают. Те, кто образовал внешний круг, начинают движение к своим местам, а те, кто находился во внутреннем круге, смещаются на одну пару стульев влево (т. е. по часовой стрелке). Пока дети движутся, педагог просит их сохранить в памяти то, что нового они увидели -в своем предыдущем партнере, и приготовиться к встрече с новым человеком. После того, как дети займут свои места, педагог вновь дает сигнал к движению и все повторяется сначала.
- стулья, на которых сидят дети. образующие внутренний круг;
- направлена движения детей во внутреннем круге;
- движение детей, образующих внешний круг
Игра продолжается до тех пор, пока ребята, образующие внутренний круг, не займут свои исходные места. Если не все дети по той или иной причине могут одновременно играть в игру, то она повторяется для тех, кто еще не играл. После игры проводится рефлексия. Педагог узнает, понравилась ли детям игра, что нового они узнали друг о друге, можно предложить детям посмотреть дома в глаза -родителям, а потом (при желании) поделиться впечатлениями с остальными.
|
После этого педагог предлагает детям другую игру «Времена года». Ребятам предлагается проиграть ряд ситуаций. Для проигрывания ситуаций ведущий образует из детей четыре «семьи» (мама, папа, бабушка, дедушка, трое детей). Каждой «семье» дается ситуация, которую участники должны проиграть.
В то время, как одна «семья» проигрывает ситуацию, остальные дети наблюдают за проигрыванием ситуации. В конце проигрывания каждой ситуации «зрители» должны ответить на вопрос: «Кто, по их мнению, был взрослым в данной ситуации?»
Примеры предлагаемых ситуаций (по временам года).
1. Весна. У сестры день рождения. Вы всегда отмечали его всей семьей. Но сегодня у одного из детей \59\ «Вечер школьных друзей», второго пригласили в театр, а третьего ребенка друзья ждут на вечеринке.
2. Лето. Вы всей семьей пьете чай каждый вечер - это традиции. Стол на террасе уже накрыт. Но одного из детей друзья неожиданно зовут играть в волейбол, другого - на костер в лес, третьего - в кино.
3. Осень. Каждую осень в одни из выходных вы ездите на дачу всей семьей собирать урожай. День выезда назначен уже давно, и вы начали собираться. Но одного из детей пригласили на ежегодную выставку собак, второго - на велосипедную прогулку, третьего - на день рождения к другу.
4. Зима. Новый год. Уже 23 часа. Старшая сестра накрывает на стол. Она достала из холодильника торт, который сама испекла для младшей сестры. Но вдруг он выскользнул у нее из рук и упал прямо на пол. Мама гладила младшей дочери платье. Она очень спешила и нечаянно сожгла его. А папа решил сделать подарок сыну - отремонтировать магнитофон и окончательно сломал его.
Педагог зачитывает ситуацию «семье» (роли уже распределены) и просит сообщить членов семьи своим близким и той причине, по которой они не могут выполнить ранее запланированное.
После проигрывания всех ситуаций подводятся итоги занятия. Рефлексию можно выявить с помощью игрушки, попросив детей рассказать о том впечатлении, которое произвело на них занятие, о том, что нового и интересного они узнали. Для этого педагог предлагает детям продолжить какую-либо фразу. Например: «Знаешь, Мишка, сегодня на занятии я понял,.что...».
СТУДИЯ: «Я и мир»
Иллюстрацией очень кратковременного занятия с детьми по духовному их развитию, формированию личностной позиции «Я» по отношению к миру, а впрочем, к жизни как таковой служит ролевая игра «За пять минут до...». Содержательное наполнение роли может быть самым неожиданным: «за пять минут до прихода гостя вдруг...»; «за пять минут до падения в лужу твоего врага...». Суть духовного усилия в том, чтобы «прожить» острый момент вместе с Другим, сопереживая ему и очень быстро анализируя разнообразные формы достойного поведения. \60\
-... Ты работаешь на радиостанции, в руках у тебя микрофон, и слышит тебя весь мир. Ты единственный владелец секретной информации об атомной бомбардировке, после которой угаснет жизнь на Земле. Осталось только пять минут. Ты подходишь к микрофону и... - что ты сделаешь?
Поочередно старшеклассники выходят к экрану, на котором сменяются изображения городов мира. Звучит музыка. Резко наступает пауза. По условиям игры в наступившей тишине что-то должен сказать играющий.
Ученики предлагают увидеть и оценить несколько вариантов решения: «выключаю микрофон - никому не скажу», «включу веселую музыку - пусть порадуются жизни ещу», «предлагаю сказать друг другу добрые слова» и другое.
Этическое и психологическое на пряжей и с очень сильное как у тех, кто «работает у микрофона», так и у тех, кто следит за его поведением. Любое решение, помимо жестокого и антигуманного, принимается с уважением: пет правильного и неправильного - есть индивидуальное решение, проистекающее из особенностей личности.
Здесь главное - взгляд на жизнь Земли как на высочайшую ценность и острое проживание чувства единства всех людей и своей сопричастности к человечеству.
Рефлексия не проводится. Дети обмениваются впечатлениями избирательно, с теми, кто им духовно близок, но за пределами аудитории и тогда, когда психологическое напряжение спадет.
«Игра «За пять минут до...» может принимать шутливый, веселый вариант. Дети сами предлагают ситуации, демократическим путем решая, какую из них играть. Назовем некоторые из тех, которые прошли практическую проверку.
-... У тебя в руках большая сумма денег (цифра не уточняется). Ты знаешь, что через пять минут раздастся дверной звонок, придет твой приятель и попросит дать ему взаймы точно такую же сумму...
-... Ты знаешь точно, что через пять минут в комнату, где ты сидишь с друзьями, вбежит собака и укусит одного из вас. Поэтому ты...
-... Через пять минут ты лицом к лицу встретишься с медведем в лесу...
-... Осталось пять минут до ссоры с твоим другом (подругой)... \61\ .
-... Осталось пять минут до того момента, когда учитель произнесет твое имя и попросит тебя выйти к доске и ответить- на вопрос...
Несмотря на простоту и методическую легкость, данные занятия с детьми сложны по психологическому напряжению, в котором находится педагог: каждый ребенок должен высказаться; нельзя позволить обижать кого-либо неосторожным словом; надо предотвращать шутовство; необходимо вызвать интерес к речам каждого играющего; при любом варианте высказывания надо поднимать детей над ситуацией, выводя, на уровень жизненной позиции и при этом не давать оценок высказываниям, но, одновременно, не допускать циничных, шутовских или полушутливых решении.
Общедоступность методики открывает возможность детям самостоятельно играть в «пять минут до...» - поэтому педагог, проведя одну такую игру, долго не практикует эту форму.
Рекомендуемая литература
Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М., 1991.
Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.
Введение в философию. Учебник для высших учебных заведении. В двух частях. Часть 2. - М., 1990.
Вулис А. Литературные зеркала. - М., 1991.
Духовная культура школы. - Петрозаводск, 1992.
Кудрявая Н. В. Лев Толстой о смысле жизни. - М., 1993.
Маленкова Л. И. Человековедение. Программа и методические материалы. - М., 1993.
Освобождение духа. /Под ред. Л. А. Гусейнова, В. И. Толстых. - М., 1991.
Программа учебного курса «Человек в современном мире», - Севастополь, 1992.
Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. - М., 1991.
Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Экология и мир, - М., 1994.
Ильенков Э. Что же такое личность? - Сб. С чего начинается личность, - М., 1979.
Толстой Л. Смерть Ивана Ильича.
Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. - М., 1989.
Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.
Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993.
Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993.
Щуркова Н. Е. «Философия жизни» в школе. - М., 1994.
Щуркова Н. Е. Собранье пестрых дел. - М., 1994.
\63\
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Образ жизни как педагогическая категория . . 6
Психологический механизм формирования образа жизни. 11
Основания жизни, достойной Человека.... 18
Жизненная позиция в процессе формирования образа жизни. 25
Воспитание образа жизни, достойной Человека. . 32
Методические иллюстрации студийных занятий с детьми. 54
Рекомендуемая литература . . . . 63
ЩУРКОВА Н. Е.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!