Сенситивные периоды в развитии двигательных способностей и моторном обучении — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Сенситивные периоды в развитии двигательных способностей и моторном обучении

2019-08-07 75
Сенситивные периоды в развитии двигательных способностей и моторном обучении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследования, выполненные в юношеском спорте (Наrre, 1971; Balyi, 1998, 2002; Norris), включая те, что выполнены на юных пловцах (Булгакова, 1974; Schramm, 1983; Vorontsov, 1990-2002) выдвинули предположение, что максимальный эффект физической тренировки на паттерны роста и развития двигательных способностей может быть достигнут если:

· юные спортсмены проходят целенаправленную тренировку в период наиболее интенсивного роста избранных двигательных способностей (рис. 3);

· акценты и содержание тренировки изменяются в соответствии с ритмом роста и скоростью биологического созревания.

 

 

Рис. 3. Периоды наиболее быстрого роста и моторного развития у юных пловцов (Булгакова, 1974; Schramm, 1983; Воронцов, 1990, 2002)

 

Концепция сенситивных периодов предполагает, что МСТ/LTAD должна подразделяться на этапы (периоды) в соответствии с особенностями роста и развития общих и специфических двигательных способностей и формирования спортивно-технических навыков. Каждый этап должен иметь специфические задачи и содержание спортивной подготовки:

- низшие этапы МСТ имеют целью построить функциональные основы аэробной выносливости, укрепить здоровье, обучить юных спортсменов основам техники спортивных способов плавания и развить у них устойчивый интерес и преданность спортивному плаванию;

- более высокие этапы МСТ имеют целью развить специфические способности и функции, лимитирующие достижения у элитных спортсменов, совершенствовать специализированные технические навыки до уровня автоматизма, создать и поддерживать у юных спортсменов сильную и устойчивую спортивную мотивацию.

Схематически оптимальная структура МСТ юных пловцов приведена на рисунке 4.

 

Рис. 4. Взаимосвязь содержания этапов МСТ с закономерностями роста и развития и уровнем биологической зрелости юных пловцов

 

Задачи и содержание этапов МСТ в спортивном плавании

(основано на работах Булгаковой, 1974; Тимаковой, 1975; Balyi, 1998, 1999; 2002; Gordon, 1999, 2000; Sweetenham, 1998, 1999; Vorontsov, 1990, 1998, 2006)

 

Этап предварительной подготовки (приходится на позднее детство) направлен на обучение основам техники спортивных способов плавания с привлечением широкого круга подготовительных и специальных упражнений и игр. Важное значение имеет развитие у детей устойчивого интереса к плаванию подкрепленного положительными эмоциями. За счет постепенного увеличения частоты занятий с 2-3 до 4-6 в неделю и продолжительности занятий в воде с 30 до 45 или 60 мин достигается постепенное увеличение физических нагрузок. Эффективности обучения технике плавания повышается при использовании имитационных упражнений и упражнений на развитие координации движений на суше.

В конце этапа дети достигшие наибольшего прогресса в обучении и проявившие интерес к плаванию отбираются для тренировки по программе возрастных групп.

Базовая тренировка направлена на развитие аэробной емкости и эффективности, совершенствование техники плавания всеми способами, развитие быстроты движений, гибкости и координации движений. Пик увеличения годового объема плавания должен быть достигнут до вступления в пубертат. Интенсивность плавания должна увеличиваться постепенно от года к году. До и во время пубертата экстенсивные аэробные нагрузки должны составлять 70-75% объема плавания. В основном - равномерное дистанционное и интервальное плавание на интенсивности 70% от МГЖ.

Интервальная тренировка юных пловцов младших возрастных групп должна включать более продолжительные периода отдыха (30-60 сек). Это способствует более полному восстановлению и позволяет сосредоточиться на технике плавания и поворотов, оптимальной раскладке по ходу выполнения отрезков и серий. Более длительные интервалы отдыха позволяют тренеру лучше выполнять его работу - обучать и корректировать технику плавания и т.п.

На этапе базовой тренировки необходимо постоянно совершенствовать технику плавания, начать работу по подбору оптимального соотношения между темпом и шагом гребковых движений - сначала на медленных аэробный скоростях, затем на скоростях близких к соревновательным. Важное значение в начале этого этапа играет постановка сильной работы ногами и использование тренировочных упражнений в плавании при помощи одних ног для развития функциональных основ выносливости.

Для этапа базовой тренировки также характерно отсутствие узкой плавательной специализации. Всех юных пловцов желательно тренировать как специализирующихся в комплексном плавании на 200 и 400 м (может быть за исключением девочек, специализирующихся в плавании брассом на 200 м. Они часто оказываются способными показывать результаты экстра класса уже в возрасте 13-15 лет).

Наиболее ценное качество самых юных пловцов - они не знают того, что они могут и чего они не могут выполнить. Они слушают своего тренера и готовы сделать, то что тренер им скажет (40x50, 1500 или 10-15x200 м дельфином, 2000-3000 м комплекс и т.п.). Нужно использовать это качество не слишком часто, с большой осторожностью и терпением. Тренировка - это движение по направлению к естественным пределам, не за пределы возможного.

Рациональная тренировка расширяет индивидуальные возможности, раздвигает пределы. Чрезмерная тренировка может разрушить все ранее достигнутые положительные изменения. Разгрузочные, восстановительные дни на уровне недельных циклов и адаптационные недели на уровне средних циклов должны быть важной составной частью тренировочного процесса юных пловцов.

Есть и обратная сторона медали: искусственное сдерживание темпов увеличения тренировочных нагрузок. Слишком низкие тренировочные нагрузки, отсутствие существенной динамики увеличения объема плавания не позволяют юным спортсменам достичь полного природного потенциала. Оптимальная трудность и продолжительность тренировочных стимулов позволяет достичь максимальных адаптационных изменений, желаемого уровня развития двигательных способностей. Поэтому тренировка юных пловцов должна быть оптимизирована исходя из возраста, уровня биологической зрелости, таланта, уровня технической подготовленности, опыта тренировки и перспективной модели спортивных результатов.

Возрастные границы начала этапа углубленный специализации в основном совпадают с началом пубертатного периода развития. На этом этапе от года к году должно улучшаться качество (интенсивность) тренировочного процесса. Пик увеличения интенсивного объема и силовой тренировки должен приходиться на вторую половину пубертата. Сигналом для этого является ускорение прироста массы. На этом этапе МСТ рекомендуется достижение критического объема плавания - 1900-2200 км за сезон для мальчиков и 2100-2400 км за сезон для девочек. Опыт подготовки сильнейших пловцов мира показывает эффективность скачкообразного повышения объема плавания за один сезон на 500-600 км (Воронцов, 1997; Sweetenham, 1999).

Пловцы начинают специализироваться в одном-двух способах плавания. Крайне важно иметь «запасной способ» или 1-2 запасные дистанции на случай достижения плато в росте спортивных результатов. Это часто случается после завершения пубертатного развития, особенно с девочками.

Для этапа углубленного совершенствования характерно устойчивое увеличение от года к году интенсивности плавательной подготовки и объема силовой тренировки на суше и в воде.

В конце периода углубленной специализации многие способные юные спортсмены впервые выполняют нормативы допуска к национальным («взрослым») чемпионатам, а также участвуют в международных юношеских соревнованиях.

Для этапа спортивного совершенства большое значение имеет сохранение резерва увеличения объема и интенсивности плавательной тренировки. Следует планировать достижение общего объема плавания 1800-2000 км для спринтеров; 2100-2400 км для средневиков и 2700-2800 км для пловцов-стайеров.

Для этапа характерен окончательный выбор плавательной специализации, доведение технических и тактических навыков до уровня высшего совершенства и автоматизма.

Функциональная подготовка становится направленной в первую очередь на достижение модельных требований основной соревновательной дистанции -высокой аэробной мощности, анаэробной лактатной мощности и лактатной толерантности при поддержании высокого уровня общей выносливости.

Разработка и применение в тренировочном процессе соревновательных моделей включающих не только функциональные параметры, но и технические требования (время преодоления стартового и поворотных отрезков, соотношение темпа и шага, время финишного отрезка и т.п., а не просто плавание «на упоре» с максимальной интенсивностью имеет первостепенное значение (Воронцов, Биневский, 2003). Такой подход можно условно выразить так: - «тренируй не усталость, а соревновательное выступление на избранной дистанции и способность контролировать усилия и технику плавания по ходу дистанции».

На этапе спортивного совершенствования соревнования, сконцентрированные в определенные периоды, постепенно становятся самостоятельным видом подготовки.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.