Ча – ча – ща           ща – ча – ща           ач – ащ – ач — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Ча – ча – ща           ща – ча – ща           ач – ащ – ач

2019-08-07 122
Ча – ча – ща           ща – ча – ща           ач – ащ – ач 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Че - ______-______ ще -______-______ еч - ______-______

Чу - ______-______ щу -______-______ уч - ______-______

5. Прочитай. Запиши только слоги (выдели Ч, Щ), а слова подчеркни.

Час, чит, лещ, щет, чай, чак, щел, щит, чек, сич, щед, щи, ночь, чки, щель, щип, врач, чис, ща, честь.________________________________

__________________________________________________________________

6.Запиши слоги в две строчки (под диктовку).

Ч:________________________________________________________________

Щ:_______________________________________________________________

7. Закончи слово подходящим по смыслу слогом: - ЧОК или -ЩИК.

Башма_______, ныряль_______, бо_______, пиль_______, дрессиров_______, крю______, часов_______, смор_______, сунду_______, гон_______, точиль_______, каба_______, камен_______, жу_______, стеколь_______, выдум_______, пау_______, купаль_______, бы_______, кранов_________.

8. Составь слово из перепутанных слогов. Подчеркни Ч, Щ.

Чок – щел                чик – щел – кун                   ще – до – чу – ви

______________ ______________________ __________________________

9. Вставь в слово нужный слог -ЧА или -ЩА. Подчеркни Ч, Щ.

______сы                    по______да                          ту______

______вель                 ко______ны                          ро______

______ша                    мо______ло                         добы______

______дить                 пло______ди                          пи______

10. Придумай слоги с Ч, Щ и запиши их:____________________________

                                                                      Различение Ч – Щ в словах   

                                                                                                   


1. Отгадай загадку. Укажи количество букв, звуков и слогов в отгадке.

2. Раскрась картинку.

3. Прочитай слова: ключ, чужбина, борщ, чудовище, чабан, часовой, щавель.

Напиши слова (подчеркни Ч, Щ) в следующем порядке:

Солдат, который стоит на часах - ___________________________

Пастух, который пасет стадо овец в горах - ___________________

Сказочное существо - ________________________

Чужая страна - __________________________

Растение с кислыми съедобными листьями - __________________

Суп со свёклой и овощами - __________________

Приспособление для открывания замка - _____________________

4. Вставь пропущенные буквы Ч, Щ. Запиши «несъедобные» предметы.

______ай         ово______и       бор______        ___________________

______и           пе______енье    калан______а  ___________________

______епка      верёво______ка ле______         ___________________

______ерника  уго______ение плю______      ___________________

5. Игра «Наоборот» - замени Ч на Щ, напиши получившиеся слова.

Чёлка - _________________ Плач - _______________ Чётки - _____________

Зачищать- ___________________ Чека - _____________ Лечи - ___________

6. Измени слова по образцу: Кричать – кричащий. Подчеркни Ч, Щ.

Звучать - ______________________ ворчать - __________________________

Рычать - ______________________ молчать - __________________________

Стучать - _____________________ мычать - __________________________

7. Прочитай слова: пастбище, ущелье, жилище, помещение, изба, пещера, здание, убежище, терем, хранилище, зимовище, училище, площадь, домище. Выбери те слова с «Щ», которые близки к слову «ДОМ». Запиши их.

__________________________________________________________________

8. К данным словам подбери синонимы (слова близкие по смыслу) с «Ч».

Волшебник - _____________________ Глушь - ________________________

Храбрец - ________________________ Нередко - ______________________

А к этим словам подбери антонимы (слова противоположные по смыслу).

Белый - ______________, родной - _____________, Родина - _______________

 Слова для справок: часто, чужбина, чужой, чаща, чародей, смельчак, чёрный.

9. Вспомни и назови сказочных героев и героев мультфильмов, имеющих в своих названиях звуки [ Ч ],[ Щ ]. Напиши их, подчеркни различаемые буквы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                      Различение Ч – Щ во фразах   

                                                                                                       


     3. Напиши, кто как подаёт голос, подчеркни Ч, Щ.

Коровы - _________________, сороки - ______________________, мыши - ______________, медведи - _________________, петухи - ________________.

Слова для справок: рычат, кричат, трещат, пищат, мычат.

4. Составь словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова из двух столбиков. Запиши их, подчеркни Ч, Щ.

Овощная      помощь  _________________________________________

Чистый         человек  _________________________________________

Врачебная    вещь       _________________________________________

Плачущий    плащ      _________________________________________

Поющие       ручеёк    _________________________________________

Палящие      щётка       _________________________________________

Чужая           лучи       _________________________________________

Журчащий   начинка _________________________________________

Колючая       чижи     _________________________________________

5. Вставь в предложения пропущенные буквы Ч, Щ.

Жалобно ____енок пи____ит, та____ит он тяжёлый ____ит. У ____етырёх ____ерепах по ____етыре ____ерепашонка. У____еник у____ил уроки, у него в ____ернилах ____ёки. Выру____ай товари____а в беде. Обувь ___истят ____ёткой. ____асов____ик ____инит ____асы. ____етинка у ____ушки, ____ешуя у ____у____ки.

6. Игра «Путаница» - составь и напиши предложения. Подчеркни Ч, Щ.

В, рощи, чаще, чижи, и, стрижи, щебечут. ______________________________

__________________________________________________________________

Рыбак, щуку, и, поймал, леща. ________________________________________

__________________________________________________________________

Ищет, пищу, волчище, рыщет. ________________________________________

__________________________________________________________________

Складывает, чемодан, в, вещи, девочка. ________________________________

__________________________________________________________________

7.Придумай по два предложения со словами: ночь, помощь. Выдели Ч,Щ.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

                                                                      Различение Ч – Щ в текстах   

                                                                                                   


1. Игра «Доскажи словечко» - напиши слова, подчеркни в них Ч, Щ.

У меня пропал носок                                Живёт спокойно, не спешит,

Утащил его ____________________   На всякий случай носит щит.

Заяц волка замещает,                         Под ним, не зная страха,

Всех косых не _________________ Гуляет _____________________

 

2. Нужно по-разному заштриховать щенков.

3.Прочитай, вставляя пропущенные буквы Ч, Щ.

Щенок.

____уть по-больше рукави____ки        Я позвал на помощ____ь кошку,

Подарили мне ____енка.                      Я придвинул ближе плошку.

Он пока ____то с непривы____ки       Хорошо прошёл урок,

Не лакает молока.                                  Лижет плошку мой ____енок.

4.Прочитай. Запиши скороговорку по слогам, подчеркни Ч, Щ. Выучи её.

Щёткой чищу я щенка _____________________________________________

Щекочу ему бока. ______________________________________________

5. Прочитай вопросы. С помощью указанных справа слов составь и напиши ответы на эти вопросы, подчеркни Ч, Щ.

Где жили грачи?                                           В, берёзовой, грачи, роще, жили.

__________________________________________________________________

Кто однажды забрался в рощу?                 Забрался, в, однажды, рощу, кот.

__________________________________________________________________

Что он сделал?                                              К, приблизился, залез, дерево,

                                                                        и, на, гнезду, он.

__________________________________________________________________

Кто заметил рыжего разбойника?             Заметил, грач, рыжего, старый,

                                                                         разбойника.

__________________________________________________________________

Продолжи рассказ так, чтобы в конце можно было сказать: «Больше кот в роще не появлялся». Выдели буквы Ч, Щ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                        Различение Щ – СЬ - ТЬ  

                                                                         в слогах и словах   

                                                                                                       

1. Прочитай слова: тетрадь, Сибирь, тянуть, щедрость, щавель, сирень, щит. Подчеркни первые буквы. Напиши слово, созвучное со словом  

3. Прочитай слоги, закончи цепочку слогов.

Ща – ся – тя            ся – тя – ща              тя –  ща – ся

Щё – сё – тё            сё - тё -_____            тё -_____-_____

Щу – сю – тю         сю -_____-_____           тю -_____-_____

Щи – си – ти           си -_____-_____            ти -_____-_____

4. Вставь в слова подходящие по смыслу слоги: -СИ, -ТИ, -ЩИ.

_______ла                    ве________              о_______на

_______пать                 гу________              я_______ки

_______рень                пле_______              но_______ли

_______шина              крова______             и_______те

_______ты                    кле_______              про_______рать

5. Игра «Подскажи словечко» - напиши нужное слово с буквами Щ,С,Т.

*Все колдуньи злые _____________.   *Сонный мишка лёг в кровать.

Любят рыскать по домам.                     Только он не хочет ______________.

Любят брать чужие ______________.  *Это не кошка, смотри берегись.

И летать по злым делам.                        Идёт на охоту коварная __________.

*Солнце греет целый день.                    *Воина от стрел закроет

 От жары я прячусь в _____________.   Крепкий и широкий ____________.

Слова для справок: щит, щётки, рысь, тётки, спать, тень.

6. Прочитай слова. С помощью суффиксов -ТЕЛЬ, -ЩИК образуй названия профессий. Напиши, подчеркни различаемые буквы Щ, С, Т.

Учить - _______________________ Настроить - _________________________

Читать - ______________________ Кран - ____________________________

Строить-______________________ Камень - ___________________________

7. Вставь пропущенные буквы Щ, С, Т в:

Фамилии: ____имофеев, ____еглов, ____еров, ____ипачёв, ____имашева.            

Географические названия: ____евастополь, _____ихий океан, ____ицилия.

Названия рыб:___ельдь, ___ука, ле___, о___ётр, ___ерпуг, ___ёмга, кара___ь.

8. Придумай и запиши в три строчки слова, которые содержат мягкие звуки: [Щ ], [С ], [Т ] в начале, середине и конце слова.

Щ:_______________________________________________________________

С:________________________________________________________________

Т:________________________________________________________________                                                         

                                                                        Различение Щ – СЬ - ТЬ  

                                                                         во фразах и текстах   

                                                                                                   

1. Прочитай загадку, напиши отгадку.

Письмо само никуда не пойдёт,

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит, пролетит, проплывёт

 Тысячи вёрст пути. ____________________________

2. Раскрась картинку.

3. Прочитай стихотворение «Почтовый ящик».

        На скамейку я встаю, Голубой, блестящий.

        Еле ящик достаю.             Посыпались из ящика

        Открываю ящик                  Письма настоящие.

 Выпиши слова, содержащие буквы Щ, С, Т. Подчеркни эти буквы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.Прочитай выделенные слова. Допиши к перечисленным животным признаки, которые даются в баснях и сказках. Подчеркни буквы Щ, С, Т.

Лиса (какая?)_________________ Сорока (какая?) ______________________

Щука (какая?)________________ Осёл (какой?)_________________________

Слова для справок: трудолюбивый, зубастая, хитрая, любопытная.

5. Игра «Путаница» - составь рассказ правильно (поставь порядковый номер в квадратиках). Напиши его, подчеркни различаемые буквы.

                                   Первая охота

 
 
 
 
 

Тихонько к ней подкрался щенок, прыг – и ухватился за хвост.

Фыркнул щенок, бросил хвост – и за ней. Да куда там!

 А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень.

 Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

 Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Прочитай, вставляя пропущенные буквы Щ, С, Т.

____ева ____еглов нашёл ____енка. _____енок жалобно скулил, прижавши____ь к обочине. ____ева принёс ___енка домой. Он накормил его, обласкал и дал прозви____е _____имка.

7. Какие ещё клички можно придумать, меняя первую букву?

__________________________________________________________________

                                                                        Различение Ш - Щ  

                                                                         в слогах и словах   

                                                                                                   

1. Прочитай стишок: Ш  и Щ  – родные сёстры,

                                             Но у Щ есть хвостик острый.

2. Раскрась буквы: Ш – синим, а Щ – зелёным цветом.

3. Прочитай слоги парами.

Ша – ща             ащ – аш         шта – тща 

Шо – щё             ощ – ош         што – тщё

Шу – щу             ущ – уш         шту – тщу

Ши – щи            ищ – иш         шты – тщи

Ше – ще             ещ – еш          ште – тще

4. Закончи цепочку слогов.

Ша – ша – ща    ащ – ащ – аш  ша – ща – ща – ша

Шу -_____-_____ ущ -_____-_____ шу -_____-_____-_____

Шо -_____-_____ ощ -_____-_____ шо -_____-_____-_____

5.Прочитай. В 1-ю строчку запиши слоги, во 2-ю – слова. Подчеркни Ш,Щ

аш, щель, сши, шлем, крош, лещ, рищ, шум, щик, клещ, щёл, марш.

Слоги:____________________________________________________________

Слова:____________________________________________________________

6. Игра «Новое слово» - к данным словам добавь букву Ш или Щ так, чтобы получилось новое слово. Подчеркни различаемые буквы.

Ум - __________ Ёлка - __________________ Пион - _________________

Вы - __________ Утка - __________________ Ель - _________________

7. Закончи слово, вставив подходящий по смыслу слог -ШИ или -ЩИ.

_______на                   мор_______ны                 камы_______

_______пать               о_______баться                ово_______

_______рина               горо_______на                 каранда_______

_______пчики             за_______та                      кле_______

8. Игра «Путаница» - составь и запиши слово из перепутанных слогов.

Рох,шо __________ щи,тре,на _____________ ре,ни,ше,е _________________

Ник,хищ_________ пот,ще,ка______________ ни,про,ще,е________________

Цы,щип_________ шо,мы,нок______________ мы,лов,ше,ка_______________

9.Игра «Часть – целое» - по названию целого предмета напиши название части предмета с буквами Ш, Щ. Подчеркни эти буквы.

Часть лица - ___________________ Часть колеса - _____________________

Часть дома - ___________________ Часть бороды - ____________________

Слова для справок: щетина, крыша, щека, шина.

10. Прочитай, вставляя пропущенные буквы Ш, Щ

_____уруп       пара_____ют      малы______

_____еколда   пло_____адка     товари_____

_____ило         ме______ок        помо_____ь

_____упальцы поме_____ение   шала______

11. Придумай и напиши слова с буквами Ш, Щ: ______________________

__________________________________________________________________

                                                                        Различение Ш - Щ  

                                                                         во фразах и текстах   

                                                                                                  

1.Прочитай: шуба, аршин, решётка, ищешь, купальщик.

  Составь слово по первым буквам: _____________________

2. Нарисуй получившееся слово (в прямоугольнике).

3. Допиши предложения, используя слова: шарик, Шарик.

У Шурика был щенок ______________________.

Наташе купили синий ______________________.

4. Прочитай предложения, вставляя пропущенные буквы Ш, Щ.

На пло_____ади продают _____ары. У Ма_____и болит _____ека. Алё_____а поймал в ро_____е _____егла. На ве_____алке висит пла_____.

5. Прочитай: наваристый борщ, постные щи, говяжий шашлык, пшённая каша, сладкий щербет, холодная окрошка, хрустящий картофель, настоящий сок, вишнёвый компот, сдобная ватрушка.       

Выбери себе на обед блюда. Запиши их в порядке употребления. Подчеркни различаемые буквы Ш, Щ.

Первое блюдо: __________________________________________________

Второе блюдо: __________________________________________________

Третье блюдо: __________________________________________________

Десерт:          ________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________

6. Прочитай стихотворение, вставляя пропущенные буквы Ш, Щ.

                                           Щука

______ука в озере жила,           Пригласила трёх ер_____ей.  

Червячка с крючка сняла.           Говорили всем ер_____и:

Наварила _____ука _____ей.          «_____и у _____уки хоро_____и!»

7. Игра «Путаница» - составь рассказ правильно, изменив порядок предложений (поставь порядковый номер в квадратик). Напиши рассказ, подчеркни Ш, Щ.

                                        На реке

 
 
 
 
 

Гриша и Лёша вместе вытащили большую щуку.

Они пошли ловить в реке рыбу.

У Гриши стало клевать, но он никак не мог вытащить рыбу.

Гриша и Лёша – настоящие товарищи.

Мальчик позвал товарища на помощь.

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Придумай и напиши имена с [ Ш ]: ________________________________
Вспомни названия инструментов с [ Щ ]: _______________________________

 


Итоговая проверочная работа

 

А) Из предложенных вариантов выбери и подчеркни правильный ответ.

1. В слове «ра ___ ____ умев___ и ___ ь» пропущены буквы:

  1) с – ш – ш – с; 2) с – с – ш – с; 3) ш – ш – ш – с; 4) с – с – ш – ш. 

2. В слове «ра ___ ____ ал» пропущены буквы:

  1) з – з; 2) ж – ж; 3) з – ж; 4) ж – з.

3. В слове «___ ___ епить» пропущены буквы:

  1) ц – ц; 2) ц – с; 3) с – с; 4) с – ц.

4. В слове «___ елове ___ ек» пропущены буквы:

  1) ц – ц; 2) ч – ч; 3) ц – ч; 4) ч – ц.

5. В слове «___ ис ___ и ___ ь» пропущены буквы:

  1) ч – т – т; 2) т – т – т; 3) ч – т – ч; 4) ч – ч – ч.

6. В слове «за ___ и ____ ался» пропущены буквы:

  1) ч – ч; 2) щ – ч; 3) ч – щ; 4) щ – щ.

7. В слове «по ___ е ___ ение» пропущены буквы:

  1) с – с; 2) с – щ; 3) щ – щ; 4) щ – с,

8. Вставьте нужное слово в предложение: «Скоро откроется

  выставочный...».

  1) зал; 2) жал; 3) шаль; 4) сало.

9. Вставьте нужное слово в предложение: «Стрелы летят в...».

  1) сел; 2) цель; 3) щель; желе.

10. Вставьте нужное слово в предложение: «Самые крупные олени –

  это...».

  1) ложи; 2) лозы; 3) лучи; 4) лоси.

11. Какая пара слов «лишняя»?

  1) споры – шпоры; 2) краска – крошка; 3) башня – басня; 4) сутки - шутки

12. Какая пара слов «лишняя»?

  1) сабля – цапля; 2) сел – цел; 3) свет – цвет; 4) свести – цвести.

13. Какая пара слов «лишняя»?

  1) чашка – тяжкий; 2) плети – плечи; 3) чёлка – тёлка; 4) печь – петь.

14. Какая пара слов «лишняя»?

  1) щётки – чётки; 2) щели – сели; 3) плач – плащ; 4) зачищать-защищать.

15. Какая пара слов «лишняя»?

  1) луза – лужа; 2) зал – жал; 3) Луша – лужа; 4) ложа – лоза.

 

Б) Поставь знак «+», если высказывание верно; знак «-», если оно неверно.

1. Свистящие звуки произносятся при нижнем положении кончика языка.

2. Шипящие звуки произносятся при верхнем положении кончика языка.

3. Все свистящие звуки звонкие.

4. Все шипящие звуки глухие.

5. Аффрикаты состоят из слитно произносимых компонентов.

6. Все аффрикаты являются глухими звуками.

7. Все аффрикаты являются звонкими звуками.


                                    Содержание

Различение С – Ш ……………………………………………………….3

Различение З – Ж ………………………………………………………7

Различение Ч – ТЬ ………………………………………………………11

Различение Ч – С ………………………………………………………15

Различение Ч – Ш ………………………………………………………19

Различение Ч – Ц ………………………………………………………23

Различение Ц – ТЬ …………………………………………………….. 27

Различение Ц – С ……………………………………………………….31

Различение Ч – Щ ………………………………………………………35

Различение Щ – СЬ – ТЬ ………………………………………………39

Различение Ш – Щ …………………………………………………….. 41

Итоговая проверочная работа …………………….…………………… 43


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.