Гласные и согласные звуки.  Слог.  Слово. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Гласные и согласные звуки.  Слог.  Слово.

2019-08-07 136
Гласные и согласные звуки.  Слог.  Слово. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  Начиная работу по изучению зрительных образов гласных и согласных звуков, необходимо:

- объяснить артикуляции звука, работа с профилем;

- подчеркнуть видимые признаки для данного звука  либо для группы

звуков, в которую входит изучаемый звук;  

- составить характеристики звука;  

- тренировать в его произнесении и считывании  с губ (учителя,

одноклассников);обязательным является произнесение звуков перед зеркалом для подкрепления зрительных образов звуков кинестетическими ощущениями;

- выделять звук из слогов различной структуры (прямые, закрытые, со

стечением согласных) и т. д.

 

    Изучая согласные звуки, следует обращать внимание на некоторые особенности их произнесения, знание которых существенно облегчает чтение с губ. Так, для артикуляции звуков группы   [П-ПЬ],  [М-МЬ], [Б-БЬ] характерно смыкание губ, а затем при произнесении быстрое их размыкание.

    Дифференциальным признаком мягких согласных является некоторое  И-образное положение губ в конце произнесения мягкого согласного по сравнению с соответствующими твердыми согласными.  

    Глухие согласные произносятся при большем напряжении, чем звонкие и назальные согласные с тем же местом образования ([Ф-В],

[Т-Д],  и т.д.). Длительность глухих согласных больше, чем длительность  соответствующих звонких согласных за счет большей длительности смычки  [П-Б], [С-З].

        Следует помнить, что артикуляция согласных может  существенно изменяться в зависимости от окружающих звуков.

Начинать работу по изучению звуков следует с гласных  [А], [О], [У], [Ы],  далее согласных  [П ], [Ф], [Ш],  обращая внимание учащихся на  артикуляционные особенности

      Произнесение этих звуков в сочетании с гласными следует сопровождать напоминанием о том, что, как   согласные, так и гласные хорошо считываются при произнесении.

Затем ученикам предлагают слоговую таблицу:

ПА ФА ША

ПО ФО ШО

ПУ ФУ ШУ

  ПЫ ФЫ ШИ

Сначала слоги изучаются по вертикали сопряжённо, затем учитель произносит вразбивку, а ученики повторяют.

        Далее учащимся предлагаются карточки с фразами, содержащими изучаемые звуки:

 

Как ва—а —амилия?... (Как ваша фамилия?) и др.

 

При этом рекомендуется смотреть на всю фразу, а не на отдельные слова, что позволяет понять предложение в целом.

 

Предлагается   ряд упражнений, которые будут полезны при выделении изучаемого звука из слога.

1. Назвать только гласный звук слога.

2. Поднять букву, соответствующую  гласному звуку слога.

3. Записать только гласные  буквы слогов.

4.    Придумать слог с соответствующей  гласной.

5.   Определить место звука в слоге и показать соответствующую букву.

6.  Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором, третьем месте.

 

Выделение звуков из слова. Начинать работу следует  с односложных слов различной структуры (люк, усы, рис и др.). Дети определяют, какой гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец). Составляется графическая схема слова:

О––––––––––       или   –––– О–––, или    ––––––––О.

В дальнейшем работа проводится на материале двусложных, трехсложных слов.

 

 

              Реализуются следующие упражнения:

1.Назвать гласные звуки слова. Предлагаются   слова,

произнесение которых не отличается от написания (лапа, лужа, дом …).

 

2.Прочитать слово с губ, записать на схеме только гласные данного

слова. Например, слово кошка обозначается так: —о—а.

 

3.Прочитать слово с губ, назвать гласные звуки слова, положить соответствующие буквы из разрезной азбуки.

 

4.На доске:

 –––a–––  ––––у–––    –––о–––– ––––– ы––––– –––и––––

Учитель произносит слово, дети считывают его. Учитель показывает картинку, сравнивают с тем,  что прочитали. Затем предлагается  расположить эту картинку под соответствующей схемой (сук, нос, пол, стул, рот, лук, дым, сом, сыр и др.).

 

Для закрепления слогового анализа и синтеза могут использоваться задания типа:

 

1.Прочитать слово  с губ. Повторить заданное слово по слогам.

Сосчитать количество слогов.

2.Детям раздаются картинки, содержащие (имеющие) изучаемый звук.

(Например, арбуз, груша, трава и др.). Ребенок произносит одноклассникам слово, они в свою очередь должны его повторить — считать с губ.

 

3.Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех

вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором — из двух слогов, в третьем — из трех слогов. На вагоне  можно нарисовать схему слов:

     
 
   

  

 

Ребенок произносит слово одноклассникам, те — произносят то, что прочитали  с губ. Затем ребенок «размещает» слово  в  соответствующий вагон.    

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.