Обучение детей со слуховой депривацией — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Обучение детей со слуховой депривацией

2019-08-07 411
Обучение детей со слуховой депривацией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обучение детей со слуховой депривацией

Приёмам чтения информации с лица

 

           (Рекомендации педагогам и родителям)

 

 

Содержание:

1.Роль зрительного восприятия в образовании ребёнка

с нарушением слуха.

2.Сенсорная основа чтения с губ.

3.Факторы успешности зрительного восприятия речи.

4.Дидактические принципы обучения чтению с губ.

5. Методические рекомендации по обучению чтению информации с лица говорящего.

 

Составитель: Е.В. Сидорова-учитель-дефектолог Витебского областного ЦКРОиР

 

Рецензенты:

Н.И.Позднякова – директор областного государственного ЦКРОиР,

Р.В.Павловская – учитель-дефектолог Витебской школы-интерната для детей с нарушением слуха.

 

 

Роль зрительного восприятия

в образовании ребёнка с нарушением слуха

      В процессе обучения ребенка с нарушением слуховой функции решаются задачи ориентации на самореализацию личности ученика, интеграцию и социальную адаптацию его в различных сферах жизнедеятельности. Для реализации этих направлений необходимо усилить роль зрительного анализатора в восприятии речи, как вспомогательного средства понимания речи окружающих. Это может осуществиться в условиях целенаправленной, специально организованной деятельности. Актуальность этой проблемы усиливается в связи с тем, что снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха.

     Речь и умственная деятельность — ведущие условия в ориентировании человека в жизни.

   Недостаточное развитие речи и плохое владение ею затрудняет процесс общения, а также усвоения содержания обучения, которое тесно связано со словесным оформлением и осмыслением речи.

       Развитие зрительного восприятия, как и слухового, является источником накопления словарного запаса, что расширяет возможности речевого общения. А речевое общение, в свою очередь, способствует накоплению словарного запаса, речевому и общему развитию детей.

    Достижение эффективных результатов возможно при взаимодействии всех анализаторов в ходе специального обучения. При этом важным условием эффективности является активное включение зрительного анализатора, развитие слухового восприятия, формирования и коррекции произношения.

       Овладение речевым общением зависит от ряда условий: состояния слуха, антиципации, использования звукоусиливающей аппаратуры, технологии обучения, мастерства учителя и особенно - уровня развития речи.

 

Под уровнем развития речи понимается состав  словарного запаса, уровень владения грамматическим строем языка, звуковым составом слова и произношения в целом, уровень понимания речи, чтения  ее с губ и  в целом - речевой  практики общения.

 

  Обогащение словарного запаса способствует повышению уровня понимания речи, улучшению речевой практики общения, усвоению неизвестных слов по контексту и ситуации, совершенствованию восприятия речи на слух. Чем большим словарным запасом обладает ребенок с нарушенным слухом, тем большая часть слышимой им речи оказывается доступной для ее осмысления.

 

   Чтение с губ позволяет дополнять слуховые впечатления, сравнивать своё произношение с произношением окружающих людей. Чтобы зрительное восприятие было продуктивным, необходим достаточный запас слов. Т.о., чтение с губ тесно связано с развитием речи. А по мере развития речи возрастает и зрительная способность её восприятия.

 

     Зрительное восприятие речи также может быть эффективно использовано при постановке звуков речи, исправлении дефектов и предупреждении недостатков произношения.

 

 

               Сенсорная основа чтения с губ

     Как известно, материей языка, с помощью которой выражается определенное смысловое содержание, является звуковая его система. К фонетическим средствам, элементам речи, составляющим эту систему, относятся звуки, словесное ударение и интонация.

   Акустические различия между звуками речи соответствуют

определенные артикуляционные различия, которые и являются объектом зрительного восприятия при чтении с губ.

    Результаты исследований учёных раскрывают возможности зрительного восприятия звуков устной речи: гласные резко противопоставлены согласным по своим фонетическим признакам, они лучше воспринимаются.

   Из гласных лучше воспринимаются звуки [А], [О], [У], сравнительно хуже – [И], [Э], плохо – [Ы].      

 

 Также нужно отметить то, что соседство согласных звуков затрудняет восприятие гласных. Так, гласный в положении  CГС воспринимается хуже, чем тот же гласный в  положении СГ и ГС. Соседство  согласных оказывает определенное маскирующее влияние на зрительное  восприятие гласных. Наименьшее отрицательное влияние на зрительное восприятие гласных, оказывают такие согласные, которые могут произноситься при любом положении губ, при любой степени их открытости  в зависимости от окружающих их гласных (например, [К]).

 

Наибольшее отрицательное влияние на зрительное восприятие гласных оказывается тогда, когда по соседству с ними находятся лабиализованные согласные ([Ш], [Ч]), характер положения губ при произнесении которых — выдвижение их вперед — значительно более  маскирует и видоизменяет артикуляцию гласных. Исключение составляют  лабиализованные гласные ([А], [У]),  при произнесении которых вытягивание  губ вперед подчеркивает свойственную им артикуляцию.

      Надо помнить, что гласные оптически близки между собой. Гласный [А] при восприятии с помощью зрения смешивается только звуком [Э]. Но гласный [Э], кроме того, смешивается со звуком [И], который в свою очередь   смешивается с  [Ы]. Гласные же  [О], [У] смешиваются только  между собой.

 

      Группы таких   согласных звуков, как    [П], [Б] [М], [В], [Ф] и их мягкие пары, а также [Ш], [Ж] [Ч], [Щ] хорошо воспринимаются с помощью зрения и являются как бы замкнутыми: звуки, принадлежащие к каждой из данных групп, не уподобляются звукам других групп, и, наоборот, звуки, входящие в другие группы, не уподобляются звукам данных групп.

 

     Также важно обратить внимание на возможность различения с помощью зрения признаков твердости и мягкости согласных. Мягкие согласные отличаются от соответствующих твердых тем, что их артикуляция дополняется работой средней части спинки  языка, которая поднимается к твердому небу (палатализация). Однако  следует отметить еще один признак,  по которому определенные группы мягких согласных отличаются от твердых — оттягивание углов рта назад.

     

Эффективность восприятия ударения мало зависит, от места расположения ударного слова. Она в значительной мере зависит от того, на какой гласный падает ударение. Наиболее хорошо словесное ударение воспринимается тогда, когда оно падает на гласный [О].  Несколько хуже ударение воспринимается тогда, когда оно падает на гласные [А], [У], [Э].  Наиболее  трудно воспринимается ударение, когда оно падает на гласные  [И], [Ы].

        Одним из компонентов ударения является длительность произнесения ударного слога. Этот компонент ударения при подчеркивании его в произношении сравнительно хорошо улавливается с помощью зрения.  Т.о., умеренное подчеркивание в речи учителя словесного ударения путем более     длительного произнесения ударного гласного положительно влияет на речь детей с нарушением слуха: она становится плавной, более естественной,ритмичной.     

      Восприятие элементов речи осуществляется легче тогда,  

когда этими элементами речи воспринимающий владеет в

 собственном произношении.

 

      Зрительное восприятие логического  ударения,     близко к закономерностям восприятия словесного ударения. Это объясняется тем, что в основе выделения словесного и логического ударения лежат одни и те же фонетические средства: изменение силы голоса и длительности произнесения

       Отличительная особенность чтения с губ состоит не только в том, что акустический код речи заменяется оптическим, но и  в том, что этот оптический код оказывается весьма  неполным и недостаточно дифференцированным. При таких условиях  значительно возрастает роль той встречной активности, которая выражается в прогнозировании ожидаемого сообщения, в отраженном проговаривании слов, а также во всей совокупности психических процессов,    связанных с переработкой поступающей    информации. Соответственно возрастает роль    ситуации, в которой происходит общение, а также  выразительных движений говорящего.

      

Если представить себе человека с врожденной или  наступившей в раннем   детстве глухотой,  но  полностью овладевшего словесной речью, обладающего беглым произношением и достаточными навыками зрительного восприятия устной речи, то механизм чтения с губ состоит у него из трех основных компонентов:

 

Ø зрительного восприятия речевых движений, опирающегося на оживление в памяти соответственных зрительных образов;

 

Ø отраженного повторения этих движений и связанного с ним оживления в памяти соответственных кинестетических образов;

 

Ø прогнозирования и переработки поступающей информации, осмысления содержания этой информации.

 

     Если слух утрачен после того, как полностью усвоена речь, то в течение известного, иногда длительного времени механизм чтения с  губ дополняется возбуждением слуховых образов слов.

 

     У владеющего развитой речью слабослышащего исходный  компонент механизма восприятия устной речи составляет слуховой прием доступных ему фонетических элементов речи (с оживлением соответственных слуховых образов) и одновременно зрительный прием видимых речевых движении (с оживлением соответственных зрительных и  кинестетических  образов).

 

Совместное слухо-зрительнос восприятие фонетической  структуры речи слабослышащими становится наиболее эффективным при использовании  звукоусливающей аппаратуры.  При таком условии зрительный компонент речи может быть дополнен слуховым.

  

 

Обучения чтению с губ

     При обучении чтению  с губ необходимо руководствоваться как общедидактическими, так и специфическими принципами.  

Реализация этих принципов обеспечивает эффективную деятельность учителя в образовательном процессе.

 

                Принцип индивидуального подхода.

При обучении чтению с губ этот принцип имеет большое значение. Среди индивидуальных особенностей   детей можно выделить  такие, как  характер и скорость протекания мыслительных процессов, работоспособность, уровень сформированности знаний и умений, познавательной активности, отношение к умению, наличие и характер познавательных интересов, уровень волевого развития и др.

   Вместе с тем, существует ряд специфических для детей с нарушенным слухом отличий в уровне сформированности  речевого слуха, навыков чтения с губ, речевого развития, обусловленных как временем и степенью поражения слуха, так и условиями развития после появления дефекта.

    Принцип индивидуального  подхода направлен на создание благоприятных условий для реализации каждым учеником ближайших и отдаленных целей обучения и развития.

 

                  Принцип наглядности

   Принцип наглядности предполагает опору на чувственной познавательный опыт ребенка и организацию такого опыта в учебно-воспитательном процессе школы.

  Наглядные средства, применяемые в  обучении детей с нарушенным слухом, можно  условно разделить на три группы:

§ средства предметно-образной наглядности (натуральные предметы, их плоскостные и объемные изображения);

§ средства знаковой наглядности (схемы, таблицы, профили звуков);

§ средства динамической наглядности (ТСО в комбинациях со средствами первой и второй групп).

  Принцип наглядности и обучении чтению с губ применяется дифференцировано, в зависимости от темы, задач урока, уровня подготовленности учащихся.

  Перед изучением новых звуков, опорных слов, фраз обязательно демонстрируются их письменные изображения, чтобы исключить неправильное истолкование многозначимых зрительных образов звуков.

Иллюстративный материал к изучаемым темам предъявляется, как обычно, по ходу изложения.

   При предъявлении любого вида наглядности следует соблюдать одно правило: пояснения давать после показа таблицы или картинки, т. к. учащиеся не могут одновременно фиксировать свое зрительное внимание на демонстрационных материалах и на речевых движениях учителя.

 

           Принцип сознательности и активности

   Принцип сознательности и активности имеет особое значение в обучении детей с нарушенным слухом, которые испытывают значительные трудности в осмыслении материала, представленного в словесной форме. О сознательности усвоения материала учитель может судить по способу словесной передачи и объяснения усвоенного, по тому, как ученик воспроизводит материал, как может применять знания на практике, выбирает ли рациональный способ решения ситуации, делает ли посильные выводы, использует ли приобретенные знания в новой ситуации.

     Учителю необходимо разъяснять ученику  в доступной форме структуру сложного акта чтения с губ, задачи и значение каждого упражнении, а также указывать   пути и возможности преодоления всех трудностей речевого общения с помощью зрения.

     Об активности ученика на уроке свидетельствует его готовность отвечать па вопросы учителя, в произнесении им речевого материала, в составлении фраз разговорно-обиходного характера и вопросов. Во внеурочное время учащийся должен пройденный речевой материал считывать с губ у возможно большего количества лиц для освоения индивидуальных артикуляционных особенностей говорящих.

 

                Принцип прочности  

        Этот дидактический принцип предполагает осмысленное запоминание, длительное сохранение и на основе этого оперативное использование усвоенных знании в целях  их дальнейшего обогащения. Принцип прочности ориентирует учителя на тщательный отбор речевого материала, систематическое его повторение.

       Прочность навыков чтения с губ основывается на выработке связей между зрительным восприятием образов звуков, слов, фраз, с одной  стороны, и собственными речевыми движениями — с другой.

      Настоятельно необходимо стимулировать  произвольное и непроизвольное запоминание ребёнком зрительных образов слов, фраз.

Особую роль играет контроль и самоконтроль. Он может проводиться в форме диктанта, устной проверки понимания того или иного речевого материала.

 

Принцип последовательности и систематичности

Принцип последовательности проявляется   во взаимосвязи и взаимообусловленности содержания учебной информации, в подборе и изложении программного материала, в использовании методов и форм организации обучения, соблюдается принцип перехода от известного к неизвестному, от

 

 

простого к сложному. Данный принцип реализуется через учебный план и учебные программы по предметам.

     Дидактическое правило «от легкого к сложному» предполагает учет степени  видимости зрительных образов звуков и слов и принципа частотности.

 

 

                Принцип коррекционной направленности

     Данный принцип предполагает равнение на здоровые силы ребенка, обеспечение компенсаторного пути развития ребенка со слуховой депривацией. Утраченную, нарушенную слуховую функцию у ребенка   частично замещает деятельность зрительного, кинестетическою и др. анализаторов.  

         Опора на сохраненное зрительное восприятие обеспечивает формирование у детей с нарушенным слухом специфического способа восприятия устной речи по видимым движениям речевых органов — чтения с губ.

 

 

Принцип единства процесса обучения основам наук и словесной  речи                          

Данный принцип предполагает обучение языку по принципу формирования речевого общения.  

     При обучении чтению с губ необходимо особое внимание уделять развитию связной речи учащихся в  устной и письменной форме, построению  высказываний различной  степени развернутости, формированию навыков диалогической и монологической речи.

 

Для эффективной реализации данного принципа на каждом занятии по обучению чтению с губ необходимо:

 

- включать разнообразные виды словарной работы;

- использовать упражнения в развитии грамматического строя речи;  

 - расширять словарь учащихся;

 - развивать словесно-логическое мышление.

 

 

                  Принцип интенсификации речевого общения

     Речевое общение выступает для детей с нарушенным слухом важнейшим средством коррекции и компенсации нарушения. Данный принцип обуславливает необходимость реализации коммуникативной функции языка, формирования у глухих детей потребности в общении на словесной основе, обеспечения на занятиях по чтению с губ широкой речевой практики, стимулирующей накопление словарного запаса.

         

Основные этапы обучения

Обучение детей со слуховой депривацией


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.