Факторы, от  которых зависит — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Факторы, от  которых зависит

2019-08-07 132
Факторы, от  которых зависит 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

успешность восприятия устной речи зрительно:

 

Þ Освещение лица говорящего; расстояние от него; ракурс его головы; характер его артикуляции, темп речи, выразительность мимики и жестов;

Þ Содержание информации, употребляемые слова и грамматические конструкции;

Þ Ситуация, в которой передаётся сообщение, и качество акустической аппаратуры;

Þ Степень развития речи ребенка, запас слов, уровень владения грамматическим строем, навыками произношения;

Þ Наличие жизненного опыта ребенка и широта умственного кругозора.

 

 

Дидактические и методические принципы

Обучения чтению с губ

     При обучении чтению  с губ необходимо руководствоваться как общедидактическими, так и специфическими принципами.  

Реализация этих принципов обеспечивает эффективную деятельность учителя в образовательном процессе.

 

                Принцип индивидуального подхода.

При обучении чтению с губ этот принцип имеет большое значение. Среди индивидуальных особенностей   детей можно выделить  такие, как  характер и скорость протекания мыслительных процессов, работоспособность, уровень сформированности знаний и умений, познавательной активности, отношение к умению, наличие и характер познавательных интересов, уровень волевого развития и др.

   Вместе с тем, существует ряд специфических для детей с нарушенным слухом отличий в уровне сформированности  речевого слуха, навыков чтения с губ, речевого развития, обусловленных как временем и степенью поражения слуха, так и условиями развития после появления дефекта.

    Принцип индивидуального  подхода направлен на создание благоприятных условий для реализации каждым учеником ближайших и отдаленных целей обучения и развития.

 

                  Принцип наглядности

   Принцип наглядности предполагает опору на чувственной познавательный опыт ребенка и организацию такого опыта в учебно-воспитательном процессе школы.

  Наглядные средства, применяемые в  обучении детей с нарушенным слухом, можно  условно разделить на три группы:

§ средства предметно-образной наглядности (натуральные предметы, их плоскостные и объемные изображения);

§ средства знаковой наглядности (схемы, таблицы, профили звуков);

§ средства динамической наглядности (ТСО в комбинациях со средствами первой и второй групп).

  Принцип наглядности и обучении чтению с губ применяется дифференцировано, в зависимости от темы, задач урока, уровня подготовленности учащихся.

  Перед изучением новых звуков, опорных слов, фраз обязательно демонстрируются их письменные изображения, чтобы исключить неправильное истолкование многозначимых зрительных образов звуков.

Иллюстративный материал к изучаемым темам предъявляется, как обычно, по ходу изложения.

   При предъявлении любого вида наглядности следует соблюдать одно правило: пояснения давать после показа таблицы или картинки, т. к. учащиеся не могут одновременно фиксировать свое зрительное внимание на демонстрационных материалах и на речевых движениях учителя.

 

           Принцип сознательности и активности

   Принцип сознательности и активности имеет особое значение в обучении детей с нарушенным слухом, которые испытывают значительные трудности в осмыслении материала, представленного в словесной форме. О сознательности усвоения материала учитель может судить по способу словесной передачи и объяснения усвоенного, по тому, как ученик воспроизводит материал, как может применять знания на практике, выбирает ли рациональный способ решения ситуации, делает ли посильные выводы, использует ли приобретенные знания в новой ситуации.

     Учителю необходимо разъяснять ученику  в доступной форме структуру сложного акта чтения с губ, задачи и значение каждого упражнении, а также указывать   пути и возможности преодоления всех трудностей речевого общения с помощью зрения.

     Об активности ученика на уроке свидетельствует его готовность отвечать па вопросы учителя, в произнесении им речевого материала, в составлении фраз разговорно-обиходного характера и вопросов. Во внеурочное время учащийся должен пройденный речевой материал считывать с губ у возможно большего количества лиц для освоения индивидуальных артикуляционных особенностей говорящих.

 

                Принцип прочности  

        Этот дидактический принцип предполагает осмысленное запоминание, длительное сохранение и на основе этого оперативное использование усвоенных знании в целях  их дальнейшего обогащения. Принцип прочности ориентирует учителя на тщательный отбор речевого материала, систематическое его повторение.

       Прочность навыков чтения с губ основывается на выработке связей между зрительным восприятием образов звуков, слов, фраз, с одной  стороны, и собственными речевыми движениями — с другой.

      Настоятельно необходимо стимулировать  произвольное и непроизвольное запоминание ребёнком зрительных образов слов, фраз.

Особую роль играет контроль и самоконтроль. Он может проводиться в форме диктанта, устной проверки понимания того или иного речевого материала.

 

Принцип последовательности и систематичности

Принцип последовательности проявляется   во взаимосвязи и взаимообусловленности содержания учебной информации, в подборе и изложении программного материала, в использовании методов и форм организации обучения, соблюдается принцип перехода от известного к неизвестному, от

 

 

простого к сложному. Данный принцип реализуется через учебный план и учебные программы по предметам.

     Дидактическое правило «от легкого к сложному» предполагает учет степени  видимости зрительных образов звуков и слов и принципа частотности.

 

 

                Принцип коррекционной направленности

     Данный принцип предполагает равнение на здоровые силы ребенка, обеспечение компенсаторного пути развития ребенка со слуховой депривацией. Утраченную, нарушенную слуховую функцию у ребенка   частично замещает деятельность зрительного, кинестетическою и др. анализаторов.  

         Опора на сохраненное зрительное восприятие обеспечивает формирование у детей с нарушенным слухом специфического способа восприятия устной речи по видимым движениям речевых органов — чтения с губ.

 

 

Принцип единства процесса обучения основам наук и словесной  речи                          

Данный принцип предполагает обучение языку по принципу формирования речевого общения.  

     При обучении чтению с губ необходимо особое внимание уделять развитию связной речи учащихся в  устной и письменной форме, построению  высказываний различной  степени развернутости, формированию навыков диалогической и монологической речи.

 

Для эффективной реализации данного принципа на каждом занятии по обучению чтению с губ необходимо:

 

- включать разнообразные виды словарной работы;

- использовать упражнения в развитии грамматического строя речи;  

 - расширять словарь учащихся;

 - развивать словесно-логическое мышление.

 

 

                  Принцип интенсификации речевого общения

     Речевое общение выступает для детей с нарушенным слухом важнейшим средством коррекции и компенсации нарушения. Данный принцип обуславливает необходимость реализации коммуникативной функции языка, формирования у глухих детей потребности в общении на словесной основе, обеспечения на занятиях по чтению с губ широкой речевой практики, стимулирующей накопление словарного запаса.

         

Основные этапы обучения


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.