XIII . Церковь и проблемы экологии — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

XIII . Церковь и проблемы экологии

2019-08-07 146
XIII . Церковь и проблемы экологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Православная Церковь, сознающая свою ответственность за судь­бу мира, глубоко обеспокоена проблемами, порожденными современ­ной цивилизацией. Важное место среди них занимают экологические проблемы. <...> Деятельность человека, достигшая масштабов соиз­меримых с биосферными процессами, постоянно возрастает благо­даря ускорению темпов развития науки и техники. Повсеместное за­грязнение природной среды промышленными отходами, неправиль­ная агротехника, уничтожение лесов и почвенного покрова приводят к подавлению биологической активности, к неуклонному свертыва­нию генетического многообразия жизни. Истощаются невосполни­мые минеральные ресурсы недр, сокращаются запасы чистой во­ды. Появляется множество вредных веществ, многие из которых не

 

65

включаются в естественный круговорот и накапливаются в биосфере. Экологическое равновесие нарушено; человек поставлен перед фак­том возникновения необратимых пагубных процессов в природе.

Все это происходит на фоне невиданного и неоправданного роста общественного потребления в высокоразвитых странах, где стремле­ние к изобилию и роскоши стало нормой жизни. Такое положение со­здает препятствия к справедливому распределению естественных ре­сурсов. <...>

Отношения между человеком и окружающей природой были на­рушены в доисторические времена, причиной чего послужило грехо­падение человека и его отчуждение от Бога. <...> Экологический кризис заставляет пересмотреть наши отношения с окружающим миром. Сегодня все чаще критикуются концепция господства челове­ка над природой и потребительский принцип во взаимосвязях с нею.<...> Так, выявляются виды деятельности, наносящие вред при­родной среде, разрабатывается система ее защиты, пересматривают­ся методы хозяйствования, предпринимаются попытки создания ресурсосберегающих технологий и безотходных производств, кото­рые могли бы «встроиться» в естественный природный круговорот. Получает развитие экологическая этика. Руководствующееся ею об­щественное сознание высказывается против потребительского образа жизни, требует повысить нравственную и юридическую ответствен­ность за вред, нанесенный природе, предлагает ввести экологичес­кое обучение и воспитание, призывает объединить усилия по защи­те окружающей среды на базе широкого международного взаимо­действия.

Православная Церковь по достоинству оценивает труды, направ­ленные на преодоление экологического кризиса, и призывает к актив­ному сотрудничеству в общественных акциях, направленных на за­щиту творения Божия. Вместе с тем она отмечает, что усилия такого рода будут более плодотворными, если основы, на которых строятся отношения человека с природой, станут носить не сугубо гуманисти­ческий, но и христианский характер. Одним из главных принципов позиции Церкви в вопросах экологии является принцип единства и целостности сотворенного Богом мира. Православие не рассматри­вает окружающую нас природу обособленно, как замкнутую структу­ру. Растительный, животный и человеческий миры взаимосвязаны. С христианской точки зрения, природа есть не вместилище ресурсов,

 

66

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ

предназначенных для эгоистического и безответственного потребле­ния, но дом, где человек является не хозяином, а домоправителем, а также храм, где он — священник, служащий, впрочем, не природе, а единому Творцу. <...> Сама жизнь носит священный характер, являясь Божиим даром, попрание которого есть вызов, брошенный Самому Господу.

Экологические проблемы носят, по существу, антропологичес­кий характер, будучи порождены человеком, а не природой. Посему ответы на многие вопросы, поставленные кризисом окружающей сре­ды, содержатся в человеческой душе, а не в сферах экономики, био­логии, технологии или политики. Природа подлинно преображается или погибает не сама по себе, но под воздействием человека. Его духовное состояние играет решающую роль <...>

Полное преодоление экологического кризиса в условиях кризиса ду­ховного немыслимо. Это отнюдь не означает, что Церковь призывает свернуть природоохранную деятельность. Однако она связывает надеж­ду на положительное изменение взаимосвязей человека и природы со стремлением общества к духовному возрождению. Антропогенная осно­ва экологических проблем показывает, что мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преоб­разование природы должно начинаться с преображения души. <...>

XIV. Светские наука, культура, образование

Христианство, преодолев языческие предрассудки, демифологизи­ровало природу, тем самым способствовав возникновению научного естествознания. К концу XX века наука и техника <...> превратились, по существу, в определяющий фактор бытия цивилизации. Вместе с тем, несмотря на изначальное воздействие христианства на становле­ние научной деятельности, развитие науки и техники под влиянием се-кулярных идеологий породило последствия, которые вызывают серьез­ные опасения. Экологический и другие кризисы, поражающие совре­менный мир, все с большей силой ставят под сомнение избранный путь. Научно-технологический уровень цивилизации ныне таков, что преступные действия небольшой группы людей в принципе могут в течение нескольких часов вызвать глобальную катастрофу, в которой безвозвратно погибнут все высшие формы жизни.

С христианской точки зрения, такие последствия возникли в силу ложного принципа, лежащего в основе современного научно-

 

67

технического развития. Он заключается в априорной установке, что это развитие не должно быть ограничено какими-либо моральными, философскими или религиозными требованиями. Однако при подоб­ной «свободе» научно-техническое развитие оказывается во власти че­ловеческих страстей, прежде всего тщеславия, гордости, жажды наи­большего комфорта, что разрушает духовную гармонию жизни <...> Поэтому ныне для обеспечения нормальной человеческой жизни, как никогда, необходимо возвращение к утраченной связи научного зна­ния с религиозными духовными и нравственными ценностями.

Необходимость такой связи обусловливается и тем, что значи­тельное число людей не перестают верить во всемогущество научного знания. Отчасти именно вследствие подобного взгляда в XVIII веке часть атеистически настроенных мыслителей решительно противо­поставила науку религии. Вместе с тем <...> научное и религиозное познание имеют совершенно различный характер. Эти сферы мо­гут соприкасаться, пересекаться, но не противоборствовать одна с другой. Ибо, с одной стороны, в естествознании нет теорий атеисти­ческих и религиозных, но есть теории более или менее истинные. С другой — религия не занимается вопросами устройства материи. <...>

Хотя наука может являться одним из средств познания Бога (Рим. 1, 19-20), Православие видит в ней также естественный инструмент благоустроения земной жизни, которым нужно пользо­ваться весьма осмотрительно. Церковь предостерегает человека от искушения рассматривать науку как область, совершенно независи­мую от нравственных принципов. <...> Церковь и светская наука призваны к сотрудничеству во имя спасения жизни и ее должного устроения. Их взаимодействие способствует созданию здорового твор­ческого климата <...>

Следует особо выделить общественные науки, в силу своего ха­рактера неизбежно связанные с областями богословия, церковной ис­тории, канонического права. <...> Признавая важность гуманитарных исследований, Церковь в то же время не считает рациональную кар­тину мира, иногда формируемую этими исследованиями, полной и всеобъемлющей. <...> Только совмещение духовного опыта с на­учным знанием дает полноту ведения. Никакая социальная система не может быть названа гармоничной, если в ней существует моно­полия секулярного миропонимания при вынесении общественно значи­мых суждений. К сожалению, сохраняется опасность идеологизации

 

68

науки, за которую народы мира заплатили высокую цену в XX веке. Такая идеологизация особенно опасна в сфере общественных иссле­дований, которые ложатся в основу государственных программ и политических проектов. Противостоя подмене науки идеологией, Церковь поддерживает особо ответственный диалог с учеными-гу­манитариями.

Человек как образ и подобие Непостижимого Творца в своих таин­ственных глубинах свободен. Церковь предостерегает от попыток использовать достижения науки и техники для установления контро­ля над внутренним миром личности, для создания каких бы то ни было технологий внушения и манипуляции человеческим сознанием или подсознанием.

Латинское слово cultura, означающее «возделывание», «воспита­ние», «образование», «развитие», происходит от слова cultus — «почита­ние», «поклонение», «культ». Это указывает на религиозные корни куль­туры. Создав человека, Бог поместил его в раю, повелев возделывать и хранить Свое творение. Культура как сохранение окружающего мира и забота о нем является богозаповеданным деланием человека. <...>

Церковь позволяет по-новому увидеть человека, его внутренний мир, смысл его бытия. В результате человеческое творчество, во-церковляясь, возвращается к своим изначальным религиозным кор­ням. Церковь помогает культуре переступить границы чисто земно­го дела: предлагая путь очищения сердца и сочетания с Творцом, она делает ее открытой для соработничества Богу.

Светская культура способна быть носительницей благовестия. Это особенно важно в тех случаях, когда влияние христианства в об­ществе ослабевает или когда светские власти вступают в открытую борьбу с Церковью. Так, в годы государственного атеизма русская классическая литература, поэзия, живопись и музыка становились для многих едва ли не единственными источниками религиозных знаний. Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовно­го наследия в стремительно меняющемся мире. <...> К людям культу­ры Церковь всегда обращает призыв: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угод­ная и совершенная» (Рим. 12, 2). В то же время Церковь предостере­гает: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4, 1). Человек не всегда обладает достаточной духовной зоркостью, чтобы отделить подлинное божественное вдохновение от

 

69

«вдохновения» экстатического, за которым нередко стоят темные силы, разрушительно действующие на человека. Последнее происхо­дит, в частности, в результате соприкосновения с миром колдовства и магии, а также из-за употребления наркотиков. Церковное воспитание помогает обрести духовное зрение, позволяющее отличать доброе от дурного, божественное от демонического.

Встреча Церкви и мира культуры отнюдь не всегда означает про­стое сотрудничество и взаимообогащение. «Истинное Слово, когда пришло, показало, что не все мнения и не все учения хороши, но одни худы, а другие хороши» (святой Иустин Философ). Признавая за каждым человеком право на нравственную оценку явлений культуры, Церковь оставляет такое право и за собой.

Более того, она видит в этом свою прямую обязанность. Не на­стаивая на том, чтобы церковная система оценок была единственно принятой в светском обществе и государстве, Церковь, однако, убеж­дена в конечной истинности и спасительности пути, открытого ей в Евангелии. Если творчество способствует нравственному и духов­ному преображению личности, Церковь благословляет его. Если же культура противопоставляет себя Богу, становится антирелигиоз­ной или античеловечной, превращается в антикультуру, то Церковь противостоит ей. <...> Проповедуя вечную Христову Истину лю­дям, живущим в изменяющихся исторических обстоятельствах, Цер­ковь делает это посредством культурных форм, свойственных вре­мени, нации, различным общественным группам. <...> Словесный и образный язык благовестия, его методы и средства естественно изменяются с ходом истории <...> В то же время изменчивые настроения мира не являются причиной для отвержения достойного наследия прошлых веков.

С православной точки зрения желательно, чтобы вся система об­разования была основана на христианских ценностях. Тем не менее Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней, исходя из призна­ния человеческой свободы. При этом Церковь считает недопустимым намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристи­анских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир. Не должно повторяться положение, характерное для многих стран в XX веке, когда государственные школы были инструмента­ми воинственно-атеистического воспитания. Церковь призывает к

 

70

71

устранению последствий атеистического контроля над системой госу­дарственного образования.

К сожалению, доныне во многих учебных курсах истории недоо­ценивается роль религии в формировании духовного самосознания народов. <...> Православные верующие с сожалением воспринимают попытки некритического заимствования учебных стандартов <...> из­вестных негативным отношением к христианству вообще или Правос­лавию в частности. Нельзя игнорировать и опасность проникновения в светскую школу оккультных и неоязыческих влияний, деструктив­ных сект, под воздействием которых ребенок может быть потерян и для себя, и для семьи, и для общества.

Церковь полагает полезным и необходимым проведение уроков христианского вероучения в светских школах по желанию детей или их родителей, а также в высших учебных заведениях. Священнонача­лие должно вести с государственной властью диалог, направленный на законодательное и практическое закрепление реализации междуна­родно признанного права верующих семей на получение детьми рели­гиозного образования и воспитания. В этих целях Церковь также со­здает православные общеобразовательные учебные заведения, ожидая их поддержки со стороны государства.

Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать ин­формацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему оте­честву, его истории и культуре —должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть, и в большей мере, чем преподавание знаний. Церковь призвана и стремится содействовать школе в ее воспита­тельной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.