Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2019-08-07 | 158 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
79 Современный мир полон сомнений, тревог и противоречий, свойственных периодам кризиса. С одной стороны, возводится гигантское здание сверхкапитализма, с другой — происходят попытки построить хозяйство без предпринимателя. С одной стороны, самосознание и личная требовательность развитой индивидуальности достигают высшего напряжения, с другой — распространяются учения, которые целиком подчиняют личность государству и служению нации.
Мир утратил руководящую идею, он разочарован в либерализме и не решается доверить свою судьбу социализму.
/. Вырождение либерализма
Либерализм наполнил собою целую эпоху. С тех пор как один из крупных промышленников Франции на совещании, созванном великим опекуном французской индустрии и торговли Кольбером, сказал ему «laissez nousfaire», то есть предоставьте нам больше свободы, не вмешивайтесь в наши дела, эти слова стали догматом эпохи и еще до сих пор не утратили своей магической силы. Учение А. Смита и классической школы, обосновавшей экономический либерализм и сводившей к минимуму вмешательство государства в свободную игру личных интересов, наиболее отвечало потребностям времени и лучше всего характеризовало эпоху промышленного переворота, когда инициативою и творчеством частных лиц творились подлинные чудеса. Такое крупное сооружение, как система каналов в Англии, родилось благодаря инициативе ливерпульских купцов; без поощрения, без участия законодательства, каким-то стихийным образом возникла эксплуатация минеральных богатств северной Англии, выросли большие фабрики Манчестера и других городов. Все это вырастало стихийно и слагалось из множества интересов отдельных личностей, действовавших в одном направлении, не боявшихся риска и увлекавшихся поставленной ими самими целью. Для этой эпохи характерны также неутомимые искатели вроде Аркрайта, который из парикмахера превратился в изобретателя и умер миллионером.
|
80
Г.К. Гинс
Руководящая идея нашего века
81
В соответствии с общим направлением государственной политики либерализм в эту эпоху распространился и на внутреннюю жизнь государства. Законодательство охраняло неотъемлемые права граждан, признавая их свободу и равенство, а само государство рассматривалось как совокупность свободных личностей, управляемых согласно воле большинства.
Равенство прав и возможность участия в политике государства, вместе со свободою договоров и конкуренции, создавало наиболее благоприятную атмосферу для предпринимателя. Идеи либерализма были настолько жизненны, что они глубоко проникли в сознание, в доктрины, в законодательство, и до сих пор их влияние очень велико. Можно сказать, что они освещали путь человечества, вносили покой в его сознание, оправдывали несовершенства социального уклада и поддерживали государственный порядок, составляя основу конституций. И до сих пор учебники гражданского права повторяют азбуку либерализма, изображая частную собственность, свободу договоров, конкуренцию и наследование как непоколебимые основы гражданского общества.
А между тем в недрах либерального порядка назревали глубокие преобразования. Капитализм, дитя либеральной системы, вырос в сверхкапитализм. Гигантские организации капитала заслонили собою индивидуальное начало. Классовая борьба, развившаяся внутри капиталистического общества, заставила организоваться рабочих и предпринимателей. Мощные профессиональные и предпринимательские организации становятся лицом к лицу, защищая общие интересы класса, а не интересы отдельных лиц. Индивида покрывают теперь коллективные организации, и общество утрачивает, таким образом, свой прежний индивидуалистический характер, обращаясь в совокупность групповых организаций.
|
Принципы индивидуализма и либерализма пошатнулись.
По мере распространения индустриализации конкуренция становилась все более острою и создавала опасность потери прибыли и превращения дел в бездоходные. Предприниматели стали стремиться к ограничению конкуренции. Отсюда происхождение трестов и синдикатов и поглощение мелких предприятий гигантскими. Вновь возникшие промышленные гиганты требовали огромных капиталов. Их могли дать только банки. Таким образом, экономическое могущество переходило постепенно к финансистам. Несмотря на значительные
улучшения в положении трудящихся, контрасты в экономическом положении отдельных групп населения стали слишком резкими. Несмотря на свободу конкуренции, во всех важнейших отраслях промышленности стала господствовать монополия. Потребители оказались фактически во власти производителей. Основы хозяйственного строя подвергались, таким образом, существенному изменению.
В связи с этим государство не могло оставаться по-прежнему пассивным наблюдателем, «ночным сторожем», по выражению Лас-саля. В период раннего капитализма оно сочувствовало экономическому соревнованию и предоставляло свободу классовой борьбе. Но по мере усиления профессиональных организаций и возрастания могущества промышленных и финансовых магнатов государство не могло уже оставаться только зрителем. Оно начало создавать свои предприятия, вмешиваться в борьбу классов, регулировать взаимоотношения предпринимателей и рабочих и направлять деятельность крупных предприятий сообразно потребностям государства.
Таким образом, активность и влияние государства в хозяйственной жизни повышались. То подчиняя борющиеся силы принудительному порядку, то сосредотачивая в своих руках некоторые производства и контроль над промышленностью, торговлею и финансами, государство постепенно ограничивает экономическую свободу, а это, в свою очередь, вызывает необходимость обособления политической власти от влияния могущественных экономических групп, т.е. расширения государственной власти и придания большей авторитетности государству. Таким образом, кризис экономического либерализма затрагивает и политические проблемы. Вмешательство государства в хозяйственную жизнь неизбежно усиливает его властность вообще.
|
Изменилось строение общества, изменился и характер государства. Оно должно теперь связывать между собою эти отдельные группы, согласовывать их интересы. Каждую группу сплачивает солидарность ее участников, сознание общности интересов и выгодности совместных действий. Государство согласовывает интересы всех этих групп и объединяет их во имя высокой национальной солидарности.
Второе существенное явление нашего времени — ограничение частных прав, преимущественно права собственности и свободы договоров. Современное правосознание не допускает, чтобы владелец земель оставлял их незапаханными, в то время как страна нуждается в продовольствии, или чтобы торговец скрывал товары или
82
Г.К. Гинс
искусственно вздувал цены, когда почувствуется товарный голод, или чтобы банкир подрывал спекуляцией курс национальной валюты в период валютного кризиса. Законодательство Первой мировой войны подготовило в этом отношении всевозможные ограничения, которые вызвали осознание, что «собственность есть обязанность», как это было сформулировано в Веймарской конституции II Рейха. Во время Второй мировой войны ограничения частных прав пошли еще дальше, и после войны в ряде стран они остались в силе, послужив основою ряда социальных реформ. Пропаганда социалистических идей подготовила благоприятные условия для восприятия новых идей и нового порядка, характеризующего отмирание либерального режима.
Полномочия власти и степень ограничения частных прав должны соответствовать поставленной цели. Они неизбежно растут, пока не будет сформулирована руководящая идея нового порядка.
Такою идеей должен стать, по нашему мнению, солидаризм. Со-лидаризм рисует себе общество как сложное сооружение, поднимающееся от индивидов — через ряд всевозможных групповых организаций — к государственной вершине, все связывающей, но опирающейся на самостоятельность и самоопределение свободных индивидов и групп.
Когда в порядке естественной эволюции и под влиянием критики социалистов либерализм утратил свой престиж, мир потерял руководящую идею. Социализм, по крайней мере в его советском варианте, не выдержал практического экзамена и не занял освободившегося места. Но жизнь не останавливается, и постепенно стал нарождаться новый порядок, который вытесняет старые либеральные начала в капиталистических государствах.
|
Прежде всего, классовая борьба и конкуренция создали, как уже указывалось, необходимость в организации разных групп населения. Объединяются рабочие, предприниматели и потребители, и государству уже приходится иметь дело не с распыленной массой независимых и не связанных друг с другом индивидов, а с могущественными тред-юнионами, союзами предпринимателей, трестами и кооперативами.
Таким образом, параллельно с фактическими изменениями общественного строя и хозяйственного уклада происходит эволюция социальных и политических идей на пути от либерализма к со-лидаризму.
83
//. Философия солидаризма и ее истоки
Идея социальной солидарности стара как мир, ибо солидарность и антагонизм являются вечными спутниками человеческого общежития. Признание начала солидарности основою общественной жизни мы видим уже у древних мыслителей, в басне Менения Агриппы, у апостола Павла и в философии Марка Аврелия.
В новое время значение общественной солидарности подчеркнул ранее других Бастиа. По его мнению, она обеспечивает ту гармонию, которая проявляется во всем мире, небесном и органическом. Жизнь сама по себе гармонична. «Предоставленные самим себе интересы тяготеют к гармоническим комбинациям, к возрастающему перевесу общего блага». Этим была как бы предвосхищена основная идея солидаризма, противопоставляющая классовой борьбе социальный мир и возлагающая на государство согласование всех разнородных интересов во имя общего блага.
Из социологов значение солидарности как связующего начала в общественной жизни особо отмечали О. Конт, Дюркгейм и Гиддингс в Европе, кн. Кропоткин и М. Ковалевский — в России.
Конт и Гиддингс объясняли общественную солидарность единством идей, моральных принципов, вкусов, верований и понятий приличия. Дюркгейм ставил ее в связь с разделением труда. «Пока, — говорил он, — разделение труда проявлялось слабо, не было заметно антагонизма. Но по мере того как разделение труда стало широко применяться, перестала существовать прежняя однородность настроений и принципов, и общество распалось бы, если бы, с другой стороны, одна группа не нуждалась в другой именно в силу разделения труда и необходимости взаимного сотрудничества». Таким образом, разделение труда вызывает обособленность различных групп населения и создает антагонизм между ними, но в то же время делает необходимым их сотрудничество и «органическую», как выразился Дюркгейм, солидарность.
|
Кн. Кропоткин убедительно доказывал, что в жизни живых существ солидарность играет более значительную роль, чем антагонизм, а Максим Ковалевский в своей социологии показал, что развитие социальной жизни заключается в расширении замиренной среды, т.е. круга людей и обществ, сознающих солидарные интересы и умеющих их согласовывать.
84
Г.К. Гинс
Но как бы ни были глубоки и содержательны учения о солидарности, их недостаточно для того, чтобы сформулировать руководящую общественную идею. Для этого им нужно придать значение принципа, которым должны руководствоваться государство и общество. Общественная солидарность как факт должна обратиться в систему солидаризма, т.е. в план организации общества и в юридическую систему. Солидарность, которая проявляет свою силу в отношениях частных лиц и отдельных групп, должна связать разделенное на группы население государства.
Попытки разрешить эту задачу принадлежат ряду французских ученых, которые рассматривали солидаризм как официальную философию Третьей республики.
Леон Буржуа занимает среди них особо видное место. Наблюдая развитие синдикализма во Франции, он высказал очень основательные мысли по поводу планов широкой реорганизации синдикатов и поручения им управлять предприятиями. Синдикализм разрушит государство, заявил он, если не будет высшей солидарности всех социальных групп. Для того чтобы синдикальное движение не оказалось опасным для государства, он следующим образом определил его границы:
1. Синдикат не должен разрушать связи его членов с другими людьми и группами, так как член синдиката прежде всего является гражданином, а также семьянином, членом политической партии и т.д.
2. Каждая группа должна соблюдать высшую межгрупповую солидарность, все они должны помнить о государстве как о высшем объединителе и покровителе, так как с разрушением государства рухнуло бы и благополучие синдикатов.
Второе основное положение Буржуа относится к основаниям ограничения частных прав. Он выражает его в юридической форме, определяя взаимозависимость, существующую между людьми, как «квазиконтрактное» отношение, немой договор, в силу которого люди должны делить между собою радость и горе. Каждый человек, говорит он, рождается должником человеческого общества.
Согласно учению Буржуа, ограничение частных прав предполагает общее согласие (ип consentement mutuel). При этом государство не должно устанавливать таких ограничений и предъявлять таких требований, которые не могли бы быть поставлены самими
Руководящая идея нашего века
85
заинтересованными сторонами. Но теория квазиконтракта, то есть предполагаемого соглашения между членами общества, означает, что свобода каждого ограничена его обязанностями по отношению к другим.
Одновременно с Буржуа те же идеи популяризовались другим писателем, Бугле. «Поддерживая идею социального долга, — говорил он, — солидаризм напоминает нам, что мы не можем претендовать на неограниченную свободу в том обществе, организацией которого мы пользуемся, и что, в частности, мы не можем обладать таким правом собственности, которое не испытывало бы никаких ограничений. Точнее: теория квазиконтракта подчеркивает необходимость подчинить коллективному контролю договорную автономию отдельных лиц». Таким образом, учение о солидаризме привело бы к признанию, что государство должно оказывать регулирующее влияние на частное хозяйство.
Два основных положения солидаризма: одно относительно организации государства из взаимозависимых, руководимых центральною властью, групповых союзов, и другое — относительно надзора за частным хозяйством со стороны государства — определились, таким образом, уже у основоположников учения о солидаризме.
Однако законченного вида ни у Буржуа, ни у Бугле, ни у их последователей и продолжателей теория солидаризма не получила. Сторонник солидаризма экономист Шарль Жид видел в нем только характеристику тех мер социальной политики, которые стали общим явлением современной цивилизации. А государствовед Леон Дюги обосновывал солидаризмом целесообразность двухпалатной системы, обеспечивающей представительство различных профессиональных групп.
Таким образом, построение теории солидаризма, предпринятое иностранными теоретиками, представляет собой еще невыполненное задание. Предложен удачный термин, дано общее направление, но законченного и обоснованного учения не создано. Между тем это более чем всегда необходимо в наше время, когда прежние кумиры свергаются и человечество теряет руководящую нить.
Солидаризм представляет собою прогрессивное течение мысли, поддерживающее широкую программу социальных реформ, но теория солидаризма существенно отличается от социалистических учений в отношении подхода к разрешению острых проблем нашего
86
Г.К. Гинс
времени. Социализм Маркса и Энгельса отводит этике второстепенную и зависимую роль. Обосновывая свои идеалы философией экономического материализма, марксизм проповедует возможность улучшения условий общественной жизни мерами экономической реорганизации. Остальное придет само собою. Идея социального прогресса в этом освещении не только предельно упрощается, но и искажается. Прогресс измеряется в действительности не столько материальными, сколько этическими достижениями. Человек отличается от других существ своею духовною культурой. Общественные отношения характеризуются, главным образом, степенью моральной дисциплины, уважения к достоинству человеческой личности и готовностью людей к подчинению индивидуальных интересов общественным. В частности, основной проблемой нашего времени является не то, как повысить производительность, так как в этом отношении капитализм побил все рекорды, а то, как примирить противоположные интересы и организовать общественную жизнь на началах социальной справедливости. Ни в личной, ни в общественной жизни материальное благополучие не имеет решающего значения.
Как бы ни было велико значение материального благополучия, оно не обеспечивает человеку ни полного удовлетворения, ни прочного счастья. Духовная природа человека предъявляет свои запросы, которые не могут быть удовлетворены качеством пищи или степенью комфорта. Точно так же и в общественной жизни. Материальный прогресс значительно улучшает условия существования и расширяет возможности творчества, но если он достигается насилием над человеческой природой и средствами, пробуждающими зверские инстинкты, то моральный вред, причиняемый такими методами, не только обесценивает материальные достижения, но и значительно ухудшает социальную культуру, воспитывая злостные человеконенавистнические эмоции. Кроме того, материальные условия существования зависят не только от человека и не могут быть вполне гарантированы реорганизацией производства и распределения. Стихийные силы природы никогда не были полностью подчинены человеку, и возможность бедствий не может быть всецело исключена. В условиях же бедствий становятся ясны все преимущества этического прогресса перед материальным. Но и в обыденных условиях улучшение условий социальной жизни находится в прямой зависимости от уровня этической культуры, и материальный прогресс достигается не только
Руководящая идея нашего века
87
техническими и организационными мероприятиями, но и способностью людей к сотрудничеству, их преданностью общественным интересам. С этой точки зрения, современный мир больше всего нуждается в новых этических принципах.
Солидаризм отвечает этим требованиям как продукт передовой, более высокой этики, чем индивидуализм. В то же время солидаризм свободен от принудительности, которая грозит человеку в условиях социализма. Едва ли можно найти другую руководящую идею для правовой системы будущего, которая, не устраняя и не подавляя личного начала, в то же время не препятствовала бы укреплению социальных принципов и корпоративной организации общества.
Психологически солидаризм представляет собою облагороженный эгоизм; юридически — это система норм, подчиняющих индивидуальные права ограничениям во имя общего интереса или укрепляющих высшим авторитетом самоограничение объединяющихся лиц и организаций, — в обоих случаях не только в интересах организованной группы, но и в интересах отдельных лиц.
Система солидаризма должна быть проникнута особым этическим сознанием, соответствующим психологии солидарности. Хотя сама по себе солидарность стара как мир, проявлялась она до сих пор в менее широком кругу явлений общественной жизни. Система же солидаризма предполагает, что весь государственный и хозяйственный строй отношений проникается идеей солидарности.
///. Этическая основа солидаризма
Между солидарностью и солидаризмом такое же различие, как между социальностью и социализмом. Солидарность существует искони — с тех пор, как существует общество. Но солидарность, даже в очень широких масштабах ее проявления, не означает солидаризма как системы национального хозяйства и как организации общественных взаимоотношений в государственном масштабе.
Для обоснования солидаризма нет надобности прибегать к каким-либо искусственным формулам. С психологической точки зрения он отвечает исконному и естественному предрасположению человека к сотрудничеству и солидарности.
Люди руководствуются в своих взаимоотношениях не одним только эгоизмом или альтруизмом. Человек — «существо общественное», и у него, как и у других живых существ, есть общественные
Г.К. Гинс
Руководящая идея нашего века
инстинкты. Одним из проявлений их являются действия, руководимые солидарностью. Хотя все это не представляет новости и давно принято во внимание как в этике, так и в социологии, даже со специальными названиями «мютюализм», «ассоциационизм», однако обычное противоположение эгоизма и альтруизма столь прочно укрепилось в сознании, что это предопределило ряд ошибочных выводов и построений, особенно в юридической литературе.
Так, например, юристы, характеризуя различные системы общественного порядка, противопоставляют индивидуализм, проникнутый эгоизмом, универсализму, в основе которого должен лежать альтруизм. Они же делят право на два вида: частное и публичное, из которых частное право защищает частный интерес и, следовательно, отвечает эгоистическим стремлениям, а второе — публичный интерес, т.е. подчиняет интерес личности интересам целого.
Из тех же идей и представлений о мотивах человеческого поведения исходит характеристика двух систем хозяйства: централизованной и децентрализованной. Графически это может быть изображено так:
Эгоизм
Индивидуализм Частное право Децентрализованное хозяйство
Альтруизм Универсализм Публичное право Централизованное хозяйство
Таким образом, противопоставляются два типа поведения, две системы общежития, два правопорядка, две системы хозяйства.
Но человек, как уже отмечено, руководствуется в своих отношениях к другим людям не только эгоизмом или альтруизмом, но и солидарностью, которая не может быть отнесена ни к эгоизму, потому что солидарность связывает нас с интересами других лиц, ни к альтруизму, потому что солидарность предполагает сознание взаимной пользы, а не только пользы других лиц, или сознание общего блага. Следовательно, приняв за основу человеческого поведения солидарность, мы на этом психологическом основании можем построить и особую систему общежития. Назовем ее солидаризмом, и перед нами откроется особая система права и хозяйства. Право, которым будет скрепляться система солидаризма, можно назвать координирующим (согласительным, или регулятивным) правом, а хозяйство — соли-даризованным, или координированным, хозяйством.
Тогда наша система получит более сложный вид.
IV. Новое право и хозяйство 1. Право координации
Различают обычно два вида права: частное и публичное. Юристы полагают, что всякая норма права относится либо к праву частному, либо к праву публичному. Третьего еще нет.
Однако признание иной психологии, кроме эгоистической и альтруистической, и возможности иного порядка, кроме основанного на индивидуализме или коллективизме, приводит к пониманию и иного права, кроме частного и публичного. Психологии солидаризма соответствует право координации — согласительное, или регулятивное, право. Оно требует согласования действий и интересов, причем не только определяет границы свободы, как это принято в частном праве, но и подчиняет частные интересы общим, возлагая в связи с этим на отдельных лиц положительные обязанности. К добровольному самоограничению право координации присоединяет некоторые дополнительные требования, пределом и условием которых являются выгоды самих участников. Поэтому право координации не подавляет личность, не растворяет ее в массе, не подчиняет навязанному порядку. Оно согласовывает, а не подчиняет; регулирует, а не регламентирует.
В качестве примера такого рода норм права можно указать на полицейские правила, регулирующие уличное движение. Они отнюдь не устраняют свободы передвижения. Они только согласовывают движение таким образом, чтобы один вид движения и одно направление не препятствовали бы другим.
Таковы же задачи права координации (регулятивного) и в других областях его применения. Оно согласовывает разнообразные частные и групповые интересы (различных групп производителей и торговцев). Цель этого регулирования — такое разграничение и согласование частных интересов, которое наиболее отвечало бы интересам и возможностям каждой стороны. Публичный интерес обслуживается здесь только косвенно, подобно тому как он достигается при охране собственности, при обеспечении свободной хозяйственной инициативы и конкуренции. Но, с другой стороны, в этом случае нельзя говорить и о защите частных интересов в том же смысле, что и в отношении гражданского права. Здесь имеются в виду интересы большой группы лиц, благополучие которых небезразлично для государства в целом. Оно не может относиться без внимания к тому, как
90
Г.К. Гинс
Руководящая идея нашего века
91
охраняются интересы рабочего класса, предпринимателей разных видов, купцов определенной категории и т.д.
Право координации (регулятивное) отлично и от публичного, и от частного права.
Отличие от публичного права:
1. Публичное право основано на сознании обязанностей по отношению к государству, как, например, при воинской повинности или уплате налогов. Поэтому требования публичного права категоричны.
Право координации (регулятивное) исходит из признания прочности и непоколебимости существующих прав и только подчиняет пользование ими некоторому контролю в интересах общества или третьих лиц. Таковы, например, правила эксплуатации промышленных предприятий общественного значения: средств сообщения, электрических сооружений и т.п.
2. Публичное право противопоставляет целое части, т.е. государство — подчиненной ему личности. Право координации противопоставляет одно лицо или одну группу лиц — другому лицу или другим лицам и другой группе.
3. Поэтому все ограничительные нормы публичного права должны быть приводимы в действие представителями власти самостоятельно, по их инициативе, в порядке административного распоряжения или взыскания.
Что же касается права координации, то многие нормы этого права обычно осуществляются только тогда, когда об этом просят заинтересованные лица или группы, как, например, при принудительном арбитраже, который может быть назначаем по просьбе одной из сторон.
Отличие от частного права:
1. Частное право основано на сознании индивидуальных интересов и личной свободы (свободы собственности, свободы договоров и наследования). Право координации прививает сознание солидарности (необходимости согласования и соподчинения).
91
2. Решение по гражданскому делу имеет силу только по разрешенному делу; решение, относящееся к праву координации, равносильно инструкции для всех подобных дел.
Основная идея координационного (регулятивного) права, отвечающая и его названию, заключается в том, что государство не может навязывать частному хозяйству те цели, которые ему чужды, и приносить индивидуальные или групповые интересы в жертву общему благу иначе, как в порядке исключительных законов, оправдываемых исключительными обстоятельствами. Оно может допускать только такие ограничения, вернее, такое соподчинение или согласование прав в интересах общей выгоды, которые приносят одновременно выгоду и тем, кто подвергается ограничениям.
Координационное право, отличаясь от права публичного, поддерживает уважение к частным правам и становится оплотом против опасных тенденций централизации и социализации хозяйства. Как в организации хозяйства, так и во взаимоотношениях отдельных групп общества, принудительное начало должно быть применяемо, как уже сказано, только в крайних случаях. Работники умственного и физического труда являются соучастниками одного общего народного хозяйства, вследствие чего их действия и интересы должны, по возможности, согласовываться добровольно.
Применение координационного права в системе народного хозяйства придает последнему организованность, но организованность, достигаемую не путем подчинения единому принудительному праву, а путем согласования интересов отдельных участников хозяйства. (Такая система хозяйства может быть названа солидаризованным хозяйством.)
Население распределяется между рядом если не враждующих, то, во всяком случае, борющихся за свои интересы групп. Государство не может при таком положении оставаться «ночным сторожем»: опасности могут возникать и «днем». К тому же группировки экономических интересов все более приближаются к группировкам партийным. Экономика ищет опоры в политике, а высшее политическое руководство остается за государством.
Экономические интересы не без труда объединяют однородные группы. Но здесь солидаризация происходит все же легче, под влиянием сознаваемой выгоды объединения. Солидаризация враждующих групп — дело несравненно более трудное. Но и здесь появляется сознание предпочтительности мира, а не борьбы. Однако
92
Г.К. Гинс
Руководящая идея нашего века
93
подобно тому как международная солидарность связывает большею частью ненадолго и лишь родственные нации, особенно исторически тяготеющие друг к другу и вступающие в союзы, направленные против других, так и отдельные независимые друг от друга группы внутри государства солидаризуются большею частью на основе интересов для совместной борьбы с другими.
Государство не должно препятствовать соперничеству групп, отстаиванию каждою из них своих интересов. Это естественно, неизбежно и даже необходимо для прогресса. Но государство не может оставаться безучастным. Оно не должно допускать таких форм борьбы, которые вредят государству в его целом и, следовательно, в конечном результате вредны и для враждующих групп. В этих случаях вмешательство государства необходимо.
Таким образом, возникает потребность в специальных общегосударственных органах по регулированию хозяйственной жизни, взаимоотношений предпринимателей и рабочих, кооперативных союзов и т.д. В этих государственных органах должны принимать участие сведущие лица и представители заинтересованных групп. Новая структура экономических и социальных взаимоотношений должна найти отражение и в организации государственного аппарата.
Современное государство, в сущности, уже давно отступило от принципа laisser faire. Достаточно перечислить министерства любой страны, чтобы стало ясно, насколько широко участие государства в хозяйственной жизни. Министерства торговли и промышленности, земледелия, труда, транспорта входят в тесную и непосредственную связь с производительными силами народного хозяйства. Другие, как, например, министерство финансов, внутренних дел, здравоохранения и проч., имеют косвенную, но все же существенную связь с ними. Обеспечение порядка и правовых гарантий, неприкосновенности собственности, независимого суда, ненарушимости прав изобретателя, охрана права на фирму и на товарные знаки — все это издавна составляет обязанность государства и все это необходимо для обеспечения развития хозяйственной инициативы и предприимчивости.
Современное государство не ограничивается такою чисто охранительною деятельностью. Оно принимает на себя заботы о социально слабой стороне. Там, где при свободной конкуренции сил создается значительный перевес на стороне экономически сильных, государство вносит уравновешивающее начало. На этом построено все так
называемое «социальное» законодательство (защита труда, страхование от безработицы и т.д.).
Государство идет затем еще дальше: оно начинает руководить развитием хозяйства. Так, например, создаются органы по содействию рационализации промышленности. Во многих государствах организованы учреждения по психотехнике применительно к целям рационального использования труда.
В целях борьбы с безработицей государство составляет план общественных работ, осуществление которых приурочивается к периодам промышленных кризисов. Оно принимает также (пример Новой Зеландии) меры к обеспечению рабочих фермами, на которых те могли бы заниматься садоводством, огородничеством, куроводством и т.п., чтобы обеспечить себе полезный отдых и дешевую, здоровую пищу. Государство может также составлять широкие планы согласования производств для наиболее целесообразного распределения и использования труда, считаясь, например, в аграрных странах с сезонами сельских и городских работ. В индустриальных странах государство может пытаться предотвратить перепроизводство посредством финансовых мероприятий, оказывая влияние на систему кредитования расширением или сокращением кредита.
Таким образом, хозяйственная роль государства становится все более значительною. Из сторожа, каким оно было в эпоху экономического либерализма, государство обращается в орган активного содействия хозяйственному благополучию страны. Оно принимает на себя инициативу и руководство. Не покушаясь на независимость частных лиц, государство старается дать их деятельности направление, наиболее отвечающее общим интересам народного хозяйства.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!