Психологическое время и изучение психологического возраста личности. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Психологическое время и изучение психологического возраста личности.

2019-08-07 319
Психологическое время и изучение психологического возраста личности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отношение к жизни — это отношение к времени жизни, ограниченному всего лишь несколькими десятилетиями, быстролетному и необратимому. В этом коротком временном интервале человеку предстоит не просто прожить, но выстроить свою жизнь. Время существует в разных формах, соответственно уровням материи. Во-первых, есть физическое время. Его мы обычно имеем в виду и уже давно научились измерять. Физическое время фундаментально, по отношению к нему даётся характеристика других форм времени. Развитие биологии, особенно теории эволюции и онтогенеза, выявило реальность биологического времени как формы существования живой материи. Биологическое время — время существования особи, вида или живой природы в целом. В гуманитарных науках изучается историческое время, относящееся к жизни человечества. В нем выделяются отдельные моменты — исторические события и эпохи. Психологи занимаются психологическим временем, которое зависит от физического, биологического и исторического, но обладает специфическими особенностями. Проблема психологического времени в плане возраста человека глубоко осмыслена Б.Г.Ананьевым. Он пишет: «Возраст индивида соединяет метрическое и топологическое свойство времени: длительность существования (исчисляемого с момента рождения) и определённость фазы становления — периода развития индивида». Психологическое время.

  В психологии человека существует объективное, измеряемое время протекания психических явлений. Объективное психологическое время существует и как время психического индивидуального развития с последовательностью фаз и закономерной их длительностью. Возрастные особенности психики первично зависят от количества прожитых лет, фазы жизни — топологии времени. Психологический возраст может не совпадать с биологическим и хронологическим (паспортным). Отражение времени жизни имеет явный аксиологический аспект: человек дорожит временем жизни, хочет успеть воплотиться в делах и вкусить все радости бытия. Ценность времени осознаётся в контексте жизненного пути, что влечёт за собой появление практического отношения к времени: временем не только дорожат, им пытаются овладеть, организуя особым образом свою жизнедеятельность. Психологическое настоящее. Лев Толстой придавал настоящему времени жизни первостепенное значение. “Прошедшего нет, будущее не наступило. Настоящее есть бесконечно малая точка соприкосновения несуществующего прошедшего с несуществующим будущим. И в ней-то, в этой безвременной точке и совершается истинная жизнь человека … Времени: нет. Есть только бесконечно малое настоящее. В нем и совершается жизнь. И потому на одно настоящее должен направить человек все свои духовные силы». Психологическое прошлое. Можно выделить две самые общие формы существования психологического прошлого. Во-первых, время, застывшее в структуре личности. Например, знания, умения, навыки — структурное воплощение истории деятельности субъекта, а характер — истории социального поведения в определённых социальных отношениях. Во-вторых, прошлое сохраняется в сознании благодаря памяти. Речь идет о биографической (автобиографической) памяти. Каждый раз человек более или менее по-новому артикулирует прошлое и весьма избирательно относится к нему, позволяя или не позволяя отдельным воспоминаниям участвовать в определении жизненного пути в настоящем отрезке личностного времени, влиять на планирование и программирование собственного будущего. Психологическое будущее. Для представления будущего времени жизни в субъективной картине жизненного пути субъект обладает способностями воображения. Как известно, воображение в большей степени направлено на будущее. Эта особенность выражается в таких формах, как мечта, цели жизни, жизненные планы и предвидения. Отсутствие целей и жизненных планов, смутность представления о собственном будущем связано с дефектами развития личности, с неблагоприятными, а то и трагическими обстоятельствами жизненного пути.

 

9.Особенности развития и преобразования субъективной картины жизненного пути.

Субъективная картина жизненного пути (СКЖП) является важнейшей характеристикой самосознания человека. СКЖП выполняет функцию жизненных установок и является формой существования жизненного замысла человека – готовности к восприятию и реализации тех или иных жизненных перемен, создающих линию его жизни. Основными компонентами СКЖП выступают значимые события жизни и представления человека о детерминационных связях между ними – причинных и целевых.На субъективную картину жизненного пути оказывают влияние такие факторы как пол, возраст, образование и субъектно-личностные качества.Содержание СКЖП составляют образы событий, отражающие прошлое, настоящее и будущее (события среды и поведения человека в среде). СКЖП необходима личности как субъекту жизни для саморегуляции и самодетерминации. Этот психический образ является результатом рефлексии человека на индивидуальную биографию и ориентировочной основой психической регуляции жизненного пути.СКЖП имеет динамический характер, развивается на протяжении всей жизни. По параметру направленности в молодости и юности преобладает устремленность в будущее. По мере взросления увеличивается способность более полного охвата жизненного пути. В зрелости интерес к будущему снижается и обращается к настоящему, уменьшается разнообразие и оригинальность жизненных целей. У пожилых людей появляется выраженная направленность в прошлое, которое рассматривается как наиболее важный период жизни.Наиболее заметными трансформации субъективной картины жизненного пути становятся на этапе переживания личностью критических ситуаций. Один из них - кризис середины жизни, который может сопровождаться как изменением ведущих сфер личности, так и деформацией ее субъективной картины жизненного пути.

В структуре жизненного пути находят место три основных типа кризисов: возрастно-биографический, связанный с осознанием возраста и переживанием «непродуктивности» жизненного пути, травматический, связанный со значительным изменением жизненной ситуации, а также личностный, имеющий внутренние, психологические причины.

 

10. Жизненная мудрость и смысл жизни как важнейшие приобретения личности.

Разные мудрецы, выдающиеся умы разных времен и эпох пытались найти ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», но к единственному определению никто, по сути, так и не пришел. Ответ индивидуален у каждого человека, в силу различия индивидуально-характерологических особенностей.Смысл жизни человека состоит в осознаваемой им ценности, которой он подчиняет свою жизнь, то ради чего он ставит жизненные цели и осуществляет их. Это такой компонент духовного смысла существования, который формируется независимо от общественных ценностей и составляет индивидуальную человеческую ценностную систему. Открытие этого смысла жизни и создание ценностной иерархии, происходит у каждого индивида в его размышлениях, основываясь на личном опыте.Цель и смысл жизни человека обществознание видит полностью реализованными, только в случае необходимых условий общества: свободы, гуманизма, морали, экономических, культурных. Социальные условия должны быть такими, чтобы человек смог реализовать свои цели и развиваться, а не становиться преградой на его пути.

В некоторых случаях это хорошо, когда речь идет о целях, которые хочет достигнуть преступник, или социопат. Но когда частный предприниматель малого бизнеса хочет развиваться, а социально-экономические условия тормозят его, и ему не разрешается выразить свое мнение, это конечно никак не способствует развитию личности и воплощение ее планов в жизнь.Еще античные философы говорили о том, что человек может философствовать, познавая себя, вся загадка существования личности, кроется в ней самой. Человек является предметом познания и вместе с тем, сам способен познавать. Когда человек постигнул свою сущность, смысл жизни, он решил уже много вопросов в своей жизни. Именно поэтому это является важнейшим приобретением личности.

Поначалу создается такое впечатление, что знание и мудрость имеют много общего. Обладая знаниями, человек не обязательно будет мудрым. Это только обладание нужной информацией. А вот жизненная мудрость – это совершенно другое. Наличие жизненного опыта, умение применять имеющиеся знания, пускай даже не очень глубокие, позволяет быть мудрым. Это проявляется в поступках, решениях.Чтобы извлечь пользу из информации, которой обладаешь, нужно уметь ее трансформировать, пересматривать, изменять в свою пользу, извлекать из нее то, что вам нужно. Тогда мудрость будет помогать в решении различных жизненных задач, порой очень и очень сложных. Жизненная мудрость является важнейшим приобретением личности, так как позволяет ей быть счастливой, находится в более стабильном эмоциональном состоянии, достигать своих целей, несмотря на преграды, не отчаиваться, и т.д. То есть иметь умение обходить острые углы, оставаться на плаву в потоке жизни.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.