Взаимодействие личности со своей жизнью. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Взаимодействие личности со своей жизнью.

2019-08-07 220
Взаимодействие личности со своей жизнью. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современная психология отказывается от противопоставления биологических и социокультурных факторов развития личности в пользу понимания важности тех и других. При этом все факторы, под воздействием которых личность развивается, подразделяют на внешние и внутренние. Внутренние факторы — это прежде всего анатомо-физиологические особенности индивида, особенности его нерв­ной системы и задатки. Например, слабое зрение и слух, естественно, сказываются на действиях и поступках лично­сти. А задатки, как известно, облегчают развитие способно­стей личности.

Внешние факторы развития личности находятся в окру­жающей среде. Обычно здесь выделяют природно-географическую и социальную среду. В процессе развития личности внутренние и внешние факторы теснейшим образом взаимодействуют. При этом решающая роль в интеграции этих факторов принадлежит самой личности, ее собственной активности в процессе са­моактуализации и самосовершенствования.

Примером отказа от противопоставления биологических и социокультурных факторов развития личности является теория американского психолога Э. Эриксона. Она основа­на на генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит каждый человек. Этим восьми стадиям соответствуют свои жизнен­ные кризисы, то есть резкие, крутые переломы, тяжелые переходные состояния:

Кризис доверия или недоверия к людям (до 1 года).

Самостоятельность, уверенность в себе или сомне­ние, преувеличенное чувство стыда (от 1 до 3 лет).

Любознательность и активность или пассивность и безразличие к людям (от 3 до 5 лет).

Трудолюбие или комплекс неполноценности (от 5 до 11 лет).

Личностное самоопределение или индивидуальная серость (от 11 до 20 лет).

Интимность и общительность или личностная пси­хологическая изолированность (от 20 до 30 лет).

Забота о воспитании детей или погружение в себя (от 30 до 60 лет).

Удовлетворенность прожитой жизнью или отчаяние (свыше 60 лет).

Кроме кризисных периодов в развитии личности пси­хологи выделяют также сензитивные периоды, то есть максимально чувствительные и благоприятные для раз­вития той или иной способности человека. Например, сензитивным периодом для развития речи является воз­раст от 9 месяцев до 2 лет.

В ходе развития личности постепенно складывается ее устойчивая структура. Психологическую структуру лично­сти составляют:

- ндивидуальные особенности психических процессов;

- характерные психические состояния;

- психические свойства (направленность, способно­сти, темперамент, характер);

- жизненный опыт, то есть практически усвоенные знания, умения, навыки, привычки.

Жизненный путь личности – это процесс её развития в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчиво-пластичной структуры личности.

Анализ проблемы жизненного пути ведётся в психологии с помощью понятий: стратегия жизни, жизненный план, жизненный сценарий, жизненные тактики и пр.

Жизненный план – это структурное воплощение жизненного пути. Одновременно он отражает стратегию жизни и жизненный сценарий, который является совокупностью жизненных тактик. Жизненный план возникает в результате генерализации целей, мотивов и ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления личности.

Существует два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения.

Согласно первому подходу (С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев) человек сам сознательно определяет своё отношение к жизни, осознанно выбирает и регулирует свой жизненный путь. При этом подчёркивается важная роль родителей в формировании представления ребёнка о жизненных целях и структуре жизненного пути.

Второй подход (Адлер, Роджерс, Берн) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и его сценарного воплощения, что происходит на ранних стадиях развития ребёнка. На выбор жизненного сценария при этом влияют следующие факторы:

- порядок рождения ребёнка в семье;

- действия, оценки, эмоциональная поддержка родителей;

- влияние дедушек и бабушек;

- имя и фамилия ребёнка;

- случайные экстремальные события и другие факторы.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.