Психология жизненного пути как направление современной психологии. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Психология жизненного пути как направление современной психологии.

2019-08-07 794
Психология жизненного пути как направление современной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы исследования жизненного пути.

Биографический метод, понимаемый с точки зрения не только истории, но и перспектив развития личности, приобретает особую ценность, поскольку изучение жизненного пути становится одной из центральных, ключевых проблем современного человекознания.

Смысл биографического метода заключен в поиске значимых линий развития личности, выделении ключевых событий этого развития, установлении взаимосвязи между ними. Биографический метод воплощается через:

• биографическое интервью (например, биографическое интервью «жизненный выбор»);

• компьютерные методики жизненного выбора (например, система «Персоплан» (А. Г. Шмелев); «Биограф» (А. А. Кроник); «Lifeline» (А. А. Кроник);

• тесты (например, тест «Индекс жизненной удовлетворенности»);

• ситуативную каузометрию (связана с проблемами прогнозирования и изучения реалистичности наших ожиданий (И. Б. Кузьмина).

Герменевтика метод описательной психологии, общий наукам об обществе, культуре, человеке, представляет собой искусство истолкования различного рода текстов – литературных, религиозных, исторических, научных и др. Аналогом герменевтики в объективной психологии является метод анализа продуктов деятельности. В качестве «текста» может выступать вся совокупность человеческого опыта в целом. Этот опыт может быть представлен как в различного рода текстах, так и в других продуктах материальной и духовной культуры. В психологии это могут быть рассказы, автобиографии, рисунки, действия, поведение и т. д. Таким образом, психологическая герменевтика – это искусство и теория истолковывать и понимать психологический опыт. Метод герменевтики используется в числе методов описательной психологии для изучения и описания жизненного пути личности.

 

Основные понятия исследования жизненного пути.

Для описания жизненного пути Б.Г.Ананьев предлагает понятие «события». События – основная «единица» всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны изменения в направлении развития личности, динамика этих изменений, реальная перестройка ценностной системы личности и ее характера.

События жизни – это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека (С.Л.Рубинштейн). Б.Г.Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. Н.А.Логинова добавляет третью группу – события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека. События среды – это те события, которые происходят по независящим от самого субъекта причинам. Так, Великая Отечественная война или перестройка, за которой последовал распад Советского Союза, явились для многих людей переломным моментом их личной жизни, стали событиями их собственной биографии. К событиям среды можно также отнести разнообразные перемены в жизни и ближайшем окружении человека: назначение на новую должность, рождение или смерть ближайших родственников, поступки окружающих, непосредственно влияющие на жизнь конкретного человека. Наконец, к событиям среды относят роковые случаи, счастливые и несчастные, происходящие в жизни человека и разом нарушающие все его планы и ситуацию в целом.

Вторая группа событий – события поведения человека в окружающей среде, т.е. события-поступки. События-поступки не только служат для достижения конкретной цели, но часто открывают новую жизненную перспективу. Они в полной мере позволяют проявить отношения личности к происходящему в мире. Причем, для понимания личности, как правило, важен не сам факт поступка, а то, что человек хотел «сказать» им.

События-поступки имеют основу в сложившихся обстоятельствах, но вызревают в сфере переживаний, во внутреннем мире человека. Их смысл сводится к утверждению или отрицанию каких-либо ценностей.Поиск, открытие, принятие или отвержение ценностей составляют духовную биографию личности, которая имеет свои узловые моменты – события внутренней жизни. Событиями внутренней жизни являются прочтение книги или просмотр спектакля и фильма, неслучайно ставших памятными; встреча с человеком, который оказал особое влияние в духовном плане, что повлияло на дальнейшее течение жизни; контакт с профессиональным психологом или психотерапевтом, который приводит к «обретению себя» и т.д

Для описания жизненного пути очень продуктивным является понятие жизненного выбора. Выбор – это поступок. Жизненный выбор – поступок в масштабе жизни. Жизненный выбор – это переломный момент на жизненном пути, который имеет свою структуру и внутренние тенденции, свидетельствующие о направленности личности, способах ее взаимодействия с миром и уровне развития. Жизненный выбор позволяет «увидеть», ради чего человек живет, к чему стремится, как достигает своих жизненных целей.Выбирая место жительства, учебы или работы, спутника жизни или начальника, а так же, решаясь на рождение ребенка или развод и т.п., человек отстаивает свои жизненные ценности (не те, за которые мы платим, а те, ради которых живем). Таким образом, жизненные ценности (например, интересная работа, счастливая семейная жизнь, здоровье и пр.) выступают как содержательно-смысловая характеристика жизненного выбора.

 

5. Жизненная перспектива, ретроспективы и трансспективы. Жизненные планы и программы личности.

Перспектива (лат. perspectus – ясно увиденный) – это виды, планы на будущее. Под перспективой жизни понимается система ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной.

Жизненная перспектива – целостная картина будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых, по мнению индивида, зависит его социальная ценность и смысл жизни

Жизненные перспективы личности, их четкое осознание, их дальность, надежность и т.д. определяются профессиональным, семейным и возрастным самоопределением в жизни, которое зависит от личности, от ее социально-психологической и социальной зрелости и активности. Жизненная ретроспектива - это взгляд в прошлое.

Такие важные социально-психологические аспекты, как типы личностной идентичности, принадлежность личности к мужскому или женскому полу, а также возрастная принадлежность выступают как основания для автобиографической ретроспективы.

Практический интерес к проблеме автобиографической ретроспективы определяется тем, что анализ автобиографических воспоминаний помогает полнее изучить особенности процесса социализации личности, а именно каким образом автобиографическая ретроспектива влияет на формирование целостного самосознания личности.

Трансспектива - это сквозное видение из настоящего в прошлое, из прошлого в настоящее, из будущего в настоящее или прошлое. В психологии также существует такое понятие как «временная трансспектива». Она включает в себя понятие «временная перспектива», так как содержит не только осознанность прошлого опыта и предстоящего будущего, но и восприятие себя в настоящий момент. Многие психологи уделяют особое внимание развитию конструктивного отношения к своему будущему, к способности стать хозяином своей жизни, своего будущего. Проблема психологического времени, с точки зрения роли, которую играет восприятие человеком своего прошлого, настоящего и будущего, в отечественной психологической науке была поставлена впервые С.Л.Рубинштейном. Им был выдвинут тезис, согласно которому, личность должна изучаться сквозь призму пространственно-временной картины жизни человека, посредством изучения объективных проявлений жизни человека. При этом фундаментальную роль С.Л.Рубинштейн отводил времени жизни, переживанию человеком времени своей жизни. Б.Г. Ананьев также занимался изучением проблемы психологического времени, в частности, временной перспективой. Согласно Б.Г. Ананьеву психологическое время предстает как жизненный путь, поделенный на определенные возрастные периоды. Он рассматривает личность в контексте определенного общества, а самого человека, как «современника определенной эпохи, современника определенного поколения. Б.Г. Ананьев вкладывает в понятие жизненного пути историю развития и формирования личности. Соответственно основной характеристикой жизни выступает возраст человека. Согласно исследованиям Б.Г. Ананьева наполняемость жизненного пути состоит из общения, познания и деятельности, через которые можно изучать личность. Специфичность концепции заключается в том, что не акцентируется на активности личности, наполняемость жизни происходит в течение продолжительного времени, переживания событий. Следовательно, на каждом возрастном этапе происходит наполнение и развитие личности.

 

Психология жизненного пути как направление современной психологии.

Жизненный путь – широкое научное понятие, которое описывает процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти.Интерес к явлению человеческой жизни и вековые размышления о ней воплотились в многочисленных научных и художественных плодах. Среди современных тенденций в понимании человеческого бытия выделяется несколько наиболее явных. За рубежом, пожалуй, наиболее известным и обширным является направление, посвященное анализу целостного бытия человека - его существования - в рамках экзистенциального подхода. Экзи­стенциальная психология явилась итогом развития европейской мысли на протяжении двух последних столетий. Среди ее предшественников можно отметить многие философские направления, обращавшиеся к исследо­ванию проблем человеческого бытия: «философия жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей), феноменология (Г. Гегель, Э. Кант, Э. Гуссерль), экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю). Экзистенция - ключевое понятие экзистенциализма — характеризует основную идею отсутствия предзадан- ности, детерминированности человеческой жизни извне, ее открытости взаимодействию с окружающим. Данная идея была отчетливо высказана Ж.-П. Сартром (1989): «существование предшествует сущности» (с.323). Основными чертами экзистенциальной психологии являются следующие: акцент на самотворчестве, роли собственных усилий во всем, что проис­ходит в жизни; на обретении человеком сущностных характеристик во взаимодействии с внешним миром; обращение к этическим проблемам и вывод о том, что человек сам выбирает и творит как добро, так и зло (Ле­онтьев Д. А., 1997).Для отечественной философско-психологической мысли в целом характерно пристальное внимание к онтологической проблематике, пред­полагающей рассмотрение проблем человека в контексте его бытия. В оте­чественной православной традиции русских философов-богословов и их экзистенциальной антропологии жизнь было принято рассматривать сквозь призму ее осмысления и понимания назначения человека. Согласно этим представлениям, смысл жизни, единый для всех, человек может обрести в Боге как вечном благе, которое не зависит от преходящего, изменчивого в рамках земного существования. Это дает человеку чувство благоговения, умиротворенности, полноты бытия. Представление об особом предназначении человека, стремящемся достичь богоподобия в процессе личностного бытия, способствовало его рассмотрению как сознательного самовыражения, имеющего сложную природу в связи со сложностью задач, требующих воплощения в бытии. Акцент ставился на произвольном, сознательном созидании человеком своей жизни (Снегирев В.А., Несмелое В.П., Лосский В.Н.). В развитии духа на протяжении всей жизни большое значение уделялось «вектору нравственности». Так, согласно воззрениям В.И. Несмелова (2000), именно наличие нрав­ственного сознания указывает на истинное бытие совершенной личности. Многолетний опыт исследований в рамках данного направления оказал существенное влияние и на работы многих ученых советского периода, внесших вклад в оформление направления «жизненный путь личности». В целом, обращение в них к проблеме жизненного пути предполагает ана­лиз социальных аспектов человеческого бытия, в рамках которых анализи­руется широкий круг проблем, в том числе ценностных, нравственных, смысложизненных. Выделяются две основные линии исследования, берущие начало в работах С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева, продолжаю­щиеся в работах их учеников. В школе С, Л, Рубинштейна разработан подход к личности как к субъекту жизненного пути. С.Л. Рубинштейн (1936) дал определение события жизненного пути как его поворотного этапа, когда принимаются важные решения на длительное время.

2.Предмет психологии жизненного пути составляют психологические феномены, механизмы и закономерности осуществления личностью собственной жизни. Среди многочисленных феноменов, входящих в круг изучения психологии жизненного пути, наибольший теоретический и практический интерес представляют особые психические структуры личности, которые называют психобиографическими образованиями. Психобиографические образования личности – это психические феномены, в которых отражается и посредством которых регулируется реальный жизненный путь. Это жизненная перспектива, жизненные планы и программы, жизненные цели и задачи, психологическое время и психологический возраст личности, субъективная картина жизненного пути, жизненная мудрость и, наконец, смысл жизни. Закономерности возникновения, развития и преобразования, а также механизмы функционирования психобиографических образований личности – все это сфера компетенции психологии жизненного пути. С этой точки зрения психология жизненного пути – это психология личности как субъекта жизни, то есть творца собственной судьбы. Взаимодействие личности с собственной жизнью, психические структуры и процессы, опосредствующие это взаимодействие – вот исконно психологический аспект многосторонней проблемы жизненного пути. Основным методом – способом познания предмета – в психологии жизненного пути служит биографический метод. В широком понимании это есть метод собирания, систематизации, анализа, интерпретации и использования в практических целях психологической информации о жизненном пути личности. Биографический метод в контексте психологии жизненного пути обладает триединым статусом. Во-первых, биографический метод – это главный исследовательский принцип, требующий познания личности и жизненного пути в их диалектическом единстве. Во-вторых, биографический метод – это способ организации и техника сбора и обработки эмпирического материала о жизненном пути личности. В-третьих, биографический метод – это система конкретных методик психологической диагностики, коррекции, развития личности как субъекта жизни.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.