Развитие личности в жизненном пути. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Развитие личности в жизненном пути.

2019-08-07 196
Развитие личности в жизненном пути. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жизненный путь начинается позже онтогенеза, подобно тому как человек становится личностью позже, чем начинает существовать в форме индивида.

Жизненный путь – история индивидуального развития. Человек развивается, подвергаясь социализации в ее конкретно-исторической форме. Он включается в производственную, политическую, культурную жизнь общества, переживает исторические события своей эпохи.

Индивидуальный образ жизни устойчив. Однако в биографии человека есть такие поворотные моменты, которые вызывают значительные изменения в образе жизни. Эти моменты – биографические события.

Вторая группа – события поведения человека в окружающей среде, то есть его поступки. Поступок – единица общественного поведения личности. Поступки индивида являются обстоятельством жизни окружающих и в то же время преобразуют обстоятельства развития самого субъекта жизни.

Событие – момент жизни, хотя может иметь подготовительную фазу и длительные последствия. Событие отличается дискретностью, ограниченностью во времени по сравнению с медленно эволюционирующими обстоятельствами жизни.В ходе жизненного пути осуществляется социальное развитие человека – личности и субъекта деятельности, а вместе с тем и индивидуальности. Жизненный путь обладает пространственно-временной структурой. Он состоит из общевозрастных и индивидуальных фаз, определяемых по многим параметрам жизни.

Индивидуальное психическое развитие происходит путем преодоления внутренних противоречий между основными свойствами человека благодаря образованию индивидуальности, которая задает единое направление развитию. С определенного момента человек сам начинает сознательно управлять собственным жизненным путем. При этом надо отметить, что степень свободы реального самоопределения в жизни принципиально зависит от конкретных исторических условий, а в классовом обществе – от классовой принадлежности личности.

При этом все факторы, под воздействием которых личность развивается, подразделяют на внешние и внутренние.

Внутренние факторы — это прежде всего анатомо-физиологические особенности индивида, особенности его нерв­ной системы и задатки. Например, слабое зрение и слух, естественно, сказываются на действиях и поступках лично­сти. А задатки, как известно, облегчают развитие способно­стей личности.

Внешние факторы развития личности находятся в окру­жающей среде. Обычно здесь выделяют природно-географическую и социальную среду. Известно, например, что люди, выросшие на Крайнем Севере, более выдержанные, орга­низованные, умеют ценить время, внимательно относятся к тому, чему их учат. Социальная среда, в свою очередь, под­разделяется на макросреду (общество в целом) и микросре­ду (семья, учебная группа, трудовой коллектив и т.д

В процессе развития личности внутренние и внешние факторы теснейшим образом взаимодействуют. При этом решающая роль в интеграции этих факторов принадлежит самой личности, ее собственной активности в процессе са­моактуализации и самосовершенствования.

Жизненный путь личности – это процесс её развития в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчиво-пластичной структуры личности.

Анализ проблемы жизненного пути ведётся в психологии с помощью понятий: стратегия жизни, жизненный план, жизненный сценарий, жизненные тактики и пр.

Жизненный план – это структурное воплощение жизненного пути.

 

18. Психологические кризисы и их преодоление в жизненном пути.

 Жизненные кризисы и неприятности нарушают жизненный ритм и вырывают из привычной рутины будней. Обычно мы не подготовлены к неприятным изменениям и не знаем как реагировать в происходящей ситуации. Эмоционально мы чувствуем себя беззащитными и беспомощными. И это нормально. Что же несут в себе жизненные кризисы? Негативные последствия жизненных кризисов: события как, например, тяжелые заболевания, потеря работы или средств к существованию, смерть близких, потеря жилья, аварии, приходят стихийно. К таким событиям мы часто не подготовлены и перед ними беззащитны. Существует 4 Фазы, которые мы должны преодолеть в таких ситуациях: 1 Фаза. Oтрицание. Мы не хотим воспринимать происходящее, отрицаем его. Здесь мы пытаемся защититься от произошедшего, которое изменяет условия нашего существования. «Это происходит не со мной. Это не моя реальность».

2 Фаза. Эмоциональный хаос. Мы чувствуем себя беспомощными, брошенными на произвол судьбы, испытываем страх, безнадежность и неуверенность в себе, тревогу и отчаяние. Иногда ярость и агрессию. 3 Фаза. Новая ориентация. Мы начинаем приходить в себя и искать возможные выходы и решeния возникших проблем. 4 Фаза. Нахождение нового равновесия. Мы принимаем новую ситуацию и можем иногда распознать, что кризис таит не только негативное в себе, но и дает толчок для нового развития.

При нормальном развитии ситуации мы проходим все фазы одну за другой и успешно преодолеваем произошедшее. Однако существует опасность, когда мы «застреваем» на одной или другой фазе. В этом случае (1 или 2 Фазы), или мы остаемся в прошлом, «застреваем» на нем и мучаемся от самосострадания. Или, вместо того чтобы искать новые перспективы, мы мучаемся от вопроса -­‐ почему судьба так несправедлива; как и почему такое случилось именно со мной? Негативные последствия в этом случае:  депрессия (отрицание), формирование зависимостей (ярость); психосоматические проблемы ­‐ бессонница, тревожность, сердечно­‐ сосудистые проблемы, проблемы со стороны желудочно‐кишечного тракта, мигрени, головные боли, боли в спине и др.

Позитивные последствия жизненных кризисов. Каждый кризис несет в себе не только негативную сторону. Кризис дает нам новые шансы. Он вырывает нас из равновесия и дает нам почувствовать что мы имеем другие границы, которых мы еще не достигли. Чрезвычайная ситуация принуждает нас переступить через себя, вырваться из привычного состояния и искать новые возможности для развития. Через кризисную ситуацию мы учимся: ценить и принимать жизнь такой как она есть; принимать себя самого и других; ценить в жизни стороны, которые до этого не имели такое значение (например, здоровье, любовь, отношения); по новому понимать смысл жизни и такие понятия как семья, дружба и др.; искать другие приоритеты в жизни; искать новые возможности делать жизнь более полноценной.

Преодолеть кризис поможет: перестроить мышление. Чем хуже и тяжелее наши мысли во время кризиса, тем сильнее наше отчаяние и тем сложнее нам верить что мы можем вырваться из кризиса. Вспомнить прошлые кризисы. Использовать опыт предыдущих лет для оценки актуальной ситуации. Что дало Вам силы во время преодоления предыдущего кризиса? Что помогло или помешало его преодолеть? Искать контакт с людьми, пережившими подобные ситуации. Особенно важен контакт с людьми, успешно преодолевшими подобные ситуации. Обращение к специалисту.

«У каждого времени свои неврозы -­ и каждому времени требуется своя психотерапия» Франкл В.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.