Смех как социальная коррекция характера в подходе анри Бергсона — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Смех как социальная коррекция характера в подходе анри Бергсона

2019-08-07 169
Смех как социальная коррекция характера в подходе анри Бергсона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бергсон поднял вопрос о смехе в трех статьях, собранных, а затем опубликованных в форме книги под названием «Смех», подзаголовок которой «О значении комизма» («Le rire. Essai sur la signification du comique»). Это название показывает, что французский мыслитель объединил два, часто рассматриваемых отдельно элемента, то есть смех и комизм. Во введении к «Смех» он писал, что "эта книга заключает статьи о смехе (или, скорее, о смехе, нарочно провоцируемом с помощью комизма)". Здесь речь идет, прежде всего, о смехе как переживании, вызванном комическим.

Смех, однако, является реакцией или жестом, полезность которого выражается в том, что он исправляет отклонения от культурно-социальной нормы. В конце концов, человеческая жизнь реализуется в обществе, устанавливающем определенные нормы поведения, обязательные для его членов. Смех пугает, дразнит и даже унижает, чтобы регулировать нарушения и отклонения от культурных норм, которые происходят на поверхности жизни (в обществе). Таким образом, комизм – это поведение, стигматизированное наблюдателем общественной жизни, который ищет нарушения этой жизни, возникающие в результате противопоставления способностей и обязанностей человека и его поведения (жизненная практика).

Социально-культурная функция, присущая смеху, оправдывает, почему, по словам Бергсона, комизм ближе к коллективной жизни, чем к искусству, хотя и она является предметом комедии. Кажется, что французский философ пересматривает интерпретацию феномена смеха и комедии, господствовавшую со времен Аристотеля, и трактует его по-новому. В своей речи я постараюсь показать суть этой интерпретации, а также представить несколько вопросов или комментариев, критически относящихся к этому подходу к проблеме смеха.

Игорь Криштафович

(Украина-США)

ЮМОР КАК ОРУЖИЕ И ИНСТРУМЕНТ

Юмор всегда основан на агрессии или конкуренции. Исторически насмешка пришла на смену физической схватки и, вероятно, служила одним из путей взятия реванша за проигрыш более сильному. Теории враждебности утверждают, что смех служит для обретения чувства превосходства над кем-либо. В цивилизованном мире физическое соперничество переходит в дуэли остроумия, где юмор служит и является оружием. З.Фрейд заметил, что юмор требует наличия трёх субъектов: первый - порождает шутку, в которой над вторым смеются, и третий, собственно, оценивает насмешку и получает от неё удовольствие. Юмор является постоянным атрибутом в политической жизни.

Юлия Кёниг &

(Санкт-Петербургский государственный университет, Россия);

Ольга Щербакова

(Санкт-Петербургский государственный университет, Россия)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНИМАНИЯ КОМИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ И ВЫРАЖЕННОСТИ ГЕЛОТОФОБИИ У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОМЕТРИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Доклад посвящен изложению результатов психологического исследования, направленного на проверку гипотезы о наличии статистически значимых взаимосвязей между (1) выраженностью гелотофобии и (2) полнотой понимания вербальных комических текстов (шуток) при различных показателях психометрического интеллекта (IQ). Мы предполагаем, что величина взаимосвязи этих двух признаков будет различаться у групп испытуемых с более низким и более высоким уровнем IQ. На подготовительном этапе исследования для контроля уровня психометрического интеллекта была использована методика «Стандартные прогрессивные матрицы» Дж. Равена. По результатам участники (N = 40, 25 женщин, 18 – 55 лет, M = 35, SD = 10) были условно разделены на 2 группы на основе медианы (М = 122,3; SD = 4,8). Основной этап исследования предполагал предъявление испытуемым серии вербальных шуток различного уровня сложности (Щербакова, 2009) и проведение на их основе глубинных полуструктурированных интервью. Процедура интервью позволяет количественно оценить полноту когнитивного и эмоционального понимания каждой шутки на основе уровневой модели реконструкции смысла. Выраженность гелотофобии участников оценивалась с помощью русскоязычной версии опросника PhoPhiKat<30> (Иванова и др., 2016).

В докладе будут рассмотрены результаты количественной обработки данных и качественного анализа интервью.

Герман Пайо

(Educahumor, Испания)

ЮМОР И СМЕХ: ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ ДЕМЕНЦИЕЙ И БОЛЕЗНЬЮ АЛЬЦГЕЙМЕРА

Более 30 лет я работал над программой “Обучай, смеясь”, целью которой было развитие чувства юмора, способности смеяться, - а также их умения использовать их в сложных ситуациях, возникающих во время обучения, оказания медицинских услуг и ведения бизнеса. Своим опытом я обязан тому, что в течение года ухаживал за больным деменцией, ежедневно на протяжении многих лет общаюсь с пациентом, страдающим болезнью Альцгеймера, и сотрудничал с Ведущим испанским национальным центром исследований болезни Альцгеймера при проведении нескольких мастер-классов. Они предложили мне разработать онлайн-курс тех, кто занят уходом за больными, и на него записалось 4000 человек. В докладе раскрываются основные темы, которым посвящён курс: юмор, смех, самоуважение, “лёгкий” взгляд на мир, уверенность в себе, эмоциональная гибкость, навыки общения и коммуникации, конфликты и отношение к болезни, - а также результаты опроса, завершающего курс. Из-за технических проблем я не смог я не смог представить результаты этого опроса на предыдущем конгрессе.

Денис Шуненков &

(Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России),

Александр Попович &

(Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России),

Анна Морозова &

(Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России),

Виктория Образцова

(Научный центр психического здоровья; ФНКЦ РР)


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.