Сигматический аорист (с суффиксом s) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Сигматический аорист (с суффиксом s)

2019-08-07 140
Сигматический аорист (с суффиксом s) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

§ 143. Главный тип сигматического аориста характеризуется суффиксом s, перед которым у корней seṭ (§ 63) появляется соединительное i. Ввиду некоторых расхождений в огласовке корня и окончаниях принято рассматривать как разные типы аорист 4 (с показателем s) и аорист 5 (с показателем iṣ).

§ 144. Основа аориста 4 равна корню + s, например (дана основа act.): chaits- от √chid рассекать, dhākṣ- от √dah жечь (§ 34 Б), drākṣ- от √darç видеть (§ 39, п. 4), vāts- от √vas обитать (§ 34 А). В act. корень всегда в ступени vṛddhi и спряжение единообразно. В med. (употребляемом довольно редко) обычно слабая ступень корня, но у открытых корней на i, u, ī — guṇa; корни на am, an колеблются. Особенность форм 2, 3 sg med.: если корень в данных формах оканчивается на краткую гласную, то показатель s отсутствует (т. е. сигматический аорист [856]
 заменяется здесь аористом 1); внешне та же особенность у корней на шумную согласную, но здесь она может быть объяснена также из сандхи (§ 33). Образцы спряжения: √ji побеждать, √kar делать, √chid рассекать. Сандхи §§ 33-36.

 

Activum

sg 1. ajaiṣam akārṣam achaitsam
  2. ajaiṣīḥ akārṣīḥ achaitsīḥ
  3. ajaiṣīt akārṣīt achaitsīt
du 1. ajaiṣva akārṣva achaitsva
  2. ajaiṣṭam akārṣṭam achaittam
  3. ajaiṣṭām akārṣṭām achaittām
pl 1. ajaiṣma akārṣma achaitsma
  2. ajaiṣṭa akārṣṭa achaitta
  3. ajaiṣuḥ akārṣuḥ achaitsuḥ

 

Activum

sg 1. ajeṣi akṛṣi achits
  2. ajeṣṭhāḥ akṛthāḥ achitthāḥ
  3. ajeṣṭa akṛta  achitta
du 1. ajeṣvahi akṛṣvahi achitsvahi
  2. ajeṣāthām akṛṣāthām achitsāthām
  3. ajeṣātām akṛṣātām achitsātām
pl 1. ajeṣmahi akṛṣmahi achitsmahi
  2. ajeḍhvam akṛḍhvam achiddhvam
  3. ajeṣata akṛṣata achitsata

 

Другие примеры: √yuj соединять — ayaukṣam, 2 pl ayaukta, med. ayukṣi, 3 sg ayukta, 2 pl ayugdhvam; √rudh мешать — arautsam, arauddha, arutsi, aruddha, aruddhvam. В med. также: √gam идти — agaṁsi, 3 sg agaṁsta и agata; √dā давать — adiṣi, 3 sg adita; √gā идти — agīṣi, 3 sg agīṣṭa.

§ 145. Основа аориста 5 равна корню + iṣ, например: rociṣ- от √ruc сиять, vadhiṣ- от √vadh убивать, jīviṣ- от √jīv жить (неполноизмен.), cikīrṣiṣ- от дезидератива √cikīrṣ- хотеть сделать; NB grahīṣ- от √grah хватать (§ 68, примеч.). Ступень корня — в act. guṇa или vṛddhi, в med. всегда guṇa. Ступень vṛddhi в act. представлена (хотя и не вполне последовательно) у открытых корней и у нескольких корней ряда А1 (в частности, √vad говорить, √mad веселиться, √vraj продвигаться). Образец спряжения: pū очищать. [857]

 

Activum

  sg du pl
1. apāviṣam apāviṣva apāviṣma
2. apāvīḥ apāviṣṭam apāviṣṭa
3. apāvit apāviṣṭām apāviṣuḥ

Medium

1. apaviṣi apaviṣvahi apaviṣmahi
2. apaviṣṭhāḥ apaviṣāthām apaviḍhvam (или -dhvam)
3. apaviṣṭa apaviṣātām apaviṣata

 

Пример без чередования: avadhiṣam, avadhiṣi и т.д.

§ 146. Основа аориста 6 (редкий тип) равна корню в guṇa + siṣ, например, yāsiṣ- от √yā ехать, raṁsiṣ- от √ram покоиться. Имеется только act. (в med. у тех же корней выступает аорист 4). Спряжение-как в аористе 5.

§ 147. Основа аориста 7 (редкий тип) равна корню в слабой ступени + sa, например, dikṣa- от √diç показывать, ghukṣa- от √guh прятать (§ 34 Б). Спряжение — в act. как в аористе 2, в med. смешанное: adikṣ-i, -athāḥ, -ata, -āvahi, -āthām, -ātām, -āmahi, -adhvam, -anta.

 

Инъюнктив

§ 148. Инъюнктив равен аористу без аугмента, например: mā gāḥ не ходи (аорист 1 agāḥ), mā bhūt пусть он не будет. Особый случай: наряду с mā bhaiṣīḥ не бойся (аорист 4 abhaiṣīḥ) встречается mā bhaiḥ. Изредка встречается инъюнктив, равный безаугментному имперфекту (а не аористу).

 

Прекатив

§ 149. Прекатив (иногда называемый также оптативом аориста) представляет собой полусамостоятельное образование: в act. он не зависит, а в med. лишь отчасти зависит от того, какой тип аориста имеется у данного корня.

В act. основа прекатива равна корню в слабой ступени + yās, например (сандхи § 55, п. 4): bhūyās- от √bhū быть, çrūyās- от √çru слышать, kriyās- от √kar делать, ucyās- от √vac говорить, gamyās- от √gam идти; āpyās- от √āp достигать (неполноизмен.). Полноизменяемые корни на ā имеют основу на -eyās-, например, stheyās- от √sthā стоять. Так же, как в инъюнктиве, аугмент отсутствует. Образец спряжения: [856]

 

Activum

  sg du pl
1. bhūyāsam bhūyāsva bhūyāsma
2. bhūyāḥ bhūyāstam bhūyāsta
3. bhūyāt bhūyāstām bhūyāsuḥ

 

В med. (который в послеведийский период почти не встречается) основа прекатива равна основе med. аориста 4 (у корней aniṭ) или 5 (у корней seṭ) + ī (в части форм īṣ). Так, от √bhū: bhaviṣī-ya, -ṣṭhāḥ, -ṣṭa, -vahi, -yāsthām, -yāstām, -mahi, -dhvam (или -ḍhvam), -ran.

 

Система перфекта

 

§ 150. Основа перфекта (у первичных глаголов) состоит из корня с удвоительным слогом. Гласная удвоительного слога: u при корнях ряда U, i — ряда I, a — при прочих корнях.

Формы перфекта делятся на сильные (sg act.) и слабые (все прочие). Ступень корня в сильных формах: а) в 3 sg vṛddhi у открытых корней, а также у корней ряда A1, оканчивающихся на одиночную согласную, guṇa — у прочих корней; б) в 1, 2 sg guṇa (но если в 3 sg vṛddhi, то эта ступень допускается, наряду с guṇa, и в 1 sg). Ступень корня в слабых формах — слабая (но у закрытых корней рядов M, N в послеведийском языке guṇa).

Примеры (даны 3 sg и 3 pl act.; сандхи §§ 54, 55): yuyoja, yuyujuḥ от √yuj соединять; cikṣepa, cikṣipuḥ от kṣip бросать; vavarta, vavṛtuḥ от vart поворачивать; nināya (1 sg nināya или ninaya), ninyuḥ от √nī вести; tuṣṭāva (1 sg tuṣṭāva или tuṣṭava), tuṣṭuvuḥ от √stu хвалить; cakāra (1 sg cakāra или cakara), cakruḥ от √kar делать; jagāma (1 sg jagāma или jagama), jagmuḥ от √gam идти; jagrāha (1 sg jagrāha или jagraha), jagṛhuḥ от √grah хватать. Неполноизменяемые корни: rarakṣa, rarakṣuḥ от √rakṣ защищать, jahāsa (1 sg jahāsa или jahasa), jahasuḥ от √has смеяться, jijīva, jijīvuḥ от √jīv жить.

§ 151. Особые случаи удвоения. 1. У корней, начинающихся (в словарной записи) с a, i, u, удвоительный слог равен этой гласной (причем i-e, i-ai, u-o, u-au дают iye, iyai, uvo, uvau, вопреки §§ 37, 41), например: āça от √aç есть; iyeṣa, īṣuḥ (из i-iṣ-ur) от √iṣ искать; iyāya, īyuḥ (NB) от √i идти; uvoṣa, ūṣuḥ от us обжигать. Исключение: корни вида an или ar + согласная получают ān-, например, ānañja от √añj мазать, ānarca от √arc сиять. Корни с начальной долгой гласной перфектной основы не образуют, кроме √āp достигать (перфект āpa). [859]

2. Полноизменяемые корни ряда A1 samprasāraṇa имеют во всем перфекте удвоительный слог того строения, которое соответствует их слабым формам. Так, uvāca, ūcuḥ (из u-uc-ur) от √vac говорить, iyāja, ījuḥ от √yaj совершать жертвоприношение, suṣvāpa, suṣupuḥ от √svap спать, vivyādha, vividhuḥ от √vyadh пронзать. Огласовка удвоительного слога, соответствующая сонанту в корне, встречается и у некоторых других корней, например, didyota от √dyut светить.

§ 152. Особенность основы слабых форм. У корней, имеющих в словарной записи вид: согласная (кроме гуттуральных, h и v) + a + согласная (кроме r, v, y) — слабая основа перфекта образуется без удвоения, но с заменой корневого a на e, например: seduḥ сели от sad, tenuḥ натянули от tan; аналогично tepuḥ разогрелись, bhejuḥ распределили, yemuḥ сдержали, celuḥ двинулись и т.д. (однако rarakṣuḥ, jahaṣuḥ, jagmuḥ, см. § 150).

Не подчиняются этому правилу √yaj (ījuḥ, см. § 151, п. 2) и √jan (jajñuḥ родили). Вне указанных условий данный способ используется у корней √car (ceruḥ пошли), √tar (teruḥ перешли), √tras (tresuḥ и tatrasuḥ испугались) и некоторых других.

§ 153. Образцы спряжения: √yuj, √kar, √vac, √tan (см. выше), √dā давать.

 

Сильные формы — sg act.

1. yuyoja cakara и cakāra uvaca и uvāca tatana  и tatāna dadau (NB)
2. yuyojitha cakartha uvaktha и uvacitha tatantha и tenitha[32] dadātha  и daditha1
3. yuyoja cakāra uvāca tatāna  dadau (NB)

 

Слабые формы

Обычное спряжение

Activum

Medium

  du pl sg du pl
1. yuyujiva yuyujima yuyuje yuyujivahe yuyujimahe
2. yuyujathuḥ yuyuja yuyujiṣe yuyujāthe yuyujidhve
3. yuyujatuḥ yuyujuḥ yuyuje yuyujāte yuyujire

 

Точно так же ūciva и т.д., teniva и т.д., dadiva и т.д. [860]

 

Спряжение без соединительной гласной (образец kar)

 

  du pl sg du pl
1. cakṛva cakṛma cakre cakṛvahe cakṛmahe
2. cakrathuḥ cakra cakṛṣe cakrāthe cakṛdhve
3. cakratuḥ cakruḥ cakre cakrāte cakrire (NB -i-)

 

Образцу √dā следуют все корни на ā, образцу √tan — корни с основой слабых форм по § 152 (типа ten-). В выборе окончаний (с i или без i) образцу √yuj следуют все корни, не имеющие vṛddhi в 3 sg act,, образцу √kar — только √bhar нести, √sar бежать, течь, √var выбирать, √stu хвалить, √çru слышать, √sru течь, √dru бежать (ср., например, 2 sg tuṣṭotha, 1 pl tuṣṭuma, 3 pl tuṣṭuvuḥ), образцам √vac и √tan — остальные имеющие vṛddhi, например, √dhar держать (dadhar-tha и -itha, dadhrima, dadhruḥ), √nī вести (ninatha и ninayitha, ninyima, ninyuḥ, ср. § 55, п. 2). Возможны также колебания, например, 1 pl jagmima и jaganma от √gam идти.

§ 154. Индивидуальные особенности:

1. Перфект от √vid знать образуется без удвоения и имеет значение настоящего времени: veda знаю, знает, 2 sg vettha, pl vidma, vida, viduḥ.

2. У √ah говорить имеется только перфект (причем только 2-е и 3-е лицо); значение прошедшего или настоящего времени: āha сказал, говорит, 2 sg āttha (сандхи вопреки § 36, п. 2), du āhathuḥ, āhatuḥ, 3 pl āhuḥ.

3. У √as быть единая основа перфекта ās-: āsa, āsitha, pl āsima, āsa, āsuḥ.

4. У √bhū быть единая аномальная основа перфекта babhū(v)- (ср. § 55, п. 2): babhūva, 2 sg babhūvitha и babhūtha, pl babhūv-ima, -a, -uḥ.

§ 155. Причастия прошедшего времени (иначе перфектные причастия) в послеведийский период употребляются редко. Основа активного причастия получается из 1 pl act. заменой -ma на -vaṁs- (но если перед -ma три слога, соединительное i опускается): yuyujvaṁs-, cakṛvaṁs-, ūcivaṁs-, tenivaṁs-, dadivaṁs-, vidvaṁs-; также jagmivaṁs- и jaganvaṁs- (ср. выше). Склонение — § 94; женский род -uṣī-, например, cakruṣī-, ūcuṣī-.

Основа медиального причастия получается из 3 pl act. заменой -uḥ на -āna-: yuyujāna-, cakrāṇa-, ūcāna-, dadāna-, jagmāna-.

§ 156. Описательный перфект. Все производные глаголы, а также первичные глаголы, у которых образование перфекта почему-либо затруднено (в частности, с начальной долгой гласной), выражают перфектное значение описательно: особая адвербиальная форма на -ām в сочетании с перфектом вспомогательного глагола √kar или √as, реже √bhū (так наз. описательный перфект). Форма на -ām образуется от основы презенса (если их две — от сильной); таким образом, с морфологической точки зрения описательный перфект примыкает к системе презенса, а не перфекта (ср. сноску к § 114). Примеры: bodhayām āsa разбудил от каузатива bodhay-; [861]
  āsām cakre сел от √ās (презенс класса II). Изредка описательный перфект встречается параллельно с обычным.

 

Система простого будущего

 

§ 157. Основа простого будущего времени равна корню в ступени guṇa + sya (у корней seṭ iṣya), например, dāsya- от √dā давать. Другие примеры (сандхи §§ 34, 35, 39): полноизмен. aniṭ — chetsya- от √chid рассекать, dhokṣya- от √duh доить, drakṣya- от √darç видеть; неполноизмен. aniṭ — āpsya- от √āp достигать; полноизмен. seṭ — bhaviṣya- от √bhū быть, grahīṣya- от √grah хватать (§ 68, примеч.); также vatsya- и vasiṣya- от √vas обитать (смешанный тип); неполноизмен. seṭ — jīviṣya- от √jīv жить, sthāpayiṣya- от каузатива sthāpay- ставить.

Особенность: все корни на ar имеют соединительное i (независимо от деления aniṭ/seṭ), например, kariṣya- от √kar делать и √kar (kṝ) рассыпать.

Спряжение — как наст. время от paca- (§ 115), например, dasyāmi дам. Имеются также причастия, например, bhaviṣyant- будущий, grahīṣyamāṇa- намеревающийся схватить (себе).

§ 158. Кондиционалис по внешнему строению представляет собой имперфект от основы будущего времени, например: akariṣyam я сделал бы.

 

Будущее II

 

§ 159. Будущее II (или описательное[33]) с внешней стороны равно сочетанию N.sg имени деятеля на -tar- (§ 175, п. 1) и вспомогательного глагола √as быть в настоящем времени (в 1-м и 2-м лицах; в 3-м лице выступает просто имя деятеля в разных числах). Как и обыкновенные личные формы глагола, будущее II допускает прямое дополнение в винительном падеже. Образец спряжения: √dā давать.

 

Activum

  sg du pl
1. dātāsmi dātāsva dātāsmaḥ
2. dātāsi dātāsthaḥ dātāstha
3. dātā dātārau dātāraḥ

Встречается (очень редко) также med.: 1-е лицо dātāhe, dātāsvahe, dātāsmahe, 2-е лицо dātāse, dātāsāthe, dātādhve (в 3-м лице форм, отличных от act., нет). [862]

 

Пассив

 

§ 160. Пассив морфологически независим от соответствующих форм act. и med. При спряжении пассив принимает окончания med.

Основа презенса пассива равна корню в слабой ступени + ya (т. е. такая же, как в IV классе). Примеры пассива (в 3 sg наст. времени; сандхи § 55, п. 4): chidyate от √chid, ucyate от √vac говорить, gṛhyate от √grah хватать, badhyate от √bandh связывать, dīyate от √dā давать, hūyate от √hvā звать, çrūyate от √çru слышать, kriyate от √kar делать, gīryate от √gar (gṝ) глотать, gamyate от √gam идти (см. также примеры в §§ 51, 52, 62). Неполноизменяемые — tapyate от √tap быть горячим, греть, āpyate от √āp достигать, jñāyate от √jñā знать.

Примечание. В ведийском языке пассив отличался от med. IV класса местом ударения: pacyáte печется, варится (пассив) — pácyate становится готовым, зреет (med. IV класса); ср. § 232. В послеведийском языке такие формы омонимичны, а иногда (ввиду особенности значения глаголов IV класса, § 118) почти неразличимы и по смыслу, ср. trasyate боится, испуган. У √gā (gai) петь омонимии нет: act. gāyati, med. gāyate, pass. gīyate.

У каузативов пассив образуется от усеченной основы — без конечного dy: bodhyate от bodhay- будить, çravyate от çravay- объявлять, sthāpyate от sthāpay ставить.

Спряжение — как med. от paca- (§ 115), например: chidyate рассекается, achidyata рассекался, chidyasva будь рассечен, chidyeta пусть будет рассечен, chidyamāna- рассекаемый.

§ 161. Кроме презенса, пассив имеет особую форму 3 sg аориста с окончанием -i. Ступень корня — такая же, как в 3 sg act. перфекта (§ 150). Примеры: ayoji был соединен, akāri был сделан, abhāji был распределен. После корневого ā вставляется y: adhāyi был положен.

Во всех остальных личных формах для передачи пассивного значения используется просто med., например, перфект cakre сделал себе, сделался, но также был сделан. В очень редких случаях встречаются, кроме того, формы, образованные от основы 3 sg аориста пассива.

 

Неличные формы, образуемые у первичных глаголов
непосредственно от корня

 

§ 162. Причастия на -ta- и -na- (с одинаковым значением). Их вместе называют также пассивным причастием прошедшего времени, но фактически они имеют пассивное значение только у переходных глаголов: ср. kṛta- „сделанный“, bhagna- [863]
 сломанный, но sthita- вставший, стоящий, mṛta- умерший, мертвый. Двойное значение в случаях типа gata- ушедший, прошедший и пройденный.

Ступень корня — слабая. Перед -ta- (но не перед -na-) возможно соединительное i (см. § 63, правила о корнях seṭ). Основным является суффикс -ta-; -na- выступает после большинства корней на ar (ряда R2) и на d, после части корней на ā, ī, ū и некоторых других. При нескольких корнях возможны оба суффикса.

Примеры причастий на -ta- (сандхи §§ 36, 39, п. 1): bhūta- от √bhū быть, dṛṣṭa- от √darç видеть, ukta- от √vac говорить, supta- от √svap спать, iṣṭa- от √iṣ искать и от √yaj совершать жертвоприношение, baddha- от √bandh связывать, dugdha- от √duh доить, līḍha- от √lih лизать, ūḍha- от √vah везти, yata- от √yam сдерживать (ряд M1), bhrānta- от √bhram бродить (ряд ṁ2), sthita- от √sthā стоять, pīta- от √pā пить; rudita- от √rud плакать, gṛhīta- от √grah хватать (см. также примеры в §§ 51, 52). Неполноизменяемые — āpta- от √āp достигать, dagdha- от √dah жечь, jñāta- от √jñā знать; rakṣita- от √rakṣ защищать, jīvita- от √jīv жить, bhāṣita- от √bhāṣ говорить. Особые случаи: hita- от √dhā класть; datta- от √dā давать (§ 138, п. 3).

У производных глаголов с основой на ay (каузативов и деноминативов) это ay отбрасывается: bodhita- от √bodhay- будить, sthāpita- от √sthāpay- ставить, duḥkhita- от √duḥkhay- огорчать.

Примеры причастий на -na- (сандхи §§ 36 [п. 3], 38): chinna- от √chid, bhagna- от √bhañj ломать, gīrṇa- от √gar (gṝ) глотать, pūrṇa- от √par (pṝ) наполнять, hīna- от √hā оставлять.

§ 163. Добавлением -vant- к основе причастия на -ta- (реже на -na-) получается основа неличной формы, равнозначной активному причастию прошедшего времени (на -vaṁs-, § 155), например, kṛtavant- сделавший.

§ 164. Инфинитив равен корню в ступени guṇa + tum (у корней seṭ itum). Примеры (для тех же глаголов, что в § 157): dātum, chettum, dogdhum, draṣṭum, āptum, bhavitum, grahītum, vastum и vasitum, jīvitum, sthāpayitum; от √kar делать — kartum. См. также примеры в §§ 36, 51.

§ 165. Деепричастия (абсолютивы). У глаголов без преверба суффикс -tvā (-itvā), у глаголов с превербом -ya (но после краткой гласной -tya), например: bhū-tvā будучи, но prā-bhū-ya возникши, возникая; см. также § 219. Ступень корня — слабая.

Деепричастие на -tvā обычно можно получить из причастия на -ta- простой заменой суффикса, например: dṛṣṭvā, uktvā, suptvā, baddhvā, sthitvā, pītvā, ruditvā, jñātvā, jīvitvā, hitvā, dattvā (см. § 162); однако у производных глаголов ay не усекается, например, bodhayitvā. При причастии на -na-: chittvā, purtvā.

Деепричастия на -ya, -tya: -dṛçya, -chidya, -ucya (от vac говорить), -gīrya (от √gar глотать), -çrutya (от √çru слышать), -jitya (от √ji побеждать,). Корни на ā[864]
 обычно выступают не в слабой ступени, а в guṇa: -sthāya (от √sthā стоять), -dhāya (от √dhā класть), -dāya или -dadya (от √dā давать); однако -hūya от √hvā звать, -pāya и -pīya от √pā пить, -gāya и -gīya от √gā петь. Полноизменяемые открытые корни рядов M1, N1 обычно допускают два варианта: -gam-ya и -ga-tya от gam идти. У каузативов ay отсекается, например, -bodhya от √bodhay- будить, -vācya от √vācay- заставить говорить, кроме случая, когда в результате такого отсечения деепричастие каузатива совпало бы с деепричастием первичного глагола, например, -gamayya послав (ср. -gamya пойдя), -āpayya позволив достичь (ср. -āpya достигши).

Изредка встречается деепричастие на -am; ступень корня — как в 3 sg act. перфекта. Пример: çrāvam слушая. Для таких форм характерно повторение (с усилительным значением): çrāvaṁ çrāvam напряженно слушая.

 

Словообразование

§ 166. Санскритское словообразование можно разделить на: а) собственно аффиксальное словопроизводство (а также некоторые случаи конверсии); б) словосложение; в) способ словообразования, промежуточный между аффиксацией и словосложением; сюда относится соединение с превербами и именными префиксами.

 

Собственно аффиксальное словопроизводство

Образование глаголов

 

Образование глаголов от глаголов

§ 167. Каузативы. Каузатив от глагола со значением делать (производить) действие А означает заставить (побудить) делать А1. (Такой же условный способ передачи значения производных (при котором А символизирует значение исходного слова) используется и далее.) Каузатив от переходного глагола довольно часто, кроме того (а иногда даже вместо того), имеет значение, практически равное значению исходного глагола (ср. kārayati ниже). Основа презенса каузатива равна корню (в той же ступени, что в 3 sg act. перфекта, § 150) + aya. Примеры: bodhayati будит от √budh бодрствовать, darçayati показывает от √darç видеть, kārayati заставляет делать (но иногда также просто делает) от √kar, vācayati побуждает (заставляет) говорить от √vac, jīvayati оживляет от √jīv. Однако ряд корней (многие на am, значительная часть корней seṭ на ar, al, an и некоторые другие) вместо ступени vṛddhi или наряду с ней имеют guṇa, например: gamayati посылает от √gam, janayati порождает от √jan, pātayati [865]
 или patayati бросает, опрокидывает от √pat (в раннем языке таких отступлений больше, чем в позднем).

У корней группы √labh/lambh (§ 70, п. 2) каузатив обычно типа lambhayati; в группе √guh/gūh (§ 70, п. 3) — типа gūhayati; в группе √lip/limp (§ 138, п. 1) — lepayati и limpayati.

После корней на ā вставляется элемент p, например, sthāpayati ставит от √sthā (у нескольких корней ā при этом может сокращаться, например, jñāpayati или jñapayati объясняет от √jñā). Однако у корней группы √pā/pāy (§ 70, п. 4) каузатив обычно типа pāyayati.

Особые случаи: а) с элементом p — arpayati от √ar двигать; māpayati, lāpayati (и lāyayati), jāpayati, adhy-āpayati от √mī уменьшаться, гибнуть, √lī льнуть, √ji побеждать, adhi-√i учиться; ropayati (и rohayati) от √ruh подниматься; в позднем санскрите появляется каузатив с суффиксом -āpya-, например, jīvāpayati оживляет; б) с другими вставными элементами — bhīṣayati, prīṇayati, dhūnayati, sphāvayati, pālayati, ghātayati от √bhū бояться, √prī любить, √dhū трясти, √sphā жиреть, √pā охранять, √han убивать.

Спряжение каузативов: аорист по § 142, прочие формы от основы на ay (однако перед -ya-, -ta- и -ana- это ay отбрасывается). Образец: √bodhay- будить — наст. bodhayati (причастие med. bodhayamāna- и bodhayāna-, § 115, сноска), аорист abūbudhat, перфект bodhayām āsa, буд. bodhayiṣyati, буд. II bodhayitā, пассив bodhyate, неличные формы bodhita-, bodhayitum, bodhayitvā, -bodhya.

Характерное управление каузативов: kārayati asiṁ bhrātaram (или bhrātrā) заставляет брата сделать меч (asi-).

§ 168. Так наз. глаголы X класса. Некоторые глаголы отличаются от обычных каузативов только тем, что они не противопоставлены никаким первичным глаголам. Таковы, например, corayati крадёт, kṣalayati стирает, моет, pīḍayati давит, мучит: от соответствующих корней (√cur, √kṣal, √pīḍ) не образуется никакого другого, некаузативного презенса. В индийской традиции такие глаголы рассматриваются вместе с первичными, а именно, они выделяются в так наз. X класс (с формулой основы презенса корень + aya). Соответственно, по образцу первичных глаголов они представлены в словарях корнем, а не основой презенса.

В действительности, однако, эти глаголы не обладают основным свойством первичных глаголов (образованием форм вне презенса от корня, §§ 111, 137), а спрягаются точно так же, как каузативы, например: √coray- красть (в словарях дано √cur) — наст. corayati, аорист acūcurat, перфект corayām āsa и т.д. как √bodhay-.

В состав традиционного X класса входит также некоторое число деноминативов на aya (ср. § 172).

§ 169. Дезидеративы. Дезидератив от делать действие А означает хотеть (намериваться) делать А. Основа презенса дезидератива состоит из корня с удвои-[866]
тельным слогом + sa (или iṣa, § 63). Гласная удвоительного слога: u при корнях ряда U, i при прочих. Ступень чередования: у корней на i, ī, u, ū, ar — слабая; у корней со срединным i, u, ar слабая перед sa, но обычно guṇa перед iṣa; у прочих корней, как правило, guṇa. При этом на конце корня i → ī, u → ū, ṛ → īr (или ūr), обычно также am → ām, an → ān.

Примеры: jijñāsate хочет знать, didṛkṣate хочет видеть, çuçrūṣate хочет слышать, cikīrṣati собирается сделать, jighāṁsati хочет убить, didhakṣati собирается сжечь, jijīviṣati хочет жить (от √jñā, √darç, √çru, √kar, √han, √dah, √jīv). Особые случаи: ditsati, dhitsati, lipsate от √dā давать, √dhā класть, √labh получать, семантически более самостоятельны īpsati стремится, çikṣate учится, упражняется, bhikṣate просит милостыню (ср. √āp достигать, √çak мочь, √bhaj распределять, иметь долю).

Формы за пределами презенса (довольно редкие) — от основы вида jijñās-, didṛkṣ- и т.д. Особенность дезидеративов — регулярное образование прилагательного (или причастия) на -u и имени действия на ā, например, didṛkṣu- желающий видеть didṛkṣā- (f) желание видеть.

§ 170. Интенсивы. Интенсив (или фреквентатив) от делать действие А означает делать А усиленно или часто. В act. презенс интенсива сходен, если не считать характера удвоения, с презенсом III класса см. § 133. Основа med. получается из слабой основы act. добавлением ya. Удвоение особое (так наз. тяжелое): после согласной удвоительного слога при корнях рядов A, I, U, R, L, M, N выступают соответственно ā, e, o, ar, al, am, an (но при рядах R, L, M, N возможно также ā). В классическом языке интенсивы употребляются довольно редко, причем преимущественно в med. и практически только в презенсе.

Примеры: roravīti, rorūyate вопит от √ru кричать; tatapyate сильно страдает от √tap быть горячим, страдать; bambhramīti, bambhramyate бродит туда и сюда от √bhram бродить. Изредка встречается двусложное удвоение (с i и ī), например, varīvartti (наряду с varvartti) раскатывает от √vart поворачивать, катить. Некоторые интенсивы не противопоставлены никакому более простому презенсу, например: jāgarti будит, nenekti моет.

§ 171. В принципе возможны и дважды производные глаголы, например: didarçayiṣati хочет показать (дезидератив от каузатива √darçay-), çikṣayati обучает (каузатив от дезидератива √çikṣ-).

 

Образование глаголов от имен

§ 172. Значения отыменных (деноминативных) глаголов разнообразны; так, при исходном имени со значением А, это, в частности: выступать в качестве А, быть как А, делать, создавать А, делать таким, как А, применять А, [867]
 желать А и др. Внешнее выражение всех этих значении одинаково: основа презенса деноминатива чаще всего равна основе исходного имени + ya, например: duḥkhayati огорчает от duḥkha- горе, namasyati почитает от namas- почтение. Иногда конечный элемент именной основы перед суффиксом -ya- несколько изменяется; так, i, u обычно удлиняются (ср. çatrūyate враждует от çatru- враг), a может удлиняться или заменяться на ī. Вне презенса употребительны только неличные формы, причем почти исключительно при основе на aya (в этом случае они такие же, как у каузативов, например, duḥkhita-, duḥkhayitum).

 

Образование имен

Образование имен от глаголов

§ 173. Описываемые ниже отглагольные имена (кроме тех, для которых специально оговорено обратное) образуются от глаголов всех типов: первичных и Производных, простых и сложенных с превербами.

Герундивы (иногда называются также пассивными причастиями будущего времени; см. также § 206). Общее значение тот, над которым следует (предстоит) произвести данное действие, например, hantavya- которого следует убить. Суффиксы -ya- (с редким вариантом -tya-), -tavya- и -anīya-. Герундивы на -tavya- и -aniya- получаются простой заменой суффиксов соответственно из инфинитива (§ 164) и имени на -ana- (§ 174, п. 1), например, dātavya- от √dā давать, karaṇīya- от √kar делать. У герундива на -ya- ступень корня большей частью как в каузативе (§ 167), например: chedya- от √chid, kārya- от √kar, janya- от √jan рождать. Иная огласовка, например, в jayya- или jeya- (§ 54) от √ji побеждать, dṛçya- от √darç видеть, gīrya- от √gar (gṝ) петь. Корни на ā меняют ā на e, например, deya- от √dā давать. У каузативов ay отбрасывается (даже если возникает омонимия с первичным глаголом): sthāpya- от √sthāpay ставить. У корней на i, u, ar встречается также форма на -tya-, например, çrutya-, kṛtya- от √çru, √kar. Наличие у глагола одного герундива не исключает других, ср. kārya-, kṛtya-, kartavya-, karaṇīya- (различающиеся лишь некоторыми оттенками значения).

§ 174. Имена деятеля и имена действия в ряде случаев образуются с помощью одних и тех же суффиксов. При этом имя деятеля выступает обычно и как прилагательное и как существительное, имя действия — как существительное (об их различии по ударению см. § 234). Основные суффиксы этой группы:

1. -ana- (как имя действия — n); корень в guṇa. Примеры: karaṇa- делающий, (n) действие; chedana- рассекающий, (n) рассечение; vacana- (n) речь; dāna- (n) давание, дар (см. также примеры в §§ 51, 52, 62). У каузативов ay отбрасывается: arpaṇa- передающий, sthāpana- (n) установление, vācana- (n) заставление говорить. [868]

2. -a- (как имя действия обычно m); преимущественно от первичных глаголов. Ступень корня — обычно как в каузативе; много дублетных форм с a и ā. Примеры: çoka- (о k см. § 57) горящий, (m) горение, боль, страдание; sarpa- ползающий, (m) змея (оба — имена деятеля); nāya- (m) вождь; veda- (m) (священное) знание, saṁbhāra- (m) сбор.

3. -as- и -man- (как имена действия — n); только от первичных глаголов без превербов. Корень в guṇa. Возможно также значение качества, иногда и более конкретные значения. Имена деятеля редки. Примеры: apas- деятельный, (n) дело; namas- (n) почитание; vacas- (n) речь, слово, manas- (n) ум, дух, tejas- (n) красота; dharman- поддерживающий, (n) поддержка, устой; veçman- (n) жилище.

4. В этих же двух функциях выступают также корневые отглагольные имена (только от первичных глаголов; чаще всего в составе сложного слова в значении имени деятеля), ср. §§ 96, 193. Как имя действия — f. Пример: dviṣ- ненавидящий, (m, f) враг, (f) ненависть.

§ 175. Другие суффиксы имен деятеля:

1. -tar- (у корней seṭ -itar-); корень в guṇa. Основные значения: а) значение постоянной деятельности (ср. русск. -тель); б) близкое к причастному; в) в составе будущего II (§ 169) значение причастия будущего времени. Примеры: dātar- податель, дающий, kartar- деятель, создатель, dogdhar- доящий (от √duh), vaditar- оратор, говорящий, sthāpayitar- установитель, основатель.

2. -in-, -aka- (первоначально отыменные суффиксы); ступень корня как в каузативе. Примеры: vādin- говорящий, pācaka- повар. После корневого ā вставляется y: sthāyin- стоящий.

§ 176. Другие суффиксы имен действия:

1. -ti- (f); только от первичных глаголов. Ступень корня — слабая. Примеры: mati- (f) мысль, dṛṣṭi- (f) зрение, pīti- (f) питье, vṛddhi- (f) рост, возрастание, ā-gati- (f) приход.

2. -ā- (f); преимущественно от неполноизменяемых корней и производных основ (ср. § 169). Пример: krīḍ-ā- (f) игра.

§ 177. Имена орудий: суффикс -tra- (у корней seṭ -itra-), обычно n; только от первичных глаголов без превербов. Корень в guṇa. Примеры: pātra- (n) чаша, khanitra- (n) лопата.

 

Образование имен от имен

§ 178. Суффиксы присоединяются к основе исходного имени. Основы с чередованиями в нормальном случае выступают в той же огласовке, что в I. pl (см. § 78, 88), т. е. как в средних формах. Однако перед суффиксами, начинающимися с [869]
 гласной или y: а) основы на a, ā, i, ī (изредка также на an) теряют эти элементы; б) основы на u оканчиваются на av (но перед суффиксом женского рода -ī- — на v); в) основы на an, in, vaṁs, añc оканчиваются как в I.sg.

§ 179. Присоединение некоторых суффиксов (§ 181, п. 1) может сопровождаться переводом начального слога исходного имени в ступень vṛddhi (независимо от того, к какому морфологическому элементу относится этот слог). Примеры: tāpasa- аскет, от tapas- покаяние, naiḥsnehya- нелюбовь от niḥsneha- лишенный любви, laukika- мирской от loka- мир. В случаях типа pautra- внук от putra- сын данный прием внешне выступает как единственное словообразовательное средство.

Особый случай: слова, начинающиеся с согласной + y, v, могут трактоваться при данной операции как начинающиеся с согласной + iy, uv; ср. vaiyāghra- тигриный от vyāghra- тигр.

 

Образование женского рода

§ 180. Существительные, обозначающие лиц женского пола, и прилагательные женского рода образуются от соответствующих имен мужского рода одними и теми же способами.

При мужском роде на a возможны суффиксы женского рода -ā- или -ī-; простых правил распределения нет (необходимо обращаться к словарю). В целом у прилагательных преобладает -ā- (только -ā- у причастий), у существительных — -ī-. Примеры: nava- новый — f navā-; papa- дурной — papā- и papī-; vāsanta- весенний — vāsantī-; kumāra- мальчик — kumārī- девочка; vatsa- телёнок — vatsā- тёлка. У имен на -aka- женский род обычно на -ikā-: pācaka- повар — pācikā- повариха.

При мужском роде на ar, an, in, ant, at, yaṁs, vaṁs, añc женский род образуется суффиксом -ī-, например: dātrī- подательница, дающая, rājñī- царица, çunī- сука, balinī- сильная, dadatī- дающая, keçavatī- волосатая, mahatī большáя, kanīyasī- мéньшая, viduṣī- знающая, nīcī- направленная вниз (ср. §§ 86-95).

Особенность причастий на ant. По образованию женского рода они делятся на три группы: 1) от атематических основ презенса: chindant- — chindatī (по общему правилу); 2) от тематических основ презенса (кроме класса VI и деноминатива): pacant- — pacantī- (с огласовкой ant, вопреки § 178); 3) от тематических основ презенса VI, будущего и деноминатива: tudant- — tudantī- и tudatī-. См. также § 128.

Примечание: Группы 2 и 3 в ведийском различались ударением: pácant-, но tudánt-; см. §§ 232, 233, 235. [870]

При мужском роде на i, as, а также у корневых имен женский род обычно совпадает с мужским, например, çuci- m, f, n чистый. При мужском роде на u женский род совпадает с мужским или образуется добавлением суффикса -ī- (изредка также удлинением конечного u основы): mṛdu- мягкий — f mṛdu- и mṛdvī-; guru- тяжёлый — gurvī-; babhru- коричневый — babhru- и babhrū-.

Для обозначения жен употребляется также суффикс -ānī-: indrāṇī- жена Индры.

Особые случаи: pati- господин — patnī- госпожа; sakhi- друг — sakhī подруга; yuvan- молодой — f yuvatī-; pīvan- жирный — pīvarī-.

 

Прочие отыменные производные

§ 181. Для образования прилагательных от существительных используются следующие основные суффиксы:

1. -a-, -ya-, -eya-, -īya-, -ka-, -aka-, ika-. Круг значений (при исходном имени со значением А): принадлежащий А, свойственный А, связанный с А, сделанный из А, происходящий от или из А и др. Эти суффиксы (кроме -ka-, -aka-) часто сопровождаются начальным vṛddhi (§ 179); появление vṛddhi частично определяется значением производного (см. §§ 182, 183, 186). Примеры: daiva-, daivya-, daivika- божестве


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.