Стратегия перехода к модели «открытая школа» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Стратегия перехода к модели «открытая школа»

2019-08-07 166
Стратегия перехода к модели «открытая школа» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СТРАТЕГИЯ ПЕРЕХОДА К МОДЕЛИ «ОТКРЫТАЯ ШКОЛА»

 

Цель работы: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективные стратегии перехода образовательной организации к модели открытой школы в современном информационном пространстве, отвечающей социальным потребностям и требованиям инновационной экономики России, Нижнего Новгорода.

Объект: организация образовательной деятельности школы.

Предмет: стратегия перехода к модели открытой школы на основе повышения эффективности образовательной деятельности школы.

Задачи:

1.Выделить и научно обосновать концептуальные идеи по созданию модели открытой школы;

2. Осуществить количественный и качественный анализ ситуации перехода образовательной организации к открытой школе на уровне муниципалитета и образовательных учреждений;

3.Разработать совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели «открытая школа»;

4. Выявить факторы, препятствующие эффективному переходу.

Гипотеза: переход образовательной организации к модели открытой школы будет оптимальным и эффективным, если будет:

- разработана совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели «открытой школы»;

- проводится мониторинг изменений, происходящих на уровне качества образовательной деятельности

Проверка гипотезы:

- данные анализа ситуации управления перехода к модели открытой школы в региональной образовательной системе;

- данные исследования эффективности осуществлении организационно-педагогических условий, обеспечивающих переход к модели открытой школы в рамках реализации программы развития МБОУ СОШ № 103 г. Нижнего Новгорода «Открытая школа в современном информационном пространстве».

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- выявлены и раскрыты организационно-педагогические условия обеспечивающие реализацию модели открытая школа;

- разработаны и научно обоснованы модель Центра взаимодействия на базе образовательного учреждения не только как системы формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе, но и формированием готовности родителя к участию в образовательном процессе в открытой школе.

 

ПОНЯТИЕ «ОТКРЫТАЯ ШКОЛА» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В условиях демократизации общества школа выступает важным фактором построения особой социокультурной среды, которая призвана отвечать социальному заказу общества. Современная школа становится одним из приоритетов политики российского государства, обеспечивая формирование у подрастающего поколения новых ценностей и личностных смыслов, ключевых компетенций освоения инновационного поведения в стремительно развивающемся обществе. Характерной чертой школы ХХI века является ее открытость, обусловленная демократизацией общества. В демократизации школьной жизни находят отражение такие важнейшие преобразования, как становление демократического уклада школьной жизни, развитие школьного самоуправления, открытости школьного образования мировой культуре, социуму, человеку, непрерывность образования как условие развития интеллектуальных, образовательных, деятельностных способностей человека.

По мнению В.В. Николиной под открытой школой понимается школа, открытая обществу, образовательной среде, человеку, имеющая тесную связь с социумом, в котором учащийся активно включается в процесс социализации адаптации к окружающему миру, его динамическим изменениям. В условиях открытой школы дети получают степень свободы обусловленные выбором их собственной траектории образовательного процесса, открытостью обучения.

Модель формирования открытой школы базируется на принципах демократизации, партнерства школы и сообщества, добровольчества. Данные принципы лежат в основе преобразования стиля школьной жизни, способа организации образовательного процесса, поддержку гражданских инициатив в сообществе и являются механизмом вовлечение обучающихся в решение проблем школы и сообщества, самореализации и самоутверждения школьников, становления у них важных нравственных качеств и формирования навыков социального поведения, обучения конструктивному взаимодействию, проявлению творческой инициативы, воспитания чувства сопричастности, соотнесение и согласование своих интересов с интересами других людей.

В условиях открытой школы учащиеся имеют возможность приобретать социальный опыт и социальные компетенции путем участия в различных видах деятельности: территориальном управлении, волонтерском движении, природоохранных мероприятиях, различных социальных проектах, развития партнерских связей и обменов между различными городами и странами, сетевом взаимодействии с другими образовательными организациями.

«Открытая школа в нашей стране находится на этапе становления. Ее можно рассматривать как школу – социокультурный центр, активно включенный в жизнь местного сообщества; школу-лабораторию, включающую учащихся в исследовательскую деятельность, направленную на открытие истины, школу-музей, предлагающую подрастающим поколениям доступ к богатству человеческой культуры; школу-мастерскую позволяющую учащимся погрузиться в деятельность, ориентированную на создание материальных и идеальных продуктов, имеющих значение, как для самих школьников, так и для окружающих. Открытая школа придает образовательному процессу практико-ориентированный характер».

Рассматривая вопрос об открытости образовательного учреждения, по мнению А.М. Моисеева, следует различать два взаимосвязанных смысла термина «открытость».

В первом случае открытость рассматривается как атрибут любой социальной системы, которая всегда имеет связи с внешней средой, обменивается с ней определенными ресурсами. Здесь открытость является объективными «врожденным» свойством любой образовательной системы, в том числе и такой, которая не озабочена связями с миром, не стремится специально расширить контакты с ним, и пытается вести «замкнутый образ жизни».

В методологическом и гносеологических планах важно подчеркнуть различие между объективным статусом школы (которая в рассматриваемом значении всегда была открытой системой) и моделями восприятия школьной организации, взглядами на школу, среди которых до распространения современных систем представлений господствовали образы замкнутой, самодостаточной школьной системы.

Во втором случае открытость школы (открытость ее поведения, прежде всего информационная) есть следствие сознательного стратегического выбора образовательного учреждения и школьного сообщества сделать ее максимально доступной и прозрачной для всех участников образовательного процесса и окружающего сообщества, то есть не «врожденное», а «благоприобретенное» свойство, важная заслуга и добродетель современных, демократически организованных образовательных организаций. Реализация данного выбора предполагает качественно новую ступень прозрачности школы, т.е. информированности социума - местного сообщества, потенциальных и актуальных заказчиков - об образовании и каждой конкретной школе, ее образовательной программе, программе развития и ресурсной базе их осуществления, и качественно новую ступень готовности школы, ее расположенности к приходу туда представителей общественности, причем не только в качестве партнеров, меценатов, приносящих полезные школе ресурсы, но и в качестве участников процесса соуправления школой, влияющих на определение ее стратегических ориентиров, образовательных траекторий учащихся, участвующих в контроле и оценке качества образования.

В качестве средств повышения информационной открытости школы следует назвать:

- развитие и более активную работу школьных сайтов;

- создание (развитие) школьных печатных изданий (газеты, журналы, вестники, буклеты и т.п.);

- расширение диалога школы и сообщества через систему общественных слушаний, публичных докладов, дней открытых дверей и т.п.;

- организацию совместных с общественностью обсуждений проектов стратегических планов развития школы, образовательной программы;

- публикацию и презентацию публичных докладов школ и др.

Перечисленные способы и средства деятельности в последние годы все прочнее входят в практику. Но их реальное превращение в средства обеспечения информационной открытости и прозрачности школы требуют существенных усилий, повышения уровня професионализма педагогов и административного персонала школы, и от представителей власти и широкой общественности.

При изучении процесса социализации в современной российской школе многие ученые и педагоги пришли к выводу о необходимости создания и развития института воспитания, как открытой системы социализации детей. Условия современного мира требуют от педагогических работников и образовательных организаций избавления от педагогической замкнутости, от недооценки влияния социальной среды, от установки, что школа самостоятельно может решать проблемы, возникающие при воспитании личности.

Применение системного подхода предполагает масштабное изучение развития ребенка, рассмотрение взаимосвязей и взаимообусловленностей со всех сторон его развития. Применительно к школе этот метод подразумевает рассмотрение всех сторон жизни школьника, изучение непосредственно влияние на него института воспитания, формирование и совершенствование жизненно необходимых способов действия, в том числе совместно с родителями, с которыми учителя в рамках родительских университетов, лекториев родительских конференция проводят семинары, лекции, круглые столы и т.п. Образование - система социального порядка, она не существует изолированно от других социальных систем, вступает с ними во взаимодействие, развивается и совершенствуется, вызывая тем самым изменение условий осуществления школой ее образовательных функций. Таким образом, среда становится полноправным участником образовательного процесса.

В настоящее время на социализацию ребенка оказывают серьезное влияние многие факторы социальной среды, требующие пристального внимания со стороны школы, ее открытости. Педагогические коллективы образовательных организаций сегодня не могут исключать из своей деятельности влияние других воспитывающих сил: средства массовой информации, социальные сети, Интернет-ресурсы и т.д. Современный школьник подвергается многочисленным вариантам влияний и воздействий различных источников информации. Это, в свою очередь, требует от учителя, изменения его роли, ответственности и функции. Авторитет учителя XXI века зависит не только от объема его знаний, его эрудиции, но и от умения использовать в своей деятельности возможности всех социальных институтов.

Объективно существующие искривления в социальной политике вызывают потребность в их неотложном устранении, в том числе, и в образовательной среде. Выход из сложившегося кризиса лежит в плоскости формирования "открытости школы" к социальным процессам, происходящим в стране, активизации взаимосвязей с такими элементами целостной систе

мы, как семья и микросреда, как факторами социализации развития детей. Социализация личности ребенка школьника – является чрезвычайно значимым и сложным процессом, результатом которого является реальное взаимодействие школы и среды. В процессе социализации ребенок приобретает необходимые качества для жизнедеятельности в обществе, овладевает приемами социальной деятельности, социальным общением и поведением, в рамках которых происходит его социальное становление как индивида. В процессе социализации личность является и объектом, и субъектом деятельности. Школьник является не только пассивным объектом воздействия, но и в тоже время, активным субъектом формирования самой личности. Он не только находится под воздействием среды, но и сам активно формирует себя.

Таким образом, основными характеристиками открытости образовательной организации являются следующие индикаторы и показатели:

- готовность школы к сотрудничеству: увеличение числа совместных проектов, расширение социального партнерства и сетевого взаимодействия, расширение сферы деятельности сообщества родителей и выпускников.

- открытость школьной информации (наличие ежегодного публичного доклада, школьных средств массовой информации, сайта в Интернете).

- социальная активность образовательной организации на уровне микрорайона, района, города (разработка и реализация различных проектов, вовлечение микросоциума и родительской общественности в процессы принятия решений, связанных с развитием системы образования, обеспечение более тесного взаимодействия с семьей, сотрудничество с другими образовательными организациями, содействие развитию социализации и воспитания творческой личности, создание игрового пространства для самореализации личности в выборе жизненной стратегии, содействие в реализации социально-значимых инициатив и программ).

- наличие структур общественно-государственного управления (наличие и деятельность управляющих советов, увеличение числа школьных объединений, возрастание участия обучающихся в общественных организациях, совершенствование управление школой, создание совместных инновационных проектов школьников, педагогов, родителей.

 

ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕХОДА К МОДЕЛИ ОТКРЫТОЙ ШКОЛЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ Г.НИЖНЕГО НОВГОРОДА

 

Статистические сведения муниципальной системы образования г.Нижнего Новгорода

Одними из важнейших принципов построения новой открытой школы являются наличие доступной публичной информация о деятельности каждого образовательного учреждения и всей системы образования в целом, а также проявление заинтересованность всех сторон в разработке и реализации образовательной политики. Определено, что другой важной составляющей принципа открытости должно стать обеспечение прозрачности функционирования самой системы образования. Что позволит и профессиональному сообществу, и представителям рынка труда объективно оценивать профессиональную подготовленность выпускников. Создание системы, которая основана на доступности, достоверности, открытости и информативности для пользователей образовательных услуг будет являться залогом обеспечения объективности, борьбы с коррупцией и протекционизмом в образовании, что существенно скажется позитивно и на качество самого образования.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ

Показателями открытости образовательной организации являются также наличие электронных дневников и электронных журналов.

Повышение доступности Интернета, развитие социальных сетей формирует спрос на иное качество коммуникации и информирования. «Открытость образовательных организаций является неотъемлемым условием продуктивной конкуренции, которая призвана стимулировать качество и эффективность предоставляемых образовательных услуг. Что также приведет представителей гражданского общества к возможности более свободного ориентирования в системе образования региона. Необходимо дальнейшее развитие вопросов информационной открытости, в частности движение от информирования к коммуникации и обратной связи с потребителями». Следует разрабатывать интерактивные сервисы, практики предоставления электронных услуг.

Программно-методические условия

Включают в себя создание условий для обучения и совершенствования информационной компетенции педагогов.

Информационные условия необходимы для оптимальной организации деятельности педагогического коллектива, идущего в ногу с постоянными изменениями. На базе образовательного учреждения необходимо иметь для педагогических работников, родителей, учителей систему доступа к информации и эффективную систему информирования. Доступ к информации включает в себя создание условий для возможности выхода в систему Интернет учителем для организации образовательного процесса и работы электронными журналами и дневниками учащихся, что подразумевает также использование школьного библиотечного фонда и фонда электронных образовательных ресурсов методического кабинета образовательного учреждения, данные статистики и мониторинга качества образовательного процесса; материалы детских проектов и т.п.

Система информирования подразумевает систематическую организацию работниками методической службы школы презентаций новых поступлений в школьные библиотеку и методическую службу школы, возможные варианты их использования в образовательном процессе, в работе с учащимися и родителями на собраниях педагогического коллектива (педагогических советах, научно-методических советах, семинарских занятиях, методических оперативках) и на страницах школьной прессы.

Средообразующие условия

Под средообразующим фактором мы понимаем формирование и развитие такой среды образовательного учреждения, которая необходима для создания условий эффективной работы образовательной организации как «открытой» системы.

Расширению открытого пространства среды способствует развитие сетевого социально-образовательного партнерства с образовательными учреждениями, детскими дошкольными учреждениями, ведущими вузами, отраслевыми научно-исследовательскими институтами и центрами, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования. В рамках такого партнерства возможна реализация различных программ, проектов инновационного развития, проведение педагогической экспертизы.

Определяющими задачами работы с родителями как участниками образовательного процесса являются следующие задачи:

1) совершенствование психолого-педагогических знаний родителей через проведение лекций, семинаров, индивидуальных консультаций, практикумов;

2) вовлечение родителей в образовательный процесс через решение большого спектра вопросов, касающихся проведения совместных творческих коллективных дел, приобщение к деятельности родительского и социального патруля, родительских собраний, организации помощи в укреплении материально-технической базы;

3) участие родителей в государственно-общественном управлении школой через работу в Советах школы, родительских комитетах, Попечительских советах, управляющих советах и др.).

Среди направлений организации совместной работы «открытой» школы и родителей можно выделитьтакие направления как:

- информирование;

- просвещение;

- консультирование;

-обучение;

- совместная деятельность.

Под направлением обучения родителей мы понимаем обучение как воспитателя своего ребенка, обучение как учителя своего ребенка, обучение как союзника, партнера, соуправленца.

Обучение как воспитателя предполагает следующие формы работы: проведение тренингов, которые направлены на обучение навыку эффективного взаимодействия взрослых и детей, повышению уверенности в себе, выявлению признаков одаренности, совершенствованию различных коммуникативных навыков, деловых игр - коллективных творческих дел родителей по изучению уровня сформированности своих педагогических умений. Обучение родителей как учителей своих детей возможно через проведение лекционных занятий с привлечением различных специалистов, через проведение различных обучающих семинаров, например, по тематике «Методика выполнения домашнего задания. Обучение родителей как социальных партнеров легко вписывается в рамки проведения дискуссионных встреч, пресс-конференций на актуальные, проблемные темы для каждого конкретного образовательного учреждения, в привлечении для участия в проведении совместных совещаний, в реализации различных проектов, в координации деятельности социальных партнеров в создании социально-педагогических условий для воспитания и развития личности ребенка.

Следует отметить, что в современной социально-экономической ситуации обострилась проблема "неравного старта", которая обусловлена: отсутствием у школы информации о подготовке неорганизованных детей к школе; недостаточным уровнем преемственности ступеней образовательной системы (детский сад-школа); невысоким уровнем адаптивности школы к меняющемуся социуму; недостаточной осведомленностью родителей будущих первоклассников об уровне подготовки ребенка к школьному периоду развития и перекладывание ответственности за формирование требуемого уровня школьной готовности на систему дошкольного образования; неполный охват детей ДОУ, и подготовительными курсами при школе; кадровой проблемой – недостатком и оттоком высококвалифицированных работников системы дошкольного образования. Мы считаем, что, несмотря на функционирование системы оказания консультативной, диагностической и методической помощи семьям на базе дошкольных учреждений, возникла острая необходимость современной школе консолидировать свои действия с различными организациями, занимающимися развитием детей для преодоления разрыва между проблемой адаптации будущего первоклассника к школе и адаптации школы к будущему ученику. Заинтересованность школы, имеющей свой микроучасток, в формировании представлений о будущем ученике, о его индивидуальных особенностях развития, в совместной с родителями коррекции формирования готовности к школьному обучению, повышению их уровня ответственности к процессам воспитания, очевидна. К условиям, препятствующим данным изменениям можно отнести патерналистскую позицию большого количества родителей, относящихся к школе как к инкубатору, и не разделяющих степень ответственности за образование своих детей. К способствующим условиям можно также отнести декларацию позиции государства, выраженную в новом законе «Об образовании», введение федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

Под равными стартовыми возможностями понимается тот уровень развития ребенка, который позволит ему успешно обучаться в начальной школе, адаптированный к индивидуальным потребностям. Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ Министерства образования и науки РФ от 15.02.2012 № 107 «Об утверждении Порядка приёма граждан в общеобразовательные учреждения» муниципальные школы обязаны принимать детей, проживающих на закреплённой за ними территории без вступительных испытаний.

Первичная диагностика, проводимая среди обучающихся первых классов, выявляет у них определенный ряд проблем:- недостаточно высокий уровень эмоционального развития;- недостаточно высокий уровень точности и скорости восприятия;- недостаточно высокий уровень коммуникативных умений. Это находит подтверждение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования, где подчеркивается актуальность концепции развития универсальных учебных действий для начального общего образования, которая обусловлена различными факторами, в том числе и необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.

Все более возрастающая важность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются достаточно не высоким уровнем школьной зрелости, низкой психологической готовностью детей к школьному обучению, возможно неудовлетворительным общественным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи с тенденцией стихийности и порой непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управления формированием системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

Таким образом, необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности создания школой условий для обеспечения доступности качественного образования, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей на начальной ступени обучения.

Считаем целесообразным в структуре образовательного учреждения как «открытой» школы создание Центра взаимодействия, обеспечивающего взаимодействия между родителями, дошкольными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, здравоохранения и социальной защиты. В состав Центра взаимодействия входят: администрация школы, школьный психолог, социальный педагог, представители дошкольных ОУ, учреждений дополнительного образования, родительской общественности.

Основные функции Центра:

- выявление детей в возрасте 5- 6 лет, проживающих на микроучастке школы; - создание банка данных о будущих первоклассниках;- проведение психолого-педагогической диагностики детей в 5лет, 6 и 7 лет;- проведение совместных педагогических советов коллективов школы и детских дошкольных учреждений;- организация консультаций для родителей;- координация деятельности субъектов образовательного процесса по повышению сознательного подхода по подготовке к школе;- курирование работы «Школы будущего первоклассника».

К внутренним условиям, способствующих нововведению относится сформировавшаяся позиция педагогического коллектива, выраженная в программе развития школы, о необходимости консолидации представителей дошкольных ОУ, учреждений дополнительного образования, усилий совместно с родителями в вопросе адаптации детей. К препятствующим условиям можно отнести увеличение нагрузки, ложащейся на часть педагогического коллектива, входящего в Центр.

Первая группа условий – педагогические: наличие опыта работы по программам дошкольного образования; наличие опыта диагностики познавательных интересов и возможностей учащихся.

Вторая группа условий – ресурсные: наличие высококвалифицированных педагогических кадров, имеющих опыт инновационной деятельности; учебно-методическое сопровождение (наличие учебно-методических комплексов; связь с учреждениями дошкольного образования, с иными учреждениями образования, культуры, которые могут содействовать реализации деятельности Центра; материально-техническое обеспечение.

Третья группа условий – организационные: наличие внутренних нормативных документов (приказов, распоряжений, положений, договоров и т.п.) для организации диагностики и обучения дошколят и родителей; наличие опыта организации дошкольной подготовки учащихся; наличие внутришкольных механизмов комплектования 1-х классов.

Изменения охватывает часть организации: начальную школу, социально-психологическую службу, администрацию.

Таким образом, школа получает представлений о будущем ученике, о его индивидуальных особенностях развития, совместно с родителями осуществляется коррекция формирования готовности ребенка к школьному обучению, повышается уровень ответственности родителей к процессам воспитания.

Данная стратегия изменений носит характер нормативной стратегии. Предполагает широкое обсуждение проблем низкой адаптации будущих учеников к школе и школы – к будущим ученикам, так как данные проблемы касаются и учителей начальной школы, и среднего и старшего звена.

Выбор модели проведения изменений «постепенного наращивания» обусловлен необходимостью пробных экспериментальных шагов по организации деятельности Центра с последующим тщательным и детальным анализом методик работы с детьми, родителями, социумом в целом; позволяет преодолеть сопротивление со стороны сотрудников, связанных с необходимостью развития их аналитической культуры и увеличения энергозатрат.

Система работы школы с ее будущими первоклассниками предполагает:

Формирование банка данных о детях старшего дошкольного возраста (5-6 лет), проживающих на микроучастке школы, которое осуществляется совместно с органами управления в сфере образования, при содействии детских поликлиник, отделов социальной защиты населения, а в сельской местности - с помощью сельских администраций. В банке данных на особом учёте предполагается выделять информацию о детях с особыми образовательными потребностями, имеющих проблемы в развитии, детях-инвалидах, из семей "группы риска". Выявляются причины, по которым дети не посещают дошкольные учреждения перед школой.

Организация бесплатной диагностики на базе Центра взаимодействия уровня общего развития ребенка в возрасте 5 лет, его умения произвольно управлять собой, мотивационной готовности, владения приемами умственной деятельности. Повторная диагностика проводится в возрасте 6 лет.

Совместно с родителями создание на базе результатов полученной диагностики индивидуальной образовательной траектории развития ребенка. Реализация индивидуальной образовательной траектории развития ребенка возможна через сетевое взаимодействие детских садов, Центров развития, логопедических служб и других учреждений, занимающихся вопросами детства.

Организация Центром взаимодействия совместной деятельности по ведению и корректировке развития ребенка, посещающего детский сад, с детскими дошкольными учреждениями. Проведение совместных консилиумов и педагогических советов.

Создание совместно с органами соцзащиты и дополнительного образования возможностей для организации детей, не посещающих детские сады по причине социального неблагополучия.

Предоставление дополнительных услуг на базе школы: Школы будущего первоклассника, школы для родителей «Учимся вместе», консультации.

Результатом такого комплексного подхода является уменьшение доли школьников, имеющих слабую мотивацию к учебной деятельности. В итоге каждый ребенок получает возможность осваивать компетенции, позволяющие формировать универсальные учебные действия на высоком качественном уровне. Таким образом, школа действительно становится «открытой» школой, центром взаимодействия между родителями, дошкольными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, здравоохранения и социальной защиты, так как, формируя банк данных о ребенке, принимая участие в процессе своеобразного социального контроля за динамикой его развития, повышает степень ответственности всех участников за качество работы с конкретным ребенком и формирует его образовательную траекторию развития. Способствует успешной социализации и самореализации ребенка.

СТРАТЕГИЯ ПЕРЕХОДА К МОДЕЛИ «ОТКРЫТАЯ ШКОЛА»

 

Цель работы: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективные стратегии перехода образовательной организации к модели открытой школы в современном информационном пространстве, отвечающей социальным потребностям и требованиям инновационной экономики России, Нижнего Новгорода.

Объект: организация образовательной деятельности школы.

Предмет: стратегия перехода к модели открытой школы на основе повышения эффективности образовательной деятельности школы.

Задачи:

1.Выделить и научно обосновать концептуальные идеи по созданию модели открытой школы;

2. Осуществить количественный и качественный анализ ситуации перехода образовательной организации к открытой школе на уровне муниципалитета и образовательных учреждений;

3.Разработать совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели «открытая школа»;

4. Выявить факторы, препятствующие эффективному переходу.

Гипотеза: переход образовательной организации к модели открытой школы будет оптимальным и эффективным, если будет:

- разработана совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели «открытой школы»;

- проводится мониторинг изменений, происходящих на уровне качества образовательной деятельности

Проверка гипотезы:

- данные анализа ситуации управления перехода к модели открытой школы в региональной образовательной системе;

- данные исследования эффективности осуществлении организационно-педагогических условий, обеспечивающих переход к модели открытой школы в рамках реализации программы развития МБОУ СОШ № 103 г. Нижнего Новгорода «Открытая школа в современном информационном пространстве».

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- выявлены и раскрыты организационно-педагогические условия обеспечивающие реализацию модели открытая школа;

- разработаны и научно обоснованы модель Центра взаимодействия на базе образовательного учреждения не только как системы формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе, но и формированием готовности родителя к участию в образовательном процессе в открытой школе.

 

ПОНЯТИЕ «ОТКРЫТАЯ ШКОЛА» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В условиях демократизации общества школа выступает важным фактором построения особой социокультурной среды, которая призвана отвечать социальному заказу общества. Современная школа становится одним из приоритетов политики российского государства, обеспечивая формирование у подрастающего поколения новых ценностей и личностных смыслов, ключевых компетенций освоения инновационного поведения в стремительно развивающемся обществе. Характерной чертой школы ХХI века является ее открытость, обусловленная демократизацией общества. В демократизации школьной жизни находят отражение такие важнейшие преобразования, как становление демократического уклада школьной жизни, развитие школьного самоуправления, открытости школьного образования мировой культуре, социуму, человеку, непрерывность образования как условие развития интеллектуальных, образовательных, деятельностных способностей человека.

По мнению В.В. Николиной под открытой школой понимается школа, открытая обществу, образовательной среде, человеку, имеющая тесную связь с социумом, в котором учащийся активно включается в процесс социализации адаптации к окружающему миру, его динамическим изменениям. В условиях открытой школы дети получают степень свободы обусловленные выбором их собственной траектории образовательного процесса, открытостью обучения.

Модель формирования открытой школы базируется на принципах демократизации, партнерства школы и сообщества, добровольчества. Данные принципы лежат в основе преобразования стиля школьной жизни, способа организации образовательного процесса, поддержку гражданских инициатив в сообществе и являются механизмом вовлечение обучающихся в решение проблем школы и сообщества, самореализации и самоутверждения школьников, становления у них важных нравственных качеств и формирования навыков социального поведения, обучения конструктивному взаимодействию, проявлению творческой инициативы, воспитания чувства сопричастности, соотнесение и согласование своих интересов с интересами других людей.

В условиях открытой школы учащиеся имеют возможность приобретать социальный опыт и социальные компетенции путем участия в различных видах деятельности: территориальном управлении, волонтерском движении, природоохранных мероприятиях, различных социальных проектах, развития партнерских связей и обменов между различными городами и странами, сетевом взаимодействии с другими образовательными организациями.

«Открытая школа в нашей стране находится на этапе становления. Ее можно рассматривать как школу – социокультурный центр, активно включенный в жизнь местного сообщества; школу-лабораторию, включающую учащихся в исследовательскую деятельность, направленную на открытие истины, школу-музей, предлагающую подрастающим поколениям доступ к богатству человеческой культуры; школу-мастерскую позволяющую учащимся погрузиться в деятельность, ориентированную на создание материальных и идеальных продуктов, имеющих значение, как для самих школьников, так и для окружающих. Открытая школа придает образовательному процессу практ


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.