Организационно-педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели открытой школы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организационно-педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели открытой школы

2019-08-07 108
Организационно-педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели открытой школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под понятием стратегия перехода мы понимаем эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Модель образовательного учреждения как «открытой школы» способна успешно функционировать при соблюдении и реализации определенных организационно-педагогических условий: организационно-управленческих, информационных, средообразующих, программно-методических. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Под организационно- управленческими условиями мы понимаем формирование административной политики образовательного учреждения ориентированное на осознание всеми участниками образовательного процесса необходимости сотрудничества, организованного на основе добровольной ответственности и равенства в достижении общих целей и результатов деятельности, основанного на принципах взаимопонимания, равноправия, активности и самостоятельности в достижении общей цели, заинтересованности в продуктивной совместной деятельности.

Характерными чертами формирования такой административной политики является делегирование прав и полномочий снизу вверх и также в направлениях оптимального сочетания децентрализации и централизации; в гуманности выбора средств, воздействий и взаимодействий, выбираемых и используемых для достижения поставленных задач; охват целесообразным управлением всей совокупности структурных компонентов системы; обеспечение взаимосвязи и взаимодействия структурных компонентов в процессе функционирования «открытой школы»; управление на основе достоверной, необходимой информации по состоянию образовательного процесса; использование в процессе управления таких педагогических условий, способов средств воздействия и взаимодействия, которые приводят к достижению поставленной цели. Что соответствует определенным П.И.Третьяковым принципам управления образования: научности, демократизации, гуманизации управления, системности управления, объективности и конкретности, оптимальности и эффективности (38, с. 59-60).

Таким образом, реализация демократических ценностей через создание системы государственно-общественного управления предполагает:

- наличие в школах органов общественного управления (совет ОУ, попечительский совет, родительский комитет и т.д.);

- положительную тенденцию развития форм участия общественности в принятии управленческих решений;

-совершенствование нормативной базы по общественному управлению в школе;

- результаты качественной работы органов общественного управления.

Принципами деятельности государственно-общественных форм управления являются:

- равноправие сторон;

- уважение и учет интересов всех участников образовательного процесса;

- обязательное и неукоснительное соблюдение сторонами и представителями законодательства и иных правовых актов;

- полномочность представителей сторон;

- свобода выбора при обсуждении любых вопросов, касающихся организации образовательного процесса;

- добровольность принятия сторон на себя обязательств;

- реальность взятых обязательств, принимаемых на себя сторонами;

- соблюдения обязательств выполнения договоров, соглашений;

- обязательный контроль за выполнением принятых договоров, соглашений.

Таким образом, следует отметить, что перед образовательными организациями как открытыми системами стоят задачи:

Расширения реального общественного участия в управлении школой, что является значимым условием обеспечения открытости школы и ее сближения с социумом.

Формирование среды образовательной организации, которая способствовала бы формированию культуры общественно-государственного управления всех участников образовательного процесса.

Активного введения эффективных технологий управления – общественной педагогической экспертизы, проектно-программных методов управления, аудит деятельности образовательных организаций.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ

Показателями открытости образовательной организации являются также наличие электронных дневников и электронных журналов.

Повышение доступности Интернета, развитие социальных сетей формирует спрос на иное качество коммуникации и информирования. «Открытость образовательных организаций является неотъемлемым условием продуктивной конкуренции, которая призвана стимулировать качество и эффективность предоставляемых образовательных услуг. Что также приведет представителей гражданского общества к возможности более свободного ориентирования в системе образования региона. Необходимо дальнейшее развитие вопросов информационной открытости, в частности движение от информирования к коммуникации и обратной связи с потребителями». Следует разрабатывать интерактивные сервисы, практики предоставления электронных услуг.

Программно-методические условия

Включают в себя создание условий для обучения и совершенствования информационной компетенции педагогов.

Информационные условия необходимы для оптимальной организации деятельности педагогического коллектива, идущего в ногу с постоянными изменениями. На базе образовательного учреждения необходимо иметь для педагогических работников, родителей, учителей систему доступа к информации и эффективную систему информирования. Доступ к информации включает в себя создание условий для возможности выхода в систему Интернет учителем для организации образовательного процесса и работы электронными журналами и дневниками учащихся, что подразумевает также использование школьного библиотечного фонда и фонда электронных образовательных ресурсов методического кабинета образовательного учреждения, данные статистики и мониторинга качества образовательного процесса; материалы детских проектов и т.п.

Система информирования подразумевает систематическую организацию работниками методической службы школы презентаций новых поступлений в школьные библиотеку и методическую службу школы, возможные варианты их использования в образовательном процессе, в работе с учащимися и родителями на собраниях педагогического коллектива (педагогических советах, научно-методических советах, семинарских занятиях, методических оперативках) и на страницах школьной прессы.

Средообразующие условия

Под средообразующим фактором мы понимаем формирование и развитие такой среды образовательного учреждения, которая необходима для создания условий эффективной работы образовательной организации как «открытой» системы.

Расширению открытого пространства среды способствует развитие сетевого социально-образовательного партнерства с образовательными учреждениями, детскими дошкольными учреждениями, ведущими вузами, отраслевыми научно-исследовательскими институтами и центрами, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования. В рамках такого партнерства возможна реализация различных программ, проектов инновационного развития, проведение педагогической экспертизы.

Определяющими задачами работы с родителями как участниками образовательного процесса являются следующие задачи:

1) совершенствование психолого-педагогических знаний родителей через проведение лекций, семинаров, индивидуальных консультаций, практикумов;

2) вовлечение родителей в образовательный процесс через решение большого спектра вопросов, касающихся проведения совместных творческих коллективных дел, приобщение к деятельности родительского и социального патруля, родительских собраний, организации помощи в укреплении материально-технической базы;

3) участие родителей в государственно-общественном управлении школой через работу в Советах школы, родительских комитетах, Попечительских советах, управляющих советах и др.).

Среди направлений организации совместной работы «открытой» школы и родителей можно выделитьтакие направления как:

- информирование;

- просвещение;

- консультирование;

-обучение;

- совместная деятельность.

Под направлением обучения родителей мы понимаем обучение как воспитателя своего ребенка, обучение как учителя своего ребенка, обучение как союзника, партнера, соуправленца.

Обучение как воспитателя предполагает следующие формы работы: проведение тренингов, которые направлены на обучение навыку эффективного взаимодействия взрослых и детей, повышению уверенности в себе, выявлению признаков одаренности, совершенствованию различных коммуникативных навыков, деловых игр - коллективных творческих дел родителей по изучению уровня сформированности своих педагогических умений. Обучение родителей как учителей своих детей возможно через проведение лекционных занятий с привлечением различных специалистов, через проведение различных обучающих семинаров, например, по тематике «Методика выполнения домашнего задания. Обучение родителей как социальных партнеров легко вписывается в рамки проведения дискуссионных встреч, пресс-конференций на актуальные, проблемные темы для каждого конкретного образовательного учреждения, в привлечении для участия в проведении совместных совещаний, в реализации различных проектов, в координации деятельности социальных партнеров в создании социально-педагогических условий для воспитания и развития личности ребенка.

Следует отметить, что в современной социально-экономической ситуации обострилась проблема "неравного старта", которая обусловлена: отсутствием у школы информации о подготовке неорганизованных детей к школе; недостаточным уровнем преемственности ступеней образовательной системы (детский сад-школа); невысоким уровнем адаптивности школы к меняющемуся социуму; недостаточной осведомленностью родителей будущих первоклассников об уровне подготовки ребенка к школьному периоду развития и перекладывание ответственности за формирование требуемого уровня школьной готовности на систему дошкольного образования; неполный охват детей ДОУ, и подготовительными курсами при школе; кадровой проблемой – недостатком и оттоком высококвалифицированных работников системы дошкольного образования. Мы считаем, что, несмотря на функционирование системы оказания консультативной, диагностической и методической помощи семьям на базе дошкольных учреждений, возникла острая необходимость современной школе консолидировать свои действия с различными организациями, занимающимися развитием детей для преодоления разрыва между проблемой адаптации будущего первоклассника к школе и адаптации школы к будущему ученику. Заинтересованность школы, имеющей свой микроучасток, в формировании представлений о будущем ученике, о его индивидуальных особенностях развития, в совместной с родителями коррекции формирования готовности к школьному обучению, повышению их уровня ответственности к процессам воспитания, очевидна. К условиям, препятствующим данным изменениям можно отнести патерналистскую позицию большого количества родителей, относящихся к школе как к инкубатору, и не разделяющих степень ответственности за образование своих детей. К способствующим условиям можно также отнести декларацию позиции государства, выраженную в новом законе «Об образовании», введение федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

Под равными стартовыми возможностями понимается тот уровень развития ребенка, который позволит ему успешно обучаться в начальной школе, адаптированный к индивидуальным потребностям. Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ Министерства образования и науки РФ от 15.02.2012 № 107 «Об утверждении Порядка приёма граждан в общеобразовательные учреждения» муниципальные школы обязаны принимать детей, проживающих на закреплённой за ними территории без вступительных испытаний.

Первичная диагностика, проводимая среди обучающихся первых классов, выявляет у них определенный ряд проблем:- недостаточно высокий уровень эмоционального развития;- недостаточно высокий уровень точности и скорости восприятия;- недостаточно высокий уровень коммуникативных умений. Это находит подтверждение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования, где подчеркивается актуальность концепции развития универсальных учебных действий для начального общего образования, которая обусловлена различными факторами, в том числе и необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.

Все более возрастающая важность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются достаточно не высоким уровнем школьной зрелости, низкой психологической готовностью детей к школьному обучению, возможно неудовлетворительным общественным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи с тенденцией стихийности и порой непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управления формированием системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

Таким образом, необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности создания школой условий для обеспечения доступности качественного образования, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей на начальной ступени обучения.

Считаем целесообразным в структуре образовательного учреждения как «открытой» школы создание Центра взаимодействия, обеспечивающего взаимодействия между родителями, дошкольными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, здравоохранения и социальной защиты. В состав Центра взаимодействия входят: администрация школы, школьный психолог, социальный педагог, представители дошкольных ОУ, учреждений дополнительного образования, родительской общественности.

Основные функции Центра:

- выявление детей в возрасте 5- 6 лет, проживающих на микроучастке школы; - создание банка данных о будущих первоклассниках;- проведение психолого-педагогической диагностики детей в 5лет, 6 и 7 лет;- проведение совместных педагогических советов коллективов школы и детских дошкольных учреждений;- организация консультаций для родителей;- координация деятельности субъектов образовательного процесса по повышению сознательного подхода по подготовке к школе;- курирование работы «Школы будущего первоклассника».

К внутренним условиям, способствующих нововведению относится сформировавшаяся позиция педагогического коллектива, выраженная в программе развития школы, о необходимости консолидации представителей дошкольных ОУ, учреждений дополнительного образования, усилий совместно с родителями в вопросе адаптации детей. К препятствующим условиям можно отнести увеличение нагрузки, ложащейся на часть педагогического коллектива, входящего в Центр.

Первая группа условий – педагогические: наличие опыта работы по программам дошкольного образования; наличие опыта диагностики познавательных интересов и возможностей учащихся.

Вторая группа условий – ресурсные: наличие высококвалифицированных педагогических кадров, имеющих опыт инновационной деятельности; учебно-методическое сопровождение (наличие учебно-методических комплексов; связь с учреждениями дошкольного образования, с иными учреждениями образования, культуры, которые могут содействовать реализации деятельности Центра; материально-техническое обеспечение.

Третья группа условий – организационные: наличие внутренних нормативных документов (приказов, распоряжений, положений, договоров и т.п.) для организации диагностики и обучения дошколят и родителей; наличие опыта организации дошкольной подготовки учащихся; наличие внутришкольных механизмов комплектования 1-х классов.

Изменения охватывает часть организации: начальную школу, социально-психологическую службу, администрацию.

Таким образом, школа получает представлений о будущем ученике, о его индивидуальных особенностях развития, совместно с родителями осуществляется коррекция формирования готовности ребенка к школьному обучению, повышается уровень ответственности родителей к процессам воспитания.

Данная стратегия изменений носит характер нормативной стратегии. Предполагает широкое обсуждение проблем низкой адаптации будущих учеников к школе и школы – к будущим ученикам, так как данные проблемы касаются и учителей начальной школы, и среднего и старшего звена.

Выбор модели проведения изменений «постепенного наращивания» обусловлен необходимостью пробных экспериментальных шагов по организации деятельности Центра с последующим тщательным и детальным анализом методик работы с детьми, родителями, социумом в целом; позволяет преодолеть сопротивление со стороны сотрудников, связанных с необходимостью развития их аналитической культуры и увеличения энергозатрат.

Система работы школы с ее будущими первоклассниками предполагает:

Формирование банка данных о детях старшего дошкольного возраста (5-6 лет), проживающих на микроучастке школы, которое осуществляется совместно с органами управления в сфере образования, при содействии детских поликлиник, отделов социальной защиты населения, а в сельской местности - с помощью сельских администраций. В банке данных на особом учёте предполагается выделять информацию о детях с особыми образовательными потребностями, имеющих проблемы в развитии, детях-инвалидах, из семей "группы риска". Выявляются причины, по которым дети не посещают дошкольные учреждения перед школой.

Организация бесплатной диагностики на базе Центра взаимодействия уровня общего развития ребенка в возрасте 5 лет, его умения произвольно управлять собой, мотивационной готовности, владения приемами умственной деятельности. Повторная диагностика проводится в возрасте 6 лет.

Совместно с родителями создание на базе результатов полученной диагностики индивидуальной образовательной траектории развития ребенка. Реализация индивидуальной образовательной траектории развития ребенка возможна через сетевое взаимодействие детских садов, Центров развития, логопедических служб и других учреждений, занимающихся вопросами детства.

Организация Центром взаимодействия совместной деятельности по ведению и корректировке развития ребенка, посещающего детский сад, с детскими дошкольными учреждениями. Проведение совместных консилиумов и педагогических советов.

Создание совместно с органами соцзащиты и дополнительного образования возможностей для организации детей, не посещающих детские сады по причине социального неблагополучия.

Предоставление дополнительных услуг на базе школы: Школы будущего первоклассника, школы для родителей «Учимся вместе», консультации.

Результатом такого комплексного подхода является уменьшение доли школьников, имеющих слабую мотивацию к учебной деятельности. В итоге каждый ребенок получает возможность осваивать компетенции, позволяющие формировать универсальные учебные действия на высоком качественном уровне. Таким образом, школа действительно становится «открытой» школой, центром взаимодействия между родителями, дошкольными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, здравоохранения и социальной защиты, так как, формируя банк данных о ребенке, принимая участие в процессе своеобразного социального контроля за динамикой его развития, повышает степень ответственности всех участников за качество работы с конкретным ребенком и формирует его образовательную траекторию развития. Способствует успешной социализации и самореализации ребенка.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.