Бывают ли “хорошие” или “плохие” поглаживания? — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Бывают ли “хорошие” или “плохие” поглаживания?

2019-08-07 202
Бывают ли “хорошие” или “плохие” поглаживания? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Соблазнительно предположить, что позитивные поглаживания “хорошие”, а отрицательные - “плохие”. Подобное мнение довольно часто высказывается в литературе по ТА. Людям советуют давать и получать неограниченное количество позитивных поглаживаний, в особенности, безусловных. Родителям рекомендуется, что, если они будут раздавать своим детям разнообразные позитивные поглаживания, то их дети будут развиваться абсолютно нормально. На самом деле эта проблема не так-то проста.

       Не забывайте о том, что наша потребность в поглаживаниях основана на жажде признания. По сути признание и есть поглаживание. Не замечая “негативного”, с нашей точки зрения, поведения другого человека, мы лишь частично признаем этого человека. Выборочный набор безусловных позитивных поглаживаний может не соответствовать внутренним переживаниям человека. И поэтому, как это и не странно, этот человек может чувствовать себя лишенным поглаживаний, в то время как на самом деле он окружен позитивными поглаживаниями.

       Как позитивные, так и негативные поглаживания имеют для нас большое значение, так как мы используем их как способ познания мира. Это верно как для нашего детства, так и нашей взрослой жизни. Будучи ребенком, я разбросал миску с морковью на полу. Мать накричала на меня, и это мне не понравилось. Я понял, что, если я хочу, чтобы Мать улыбалась, а не кричала на меня, я могу достигнуть это, не разбрасывая морковь по полу.

       Для меня, как взрослого человека, условные поглаживания выполняют такую же сигнальную функцию. Негативное условное поглаживание говорит мне о том, что кому-то не нравится мое поведение. В этом случае у меня есть выбор, изменить свое поведение в соответствии с требованиями других людей или нет. Позитивное условное поглаживание сигнализирует о том, что какому-то человеку нравится мое поведение. Таким образом позитивные условные поглаживания позволяют мне ощущать себя компетентным человеком.

       В случае отсутствия негативных условных поглаживаний у меня нет причин изменять свое поведение, даже если поведение является для меня неэффективным. Подобное и случается, когда люди “слишком вежливы”, чтобы сказать кому-то, что у того плохо пахнет изо рта или что ему чаще нужно менять рубашки. Другие люди могут игнорировать такого человека, однако он сам не знает, как исправить положение.

       Мне не нужны негативные безусловные поглаживания, однако даже в них может быть заложена информация, которая может принести мне пользу. Если кто-либо говорит мне:!Я терпеть тебя не могу”, я знаю, никакое изменение в моем поведении не изменит их отношения ко мне. Для того, чтобы заботиться о себе настоящим образом, мне необходимо выйти из их компании.

       Существуют данные, свидетельствующие о том, что при воспитании детей лишь с помощью позитивных поглаживаний дети в конце концов теряют способность отличить позитивные поглаживания от негативных. В этих случаях внутренние переживания ребенка постоянно отвергаются или не признаются его родителями. Все это в последствии может привести к различным проблемам. К счастью, большинство родителей следуют своему внутреннему чувству и поддерживают установленные ими правила с помощью набора негативных и позитивных поглаживаний.

       Таким образом, коэффициент здоровых поглаживаний включает в себя как позитивные, так и негативные условные и безусловные поглаживания. Говоря об этом, нельзя не упомянуть о той большой роли, которая в традиционном ТА отводится позитивным поглаживаниям. Людям, в особенности в северных странах, недостает позитивных поглаживаний. На работе такой начальник отчитывает своих подчиненных за опоздания и не склонен поощрять их за своевременный приход на работу. Проверяя письменную работу Джони, такой учитель может заострить внимание на одном неправильно написанном слове и нечего не сказать о других девяти правильно написанных словах.

       Как учитель, так и начальник могли бы улучшить эффективность своей работы, если бы они давали позитивные поглаживания за положительные действия и негативные - за отрицательные. В целом, если мы хотим постоянно думать о себе хорошо, нам необходимо получать больше позитивных, нежели негативных поглаживаний.

           

ПОГЛАЖИВАНИЯ В ПРОТИВОВЕС ИГНОРИРОВАНИЮ

 

       ПРЯМОЕ НЕГАТИВНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ можно легко отличить от ИГНОРИРОВАНИЯ. Игнорирование всегда представляет собой некоторое искажение реальности. В контексте поглаживаний я буду игнорировать тебя, если буду критиковать тебя, принижая тебя или искажая факты. В отличие от прямого негативного поглаживания игнорирование не принимает во внимание ту реальность того, что из себя представляете или что вы делаете.

       Более подробно мы рассмотрим игнорирования в другой главе, а пока приведем несколько примеров прямых негативных поглаживаний в сравнении с игнорированиями.

       Негативное условное поглаживание: “Ты написал это слово неправильно”.

       Игнорирование: “Я вижу, ты совсем не умеешь писать”.

       Негативное условное поглаживание: “Я чувствую себя неуютно, когда ты это делаешь”.

       Игнорирование: “Ты заставляешь меня чувствовать себя неуютно, когда делаешь это”.

       Негативное безусловное поглаживание: “Я тебя ненавижу”.

       Игнорирование: “Ты омерзителен”.

       В отличие от прямого негативного поглаживания игнорирование не несет в себе никакой информации относительно моих возможных конструктивных действиях, так как по своей сути игнорирование покоится на искажении реальности.

 

 

ГЛАВА 9. СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

 

       При встречах людей в группах или парах существует шесть способов проводить свое время. Эрик Берн дал следующие определения этим шести видам СТРУКТУРИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ.

 

                   УХОД

                   РИТУАЛЫ

                   ВРЕМЯПРОВОЖДЕНИЕ

                   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                   ИГРЫ

                   ИНТИМНОСТЬ

       По мнению Берна все эти способы способствуют удовлетворению СТРУКТУРНОГО ГОЛОДА человека. Когда люди оказываются в ситуациях, в которых им не навязывается какое-то определенное структурирование времени, они в первую очередь стремятся следовать своей собственной структуре времяпровождения. Робинзон Крузо, прибывший на необитаемый остров, структурировал свое время, исследуя остров и занимаясь постройкой жилища. Заключенные в одиночных камерах ведут календари и делают ежедневные записи.

       Если вы когда-либо принимали участие в групповых занятиях, где план занятий не был изначально четко определен, то вы помните дискомфорт, связанный с подобной ситуацией. В таких случаях люди обычно говорят: “А что мы будем ДЕЛАТЬ?” В конце концов каждый член группы решит для себя этот вопрос и будет вести себя в соответствии с одним из шести видов структурирования времени.

       Если проанализировать каждый из шести видов структурирования времени, то его можно связать с имеющимися у нас знаниями об эго-состояниях и поглаживаниях. Интенсивность поглаживаний возрастает при движении вниз по списку от ухода к интимности. Иногда в литературе по ТА высказывается мысль о том, что с движением вниз по списку возрастает также и степень психологического риска. Действительно, непредсказуемость в поглаживаниях в этом случае увеличивается. В особенности, это проявляется тогда, когда нас принимают или отвергают другие люди. Из Ребенка мы можем в самом деле воспринять эту непредсказуемость как “риск” для самого себя. Ведь когда мы были детьми, наше благополучие зависело от поглаживаний, которые мы получали от родителей, а когда родители отказывали нам в поглаживании, мы воспринимали это как угрозу нашему существованию.

       Мы, как взрослые люди, не испытываем подобного риска, принимая участие в любом из способов структурирования времени. Никто не может “заставить” нас чувствовать. Если кто-либо отвергает меня, то я могу спросить его, почему он так поступает и попросить его изменить свое поведение. Если он этого не делает, я могу разорвать отношения с этим человеком и найти других людей, которые меня принимают.

           

УХОД

       Предположим, я участвую в группе. С десяток человек, включая меня, собрались в одной комнате. Мы все не знаем, чем будем заниматься. Некоторое время мы сидим молча.

       При этом я могу обратиться внутрь себя и проигрывать в своей голове следующий монолог: “Хотел бы я знать, для чего мы все тут собрались? А, возможно, кто-то другой знает. Ух! На этом стуле так неудобно! Может быть, если спросить вон ту женщину, она скажет, для чего...”

       Я могу также представить, что меня нет в комнате. В то время, как мое тело будет находиться в комнате, мой дух будет витать где-то в будущем или в прошлом.

       Таким образом я совершил УХОД. Когда человек уходит, он может физически оставаться в группе, однако при этом он не взаимодействует с другими членами группы.

       Во время ухода я могу находится в любом эго-состоянии. При этом произвести поведенческий анализ моего эго-состояния становится невозможным, так как отсутствуют его внешние признаки.

       Во время ухода я могу получать и давать лишь самопоглаживания. Поскольку я не взаимодействую с другими людьми, я избегаю психологического “риска” быть отвергнутым, что может ощутить мой Ребенок. Некоторые люди постоянно выпадают из группы, так как детьми они решили, что обмениваться поглаживаниями с другими людьми рискованно. Они могут организовать большой и четко используемый БАНК ПОГЛАЖИВАНИЙ. Подобно верблюду в пустыне, такие люди в течение длительного времени могут быть счастливы, не получая никаких поглаживаний извне. Тем не менее, если я подолгу нахожусь вне группы, я неизбежно рискую истощить свой банк поглаживаний и ощущать себя лишенным поглаживаний.

 

РИТУАЛЫ

       Когда мы сидим в комнате, человек, сидящий в группе напротив меня, неожиданно нарушает молчание. Повернувшись к соседу, он говорит: “Ну, по крайней мере, я думаю, что нам надо представиться друг другу. Меня зовут Фред Смит. Рад с вами познакомиться”, - при этом протягивая руку для рукопожатия.

       Для структурирования своего времени Фред выбрал РИТУАЛ. Ритуал - это обычная форма социального взаимодействия, которое протекает по заранее спланированной программе.

       Все дети обучаются ритуалы, которые приняты в их семьях. Если вы родились в какой-нибудь стране Запада и кто-то протягивает вам руку для рукопожатия, то вам предписывается взять руку и пожать ее. Аналогичным образом мальчик-индус обучается НАМАСТУ. Британские девочки и мальчики обучаются тому, что на приветствие “хау ду ю ду?” необходимо ответить тем же ритуальным вопросом.

       Ритуалы различаются по своей сложности. Самый простой из них - американское приветствие, включающее обмен одним поглаживанием: “Хай!” “Хай!” На другом полюсе находятся некоторые религиозные поглаживания. Последовательность в них заранее предопределена, и священник и прихожане следуют четким инструкциям во время выполнения какого-либо ритуала, который может длится в течение многих часов.

       Структурно программа ритуалов соответствует эго-состоянию Родителя. Выполняя ритуал, мы в Ребенке прислушиваемся к этим указаниям Родителя. Функционально ритуалы обычно исполняются Адаптивным Ребенком. Чаще всего ритуал приносит положительный результат с точки зрения нашей адаптации к ожидаемым нормам поведения и поэтому его можно определить как поведение позитивного Адаптивного Ребенка. Подтвердить этот вывод с помощью поведенческого диагноза довольно сложно, так как в ритуалах используются стереотипные слова, тон голоса и телесные сигналы.

       Ритуалы воспринимаются Ребенком как несущие больший психологический “риск” чем уход, однако они гарантируют получение знакомых позитивных поглаживаний. Участники ритуала часто внимательно следят за количеством обмениваемых поглаживаний. Несмотря на невысокую интенсивность, эти поглаживания тем не менее могут служить одним из способов пополнения нашего банка поглаживаний. Если вы сомневаетесь в этом, то представьте, как бы вы себя чувствовали, если бы вы протянули руку для приветствия, а другой человек проигнорировал бы вас. Предсказуемость ритуальных поглаживаний может быть полезной для людей, которые решили в детстве, что обмениваться поглаживаниями в близких взаимоотношениях рискованно.

 

ВРЕМЯПРОВОЖДЕНИЕ

       Вернемся опять в группу - лед тронулся. Сейчас некоторые люди обмениваются своим опытом пребывания в других группах.

       “Я участвовал в группе, подобной этой, в старших классах школы. Мы так и не поняли, для чего она была нужна.”.

       “Да, я понимаю, что вы хотите сказать. Я терпеть не могу долгих молчаний”.

       “Я вот что вам скажу. Я думаю, что это легкий способ выколачивать деньги для тех, кто устраивает подобные вещи. Ну, когда я записывалась в группу, я думала, что...” И так далее.

       Таким образом говорящие включились во ВРЕМЯПРОВОЖДЕНИЕ. Подобно ритуалу, времяпровождение протекает по знакомому пути, однако содержание времяпровождения не так жестко запрограммировано по сравнению с ритуалом. Поэтому люди, участвующие во времяпровождении, имеют больше возможностей для того, чтобы приятно проводить свое время.

       В любом времяпровождении его участники только говорят о чем-то и ничего не предпринимают. В группе они обсуждают саму группу и другие группы вообще, при этом они не проявляют каких-либо признаков, свидетельствующих о том, что они будут что-либо делать в группе.

       Чаще всего участники времяпровождений будут обсуждать то, что произошло вчера, а не то, что происходит здесь и теперь. Типичный пример времяпровождения - легкое и поверхностное общение во время коктейль-вечеров.

       Берн дал остроумное название некоторым типам времяпровождений. Мужчины проводят время, играя в “Дженерал Моторс” (т.е. обсуждая те или иные марки автомашин), в то же самое время женщины предпочитают игру “Кухня” или “Гардероб”, если они себя удобно чувствуют в своей традиционной половой роли. Когда вместе собираются родители, они обычно проигрывают собрания “П.Т.А.” (Ассоциация Родители - Учителя).

       “У Джони прорезался второй зубик. Мы всю ночь почти не спали”.

       “О, понимаю. Я вспоминаю, что, когда мои были в этом возрасте...”

       Самое известное времяпровождение англичан Берн назвал “Погода”.

       Времяпровождения обычно проигрываются из эго-состояния Родителя или Ребенка. При родительском времяпровождении люди высказывают давно известные истины о мире.

       “Ох, уж эта современная молодежь, сама не знает, куда она катится”.

       “Да, знаю я их. Вот только вчера... “

       При времяпровождениях Ребенка люди обращаются к прошлому и проигрывают мысли и чувства, которые были присущи им в детстве.

       “Это молчание действует на меня угнетающе”.

       “Мгм. Хотел бы я знать, чем мы будем тут заниматься?”

       На социальном уровне некоторые времяпровождения могут казаться времяпровождениями Взрослого, однако, если “подумать по-марсиански”, то оказывается, что это Ребенок.

       Подобное времяпровождение Берн назвал “Психиатрия ТА”. Обмен информацией на социальном уровне прикрывает главную проблему, а именно то, что Ребенок избегает ответа на вопрос, что в действительности происходит между членами группы. Очевидно, что нам необходимо проверить это предположение путем наблюдения за тоном голоса и невербальными сигналами.

       Времяпровождения в основном предполагают получение позитивных поглаживаний, при некотором количестве негативных. Сравнивая ритуальные поглаживания и поглаживания во время времяпровождений, можно сказать, что последние по качеству более интенсивные, однако в некоторой степени менее предсказуемы. Следовательно, из Ребенка мы воспринимаем их как несущие несколько больший “риск”.

       В социальных взаимодействиях времяпровождения имеют еще одну дополнительную функцию. Она заключается в том, что люди “вычеркивают друг друга” как возможных партнеров в более интенсивном обмене поглаживаниями, который происходит в играх или интимности. Об этом более подробно будет сказано ниже.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

       Женщина, сидящая в группе напротив меня, начинает говорить. “До сих пор в группе мы лишь говорили о том, что нам необходимо делать здесь. А я хотела бы знать, чем мы конкретно будем здесь заниматься. У меня есть предложения. Как вы относитесь к тому, чтобы в течении двух минут провести мозговую атаку относительно того, чем мы могли бы заняться, затем проголосовать и начать работать?”

       Ее сосед отвечает: “Отличная идея. Я сяду за стол и буду все записывать.”. Все члены группы соглашаются с этим и начинают высказывать свои предложения.

       Сейчас мы включились в ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Общение между членами группы направлено на достижение цели, а не просто на ее обсуждение. В этом и заключается разница между деятельностью и времяпровождением. В деятельности люди направляют энергию на достижение какого-либо конкретного результата.

       Большую часть времени на работе мы проводим в деятельности. Другим примером деятельности может быть починка аппаратуры, уход за ребенком или подписывание чека. Тот, кто “серьезно” занимается спортом, или упорно работает над тем, чтобы стать профессиональным музыкантом, вовлечен в деятельность.

       В деятельности доминирует эго-состояние Взрослого. Это объясняется, тем, что деятельность связана с достижением цели здесь и теперь. В деятельности мы иногда поступаем в соответствии с имеющимися правилами. В этом случае мы смещаемся в эго-состояние Адаптивного Ребенка или Позитивного Родителя.

       Получаемые в результате деятельности поглаживания могут быть как условными позитивными, так и условными негативными. В основном это запоздалые поглаживания, которые получают в конце деятельности за хорошо или плохо сделанную работу. Степень психологического “риска”, который воспринимается в деятельности, может быть выше или ниже, чем во времяпровождении, и зависит от природы каждого явления.

 

ИГРЫ

       Мозговая атака в группе закончилась. На доске записаны с десяток предложений. “Отлично, а теперь давайте голосовать,” - говорит секретарь. “Я буду читать каждое предложение, а вы поднимайте руки, если согласны с этим предложением”.

       После голосования идет подсчет голосов. Секретарь говорит: “Ну, теперь все ясно. Мы начнем с того, что каждый из нас представится и скажет, что он хочет получить в группе”.

       В этот момент раздается голос: “Минуточку!” Все поворачиваются к говорящему, мужчине по имени Джон. Джон наклонился вперед, его руки находятся на коленях, брови сдвинуты вместе, выражая недовольство. “Я чрезвычайно смущен происходящем. Кто сказал, что результаты голосования обязательны для всех?”

       Секретарь кривит рот в напряженной улыбке, откидывает голову назад и свысока смотрит на Джона. “Ну, видите ли, - говорит он, - голосование и необходимо для этого. Меньшинство подчиняется большинству. Это и есть демократия. Теперь понятно?”

       “Нет, не понятно”, - отвечает Джон. “Вообщем то вы меня еще больше смущаете. Причем тут демократия?” Он еще сильнее сдвигает брови, выражая свое неодобрение.

       Секретарь сникает и делает выдох. Пожимая плечами, он смотрит на группу. “Ну, закончим с этим,” - говорит он грустно.

       Однако в этот момент Джон также изменяет положение тела. Выпрямившись, он широко раскрывает глаза, при этом его рот открывается. Он хлопает себя по голове. “О, нет, - говорит он. Вот так у меня всегда в моей жизни. Послушайте, боюсь, что я всем вам испортил упражнение. Я очень виноват перед вами”.

       Только что Джон и секретарь ИГРУ.

       Анализ игр является самой важной частью теории ТА. Более подробно мы рассмотрим игры в последующих главах. А сейчас просто отметьте основные черты взаимодействия между Джоном и секретарем.

       Они обменялись набором трансакций, в результате которого оба почувствовали себя дискомфортно.

       Сразу же перед тем, как они стали испытывать эти неприятные чувства, они, по-видимому, совершенно неожиданно поменялись ролями. Джон начал со смущения и раздражения, а закончил самообвинением и извинениями. В то же время секретарь переключился с покровительственной и объяснительной позиции в положение унылой беспомощности.

       Сразу после смещения в течение доли секунды обе стороны почувствовали, что должно произойти нечто неожиданное. Если бы у них было время для того, чтобы выразить это свое чувство словами, то каждый из них спросил бы: “Что, черт возьми, здесь происходит?”

       Несмотря на чувство неожиданности, как Джон так и секретарь неоднократно проигрывали подобные последовательности в прошлом, при этом окружение и люди от ситуации к ситуации могли отличаться друг от друга. Однако каждый раз природа смещения будет одной и той же, так же как и неприятные чувства, которые испытывает каждый человек.

       Вообщем то Джон и секретарь дали знать друг другу о своем желании играть в эту игру уже в самом начале их взаимодействия, благодаря обмену скрытыми трансакциями. Причем обмен сообщениями на социальном уровне походит на обмен информацией, однако на психологическом уровне Джон предложил секретарю сыграть в игру, а тот согласился.

       Время от времени мы все играем в игры. Когда вы в ниже приведенных упражнениях выявите свои паттерны в структурировании времени, обозначьте словами “Игры” то время, которое вы проводите аналогично описанному выше способу. Подобные взаимодействия происходят в вашей жизни постоянно и неизменно заканчиваются неприятными для вас чувствами. При этом в определенный момент времени вы спрашиваете себя: “А что собственно произошло?” и чувствуете, что в какой-то степени вы изменили свою роль.

       Все игры являются проигрыванием стратегий ребенка, которые более неприемлемы для нас как взрослых людей. Следовательно, в соответствии с определением, игры проигрываются из любой негативной части эго-состояний: негативного Адаптивного Ребенка, Негативного Контролирующего Родителя или Негативного Воспитывающего Родителя. Из определения также видно, что игры не могут проигрываться из Взрослого.

       Играм всегда присуще ИГНОРИРОВАНИЕ на психологическом уровне. На социальном уровне игроки воспринимают игру как обмен интенсивными поглаживаниями. В начальной стадии игры испытываемые поглаживания могут быть как позитивными, так и негативными. В конце игры оба игрока испытывают негативные поглаживания. Степень психологического “риска” при этом выше, чем в деятельности и времяпровождениях.

 

ИНТИМНОСТЬ

       Слушая, как Джон негодует, а после этого извиняется, я начинаю испытывать гнев. Вместо того, чтобы сдержать свой гнев, а пытаюсь его реализовать. Поворачиваясь к Джону, я говорю ему: “Я возмущен тем, что ты здесь только что сказал. Ты можешь думать так же, как все остальные. Я хочу, чтобы ты понял это и стал думать сам”. Я произношу эти слова резким громким голосом. Наклонившись вперед к Джону, я чувствую, что краснею. Тон моего голоса и телесные сигналы соответствуют тому, что я сейчас испытываю.

       В свою очередь Джон краснеет также, как и я. Наклоняясь ко мне и почти поднимаясь со стула, он начинает махать руками над головой. “Я тоже возмущен! - кричит он. Я чувствую это с тех пор, как вошел сюда. Да, я могу думать сам, а сейчас мне нужно время, чтобы начать это делать и чтобы ты не кричал на меня”.

       Джон и я находились в ИНТИМНОСТИ. Мы высказывали друг другу наши подлинные чувства и желания без какой-либо цензуры.

       В интимности не бывает “скрытых сообщений”. Социальный и психологический уровень совпадают друг с другом. В этом и заключается существенное различие между интимностью и играми.

       Не менее важным является и то обстоятельство, что в интимности выражаемые чувства направлены на завершение ситуации. Когда Джон и я разозлились друг на друга, каждый из нас выразил другому то, что он хотел с помощью своих эмоций и слов. Никто из нас не мог заставить другого вести себя определенным образом. В тоже самое время как на уровне чувств, так и мышления каждый из нас постарался выразить как можно точно то, что он хотел.

        Напротив, чувства, испытываемые в конце игр, никак не способствуют разрешению ситуации для участвующих в ней игроков. Мы знаем об этом потому, что игры проигрываются снова и снова.

       Когда мы рассмотрим более подробно игры и рэкет, мы вновь вернемся к этому различию между продуктивными и непродуктивными чувствами.

       В данном случае выбор Берна слова ИНТИМНОСТЬ необходимо понимать как специальный технический термин. Интимность как способ структурирования времени может иметь или может не иметь какого-либо отношения к “интимности” в обычном значении этого слова. Когда люди “интимны” в половом или личном отношении, они, возможно, также открыто делятся друг с другом своими чувствами и желаниями. В этом случае они проводят свое время в интимности, однако интенсивные эмоциональные взаимоотношения встречаются также и в играх.

       В некоторых случаях игры выступают в роли заменителей интимности. Они несут с собой аналогичные по интенсивности поглаживания (хотя поглаживания в играх в основном негативные), которые однако не имеют ту же степень воспринимаемого “риска”. В играх ответственность за их результат возлагается на другого человека, а в интимности каждый берет ответственность на себя.

       Говоря об эго-сосотояниях, принимающих участие в интимности, Берн писал: “Интимность - это искренние и прямолинейные взаимоотношения между Детьми, в которой отсутствуют игры и взаимная эксплуатация. ИНТИМНОСТЬ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ЭГО-СОСТОЯНИЯМИ ВЗРОСЛОГО УЧАСТВУЮЩИХ В НЕЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН с тем, чтобы они хорошо понимали условия своих контрактов и обязанности по отношению друг к другу...”

       В цитате мы специально выделили большими буквами одну мысль для того, чтобы подчеркнуть то важное значение, которое Берн придавал в интимности Взрослому. Некоторые авторы ТА после Берна упростили его определение и описывают интимность как взаимодействие только между Детьми. Как обычно, оригинальная идея Берна оказывается еще более тонкой и глубокой. Для взаимодействия в интимности нам в первую очередь необходимо установить связь со всем потенциалом нашего Взрослого - его поведением, мышлением и чувствами. В рамках этой защиты мы можем при желании вернуться в нашего Ребенка, осуществляя и удовлетворяя некоторые неисполненные желания нашего раннего детства.

       Некоторые авторы ТА считают, что интимность также включает в себя взаимную заботу и защиту от Родителя. Сообщение, исходящее из этого эго-состояния, говорит о следующем: “Я не буду игнорировать тебя и не позволю тебе игнорировать меня”.

       Поглаживания в интимности более интенсивны, чем при любом другом способе структурирования времени. При этом возможен обмен как позитивными, так и негативными поглаживаниями, однако в них не будет игнорирования, поскольку, по определению, интимность представляет собой обмен подлинными желаниями и чувствами.

       Описывая интимность в начале этого раздела мы намеренно привели пример, в котором обмен поглаживаниями был строго негативным. Это было сделано для того, чтобы показать несостоятельность идеи некоторых авторов Та о том, что интимность всегда должна состоять из некоего изобилия позитивных поглаживаний.

       Когда интимность и в самом деле состоит из обмена позитивными поглаживаниями, то они в особенности воспринимаются как приятные и удовлетворяющие. Например, мы можем представить себе следующий возможный вариант развития событий в группе. Выразив свой гнев Джону, я расслабился, смотрю ему прямо в глаза и улыбаюсь. При этом я говорю ему: “Эй, я чувствую, что тебе сейчас лучше. Я рад, что ты был искренним со мной, когда говорил о своих чувствах”. Джон также прямо смотрит мне в глаза и, улыбаясь, говорит: “Я тоже этому рад. И мне нравится что ты выслушал меня”. Мы наклоняемся друг к другу и жмем руки.

       Так как интимность запрограммировать нельзя, она является также наиболее непредсказуемой из всех способов структурирования времени. Таким образом из Ребенка я могу воспринимать интимность как самый “рискованный” способ общения с другим человеком. Как это и не парадоксально, интимность на самом деле несет с собой наименьший риск. Когда два человека находятся в интимности, в их общении отсутствует какое-либо игнорирование. Следовательно, результат интимности должен быть всегда конструктивным для всех участвующих в ней людей. Будут ли они всегда чувствовать себя в интимности УЮТНО или нет - это другое дело. По-видимому это будет зависеть от того, будут ли поглаживания в их обмене строго позитивными или строго негативными.

           

      Составьте схему структурирования времени в виде пирога. Для этого нарисуйте круг и поделите его на куски, представляющие собой часть времени, которое вы обычно каждый день тратите на шесть способов структурирования времени.

       Посмотрите, хотите ли вы изменить вид вашего пирога структурирования времени. Если да, то нарисуйте вариант, который вы хотели бы достигнуть. Напишите по крайней мере пять способов, с помощью которых вы хотите увеличить желаемые для вас способы структурирования времени. На следующей неделе осуществите ваши планы и после этого вновь нарисуйте пирог структурирования времени.

       Каждый день отмечайте, как вы и другие структурируют свое время. Анализируйте структурирование времени везде: на собраниях, на работе, в разговорах с соседями, на вечеринках. Не говорите другим о том, что вы делаете, пока вы не убедитесь в том, что они хотят узнать об этом.

       В группе: разделитесь на группы по шесть человек, выбрав какую-либо тему для разговора. Обсуждайте ее в течение трех минут, при этом каждый человек проигрывает один из способов структурирования времени. В конце проведите обсуждение. Затем выберите другую тему для разговора, поменяйте способ структурирования времени и повторите упражнение.

       В большой группе рассчитайтесь от одного до шести. Все первые номера проигрывают уход, вторые - ритуалы, третьи – время провождение и так далее. Затем перемешайтесь друг с другом и в течение пяти минут организуйте “коктейль-вечер структурирования времени”. В конце поделитесь своим опытом с остальными членами группы.    

 

ЧАСТЬ 4.

НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ НАШЕЙ

ЖИЗНИ

 

ГЛАВА 10. ПРИРОДА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ

СЦЕНАРИЯ ЖИЗНИ

 

       Сценарий вашей жизни уже написан вами.

       Вы начали писать его, едва родившись, а к четырем годам определили основные моменты его содержания.

       К семи годам вы внесли в сценарий все существенные детали, а с семи до двенадцати занимались его совершенствованием, добавляли в некоторые места отдельные положения. В юношеском возрасте вы усовершенствовали ваш сценарий, придав ему реальные черты.

       Как и в любой истории ваш сценарий жизни имеет начало, середину и конец. В нем присутствуют герои, героини, злодеи, и второстепенные персонажи так же, как и основная тема и отдельные сюжетные линии. Сценарий жизни может быть комичным или трагичным; восхитительным или скучным, вдохновляющим и позорным.

       Сейчас, будучи взрослым, начало нашего сценария находится вне пределов досягаемости нашей сознательной памяти. Возможно, вплоть до настоящего времени вы не осознавали, что сами написали сценарий вашей жизни. Поэтому без осознания этого факта вы будите просто проживать ваш сценарий, который вы написали много лет назад. Этот сценарий является сценарием вашей жизни.

 

      Предположим на минуту, что вы и вправду написали свой собственный сценарий.

       Возьмите карандаш и бумагу и напишите ответы на следующие вопросы. Работайте быстро и интуитивно, при этом записывайте первый ответ, пришедший в голову.

       Какое название у вашего сценария?

       Что это за сценарий? Веселый или печальный? Победный или трагичный? Интересный или скучный? Используйте первые пришедшие в голову слова.

       Затем опишите последнюю сцену: чем заканчивается ваш сценарий?     

 

       Сохраните ваши ответы, к которым можно вернуться снова, получив дополнительную информацию о сценарии жизни.

       В литературе по ТА вместо сценария жизни обычно используется просто термин сценарий.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.