Контролирующий Родитель и Воспитывающий Родитель — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Контролирующий Родитель и Воспитывающий Родитель

2019-08-07 936
Контролирующий Родитель и Воспитывающий Родитель 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

       В некоторых случаях, когда я был ребенком, мои родители говорили мне, что мне надо делать, контролировали или критиковали меня. “Иди спать! Не выбегай на дорогу! Высморкайся! Умный, глупый, хороший, капризный, честный, нечестный... “ Когда я поступаю подобным образом, копируя в этой роли своих родителей, я нахожусь в Контролирующем Родителе (иногда называемом также Критикующим Родителем).

       В других случаях мои родители оберегали и заботились обо мне. Мать крепко обнимала меня, Отец читал мне перед сном. Когда я упал и поранил коленку, один из моих родителей утешал меня и накладывал повязку. Когда я проигрываю поведения моих родителей, которые они проявляли, заботясь обо мне, я нахожусь в Воспитывающем Родителе (Заботливом Родителе).

       Мы изображаем это двучленное деление функционального Родителя путем деления этого эго-состояния на две половины, как и в случае с Ребенком (см.рис.3.1).

 

ПОЗИТИВНЫЙ И НЕГАТИВНЫЙ КОНТРОЛИРУЮЩИЙ И

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ

 

       Некоторые авторы по ТА различают позитивный и негативный подразделы в каждом из частей Родителя. (И снова термины “ОК” и “не ОК” иногда используются вместо указанных названий). Они утверждают, что мы находимся в позитивном Контролирующем Родителе в том случае, когда наши Родительские директивы по отношению к другим людям искренне направлены на из защиту или поддержание из здоровья. Доктор может приказать пациенту: “Бросьте курить! Курение пагубно для вас”. В этом случае он проигрывает одну из команд, которую он воспринял маленьким у своих родителей: “Не переходи улицу перед близко идущим транспортом!”.

       Негативный Контролирующий Родитель описывает Родительские поведения, игнорирую другого человека. Босс, который кричит на свою секретаршу: “Вы опять сделали ошибку!”, возможно, воспроизводит тон и жесты раздраженного школьного учителя, который сказал ему тоже самое, когда тому было шесть лет.

       Позитивный Воспитывающий Родитель заботится и помогает, исходя из позиции подлинного уважения к человеку, которому оказывается помощь. Негативный Воспитывающий Родитель означает то, что “помощь” оказывается с позиции превосходства, которая игнорирует другого человека. Поведение позитивного Воспитывающего Родителя может быть выражено в следующем обращении к коллеге по работе: “Тебе помочь? Если да, то дай мне знать”. Негативный Родитель подходит к своему коллеге и говорит: “Послушай, я помогу тебе в этом”, берет работу из его рук и сам ее делает. “Мать-благодетельница” является классическим примером негативного Воспитывающего Родителя.

 

      Вспомнив прошедший день, отметьте случаи, когда вы вели себя по отношению к другим как Контролирующий Родитель. В каких случаях вы исходили из позитивного Контролирующего Родителя? Негативного Контролирующего Родителя? Вспоминаете ли вы, какого родителя или парентальную фигуру вы копировали в каждом отдельном случае?

       Проделайте тоже самое для случаев, когда вы были позитивным или негативным Воспитывающим Родителем.

       За одну минуту напишите слова, которые, по вашему мнению, описывают человека, находящегося в позитивном Контролирующем Родителе. (В группе проделайте это за одну минуту с помощью мозгового штурма).            

 

 

ВЗРОСЛЫЙ

           

       В функциональной модели Взрослый обычно не подразделяется на составные части. Любое поведение характеризуется как Взрослое, если имеет место реагирование на ситуацию здесь и теперь с использованием всех ресурсов взрослой личности.

 

       Итак, мы рассмотрели всю функциональную модель, изображенную на ри.3.1.

 

       Для того, чтобы определить, какое функциональное эго-состояние вы используете, мне необходимо проанализировать ваше поведение. По этой причине эти функциональные подразделения можно также назвать бихейвиоральными (поведенческими) описаниями.

 

ЭГОГРАММЫ

 

       Какую роль играют в вашей личности эти части эго-состояний? Джэк Дюсей разработал интуитивный способ изображения эго-состояний, назвав его эгограммой.

       Для того, чтобы составить эгограмму, необходимо сначала нарисовать горизонтальную линию. Затем напишите на ней названия пяти составных функциональных эго-состояний. Чтобы не писать их полностью, используйте начальные буквы. Таким образом, Контролирующий Родитель обозначается КР, Свободный Ребенок - СР и т.д. Напишите их в соответствии с рис.3.2.

       Идея эгограммы заключается в том, чтобы нарисовать столбик над названием каждого эго-состояния. Высота столбика указывает на то, сколько времени вы находитесь в каждом функциональной части.

       Начните с того, что вы используете больше всего и нарисуйте вертикальный столбик. Затем нарисуйте столбик над частью, которую вы, по вашему мнению, используете меньше всего. Пусть относительная высота двух столбиков совпадает с вашей интуитивной оценкой относительного количества времени, которое вы проводите в каждом эго-состоянии.

 

 

 

Рис. 3.2.

 

       Например, если я считаю, что нахожусь во Взрослом большую часть времени и меньшую часть - в Воспитывающем Родителе, я могу нарисовать первые два столбика, как показано на рис.3.3.

 

       Затем закончите эгограмму, дорисовав оставшиеся три столбика. Пусть высота каждого из них говорит об относительном времени, которое вы проводите в этой части эго-состояния. Моя полная эгограмма может походить на ту, которая показана на рис.3.4.

Рис.3.3.

 

Рис.3.4.

 

       Точная высота каждого столбика не так уж важна. Главное - относительная высота каждого столбика по сравнению с другими.

       Джэк Дюсей не предлагает разделить столбики на позитивные и негативные части. Однако это может представлять определенный интерес. Можно закрасить часть столбиков КР, ВР, СД и АД для того, чтобы показать “негатив”, тогда незакрашенная часть будет показывать “позитив”. Например, я считаю, что большую часть времени в Адаптивном Ребенке я трачу на позитивное следование правилам. В нецензурируемом Свободном Ребенке мои поведения в основном также приводят к приятным и продуктивным результатам. Я редко нахожусь в Воспитывающем Родителе, однако, если такое случается, то я почти никогда не обращаюсь с людьми в негативном плане. Я часто нахожусь в Контролирующем Родителе и большую часть времени в этом состоянии я использую на позитивные способы управления другими людьми. Моя окончательная эгограмма показана на рис.3.5.

 

Рис.3.5.

      А теперь составьте свою собственную эгограмму.

       Если вы работаете в группе, то при составлении эгограммы поделитесь своими мыслями с другими членами группы. Работайте быстро и интуитивно.

       Что вы узнали о себе?

       Некоторые люди находят, что составленная эгограмма подходит к ним в любой ситуации. Другие считают, что им необходимо нарисовать две и даже более различных эгограмм. Возможно, у них получится “домашняя” и “рабочая” эгограмма. Если это подходит и для вас, то нарисуйте обе диаграммы. Что вы узнали о себе нового?

       Объясните полученные диаграммы человеку, который вас хорошо знает. Попросите его нарисовать вашу эгограмму. Чему вы научились, сравнивая его диаграмму со своей?     

 

ГИПОТЕЗА КОНСТАНТНОСТИ

 

       Джек Дюсей выдвинул гипотезу константности:

       “Когда одно эго-состояние увеличивается по интенсивности, другое или другие должны уменьшаться с целью компенсации. Изменение в распределении психической энергии происходит таким образом, что общее количество энергии остается константным”.

       По мнению Дюсей, наилучший способ изменить эгограмму - начать увеличивать ту часть, которую я хочу повысить. При этом энергия автоматически переместиться туда из других частей, которые я хочу несколько понизить.

       Предположим, глядя на свою эгограмму, я принимаю решение быть больше Воспитывающим Родителем, нежели Контролирующим Родителем. Я начинаю использовать в большем объеме поведение Воспитывающего Родителя. Возможно, один раз в день похлопывая кого-то по спине или же на работе я открыто предлагаю свою помощь вместо того, чтобы приказывать людям. Я ничего не делаю для того, чтобы уменьшить поведение Контролирующего Родителя. В соответствии с гипотезой константности я могу ожидать, что оно уменьшиться само собой с вложением большей энергии в Воспитывающего Родителя.

 

      Хотите ли вы что-либо изменить в своей эгограмме?

       Если да, какой столбик необходимо поднять, чтобы добиться этого изменения?

       Запишите по крайней мере пять новых поведений, которые можно использовать для увеличения этого эго-состояния и начните практиковать эти поведения на следующей неделе.

       Затем вновь нарисуйте свою эгограмму. Если возможно, пусть хорошо знакомый вам человек нарисует вашу эгограмму. (Не говорите ему, какие изменения вы планируете сделать в эгограмме). Соответствует ли ваша новая эгограмма гипотезе константности?

                

 

ГЛАВА 4. СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ВТОРОГО ПОРЯДКА

 

       В функциональной модели, рассмотренной в предыдущей главе, мы делили эго-состояния с целью обозначить, как они проявляются в поведении - их процесс. А сейчас при рассмотрение структурной модели второго порядка мы исследуем, что из себя представляют эго-состояния - их содержание.

       Я начинаю воспринимать окружающий мир уже с момента рождения и храню этот опыт в своей памяти.

       Храним ли мы каждый момент нашего жизненного опыта в памяти? Способны ли мы вспомнить обо всем? Никто не может сказать об этом наверняка. Не совсем также понятно, как осуществляется это хранение. Мы знаем точно, что каждый человек хранит память о своем прошлом. Некоторые вещи вспоминаются довольно легко, другие - с трудом. Память о нашем раннем детстве в особенности, может воскреснуть лишь в наших снах или фантазиях.

       У каждого из нас имеется бесчисленное множество впечатлений о мыслях, чувствах, поведениях, лежащих глубоко в нашей памяти. Цель структурной модели второго порядка - классифицировать нашу память в удобной для нас форме в рамках знакомой нам модели эго-состояний.

       Если хотите, структурную модель второго порядка можно рассматривать как одну из систем делопроизводства. Представьте себе бизнесмена, сидящего за столом. Ежедневно он имеет дело с различными документами - письмами, ответами на них, счетами, внутренними документами и т.п. В конце рабочего дня он ведь не выбрасывает все эти бумаги в мусорную корзину, а подшивает их в различные папки.

       Ясно, почему он так делает. С помощью системы делопроизводства он может организовать информацию таким образом, что она будет полезна в его бизнесе. Предположим на секунду, что ему необходимо поднять финансовые отчеты. Для этого ему просто нужно отыскать папку “счета” и они готовы для проверки бухгалтером.

       Аналогичным образом специалист ТА использует структурную модель второго порядка для организации следов памяти человека о его мыслях, чувствах и поведении таким образом, чтобы она была полезной при анализе личности с помощью структурного анализа.

 

       Структурная модель второго порядка изображена на рис.4.1. Как она действует в качестве “системы делопроизводства”?

Рис. 4.1. Структурная модель второго порядка

       Будучи детьми, мы все принимаем сообщения от наших родителей. С каждым полученным посланием связано определенное мышление и определенные фантазии, которые мы формируем в соответствии с этим посланием. В связи с этим сообщением мы испытываем определенные чувства и мы принимаем решение о том, как будем на него реагировать. Кроме того наши родители могут дать нам причины, по которым это сообщение необходимо считать важным. Совместно с открыто передаваемыми чувствами они могут также передавать чувства, имеющие скрытый подтекст.

       В структурной модели второго порядка сообщения, которые мы получаем от наших родителей или парентальных фигур, “заложены” в Р3. Причины, по которым они считают их важными для нас, хранятся в В3. А любой секрет или скрытый подтекст находится в Д3.

       Наше собственное мнение о сообщениях становится частью нашего содержания В2.

       Наши фантазии относительно того, что случится, если мы будем или не будем следовать этим сообщениям, становится частью Р1. Чувства, которые мы испытываем при реагировании на наши фантазии, хранятся в Д1, а наши ранние решения относительно того, что мы будем делать исходит из В1.

       В последующих разделах мы более подробно рассмотрим эти “заполняющиеся компоненты” модели.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.