Диагноз эго-состояния на практике — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Диагноз эго-состояния на практике

2019-08-07 414
Диагноз эго-состояния на практике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

       В идеале нужно использовать все четыре вида диагноза. Однако на практике это часто невозможно. Если это так, то мы диагностируем то, что возможно.

       Когда мы применяем ТА в организациях, образовании или коммуникационном тренинге, или просто для того, чтобы улучшить наши повседневные взаимоотношения с другими людьми, нам в основном надо полагаться на поведенческий диагноз. В этом нам может в какой-то степени помочь социальный диагноз. Даже в терапии ТА поведенческий диагноз является первым и самым главным способом узнавания эго-состояний.

 

      Для того, чтобы развить ваше умение использовать ТА, постоянно практикуйтесь в совершенствовании вашего поведенческого диагноза. Постоянно обращайтесь к таблице факторов эго-состояний, которые вы для себя отметили, корректируя ее со временем, когда вы все больше и больше начинаете осознавать о происходящих в вас переходах из одного эго-состояния в другое.

       Если у вас есть возможность, запишите себя на магнитофон или на видео. Проанализируйте секунду за секундой факторы вашего эго-состояния. Свяжите изменения в словах, тоне голоса и телесных сигналах, если у вас есть видео, с тем, что вы испытываете внутренне.

       Возьмите в привычку проводить поведенческий диагноз при общении с другими людьми. Проводите его при встречах или во время занятий. Проводите его при общении с супругой, начальником, подчиненными. Следите за изменениями эго-состояний других людей и своего собственного. Сначала, возможно, будет трудно. Проявляйте настойчивость, пока это не станет вашей второй натурой.

       Не говорите никому о своем анализе, пока вы не будете уверены, что другой человек хочет узнать о нем!

       Используйте любую имеющуюся возможность для проверки вашего поведенческого диагноза в противовес историческим и феноменологическим данным. ОДНАКО ПРОВОДИТЕ ЕГО НА ДРУГИХ ЛЮДЯХ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ВЫ ЗАРАНЕЕ ПОЛУЧИЛИ ОТ НИХ ЧЕТКОЕ СОГЛАСИЕ. Чем чаще вы будете поступать подобным образом, тем более правильным будет становиться ваш поведенческий диагноз.     

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ Я

 

       Для простоты нашего анализа эго-состояний, мы до настоящего момента считали, что в одно и то же время человек может находиться лишь в одном эго-состоянии. В действительности это не совсем так. Можно вести себя, исходя из одного эго-состояния, а ощущать себя находящимся в другом состоянии.

       Например, представьте, что я на работе обсуждаю предстоящее задание с моим коллегой. В течении первых нескольких минут мое внимание полностью направлено на задание, которое находится у меня в руке. Если бы вы наблюдали за моими поведенческими сигналами, то вы бы точно сказали, что я во Взрослом. Мои внутренние ощущения также говорят о том, что я во Взрослом - реагируя здесь и теперь, обмениваясь и оценивая информацию.

       Однако по мере продолжения разговора я начинаю испытывать скуку. Я говорю себе в голове: “Хотел бы я быть где-нибудь в другом месте. Погода на улице прекрасная - хотел бы я пройтись на свежем воздухе. Но я не думаю, что можно...” Сейчас я ощущаю себя в Ребенке. Сейчас я ощущаю себя в Ребенке. Сейчас я проигрываю свои школьные годы, когда я сидел в кассе, чувствовал скуку на уроке и хотел уйти из школы, чтобы поиграть.

       Хотя я испытываю скуку, я продолжаю заниматься рабочими вопросами. При наблюдении за моим поведением вы видите, что я продолжаю обмениваться информацией. Таким образом внешне я во Взрослом, однако мое поведение более не подходит эго-состоянию, которое я испытываю.

       Для описания подобной ситуации Эрик Берн предложил проводить различие между ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ И РЕАЛЬНЫМ Я.

       Когда какое-то эго-состояние диктует человеку поведение, то это эго-состояние ОБЛАДАЕТ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ.

       Когда человек ощущает, что он находится в каком-то определенном эго-состоянии, мы говорим, что он ощущает это эго-состояние как свое РЕАЛЬНОЕ Я.

       Более часто эго-состояние, имеющее исполнительную власть, будет также ощущаться и как реальное Я. В приведенном выше примере, когда я начинал обсуждать рабочие вопросы, исполнительная власть находилась во Взрослом и одновременно я ощущал Взрослого как свое реальное Я.

       Однако затем, когда я начал испытывать скуку, я сместил свое ощущение реального Я в эго-состояние Ребенка. Тем не менее я продолжал вести себя как Взрослый, сохраняя исполнительную власть в последнем эго-состоянии.

       Предположим, мой коллега продолжил бы обсуждение рабочих вопросов еще какое-то время. Тогда я мог бы зевнуть и потерять нить разговора. Пока он ждал бы моего ответа на заданный вопрос, я бы покраснел и сказал: “О, извини. Я отвлекся”. В этом случае исполнительная власть была бы в Ребенке, при этом я ощущал бы Ребенка как свое реальное Я.

 

      Приведите по крайней мере еще три примера, которые иллюстрируют кого-либо, имеющего исполнительную власть в одном эго-состоянии и ощущающего другое эго-состояние в качестве своего реального Я.

       Можете ли вы вспомнить любые примеры этого из вашей жизни за последнюю неделю?     

 

НЕСООТВЕТСТВИЕ

 

       Деление исполнительного и реального Я несомненно ставит ряд дополнительных вопросов в диагнозе эго-состояний. Поскольку поведение определяет эго-состояние, имеющее исполнительную власть, можно предположить, что поведенческие факторы человека укажут на это эго-состояние. До тех пор, пока это эго-состояние ощущается также и как реальное Я, ваш поведенческий диагноз даст вам правильную картину того, что человек испытывает внутренне.

       Дело в том, что иногда обнаружить это невозможно. Это бывает в тех случаях, когда поведение человека в целом относительно неактивное. Например, вы видите меня сидящим на лекции. Я сижу прямо, двигаюсь мало и ничего не говорю. Первым вашим предположением будет то, что поведенчески я во Взрослом. Однако внутренне я могу находится в мечтаниях Ребенка. Без продолжения исследований у вас нет другого способа узнать об этом.

       Однако чаще бывает так, что человек тем не менее проявляет поведенческие факторы, указывающие на то, что происходит. Вы увидите, что, когда у какого-то человека исполнительная власть находится в эго-состоянии, отличном от того, которое ощущается как реальное Я, наблюдается несоответствие между его поведением и внутренними ощущениями. Внешне он обычно показывает это следующим образом: его наиболее явные поведенческие сигналы укажут на эго-состояние, имеющее исполнительную власть. Однако в то же самое время он будет показывать и другие более тонкие сигналы, которые не согласуются с сигналами дополнительного эго-состояния. Напротив, они подходят для состояния, которое он ощущает как реальное Я.

       В терминах ТА такое поведение указывает на несоответствие.

       Когда я обсуждал рабочие вопросы с коллегами по работе, мое очевидное поведение совпадало с эго-состоянием, постоянно имеющим исполнительную власть, т.е. Взрослым. Однако, если бы вы смотрели и слушали меня более внимательно, вы бы отметили некоторые изменения в тот момент, когда мне стало скучно и я перешел в Ребенка как мое реальное Я. До этого момента тон моего голоса значительно варьировался от предложения к предложению. А сейчас он стал монотонным. Мой взгляд, который до этого момента постоянно переключался с рабочего документа на лицо моего коллеги, теперь стал расплывчатым и устремлен на одну точку на столе. Эти несоответствия помогли бы вам сделать вывод о том, что я сместил мое ощущение реального Я с Взрослого на Ребенка.

       Выявление несоответствий является одним из важных навыков при овладении ТА. Мы еще вернемся к этому вопросу, когда будем анализировать трансакции в Главе 7.

 

ТЕОРИЯ ЭНЕРГИИ БЕРНА.

 

       Эрик Берн разработал теоретическое объяснение того, что происходит при перемещении нами исполнительной власти и чувства реального Я между двумя эго-состояниями. Подробное изложение этой теории выходит за рамки нашей книги. Мы лишь кратко изложим ее в разделе, а более подробно вы сможете ознакомиться с ней при желании из списка Литературы.

       Берн вслед за Фрейдом выдвинул гипотезу о существования психической энергии или катексиса. Он считал, что эта энергия существует в трех видах: связанная, несвязанная и свободная. Дополнительный термин - “активный катексис” - используется для обозначения суммы несвязанного и свободного катексиса.

       Для иллюстрации различия между этими тремя формами катексиса, Берн использовал метафору с сидящей на дереве обезьяной. Когда обезьяна сидит высоко на ветке, она обладает потенциальной энергией - энергией, которая может быть высвобождена, если обезьяна упадет на землю. Эта потенциальная энергия соответствует связанному катексису.

       Если затем обезьяна на самом деле падает с ветки, то потенциальная энергия высвобождается в виде кинетической энергии. Этот процесс иллюстрирует природу несвязанного катексиса.

       Однако обезьяна является живым организмом. Она не просто падает с ветки, а прыгает вниз с намерением попасть на землю. Берн считает, что такое произвольное использование энергии соответствует свободному катексису.

       Каждое эго-состояние имеет свои границы. Свободный катексис может легко перемещаться между двумя эго-состояниями через эти границы. К тому же, каждое эго-состояние содержит определенное количество присущей ему энергией, которая находится в его пределах. Если эта энергия не используется в данный момент времени, она соответствует связанному катексису. Если эта постоянная энергия используется, то связанный катексис превращается в несвязанный.

       Например, когда я начал говорить на работе, я начал активно использовать энергию, присущую моему эго-состоянию Взрослого. Катексис в этом эго-состоянии был несвязанным. Концентрирую свое внимание на работе, я одновременно переместил свободный катексис во Взрослого.

       В данном примере в какой-то момент времени я мог бы использовать некоторое количество энергии, находящейся в пределах эго-состояния моего Родителя. Например, я мог бы проигрывать в своей голове Родительские оценки о том, достаточно ли хорошо я работаю. Однако я этого не сделал. Катексис в рамках моего эго-состояния Родителя оставался связанным.

       Берн выдвинул гипотезу о том, что эго-состояние возьмет на себя исполнительную власть в том случае, если сумма несвязанного и свободного катексиса (т.е. активного катексиса) наибольшая в данный момент времени. Эго-состояние, ощущаемое как реальное Я, будет таковым в том случае, если в кокой-то момент времени оно будет обладать наибольшим количеством свободного катексиса.

       В начале разговора на работе исполнительная власть у меня была во Взрослом и я также ощущал Взрослого как мое реальное Я. Мы может, следовательно, сделать вывод, что в это время у меня во Взрослом был самый высокий активный катексис и самый высокий свободный катексис.

       Когда я стал испытывать скуку, я переместил часть свободного катексиса в Ребенке. Я продолжал это делать, пока в этом эго-состоянии стало больше катексиса, чем в моем Взрослом или Ребенке. В этот момент я стал ощущать Ребенка как мое реальное Я. Однако исполнительная власть сохранилась во Взрослом, показывая тем самым, что в моем эго-состоянии Взрослого продолжает оставаться большое количество активного катексиса.

       Если бы обсуждении продолжалось еще какое-то время, я развязал бы еще большее и большее количество связанного катексиса, находящегося в Ребенке, пока в конце концов это эго-состояние имело бы больше активного катексиса, чем Взрослый, и таким образом взяло бы на себя исполнительную власть.

       Вы убедитесь в том, что иногда человек может некоторое количество активного катексиса во всех трех эго-состояниях одновременно. Например, я мог бы продолжать иметь исполнительную власть во Взрослом, обмениваясь технической информацией со своим коллегой. При это я мог бы развязать некоторое количество катексиса в Родителе и начать критиковать себя внутренне за то, что недостаточно хорошо понимаю задание. В то же самое время я мог бы развязать некоторое количество катексиса Ребенка и стал бы испытывать чувство стыда за то, что не подчиняюсь требованиям Родителя.

       Если вы найдете теоретические положения этого раздела слишком сложными для понимания с первого взгляда, не беспокойтесь. Если вам понравилась теория, то вы захотите изучить ее более подробно в работах Берна и других теоретиков. Если теория пришлась вам не по вкусу, то просто пропустите этот раздел. Он не существенен для вашего понимания последующих разделов книги.*

_____________________

* Не соглашаясь с мнением авторов книги, мы вслед за Берном считаем его теорию энергии одним из краеугольных камней теории ТА, без которой невозможно до конца понять переходы из одного эго-состояния в другое, психологию и симптоматологию человека, а также другие важные аспекты теории. (прим. перевод.)

           

 

 

ГЛАВА 6. СТРУКТУРНАЯ ПАТОЛОГИЯ

 

       До сих пор мы предполагали, что всегда можно четко отличить содержание одного эго-состояния от другого. Мы также считали, что при желании люди могут менять свое эго-состояние.

       Однако, что происходит, если два эго-состояния смешаны друг с другом? Или, когда не может войти или выйти из какого-то эго-состояния? Эрик Берн назвал эти две проблемы КОНТАМИНАЦИЕЙ и ИСКЛЮЧЕНИЕМ (ВЫКЛЮЧЕНИЕМ). Оба эти явления имеют общее название - СТРУКТУРНАЯ ПАТОЛОГИЯ.

 

КОНТАМИНАЦИЯ

 

 

       Иногда я могу принять содержание эго-состояния моего Ребенка или Родителя за содержание Взрослого. В этом случае считается, что мой взрослый КОНТАМИНИРОВАН.

Рис. 6.1. Контаминация

 

       Происходит как будто-бы вторжение одного эго-состояния в границы другого. На диаграмме эго-состояний мы обозначаем это путем закрашивания накладывающихся друг на друга участков кружков. Эти закрашенные участки обозначают контаминацию.

       На рис.6.1.а показано содержание Родителя, вторгнувшегося во Взрослого - КОНТАМИНАЦИЯ РОДИТЕЛЕМ. На рис.6.1.б - КОНТАМИНАЦИЯ РЕБЕНКОМ. А на рис.6.1.в - ДВОЙНАЯ КОНТАМИНАЦИЯ, при которой Родитель и Ребенок накладываются на Взрослого.

 

КОНТАМИНАЦИЯ РОДИТЕЛЕМ

 

       Контаминация Родителем происходит тогда, когда я ошибочно принимаю Родительские девизы за реальность Взрослого. Это - приобретение истины, принимаемые за реальные факты. Берн называл их предрассудками. Например:

       “Все шотландцы злые”.

       “Черномазые - лентяи”.

       “Белые - эксплуататоры”.

       “Мир ужасен”.

       “Людям нельзя доверять”.

       “Если сначала у тебя что-то не получается, пытайся еще и еще”.

       Если я считаю, что подобные высказывания являются отражением реальности, то я контаминирован.

       Когда человек говорит о себе, употребляя безличные предложения, вместо того, чтобы говорить “Я”, то скорее всего содержание того, что за ним следует, будет контаминировано Родителем. Например, Мейдж рассказывает о своей жизни: ”Ну, нужно делать то, что говорят, и не показывать людям свои чувства”. Существует вероятность, что Мейдж обучилась этим двум девизам у своих родителей. Очевидно, ее родители также полагали, что эти высказывания являются отражением реальности.

 

КОНТАМИНАЦИЯ РЕБЕНКОМ

 

       При контаминации Ребенком я затуманиваю мое взрослое мышление заблуждениями (детскими представлениями) из детства. Они представляют собой фантазии, принимаемые за реальную действительность. Возможно, уходя с вечеринки, я слышу, что люди начинают смеяться. Я говорю себе: “Они смеются надо мной за моей спиной!”

       В этот момент я проигрываю один случай из моего раннего детства, когда я, не задумываясь, решил: “Я хуже других. Все знают в чем, кроме меня. Но никто мне об этом не скажет”.

       Я не осознаю, что это проигрываю ситуации. При контаминации я ошибочно принимаю эту детскую ситуацию за реальную действительность.

       Если бы я захотел, я мог бы вернуться в комнату и убедиться, на самом ли деле гости смеются надо мной. Если бы они честно сказали “Нет”, то я бы вышел из контаминации. При этом я отделил бы мою Взрослую оценку данной ситуации от старых представлений о мире моего Ребенка. Я, вероятно, убедился, что люди в комнате смеются над анекдотом, который не имеет ко мне никакого отношения. Возможно, также, что я вспомнил бы о детских впечатлениях, когда меня дразнили, однако сейчас я бы понимал, что они относятся к прошлому.

       Предположим даже, что люди смеялись надо мной. Я вышел бы из контаминации, осознав следующее: “Ну и что? Если они хотят смеяться надо мной, это их дело. Я все равно ОК”.

       Однако в тот день я мог быть неготов выйти из контаминации моим Ребенком. В этом случае, когда шутники сказали мне: “Нет, мы не над тобой смеялись”, я мог бы сказать про себя: “Ага! Они лгут, чтобы не портить со мной отношений”.

       Берн иногда использовал слово ИЛЛЮЗИЯ для описания этого вида заблуждений, которое обычно вызывается контаминацией Ребенком. Приведем несколько типичных иллюзий:

                   “Я плохо пишу (считаю), владею иностранным языком”.

                   “Я не нравлюсь людям”.

                   “Я хуже других”. (“Я не такой, как все”).

                   “Я родился жирным”.

                   “Я не могу бросить курить”.

       Когда содержание контаминации Ребенком вытекает из раннего детства, иллюзии могут быть более странными. Такое, особенно, случается тогда, когда детство человека было полно травматических событий.

                   “Я могу убить человека просто за то, что он стоит рядом со мной”.

                   “Мама полюбит меня, если я умру”.

                   “Люди пытаются убить меня с помощью космических лучей”.

 

ДВОЙНАЯ КОНТАМИНАЦИЯ

 

       Двойная контаминация бывает в том случае, когда человек проигрывает какой-то Родительский девиз, соглашается с ним с верой Ребенка и ошибочно воспринимает их за действительность. Например:

                   (Р) “Людям нельзя доверять”, в сочетании с:

                   (Д) “Я никому никогда не верю”.

       Или (Р) “Детей нужно видеть, но не слышать”, в сочетании с:

                   (Д) “Чтобы нормально жить, я должен молчать”.

       Некоторые современные авторы ТА считают все контаминации двойными. Для них содержание двойной контаминации состоит из всех старых, искаженных убеждений, которые человек имеет о себе, других людях и о мире. В ТА они получили название сценарных убеждений.

 

      Возьмите листок бумаги и озаглавьте его: “Я человек, который...” Затем за две минуты напишите все возможные для вас способы закончить это предложение.

       В конце этих двух минут расслабьтесь, вздохните, и в течении некоторого времени осматривайте комнату, в которой вы находитесь. Для того, чтобы помочь себе войти во Взрослого, сядьте на стуле строго вертикально. Ноги поставьте плотно на пол. Посмотрите на то, что вы написали. Каждый вариант законченного вами предложения проверьте относительно того, является ли он отражением реальной действительности или контаминацией Ребенком.

       Если вы решите, что какие-то варианты исходят из контаминации Ребенком, подумайте, каковой является реальная действительность. Выделите контаминированные Ребенком слова и употребите слова Взрослого. Например, если вы написали:

       “Я человек, который не умеет ладить с людьми”, то это можно предложение можно переделать и написать:

       “Я разумный и дружелюбный человек и я вполне способен ладить с людьми”.

       Измените подобным образом все контаминированные Ребенком варианты.

       А теперь возьмите другой листок бумаги. За две минуты напишите все девизы и убеждения, которые вы слышали от своих родителей и парентальных фигур.

       Как и раньше, включите Взрослого. Посмотрите ваш список Родительских девизов и убеждений. Отметьте, какие варианты отражают реальность, а какие контаминированы Родителем. Если вы решите, что какие-то варианты нуждаются в изменении в соответствии со взрослой реальностью, вычеркните их и замените их на новые.

       Например, вы могли вычеркнуть:

       “Если у тебя сначала что-то не получается, пытайся еще и еще”, и написать вместо этого:

       “Если у тебя сначала что-то не получается, измени то, что ты делаешь таким образом, чтобы получилось”.

           

       Это упражнение приносит радость и пользу. Его можно делать в часы отдыха.    

 

ИСКЛЮЧЕНИЕ

       Берн считал, что иногда человек выключает одно или более из своих эго-состояний и назвал этот процесс ИСКЛЮЧЕНИЕМ.

       На рис.6.2.а - 6.2.в показаны три возможных случая исключения одного из эго-состояний. На диаграммах исключенное эго-состояние обозначено крестом и линией, отделяющей его от соседнего кружка.

       Люди, которые ИСКЛЮЧИЛИ РОДИТЕЛЯ, не будут действовать в соответствии с готовыми жизненными принципами. Вместо этого они в каждой ситуации заново создают для себя свои собственные принципы. Они прекрасно используют интуицию Маленького Профессора для оценки того, что происходит вокруг них. Эти люди - заправилы и воротилы: ведущие политики, преуспевающие бизнесмены и боссы мафии.

 

       При ИСКЛЮЧЕНИИ ВЗРОСЛОГО я выключаю свою взрослую способность к опробированию действительности. Вместо этого я слышу лишь внутренний диалог Родитель-Ребенок. В результате мои действия, чувства и мысли будут отражать их постоянную борьбу. Из-за того, что я не использую ресурсы Взрослого к тестированию реальности, мои мысли и поступки могут казаться даже странными, при этом существует вероятность того, что мне могут поставить диагноз психически больного.

Рис. 6.2.

       При ИСКЛЮЧЕНИИ РЕБЕНКА мы выключаем хранимые нами воспоминания о нашем детстве. На вопрос: “Какое у тебя было детство?”, такие люди ответят: “Я не знаю. Я ничего об этом не помню”. Когда мы, будучи взрослыми, выражаем свои чувства, мы часто находимся в эго-состоянии Ребенка. Поэтому человека с исключенным Ребенком часто называют “холодным” или “бесчувственным”.

       Если исключены два из трех эго-состояний, то действующее эго-состояние называют КОНСТАНТНЫМ или ИСКЛЮЧАЮЩИМ. На диаграмме оно обозначается более жирным кругом. На рис.6.3.а - 6.3.в показаны три возможных случая.

 

       Человек с КОНСТАНТНЫМ РОДИТЕЛЕМ будет жить только по Родительским принципам. На вопрос: “Как по вашему мнению можно осуществить этот план?”, он

Рис. 6.3. Константные (исключающие) эго-состояния

 

       Согласно Берну человек с КОНСТАНТНЫМ ВЗРОСЛЫМ “не способен испытывать удовольствие”. Вместо этого он “только и делает, что планирует, собирает и обрабатывает информацию”.

       Человек в КОНСТАНТНОМ РЕБЕНКЕ будет всегда действовать, думать и чувствовать, как будто-бы он еще находится в детстве. При встрече с какой-нибудь проблемой чувства этого человека усиливаются и выключают как взрослое тестирование реальности, так и Родительские принципы. Такого человека другие люди будут рассматривать как “незрелого” или “истеричного”.

       Исключение не бывают тотальными, напротив, оно будет зависеть от конкретной ситуации. Например, когда мы говорим о человеке с “исключенным Ребенком”, мы на самом деле имеем ввиду тот факт, что он редко бывает в эго-состоянии Ребенка.

       Люди не могут функционировать без каких-то элементов эго-состояния Ребенка. Без элементов Взрослого они не могут функционировать вне организации, а без элементов Родителя они не могут достаточно хорошо жить в обществе.

 

 

ЧАСТЬ 3.

ОБЩЕНИЕ (КОММУНИКАЦИИ):

ТРАНСАКЦИИ, ПОГЛАЖИВАНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

 

ГЛАВА 7. ТРАНСАКЦИИ

 

       В сидите и читаете эту книгу. Я вхожу в комнату и говорю: “Привет!” Вы смотрите на меня и отвечаете “Привет”. Только что мы закончили одну простую трансакцию.

       Трансакция имеет место тогда, когда я предлагаю вам какой-то вид коммуникации (общения), а вы отвечаете мне. В терминах ТА начало коммуникации называется стимулом, ответ - реакцией.

       Таким образом трансакцию можно определить как трансляциональный стимул плюс трансакциональная реакция. Берн считал трансакцию “основной единицей социального взаимодействия”.

 

       Мы можем продолжить наш разговор. На ваш ответ “Привет!” я могу спросить вас: “Хорошо вчера провел день?” и в свою очередь вы опять что-то ответите. Сейчас мы имеем цепочку трансакций. Каждая наша реакция является стимулом для возникновения другой. Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек трансакций.

 

 

Рис.7.1. Параллельная трансакция Взрослый-Взрослый

       ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ) ТРАНСАКЦИИ

       Я спрашиваю вас “Который час?” Вы отвечаете: “Час дня”. Мы обменялись информацией здесь и теперь. Наши слова - Взрослого. Тон голоса и телесные сигналы подтверждают эго-состояние Взрослого.

       На рис.7.1. изображена эта трансакция Взрослый-Взрослый. Стрелки показывают направление каждой коммуникации, С обозначает “стимул”, Р - “реакцию”.

       Затребовав у вас информацию, я был во Взрослом эго-состоянии. Мы показываем это, обозначив буквой “С” вектор, исходящий из круга Взрослого на моей диаграмме РВД. Я хочу, чтобы моя коммуникация была услышана твоим Взрослым, поэтому вектор заканчивается в вашем Взрослом.

       Когда вы выдали информацию, вы также исходили из Взрослого и ожидали, что я получу информацию в моем Взрослом. Поэтому вектор “Р” направлен из вашего круга Взрослого в мой круг Взрослого.

       Этот пример иллюстрирует один из видов параллельных трансакций. Этот вид трансакций определяется следующим образом:

       ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ТРАНСАКЦИЯ - ЭТО ТАКАЯ ТРАНСАКЦИЯ, В КОТОРОЙ ТРАНСАКЦИОНАЛЬНЫЕ ВЕКТОРЫ ПАРАЛЛЕЛЬНЫ ДРУГ ДРУГУ, А ЭГО-СОСТОЯНИЕ, В КОТОРОМ ОБЩАЮТСЯ, ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ РЕАКЦИИ. Убедитесь в том, что это определение подходит к трансакции Взрослый-Взрослый в нашем примере.

 

       На рис.7.2. показан другой вид параллельной трансакции. В этом случае в ней участвуют эго-состояния Родителя и Ребенка.

Рис.7.2. Параллельная трансакция Р ® Д, Д ® Р

       Заведующий магазином смотрит на входящего в дверь клерка, который опоздал на работу на 10 минут. Переместившись в Родителя, заведующий ворчит: “ Опять опаздываешь. Так дело не пойдет!” Сжавшись и краснея в Ребенке, клерк бормочет: “Извините. Я постараюсь, чтобы это больше не повторилось”.

       Родительское ворчание заведующего говорит о его стимуле быть услышанным Ребенка клерка. Скорее всего клерк вошел в Ребенка. Его бормотание извинений работают на благо Родителя заведующего. Это показано благодаря положению вектора “Р”.

       Вы видите, что данный пример также подходит под определение параллельной трансакции.

 

      Существуют еще два случая параллельных трансакций: Родитель-Родитель и Ребенок-Ребенок. Нарисуйте параллельные трансакции для этих случаев. Для каждого примера продумайте слова-стимулы и слова-реакции.    

 

       С помощью функциональной модели можно провести детальный анализ трансакций. Например:

       Боб (тяжело опускаясь на стул): “Ух, как я устал. Я очень хочу, чтобы ты помассировал мне спину. Хорошо?”

       Джун (мягким голосом, улыбаясь, раскрывает руки): “Конечно, помассирую”.

 

       Их трансакция параллельная. Стимул идет от СД к ВР, а ответ от ВР к СД (рис.7.3.).

Рис.7.3. Параллельная трансакция СД ® ВР, ВР ® СД

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО КОММУНИКАЦИИ

 

       Параллельная трансакция имеет под собой элемент ожидания. Когда я спросил вас, который час, я ожидал вашего ответа из Взрослого, и вы так и сделали. Когда заведующий сделал замечание клерку, он ожидал извинения из Ребенка и получил его.

       Разговор может состоять из цепочки параллельных трансакций. Если это так, то вся цепочка будет обладать фактором предсказуемости происходящего.

       Заведующий: “Еще бы тебе не извиняться! Ведь это уже третий раз на этой недели”.

       Клерк: “Я же сказал, извините, босс. Я попал в пробку”.

       Заведующий: “Хм! Со мной это дело не пройдет! Надо было раньше выехать...”

       Подобный обмен репликами может продолжаться бесконечно, пока говорящие не выпустят из себя пар и не займутся чем-нибудь другим.

       Эта идея лежит в основе первого правила коммуникации:

       ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ТРАНСАКЦИИ ОСТАЮТСЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ, КОММУНИКАЦИЯ МОЖЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ БЕСКОНЕЧНО ДОЛГОЕ ВРЕМЯ.

       Обратите внимание на то, что мы говорим не “будет продолжаться”, а “может продолжаться”. Очевидно, что любой разговор через некоторое время подходит к концу, однако до тех пор, пока трансакции остаются параллельными, ничто в процессе коммуникации не прерывает плавного чередования стимулов и реакций.

 

      Представьте себе разговор, состоящий из цепочки параллельных трансакций Взрослый-Взрослый. Сделайте тоже самое для трансакций Родитель-Ребенок, Родитель-Родитель, и Ребенок-Ребенок. Проверьте, соответствуют ли они первому правилу коммуникации.

       Если вы работаете в группе, проиграйте в парах каждый тип коммуникаций. Посмотрите, как долго вы можете обмениваться параллельными трансакциями.    

 

 

ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ ТРАНСАКЦИИ

       Я спрашиваю вас: “Который час?” Вы встаете, краснеете и кричите: “Который час! Который час! Не спрашивай меня о времени! Ты опять опоздал! Долго ты будешь себе это позволять?”

 

       Это реакция не из Взрослого, в который я послал Взрослый вопрос. Напротив, вы переместились в эго-состояние рассерженного Родителя. Вашей руганью вы призываете меня выйти из моего Взрослого и переместиться в Ребенка. Трансакциональная диаграмма нашего взаимодействия показана на рис.7.4.

 

Рис. 7.4. Пересекающаяся трансакция В ® В, Р ® Д

       Приведенный пример является одним из видов пересекающейся трансакции. Она называется так потому, что векторы на диаграмме для этого типа трансакции обычно пересекаются.

       Слово “пересекающийся” помогает нам также прочувствовать этот вид взаимодействий. Когда вы “пересекаете” нашу трансакцию, накричав на меня, я чувствую, что вы как-будто бы пересекли поток нашей коммуникации.

       Таким образом, ПЕРЕСЕКАЮЩАЯСЯ ТРАНСАКЦИЯ - ЭТО ТАКАЯ ТРАНСАКЦИЯ, В КОТОРОЙ ВЕКТОРЫ НЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫ ДРУГ ДРУГУ, ИЛИ В КОТОРОЙ ЭГО-СОСТОЯНИЕ, В КОТОРОМ ОБЩАЮТСЯ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ РЕАКЦИИ.

       Давайте вернемся к примеру с заведующим и опоздавшим клерком. Клерк входит в оффис, а заведующий рычит на него по-Родительски. Однако вместо того, чтобы мяться и извиняться, клерк спокойно смотрит на босса. Он отвечает ему ровным голосом: “Я вижу, что вы рассержены. Я понимаю ваши чувства. Пожалуйста, скажите, что вы хотите от меня”.

 

       Он пересек стимул заведующего Р-Д реакцией В-В. Это показано на рис.7.5. И опять реакция пересекает поток коммуникации, который ожидал человек, пославший стимул.

Рис. 7.5. Пересекающаяся трансакция Р ® Д, В ® В

 

       Иногда нам необходимо использовать подробную функциональную модель для того, чтобы убедиться, пересекается ли трансакция или нет. Например:

       Боб (тяжело опускается на стул): Ух, как я устал! Я очень хочу, чтобы ты потерла мне спину. Хорошо?”

       Джун (сердитым голосом, хмурится, смотрит на него свысока): Ты лентяй! Ты что, думаешь у меня есть на это время?”

 

       На стимул Боба Д-Р она отвечает реакцией Р-Д. В модели первого порядка эта трансакция будет параллельной, однако она проживается как пересекающаяся. Природа этого пересечения показана на рис.7.6 - Джун реагирует из КР, а не ВР и обращается к АД Боба, а не его СД.

 

Рис.7.6. Пересекающаяся трансакция СД ® ВР, КР ® АД

       Когда трансакция пересекается, существует вероятность того, что человек, получающий пересекающуюся трансакцию, перейдет в эго-состояние, в которое была направлена трансакция. Тогда из нового эго-состояния он скорее всего будет направлять параллельные трансакции.

       Когда я спрашиваю тебя, который час, а вы кричите на меня за то, что я опоздал, то я, по-видимому, войду в адаптированного Ребенка и начну извиняться. Или же из того же состояния я буду выступать в роли бунтаря: “Ну, ничего не поделаешь! Не понимаю, почему ты поднимаешь шум из-за пустяков”. На некоторое время первоначальный запрос моего Взрослого на получение информации откладывается.

       Второе правило коммуникации говорит о следующем:

       ПРИ ПЕРЕСЕКАЮЩЕЙСЯ ТРАНСАКЦИИ ПРОИСХОДИТ РАЗРЫВ КОММУНИКАЦИИ, ПРИ ЭТОМ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ ОДНОМУ ИЛИ ОБОИМ ЛЮДЯМ НЕОБХОДИМО БУДЕТ ИЗМЕНИТЬ СВОИ ЭГО-СОСТОЯНИЯ.

       “Разрыв коммуникации” может восприниматься людьми как легкая встряска. Другой его крайностью будут случаи, когда два человека разгневанные выбегают из комнаты, хлопают дверьми и больше никогда не разговаривают друг с другом.

       Эрик Берн посчитал, что теоретически существуют 72 возможные разновидности пересекающейся трансакции. К счастью, лишь две из них чаще всего встречаются на практике: когда стимул ® пересекается с реакцией Д®Р, или Р®Д.

 

      Приведите собственный пример пересечения стимула ® реакцией Д®Р. Как может продолжаться разговор, если человек, принявший эту реакцию, перешел в Родителя и направил из этого эго-состояния параллельную трансакцию?

       То же самое проделайте при пересечении стимула ® реакцией Р®Д.

       Приведите пример пересечения стимула ® реакцией Д®Д. Нарисуйте трансакциональную диаграмму. В этом примере обратите внимание на то, что параллельные векторы не ВСЕГДА означают параллельную трансакцию.

       Если вы работаете в группе, попарно проиграйте разговор, в котором пересекается каждая трансакция. Каждый раз при разговоре с другим человеком определите, какое эго-состояние он пытается в вас вызвать, (в каком эго-состояние в вас он обращается). Войдите в другое эго-состояние и ответьте ему. В свою очередь он пересекает вашу трансакцию. Посмотрите, как долго вы сможете так продолжать, не входя в параллельные трансакции. Когда вы закончите, обсудите ваши ощущения во время выполнения этого упражнения. В чем они отличались от более раннего упражнения, в котором вы обменивались толь


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.