Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Трансакции и невербальные факторы

2019-08-07 319
Трансакции и невербальные факторы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

       В скрытой трансакции сообщение на социальном уровне передается словами. Для того, чтобы “думать по-марсиански” на психологическом уровне, необходимо наблюдать за невербальными факторами (сигналами), которые выражаются тоном голоса, жестами, положением тела и выражением лица. Существуют еще более тонкие сигналы, проявляющиеся в дыхании, мускульном напряжении, частоте пульса, расширении зрачков глаз, степени потения и т.п.

       Мы называем сообщения на психологическом уровне как “скрытые тайные сообщения”. На самом деле они совсем не являются тайными, если вы знаете, что искать. Для этого в вашем распоряжении имеются невербальные факторы (сигналы).

       Маленькие дети читают эти сигналы интуитивно. С возрастом мы систематически учимся зачеркивать нашу интуицию. (“Некрасиво показывать пальцем”). Для того, чтобы эффективно использовать ТА, необходимо вновь обучиться узнаванию телесных сигналов, тем самым вы сделаете важный шаг в овладении поведенческим диагнозом эго-состояний.

       Дело заключается в том, что любая трансакция имеет как психологический, так и социальный уровень. Однако в скрытой трансакции оба эти уровня не согласуются друг с другом. Сообщения, передаваемые словами, искажаются невербальными сообщениями.

       В главе 5 вы узнали о том, что НЕСООТВЕТСТВИЕ является термином в ТА для обозначения этого вида несогласованности. Чтобы “думать по-марсиански”, практикуйтесь в распознавании несоответствий.

       А это приводит нас к еще более общему выводу. ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО АНАЛИЗИРОВАТЬ ЛЮБУЮ ТРАНСАКЦИЮ, НЕОБХОДИМО РАССМАТРИВАТЬ КАК НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ТАК И СЛОВА.

       Вспомните наш разговор с мужем, спрашивающим жену, где находится его рубашка. Судя по словам, это Взрослый-Взрослый. Невербельные факторы указывают на то, что обмен между Родителем и Ребенком. Мы могли бы проиграть те же самые слова с различными наборами невербальных сигналов и каждый раз получали бы различные виды трансакций.

 

      Убедитесь в этом, проигрывая те же самые слова между мужем и женой. Проверьте, сколько вы можете получить различных видов трансакций, подключая невербальные сигналы.

       В группе проиграйте трансакцию между мужем и женой с различными наборами невербальных сигналов.    

 

 

ВЫБОР

       Сама по себе любая трансакция не является “хорошей” или “плохой”. Если вы хотите поддерживать плавный предсказуемый поток коммуникации, образуйте параллельные трансакции. Если ваше общение с каким-нибудь человеком часто бывает резким и дискомфортным, проверьте, пересекаете ли часто вы и он ваши трансакции. Если это так, то решитесь, смягчать ли ваше взаимодействие путем избегания пересечений или нет.

       Однако предположим, что первая зануда на вашей работе только и стремится к тому, чтобы поддерживать с вами плавный поток коммуникации? Или, если ваш сосед, когда вы угостили его кофе, завел свою обычную грустную песнь? В этих случаях вы были бы рады прервать их поток путем намеренного пересечения трансакций.

       В статье ВЫБОР Стефан Карпман развивает идею о том, что мы можем сами выбирать трансакции и общаться так, как мы хотим. В особенности мы можем избрать новые способы общения с тем, чтобы сломать обычные неприятные, “замкнутые” взаимодействия с другими людьми.

       На работе Мери всегда извиняется или оправдывается. Ее начальник занимает противоположную позицию, постоянно критикую Мери и говоря ей о том, что надо делать.

       Начальник: “Видишь ли, этот доклад должен быть напечатан на бумаге меньшего размера”.

       Мери: “О, извините. Это моя ошибка.”.

       Начальник: “Ну, сейчас ничего не поделаешь. Однако я написал по этому поводу указания”.

       Мери: “Я обязательно буду читать ваши указания, но, честно говоря, я так была загружена последнее время...”

       По-видимому они оба замкнуты во взаимодействии Контролирующий Родитель - Адаптивный Ребенок. Если Мери в конце концов решит освободиться, как она будет использовать возможность ВЫБОРА?

       Карпман пишет: “Цель заключается в том, чтобы “изменить то, что происходит, и освободиться от этого любым возможным способом”. Для этого необходимо заставить другого человека выйти из его эго-состояния, или изменить свое собственное эго-состояние, или то и другое”. Он выделяет четыре условия, которые необходимы для осуществления этой стратегии:

 

       ОДНО ИЛИ ОБА ЭГО-СОСТОЯНИЯ ДОЛЖНЫ РЕАЛЬНО ИЗМЕНИТЬСЯ.

       ТРАНСАКЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ПЕРЕСЕКАЮЩЕЙСЯ.

       НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ ПРЕДМЕТ РАЗГОВОРА.

       ПРЕДЫДУЩИЙ РАЗГОВОР (ТЕМА) ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАБЫТ.

       Мы считаем, что первое и второе из этих условий являются основными, два остальных являются “дополнительными”, хотя они и будут использоваться.

       Начальник: “Вам нужно было написать этот отчет на бумаге меньшего размера”.

       Мери (Симулирует падение со стула. Лежит на спине на полу, махая в воздухе руками и ногами): “Аааа! Хотите сказать, что я опять это сделала? Что вы делаете со мной, босс?”

       Начальник: (давится от смеха).

       Вместо извинений Адаптивного Ребенка Мери переключилась на игру Свободного Ребенка. В свою очередь начальник принимает приглашение Мери и входит в Свободного Ребенка.

       Пересечение из Свободного Ребенка - это лишь одна возможность для выбора. Возможно, в первую очередь Мери опробовала бы более обычное переключение из Взрослого:

       Мери (берет карандаш и блокнот): “Скажите, пожалуйста, на бумаге какого размера вы хотите видеть эти отчеты в будущем?”

       Всегда, когда вы чувствуете себя замкнутым в каком-то неприятном наборе трансакций, у вас есть выбор для пересечений из любого из ваших пяти частей функционального эго-состояния. И вы можете обратиться к любой из этих пяти частей другого человека. Карпман даже говорит о том, что можно использовать как негативные, так и позитивные части эго-состояния. Мери могла пресечь брюзжание негативного Контролирующего Родителя своего начальника, ответив ему всплеском из своего собственного негативного Контролирующего Родителя:

       Начальник: “Вам следовало печатать на бумагу меньшего размера”.

       Мери (приподнимается, хмурится; говорит в резком тоне): “Постойте-ка. Ведь это ВАША вина. Вы должны были проверить, знаем ли мы об этом указании”.

       Мы считаем, что в начале практики по использованию выбора, необходимо использовать позитивные части эго-состояния. В любом случае подключайте своего Взрослого для того, чтобы решить, каким способом пересечения вероятнее всего можно достигнуть желаемые вами результаты безопасно и соответствующим образом.

       Никогда нельзя гарантировать то, что ваше пересечение заставит другого человека перейти в новое эго-состояние. Если этого не произошло, попробуйте изменить свое собственное эго-состояние и дайте другое пересечение.

 

      Вспомните ситуацию, в которой вы чувствовали себя “замкнутым” в знакомой неприятной рутине параллельных трансакций с каким-нибудь человеком. Возможно, это какая-то ситуация на работе. С помощью функциональной модели определите эго-состояния, из которых исходите вы и другой человек.

       А теперь выработайте по крайней мере четыре способа, которые вы могли бы использовать при ВЫБОРЕ эго-состояния с целью пересечения потока трансакций. Первое время записываете любое возможное пересечение, даже если оно не кажется таковым.

       Из этого списка возможностей выберете один или несколько способов, которые вероятнее всего увенчаются успехом.

       Если вы ранее исключили из ВЫБОРА какую-то возможность как “несоответствующую”, вернитесь к ней еще раз. Помните, что вы можете использовать любое из ваших эго-состояний. Иногда необычное пересечение срабатывает лучше всего. Подключайте Взрослого при отделении необычных форм от воистину небезопасных.

       Если вы хотите, проиграйте ситуацию с целью проверки возможностей вашего ВЫБОРА и определения результатов.

       В группе любой желающий может описать “замкнутую” ситуацию, из которой он хочет освободиться. Другие члены группы с помощью мозгового штурма определяют возможности для выбора, в каждом случае проигрывая пересечение по ролям. Человек, выдвинувший свою проблему должен записать каждую выдвинутую в ходе мозгового штурма идею, однако не комментировать их, пока не будут даны все предложения. А затем он сам выбирает для себя одно, несколько предложений или не выбирает ни одного. Если он действует в соответствии с каким-то предложением, то он сам несет ответственность за его результат.      

 

ГЛАВА 8. ПОГЛАЖИВАНИЯ

 

       Вы идете по улице и видите, что навстречу вам идет ваш сосед. Поравнявшись с ним, вы улыбаетесь и говорите: “Прекрасный день!” Ваш сосед улыбается вам в ответ и отвечает: “Да, действительно”.

       Вы и ваш сосед только что обменялись ПОГЛАЖИВАНИЯМИ. ПОГЛАЖИВАНИЯ определяются как ЕДИНИЦА ТРАНСАКЦИИ.

       Мы все настолько хорошо знакомы с этим видом взаимодействий, что обычно не задумываемся об этом. Однако, предположим, что эта встреча происходила несколько по-другому. Когда вы подходите к соседу, вы улыбаетесь и говорите: “Прекрасный день!” Ваш сосед вообще вам никак не отвечает. Он проходит мимо, как-будто вас там и не было. Как бы вы чувствовали себя?

       Если вы похожи на большинство людей, вы бы удивились тому, что ваш сосед вам не ответил. Вы, возможно, спросили бы себя: “Что случилось?” Нам необходимы поглаживания и мы чувствуем себя обделенными, если не получаем их.

 

ЖАЖДА СТИМУЛА

       Эрик Берн описал несколько видов ЖАЖДЫ, которую испытывают все люди. Одна из них - это потребность в физической и умственной стимуляции. Эрик Берн назвал ее ЖАЖДОЙ СТИМУЛА.

       Он указывал на работы исследователей по развитию животных и человека. В одном известном исследовании Рене Спитц описал малюток, воспитываемых в детском доме. Их хорошо кормили, содержали в чистоте и тепле. Тем не менее они были более склонны испытывать физические и эмоциональные трудности по сравнению с детьми, которые воспитывались своими матерями или другими близкими родственниками.

       Спитц сделал вывод о том, что в детском доме детям недоставало стимуляции. В течении всего дня им было не на что смотреть, кроме как на белые стены их комнат. Кроме того у них было мало физических контактов с теми, кто заботился о них. Им недоставало прикосновений, прижиманий и поглаживаний, которые малыши обычно получают от своих родителей.

       Выбор Берном слова “поглаживание” связан с потребностью ребенка в прикосновении. Будучи взрослыми, говорит он, мы продолжаем нуждаться в физическом контакте. Однако мы также учимся заменять физическое прикосновение другими формами признания. Улыбка, комплимент или в данном случае нахмуренные брови или оскорбление - все это показывает нам, что наше существование признано. Берн использовал термин ЖАЖДА ПРИЗНАНИЯ для описания нашей потребности в этом виде признания со стороны других людей.

 

ВИДЫ ПОГЛАЖИВАЙ

       Можно классифицировать поглаживания следующим образом:

       ВЕРБАЛЬНЫЕ ИЛИ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ

       ПОЗИТИВНЫЕ ИЛИ НЕГАТИВНЫЕ

       УСЛОВНЫЕ ИЛИ БЕЗУСЛОВНЫЕ

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПОГЛАЖИВАНИЯ

 

       В примере, приведенном в начале этой главы, вы и ваш сосед обменялись как вербальными, так и невербальными поглаживаниями. Вы говорили друг с другом и вы обменялись улыбками.

       Можно было бы выделить много других вербальных поглаживаний, начиная от простого “Привет!” и кончая полновесным разговором.

       К невербальным поглаживаниям можно отнести помахивание рукой, кивание головой, пожатие руки или похлопывание друг друга.

       Возвращаясь к материалу последней главы, вы понимаете, что ЛЮБАЯ ТРАНСАКЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБМЕНОМ ПОГЛАЖИВАНИЯМИ. Большинство трансакций включают в себя как вербальные, так и невербальные взаимодействия. Они могут быть также полностью невербальными. Трудно представить себе трансакцию, которая была бы только вербальной и не имела бы невербального содержания, за исключением, возможно, телефонного разговора.

 

ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ПОГЛАЖИВАНИЯ

 

       ПОЗИТИВНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ - это такое поглаживание, при котором получатель испытывает приятные чувства. НЕГАТИВНЫЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ испытывается болезненным образом. В нашем первом примере вы и ваш сосед обменялись позитивными поглаживаниями, как вербальными, так и невербальными.

       Если бы ваш сосед ответил на ваше приветствие, нахмурив брови, вместо улыбки, то он бы дал вам негативное невербальное поглаживание. Он мог бы дать вам еще более сильное невербальное поглаживание, ударив вас в глаз. Отпуская вам негативное вербальное поглаживание, он мог бы ответить на ваше радостное “Прекрасный день!” презрительным “Гм!”, или даже “Был, пока ВЫ тут не появились”.

       Можно предположить, что люди всегда стремятся получить позитивные поглаживания и избегать негативные. На самом деле мы живем по совершенно другому принципу, а именно: ЛЮБОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЕГО ОТСУТСТВИЕ.

       Этот вывод подтверждается различными шокирующими исследованиями по развитию животных. В одном из экспериментов две группы молодых крыс содержались в одинаковых простых клетках. Одна группа несколько раз в день подвергалась воздействию электрического тока, другая - нет. К большому удивлению экспериментаторов группа крыс, получавшая электрошок, развивалась лучше, чем группа, лишенная этой стимуляции, хотя она была болезненной.

       Мы подобны этим крысам. Для удовлетворения нашей жажды стимула мы можем использовать негативные поглаживания так же охотно, как и позитивные.

       Будучи детьми, мы ощущаем эту потребность инстинктивно. Большинство из нас в раннем детстве иногда ощущали отсутствие позитивных поглаживаний, в которых мы нуждались и которые мы хотели. В этих случаях мы искали способы получения негативных поглаживаний. Несмотря на их болезненность, мы предпочитали негативные поглаживания ужасной альтернативе вообще быть лишенным поглаживаний.

       Во взрослой жизни мы можем проигрывать этот детский паттерн поведения и продолжать стремиться к негативным поглаживаниям. В этом лежит объяснение некоторых видов поведения, которые на первый взгляд кажутся самонаказанием. Мы встретимся с этой мыслью еще раз, когда будем анализировать игры, рэкеты и сценарий.

           

УСЛОВНЫЕ И БЕЗУСЛОВНЫЕ ПОГЛАЖИВАНИЯ

 

       УСЛОВНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ связано с тем, что вы делаете. БЕЗУСЛОВНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ связано с тем, что вы есть (что вы из себя представляете).

 

       ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ УСЛОВНОЕ: “Вы отлично поработали”.

       ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ БЕЗУСЛОВНОЕ: “Хорошо, что вы здесь”.

       НЕГАТИВНОЕ УСЛОВНОЕ: “Мне не нравятся твои носки”.

       НЕГАТИВНОЕ БЕЗУСЛОВНОЕ: “Я ненавижу тебя”.

 

      Приведите по пять примеров на каждый из этих четырех видов поглаживаний - позитивные условные и безусловные, негативные условные и безусловные. Приведите невербрльные и вербальные примеры к каждому виду поглаживаний.

       В группе обменяйтесь по цепочке позитивными условными поглаживаниями с человеком, сидящим слева от вас. В каждом случае наблюдайте за тем, как дается и принимается поглаживание. Когда круг закончен, обсудите то, что вы наблюдали. Затем проделайте круг в другом направлении. И снова обсудите, как даются и принимаются поглаживания.    

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.