Датировка библейской Тайной вечери — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Датировка библейской Тайной вечери

2019-08-07 166
Датировка библейской Тайной вечери 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Древняя проблема датировки Тайной вечери заключается в следующем. С одной стороны, все четыре библейских евангелиста единогласно утверждают, что Иисус Христос был распят в пятницу (Матфей, гл.27:62; Марк, гл.15:42; Лука, гл.23:54; Иоанн, гл.19:14), а Тайная вечеря состоялась накануне — вечером с четверга на пятницу. С другой стороны, из слов первых трёх евангелистов следует, что Тайная вечеря была именно ветхозаветной пасхальной трапезой: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдём и приготовим» (Матфей, гл.26:17; Марк, гл.14:12; Лука, гл.22:7–9), а четвёртый евангелист определённо утверждает, что в день распятия «была пятница перед Пасхою» (Иоанн, гл. 18:28, 19:14, 19:31), из чего следует, что Тайная вечеря ветхозаветной пасхальной трапезой не была.

В своих рассказах о Тайной вечери ни один из евангелистов не называет никаких календарных дат, но согласно Библии ветхозаветная пасха совершается «в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером» (кн. Левит, гл.23:5). Поэтому из слов Матфея, Марка и Луки следует, что Тайная вечеря состоялась вечером с 14-го нисана на 15-е, а из слов Иоанна — с 13-го на 14-е. Существует несколько гипотез, объясняющих это как бы разногласие. Согласно одной из них (так называемой гипотезе о двух разных календарях) Иоанн пользовался религиозным календарём Иерусалимского храма, а Матфей, Марк и Лука — другим календарём. Говоря об этом «другом календаре», обычно противопоставляют (см., например, книгу [15, с.43–44]) календари саддукеев и фарисеев (религиозных сект в иудаизме) или календари Иудеи и Галилеи (областей в Палестине, в каждой из которых во времена Страстей Христовых был свой назначаемый Римом правитель).

После завоевания персидскими царями в VI в. до н.э. Вавилона во всей Персидской империи для официального государственного делопроизводства был принят вавилонский лунно-солнечный календарь (хотя наряду с вавилонским сохранялись и местные календари). В Сирийском царстве, образовавшемся в конце IV в. до н.э. после завоеваний Александра Македонского и включавшем часть территорий, входивших ранее в состав Персидской империи, «сирийские» (вавилонские) названия месяцев были заменены на македонские [3, с.21] (такой календарь называют сирийско-македонским). Что касается Палестины, то она вместе со своими северными соседями входила в состав как Персидской империи, так и Сирийского царства. В 62 г. до н.э., за 16 лет до юлианской календарной реформы, Сирия становится римской провинцией, а Иудея теряет свою независимость, завоёванную в середине II в. до н.э.: её правитель и первосвященник назначается Римом [3, с.277].

Напомним, что начиная с конца IV в. до н.э. в вавилонском лунно-солнечном календаре стал использоваться 19-летний цикл, а также, что при реконструкции цезаревского календаря (см. вторую главу) получился тот же самый 19-летний цикл, который известен как сирийский, а также как иудейский. Напрашивается естественное предположение, что при проведении юлианской календарной реформы в некоторых или даже во многих сирийских городах дни новолуний местного сирийско-македонского календаря (для удобства перевода дат юлианского календаря Римской империи в местный провинциальный и наоборот) были расписаны в юлианском календаре по тем же самым принципам, что и при реконструкции гипотетического цезаревского календаря. То же самое предположение можно отнести и к проведению юлианской календарной реформы в Иудее, которая в 6 г. н.э. была сделана римской провинцией [3, с.284]. Там один из вариантов сирийско-македонского календаря использовался в качестве местного гражданского календаря (Э. Бикерман называет его «официальным "непогрешимым" календарём Иерусалимского храма» [3, с.22]). Например, иудейский историк I в. н.э. Иосиф Флавий, датируя описываемые в своих книгах события, называет не иудейские, а македонские месяцы ксантик [16, с.479], гарпей [с.614], артемизий [с.321] и другие. Поэтому не исключено, что после календарной реформы этим «гражданским календарём» был именно цезаревский (адаптированный сирийско-македонский) календарь, введённый в Иудее в честь Цезаря (подобно тому, как в Палестине на рубеже н.э. в честь римских императоров назывались целые города: Цезария [17, с.316], Себаста [с.393], Тивериада [с.435] и другие).

Учитывая все факты, изложенные в настоящей статье, можно предложить следующую гипотезу: евангелисты Матфей, Марк и Лука при описании Тайной вечери основывались именно на местном гражданском лунно-солнечном календаре, в качестве которого использовался цезаревский календарь.

Однако, поскольку речь идёт о ветхозаветной пасхе, необходимо проверить, что в описанную евангелистами эпоху цезаревский календарь был должным образом привязан к фазам Луны. Как уже многократно отмечалось, для цезаревского календаря, в котором пасхальные месяцы имеют как 30, так и 29 дней, оптимальной («идеальной» для пасхальных вычислений) привязкой является такая привязка, при которой средний момент астрономического новолуния приходится на полночь в начале первых суток лунного месяца. Так как в 58–40 гг. до н.э. этот момент (см. главу 2) приходился по александрийскому времени на 6 час 9 мин первых суток месяца, то спустя четыре 19-летних периода (4×19 = 76 лет) он из-за погрешности цикла стал приходиться примерно на 6 часов раньше, т.е. на полночь. Таким образом, в 19–37 гг. н.э. цезаревский календарь действительно был оптимально привязан к фазам Луны и, следовательно, вполне мог использоваться для определения дат ветхозаветной пасхи. Но именно на это же 19-летие приходилось и правление римского наместника (прокуратора) Понтия Пилата. Как известно, он правил в Иудее с 26-го по 36-й гг. н.э. [3, с.285–286] и в его правление был распят Иисус Христос (Матфей, гл.27:2; Марк, гл.15:1; Лука, гл.23:1; Иоанн, гл.18:29).

Теперь осталось определить, в каком конкретно году за время правления Понтия Пилата ветхозаветная пасха, вычисленная по цезаревскому календарю, приходилась именно на четверг — на тот день недели, на который, согласно евангелистам, пришлась Тайная вечеря. С этой целью в таблице 7 для интервала лет с 26-го по 36-й гг. н.э. и для разных лунно-солнечных календарей приведены юлианские даты ветхозаветной пасхи, т.е. даты пасхальных полнолуний или 14-го нисана, и соответствующие им дни недели. В этой же таблице для сравнения приведены также соответствующие годы летосчисления по Олимпиадам (столбец Ol.) и годы царствования римского императора Тиберия (столбец Т.). Примечательно, что ветхозаветная пасха по цезаревскому календарю (столбец ЦК) только один раз за все годы правления Понтия Пилата, а именно в 33-м г. н.э., приходилась на четверг.

  Таблица 7 Даты пасхальных полнолуний в разных календарях за период, когда Понтий Пилат был наместником (прокуратором) Иудеи, т.е. с 26-го по 36-й гг. н.э. Обозначения: н.э. — год нашего летосчисления; Ol. — год летосчисления по Олимпиадам; Т. — год царствования римского императора Тиберия; ЦК — пасхальное полнолуние в цезаревском календаре; а.в.Л. — астрономический возраст Луны (в часах) на закате во время «расчётной неомении» пасхального месяца; 14Д — дата вечера на исходе 14-го дня пасхального месяца, начинающегося в «расчётную неомению», т.е. на закате при возрасте Луны от 16,5 до 40,5 часов; ППП и КПП — православное и католическое пасхальные полнолуния; ИПП — 14-е нисана в иудейском вычисляемом календаре без предписанных сдвижек. Все даты указаны по ст.ст., при составлении столбцов а.в.Л. и 14Д использовалось иерусалимское время и требовалось, чтобы пасхальное полнолуние было первым после весеннего равноденствия.  

Таким образом, согласно предложенной гипотезе о роли цезаревского календаря, Тайная вечеря — последняя трапеза Иисуса Христа с апостолами — состоялась 2-го апреля по ст.ст. 33-го г. н.э.

Дополнительно в таблице 7 приведены юлианские даты пасхальных полнолуний в православной (столбец ППП) и католической (столбец КПП) пасхалиях, а также юлианские даты 14-го нисана в вычисляемом иудейском календаре без предписанных сдвижек (столбец ИПП). Эти даты получены экстраполированием назад известных пасхалий, которые, однако, были составлены значительно позже периода правления Понтия Пилата. Поэтому они интересны только для сравнения, так как в прошлом не раз предпринимались попытки датировать первую христианскую Пасху именно по этим пасхалиям.

А вот дополнительный столбец 14Д в таблице 7 действительно представляет определённый интерес, несмотря на то, что подобные расчёты были выполнены ещё в XVIII в. английским учёным Исааком Ньютоном, открывшим физические законы, носящие его имя [18, с.301–304]. В этом столбце приведены юлианские даты «пасхальных полнолуний», определённых не по какому-либо календарному расписанию, а с использованием моментов времени астрономических новолуний, вычисленных по уже упомянутым формулам [5, 6]. Дата такого «пасхального полнолуния» — это дата вечера на исходе 14-го дня пасхального месяца при условии, что а) этот месяц начался в «расчётную неомению», т.е. на закате в 18 часов по иерусалимскому времени при астрономическом возрасте Луны от 16,5 до 16,5+24 = 40,5 часов (этот возраст приведён в столбце а.в.Л.), и что б) определённое таким образом «пасхальное полнолуние» является первым после весеннего равноденствия. Возраст Луны во время неомении взят из книг Э. Бикермана [3, с.15] и И.А. Климишина [1, с.68], в которых утверждается, что в марте на широте Вавилона (близкой к широте Иерусалима) промежуток времени между астрономическим новолунием и неоменией составляет не менее 16,5 часов.

Другими словами, в столбце 14Д таблицы 7 приведены юлианские даты ветхозаветной пасхи (14-го нисана) в таком лунно-солнечном календаре, в котором начало 1-го дня пасхального месяца определялось как бы с помощью наблюдения неомении при благоприятных погодных условиях. Заметим, однако, что этот календарь в некоторых случаях может и не совпадать с историческим религиозным календарём Иерусалимского храма первой половины I в. н.э., так как в то время реальные погодные условия влияли как на наблюдение неомении, так и на вставку эмболисмического месяца.

Из таблицы 7 видно, что 14-е нисана по календарю, определяемому «расчётной неоменией» (столбец 14Д), пришлось на пятницу (день Распятия) только один раз за весь период правления Понтия Пилата, причём на пятницу именно того года, в котором 14-е нисана по цезаревскому календарю (столбец ЦК) пришлось на четверг (день Тайной вечери). Что же касается исторического религиозного календаря Иерусалимского храма, то 14-е нисана в этом календаре могло выпасть на пятницу ещё и в 27-м и 30-м гг., если в эти годы из-за неблагоприятных для наблюдения неомении погодных условий начало пасхального месяца было перенесено на один день позже.

Исходя из этих расчётов, а также из гипотезы о цезаревском календаре, можно предложить следующее объяснение кажущегося разногласия между евангелистами относительно датировки Тайной вечери: евангелист Иоанн в своём рассказе использовал «религиозный календарь Иерусалимского храма», в котором начала лунных месяцев определялись по наблюдениям неомении и в котором вечер с 14-го на 15-е нисана пришёлся на пятницу 3-го апреля 33 г., а евангелисты Матфей, Марк и Лука в своих рассказах использовали «официальный гражданский календарь», совпадающий с цезаревским, в котором начала лунных месяцев были привязаны к расчётному астрономическому новолунию и в котором вечер с 14-го на 15-е нисана пришёлся на четверг 2-го апреля 33 г. Из этого объяснения следует, что Христос был распят 3-го апреля 33 г. — в тот самый день и час, когда в Иерусалимском храме приносились пасхальные жертвы, а Тайная вечеря состоялась 2-го апреля, когда Христос и апостолы отмечали ветхозаветную пасху по календарю, определяемому истинным (астрономическим) новолунием.

Отметим также, что кажущееся противоречие между евангелистами относительно датировки Тайной вечери является, по-видимому, отражением календарной проблемы той эпохи, а именно вопроса: как начинать лунный месяц — в первое наблюдаемое новолуние или в расчётное истинное.

По-видимому, с подобной же проблемой связан и следующий исторический факт. Церковный историк Беда Достопочтенный утверждает, что «в году от воплощения Господа 664-м» на соборе в монастыре под названием Стренескальк (Витби, Англия) «возник великий и вовлекший многих спор о праздновании Пасхи», показавший, что исчисление ирландцами пасхального воскресенья «расходится с обычаями Вселенской Церкви». Суть данного спора заключалась в том, что римлянами пасхальное воскресенье отмечалось «между 15-м и 21-м днями луны», а ирландцами — «между 14-м и 20-м днями» [19, с.100–104]. Согласно пасхалии Дионисия Малого, которая в 532 г. была принята и в Риме, христианская Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после пасхи ветхозаветной, т.е. после вечера с 14-го на 15-е нисана. Именно поэтому пасхальное воскресенье должно попадать «между 15-м и 21-м днями луны», а не «между 14-м и 20-м днями». Тем не менее, ирландцев также можно понять, если предположить, что в то время, когда был спор о Пасхе, их лунный месяц начинался на один день раньше, чем месяц в календаре Дионисия Малого. При таком предположении получается, что ирландцы отмечали пасхальное воскресенье «правильно» — «между 15-м и 21-м днями луны», однако отмечали по своему календарю. Но тогда почему же лунный месяц ирландцев мог начинаться на один день раньше?

Напомним, что Дионисий Малый в своём календаре сохранил александрийские пасхальные новолуния (новолуния пасхальных месяцев), которые были оптимально привязаны к астрономическим фазам Луны эпохи Никейского собора. Однако через 310 лет после Никейского собора, но за 29 лет до собора в Витби, на котором произошёл спор о Пасхе, пасхальные новолуния Дионисия Малого из-за погрешности цикла стали запаздывать в среднем на одни сутки по отношения к реальным астрономическим новолуниям. Возможно, ирландские пасхалисты просто ввели лунную поправку, чтобы их лунный месяц был бы так же оптимально привязан к астрономическому новолунию, как это было у александрийцев в эпоху Никейского собора. Но тогда почему такую же поправку не ввели и в александрийской пасхалии?

Ко времени составления Дионисием Малым своей пасхалии отцы церкви уже решили в основном вопрос, связанный с проблемой датировки Тайной вечери, а именно вопрос: был ли Христос распят 15-го нисана, как это следует из рассказов евангелистов Матфея, Марка и Луки, или 14-го нисана, как это следует из рассказа евангелиста Иоанна. Дату распятия Христа определили по Иоанну — 14-е нисана, «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (Библия, 1-е послание к коринфянам св. апостола Павла, гл.5:7), а пасхальные жертвоприношения совершаются «в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером». В связи с этим решением необходимо было также «по Иоанну» привязать к фазам Луны и расписание пасхальных новолуний. Поскольку в эпоху Никейского собора александрийское расписание пасхальных новолуний было оптимально привязано именно к астрономическим новолуниям (см. главу 4), то эту привязку (в рамках гипотезы, предложенной в настоящей главе и объясняющей разногласие между евангелистами относительно датировки Тайной вечери) можно назвать привязкой «по Матфею, Марку и Луке». Однако три века спустя, когда астрономические новолуния из-за погрешности цикла стали опережать календарные в среднем на одни сутки, привязка александрийских пасхальных новолуний к фазам Луны становится привязкой к первым наблюдаемым новолуниям или привязкой «по Иоанну». Таким образом, в VII в. пасхальные новолуния Дионисия Малого (они же александрийские) автоматически уже были привязаны к фазам Луны именно «по Иоанну» и никаких дополнительных лунных поправок не требовалось.

Далее отметим, что в рамках предложенной гипотезы, объясняющей с помощью цезаревского календаря проблему датировки Тайной вечери, год распятия Христа вычисляется однозначно. Этот год совпадает с датировкой, приведённой в «Хронике» Евсевия Кесарийского (ок. 260–340 гг.): «Христос был распят и воскрес на 19-м году правления Тиберия, или на 4-м году 202-й Олимпиады» [1, с.337]. Датировка по годам правления римского императора Тиберия основывается на свидетельстве евангелиста Луки, что Иоанн Креститель начал проповедовать крещение «в пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря» (Лука, гл.3:1–2), а также на собственных расчётах Евсевия, что после крещения у Иоанна «время учительства Спасителя нашего продолжалось неполных четыре года» [9, с.39]. Датировка по Олимпиадам, приведённая Евсевием, появилась в первой половине II в. благодаря исторической хронике «Выдержки из Олимпиад» греческого языческого писателя Флегона [20, с.36–40], утверждавшего (в пересказе христианских писателей), что в 4-м году 202-й Олимпиады было сильное землетрясение в Вифинии, разрушевшее много зданий в Никее, и необычайное «затмение солнца», начавшееся в полдень (необычайное — потому, что оно случилось во время полнолуния). Евсевий нашёл свидетельство Флегона согласующимся как с его собственной датировкой, так и с евангельскими рассказами, что во время распятия Христа «и померкло солнце» (Лука, гл.23:45), «и земля потряслась» (Матфей, гл.27:51).

Приводя свидетельство Флегона, необходимо сделать следующее замечание. Христианский теолог и писатель Ориген (185–254 гг.) в своём трактате «Против Цельса» (кн.II, гл.14) пишет: «Флегон <...> приписал Христу предвидение неведомого будущего. Правда, он перепутал и вместо того, чтобы говорить об Иисусе, говорит о Петре, но он всё же засвидетельствовал, что исполнилось всё, что и как Он предсказал» [20, с.36]. Возможно, что в этом отрывке речь идёт об апостоле Петре, который в 50-й день после первой христианской Пасхи напомнил предсказания ветхозаветного пророка Иоиля (Деяния св. апостолов, гл.2:14–21), среди которых есть и такие слова: «Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень...» (кн. пророка Иоиля, гл.2:31). Если это действительно так, то Флегон определённо связывает дату «землетрясения и затмения» с датой распятия Христа. Однако, раннехристианские богословы понимали, что обычное солнечное затмение не могло быть в канун иудейской пасхи (а именно тогда распяли Христа), так как этот праздник отмечается в дни полнолуния, когда Луна и Солнце находятся в оппозиции. А вот лунное затмение, про которое в древности говорили, что «луна превращается в кровь», вполне могло быть в день распятия Христа. Поэтому возможно, что два разных события — «помрачение солнца в полдень» и «лунное затмение на закате» — Флегон перепутал с одним «солнечным затмением».

Это предположение удивительным образом согласуется с астрономическими расчётами (см., например, [5]), согласно которым в пятницу 3-го апреля по ст.ст. 4-го года 202-й Олимпиады (33-го г. н.э.) произошло частное лунное затмение, которое началось примерно за 2,4 часа до восхода Луны в Иерусалиме, а закончилось примерно через полчаса после этого восхода. Однако надо сказать, что во время частных лунных затмений «покраснение» затемнённой части лунного диска практически не наблюдается на фоне яркой незатемнённой части. Поэтому не исключено, что сообщение Флегона о затмении (если речь идёт действительно о лунном затмении) основывается не на свидетельствах очевидцев, а только на астрономических расчётах того времени.

Добавим, что по нашему летосчислению 19-й год царствования императора Тиберия продолжался с августа 32-го по август 33-го гг. [3, с.285, 236], а 4-й год 202-й Олимпиады — с июня 32-го по июнь 33-го гг. [3, с.172]. Датировка распятия Христа 33-м годом н.э. получила дальнейшее распространение в хрониках византийского историка Георгия Синкелла (рубеж VIII–IX вв.) и антиохийского патриарха Михаила Сирийца (1126–1199 гг.). Этим же самым годом распятие Христа датируется и в «Англосаксонских хрониках» (период до 750 г.), записанных в конце IX в. на основе «Истории» Беды Достопочтенного (673–735 гг.) [19, с.221].

Заключение

Логическим следствием гипотезы «о цезаревском лунно-солнечном календаре и о его дальнейшей модификации» — об оборотной стороне календарной реформы Юлия Цезаря, подробно изложенной в настоящей статье, являются следующие исторически известные календарные характеристики:

  • сирийский (иудейский) и александрийский 19-летние циклы;
  • фрагменты 19-летнего цикла Анатолия Лаодикийского;
  • александрийское расписание пасхальных полнолуний в юлианском календаре, применяющееся в православной пасхалии;
  • начала александрийской и византийской эр от «сотворения мира»;
  • средневековые лунные эпакты и лунные регуляры;
  • средневековое расписание новолуний в юлианском календаре (за небольшими исключениями).

В рамках этой гипотезы кажущееся противоречие между рассказами библейских евангелистов относительно датировки Тайной вечери объясняется тем, что начало лунного месяца у евангелиста Иоанна определяется по первому наблюдаемому новолунию, а у евангелистов Матфея, Марка и Луки — по астрономическому новолунию, вычисляемому по цезаревскому лунно-солнечному календарю. Другими словами, в первом случае использовался религиозный календарь Иерусалимского храма, а во втором — официальный гражданский календарь. Кроме того, эта гипотеза не только объясняет рассмотренное противоречие, но и приводит к однозначной датировке распятия Христа, совпадающей с древней датировкой Флегона, известной ещё в первой половине II в. н.э.

Символично, что в цезаревском календаре в эпоху Страстей Христовых, а также в его модифицированном варианте (т.е. в предполагаемом прообразе вычисляемого иудейского календаря) в эпоху разрушения Иерусалимского храма средний момент астрономического новолуния приходился практически на начало первых суток лунного месяца, если в первом календаре началом суток считать полночь, как потом стало у христиан, а во втором — закат — традиционное начало суток у иудеев.

Таким образом, есть все основания утверждать, что гипотеза о цезаревском календаре и объяснение с её помощью противоречия в датировках Тайной вечери имеют достаточно высокую степень вероятности.

Литература:

Климишин И.А. Календарь и хронология, 3-е изд. — М., Наука, 1990.

Селешников С.И. История календаря и хронология, 3-е изд. — М., Наука, 1977.

Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность — М., Наука, 1976.

Эфросман A.M. К вопросу о происхождении нашего летосчисления. — Историко-астрономические исследования, вып. XVII, 1984.

Espenak F. Six Millennium Catalog of Phases of the Moon. — NASA / Goddard Space Flight Center, 2007.

Meeus J. Astronomical Algorithms, 2nd ed. — Willmann-Bell, Inc., Richmond, 1998.

Уваров В.А. Астрономические заметки о пасхальном полнолунии. — Русский переплёт, 2006.

Болотов В.В. Александрийская пасхалия: логика и эстетика. — В кн.: Календарный вопрос. / Под ред. А. Чхартишвили. — М., Сретенский монастырь, 2000.

Евсевий Памфил. Церковная история. — СПб., Амфора, 2005.

Лебедев Д.А. 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского. — Византийский временник, том XVIII, 1911.

Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. — М., Наука, 1991.

Идельсон Н.И. Этюды по истории небесной механики. — М., Наука, 1975.

Лалош М.Н. Сравнительный календарь древних и новых народов, 3-е изд. — СПб., 1869.

Ginzel F.K. Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie, Bd. III. — Lpz., 1914.

Lefgren J.C. April Sixth. — Deseret Book Company, Salt Lake City, 1980.

Иосиф Флавий. Иудейская война. — Минск, Современный литератор, 2004.

Иосиф Флавий. Иудейские древности, том 2. — Минск, Беларусь, 1994.

Pratt J.P. Newton's Date for the Crucifixion. — Quarterly Journal of Royal Astronomical Society, Vol. 32, No. 3 (Sept.), 1991.

Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. — СПб., Алетейя, 2003.

Иисус Христос в документах истории. / Под ред. Б.Г. Деревенского, 3-е изд. — СПб., Алетейя, 2000.

Здесь читайте:

Литература по летосчислению и хронологии.

Уваров В.А. К вопросу о математической датировке православной пасхалии - 20.10.2004

Елисеев Г.А. - Историк России, которого не было (о текстах, написанных в жанре "фольк-хистори").

Журавель А.В. - Суточный счет в средневековой Руси (как считали время на Руси).

Журавель А.В. - Месяцы "книжные" и "небесные": их соотношение на страницах летописей

Журавель А.В. - Хронологические данные в "Слове о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича"

Журавель А.В. - Вопрос о принципах издания летописей и древнерусский новый год

Журавель А.В. - Исторические события как проявления времени

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.