Наглядный и речевой материал по темам: «Осень», «Огород», «Овощи», «Сад», «Фрукты» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наглядный и речевой материал по темам: «Осень», «Огород», «Овощи», «Сад», «Фрукты»



1. Растут, цветут, зреют: Альбом для раскрашивания. — М., 1989. (Фрукты, овощи).

2. Баранников И.В. и др. Русский язык в картинках. — Ч. 1. — М., 1984. — С. 120-121, 34-35, 36-37.

3. Большой словарь Уолта Диснея. — Минск, 1995. — С. 34-35. (Сад, огород).

4. Вдовенко С.С. Альбом рисунков для обучения английскому языку. — Киев, 1981. (Лист 24 — осень. Лист 61 — фрукты).

5. Гербова В.В. Картинки по развитию речи детей старшего, дошкольного возраста. — М., 1985. (Сюжетная картина «Тяпа и Топ сварили компот»).

6. Зыков С.А. и др. Звездочка. — М., 1976. — С. 46-49, 32-34, 28-31.

7. Кузьмина Н.И. и др. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М., 1977. — С. 43-46, 132, 137.,

8. Лоза Г.Ф. Альбом для развития'речи детей раннего возраста. — Киев, 1981. (Сюжетная картина «Угощение», фрукты).

9. Семко Т.П. Альбом по развитию русской речи. — Киев, 1982. — С. 13 (уборка овощей), 18 (посадка рассады овощей).

10. Соловьева О.Я. Альбом по развитию речи «Говори правильно». — М., 1978. (Предметные картинки: помидор — помидоры, яблоко — яблоки,, груша — груши, лимон — лимоны).

11.Тругларжова М. Картинный словарь для больных с афазией. — Прага, 1979. (Предметные картинки: овощи, фрукты, сад).

12.Тумакова Г.А. Звучащее слово. — М., 1980. (Овощи).

13.Файнштейн. В детском саду (Осень, овощи). (Серия «Мир в картинках»)

Занятие 12: «ОДЕЖДА»

Цели: активизировать в речи детей словарь по теме; закреплять умение сравнивать два предмета одной группы.

Задачи:

Л. Вводить в речь детей названия предметов одежды и их частей, обобщающие понятия одежда, обувь; послоговое проговаривание слов: ком-би-не-зон, ка-пю-шон.

Г. Изменять существительные по числам.

Образовывать и употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Закреплять понятие рода путем согласования слов мой, моя, (мое — с сильной подгруппой), один, одна, два, две с существи­тельными.

Обратить внимание на неизменяемость слова пальто.

П. Употреблять союз «а» при сравнении предметов.

Составлять предложения из 3-4 слов (П + С + Вин. п.; П + С + Вин. п. + Дат. п.) с дополнениями

С. Обучать составлению загадок о предметах одежды по назы­ванию деталей. Материал:

1.Натуральные предметы одежды (в которую одеты дети).

2. Предметы одежды детей в их шкафчиках в раздевальной комнате.

3. Предметные картинки.

4. Куклы из картона с набором бумажной одежды у каждого ребенка на столе.

5. Сюжетные картины: «Осень» (41), «Зима» (43), «Стирка» (32) — из «Альбома...» Г.Ф. Лозы.

Приемы, упражнения:

1.Прежде чем войти в кабинет на занятие, дети по просьбе логопеда открывают свои шкафчики в раздевальной и называют одежду по образцу: Это моя куртка. Это моя шапочка. Это мой шарф. Это мой свитер. И т.д.



2. Обобщенное называние всех предметов: одежда и обувь, (внизу).

3. Называние предметов одежды на предметных картинках, распределение их на 2 группы: одежда, обувь.

4. Дид. игра «Один — много» по предметным картинкам.
Логопед с участием детей называет одежду в соответствии с тем частями тела, на которые она надевается (шапка — шапки, кепка кепки, косынка косынки, панама панамы, шляпа шляпы;
кофта
кофты, шуба шубы и т.д.).

Обратить внимание: платок платки, носок носки.

5. Рассматривание сюжетных картинок и называние на них одежды детей по сезонам: осенняя одежда, зимняя одежда, летняя одежда.

6. Составление предложений по картине «Стирка» с употребле­нием существительных в уменьшительной форме.

Маша стирает платьице.

Таня вешает маечку.

Таня повесила трусики, ленточку и штанишки.

7. Обратить внимание на разное значение слов: стирает (одежду) моет (куклу).

8. Дид. игра «Оденем куклу на прогулку» (картонная кукла с набором одежды). Обговаривание действий детей:

Что ты делаешь?

Я надеваю кукле платье (платьице).

-- Я надеваю куртку кукле (курточку

Я надеваю ком-би-не-зон.

А ты, Оля, что надеваешь своей кукле? И т.д.

9. Называние деталей платья и рубашки, куртки и пальто; срав­нение этих предметов попарно.

Образец: Платье рубашка:

воротник — один воротник воротничок;

рукав два рукава рукавчики;

карман один карман два кармана карманчик;

пуговица пуговицы, одна пуговица две пуговицы;

петля-петелька петли петельки, одна петля две петли;

рукавчик короткий рукав длинный;

рубашка короткая платье длинное.

10.Отгадать загадку логопеда (по названным деталям узнать целый предмет).

11.Составление загадок детьми по аналогии.

12.Составление словосочетаний со словами шуба и пальто с целью показать неизменяемость слова пальто.



Надеваю шубу. Надеваю пальто. У меня нет шубы. У меня нет пальто. Пуговицы у шубы. Пуговицы у пальто.

Пришили к шубе. Пришили к пальто.

13. Физкультминутка.

Две руки хлопают,

Две ноги топают,

Два локотка вращаются,

Два глаза закрываются.

Занятие 13: «ОДЕЖДА»

Цели: учить детей умению запоминать короткие стихи; при проговаривании их не нарушать грамматическое оформление слов и словосочетаний, соблюдать рифму и ритмический рисунок про­изведения.

Задачи:

Л. Выделение из стихотворения уменьшительной формы суще­ствительных, объяснение слова «неумелочка».

Активизация глагольной лексики по теме: антонимы (одевать раздевать, надевать снимать, одеваться раздеваться, завязы­вать — развязывать, застегивать расстегивать), различение действий (одевать надевать; вешать класть.ставить).

Г. Употребление в практических упражнениях предлогов в, на.

П. Употребление простых предложений из трех слов, с однород­ными дополнениями, с предложными конструкциями. С. Заучивание короткого стихотворения. Материал:

1.Сюжетные картинки для составления предложений.

2. Текст стихотворения «Таня-неумелочка».

3. Карточки-сигналы с условно-графическим изображением предлогов в, на.

Приемы, упражнения:

1. Беседа о самостоятельности детей при одевании и раздевании. Ответы на вопрос что ты делаешь сям? (сначала при одевании, потом при раздевании) по представлению детей.

Я сам надеваю брюки. Я сама надеваю кофту.

А умеешь ли ты застегивать брюки (кофту)?
Проговаривание слова: за-сте-ги-ва-ю.

Я сам застегиваю брюки.

Кто умеет завязывать шапку (шарф)?
Я умею завязывать шапку.

Я сам завязываю шапку (шарф). Я сама расстегиваю пуговицы. Я умею развязывать шнурки. И т.п.

А чего ты еще не умеешь делать?

Я не умею завязывать (развязывать) шарф. И т.п.

2. Выделение слов-действий с противоположным значением (одеваться раздеваться, завязывать развязывать и т.д.).

3. Составление предложений по сюжетным картинкам и вопро­сам: кто? что делает? что сделал? что?

Вова надевает сапоги. Лида снимает фартук.

Про что еще можно сказать «надевает», «снимает»?
Таня надела пальто, сапоги и шапку.

Леня снял куртку, сапожки и шапочку. Лена завязывает (развязывает) шапочку. И т.п.

4. Различение слов надевает одевает по сюжетным кар­тинкам.

Мама одевает дочку.

Девочка сама одевается. Она надевает куртку.

Девочка одевает куклу. Бабушка сама одевается. Она надевает шубу.

5. Чтение логопедом наизусть стихотворения «Таня-неуме­лочка».

6. Беседа по содержанию стихотворения.

7. Словарная работа:
значение слова «неумелочка»;
сапожки сапоги, чулочки чулки;

надевают (мама надевает, папа надевает, мама и папа надевают).

8. Заучивание стихотворения сопряженно с логопедом, отра­женно по 2 и 4 строчки.

9. Чтение стихотворения наизусть теми детьми, кто его за­помнил.

10. Различение действий: ставить (стоит), вешать (висит), класть (лежит) с использованием таблицы,

Что висит? (Шуба, ножницы, полотенце, халат, платье). Что лежит? (Карандаш, тетрадь, мяч, нож, вилка). Что стоит? (Чайник, ваза, туфли, будильник, стакан).

11.Составление предложений по сюжетным картинкам с исполь­зованием карточек-сигналов предлогов в, на.

Девочка вешает шубу в шкаф. (Внутрь в). Мальчик кладет шапку на полку. (Наверх на). И т.п. Сигналы: в— контур кубика, внутри кубика мячик; на — на таком же контуре кубика тот же мячик.

12. Физкультминутка. Проговаривание стихотворения «Таня-неумелочка» под движение шагом (логическое ударение хорошо сочетается с шагом правой ноги).

Занятие 14: «ОДЕЖДА»

Цели: развивать языковое чутье детей путем образования и упо­требления приставочных глаголов; развивать понимание описа­тельной речи.

Задачи:

Л. Активизировать лексику по теме; введение в речь детей слов портниха, швея, швейная машина, швейная фабрика, ателье; ткань в полоску, в клеточку, в горошек, без рисунка; виды отделок, укра­шений: оборки, складки, кружева, вышивка.

Различение глаголов: шить вязать вышивать.

Г. Образование и употребление приставочных глаголов (при­ставки при-, за-, вы-).

Ответы на вопрос кому?

П. Составление предложений типа: П + С + Вин. п. + Дат. п. (кто? что делает? что? кому?).

Употребление усвоенных типов предложений. С. Понимание описательного рассказа логопеда. Заучивание наизусть четверостишия. Материал:

1.Сюжетные картинки для составления предложений.

2. Табличка «Портниха».

3. Детали кроя кукольного платья у каждого ребенка.

4. Натуральные предметы одежды с различными украшениями (вышивка, оборки, кружева, складки).

5. Текст для заучивания:

Целый день сегодня шью.

Я одела всю семью.

Подожди немного, кошка,

Будет и тебе одежка.

Приемы, упражнения:

1.Беседа «Где берем одежду».

2. Рассматривание и высказывания детей по сюжетным картин­кам «Магазин одежды», «На швейной фабрике».

3. Составление предложений по табличке «Портниха»:
Портниха шьет платье. Портниха шьет брюки. И т.п. Портниха шьет платье и брюки. Портниха шьет брюки и платье. И т.п. Портниха шьет платье, брюки и пальто. И т.п.

4. Распространение предложений дополнением, отвечающим на вопрос кому?

Портниха шьет платье маме.

Бабушка шьет сарафан внучке (Маше, девочке).

5. Дид. игра «Портниха или портной». Детали кроя каждому ребенку. Составление словосочетаний:

Карман (пуговицы) надо пришить.

Рукав (рукава) надо вшить.

Низ (подол) надо подшить.

Дырку надо зашить.

Узор надо вышить.

Выделение действий: шить пришить — подшить- заилить.

6. Украшение платья и обговаривание:
Я пришиваю кружева.

Я вышиваю узор. Я пришиваю оборки.

7. Рассматривание детской одежды (расцветка ткани, украшения, детали).

8. Дид. игра «Потерялся мальчик» или «Потерялась девочка».
Логопед: Внимание! Внимание! В нашем магазине потерялась

девочка пяти лет. На ней красное платье в белый горошек. На платье два кармашка и белый воротничок. На голове у девочки красный бан­тик. На ногах белые носочки и красные сандалики. Кто найдет эту девочку, приведите ее ко мне. И т.п.

9. Рассматривание вязаных предметов одежды, называние по памяти того, что необходимо для вязания, и составление предло­жений по сюжетным картинкам:,

Бабушка вяжет шарф внуку. Девочка вяжет кофту кукле. Мама вяжет шапку дочке.

10. Заучивание наизусть четверостишия.






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.018 с.