Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 10. Спрос и конкурентное поведение потребителя.

2017-05-16 1001
Тема 10. Спрос и конкурентное поведение потребителя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Ключевые понятия


Бюджетная линия

Бюджетное ограничение

Закон насыщения потребностей

Закон убывающей предельной полезности

Законы Госсена (первый и второй)

Карта (кривых) безразличия

Кривая безразличия

Кривая Энгеля

Нормальный (качественный) товар

Общая полезность блага

Оптимум потребителя

«Парадокс воды и алмаза»

Полезность

Потребительское поведение

Правило максимизации полезности

Предельная индивидуальная полезность

Предельная норма замещения

Предельная полезность блага

Предпочтения

Принцип равной полезности

Проблема «зайцев»

Равновесие потребителя

Рента потребителя

Спрос функциональный

Спрос нефункциональный

Товар низшего качества

Функция полезности

Эффект Веблена

Эффект дохода

Эффект замещения

Эффект присоединения к большинству

Эффект сноба


Учебная цель: раскрыть содержание концепции полезности, в рамках которой

обосновать процесс формирования цен.

После изучения темы обучающийся должен:

Знать:

· теорию предельной полезности;

· понятия: общая и предельная полезность, бюджетная линия, кривая безразличия, предельная норма замещения;

· эффект дохода и эффект замены по Хиксу;

· закономерности оптимального потребительского выбора.

Уметь:

· определять оптимум потребителя;

· осуществлять выбор в условиях изменения бюджетных ограничений;

· рассчитывать предельную полезность и строить модель кривых безразличия на основе гипотетических данных;

· использовать теории потребительского поведения для анализа конкретных экономических ситуаций и прогнозирования тенденций их развития;

· представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

· методологией исследования потребительского выбора;

· приемами графического анализа моделей потребительского поведения;

· навыками самостоятельной аналитической работы.

Методы исследования,используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция

и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование.

План семинарского занятия

1. Понятие общей и предельной полезности блага. Полезность и цена.

2. Потребительский выбор и максимизация благосостояния потребителя (кардиналистская концепция).

3.Моделирование поведения потребителя в ординалистской концепции: кривые безразличия и бюджетное ограничение. Оптимум потребителя.

Литература

· Курс экономической теории: учебник – 7-е доп. и перераб. издание / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - Киров: «АСА», 2013. Гл.5,§ 3,9.

Дополнительная литература

1. Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. – М.: Республика, 1992. Гл. 23.

2. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2002.

– Гл. 6.

Примерная тематика рефератов и сообщений

1. Применение модели рационального выбора.

2. Рациональное поведение и личный интерес.

3. Влияние микроэкономических эффектов на спрос на брендовые товары.

Сочините экономическое эссе

· «Ест орехи, а на зипуне прорехи»

· «Хорошо дешево не бывает. Цена по товару, и товар по цене».

(Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в 2-х томах. М., 1984).

Выполните самостоятельно

Задание 1. Предположим, что вы потратили весь ваш доход на покупку двух товаров

С помощью анализа кривых безразличия покажите невозможность того, что оба товара являются некачественными.

Задание 2. Если на одной оси откладывать количество яда, а на другой – противоядия, как могут выглядеть кривые безразличия и что они будут означать?

Задание 3.

3.1.Какой из следующих перечней значений предельной полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?   3.2.Какой перечень значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?
1. 200 150 100 50 1. 200 300 400 500
2. 200 300 400 500 2. 200 450 750 1100
3. 200 200 200 200 3. 200 400 1600 9600
4. 200 250 270 280 4. 200 250 270 280
5. 200 150 150 150 5. 200 350 450 600

 

Задание 4 для обсуждения на семинарском занятии. Кейс. Предпочтения потребителя: любовь к мясу неистребима.

Источник: Роуэддер С., Трофимов Я.Любовь к мясу неистребима // Ведомости. 2001.

18 мая.

Панзано, Италия—сотни поклонников знаменитых тосканских стейков фьюрентино толпились перед мясной лавкой Дарио Чеккини. На появление хозяина лавки толпа отреагировала одобрительным гулом — Чеккини объявил об открытии необычного аукциона. Лотами на нем были сочные куски сырой говядины на косточке.

С 1 апреля сего года в большинстве европейских стран стейки фьюрентино попали в список продуктов, запрещенных к продаже, — так Европа пытается бороться против распространения губчатой энцефалопатии (BSE), более известной под названием «коровье бешенство». Медики полагают, что люди заболевают в результате употребления в пищу мяса больных животных.

Из страха перед болезнью в Европе были забиты сотни тысяч голов рогатого скота. Участников аукциона, организованного Чеккини, ничуть не обеспокоило то, что куски мяса, выставленные на торги, были на косточках — по мнению специалистов, именно в костной ткани гнездится основное количество патогенных микробов, вызывающих заболевание. Не смущало их и то, что стейки были получены от мясоперерабатывающего комбината Cremonini, а первый в Италии случай BSE был зарегистрирован на одной из боен, принадлежащих именно этой компании. Несмотря ни на что, стейки весом до 2,5 кг, обычная цена которых не превышает 50 долл., на этом аукционе уходили за 5000 долл.

Максимальную цену — 5000 долл. — за вожделенный и запретный кусок мяса заплатил ювелир из Флоренции Стефано Гушелли Брандимарте. — Я знаю, что BSE — тяжелое заболевание, — говорит он, — и запрет на такие стейки, может быть, вполне обоснован. Но те, кто ест фьюрентино, ничего не боятся и будут есть их всегда!

Недавние страхи перед BSE, охватившие Европу, не слишком сильно умерили любовь европейцев к мясу. Поначалу, когда в октябре 2000 г. на континенте были обнаружены первые случаи коровьего бешенства, некоторые и впрямь вознамерились пересмотреть свои гастрономические привычки. Однако сейчас, по данным Еврокомиссии...потребление говядины снова начало расти.

В апреле этого года потребление мяса на континенте было на 18% ниже, чем в апреле 2000 г., однако оно заметно выросло по сравнению с февралем, когда потребление говядины было на 28% меньше, чем в феврале 2000 г. По мнению производителей продуктов питания, к концу года спрос на говядину вернется к «допаническому» уровню.

Европейцы любят мясо. В недавнем опросе, который проводился германским журналом для женщин, 63% опрошенных заявили, что вегетарианская кухня менее питательна, а около 30% опрошенных сказали, что их домашние обещали бойкотировать обеды без мяса. Попытки использовать страх людей перед BSE, чтобы протолкнуть на массовый рынок такие экзотические продукты, как мясо страуса, кенгуру или крокодила, успехом не увенчались.

Вопросы

1. Нарисуйте карту кривых безразличия для товарного набора, состоящего из мяса и прочих продуктов, для европейцев.

2. Какие изменения претерпели предпочтения европейцев (которые следует отразить на карте кривых безразличия) в связи с угрозой заболевания и последующими событиями?

3. Каким образом будет выглядеть карта кривых безразличия для европейцев, если в набор включены говядина и другие виды мяса (страуса, кенгуру или крокодила)?

4. Как будет выглядеть карта кривых безразличия для итальянцев, участвовавших в аукционе, о котором идет речь в статье, по сравнению с предпочтениями прочих европейцев?

(Микроэкономика. Макроэкономика: сборник кейсов: учеб. пособие для преподавателей / А.В. Аносова, И.В. Зороастрова, А.А. Касаткина и др.; под ред. С.Ф. Серегиной, А.В. Аносовой. – М.: Маркет ДС, 2008. – 384 с.)

 

Проверьте себя

1. Дайте определение категориям: «полезность», «ценность», «предельная полезность», «цена». Каковы взаимосвязи между ними?

2. В чем смысл и назначение теории потребительского поведения (выбора)?

3. В какой динамике (скачкообразно или постепенно) происходит удовлетворение потребностей?

4. Почему вода, обладая высокой полезностью, имеет низкую цену, а алмазы, менее полезные для человека, - высокую цену?

5. Каков механизм регулирования цен с позиций теории полезности?

6. В чем смысл первого и второго законов Г. Госсена?

7. Решает ли вопрос о рациональном распределении денежного дохода максимизация полезности, вытекающая из второго закона Г. Госсена?

8. Как полезность блага связана с его редкостью?

9. При каком условии потребительский выбор считается рациональным?

10. Потребительское поведение влияет на развитие производства и предложение товаров?

11. Что означает рациональность поведения покупателя?

12. Что такое равновесие потребителя?

13. Полезности разных товаров можно измерить или нет?

14. Что такое предельная полезность блага и какова её практическая значимость?

15. Может ли предельная полезность возрастать?

16. Может ли «предельная полезность» принимать отрицательное значение?

17. Каково содержание «закона убывающей предельной полезности»?

18. Убывает ли предельная полезность при потреблении духовных благ (книг, театра, музыки, кино)?

19. Что общего между законом убывающей предельной полезности и законом спроса?

20. Какие зависимости выражают кривые безразличия и бюджетная линия?

21. Какое экономическое содержание отражает движение вдоль кривой безразличия и переход с одной кривой на другую в карте кривых безразличия?

22. Почему наклон бюджетной линии не может быть положительным?

23. Почему кривые безразличия для наборов из двух любых товаров должны иметь отрицательный наклон?

24. Чем отличается количественный подход к измерению полезности от порядкового подхода?

25. Что выражает собой норма замещения одного блага другим и эластичность этого замещения?

26. Как уменьшение предельных норм замещения У на Х влияет на форму кривых безразличия?

27. Что такое эффект замещения и эффект дохода и какова взаимосвязь между ними?

28. Как влияют изменение цен на товары и величины дохода на равновесное состояние покупателя?

29. Может ли случиться так, что выбор любой точки на бюджетной линии принесёт потребителю одинаковую полезность?

30. Что такое выгода потребителя? Как её максимизировать?


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.